Депрессии у детей и подростков

РЕАКТИВНЫЕ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Интерес к детским депрессиям возник относительно недавно, что объясняется представлениями о детях как о существах изна­чально от природы счастливых, жизнерадостных, неспособных глубоко и продолжительно переживать свои трудности.

Реактивная депрессия проявляется печальным видом, жалобами на переживания грусти, легким появлением слез, сни­женным настроением, стремлением к одиночеству, безнадежно­стью, пессимизмом, утратой интересов и удовольствия, снижением энергичности, приводящей к повышенной утомляемости и паде­нию активности. Наряду с этим обычно появляются мысли винов­ности и уничижения (с ипохондрическим и суицидальным содер­жанием или без него).

Распространенность. Оценка распространенности депрессии у детей зависит от особенностей популяции, возраста, принятой дефиниции депрессии, типа использованного метода выявления и способности информантов дать отчет о своем состоянии. X Н. Ка$- Ьаш (1984), обследовав 955 детей 9-летнего возраста, обнаружил у 1,8% «большие депрессии» и еще у 2,5% — «малые депрессии». У дошкольников выявлено больше страдающих депрессией (2% — с большой депрессией и 7% — с малой депрессией). Из детей и подростков с длительной депрессией средней тяжести более 75% составили школьники, а из них около половины — подростки 11-14 лет. Среди них 1/3 были мальчики и 3/4 — девочки. Среди амбулаторных психических больных детей 1% с депрессивными расстройствами. 82% пациентов страдают невротической депрес­сией, 8% — эндогенной, 3% — анаклитической и у двух больных диагностирован маниакально-депрессивный психоз. Среди психи­чески больных подростков 25—30% имеют депрессивные проявле­ния. Депрессия выявлена у 45% учащихся ПТУ и у 7% учеников средних школ, а среди подростков, состоящих на учете в ПНД, — 8,5%. [Сосюкало О. Д. и др., 1988]. Отмечается частое со­четание депрессии с другими психическими расстройствами. Де­ти, поступающие в соматические отделения, нередко обнаружива­ют сниженное настроение и соответствующее поведение. Из 100 соматических больных детей (7—12 лет) у 11 обнаружены де­прессивные проявления. У многих депрессивных детей имеются соматические симптомы, большая часть из них — расстройство же­лудочно-кишечного тракта.

Клинические проявления. Детская депрессия не специфиче­ское заболевание, а синдром, входящий в состав той или иной бо­лезни. Как правило, наличие расстроенного настроения в течение значительного времени (более 2 недель) и отдельные проявления уничижительных мыслей достаточны для диагноза депрессивного расстройства. У детей чаще вместо типичных симптомов снижен­ного настроения наблюдаются такие проявления (эквиваленты), в основе которых лежат аффективные расстройства. Диапазон взгля­дов на депрессию у детей охватывает, с одной стороны, отрицание депрессии как таковой, с другой — указания на высокую распро­страненность депрессий даже у нормальных детей. С. Р. Ма1тдш5<

(1975) считает, что депрессивная симптоматика встрегается в рамках следующих расстройств.

1. В ассоциации с органическим заболеванием:

а) симптоматика — часть патологического процесса;

б) вторичная (реактивная) симптоматика по отношению к органическим проявлениям.

2. Депривационные синдромы, связанные с эмоционально

а) анаклитическая депрессия;

б) лишенный эмоциональности тип характера.

3. Синдромы, связанные с трудностями формирования инди­видуальности:

а) проблемы отрыва от семьи — индивидуализация;

б) школьные фобии с депрессивным компонентом.

4. Латентные типы:

а) связанные с потерей значимого для больного объекта;

б) неспособность принять недостижимые идеи;

в) депрессивные эквиваленты (с депрессивным или без де­прессивного аффекта);

г) маниакально-депрессивный психоз;

д) безмотивные типы характера (общая ангедония);

е) обсессивный характер (компенсированная депрессия).

