Депрессия детская и подростковая

Содержание:

Депрессия у подростков и детей. Лечение подростковой депрессии

Детская и подростковая депрессия не редко встречается у подрастающего поколения. Её легко отличить от просто плохого настроения по таким признакам, как:

  • постоянная грусть (изо дня в день)
  • раздражительность или гнев
  • не желание общаться (социальная самоизоляция)
  • повышение чувствительности и чувства отверженности
  • изменение аппетита (как увеличения, так и полный отказ)
  • изменения и нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость)
  • повышенная утомляемость и снижение жизненной энергии
  • мысли о суициде или о смерти (депрессия у детей)

Перечисленные симптомы могут возникать как одновременно, так и сменять друг друга, при этом, ребенок с диагнозом депрессии более подвержены риску стать наркоманами или алкоголиками. Особенно в возрасте 12-15 лет.

Хотя депрессия в подростковом возрасте может возникнуть у любого, по мнению специалистов, риск возникновения этого заболевания чаще встречается именно среди мальчиков, в возрасте до 10 лет.

Состояние депрессия у подростков могут различные жизненные факторы. К их числу относятся длительная тяжелая болезнь, сложная жизненная ситуация, проблемы в семье, генетическая склонность к психическим заболеваниям или нарушение биохимического баланса.

Каким образом можно уберечь малыша, чтобы не возникла детская депрессия? Основной мерой, как и во многих случаях, является профилактика и здоровый образ жизни. Сведение к минимуму различного рода ссор и скандалов, частые прогулки с родными и близкими, совместные увлечения и культурные мероприятия, а также не допущение злоупотребления алкогольными или наркотическими препаратами.

В том случае, если родители обнаружили у ребенка один или несколько признаков депрессии, которые продолжаются около 10-14 дней, необходимо обратиться к специалисту, чтобы исключить причину подобного поведения и наладить психоэмоциональное состояние ребенка.

В отдельных случаях, на стадии прогрессирующей депрессии может понадобиться соответствующее лечение депрессии у детей, которое помимо сеансов психоанализа, потребует специального медицинского лечения, включающего прием таких препаратов как антидепрессанты, стабилизаторы, седативные вещества.

Однако, в любом случае, если замечена депрессия у детей и подростков или какие-либо признаки длительного нарушения психоэмоционального состояния и, прежде всего, необходимо проконсультироваться с одни мили несколькими специалистами или лечащим врачом.

www.valentiamed.ru

Проявление депрессии у подростков, причины детской и подростковой депресси

  • Несмотря на то, что депрессивное расстройство считается болезнью ХХІ века, фраза «ребенок в депрессии» взрослыми не воспринимается серьезно. Родителям сложно поверить в такой диагноз, они не понимают, какие могут быть для этого причины в таком жизнерадостным возрасте.

    Действительно ли депрессия у детей и подростков в нашей жизни имеет место? Статистика свидетельствует, что у 10–16% молодого населения диагностируются расстройства настроения. Почему это происходит? Как развивается подростковая депрессия? Что позволяет распознать заболевание у ребенка?

    Факторы, провоцирующие развитие болезни


    Причины депрессии у большинства подростков связаны с событиями в жизни. Телесные изменения в пубертатном периоде могут вызывать претензии к своей внешности, которая в этом возрасте имеет повышенную важность. Угревая сыпь, лишний вес и другие особенности могут приводить к отчаянию, снижению самооценки. Возложенные на ребенка высокие ожидания родителей, которые он не может оправдать, также негативно влияют на психику. Плохие оценки, слабые достижения в спорте и других сферах, неопределенность в будущей профессии часто вызывают у подростка мысли о его никчемности и бесполезности.

    Подростковая депрессия может развиваться из-за нарушения отношений с родителями и со сверстниками. Ребенок взрослеет, начинает осознавать свои способности, замечает несоответствие слов действиям взрослых. А родители продолжают относиться к нему, как к маленькому, не дают самостоятельно принимать решения, учат тому, чего сами не делают. Таким образом, модели поведения, которые ранее казались правильными, подвергаются сомнению и подлежат пересмотру, это вызывает внутренний кризис.

    Депрессия у детей часто развивается из-за развода родителей и других внутрисемейных конфликтов. Трудности в отношениях со сверстниками обычно связаны с любовными переживаниями или с положением ребенка в его окружении. Подростки часто задумываются над смыслом жизни, метафизикой существования. Если родители не считают нужным обсуждать такие вопросы, это очень ранит нестабильную детскую психику.

