Депрессия духовно

Духовные причины депрессии, безденежья и болезней

Я посвящаю этот материал духовным практикующим, кто на некотором этапе своего развития столкнулся с «тяжестью жизни». Проще всего ее охарактеризовать такой фразой: «Я работаю над собой, духовно расту, почему же мне все хуже?!»
От этого может возникнуть разочарование в себе или практиках — «все зря…»
Эта информация настолько остро отзывается сейчас у меня и моих единомышленников (друзей, клиентов), что я посчитала просто необходимым донести ее до читателей «Ключей Мастерства».
Впрочем, даже если вы не считаете себя духовным практиком, но «случайно» увидели эту статью — ознакомьтесь с ней. Возможно, именно эта информация вам сейчас нужна.
Проверьте, знакомы ли вам следующие симптомы:

депрессивное, подавленное состояние без особой причины;
нежелание жить — от глубокого отчаяния до легкого безразличия к своей жизни и всему человеческому («все тлен»);
чувство растерянности в этом мире — я не понимаю, кто я и что здесь вообще делаю;
тоска по «Истинному Дому», ощущение, что вы не отсюда, что где-то есть другое место, где вы были бы по-настоящему счастливы;
необъяснимые приступы тревоги, страха (так называемые панические атаки);
заболевания костей, зубов;
лишний вес или недостаток веса;
периодическая слабость и холод в теле;
нарушения иммунитета, такие как аллергия и проч.;
проблемы с деньгами.
При этом, скорее всего, вы уже работали с программами любви и принятия себя, исцеляли прошлое, принимали свою семью и род.

В данной статье речь идет о случаях, когда острые травмы и принятие своих личностных качеств вы уже проходили, а вышеуказанные симптомы усиливаются.

Вы так усиленно трудились над собой, сдвинули большие пласты и вроде бы должны стать счастливее и свободнее — так в чем же дело?

Я вам отвечу. Вы далеко продвинулись в своем развитии и столкнулись с духовным сопротивлением.

Лори Гилмор охарактеризовала его как «сопротивление тела потере плотности, вызванной нисхождением духа».

Проще говоря, вашей огромной и мощной Душе сложно интегрироваться в ваше тело и жить, как человек.

И чем более духовной личностью вы становитесь, чем больше отождествляете себя с Душой — порой, увы, тем сложнее вам контактировать с телом и земной жизнью.

Истоки духовного сопротивления — так называемая Первопричина («Нисхождение во тьму», или Разделение).

Речь идет о вашем рождении на Земле.

В какой-то момент ваша великая Душа, соединенная с Безусловной любовью Создателя, приняла решение пережить человеческий опыт. И тогда многие из нас попали в иллюзию разделения. Вот что об этом пишет Сэл Рэйчел (здесь и далее цитаты из книги «Человек объединяющий. Интеграция души»)

«Вы привыкли летать и парить в неограниченном времени, пространстве и еще выше. А затем вдруг вас ограничили транспортным средством из плоти и крови, сделав абсолютно беспомощными и зависимыми от других.
Ощущение оказалось настолько сильным, что поглотило ваше сознание. Все, о чем вы могли думать — о мучительной боли, проходящей по телу, пока вас выталкивает в жесткую плотную реальность физического мира».

Этот процесс называется «сжатием духовной энергии в материю». Когда вы добираетесь до воспоминания об этом опыте, «физиологический импринт включает интенсивную энергию сжатия и сильное желание разуплотнения» (по сути, это тяга к смерти).

Нежелание жить как тяга к «освобождению»

Новички старательно практикуют, чтобы почувствовать себя и свою реальность хотя бы чуточку больше, чем физический мир. Их тяготит эта несвобода и память о чем-то большем.

Вы, как продвинутые практики, которые наконец-то ощутили иллюзорность реальности и свою истинность, можете попасть в хитрую ловушку — «тоска по высшим сферам».

Вот как это выглядит. Вы ощущаете, что когда-то были огромными, могущественными и свободными существами, полными любви. Вы жили там, где не было даже знания о боли, и все пронизывала любовь и мудрость. Вы помните, как приятно было исследовать Вселенную, легко соприкасаться с любыми существами и ощущать безграничное принятие Бога.

Вы помните о дарах телепатического общения, мгновенного исцеления, перемещения в любую точку мироздания, энергетического взаимообмена с родными душами.

По сравнению с этими чудесными воспоминаниями жизнь на Земле кажется болезненной и невыносимой, и мы бессознательно стремимся ее прервать.

«Боль — это сопротивление тому, что есть», пишет Сэл Рэйчел. И в этой боли источник духовного сопротивления.

Последствия духовного сопротивления

1. Беспричинная тоска и депрессия, неосознанная тяга к смерти

Эти тягостные чувства основаны на эмоциональной травме при воплощении.

«Ваша первая мысль при этом примерно такова: Сильное сжатие. Неудобно и больно. Должно быть, я сделал что-то не так и заслужил все это.
Бог наказывает меня. Когда то я чувствовал себя прекрасно, утопая в блаженстве. Сейчас я сжат и полон боли. Я должен вернуться в Сад Эдема».

Подобные переживания вызывают желание убежать от сжатия. Это проявляется, как «побуждение умереть», т.е. желание покинуть физическое тело и вернуться в менее сжатое, развоплощенное состояние.

В этом заключаются причины депрессии, подавленности, панических атак.

2. Ухудшение здоровья

«Чтобы человек мог жить на Земле в физическом теле, в его теле должен присутствовать определенный процент общей энергии души. Чем больше в теле энергии души, тем оно здоровее и крепче, и тем успешнее душа будет справляться с проблемами земной жизни».
Из-за того, что побуждением Души является бессознательное желание покинуть тело, организм, следуя ее воле, начинает разрушаться.

Особенно это заметно на болезнях костей и зубов, как самой плотной материи в вашем теле. Не зря к старости, когда душа уже готовится к переходу, кости становятся хрупкими, зубы выпадают.
Вспомните, что про излишне хрупкого человека говорят «он неземной», то есть, почти не присутствует в теле.

Также возможны проблемы с иммунитетом, особенно аллергии (неприятие тела, земной пищи и т.д.)

3. Лишний вес

Выделим этот пункт отдельно, потому что многие духовные практики сталкиваются с необъяснимым увеличением веса.

Таким, увы, довольно разрушительным способом, тело пытается вместить имеющуюся духовную массу.