5. Подростковые типы:

а) расстройство настроения;

б) реактивные состояния;

в) шизофреническая депрессия;

В детские невротические расстройства настроения включают острее, хронические и маскированные депрессии. Эти расстройст­ва настроения понимаются как проявления депрессивного аффекта большой продолжительности, ассоциирующегося с ухудшением личностного, социального и соматического функционирования. В более тяжелых случаях отмечаются отставание развития, чувст­во отчаяния и суицидальные мысли. При маниакально-депрессив­ном психозе расстройства эффективности наиболее стойкие и со­четаются с нарушениями поведения. Депрессия при этом может быть явной или обнаруживаться лишь с помощью прожективных методик либо в форме фантазий. Редко депрессии детей имеют более полное сходство с такими же расстройствами у взрослых. Маскированные и хронические разновидности отличаются от не­вротических реакций продолжительностью, интенсивностью, упор­ством и развитием клинической картины, так же как и более про­должительными личностными изменениями. Депрессии развива­ются следующим образом: еще до манифестации расстроенного настроения в переживаниях больных уже появляются депрессив­ные темы. Если психологическая защита в форме фантазий не справляется, не разрешаются трудности, приведшие к переживани­ям, то появляется словесное их отображение. Если не срабатывает и второй уровень защиты, то депрессия проявится соответствую­щим настроением и поведением. Однако вряд ли это объяснение универсально.

Выделяют три подтипа депрессии: первый подтип, чаще наблюдающийся у 6—8-летних детей, он связан главным образом с эффективностью, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощ­ность, безнадежность, погруженность в свои переживания в связи с потерянностью, отрывом и воспитанием. Второй подтип — у 8—12-летних школьников, он отличается низкой самооценкой, отрицательно воспринимаемым другими высокомерием, страхом быть использованным и предположением продолжающихся неудач или несчастий. Реже встречается третий подтип (у детей стар­ше 10 лет), характеризующийся чрезмерным чувством вины, кара­ющей самооценкой, пассивными и активными мыслями о самопо- вреждениях и желании возвращения утраченного. С возрастом ме­няется не только подтип, но и увеличивается число симптомов. У детей чаще депрессии проявляются фантазиями (в мечтах, ри­сунках, спонтанных играх), реже и менее отчетливо в словесном выражении, и еще реже они выявляются в расстройстве настрое­ния и поведения. Описывают также два типа депрессий с низким и высоким нейротизмом. Депрессия с низким нейротизмом проте­кает длительно, с флюктуациями (колебаниями интенсивности). Депрессия в сочетании с высоким нейротизмом характеризуется коротким течением и симптоматикой, связанной с психотравмиру­ющими событиями. Детская депрессия характеризуется пережива­нием истинной или воображаемой утраты эмоционально значимой фигуры. При этом ребенок не способен достичь желаемой цели или не может установить защитную зависимость. Отсутствие ком­пенсаторной зависимости приводит к снижению самооценки, кото­рая выражается отчаянием, изоляцией, лживостью и воровством. Могут быть и явные депрессивные переживания, но они подавля­ются детьми, в особенности тогда, когда они враждебны или аг­рессивны. Маскированная депрессия у детей не обязательно при­чина или даже основная составляющая психопатологии, она мо­жет быть лишь частью общего расстройства.

Депрессивная симптоматика у детей раннего возраста. К соматическим депрессивным эквивалентам относят «колики 3-го месяца», младенческую экзему, ассоциированную с приступами сильного плача, яктацию, игру с калом и поедание его.