    Опасность подростковой депрессии и характер течения заболевания


    Депрессия у детей и подростков тесно связана с нейрогормональными процессами и психологическим взрослением. Гормональные изменения приводят к конфликтам с окружающими, агрессии, замкнутости в себе. На этом фоне может развиться подростковая депрессия. Перестройка организма и бурные биохимические процессы влияют на характер течения расстройства. В большинстве случаев заболевание развивается быстрее, чем у взрослых, протекает интенсивно, но не длительно. Чаще всего депрессии у подростков носят маскированный характер и скрываются за соматическими расстройствами. Ребенок может жаловаться на непонятные скачки температуры, колебания давления, головные боли, желудочные расстройства, но результаты обследования не соответствуют этим жалобам. Истинные соматические нарушения отсутствуют. Обычно тягостные ощущения очень сильны в первой половине дня, а к вечеру все проходит.

    Незамеченная вовремя подростковая депрессия может привести к тяжелым последствиям. Самоубийства, связанные с депрессивными расстройствами, у подростков происходят чаще, чем у взрослых. Это обусловлено незавершенностью формирования личности и характера, отсутствием психологических защитных механизмов. Подростковая депрессия часто приводит к самоповреждениям, дети могут делать порезы на теле, прижигать кожу. Такие действия сопровождаются мыслями о собственной никчемности, ненужности, о том, что они являются обузой для родителей.

    Типичные проявления расстройства у подростков


    В этом возрасте дети меньше жалуются на подавленное настроение в связи с несформированностью психики, что затрудняет выявление заболевания. Как же заподозрить наличие расстройства? Первые признаки депрессии у подростков проявляются нарушением поведения, хотя при этом жалобы на апатию и подавленность отсутствуют. Если некогда спокойный ребенок выказывает грубость, раздражительность, бескомпромиссность или вдруг начинает курить, увлекаться алкоголем, принимать наркотики, следует насторожиться. Зачастую взрослые списывают плохое поведение на протесты, наглость, а это могут быть проявления депрессии. В старшем подростковом возрасте симптомы близки к взрослым: повышенная утомляемость, сниженное настроение, отсутствие интересов, желаний, сложность сосредоточения внимания. Сложнее выявляется депрессия у детей и младших подростков. Родителям следует обратить внимание на следующие симптомы:

    • жалобы на физическое недомогание;
    • нежелание общаться со сверстниками;
    • пропавшее желание к любимому увлечению или хобби;
    • снижение аппетита, проблемы со сном;
    • у девочек при депрессии может наблюдаться нарушение менструального цикла или полное отсутствие менструации;
    • выраженные колебания настроения, быстрая его смена.
    • Стоит также прислушаться к учителям, если они отмечают, что ребенок изменился, ведь родители в силу своей занятости не всегда могут сразу заметить симптомы депрессии.

      Расстройства настроения у маленьких детей


      Детская депрессия чаще всего носит реактивный характер, является следствием психотравмы. Маленькие дети очень чувствительны, у них чаще появляются фобии, они сложно переносят жизненные изменения: развод родителей, поход в детский сад, смену школы или воспитателя, потерю близкого человека. Дети плохо справляются со стрессом и зависают, снижается их способность адаптироваться к событиям и переносить возрастающую нагрузку. Детская депрессия проявляется капризностью, нарушением аппетита, сонливостью, снижением настроения и способности обучаться. Ребенок теряет интерес к играм, отказывается от общения с друзьями.

      Симптомы депрессии иногда воспринимают как лень, нарушение дисциплины. Маленькие дети по типу восприятия информации являются кинестетиками, их постоянно нужно обнимать, тискать и целовать. Недостаток тактильных контактов, непонимание чувств ребенка усугубляет состояние. Лечение лекарствами следует проводить очень аккуратно, часто врачи обходятся гомеопатическими препаратами и глицином. Депрессия у детей лечится быстрее, иногда достаточно проведения игротерапии. Что следует делать родителям, так это обсуждать с ребенком перемены. Беседа по душам и сочувствие – это лучшая профилактика заболевания.

