Депрессия и цвета

Цветотерапия — это метод исцеления цветом.

Цветотерапия — это древнейшая наука. Еще в далекой древности люди заметили что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы.

В современном мире Цветотерапия — это один из разделов психотерапии. Методов цветового воздействия — великое множество. Это может быть и медитация на цвет, когда человек долгое время смотрит на определенную гамму. Эффект от цветомедитации мог ощутить любой, кто долго смотрел на оранжево-желтое пламя костра.

Цветотерапия может проводиться в виде цветорелаксации. Это воздействие производится с помощью внушения психотерапевта. Человека погружают в легкий транс и воссоздают цветовую атмосферу, в которой пациенту комфортно.

Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией. Недаром существуют специальные фильмы для выхода из депрессии.

В середине 50-х. гг., швейцарский ученый Макс Люшер составил оригинальный цветовой текст. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, составляющие цветотерапии, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования проведенные Люшером показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма.

Красный — цвет действия. Он стимулирует и подкорку головного мозга, и непосредственно клетки коры головного мозга. Цветотерапия не рекомендует использовать красный цвет на протяжении долгого времени. Это чревато побочными эффектами, такими как переутомление и усталость.

Оранжевый — смесь красного и белого. То есть его воздействие на человека похоже на воздействие красного, только в более мягком виде. Согласно цветотерапии, характерен тем, что повышает настроение, стимулирует рабочую активность и утомляет не так сильно, как красный. Психологи в один голос рекомендуют использовать его для оформления детских комнат. Или, например, уголка, где ребенок будет заниматься активной познавательной деятельностью.

Желтый — цвет солнца. Великолепный цвет для профилактики депрессий. Если, например, оранжевый способствует выходу из депрессивного состояния, то желтый предупреждает его развитие. Осенью, зимой и ранней весной желтый цвет нам жизненно необходим. Его можно использовать в виде ярких пятен в интерьере или аксессуаров в одежде.

Желтый традиционно считается цветом авантюристов и людей, легких на подъем. В цветотерапии он используется для пробуждения жажды знаний. Стимулирует стремление познавать, изучать, узнавать что-то новое. Побуждает куда-то идти, ехать, отправляться в путешествия.

Зеленый — относится к холодной гамме, но является самым мягким из цветов этой палитры. Он успокаивает, но почти не тормозит жизненные процессы организма. Однако, есть у зеленого один важный недостаток или достоинство. Это смотря с какой стороны смотреть. Зеленый напрямую воздействует на участок головного мозга, отвечающий за аппетит. Короче говоря, он его повышает.

Синий — антипод красного. Он почти полностью тормозит любую активность. Понижает давление, температуру. Снижает рабочую активность. Обладает усыпляющим эффектом.

Голубой — синий с белым. Этот цвет тоже обладает успокаивающим эффектом, но не столь сильным, как синий. Фактически голубой считается никаким цветом. Его часто используют для оформления офисных помещений, т. к. он помогает собраться с мыслями, сосредоточиться и гасит эмоции.

Фиолетовый — самый тормозящий цвет из всей цветовой гаммы. Согласно цветотерапии, его долгое воздействие на человека чревато появлением постоянного чувства усталости.

Серый, черный, коричневый — депрессивные цвета. Ни в коем случае нельзя применять в оформлении жилых помещений, особенно, если кроме этих цветов нет других.

Белый — фактически это отсутствие цвета. Однако на психологическом уровне, потребность в белом — это потребность защититься. Скрыть эмоции и поставить между собой и людьми разделительную стену. Большую часть территории нашей страны большую половину года покрывает снег. Именно поэтом зимой мы такие закрытые и неэмоциональные.

Применять цветотерапию можно не только с подачи и помощью специалистов, но и самостоятельно. Для этого необходимо лишь знать какой цвет каким действием на человека обладает.

syntone.ru

Цветотерапия при депрессии

Что это?