Особенности симптоматики депрессии в дошкольном воз­расте. Многие специалисты в настоящий момент утверждают, что депрессивные проявления у дошкольников не являются редко­стью, однако, как правило, просматриваются не только педагога­ми, но и врачами. Объяснить это можно атипичностью депрессив­ных симптомов у детей. В подавляющем большинстве случаев у дошкольников имеют место не признаки расстроенного настрое­ния, а их эквиваленты. Среди соматических симптомов, маскиру­ющих аффективные нарушения, расстройства пищевого поведения, кишечные колики, расстройства сна, потеря массы тела, энурез, энкопрез, головные боли, тики и др. Нарушения поведения, заме­щающие расстройства настроения, различны: отказ от участия в живых, эмоционально насыщенных играх, затруднения при кон­центрации внимания в процессе занятий, ухудшение усвоения зна­ний, стремление к уединению или, наоборот, нежелание покинуть общество взрослого в поисках поддержки, защиты, легкое вступле­ние в ссоры, драки, аутоагрессия, стремление к разрушительным действиям, появление таких привычек, как сосание пальцев, обку­сывание ногтей, раскачивание и др. Перечисленная симптоматика может встречаться самостоятельно, перемежаться с психическими нарушениями или сочетаться с ними. У детей этого возраста на­блюдают также раздражительность, плаксивость, аффективные вспышки, могут быть также апатия, равнодушие, безучастность или, что значительно реже, грусть, скука, задержка интеллектуаль­ного, речевого развития. Возможны также идеи самообвинения, мысли о смерти, просьбы о наказании, суицидальные высказыва­ния и намерения.

Особенности симптоматики депрессии у школьников. В детстве сознание еще не интериоризировано, поэтому ребенок не вовлекается в интеллектуальные конфликты, а вместо этого возникают психосоматические или поведенческие симптомы. Лишь у части детей оказалось возможным выделить некоторые типичные для взрослых симптомы: чувство вины, самообвинение, идеи греховности, страх обездоленности, классическую меланхо­лию с печалью, отставанием в развитии, заторможенностью, суи­цидальными намерениями и характерным симптомом утренней усталости. Среди психосоматических симптомов энурез, расстрой­ства сна (ночные страхи), манипуляции с гениталиями, приступы плача и рыданий. Кроме того, наблюдаются агрессивность, побеги из дома, мутизм, «школьная головная боль». Из психических сим­птомов наиболее показательны плохая социальная приспособляе­мость, тревога, заторможенность и склонность к уединению, были также отмечены раздражительность, чувство неуверенности, неже­лание участвовать в игре, затруднения в учебе, чрезмерное пере­живание ответствености за свои школьные успехи, сосредоточение на своем здоровье, нарушения отношений с коллективом, эмоцио­нальная лабильность, страхи, мрачность, грустные мысли, подав­ленность, суицидальные мысли и реже поступки, мысли о непол­ноценности, вине, греховности. По частоте встречаемости проявле­ния депрессии у детей располагаются в следующем порядке.

1) утрата интереса к эмоциональным играм и учебе (у 66% де­прессивных детей); 2) затруднения при выполнении школьной программы (у 51%); 3) желудочно-кишечная симптоматика (у 40%);

4) страх посещения школы, прогулы занятий (у 31%); 5) энурез (у 30%); 6) нарушения поведения (у 26%); 7) расстройства сна (у 23%); 8) неопрятность, пренебрежительное отношение к своему внешнему виду (у 21%); 9—10) чрезмерное пристрастие к сладко­му, уходы из дома (у 20%); 11) головная боль (у 14%); 12) эн- копрез (у 11%); 13) сосание пальцев (у 8%); 14) «сердечные жа­лобы» (у 2%). Степень вероятности появления других симптомов не уточнена. Кроме того, наблюдаются тревога, заторможеность, уменьшение двигательной и психической активности, усталость, другие соматические жалобы, неудовлетворенность, падение энту­зиазма, плаксивость, чувствительность, раздражительность, недо­статок интереса и неспособность получать удовольствие от актив­ности, нормальной для возраста, потеря аппетита, снижение массы тела.