      Существует такой вид расстройства, как кардиореспираторная депрессия. Этот диагноз ставят новорожденным, которые имеют низкую оценку по шкале Апгар. Причиной могут быть стрессированные роды, лекарства, принимаемые матерью, преждевременное отслоение плаценты, врожденные патологии и асфиксия новорожденного. За ребенком, который имеет диагноз кардиореспираторная депрессия, нужно тщательно наблюдать, постоянно оценивать динамику изменения его состояния.

      Лечение и профилактика депрессии у подростков


      Важность своевременного лечения расстройства сложно переоценить. На кону жизнь ребенка, ведь подростковая депрессия часто является причиной суицидов. Психотерапевт на основании психологических тестов, жалоб самого пациента или его родителей диагностирует депрессию у подростка. Поставить диагноз можно только при наличии комплекса симптомов. После оценки тяжести заболевания подбирается соответствующее лечение, которое обычно включает назначение определенных препаратов и курс психотерапии. Специалист во время сеансов психокоррекции поможет подростку разобраться в собственных мыслях и мотивах, подскажет, что делать для восстановления нормального функционирования психики.

      Профилактика заболевания в большей степени зависит от родителей. Следует относиться к ребенку внимательно, стараться выслушивать его переживания, избегать жестокого обращения. Не стоит ссориться в его присутствии, а если в семье назревают серьезные перемены, надо обязательно обсуждать это с подростком. Важно не перегружать его учебой и другими обязательствами. Главное, осознать, что перед вами уже не ребенок, а маленький взрослый и относиться к нему соответственно.

      vseostresse.ru

      Депрессии у подростков — Детская и подростковая психиатрия

      Депрессии у (старших) подростков

      Только в последнее десятилетие в разумных пределах стала находить своих сторонников точка зрения, что депрессии бывают и в пубертате, хотя в принципе никогда не оспаривалась возможность депрессий у подростков старше пятнадцати лет. Evans & Acton (1972) обнаружили депрессивные симптомы у 64% стационированных подростков; в 20% случаев (причем у девочек в два раза чаще, чем у мальчиков) можно было говорить о явной депрессии. Основной вопрос, на который следует ответить, встречаясь с депрессивным подростком, это: «Страдает ли данный подросток кризисом идентичности с (вторичными) депрессивными симптомами, или он страдает (первичной) депрессией?». На практике решающую роль играет, за отсутствием объективных критериев, «идеология» исследователя/терапевта (Evans, 1982). Аналогичный вопрос при депрессии у взрослых обычно традиционен: «Страдает ли пациент «эндогенной» или «невротической» («психогенной») депрессией?» В пользу первого говорит семейная отягощенность и определенные нейробиологические аномалии (например, уровень кортизола в крови). Van Praag (1976) предлагает другую формулировку основного вопроса, делая его более практически ориентированным: «Страдает ли пациент «витальным» депрессивным синдромом или же у него «персональный» депрессивный синдром?». «Витальный синдром» может быть как первичным, так и вторичным. Он имеет следующие характеристики:

      1. необъяснимая подавленность;
      2. заторможенность или ажитация и тревога;
      3. «гипестезия» (вялость): ослабление реакции на стимул;
      4. соматические жалобы: нарушения сна, в частности, частые пробуждения ночью, раннее пробуждение утром в плохом настроении, невозможность повторного засыпания; утомляемость и потеря аппетита;
      5. изменения настроения в течение дня: как правило, по вечерам настроение улучшается.
      6. У «персонального» депрессивного синдрома следующие характеристики:

      7. объяснимое сниженное настроение;
      8. редко заторможенность, чаще тревожность;
      9. отсутствие гипестезии, трудности засыпания, сердцебиение;
      10. отсутствие колебаний настроения в течение дня, изменения настроения связаны с реальными ситуациями.
      11. В дополнение к первому критерию, эти особенности достаточно легко объективно установить. Данное разделение полезно также для применения у детей и подростков. «Витальный синдром» обычно реагирует достаточно хорошо на психофармакотерапию антидепрессантами (в то время как «психотическая депрессия», то есть витальный синдром с депрессивным бредом или галлюцинациями, большей частью хорошо отвечает на комбинированное применение антидепрессантов и нейролептиков). Хотя индивидуальная и семейная психотерапия также входят в план лечения депрессивного подростка, тем не менее, в определенных серьезных случаях следует подождать с применением психотерапии до появления эффекта медикаментозного лечения.
        Для обозначения персонального депрессивного синдрома у подростков лучше применять термины «кризис идентичности», «обострение проблем фазы», но если расстройство принимает затяжной или хронический характер, следует использовать термин «дистимия».
        Я хочу представить все нарушения в одной схеме. Основной классификационный принцип — следующий:

      12. вторична по отношению к соматическому заболеванию
      13. Депрессия — вторична по отношению к психологическим (психиатрическим) проблемам, расстройствам

      14. первичное расстройство настроения
      15. Первичные расстройства настроения — это, с одной стороны, эпизодические униполярные и биполярные нарушения настроения (в том числе «витальный синдром», психотическая депрессия и маниакальный синдром), а с другой стороны, хронические расстройства настроения. Последний термин также употребляется для описания периодов улучшения и ухудшения, поэтому такое подразделение не может быть признано удовлетворительным. Дисфория является моделью существования и представляет собой часть личностного расстройства.
        DSM-III-R различает два типа хронических расстройств:
        а) так называемое циклотимическое расстройство,
        б) так называемое дистимическое расстройство.
        Понятие «невротическая депрессия» почти идентично понятию «дистимическое расстройство», так как используется в случаях, когда речь идет о хроническом рецидивирующем течении. Если картина недостаточно ясна, то лучше стараться избегать упомянутых терминов и пользоваться понятиями «депрессивная реакция» или «реактивная депрессия», или же (пользуясь терминологией DSM-III-R) «нарушение адаптации с депрессивным настроением».

        Схема 12-1 сводит воедино все упомянутые термины (см. схему).
        Схема 12-1
        Классификация расстройств настроения

        Из приведенных примеров ясно, что существует большой разрыв между теоретической диагностикой и повседневной практикой, который заполняют предположения и гипотезы.

        Меесу было 16 лет, когда его направили на консультацию для лечения серьезных расстройств сна, существующих уже более полугода. Даже после приема очень сильного снотворного препарата он не сомкнул ночью глаз.
        Во время первой беседы Меес появился в сопровождении родителей, и тогда внимание привлекли две вещи:

      16. все на 100% озабочены его нарушениями сна,
      17. депрессия у мальчика видна с первого взгляда. Направленные вопросы исследователя подтверждают его депрессивный статус; пациент также сознается в том, что у него есть суицидальные мысли (точнее, желания), которым он достаточно хорошо противостоит. Родители ошеломлены.