4. Проблемы с деньгами

Ваша Душа помнит о мире, где обмен энергиями происходил свободно и легко, где ценились не чины и финансы, а качества чистой любви и мудрости.

Поэтому необходимости зарабатывать деньги Душа не понимает, и тоскует по тому «свободному миру».

Как это назвала одна моя знакомая (мощный практик): «Я все жду, когда же мне не нужно будет работать и мне просто будут платить за мое свечение и любовь. Но этого все никак не наступает, и я разочаровываюсь в справедливости мира».

В итоге, внутренний посыл Души «деньги мне не нужны» проявляется в физическом мире финансовыми проблемами.

Послушайте свой внутренний отклик, наверняка, что-то подобное вам знакомо.

5. Разочарование в отношениях

Вы помните о своей духовной Семье, о тех энергиях любви и принятия, которыми дорогие существа окружали вас.

Вы ищите на Земле такого же качества любви, но многие люди, причем часто самые близкие, причиняли и продолжают причинять вам боль.

Вы не понимаете, почему так происходит, и это разбивает вам сердце.

Вы входите в отношения с максимально открытой душой, и, сталкиваясь с непониманием, предательством, отвержением, закрываетесь и разочаровываетесь в людях или в себе.

Вы постоянно ищите своего «Божественного возлюбленного», порой почти и не веря, что счастье с ним возможно на Земле…

6. Неудовлетворение в карьере и реализации

Ваша Душа помнит, что она совершенна и в ее Доме не нужно конкурировать с другими, чтобы получить любые блага. В итоге, когда в социуме вы сталкиваетесь с обманом, безразличием, жестокостью людей, это причиняет непереносимую боль и желание избежать ее.

Отсюда — специфическое поведение многих духовных практиков, которое выражается в желании «взять рюкзак, все бросить и уйти в никуда», а также неумение уверенно постоять за себя.

Кроме того, желание «освободиться от жизни», продиктованное духовным сопротивлением, формирует подсознательную программу «все зря». Что, как вы понимаете, не способствует вашей успешной реализации.

В итоге, духовное сопротивление приводит к тому, что вам тяжело жить в этом мире, вы разочаровываетесь в себе, деньгах и отношениях, а дальнейший духовный рост может лишь усиливать тоску «по Дому» и, как следствие, саморазрушение.

Если вы хотите этого избежать и получать радость от жизни на Земле, добиваться успеха во всех важных начинаниях, вам необходимо устранить духовное сопротивление и помочь своей высшей части разместиться в вашем теле.

Помните, что вы — чудесные светящиеся существа, воплощенные в человеческих телах, и заслуживаете максимального счастья на своем Земном Пути!

xn--e1acddbor0ewc.xn--c1avg

Духовная депрессия — часть процесса изменения сознания.

Духовная депрессия или как пройти через мрачный период своей жизни, Депрессия – это друг, подталкивающий вас. Увидьте ее в таком свете.

Вещи не всегда такие, как кажутся. очень часто они гораздо больше чем кажутся, то что мы привыкли как люди оценивать в каких то критериях на самом деле может быть совершенно другим.

Мы фокусируемся на событии на определённой его части — это похоже на моментальный снимок – увидели, почувствовали — страдаем но так же как и на снимке в фокусе нашего внимания оказывается что? Маленький кусочек и по этому кусочку кто то ставит диагноз, кто то ставит крест на себе Всё, что происходит внутри и вне вас не является результатом каких-то ошибок, или неверных ходов. Это не результат греха или кармы.

Духовная депрессия – что-то совсем другое. Я буду говорить о депрессии как о части процесса роста процесса изменений, духовная депрессия случается не у всех, но возможно это о вас. Это часть, которая испытывает вас на каждом уровне, заставляет вас войти в энергетическое истощение, заставляет вас, прежде всего, потерять надежду во всем.

Депрессия может ввести в дисбаланс тело. Она может выключить его. Депрессия также влияет на разум. Разум не генерирует творческие энергии, так как он делал это раньше. Исчезает страсть и драйв. Ум становится плоским, и такое состояние мы зовём депрессией.

Депрессия также влияет на дух. Дух является частью баланса тела, разума и души. Но теперь вам, кажется, что дух ушел, покинул вас. Возможно, вы чувствуете себя покинутым, ощущаете, что Бог находиться не здесь, что у вас нет духа, что жизнь ничто больше, чем то что, что раскинулось перед вами сейчас.

Гусеница превращается в бабочку.

Представьте гусеницу, что наслаждается своими днями, ползает по земле, по растениям, деревьям, но она постоянно хочет быть все больше гусеницей. Постоянно желает быть немного больше, немного умнее, немного зеленее, несколько новых ножек, немного сексуальнее и намного богаче. Гусеница находиться в своем гусеничном уме. Она не знают ничего больше, только о своем существовании, как гусеницы. У нее есть мечты и чаяния и надежды, как стать большей гусеницей, потому что это всё, что она знает. И так продолжается всю ее жизнь гусеницы, постоянно пытаясь достичь всего лишь немного большего, возможно, конкурируя со своими приятелями-гусеницами. Но что-то внутри подтачивает гусеницу. Это похоже на постоянный стук в дверь, на постоянный… почти голос, который она слышит. Он говорит: «Пришло время, настал час». Гусеница, через некоторый период времени, начинает прислушиваться к этому голосу и понимает, что пришло время для громадного изменения, но она просто не может понять, что именно означает это изменение.

И вот в один прекрасный день, во время жевание листьев, гусеница понимает, что она уже готова. Она взывает к богу гусениц и говорит: «Дорогой бог, дорогой дух, я готова. Я любила свою жизнь гусеницы, но пришло время двигаться дальше. Я знаю это изнутри своего существа. Я не знаю точно, о чем я прошу, я не знаю, что именно произойдет, но я знаю, что это должно быть хорошо».

И она отдает себя, сдается. Сдается изменениям – естественным изменениями, эволюции, что всегда случается – она отдает себя этому. Это момент радости и ликования для гусеницы, она чувствует себя свободной от старых путей, старой суеты, старых привычек. Она чувствует себя освободившейся. Теперь она ждет чего-то, что должно случиться.

Но через достаточно короткий период времени гусеница чувствует себя не так хорошо, небольшое несварение. Ее ноги больше не работают в унисон. Одни движутся вперед, другие назад. Вместо того, чтобы стать зеленее, она становиться немного серее. Вместо того, чтобы становиться острее умом, она, фактически, стает более неопределенной в мыслях.