Особенности симптоматики депрессии у подростков. По

мере того как дети становятся старше и особенно когда переходят на этап взросления, их депрессивная симптоматика становится все более похожей на проявления депрессии взрослых. Из психосома­тических симптомов наиболее частый — головная боль, однако встречаются расстройства сна, симптомы со стороны желудоч­но-кишечного тракта (анорексия, запор) и сердца. Бронхиальную астму, экзему, ожирение, падение массы тела, тики, язвенный ко­лит и пептическую язву также пытаются связать с депрессией. Среди психической симптоматики наиболее часты грустные мыс­ли, суицидальные намерения, переживание своей неполноценно­сти, подавленность, нарушения деятельности, трудности в работе, апатия, вспышки гнева, тоска, страхи, колебания настроения, на­рушение сосредоточения, болезненное бесчувствие, утрата интере­сов, ипохондрия. К специально выделяемым поведенческим экви­валентам относят: асоциальное, делинквентное поведение, наруше­ние приспособляемости к обществу, пристрастие к психически активным веществам. У младших подростков наиболее часто встречаются заторможенность, робость, замкнутость (в 53% случа­ях), нарушения поведения (51%), трудности приспособления к школе (42%), плаксивость (39%), нарушения сна (35%), наруше­ния пищевого поведения (30%), ревность к брату или сестре (26%), необычная зависимость от взрослых (18%), энурез (15%). По другим данным, у 14-15-летних в клинической картине де­прессий преобладают дисфории и психопатоподобные эквивален-

ты, а у 16—17-летних — широкий спектр типичных вариантов де­прессии. Об опасности депрессий можно судить по тому, что 12% всех самоубийств в США совершают подростки, причем в боль­шинстве случаев делают это в депрессивном состоянии. Клиниче­ские проявления депрессий различаются в зависимости от пола. Де­вочки в основном пассивно сдержанны, сверхадаптивны1 и покорны. Мальчики часто возбуждены, агрессивны, асоциальны, склонны к одиночеству, немотивированному плачу, и у них часто обнаружива­ется энкопрез.

Сочетание заболеваний (коморбидность). Почти у 80% больных с «большой депрессией» имеются и другие психические расстройства, чаще других — это различные формы дистимий (38%), что позволяет называть такие состояния двойной депрес­сией. Кроме того, к расстройствам настроения могут присоеди­няться поведенческие нарушения и т. д.

р?| Тест для самостоятельной работы

1. Гиперкинетический вариант аффективно-шоковой реакции — это:

а) хаотическая двигательная расторможенность, возникшая в свя­зи с опасностью, угрожавшей жизни;

б) нарушения поведения, замещающие депрессивное расстрой­ство;

в) самый быстрый и короткий ответ на опасную или трудную си­туацию.

2. Ступорозный вариант аффективно-шоковой реакции — это:

а) оцепенение и мутизм, возникшие вследствие тяжелого стресса;

б) самый быстрый и короткий ответ на опасную или трудную си­туацию;

в) нарочито неправильное поведение — реакция на житейские трудности.

3. Психогенное сумеречное состояние — это:

а) сужение сознания как следствие переживания серьезной опас­ности;

б) стойкое снижение настроения, возникшее в ответ на жизнен­ные трудности;

4. Острая аффективная реакция — это:

а) самый быстрый и короткий ответ на опасную или трудную си­туацию;

б) острая реакция на угрозу потерять социальный статус;

в) нарушения поведения, замещающие депрессивное расстрой­ство.

5. Острая истерическая реакция — это:

а) острая реакция на угрозу потерять социальный статус;

, б) стойкое снижение настроения, возникшее в ответ на жизнен­’ ные трудности;

в) соматические симптомы, возникшие на основе и вместо де­прессивных переживаний.

6. Псевдодеменция — это:

а) нарочито неправильное поведение — реакция на житейские трудности;

б) нарушения поведения, замещающие депрессивное расстрой­ство.

7. Реактивная депрессия — это:

а) стойкое снижение настроения, возникшее в ответ на жизнен­ные трудности;

б) депрессия — проявление аффективного психоза;

8. Соматический эквивалент депрессии — это:

а) соматические симптомы, возникшие на основе и вместо де­прессивных переживаний;

б) любая психосоматическая болезнь;

в) оцепенение и мутизм, возникшие вследствие тяжелого стресса.