      Анамнез пациента свидетельствует о следующем:
      а) В семье четверо детей, Меес — самый младший. Мать — преподаватель французского языка; в возрасте старше тридцати лет у нее был один депрессивный эпизод, так же с нарушениями сна, который лечился с помощью триптизола, а также снотворных препаратов. Отец — физик, работает в научно-исследовательском институте. Когда отец увидел, что сын принимает все более мощные лекарственные препараты, а улучшения не наступает, он «разрубил этот гордиев узел» и принял решение обратиться за помощью к подростковому психиатру. Что касается старших детей — сестры и двух братьев, то двое получают университетское, соответственно экономическое и техническое образование, один из братьев еще учится в гимназии.
      б) Беременность, роды, раннее развитие ребенка протекали, по сравнению с другими детьми, в нормальном темпе, достаточно ровно. С самого начала он был, согласно характеристике матери, «вспыльчивым» ребенком, который потом вырос в «шумного, крепкого парня».
      в) Он в прошлом году сдал выпускные экзамены в нижней ступени технической школы и перешел на среднюю ступень. Для мальчика этот переход быт целым событием: из маленькой школы по месту жительства — в учебную «фабрику» большого города. Он с нетерпением ждал этого перехода: у него в городе было несколько знакомых ребят, и поначалу все это его очень радовало.
      Ему не очень хорошо давались точные науки, учеба оказалась труднее, чем он предполагал, и ему приходилось больше заниматься и все позже ложиться спать, причем засыпал он только через несколько часов после того, как ложился в постель, и это начало его беспокоить. В течение длительного времени он старался это скрыть от других, но за месяц до обращения к врачу он полностью «сломался». В настоящий момент он больше напоминает беспомощного маленького ребенка и уж никак не «шумного, крепкого парня».
      Можем ли мы предложить какие-либо объяснения для данной депрессии? Мы пойдем по шести уровням:
      Уровень 1: Перемена школы, трудности с точными науками и нарастающий стресс.
      Уровень 2: Нормой для данной семьи, хотя об этом открыто не говорится, является высший уровень средней школы, готовящий для обучения в университетах. Возникшие проблемы со здоровьем внезапно перенесли мальчика в центр внимания семьи (в значительной степени способствующей закреплению имеющегося синдрома).
      Уровень 3: Мужественное поведение, драки до изнеможения, несмотря на перевес со стороны противника, и возможно завышенные требования к себе в изучении точных наук.
      Уровень 4: Ощущение, что ободрение родителей вызывает лишь проделанная большая работа, а сам по себе ты для них ничего не представляешь, хотя все категорически это отрицают?
      Уровень 5: Предрасположенность к депрессии? (мать также страдала депрессией).
      Уровень 6: Присутствуют все признаки витального депрессивного синдрома, за исключением колебаний настроения в течение дня; играет ли здесь какую-либо роль истощение?
      Такая уравновешенная картина может в какой-то степени удовлетворить после первой беседы, но, тем не менее, надо продолжать задавать самому себе вопросы. Меня полученная картина не очень убедила; в большей или меньшей мере была прояснена природа жалоб, но что можно сказать по поводу выраженности расстройства? До вынесения заключения, что в данном случае имеем дело с витальным синдромом, будь то проявление «подлинной» (первичной) депрессии или расстройство вторичное неврозу, я вновь обращаюсь к недавнему анамнезу и во время следующей встречи задаю вопросы Меесу о новой школе. Выясняется следующее.
      а) Сам по себе переход из одной школы в другую особой проблемы не составил. У Мееса было достаточно друзей, он легко вступает в контакт и быстро приобретает новых знакомых.
      б) В этой шкале, по сравнению с нижней ступенью, у него хорошо шли языки, а основные трудности возникли с точными науками. Он работает «до упаду», но, тем не менее, получаемые оценки далеко не высоки, а сон у мальчика в конечном итоге нарушен.
      в) В декабре он почувствовал полное изнеможение и сам обратился за помощью к семейному врачу, который сделал анализ крови и констатировал инфекционный мононуклеоз. Все рождественские каникулы Меес пролежал в постели, но по их окончании настоял на своем посещении школы. Он изо всех сил борется с плохими оценками, все больше нервничает, но не сдается. Он счел, что его физическое состояние плохое, и потому он начинает бегать трусцой. Даже теперь он не хочет признать свою слабость в чем-либо (и совершенно очевидно, что никто из окружающих ничего не замечает!), он полностью изматывается и в конце концов в апреле он «ломается». Только теперь он признается в том, как плохи были его дела, а его окружение начинает обращать на него внимание. Гипотезы, сформулировать которые позволила вторая беседа, представлены в схеме 12-2 (см. также главу 5).
      В нижней части данной схемы сформулированы предварительная рабочая гипотеза и цели лечения. Предполагаемая длительность (5—10 месяцев) и указание уровней прямой интервенции, в две фазы, образуют формальную часть плана лечения. На практике же фаза 2 частично захватывает фазу 1.

      lekmed.ru

      Детская, подростковая депрессия

      Что такое подростковая депрессия?

      Депрессия подростков , детей, детская, подростковая депрессия у детей – это синдром нарушения эмоций, основными признаками, симптомами которого являются пониженное настроение, тоска, замедленное мышление, двигательная заторможенность у детей и подростков. Термин «депрессия» образуется от латинского слова «depression», которое означает «подавление».

      Депрессия у детей, подростков, виды депрессии

      Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, психоневрологи выделяют основные виды депрессии у детей и подростков.

      1. Тревожная депрессия с тягостным, мучительным ожиданием неизбежного несчастья.

      2. Ажитированная депрессия с двигательным возбуждением.

      3. Астеническая депрессия с выраженной астенией.

      4. Маскированная депрессия с преобладанием жалоб на соматические расстройства.

      При депрессии у взрослых (мужчин, женщин, девушек, юношей, парней) нарушается сон, снижается аппетит, волевые функции, возникают суицидальные мысли (суицид) и суицидальные действия. Также появляются соматовегетативные расстройства, идеи самоуничижения.

      Детская депрессия, подростковая депрессия, депрессия у детей, подростков

      Депрессия у детей раннего возраста отличается определенной атипичностью.

      Клиника, симптомы детской депрессии

      Основные симптомы депрессии у детей раннего возраста (в 1 год, 2 года, 3 года): общая вялость, снижение интереса к окружающему миру, нарушение сна, нарушение бодрствования, снижение аппетита, плач, приступа плача, двигательное возбуждение, двигательное беспокойство.

