Депрессия для творчества

Как самостоятельно справиться с депрессией

Все больше людей страдают депрессией и другими расстройствами настроения. Это объясняется тем, что психика человека не справляется с напряжением и постоянными стрессами. И кроме лекарств и психотерапии важно применять и другие методы борьбы с депрессией. Самые эффективные их них – это физическая активность и творчество.

И вот несколько прекрасных способов :

1.Реализуем свои писательские таланты

Один из способов справиться с депрессией – это начать писать стихи или прозу. И если вам это по душе, то стоит попробовать. Возможно, в вас проснуться таланты и вы станете известным писателем.

Так же можно завести свой блог или рассылку, и писать статьи на интересные и полезные темы. Или стать копирайтером и продавать свои статьи через специальные сервисы.

Так же очень помогает вести дневник. Пишите все, что вас беспокоит. Не стесняйтесь. Эти записи никто не увидит. Потом вы можете их сжечь или разорвать на мелкие кусочки.

2.Рисуем и фотографируем

Если вам больше нравиться рисовать, то купите альбом и краски и рисуйте. Это очень помогает. С помощью арт-терапии вы выплесните из себя подавленные эмоции, и вам станет легче.

Если вы любите красоту в людях и окружающей природе, то берите в руки фотоаппарат и идите за поиском прекрасных снимков. В дальнейшем вы можете их выставить на продажу в интернете в специальных биржах, которые называются фотобанки.

3.Сочиняем музыку

Музыка – замечательное лекарство от депрессии. Если у вам имеются музыкальные таланты, развивайте их. Если нет, то можно просто слушать красивую музыку или петь в караоке. Кстати, последнее очень даже эффективно.

5.Кулинарное творчество

Возможно, вам нравиться готовить, создавать настоящие шедевры в кулинарии. Так делайте это. Смело идите в магазин, покупайте продукты и творите вкусные блюда.

Потом приглашайте в гости друзей или родственников и угощайте их. Вы убьете сразу двух зайцев. Насладившись общением и кулинарией.

Кстати общение – это очень важно, не стоит замыкаться в себе. Но и общаться с вечно недовольными людьми, тоже не рекомендуется. Ищите тех, с кем вам приятно и интересно.

6. Спорт и физкультура

Для людей с заниженным настроением хорошо помогают различные виды спорта. Особенно рекомендуются танцы, езда на велосипеде и различные аэробные упражнения. Главное не сидеть без движения. Если появляются депрессивные мысли, сразу начинайте какую-нибудь физическую активность. Хотя бы приборку по дому или прогулку быстрым шагом по красивым улицам.

mirrosta.ru

Психолог Наталия Холина

психологическое консультирование и психотерапия

Депрессия и творчество

Автор: admin | Дата: 10 Ноябрь 2013 · Прокомментировать

Перечитывая в который уже раз Финна Скэрдеруда, вновь нахожу прекрасное.

«Без наклонности к меланхолии нет психики,
а есть лишь внешнее поведение». Ю.Кристева

Фрейд понимает меланхолию как неизбежную печаль. Введенное им понятие работа скорби, возможно, отражает влияние индустриальной эпохи.

Меланхолик тоскует о потерянном объекте любви, но и в тоже время ненавидит его, потому что тот его покинул. Это типичная реакция печали. Меланхолик не осознает своей агрессивности по отношению к утерянному, но идентифицируется с ней и направляет эту агрессию на самого себя. Меланхолик не может примириться с потерей, отказывается принять ее, как это делают другие скорбящие люди. Он мысленно воссоединяется с потерянным объектом и тем самым его сохраняет и оберегает. Для скорбящего о потере мир пуст. Для меланхолика пуст не только мир, но и его собственное Я. Роковым для него оказывается то, что от потерянного объекта он может освободиться лишь в том случае, если атакует самого себя.

Юлия Кристева считает меланхолию эпидемией нашего времени. Современный человек все больше страдает от пустоты, скуки, бессмысленности; наряду с этим его типичной характеристикой являются отвлекающие маневры нарциссической мании величия. Она пытается приблизиться к интересующим нас формам «страдания от отсутствия» – печали и депрессии.