Гусеница начинает сожалеть о том, что когда-то отдалась этому изменению, о том, что она поверила в весь этот нонсенс о духе и вознесении. Она слышала слухи об этом, но теперь разум гусеницы начинает сомневаться. Он говорит: «Всё это должно быть просто уловка». Гусеница сожалеет о содеянном, желая вернуть всё назад. Но каждый раз, когда она пытается возвратиться назад, она не может. Гусеница начинает чувствовать себя плохо. Она, фактически, становится синей, нежели зеленой. Вскоре, она понимает, что не может двигаться совсем, не может подняться утром, больше не интересуется пищей, не хочет думать ни о чем. Все вещи, которые ранее приносили гусеницы удовольствие, например, смотреть на полет дружественных птиц, слушать звуки ветра и деревьев, мочить свои ноги и тельце в небольших водоемах, ничто из этого больше не привлекало гусеницу.

И вот гусеница уже не может даже открыть глаза утром, чтобы поприветствовать новое солнце, она даже не хочет увидеть свет, прекрасный солнечный свет утром, гусенице становилось все хуже и хуже – она начала входить в промежуточное состояние «между». «Между» означает, что гусеница совсем не хочет умирать, даже если она об этом иногда говорит, она этого не хочет – она просто хочет вернуться к старым путям. Она отдала бы что угодно уже не для того, чтобы стать больше, зеленее, но для того, что быть такой, как она привыкла. Но она уже в «между» состоянии. Она знала, что не может исправить свое тело, а ее ум не может сфокусироваться на чем-то. Гусеница была внутри «между».

Она лежала так долго, что над ней начало формироваться что-то похожее на корку, что-то похожее на паутину начало ткаться вокруг нее, новый тип тюрьмы. Гусеница пыталась плакать, но не могла. Она пыталась заставить себя силой выйти из этого состояния, депрессии, в которой она находилась. Она пыталась заставить себя сфокусироваться на чем-то, посмеяться, но она не могла. То было небытие. Любое чувство любви, которое она когда-либо чувствовала, растворялось. Чувства связи с самим собой не было, и вскоре этот кокон, ограждение окружил ее. Там была тьма, там была тишина. Казалось, будто она поймана внутри себя, но себя больше не существовало. И вот она снова воззвала к духу, к богу гусениц и сказала: «Дорогой бог гусениц, это моя последняя мольба. Спаси меня прямо сейчас или возьми меня в смерть. Я не могу выдержать это небытие».

Ответом была тишина, ничего не произошло. Последней мыслью гусеницы было: «Бога нет. Надежды нет. Нет существа или энергии, которая могла бы услышать мой голос. Я не просто во тьме, я – ничто. Я сама создала свой ад. « У меня нет выхода».

Конец истории вы знаете, гусеница укуталась в кокон и во время ее окончательной сдачи, отпускания всего, что у нее было, она возродилась. Она вырвалась из кокона, новая и совсем другая, с цветными крыльями. Она могла летать. Она смогла увидеть всё абсолютно новым образом. У нее были полностью новые сознание и разум. Теперь о на была бабочкой. Бабочка была тем, что гусеница никогда не могла бы даже представить. Как могла гусеница, у которой был только ум гусеницы, когда-либо представить бабочку? Но посмотрите, во что она превратилась!

Это именно то, что происходит. Эта метафора проста. Мы проходим сквозь тьму, через худшее из худшего. Но почему? Возможно, потому что мы сами создали этот механизм для своей окончательной капитуляции. Окончательного отпускания наших человеческих убеждений и верований, всех человеческих наслоений. Окончательное отпускание всех связей со своим старым я , чтобы мы могли переродиться в новое!

Kак отпустить ожидание, пока они не превратились в монстров, потому что эти монстры-ожидания фактически создают ту бездну, с которой и начинается сама депрессия.

Продолжительность 2 часа. После занятия вы получите аудио запись нашего тренинга.

Стоимость 20 евро.

Для тех, кто уже участвовал в моих программах скидка 50%.

www.b17.ru

Master Shaul Pochal

Мануальный терапевт в Москве

Post navigation

Депрессия — духовная перезагрузка?

Депрессия — духовная перезагрузка?

Оглядываясь назад, на свои 20 с лишним лет депрессии.. я теперь вижу, что в этом было проявление Чистого Разума.

Я вижу проявление милости в том, что жизнь опустила меня на колени. Порою она ставит нас на колени, чтобы мы уже наконец начали присутствовать.

В самой сути отсутствия интереса ходить на работу, встречаться с друзьями; потери любых надежд на будущее, моего полного разочарования во всех внешних, второстепенных определениях, в моей тошноте от всего духовного — было в этом нечто исцеляющее.
Даже в потери смысла выбираться из собственной постели.

Посредством суицидальной депрессии, жизнь сдирала с меня все мои иллюзии, все мои «отвлечения», всё, что было не настоящим. Вынуждая меня тем самым становиться всё ближе и ближе к себе, напоминая мне, ЧТО остаётся после того, как «содрано» всё внешнее, всё наносное.

Депрессия вынудила меня вспомнить мое собственное присутствие — основательное и свободное, чудо, волшебство, переполненное (дышащее) жизнью.
Мое собственное присутствие, да, такое простое, и всё же упущенное из виду, всегда было здесь, ближе чем дыхание.

Моё собственное присутствие — присутствие самой жизни — было даром, Источником, которого я всегда так жаждал.
Весь поиск был перевёрнут с ног на голову.. «ложное я» искало снаружи, а оно, это присутствие было всегда рядом внутри.. ложное «я» должно было облажаться в своём поиске присутствия, с тем, чтобы разоблачить себя как основание и суть всего происходящего.

Волна не может найти или познать океан, она может только быть им.

Я здесь. Я существую. Я есть.
И это великое чудо из чудес.

Иногда это то с чего следует начать, в самом начале. Тебе нужно вернуться к истоку жизни, в место до «я есть».
Депрессия это окончательный провал, окончательная капитуляция «я». Это была несомненно духовная перезагрузка, пробуждение.

Моя жажда смерти, оказалась тайной жаждой жить, раскрыть своё хрупкое сердце настежь священному универсуму, прикоснуться к своей силе.