      Депрессия в дошкольном возрасте (3 , 4 года, 5, 6 лет) проявляется следующими признаками: отмечаются типичные симптомы, такие как двигательные расстройства, соматовегетативные расстройства, вялость, заторможенность, двигательное беспокойство, тревога, плач, плаксивость, приступы плача, ипохондрические жалобы на боли и неприятные ощущения в разных частях тела. Дети говорят: «Меня никто не любит», «Я хочу умереть!»

      В младшем школьном возрасте (7, 8, 9, 10 лет) на фоне утраты жизнерадостности депрессия часто дополняется нарушениями поведения. Отмечаются драчливость, раздражительность, уходы и побеги из дома, из школы.

      Психосоматические эквиваленты депрессии

      Психосоматическими эквивалентами депрессии могут быть, энкопрез, энурез, ночные страхи, анорексия, исхудание, запоры.

      Признаки депрессии у детей и подростков

      Родители на консультации в частной медицинской практике (Саратов, Сарклиник) нас часто спрашивают: «Какие признаки депрессии у детей?» Нужно внимательно учитывать вышеуказанные жалобы, а также смотреть на патологические привычки: сосание пальцев, обкусывание ногтей, выдергивание волос, мастурбация. Ребенок грызет ногти.

      Депрессия у подростков, школьников (мальчиков, девочек)

      Депрессия в среднем и старшем школьном возрасте (11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 лет), в препубертатном и пубертатном возрасте (период полового созревания) имеет уже вполне сформированный очерченный депрессивный синдром. В клинике заболевания «подростковая депрессия» бывают выражены тоскливое настроение, замедленность мышления, скорбная мимика, идеи самообвинения. Самое главное, чтобы ребенок не запустил механизм саморазрушения. Часто отмечается дереализация, деперсонализация, дисморфофобия.

      Когда встречается депрессия?

      Депрессия встречается практически при всех психических заболеваниях. У детей и подростков депрессия очень часто сопровождается таким симптомом, как снижение академической успеваемости в классе, школе, гимназии, лицее (у школьников, учащихся). Возникают проблема успеваемости, плохая учебная успеваемость в школе.

      sarclinic.ru

      Детская депрессия. Советы детского психолога

      Длительные депрессии у детей, как правило, не проходят самостоятельно, могут повторяться и приводить к существенному ухудшению здоровья, общего состояния ребенка. Поэтому депрессию относят к опасным патологиям детского возраста.

      В жизни каждого человека есть периоды взлетов и падений. Проблемы и неудачи иногда делают нас всех несчастными. В большинстве случаев эти чувства являются лишь временными, но у некоторых людей они сохраняются в течение очень длительного времени. Депрессия — это клинический термин, который психиатры и психологи используют для описания заболевания, когда в течение длительного времени человек ощущает грусть, безнадежность, беспомощность.

      Депрессия может быть вызвана стрессом, потерей, большим разочарованием. Но иногда она возникает и без особой причины. Она может быть следствием биохимического дисбаланса в организме, поэтому некоторые люди уже рождаются со склонностью к депрессии.

      Вне зависимости от причины возникновения, депрессия оказывает влияние на все аспекты нашей жизни: работа, учеба, отношения в семье, дружба и даже физическое здоровье. Депрессия, к сожалению, затрагивает не только взрослых. Она может появиться у детей и подростков и вызвать появление реальных проблем в их жизни.

      Ребенок, страдающий депрессией, убежден, что его никто не понимает, что никто не испытывает тех же чувств, что и он. При этом он может полагать, что его никто не любит.

      Взрослым иногда трудно понять, до какой степени серьезна депрессия у ребенка, поскольку все проблемы они рассматривают с точки зрения взрослого человека. А, тем не менее, некоторым детям крайне трудно справляться с теми нагрузками, которые они испытывают в процессе роста, а также со школьными нагрузками. Взрослым такие детские проблемы кажутся незначительными, но важно помнить, что для ребенка они могут казаться огромными.

      Признаки депрессии у детей и подростков

      Если ребенок находится в депрессии, скорее всего, он ничего не скажет о своих переживаниях. Но при этом самыми ранними признаками депрессии является изменение в поведении, например, признаки беспокойства или печали. Ребенок, который ранее был очень живым, активным, регулярно занимался какой-то деятельностью, вдруг становится пассивным и как бы отключается. Хороший ученик может начинать получать плохие оценки.