9. Поведенческий эквивалент депрессии — это:

а) нарушения поведения, замещающие депрессивное расстрой­ство;

б) нарочито неправильное поведение — реакция на житейские трудности;

в) любые нарушения поведения.

|ГП Рекомендуемая литература

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства.— М.: Ме­дицина, 1993.

Гурьева В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков.— М.: Крона пресс, 1996.

Иовгук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков,- М.: Школа пресс, 1999.

Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей.- СПб.: Питер, 2000.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1995.

Козидубова В. М. Депрессии подростков. Дисс. д-ра мед. наук.- М., 1992.

Сосюкало О. Д. и др. Депрессии в детском и подростковом возрасте/ Науч­ная конференция по неврологии и психиатрии детского и подростко­вого возраста.— Калуга, 1988.

ЛангмейерЙ., МатейгекЗ. Психическая депривация в детском возра­сте,— Прага: Авиценум, 1984.

11 Зак. 4344

bib.social

Депрессии у детей и подростков

Что такое депрессия?

Депрессия- это психическое заболевание, расстройство настроения, которое представляет серьезную проблему во всем мире, и затрагивает как взрослых, так и детей.

Исследования говорят о том, что в настоящее время депрессия «помолодела», возраст начала заболевания сместился к более раннему. Также раннее начало депрессии указывает на то, что болезнь может присутствовать у человека всю дальнейшую жизнь, а также быть предвестником других психических заболеваний. Дети, чьи родители страдают или страдали от депрессии, имеют более высокий риск ею заболеть.

Специалист Фэнтези по детской психиатрии

Современная диагностика и лечение психических нарушений у детей и подростков. Доктор выбирает терапию только в соответствии с принципами доказательной медицины. Не назначает лишних обследований и лекарств с недоказанной эффективностью.

Консультация детского психиатра — 6 850 руб (1,5 часа)

Записаться на прием

Факторы риска детской и подростковой депрессии:

  • семейная история заболевания
  • стрессы
  • пренебрежение, жестокое обращение, насилие
  • физическая или эмоциональная травма
  • потеря родителя или опекуна
  • курение
  • разрыв эмоционально значимых отношений (например, расставание или переезд на новое место)
  • другие психические расстройства, расстройства развития и/или поведения
  • Симптомы депрессии:

    • сниженное настроение в течение дня, грусть
    • чувство безнадежности и беспомощности
    • низкая самооценка
    • необоснованное чувство вины
    • нежелание жить
    • потеря интереса к ранее любимым видам деятельности
    • трудности с поддержанием и установлением отношений
    • изменение веса и аппетита
    • проблемы со сном
    • трудности в принятии решений, с концентрацией внимания
    • разнообразные соматические жалобы (боли в животе, головные боли)
    • суицидальные мысли
    • агрессия, нервозность
    • Диагностика и лечение депресии

      Для установления диагноза «Депрессия» необходимо присутствие нескольких из вышеприведенных симптомов в течение по меньшей мере двух недель.

      Депрессия может сосуществовать с такими расстройствами, как СДВГ, тревожное расстройство, обсессивно- компульсивное расстройство. Также депрессивный эпизод может случиться в рамках биполярного аффективного расстройства.

      Диагноз устанавливается клинически, на основании анамнеза, жалоб и беседы с пациентом. Возможно, потребуется пройти специальные психологические тесты и исключить другие состояния, вызывающие похожие на депрессию симптомы.

      Лечение депрессии обычно комплексное, лучшие результаты дает сочетание медикаментозной терапии и психотерапии. Очень важно понимать, что лечение депрессивного эпизода — долгий процесс, который займет не менее полугода, а в большинстве случаев и дольше. Поэтому ни в коем случае нельзя отменять назначенную терапию без рекомендации врача.

      Что делать?