Ее замысел противоположен фрейдистской редукции; она пытается реабилитировать высшее значение меланхолии. В 1987 году в свет вышла ее книга «Черное солнце. Депрессия и меланхолия». Кристева указывает на красоту как на обратную сторону меланхолии. Печаль, преходящесть и красота связаны, как цветение, увядание и возрождение.

Может ли красота навсегда возродить потерянный объект?

«Вместо смерти, – пишет Кристева, – и для того, чтобы не умирать смертью других, я созидаю что-то или преклоняюсь перед чем-то – произведением искусства, идеалом, который создает мой дух, чтобы выйти из себя и впасть в экстаз. Как прекрасно суметь заменить все прошлые духовные ценности!»… «Словно блестящее платье, скрывающее жирное тело, красота проявляется как дивное лицо утраты; она преобразовывает утрату, чтобы вдохнуть в нее жизнь… Если бы мы смогли пройти все стадии меланхолии и начать снова интересоваться жизнью, то увлеклись бы красотой. Мы узнали бы о человеке, которому удалось найти царственный путь к преодолению боли утраты. Этот путь для того, кто кричит от боли, – путь музыки, тишины и смеха… прекрасный объект, которому удалось возвысить нас до своего мира, сияет ярче, чем все любимые или ненавистные причины болезни и скорби».

Кристева разделяет фрейдистское понимание депрессии как невыносимой печали; однако она идет дальше. Наблюдение Фрейда над тоской и меланхолией связаны с утратой чего-то знакомого. Утраченное знакомо, поскольку находит выражение в символической форме. Оно связано с языком.

Кристева исследует утраченное, не связанное с языком. На практике это выражается через раннюю утрату, так называемые первичные нарциссические состояния. Хотя нарциссическая депрессия и является тоской, но это не тоска из-за утраты определенного объекта, поскольку она начинается тогда, когда ребенок еще не в состоянии воспринимать объекты. Это тоска о неком «обстоятельстве».Это обстоятельство представляет из себя безымянную, хаотическую действительность, еще не различающую между Я и «другими», которые нас привлекают и отталкивают. Здесь речь идет уже не о позитивном или негативном отсутствии, но о нехватке отсутствия.Человек не может тосковать о потере этого обстоятельства, так как сам не знает, чего ему не хватает. Эмоции меланхолика – ярость, любовь, страх, ненависть – заперты вместе с этим «обстоятельством» в склепе.

В предисловии к норвежскому изданию «Черного солнца» Торил Мой пишет: «Депрессивная меланхолия (тоска) – это некий эрзац утраченных чувств. Бесконечная тоска обволакивает субъекта и защищает его Я от фрагментаризации». Тоска – это то, за что можно держаться, некий внутренний объект.

Кристева считает, что меланхолик утратил контакт со своими корнями и не верит в язык: язык для него пуст и невыразителен.

Его речь может быть хорошо развита и правильна, но она монотонная и безжизненна. Мир человека, страдающего депрессией, выглядит пустым и бессмысленным. Даже в своем родном языке он ощущает себя чужим. «Слова меланхолика – это маска, прекрасный фасад, одетый в чужой язык».

Может ли человек вылечиться от депрессии творчеством? Может ли ему помочь писательство? Наверняка оно оказывает такое же освобождающее действие, как устная речь.

Я думаю о Джакометти * в его ателье. Его скульптуры исчезали и превращались в пыль, но тут к нему пришла спасительная идея. Его способность с неслыханной силой выражать отсутствие сделала из него великого мастера современной меланхолии. Безымянное «обстоятельство» превратилось у него в нечто полное смысла. На смертном одре он должен был бы сказать: «Теперь я вновь воссоединюсь со своей матерью».