      Некоторые признаки депрессии могут появиться при чрезмерном эмоциональном давлении в школе, при нагрузках социального плана, при давлении на ребенка в семье. Вполне возможно, что ребенок находится в депрессии и нуждается в помощи профессионального детского психолога, если у него замечены один или несколько из нижеперечисленных признаков депрессии.

      Изменения в чувствах. У ребенка могут появиться симптомы печали, беспокойства, вины, гнева, страха, беспомощности, безнадежности, одиночества.

      Изменения в физическом состоянии. Ребенок может внезапно начать жаловаться на головные боли, на боли в других органах. Ему может не хватать энергии, возникают проблемы со сном или приемом пищи, он чувствует постоянную усталость.

      Изменения в мышлении. Ребенок может говорить вещи, которые указывают на низкую самооценку или чувство вины. У него появляются трудности с концентрацией внимания, возникают негативные мысли (вплоть до суицидальных).

      Изменения в поведении. Ребенок может отказываться общаться с другими детьми, заниматься спортом, играть. При этом он отказывается от тех развлечений, которые раньше очень любил. У него могут даже появиться внезапные слезы, может возникнуть приступ истерики в ответ на незначительные, казалось бы, инциденты.

      Как помочь ребенку при депрессии?

      Поговорите с ребенком. Если вы заметили какой-то из вышеупомянутых признаков, попытайтесь побудить его рассказать о том, что он чувствует, что его беспокоит или раздражает. Если вы понимаете, что ваш ребенок находится в глубокой депрессии, не паникуйте. В этаких случаях всегда доступна профессиональная помощь детского психолога.

      Депрессия вполне поддается лечению. Детям, подросткам и взрослым можно помочь преодолеть депрессию. Первое, что вы должны сделать – это обратиться к врачу педиатру (или провести комплексное обследование в детской поликлинике), чтобы выяснить, не являются ли усталость, недомогание, боли и печальное настроение следствиями какого-либо заболевания. То есть надо проверить физическое состояние организма ребенка.

      Если с этой точки зрения все в порядке, следует поговорить с учителями в школе, не заметили ли они изменений в поведении ребенка и в его настроении. Учитель должен, в случае необходимости, попытаться изменить свое отношение к ребенку, страдающему депрессией, чтобы помочь ему в сложившейся ситуации, помочь ему увеличить чувство собственного достоинства.

      Депрессия ребенка влияет на всю семью

      Родителям важно правильно управлять собственным поведением по отношению к страдающему депрессией ребенку. Поскольку причины депрессии не всегда ясны родителям до конца, они могут чувствовать себя в чем-то виноватыми. При этом, сами того не желая, родители могут передать свое настроение ребенку, а он, в свою очередь, при этом будет чувствовать себя отвергнутым или непонятым.

      Общаться с ребенком, страдающим депрессией, непросто. Родители должны в этот момент меньше обращать внимание на свои проблемы, а сосредоточиться на проблемах своего ребенка. Семейная терапия крайне важна в этих случаях.

      Иногда ребенок, испытывающий проблемы, может рассказать о них своим братьям или сестрам, другим членам семьи. Таким образом, количество источников поддержки и понимания может увеличиться.

      Лечение депрессии у детей

      Длительные депрессии у детей, как правило, не проходят самостоятельно и могут не исчезать с возрастом. Это расстройство может повторяться и приводить к существенному ухудшению здоровья, общего состояния ребенка. Поэтому депрессию относят к опасным патологиям детского возраста.

      Наиболее благоприятный случай – когда ребенок частично чувствует свое необычное состояние и мотивирован для выхода из него. Тогда можно использовать такие терапевтические методы как физическая активность, длительные прогулки, спортивные занятия.

      Однако, в случае глубокой депрессии дети и подростки, как правило, не могут выйти из этого состояния самостоятельно и приходиться обращаться к специалистам.

      Детские врачи, детские и подростковые психологи, детские врачи-психиатры при лечении длительных и устойчивых депрессий у детей используют ряд специальных методов – психотерапевтические, фитотерапевтические (при относительно легких формах расстройств), медикаментозные (антидепрессанты в ограниченных количествах).

      Кабинет детского и подросткового психолога – детская поликлиника «Маркушка».

      www.mamask.ru