Цветотерапия – это древняя наука о влиянии различных оттенков на организм человека. Однако, сейчас цветотерапия представляет из себя, скорее, один из многих способов достичь гармонии с собой и миром. Используется цветотерапия по-разному. Например, психолог может дать определённые установки на какой-либо цвет, который будет побуждать человека к тем или иным действиям и чувствам. Помимо этого, созерцание ярких и чистых оттенков полезно само по себе, цвет может успокоить или, наоборот, взбодрить.

Сейчас научно доказано, что полезность пищи определяется не только её химическим составом, но и другими факторами: запахом, вкусом и цветом. Поэтому, цветотерапия в питании применяется для коррекции проблем с лишним весом или анорексии.

Кроме этого, цветотерапия применяется в совокупности с другими методами в психиатрии. Многие имеют возможность наблюдать продуманную цветовую гамму интерьеров в частных клиниках, психологических центрах и подобных заведениях. Всё это сделано неспроста, а с учётом воздействия цвета на человека.

Как использовать?

Неподготовленный человек вряд ли сможет лечить с помощью цвета серьёзные заболевания, но легко научится регулировать своё настроение и самочувствие. Не обязательно делать кардинальный ремонт дома для того, чтобы цвет оказывал на вас только позитивное влияние. Достаточно разбавить интерьер и одежду подходящими по цвету аксессуарами, которые всегда будут на виду. Действие цвета не заставит себя ждать. Но для того, чтобы правильно использовать все преимущества цветотерапии, важно знать, на что способен каждый оттенок.

Например, красный – цвет страсти. Недаром про него говорят именно так. Красный – это активный цвет, цвет движения, перемен, эмоций. Вообще, красный цвет очень неоднозначен, поэтому использовать его нужно очень аккуратно. Он влияет на кору головного мозга, заставляя клетки серого вещества работать активнее, однако, избыток красного цвета в окружающем пространстве, приводит к быстрому переутомлению. Красный цвет может повысить артериальное давление, что крайне опасно для гипертоников. Этот цвет не должен постоянно присутствовать в вашей одежде или в помещении, где вы часто и подолгу находитесь. Дело в том, что энергия этого цвета хоть и сильная, но в больших количествах оказывается бесполезной. Вы будете чувствовать постоянную тревогу, позывы к действию, но продуманных и взвешенных решений не будет. Лучше использовать красный цвет тогда, когда требуется поднять работоспособность или начать важное дело.

Зелёный цвет считается успокаивающим. Это натуральный цвет, который присутствует в природе, он имеет широкое многообразие оттенков, ассоциируется у человека с самыми приятными вещами и событиями. Но этот цвет в избытке может привести если не к апатии, то к нежелательному промедлению в тех делах, где всё решает скорость. К тому же, зелёный цвет пробуждает аппетит, его не рекомендуется выбирать тем, кто сидит на диете и ведёт активный образ жизни.

Жёлтый цвет – это цвет огня и солнца. Это объёмный, богатый цвет, который укрепляет психику человека, делает её более гибкой, однако, способен закалять характер. Жёлтый цвет ассоциируется с днём и летом, поэтому может быть прекрасным фоном в жилом интерьере, однако, он не годится для спальни, так как не способствует успокоению.

Оранжевый – цвет яркий, агрессивный. Он не так силён в своей энергетике, как красный цвет, но при избытке может быть ещё более навязчивым. Этот цвет допускается в виде небольших акцентов в окружающем человека пространстве, но его не стоит делать основным. Оранжевый тоже может повышать кровеносное давление, возбуждать. Если лишняя тревога вам ни к чему, то имеет смысл ограничит количество этого цвета вокруг себя.

Синий цвет – это полная противоположность красного. Синий, голубой и фиолетовый цвета не пробуждают жажду к действиям, а успокаивают. Избыток этих цветов ведёт к апатии. Если оранжевый цвет может помочь выйти из депрессии, то синий, наоборот, скорее вгонит в неё. На организм же он влияет довольно сильно, может служить причиной пониженного давления.