Я смотрю на его скульптуру Джакометти «Женщина из Венеции». Две человеческие руки создали образ бесконечного одиночества. Это одиночество, доведенное до предела. Из глубоких, как кратеры, глазных впадин глаза смотрят куда-то вдаль невидящим, пустым взглядом. Истощенные скульптуры Джакометти выглядят раненными, абсолютными и бескомпромиссными; в этом ему нет равных. Эти скульптуры твердо стоят на ногах, никуда не уходят и утверждают свое собственное состояние. В этом есть некая особая красота…

Смерть для человека не всегда бывает угрозой – она может явиться и освобождением. Настоящая угроза заключается в том, что живой человек начинает чувствовать себя как мертвый. Он перестает воспринимать действительность…

Для людей, погруженных в глубокую депрессию, разговоры о творчестве могут показаться грубой романтикой, солью на раны; однако именно тяжесть их состояния может быть той темной материей, которая приводит в действие наши творческие силы. Меланхолия всегда идет рука об руку с чувством утраты и пониженной самооценкой. Утрата будит потребность вернуть утраченное. Результат не бывает идентичен потерянному, но предлагает другую форму питания, поскольку представляет символизацию…

* Альберто Джакометти (1901 – 1966) известен своими филигранными бронзовыми скульптурами, которые обнажены до самых костей. Это искусство после Освенцима и Хиросимы. Джакометти словно придал форму современной меланхолии.

Ив Бонфой выдвигает предположение, согласно которому Джакометти всю свою жизнь стремился к тому, чтобы вернуть нечто невозможное – связь с совершенным и при этом безжалостно отсутствующим материнским образом. Мать Альберто Джакометти была очень строгой женщиной с сильным характером. В своем искусстве Джакометти говорит о недостатке жизненно необходимой пищи. В октябре 1962 года ему был поставлен диагноз рак желудка. Чем дальше, тем меньше он мог есть; в январе 1966 года Джакометти скончался. Можно сказать, что его тело открыло его тайну.

Процитировано из книги Финна Скэрдеруда «Беспокойство. Путешествие в себя».

kholina.ru

Склонны к депрессии? Причина — творческие способности

Вам знакомо чувство одиночества? Вам кажется, что никто не понимает вас? Возможно, за уязвимостью прячутся уникальные творческие способности. Почему творческие люди часто становятся жертвами депрессии и как им найти гармонию в сложном мире.

Каждый, кто испытывал депрессию, знаком с чувством одиночества и ненужности. За фрустрацией скрывается нечто большее, то, что не видно невооруженным глазом. Люди с развитым творческим мышлением воспринимают окружающий мир не так, как все остальные.

Появляются все новые доказательства взаимосвязи между творческими способностями, депрессией и различными психическими расстройствами. Но это вовсе не значит, что все гении безумцы, а все безумцы – гении. Хотя знаменитых творцов и их талант иногда и связывали с особенностями психики, наука доказывает – представители творческих профессий часто испытывают депрессию из-за особенностей восприятия окружающего мира. Некоторым художникам и писателям кажется, что они склонны к хандре сильнее других, на самом деле для них это естественное состояние.

«Другой» мозг

Нейробиолог Ненси Андреасен считает, что люди с менее выраженными творческими способностями быстрее адаптируются к новым ситуациям, смене места и окружения благодаря информации, полученной от авторитетных фигур. Им проще в жизни, потому что они доверяют мнению авторитета и редко подвергают сомнению то, что узнали от него.

Другое дело люди с креативным мышлением. Они переживают те же ситуации по-другому. Гибкость мышления – фундамент креативности. Она позволяет воспринимать вещи и события свежим, незамыленным взглядом. Но также это отражается на внутреннем мире творческих людей: он сложный и неоднозначный. В их мире много вопросов и мало простых ответов.

Окружайте себя похожими людьми. Тогда творческие способности будут расцветать

Если обычные люди быстро реагируют на новые ситуации в зависимости от того, что им раньше говорили родители, учителя, политики, пасторы, раввины или священники, творческий человек живет в более изменчивом и расплывчатом мире. Поэт смотрит на мир с другого ракурса: он все время сомневается, взвешивает, анализирует. Это вызывает ощущение изоляции, отчужденности или депрессии – писатели, композиторы, музыканты, художники ведь отличаются от большинства, поэтому чувствуют себя чужими и странными. Привычная для обычного человека среда у творческого человека может вызвать стресс.