Я знаю, что это нетипичный и не очень распространенный взгляд на депрессию. Взгляд на то, что она содержит разум и мощное лекарство, столь необходимое в нашем утомлённом, изнывающем от скуки мире.

Давайте увидим новый подход. Уважая медицинскую модель депрессии, давайте пойдем беспредельно, бесконечно глубже, не отворачиваясь от шёпота жизни никогда.

mastershaul.com

Тоска, уныние, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии (Гавриил (Бунге), схиархимандрит)

Схиархимандрит Гавриил (Бунге; род. 1940, Кёльн) — священнослужитель Русской Православной Церкви, Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано, швейцарский богослов и патролог.

Родился в 1940 году в Кёльне, Германия. Отец его был лютеранином, мать — римо-католичкой . В 17–18 лет, как сам впоследствии свидетельствовал, пришёл к вере благодаря своим ровесникам. Читал творения и жития святых отцов, патерики, «Добротолюбие». В 1961 году, во время учёбы в Бонне, совершил путешествие в Грецию где вошёл в близкий контакт с Православной Церковью. Два месяца провёл на острове Лесбос, жил в семье священника. Каждое воскресение ходил на службы в православный храм, где к нему относились с большой любовью, как он сам свидетельствовал. Затем неделю жил в Афинах в духовной семинарии вместе с семинаристами. Будучи римо-католиком , в возрасте 22 лет вступил в орден бенедиктинцев во Франции. В 1972 году был рукоположен во священный сан. Контакт с Православием направил его на изучение наследия Православной Церкви, восточного монашества, святых отцов. Особенно много лет он посвятил изучению творений Евагрия Понтийского. Таким образом, вникая глубоко в вопросы окружающие Евагрия, широко изучил творения восточных святых отцов, восточное монашество и духовное наследие. В 1980 году поселился в скиту Святого Креста в швейцарском кантоне Тичино, живущем по древнему правилу святого Венедикта. Отшельническая жизнь в скиту помогла многое изученное теоретически перевести в практическую жизнь. Это привело к выводу о том, что западное монашество должно питаться наследием из жизни восточного. Жизнь в наследии восточного монашества помогала не только духовно возрастать и совершенствоваться в отшельнической жизни, но и принимать верующих, помогать им совершенствоваться духовно. 27 августа 2010 года был принят в Православие пред началом службы в Скорбященском храме на Большой Ордынке митрополитом Волоколамским Иларионом. Продолжил жизнь монаха-затворника в горах Швейцарии. Будучи иеромонахом, являлся настоятелем Капрьясского Крестовоздвиженского скита. 22 августа 2011 года был пострижен в великую схиму в своём скиту епископом Корсунским Нестором. В схиме был назван в честь преподобного Гавриила Константинопольского. 20 мая 2012 года в храме святителя Амвросия Медиоланского в Милане епископом Корсунским Нестором был возведён в сан схиархимандрита. 16 июля 2013 года был определён настоятелем новоучреждённого Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано.

  • Артикул: 19385
  • Код товара: 81681
  • Дата поступления: 16.05.2017
  • Автор (составитель): Гавриил (Бунге), схиархимандрит
  • Издательство: Сретенский монастырь, Москва
  • Год издания: 2014 2014
  • Тираж: 10000
  • Страниц: 192
  • Переплет: Мягкий
  • Вес: 140
  • ISBN: 978-5-7533-0926-6
  • Гриф ИС: P14-321-2658
  • Формат: 70х100/32
  • Размер: 11 см. × 17 см. × 1 см.

Тоска, уныние, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии, автор: Гавриил (Бунге), схиархимандрит . Быстрая доставка по России и за рубеж. Самые низкие цены!

Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.

Если закажете до 10:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.

Стоимость курьерской доставки — в среднем 130 р., самовывоза — 70 р., Почты России — в 2 раза ниже, чем в других магазинах (70–150 руб. в среднем). Мы автоматически рассчитаем точную сумму доставки, когда вы наберете товаров в корзину. У нас выгодно делать как большие так и маленькие заказы. Вы экономите в любом случае.

Почти в каждом крупном городе есть самовывоз и курьер. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта России. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.

Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении, после вскрытия посылки.

Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.

В каждом заказе инструкция по возврату и маленький подарок!

Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени

Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)

zyorna.ru

Храм святителя Василия Великого

На главную Психиатрия Духовная сущность психических расстройств. (Д.А. Авдеев) Духовная природа «пограничных расстройств»

Духовная природа «пограничных расстройств»

Выше было сказано, что душевные болезни могут быть «от естества», или же их проявления связаны с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психических расстройств, именующаяся в клинике как «пограничная патология» (функциональная, т. е. принципиально обратимая психическая патология). К этой группе относятся неврозы, неврозоподобные состояния, некоторые типы депрессивных расстройств, психосоматические состояния, приобретенные формы психопатий и др. Страдания этих людей во многом являются следствием их личностно-характерологического склада, который, на мой взгляд, определяется духовными причинами. Остановимся подробнее на некоторых болезненных состояниях.

Проявления депрессивных расстройств отмечаются при многих психических заболеваниях. В клинической психиатрии выделяют две принципиальные разновидности депрессивных состояний. Одна из них связана с внутренними (эндогенными) причинами и менее зависит от психологических факторов и обстоятельств, а другая — напротив, развивается в силу различных переживаний, неприятностей, которые наслаиваются на личностно-психологические особенности человека, шкалу его ценностей (невротическая депрессия).

Депрессия — самый часто встречающийся синдром душевных расстройств. Около 5% населения Земли страдают этой формой психической патологии. До 60% всей психической патологии составляют депрессивные состояния. Депрессия помолодела. Жертвами ее становятся не только люди преклонного или «бальзаковского» возраста, но также и молодежь и даже дети. Состояния уныния, безрадостности, тоски, увы, так свойственны нашим современникам.

Сегодня многие считают, что депрессия — болезнь цивилизации, с ее требованиями к жизни, к человеку. Науке многое известно о причинах возникновения депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе. А причиной многих форм болезненного уныния является именно он. Об этом говорят святые отцы. Об этом свидетельствует весь аскетический опыт православия.

Депрессия — это своего рода сигнал души о неблагополучии, бедственном ее положении. Это не плачь о грехах. Это грехи вопиют, нераскаянность мучит душу. И демоны нашептывают в ухо: «Все плохо, надеяться не на что, все равно помирать, так лучше сейчас». Увы, как часто приходится слышать эти разговоры во время врачебного душепопечения.