Белый цвет считается основным. Он помогает человеку быстрее обустроиться на новом месте, свыкнуться с ним. Белый цвет в интерьере хорош там, где существуют постоянные конфликты и ссоры. Он как бы символизирует преграды для чужих нападок. Но избыток белого цвета делает интерьер слишком холодным и пустым, жить в таком месте вряд ли будет уютно.

Цветотерапия – тонкая и красивая наука, которую до сих пор применяют на Востоке в борьбе против депрессий, апатии, слабости, вспыльчивости и многих других недугов. С помощью цвета лечат вирусные и грибковые заболевания, им воздействуют на органы чувств детей для их скорейшего развития. Если вы решили применить достоинство цветотерапии в личных целях, исходите из собственных ощущений, доверяйте своей интуиции. Если какой-то цвет вам категорически не нравится, то никакие рекомендации и его полезные свойства не стоят того, чтобы окружать себя этим цветом. Главное условие успеха в цветотерапии – честность с самим собой, умение слушать себя, готовность к переменам. Цветотерапия вряд ли поможет вылечить серьёзные заболевания, зато с её помощью можно управлять своим настроением, что уже само по себе не мало.

www.allwomens.ru

Депрессия и цвета

Надвигаются короткие осенние дни, отсутствие солнца и положительных эмоций. И чтобы не поддаваться хандре, оказывается, антидепрессанты вовсе не нужны. Есть куда более приятный и безопасный способ сохранить бодрость духа — хромотерапия. Доказано: облучение глаз голубым цветом осенью позволяет обмануть биологические часы и вновь вернуться в лето.

Не задумывались, отчего нам снова и снова хочется смотреть на многообразие красок, которые подарила миру природа, будь то ясное небо, яркие крылья бабочек или цветущий луг?

Оказывается, ответ прост. Ведь разнообразные цвета не только радуют глаз, но и несут в себе мощный оздоровительный заряд. Так что палитра, которая нас окружает, способна влиять на наше самочувствие, настроение и даже лечить.

Популярный ныне метод оздоровления хромотерапию также называют цветотерапией. Еще наши далекие предки обратили внимание, что различное сочетание цветов может по-разному влиять на организм.

Сегодня оздоровительное воздействие разноцветных лампочек научно доказано. Правильный подбор цвета может кардинальным образом изменить внутреннее состояние. Сеансы цветотерапии в клиниках и салонах заключаются в том, что человека помещают в камеру с разноцветными лампочками.

Интересное открытие было недавно сделано американскими учеными. Они обнаружили, что рецепторы в сетчатке глаза не передают в мозг сигналы, позволяющие отобразить окружающий мир, как это делают колбочки и палочки, но стимулируют выделение гормона меланин. От его концентрации зависит наша усталость и бодрость, а также способность засыпать.

Оказалось, что под воздействием голубого света содержание меланина в организме падает, что позволяет осенью не снижать активность, присущую людям в солнечные летние дни.

А шведский ученый Карл Риберг, основываясь на принципах хромотерапии, начал развивать новое направление в медицине, которое назвал «Colorama». Воздействуя на своих пациентов светом различных цветов всего по 15 минут в день, в течение 3-4 недель он добивается поразительных результатов.

Одно из основных положений теории этого специалиста заключается в том, что наш мозг воспринимает цвет так же, как желудок — еду. И так же, как нам иногда хочется какой-нибудь конкретной пищи, так и наше тело временами нуждается в конкретном цвете.

Красный повышает внутреннюю энергию, способствует нормализации кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх (например, перед экзаменом).

Желтый повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Считается, что его влияние благотворно при нарушениях работы печени.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает некоторое противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности.

Голубой успокаивает, снимает усталость, дает заряд бодрости, повышает иммунитет, устраняет воспаление и ощущение жжения, например, при солнечных ожогах, боли в горле, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, вызывает ощущение покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.

Принять сеанс цветотерапии может каждый желающий. Прохладным вечером озябли? Наденьте красные носки, свитер и согреетесь намного быстрее, чем в одежде белого или голубого цвета. Встали не с той ноги? Выпейте стакан оранжевого сока, накиньте оранжевый шарфик, и настроение под действием цветной инъекции начнет улучшаться.