Найдите «своих»

Ощущение изоляции и одиночества в той или иной степени знакомо и понятно каждому человеку. Но творческим нужно искать похожих на себя, чтобы испытать подлинную причастность. Политики чувствовали бы себя неуютно в танцевальной школе, точно так же креативные умы разочаровываются, пытаясь вписаться в общепринятые нормы. Чтобы осознать свои отличия от других и понять, что делает их такими особенными, нужны правильные стимулы и поддержка. Иначе велика вероятность уйти в себя.

Что же делать? Как не впасть в уныние?

Примите свою креативность

По мнению Ненси Андреасен, всем креативно мыслящим следует помнить несколько вещей: «Вы должны признавать свои способности, ни при каких обстоятельствах не давать им пропасть зря. Нужно ценить свои таланты и развивать их, словно вы ухаживаете за любимым садом. Если мы душим таланты, мы подавляем свою подлинную сущность, что приводит к глубокой депрессии. Также мы должны принять наши странности. Мы всегда будем казаться странными для менее оригинальных людей. Быть странным гораздо интереснее, нежели нормальным. Окружайте себя похожими людьми. Тогда творческие способности будут расцветать. Кроме того, вас будут любить и поддерживать такими, какие вы есть».

Если мы душим свои таланты, мы подавляем свою подлинную сущность, что приводит к глубокой депрессии

Ненси Андреасен признает – творческие люди действительно больше других склонны к психическим расстройствам, поскольку испытывают «сложности с фильтрацией и восприятием информации, поступающей в мозг». Некоторые из них избегают социальных контактов из-за высокой чувствительности своей натуры. Однако понимание и признание своей уникальности помогает продвинуться вперед в борьбе с депрессией.

Так что самое важное – найти свой круг или тех, кто поддерживает вас или разделяет с вами ваше мировоззрение.

Ирвин Ялом: «Творчество придает жизни смысл»

Мы все сталкиваемся с глубинной экзистенциальной тоской, тревогой и страхом. Однако у нас есть средства, помогающие справиться с ними, напоминает американский психотерапевт.

7 причин, по которым мы боимся любви

Мы нуждаемся в близких отношениях и в то же время всеми силами избегаем их. На чем держится этот страх? Не важно, как давно это было с нами: о том, как больно, когда уходит любовь, мы вряд ли забудем.

www.psychologies.ru

Какие плюсы можно найти в творческой депрессии?

Вероятно, вы уже сталкивались с кризисом идей. Для некоторых людей это краткосрочный период, переживаемый достаточно легко. Для других же подобная ситуация вполне может перерасти в настоящую депрессию.

Меланхолии, приступам сомнения и отсутствию мотивации так или иначе подвержены практически все. Однако считается, что творческие типы страдают от этого чаще. Почему? Неужели есть какая-то связь между творчеством и депрессией?

Большинство психологов и психиатров соглашаются с тем, что большая депрессия развивается у тех, чья деятельность связанна с мыслительными процессами. А размышление является одним из ключевых моментов творческого гения. Вне рабочей атмосферы мы переносим эту привычку в другие сферы нашей жизни.

Мы часто прогоняем ту или иную ситуацию у себя в голове, пытаясь рассмотреть каждый свой шаг. Для творческих людей этот самоанализ необходим для понимания проблемы или предмета своей работы. Безусловно, любой другой человек тоже проводит мыслительный анализ, но это продолжается, пока проблема имеет значение в конкретной ситуации. Так в чём же разница?

Дело в том, что у творческой личности состояние депрессии становится более прочным и более интенсивным из-за врождённого желания продолжать думать о чём-либо. Творчество — это сплошные мыслительные процессы и возникающие эпизоды чувства безнадёжности, меланхолии или тупика фактически неизбежны. Важно понять, что не депрессия делает вас творческим. Скорее, наоборот, человек творческий, который тратит всё своё время на размышления, страдает от глубоких депрессий.