      Если вы заметили что- то из перечисленных симптомов у ребенка, не откладывайте визит к врачу.

      fantasyclinic.ru

      Подострые психогенные расстройства (реактивные состояния)

      Эти расстройства возникают в ответ на трудные жизненные обстоятельства, обычно лишенные остроты, внезапности и массив­ности, но, как правило, длительно продолжающиеся. Именно по­этому в этих случаях нет такого интенсивного действия на психику, которое ее временно как бы выключало, защищая от разрушения.

      В самом раннем возрасте патогенной может оказаться лишь ситуация, угрожающая инстинктивной жизни ребенка, оставляя его потребности в питании или общении неудовлетворенными. В дошкольном возрасте причиной реактивного состояния могут стать более сложные переживания, связанные с познанием взаи­моотношений близких людей (ссоры в семье, развод родителей, появление в семье мачехи или отчима, утрата эмоционально зна­чимой фигуры). У старших детей уже чаще в основе конфликта, приведшего к реактивному состоянию, лежит неудовлетворенность собой, своим положением в семье, разочарование из-за своих не­удач или неуспехов в школе. Неправильное воспитание также мо­жет быть причиной психогенных реакций. Отсутствие ласки, по­стоянные запреты и наказания создают серьезное эмоциональное напряжение у детей, и у них чаще, чем у других детей, возникают психогенные реакции. Соматические заболевания повышают го­товность к психогенным расстройствам у детей в большей мере, чем у взрослых.

      РЕАКТИВНЫЕ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

      Интерес к детским депрессиям возник относительно недавно, что объясняется представлениями о детях как о существах изна­чально от природы счастливых, жизнерадостных, неспособных глубоко и продолжительно переживать свои трудности. Распозна­ванию детской депрессии мешает также ее своеобразие. В связи с этим замкнутость детей, которая может сочетаться со сниженным настроением, нередко воспринимается как депрессивное расстрой­ство, и наоборот, детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. Клиническая картина депрессии смазывается особен­ностями личности ребенка, связанными с его развитием, семей­ными влияниями, культурой и интеллектуальным развитием. Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов, комплексом переживаний, синдромом или самостоя­тельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избе­жать огорчений усугубления вины, которую они чувствуют из-за неправильного или невнимательного отношения к своим детям. В течение длительного времени врачи и психологи были уверены, что из-за несовершенства детской психики у детей не может быть депрессии. Психоаналитики ставили это в зависимость от недо­развития «суперэго», показателем которого и является депрессия. Кроме того, невозможность возникновения депрессии они объяс­няли отсутствием до подросткового возраста устойчивого пред­ставления о собственном «Я». Другие специалисты в противопо­ложность этому допускают, что у детей может развиться депрес­сия, однако не в форме, тождественной таковой у взрослых, а в виде симптомов, относящихся к депрессивным проявлениям. Ре­бенок, утратив имевшееся благополучие, может переживать чувст­во беспомощности и пассивного смирения вместо выраженных проявлений депрессии от плохого обращения или из-за утраты объекта любви. Депрессивные чувства у детей маскируются симп­томами, как будто не относящимися к ним. Сниженное настрое­ние у них не может сохраняться долго, так как они не способны длительно выносить печальные чувства. Существует также пред­положение, что проявления детской депрессии могут быть прехо­дящими отклонениями в развитии. Это мнение основано на рас­пространенности у здоровых детей симптомов сниженного на­строения. Против этого взгляда говорит то, что эти симптомы не являются стойкими и не нарушают адаптацию. Детская депрессия рассматривается как разновидность соответствующего расстройст­ва взрослых. Основание такого подхода — генетические, биохими­ческие и физиологические характеристики депрессии.

      Есть вопрос?

      ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

      Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту

      razvitie-rebenka.pro

      Профилактика и лечение депрессии у детей и подростков

      В последние несколько лет численность самоубийц-подростков резко увеличилась. Чаще всего причиной самоубийства становится депрессивное состояние у ребенка. Было проведено исследование, результаты которого шокировали ученых. Они показали, что у 35% детей школьного возраста были обнаружены основные признаки депрессии, интерес к самоубийству проявился примерно у 63% детей, страдающих данным заболеванием, а 30% подростков уже пробовали покончить с жизнью, большая часть таких попыток закончилась для них и их родителей плачевно.