По совету психотерапевтов приобщитесь к неиссякаемому источнику «радужной» энергии, дыша «через цвет». Итак, удобно устройтесь на кровати (лучше лечь на спину) или сядьте на стул, не скрещивая ног.

Дышите спокойно, представьте что-нибудь приятное, например, морской берег или лесную поляну. Теперь вообразите, что живительный поток яркого цвета падает вам на грудь и начинает разливаться по всему телу. Если есть проблемы со здоровьем, представьте конкретный цвет, который поможет исцелению, и мысленно направьте его на больное место.

www.medpulse.ru

Психология цвета, значение цвета

Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.

Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.

Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.

Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный).

Все цвета делятся по типу движения:

  • Эксцентрические (желтый)
  • Концентрические (синий квадрат вызывает тревогу).

Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает.

Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки.

Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Например, голубой любят люди, предпочитающие отдохнуть и не любят трудоголики.

Краткий тест
Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент, второй цвет является рабочим, третий показывает взаимоотношения с окружающими, как человек к ним относится.

1.Белый цвет
Этот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета.

Нетронутость
Полнота
Самоотдача
Открытость
Единство
Легкость
Способность выявлять скрытое и ложное

Изоляция
Бесплодность
Скука
Чопорность
Разочарование
Отрешенность

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.

Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики.

В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса – человека).

Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.

Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости.

Белый цвет в одежде означает начало. Белый парик судьи – символ справедливости. “белый рыцарь” — символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее.

Лечение белым цветом осуществляется только в совокупности с другими цветами — зависимости от недуга.

Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность. Но! Не следует выкрашивать в белый цвет детские комнаты.

2.Черный цвет
Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает.

Мотивированное применение силы
Созидание
Способность к предвидению Содержательность

Разрушительность
Подавление
Депрессия
Пустота
Использование силы как проявление слабости и эгоизма

Черный всегда скрывает в себе все, что несет, то есть он “загадочен” (часто используется в фильмах ужасов).Черный цвет связан с любопытством, он притягивает к себе. Пугает (страх из-за загадочности).Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого.

Черный дает шанс отдохнуть, содержит в себе обещание – “все будет нормально”, надежду, но при этом надо помнить, что он не выпустит вас таким, каким вы были раньше – он затягивает, но не заставляет что либо делать. Когда наступает депрессия, то остаются только негативные характеристик черного цвета. Он всегда, как и смерть, говорит о тишине и спокойствии, означает окончание.

В мифологии также широко используется в Африке – связан с сезоном дождей (цвет деревьев и воды) – обозначает чувство неизвестности, загадочности, трудолюбия. Приношение черного животного – вызов дождя. Черные отметины на теле – болезнь.

Предпочтение черного в одежде – нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного – человек закрывается черным цветом. Из черного надо выходит постепенно, разбавляя его другими цветами.

Черный и белый цвета вместе гасят друг друга, уже не несут своей первоначальной информации, не несут давление на психику. Следует обращать внимание на возраст, в котором отвергается черный цвет. Как правило, черный цвет выбирается, когда наступает депрессия и отвергаются окружающие.

Информированность
Здравомыслие
Реализм
Соединение противоположностей

Боязнь утраты
Меланхолия
Болезнь
Печаль
Депрессия

Серый цвет соединяет в себе противоположные качеств черного и белого, следовательно, чувствует себя ненужным и чужим и никогда не станет первым (т.к. у него нет к этому внутреннего стремления). Единственная цель – стабильность и гармония (из-за истощенности и усталости). Серый цвет считается одиноким, т.к. живет на границе черного и белого.

Люди, предпочитающие серый цвет, не верят, что эмоции могут что-то решить, не верят в искренность эмоциональных переживаний; считают, что эмоции можно проявлять только в определенных обстоятельствах (но только не сейчас). Отсюда их эмоциональная сдержанность и, следовательно, истощение. Серый цвет всегда стабилизирует процессы вокруг, но всегда выглядит раздвоенным, всегда чувствует себя плохо.