С эволюционной точки зрения можно сказать, что депрессия — это психологическое желание быть лучше и сильнее; проанализировав свои ошибки, найти способы улучшить себя в целом. Это путь к пониманию того, что нуждается в изменениях в нашей жизни.

Депрессия — балансирование между препятствием к здоровой, счастливой жизни и возможностью сосредоточится на тех областях, которые нуждаются в улучшении и корректировках. Конечно же, находясь в состоянии упадка, мы страдаем, но это огромный потенциал для роста. После того, как прошли первые неприятные ощущения, наступает переход в более позитивное русло: «Это было не так плохо» или «Я знаю, что мне делать дальше». Подъём рождается из творческого спада, как феникс из пепла. Ещё более сильный.

После долгих размышлений, творческий человек вполне может впасть в глубокую депрессию, но это так же означает, что он способен и к более высоким подъёмам.

Опять же, не депрессия делает вас творческим, и не депрессия является топливом для креатива. Творчество может управлять депрессией, которая в свою очередь является сигналом о том, что у вас очень много мыслей, много идей. А значит после падения вы можете встать и продолжать бороться. Так потерянная мотивация уже возвращается к вам обратно.

Помните? «Всё что нас не убивает — делает сильнее». Как и «всё что не делается — всё к лучшему». Мы должны пережить подобное состояние, чтобы двигаться дальше. Творческого кризиса не нужно бояться, с ним нужно смириться и бороться. И да пребудет с вами мотивация.

ilike.today

Совершенствование личности

Как стать успешным и счастливым, всесторонне развивая свою личность.

Творчество — лекарство от депрессии

Депрессия стала частым гостем современного человека. Беда в том, что мы слишком много работаем, то есть стали трудоголиками. Работать и зарабатывать — это, конечно, хорошо, но все нужно делать в меру. Беспрерывный труд приводит к перегрузкам и снижению работоспособности. Всему виной служит пренебрежение отдыхом, который так необходим нашему организму.

На первый взгляд многие считают, что небольшая усталость сильно не навредит, но когда она становится хронической, вот тогда нужно бить тревогу. Где скрыта усталость, там и найдется депрессия.

Каждый человек по-разному реагирует на депрессию. Для кого-то она быстро проходит, а для других действительно затяжная проблема. В любом случае от такого состояния необходимо как можно скорее избавляться. Ничего, кроме упадка сил, плохого настроения и снижения работоспособности она не принесет.

Для борьбы с депрессией большинство психологов сначала предлагают заняться творчеством, а уж потом, при необходимости выписывают медикаментозное лечение. Конечно же, есть лекарства достаточно эффективные, но все они имеют побочное действие. Зачем же пичкать себя медикаментами, когда можно получить много позитива, занявшись творческим процессом?

Издавна творчество занимает не последнее место в жизни человека. Творчество — это отличный антидепрессант. Итак, поговорим об арт-терапии — так по научному называется лечение творчеством

Здесь себя можно не ограничивать и выбирать любое направление. Этим-то творчество и выгодное, так как включает в себя различные направления, вот некоторые из них: лепка (глина, пластилин), рисование (карандаши, фломастеры, тушь, акварель), обучение игре на различных инструментах, танцы (современный, классический), а также вязание и вышивание. Каждый из этих видов творчества имеет успокаивающее свойство. Такое лечение способно не только помочь избавиться от депрессии, но и открыть талант к тому или иному виду искусства, о котором вы никогда даже не подозревали.

Арт-терапия в качестве антидепрессанта позволит вам расслабиться, забыть о своих проблемах, научиться новому. Плюс такого лечения состоит в том, что можно сделать подарок близким или декор в дом, на рабочий стол своими руками. Это будет все время вам напоминать о приятно проведенном времени, когда снова появится подавленное состояние.

Дети практически всегда находятся в хорошем и веселом состоянии, а это все потому, что они все время что-то рисуют, лепят и мастерят. Находятся в мире своей фантазии и творят интересные вещи. Поэтому стоит иногда становиться ребенком и творить, творить, творить.

personality-up.ru