При невротической форме депрессивных расстройств связь их с морально-нравственным состоянием человека определяется самая непосредственная. Мучается человек от печали, тоски. Страдает. Душа его томится. Как врач, я, конечно, облегчаю страдания этих людей медикаментами, беседами, да и просто человеческим участием. Но удовлетворение при приеме больного у меня наступает лишь тогда, когда заходит разговор о душе, о вере, о покаянии. С согласия пациента и по его желанию мы пытаемся оценивать симптомы заболевания с духовных позиций.

В случае эндогенных депрессий механизм более сложный и являет собой разнообразное сочетание тех же причин, о которых было упомянуто прежде. Смысл страдания заключается в том, как человек противостоит душевной скорби.

Депрессия имеет различные маски. Часто она проявляется в форме различных телесных недомоганий (боли в животе, головная боль, стойкая бессонница). Такой вид депрессивных расстройств называется маскированная депрессия. Духовная сущность при этой форме страданий та же что и в случае иных депрессивных состояний.

«Преподобная Синклитикия Александрийская, первоначальница всех общежительных монахинь, говорила: «Есть печаль на пользу и печаль на вред. Печаль на пользу состоит в том, чтобы сокрушаться о своих грехах, о неведении ближнего и о том, чтобы не отпасть от предложенной цели — сподобиться совершенной благости. В этом состоит печаль по Богу. Но к этому бывает некоторое примешение врага, ибо и он наводит печаль, исполненную неразумия, что у многих (разумеется, отцов — Еп. Варнава) называется унынием. Этого духа надобно изгонять преимущественно молитвою и псалмопением». Далее преосвященный Варнава (Беляев) комментирует: «Есть одно делание в науке о спасении, которое приводит человека к Богу кратчайшим путем. Это — печаль о грехах, печаль по Богу. опыт и веяние благодати в сердце убеждают, что молитва с теплыми слезами раскаяния в одиночестве есть единственное средство утешения. Правда, в начале слезы горькие льются, едкие, но после чувствуется облегчение, отрада, просвет. Чем дальше он продвигается по пути спасения, тем на душе становится веселее; ты плачешь, слезы градом катятся, а на сердце яснее и теплее становится. Чудное дело! Непостижимое действие благодати.

Но есть и другой плач и иная печаль. Модница плачет о том, что у нее нет новой весенней шляпки, и вышли из моды ботинки, что «такой-то» стал ухаживать за «такой-то», а «та» более красива или счастлива, чем она; молодой человек печалится о малом количестве карманных денег, которые он может потратить на удовольствия; жена плачет из-за обиды, что изменяет муж, а муж, в свою очередь, — что имеет неудачи по службе; врач, инженер, адвокат — все недовольны, что мало зарабатывают, все им мало; купец приходит в отчаяние от понесенного убытка, и так далее, и тому подобное.

Все плачут и печалятся, даже живя в роскоши и богатстве, но сокрушаются — о тленных вещах. Не имеют чего-либо или теряют что-то, вот и печалятся. Иногда от такой печали иссыхают, заболевают и даже умирают (2 Кор. 7, 10). Эта печаль бесовская. Враг рода человеческого навевает ее. Мучится, стонет человечество, пытается сделать жизнь беспечальной, но без Бога ничего не может» (цитир. по книге «Малая аскетика» Еп. Варнавы (Беляева).

Разговор на эту страшную тему в конце главы о депрессиях неслучаен. Именно уныние и отчаяние могут являться как бы предвестниками этого страшного греха.

Суицид (самоубийство) — это осознанное лишение себя жизни. Печальная статистика самоубийств в нашей стране долгое время была закрытой. В начале 1989 года впервые за последние 60 лет были обнародованы ошеломляющие цифры, за каждой из которых безысходное отчаяние, утрата смысла жизни. К примеру, в 1984 году в СССР 81 тысяча человек покончили собой.

Вот еще один красноречивый факт: уровень самоубийств в России в 1915 году равнялся 3, 4 человека на 100000 населения. В СССР в 1985 году он равнялся 24, 5. В 1991 году в России этот показатель составлял — 31, а в 1993 году уже 38, 7. Год 1997 отмечен еще более высокими суицидальными показателями.

В чем причины самоубийств? Они разнообразны. Однако, вот некоторый итог. Социальные факторы не имеют сколько либо решающего значения. Точка зрения врачей такова: подавляющее число самоубийц — психически здоровы.

Суицид — это личностный кризис. Это проблема духовная.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) очень точно писал: «Бедные страдальцы самоубийцы. Вы не приняли искупления, кратких земных очищающих страданий — сладких для принявшего, — о, гораздо более сладких, чем те призрачные наслаждения, в тоске по которым вы умерли. Да, в вашей власти было сделать это, как подсказала, шепнула вам сила зла, не имевшая над вами тогда никакой власти, но в вашей же власти было не делать этого. В вашей власти было знать, что есть Бог, что Он есть не только высшее Выражение Правды и Справедливости, недоступных нашему пониманию, но даже гораздо более всех этих слабых человеческих понятий.

В вашей власти было понять, что не может Бог дать Крест, и не дать сил, — что в вашей власти было обратиться к Богу, спастись призыванием (не ложным) Его Имени», «90 процентов самоубийц делают свой последний шаг под непосредственным влиянием духов «человекоубийц искони» (Ин. 8, 44). И, собственно, почти всякое самоубийство есть убийство демоном человека — руками самого человека.

На нервной почве.

После грехопадения Адама человек утратил совершенное здоровье и бессмертие. Святое Евангелие напоминает нам о тех причинах, которые привели человека к потере Эдема (Мф. 8, 16; Мф. 15, 17-20; Мк. 7, 18-23; Лк. 5, 15; Ин. 9, 1-7) Св. отцы говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет.

К примеру, вот что говорит о гневливом человеке преподобный Ефрем Сирин: «. Гневливый убивает и губит душу свою. Да и действительно, гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и мысль изменяет, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою. «

Иными словами, грех, совершаясь в глубине человеческого духа, поражает и душу, и плоть. Очевидно, по этой причине сокращается длительность жизни людей, слабеет их здоровье. Часто душа подсказывает человеку, по каким причинам (или грехам) произошел тот или иной недуг. Многие христиане это знают по опыту.