В негативном значении цвета для него никогда нет будущего – он стар, болен, никому не нужен, ему всегда чего-то не хватает. В своем положительном значении серый цвет уверен что лучшее – впереди, но ничего для этого не делает.

В мифологии и искусстве серый цвет мало используется.

Если серый цвет преобладает в одежде – человеку свойственно стремление найти идеальные чувства, ощущения (положительные чувства, дающие внутреннюю гармонию и отдых). Этот цвет дает силу тому, кто слаб и уязвим. Одежда дает возможность быть свободным и хорошо успокаивает нервы. Как правило, такой цвет надевают при нервном истощении. Серый цвет на теле (коже) говорит о болезни.

Светло – серый действует очень легко, выражает свободу и возвышенное психоэнергетическое состояние, готовность к контактам, хорошо успокаивает, умиротворяет и тело и разум (стремится к белому). Стиль его движения – неприкаянность (цвет привидения).

Темно – серый воздействует спокойно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Людям, предпочитающим темно-серый, свойственна повышенная чувствительность, у них доминирует потребность в душевном и физическом удовлетворении. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой (он лишен внутренней энергии – характеризуется такими выражениями, как “подрезаны крылья”, “убитый, поломанный, но еще живой”). Такие люди страдают от своей чувствительности и отклоняют чувственные сердечные связи, т.к. не могут выдержать наплыва энергии.

Черный, белый и серый – ахроматические цвета. Общее правило для всех цветов – если используется 3 цвета, то обязательно используется еще один из ахроматических цветов.

4.Серебряный
Он выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения.

Освещение
Отражение
Проникновение
Беспристрастность
Плавность
Сильное желание

Двуличность
Иллюзорность
Лживость
Безумство

Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде. Обладает умением прекращать споры (из – за беспристрастности) и указывает на то, что человек любит фантазировать.

В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий (“не знаю – то ли уже пришел, то ли уже ухожу”). Серебряный цвет часто связывают с лунной дорожкой. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности.

В мифологии серебряный цвет связывали с серебряной нитью, скрепляющей душу и тело.

Лечение с помощью серебряного цвета: он успокаивает нервы, нормализует работу желез внутренней секреции, оказывает благоприятное влияние на работу почек.

5.Жемчужный цвет
Он символизирует роскошь, придает силы, может очищать разум. Свойства этого цвета исходят из самого жемчуга: он открывается тогда, когда ему самому нравится то, что происходит вокруг, отсюда его замкнутость, загадочность внутренняя теплота.

Человек такого характера не терпит назойливости и предпочитает молчать; он внешне замкнут и недоступен – “себе на уме”. На окружающих такой человек производит в основном негативное впечатление.

В лечении этот цвет способствует пищеварению.

Лидерство
Упорство
Борьба за свои права
Созидание
Динамичность
Настойчивость
Первопроходство

Физическое насилие
Похоть
Нетерпимость
Жестокость
Разрушение
Упрямство

Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть – это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета – “пусть выживет сильнейший”. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах.

Красный цвет всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает – приходит и берет); горит желанием куда–то попасть. Он склонен к импульсивным поступкам, без предварительного обдумывания – так называемый “слон в посудной лавке”. Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар.

Красный цвет управляет сексуальными взаимоотношениями, действует в этом аспекте сильнее, чем религия. Он толкает к половому сближению даже если нет истинного влечения. В положительном аспекте – страсть, в негативном – извращение.

Красный ищет справедливости, но довольствуется только ее видимостью. В связи с высокой активностью – хороший реформатор. Такого человека надо постоянного убеждать, что он первый, если нет, то он все разрушит, затянет войну, не думая о жертвах (он эгоист). В положительном аспекте такой человек – солдат, отдающий жизнь за цель; в негативном – тиран и убийца. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен.