      Содержание:

      Депрессия — это длительное эмоциональное состояние, во время которого у человека пропадает какой-либо интерес к жизни. Так давайте разберемся, какие причины способствуют развитию столь страшного заболевания, из-за которого сотни детей теряют желание жить.

      Причины, вызывающие депрессию у детей и подростков

      Физические изменения в переходном возрасте

      Во время переходного возраста, когда у подростка начинаются первые перемены во внешности, есть риск впасть в депрессию. Угри на лице, лишний вес, ломка голоса — все эти изменения могут приводить к снижению самооценки. В последнее время взросление подростков начинается значительно раньше. Первые изменения в организме происходят уже в возрасте 11-12 лет. Воздействие гормонов на еще не успевшую сформироваться психику приводит к выраженной ненависти к себе. Вследствие чего появляются первые признаки зарождающейся депрессии.

      Проблемы с родителями

      Частым основанием стресса у детей являются отношения с родителями. Взросление — это достаточно сложный процесс для ребенка, и ему как никогда нужна помощь родных. Разговоры по душам с мамой или пара ненавязчивых советов папы могут обезопасить ваше взрослеющее чадо от потери интереса к окружающему его миру. Но, к сожалению, чаще всего из-за своего страха дети не могут поделиться своими проблемами с родителями, из-за чего они замыкаются в себе, и весь груз нерешенных проблем давит на их хрупкие плечи. Чаще всего этот груз оказывается настолько тяжелым, что психика не выдерживает и у ребенка начинается ярко выраженное депрессивное состояние.

      Проблемы в учебе

      Современная школьная программа перегружена слишком большим потоком информации. Не каждый школьник способен справиться с такой нагрузкой. Отставание в школе от своих сверстников делает ребенка более уязвимым в психологическом плане.

      Неоправданные надежды

      Боязнь не оправдать возложенных на него надежд, слабые достижения в какой-либо сфере, плохие оценки — все эти причины давят на психику, часто вызывая мысли о собственной никчемности и неполноценности.

      Первая любовь

      Неаккуратно брошенное слово от человека, к которому ваш ребенок испытывает симпатию, может привести к замкнутости и отчуждению.

      Конечно, причин, вследствие которых в дальнейшем может развиться депрессия, огромное множество. И каждый человек по-своему реагирует на жизненные ситуации. Но если родители заметили хотя бы несколько симптомов, сигнализирующих о начале депрессии, необходимо срочно поговорить со своим ребенком или даже посетить специалиста-психолога.

      На что стоит обратить внимание, чтобы не пропустить начало заболевания:

      • чувство вины и никчемности;
      • замкнутость;
      • агрессия к окружающим;
      • чувство неполноценности;
      • резкое снижение успеваемости;
      • недовольство собой;
      • нежелание общаться с друзьями;
      • нарушения сна;
      • ненависть к себе;
      • мысли о суициде.

      Лечение депрессивного состояния у детей

      Самыми распространенными методами лечения нарушения психики у подростков, признанными ВОЗ, являются психотерапия и назначение различных успокаивающих препаратов.

      Медикаментозное лечение

      Во время лечения запущенных случаев, когда у ребенка проявляется желание покончить с жизнью и даже имеется план, как это сделать, лечение проводят в специализированной клинике под круглосуточным наблюдением врачей. При более легком течении заболевания лечение и восстановление можно проводить дома, после консультации специалиста. Любые лекарства должен назначать врач с учетом особенностей состояния организма. На протяжении всего периода восстановления ребенок должен продолжать жить своей прежней жизнью: как и раньше, посещать школьные занятия, выполнять домашнюю работу, ходить на различные развивающие кружки. На сегодняшний день в педиатрической практике для лечения тревожных расстройств у детей в основном используют селективные ингибиторы обратного захвата гормона серотонина.