Наука громко заговорила о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов 180 лет тому назад, когда немецкий врач Heinroth впервые употребил термин психосоматика. В основе идеи психосоматозов положено утверждение, что в происхождении ряда соматических заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам. Таким образом, психосоматическая патология — это своеобразный соматический резонанс психических процессов. К числу так называемых истинных психосоматозов относятся ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит.

«Плачет мозг, а слезы в сердце, печень, желудок. » — так образно говорил известный отечественный ученый А. Р. Лурия. Ученые и практики обратили внимание на определенные черты характера, которые свойственны тем или иным заболеваниям. К примеру, у больных ишемической болезнью сердца нередко обнаруживаются внутреннее напряжение, нетерпимость, стремление к постоянному лидерству, эмоциональная неустойчивость. Установлено, что возникновение бронхиальной астмы связано с наличием в характере выраженных черт напористости, нетерпимости. Заболевания щитовидной железы могут быть вызваны неумеренностью. При облитерирующем эндартериите (сосудистое заболевание) обнаруживают боязливость.

Правомерен вопрос: только ли характер является основой «болезненного» поведения? Убежден, что, прежде всего, грех, совершаемый в глубине человеческого духа. Накапливаясь в душе, грехи формируют характерологические изъяны. Следовательно, происхождение психосоматической патологии можно эскизно представить как процесс «проявления», материализации греха: грех — характер — болезнь. Разумеется, эта схема должна восприниматься с осторожностью и применима лишь к части случаев. По воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Таким образом, в зависимости от того, на какой духовной «почве» возникают хвори, и определяется их смысл.

О СЕРДЦЕ БЛАГОДАТНОМ.

Выше мы рассмотрели, как может страдать плоть под тяжестью грехов (некоторые примеры психосоматических расстройств). Но под действием Духа Божия плоть человека преображается. Когда смотришь в лица угодников Божиих, подвижников веры и благочестия, то невольно ощущаешь ту благодатную силу Духа, от которой невозможно оторваться. Еще в большей степени это дивное преображение относится к сердцу человека.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостию. Недаром говорится о Боге: свят еси и во святых почиваеши».

Св. пророк Иеремия говорил: «Было в сердце моем, как бы горящий огонь» (Иер. 20, 9). Преподобный Макарий Великий говорил так: «Сердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделения сердца, — господствует над всеми помыслами и членами. «

Жалобы на бессонницу встречаются у большинства обращающихся к нам больных. Расстройства сна встречаются при большом числе заболеваний, в том числе и психических. Сон — это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается, улучшается) от нашего духовного состояния. Знаю по опыту, что когда по разным причинам пожертвуешь молитвами на сон грядущий, пожертвуешь и крепким сном. Плохо спится и после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. Хороший, крепкий сон подает Господь.

Один пожилой человек, участвовавший в обустройстве возрожденного из руин монастыря, сказал мне: «Если бы Вы знали, как мне в обители сладко спится! А дома сплю хуже». Это и понятно. Молитва все делает сладким. К примеру, я и сам удивлялся, как это парой картофелин и тарелочкой супа, съеденными в монастырской трапезной, бываешь сыт на весь день. Благодать Божия насыщает! Тем пациентам, у которых открыто сердце к вере, я повторяю хорошо известные истины: нам необходимо молиться утром и вечером, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, читать Евангелие, призывать на помощь святых и Ангела-хранителя; пригласить в дом священника и освятить жилище (если оно не освящено). А самое главное — исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.

Многие люди, с верой и упованием на Господа, пытающиеся так поступать, чувствуют значительное улучшение самочувствия, мир на душе и отказываются от снотворных препаратов.

«Горечь утраты» (рассказ священника)

Знакомый священник рассказал мне такой случай: «Меня пригласили освящать дом к одной пожилой супружеской чете. Выяснилось, что совсем недавно в автомобильной катастрофе у них погиб сын. Смерть была мгновенной. Он стал жертвой практически преднамеренного убийства. На его месте мог бы оказаться любой человек. Для озверевших пьяных водителей не было никакой разницы: кто перед ними. Сатанинское веселье зашло слишком далеко. Человеческая жизнь стала игрушкой.

Родители постоянно плакали, скорбели о случившемся. Особенно тяжело переносила горечь утраты хозяйка дома, мать погибшего. Знакомые очень опасались за ее здоровье. Думали, что может не выдержать этого горя. У нее катастрофически стала снижаться память. Кроме мужа и одной знакомой женщины, она никого не узнавала. Сильно нарушился сон. Словом, наблюдался полный упадок сил.

Была отслужена панихида на могиле сына, которая очень растеплила сердца скорбящих родителей. Потом мы долго беседовали. Разговор помог выйти накопившимся слезам и страданиям. Затем было совершено освящение дома и, помолившись с ними о упокоении их погибшего сына, благословив их, я уехал. Перед отъездом мы договорились о встрече.

Позднее я не раз видел этих людей в храме, общался с ними. Как потом выяснилось, на утро после освящения жилища хозяйка произнесла: «Я дома». К ней вернулось ощущение домашнего уюта, семьи. На душе потеплело, улучшилось самочувствие. Вскоре вернулась память, и нормализовался сон. Отец погибшего также стал чувствовать себя значительно лучше.

Этот пример говорит нам очень о многом. А самое главное, о том, что по благодати Божией в души людей пришло успокоение, отрада. Господь, по милости Своей, дал матери ощущение близости, соприсутствия сына, молитвенного общения с ним. А отсюда и не стало ощущения пустоты, убивающего чувства невосполнимой утраты и безысходности. Как она сама потом говорила: «Я чувствую, что он живой». Это было не воспоминание, а реальное ощущение. Благодать Божия коснулась не только ее души, но и телесного здоровья».

Я лишь добавлю, что по психиатрической терминологии, в данном случае, имело место реактивное депрессивное состояние. Такой диагноз поставил бы врач и, соответственно, назначил бы лечение. Однако духовная сущность этого состояния явственно проявилась после их обращения к Богу, совершения чина освящения жилища и пастырского окормления скорбящих (Этот случай рассказал свящ. Евгений Каньшин).

О недуге пьянства

Высокий темп жизни, неурядицы, семейные конфликты, одиночество и другие проблемы порой «обуздываются» водкой, вином или инъекцией коварного зелья. Спиртное приобретает свойства наркоза, снимающего раздражение, гнев, обиду. Эти обстоятельства и провоцируют многих людей к выпивке. Но рано или поздно возникают проблемы, перерастающие в серьезные жизненные несчастья.