      Данная группа антидепрессантов относится к третьему поколению, среди них самыми распространенными являются: тразодон, пароксетин, флувоксамин. Они обладают обезболивающим и успокаивающим свойствами, способствуют скорейшему выздоровлению, помогая больному контролировать мешающие ему жить страхи. При применении препаратов группы СИОЗС в разы уменьшается риск развития антихолинергических побочных эффектов, чем при использовании трициклических антидепрессантов.

      Наиболее часто у больных встречаются следующие побочные эффекты: рвота, тошнота, бессонница, сонливость, апатия, беспокойство, плаксивость. Сексуальные нарушения: аноргазмия, задержка эякуляции.

      Чаще всего во время лечения депрессии детям подросткового возраста врачи назначают только один успокаивающий препарат. Первые положительные изменения можно заметить только спустя 2-4 недели с начала курса. Если же изменений в лучшую сторону не появилось, препарат заменяют другим.

      Психотерапия

      Сеансы поведенческой психотерапии первым делом направлены на то, чтобы помочь подростку менять свои привычки, преодолевать все страхи и фобии, показать способы, как управлять своим эмоциональным состоянием, тем самым помогая ему легче адаптироваться к окружающему миру. Задача психотерапевта — научить ребенка верно реагировать на свои чувства, не бояться делиться своими проблемами и опасениями со взрослыми, а так же преодолевать их, извлекая из них уроки. Может быть, что у школьника имеются проблемы не только личного характера, но и проблемы в семье. Если он не может найти общего языка со своими родителями, на помощь придет семейная психотерапия, которая научит подростка не только общаться с родными, но и поможет им подобрать правильные слова для общения со своим ребенком, чтобы не обидеть его и не унизить его достоинство.

      Поддержка родителей

      Во время депрессии у ребенка очень сильно снижается самооценка и может развиться ненависть к себе и своей внешности. Отношения с окружающими портятся, а успеваемость в школе резко падает. Именно в такие моменты поддержка родителей будет очень важна для школьника. Только они могут помочь ребенку пройти этот тяжелый путь взросления. Именно они могут вселить в своего ребенка уверенность, которой ему так не хватает, всего лишь похвалив его или дав ненавязчивый совет, да и просто поговорив с ним на волнующие темы.

      Если есть возможность, лечение депрессии лучше проводить амбулаторно. Конечно же, это не касается тех случаев, когда помещение ребенка под наблюдение просто необходимо для его же безопасности. Если у ребенка имеется возможность посещать школьные занятия, это необходимо делать во время всего периода лечения. Но, родителям стоит поговорить с учителями и предупредить их о сложившейся ситуации, чтобы учителя относились к их ребенку более лояльно, способствовали его взаимоотношениям с ровесниками.

      Также стоит напомнить педагогам о конфиденциальности, чтобы никто из посторонних не знал о проблеме. На весь период лечения болезни родителям необходимо следить за тем, что они говорят. Ведь случайно оброненное необдуманное слово может усугубить и так непростое положение подростка. Он должен быть уверен, что его любят и ценят, что он нужен своим родителям, и для них он всегда останется самым-самым лучшим. Такое отношение между родителями и ребенком всегда окрыляет и помогает добиться самых высоких результатов.

      Профилактика депрессии

      Лечение депрессии у детей — очень сложная задача. На полное восстановление детской психики может потребоваться не один месяц. Поэтому близкие должны научиться своевременно распознавать начало заболевания и не допускать дальнейшего его развития. Интересуйтесь жизнью своих детей, устраивайте вечера общения, обсуждайте интересные темы. Говорите своим детям, как вы их любите, и тогда страшное заболевание — депрессия — обойдет вашу семью стороной. Ведь лучшей профилактикой депрессии для ребенка может стать ваша любовь и внимательность к нему.

      vidzimo.ru