Еще раз напомним о губительных последствиях злоупотребления алкоголем для здоровья. Как показывает практика, значительная часть населения не имеет твердых представлений об этом. Наиболее чувствительна к алкоголю центральная нервная система. Пьянство приводит сначала к нарушению согласованной работы головного мозга, а через несколько лет — к необратимым изменениям психики, деградации. Тяжело страдают внутренние органы. Цирроз печени, гастрит, миокардит, алкогольный психоз и слабоумие, атрофия половых желез — вот что ждет алкоголика. Любые заболевания на фоне алкоголизма протекают значительно тяжелее и исход их не всегда благоприятен.

Психологи определили некоторые характерологические черты, свойственные «алкогольным» личностям. Так, по данным В. Т. Кондрашенко, одни из них — легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны; другие — излишне самоуверенны, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Если на эти черты характера наслаивается еще и психотравма, то вероятность нервного срыва, запоя очень велика.

Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов начинается задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, «играют во взрослых», разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают «детское вино» под одобрительный гул родителей и гостей. Нет сомнения в том, что уже в это время в сознании ребенка начинает формироваться представление об алкоголе как об универсальном спутнике взрослой жизни. Специалисты утверждают, что к 11-12 годам у подростков формируются вполне устойчивые стереотипы отношения к пьянству.
Нередко избалованный «усилиями» родителей, бабушек и дедушек ребенок со временем трансформируется в претенциозную личность, которая требует непременного удовлетворения всех своих потребностей. Если этого не происходит, то возникают разочарование, гнев, чувство досады. и желание «забыться в вине».

Алкоголизм — это болезнь. Но болезнь более всего духовная. В основе пьянства, употребления наркотиков — духовная опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрата смысла бытия. Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Отсюда понятно, что только медицинскими методами страждущему не помочь (в данном случае я имею в виду классическую медицину, а не ту оккультную практику, которая «прилепилась» ныне к наркологии, и которую в виду сильнейшей опасности и духовной пагубы надо категорически избегать). Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимо искреннее раскаяние пред Богом в таинстве Исповеди, молитвы ко Пресвятой Богородице и Святым угодникам Божиим.

Злостное пьянство может быть следствием влияния злых духов на человека. Спаситель наш пришествием своим не уничтожил совершенно власть дьявола, а только ослабил его влияние на людей и дал нам средства отражать дьявольские козни. Этими душеспасительными средствами являются вера, призывание имени Христа Спасителя, молитва, пост, и, конечно же, святые таинства Исповеди и Причащения. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас», — говорит апостол Иаков. Кстати сказать, в состоянии алкогольного делирия (белой горячки), люди видят устрашающие образы (яркие зрительные галлюцинации, как трактует эти явления психиатрия). Причем все видят одно и то же — бесов.

Если в сердце больного алкоголизмом есть место вере Христовой, то следует напоминать ему о том, что он опутан узами греха. Нужно знакомить его с началами Православной веры, приводить примеры исцелений, которые Господь дарует раскаявшемуся грешнику. Обо всем этом надлежит говорить православному врачу и смиренно призывать Господа на помощь во исцеление страждущих.

Если родственники больного верующие люди, то они должны усердно молиться за него дома и в храме, позаботиться об освящении жилища (если оно не освящено). Надо убеждать заблудшего постоянно носить нательный крест, читать молитвы, пить утром натощак крещенскую воду. Только верой и терпением, только через покаяние и милость Божию можно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет.

И помните: кодирование и иное ему подобное воздействие на душу и тело человека — это бесовщина. Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу. Врагу нашего спасения, в конечном итоге, даже не важно — пьет человек или нет (отчасти этим объясняются некоторые случаи «выздоровлений»). Важно другое: к кому обращается человек за помощью — к Богу или к сатане?

А как страдают эти закодированные люди? Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он лишь меняет свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога. Нередко возникают тяжелые соматические заболевания. И удивляться, как видно из сказанного выше, не приходиться.

По милости Божией многие люди исцеляются от недуга пьянства. Мне лично известны случаи чудесных исцелений. Один мой знакомый, понимая, что гибнет, взмолился Царице Небесной. Воззвал к Ней из глубины души, от всего сердца, и получил мгновенное избавление от пьянства. Стал устраивать жизнь по-христиански, воцерковился. Он как бы родился вновь.

Недалеко от Москвы, в городе Серпухове, расположен Высоцкий мужской монастырь. Одна из главных его святынь — чудотворная икона Пресвятой Богородицы »Неупиваемая Чаша». Сколько людей обрели душевный мир и расстались с коварным «зельем», известно лишь Господу и Пречистой Его Матери! Но их множество.

Вот какой случай рассказал о себе обратившийся ко мне на прием мужчина: «Я крепко пил. Лечился, пробовал уговаривать себя, но толку не было. Однажды родные посоветовали поехать в монастырь к старцу, принять благословение, попросить молитв. Я как-то воспрянул и с радостью согласился на это. Встреча со старцем глубоко тронула меня. А сказал он на прощанье всего три слова: «Ты не пей». И сказал по-доброму, от любви. Я вернулся домой, и тяга к водке у меня исчезла. Месяц я ходил совершенно трезвый. Правда, потом, постепенно опять взялся за свое, но в этом я виноват сам. Надо было жить по-другому, а я начал с дружками прежними знаться, и все по-новой. Сейчас не пью уже две недели, готовлюсь к исповеди, а потом, если Бог даст, может и изменится моя жизнь к лучшему.

Это очень широкая группа заболеваний, происхождение которых, прежде всего, связывают с неблагоприятным действием какой-либо психологически значимой, конфликтной ситуации, стрессами или неурядицами. Симптомы невротического срыва проявляются ухудшением настроения, раздражительностью, чувством усталости и апатии, ухудшением сна, тревожностью и др. Могут появляться навязчивые состояния, вспышки агрессивности и злобы. Вся эта симптоматика часто сопровождается общим недомоганием, неприятными соматическими ощущениями.

В последнее десятилетие взгляды на невроз в среде ученых и практиков стали существенно меняться. Раньше считалось правилом, что с исчезновением психотравмирующей ситуации невроз проходит. Теперь установлено, что принцип функциональности (легкой обратимости) неврозов далеко не всегда подтверждается.

По данным ряда авторов, выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших. Установлено также, что в первые три года выздоравливают от невроза лишь 10 % больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями. Поиск причин возникновения неврозов привел к поляризации мнений в ученом мире, но отнюдь не внес ясности и определенности. Причем на острие научного спора находятся не столько вопросы систематики и механизмов происхождения неврозов, а само существование невроза как самостоятельного диагноза.

Словом, наука запуталась. Произошло это, по моему мнению, от того, что невротическая патология, помимо всего прочего, имеет духовную основу, о которой в отечественной психиатрии последних нескольких десятилетий не упоминалось. Духовный взгляд на проблему возникновения неврозов зачастую обнажает корни страдания, а именно: духовную слепоту, игнорирование духовных потребностей, безбожие.

Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность, внутренне расстроенная. У святителя Феофана Затворника читаем о человеке, который не в состоянии управлять действующими внутри него силами, следующее: «Так разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому, что не удерживается сердцем и не правится волею; воля своенравна и бессерда от того, что не слушает разума и не смотрит на сердце; сердце неудержимо, слепо и блажно, потому что не хочет следовать указаниям разума и не отрезвляется силою воли. Но мало того, что силы сии потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление, одна отрицает другую, как бы поглощает ее и снедает…»

Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. Поэтому святитель Феофан указывал на то, что «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.

Профессор Д. Е. Мелихов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз, в этом смысле, не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический конфликт). Невроз — это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает это заболевание.

«Вера же есть смирение, «- говорит св. Варсануфий Великий. Демон говорил Макарию Великому: «Ты постишься — я же не ем вовсе; ты мало спишь — я же не сплю совершенно, но ты можешь смирять себя пред другими, а я смириться не могу даже перед Богом. Смирением ты побеждаешь меня! «

Грех может определять соответствующую духовную почву для возникновения невроза. В дальнейшем развитие невротических проявлений может зависеть от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными. Все в одну схему не уложить. Жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов — тайна, известная только Господу.

Невроз (особенно некоторые его формы: упорные навязчивые состояния, стойкие страхи) могут быть и следствием дьявольского ополчения. Иначе как можно, к примеру, расценить непреодолимое желание мыть руки до нескольких десятков раз перед едой или пересчитывать пуговицы на пальто у встречающихся прохожих и т. п.? При этом больные ужасно страдают, мучаются от этих состояний. Тяготятся ими, но ничего поделать не могут. Надо сказать, что сам медицинский термин обсессии, обозначающий навязчивые явления, переводится как одержимость.

В своем труде «Основы искусства святости» Епископ Варнава (Беляев) пишет: «Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно, и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов.

Внезапно появившиеся помыслы, как буря, обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Но, положим, что мы имеем дело с опытным подвижником. Он вооружается сильной и крепкой Иисусовой молитвой. И начинается, и идет борьба, которой не предвидится конца. Человек ясно сознает, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Но весь эффект впереди. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи.

И вот, в тот момент, когда человеку кажется, что, действительно, может быть, борьба эта без конца, и когда он уже перестает верить, что есть же такое состояние, когда люди живут покойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно. Это значит — пришла благодать, и бесы отступили. В душу человека проливается свет, мир, тишина, ясность, чистота (ср.: Мк. 4, 37, 40)».

Кто-то может спросить: Бывают ли случаи психологических срывов у православных христиан? Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся ко Господу о помиловании, прибегают к врачующим душу таинствам Исповеди и Причащения. И милосердный Господь принимает кающихся, врачует сердца и дарует душевный мир.

Чаще всего ко мне на прием приходят неверующие; либо те, кто не ведает истинного Бога (иноверцы, неоязычники). Немало и тех, кто находится в поисках Истины. Именно поэтому на психотерапевта возлагается большая ответственность как на врача и человека. Его задача — помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями. Для врача, посвятившего себя психотерапии (этот специалист лечит неврозы), важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной (я добавляю — православной) духовной платформы он не сумеет различить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме оказывается человек, душа которого хочет обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.

Врач не подменяет собой священника. Он лишь предшествует ему. Доктор иногда представляет собой «заслон» от того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство).

Прот. Г. Дьяченко в одной из своих богословских книг, издававшихся для мирян в начале века (и переизданных теперь), написал строки, которыми можно определить суть врачебного душепопечения (православной психотерапии). Вот эти строки:

«Исповедуйте друг другу свои согрешения, «- сказал св. апостол Иаков. Что же делаем мы из этой заповеди? Нам говорят, что достаточно исповедоваться Богу через таинство Покаяния. Чтобы быть прощенным — да, без сомнения. Но кроме сего вы увидите, что в сущности человека заключается тайная, но настоятельная потребность быть прямо на виду у человека. Свет видит только наружную и поверхностную сторону нашей жизни, сторону, под которой она представляется в благоприятном виде. Но бывают минуты, когда требуется, чтобы открылась действительность, объявилась сущность этой жизни, чтобы по крайней мере один из подобных нам знал все то, что скрывает в нас нужда и искушения. На это нас толкает не откровенность, но глубокая потребность быть понятым, облегченным, утешенным; и разве мы не знаем, сколько благотворного и спасительного в подобных признаниях? Разве мы не знаем, что некоторые искушения, окружающие нас, неопределенные и смутные, теряют свою силу и прелесть от одной только передачи их словами? Разве мы не знаем, сколько может дать нам силы и утешения выслушивающее, понимающее нас благовоспитанное сердце.

Найдет ли он его у вас, брат мой? Найдет ли он милосердие, готовое выслушать его настолько, чтобы хранить его признание? Найдет ли он то серьезное внимание, которого никто не чуждается, и которое одно лишь заслуживает доверия?»

Однако ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов — меньшинство. В этом, на мой взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия насчитывает сегодня порядка 1000 психокоррекционных техник, пытаясь постоянно меняющимся образом помочь мятущейся душе. Но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, что требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников (в том числе и врачей). В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия оказываются далеко не всесильны и приносят лишь временный эффект.

Несколькими словами эту мысль можно высказать так: только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая проводится православным врачом или психологом (кающимся и исправляющим себя) и ведет ко Христу. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который — Истина, Путь и Жизнь!

Д.А. Авдеев — врач-психиатр, психотерапевт, канд. мед. наук
«Духовная сущность психических расстройств.»

hramnagorke.ru