В мифологии красный цвет используется очень много: Бог войны в красном (аспект жестокости); в Африке – означал “я тебя люблю безмерно”, в красное одевали в Африке царей и вождей (только они могли вынести смертный приговор), красный цвет связывали с жарки временем года и потерей самообладания. У крестоносцев в геральдике выражал любовь к Богу, ближним, но также ярость и жестокость. В христианстве алый как символ великолепия, пролитой крови. В древних племенах тело умершего окрашивали в красный цвет – активность и после смерти.

Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет на температуру тела (повышает). Делает мышцы эластичными, а суставы подвижными.

Алый сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Проблемы, вызываемые этим цветом – склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм (люди стремятся покорить только самые высокие вершины).

Малиновый – в нем присутствует легкий голубоватый оттенок; этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы а идет и берет желаемое. Как правило, имеет дело с индивидуальностью. Но нес массами. Такие люди крайне искренни и верят в силу слов. Проблемы этого цвета – импульсивность и непредсказуемость.

Огненный – в нем есть желто – оранжевый оттенок; отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели (желтый). Отличается силой воли и пылкостью. Его проблема – он слишком пылок вы своем усердии – оставляет за собой выжженную землю, сжигает и себя.

Красно – коричневый отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления (коричневый гасит демонстративность). При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема – недостаточная целеустремленность.

Темно – бардовый (почти коричневый)унаследовал от красного силу воли, а от коричневого – склонность к глубоким размышлениям. Его проблема – способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.

Темно – красный люди. Предпочитающие такой цвет, очень часто задаются вопросом – “зачем это нужно?”; их характеризует поговорка – “Бог дает орехи только беззубым обезьянам”. Эти люди излишне снисходительны, особенно – в сексуальных отношениях (попустительство). В тоже время снисходительность может перерасти в жестокость. Проблема – инертность и косность.

www.yugzone.ru

Цвет и психика

ГЛАВА 3. Отношение к цвету при психических заболеваниях (продолжение)

3.2 Маниакально-депрессивный психоз

Многими исследователями сообщается о наличии зависимости между отношением к цвету и эмоциональными расстройствами у больных маниакально-депрессивным психозом.

J.E. Mever (1974) приводит интересный случай униполярной формы МДП с ежедневным чередованием маниакальной и депрессивной фаз у больной женщины. Находясь в маниакальном состоянии, пациентка использовала в своих рисунках яркие, светлые тона; в целом, палитра рисунков была очень пестрой. При переходе в депрессивную фазу, она либо вообще отказывалась от использования цвета, либо рисовала только темными и мрачными красками. Сходный характер цветовой гаммы рисунков больных маниакально-депрессивным психозом в зависимости от фазы психоза наблюдался также и Э.Т. Вачнадзе (1972).

И.Г. Беспалько (1975) обнаружил у больных депрессией снижение порогов чувствительности к синему и голубому и повышение к красному, оранжевому и желтому цветам.

Тестирование больных депрессией тестом Роршаха часто обнаруживает отсутствие «цветовых интерпретаций» (Л.Ф. Бурлачук — 1979), что объясняется торможением аффективности.

При изучении цветовых предпочтений больных маниакально-депрессивным психозом, нередко, наблюдаются «парадоксальные», на первый взгляд, результаты. Например, по данным Cohen and Hunter (1978) выбор цвета по тесту Люшера способен отражать глубину депрессии. На высоте депрессии больные отдают предпочтение желтому цвету. Наши наблюдения показывают, что в маниакальном состоянии больные чаще отдают предпочтение темным и тусклым тонам, а яркие и светлые — отвергают. Не носят ли цветовые выборы больных МДП в определенной мере «компенсаторный» характер, как и при шизофрении?

А.М. Эткинд (1984) обследовал больных депрессией с помощью цветового теста отношений (ЦТО). Больным предлагалось соотнести с ветами ряд понятий: «мое настроение», «мое я», «дом», «семья» и др. Согласно полученным результатам, 47% больных депрессией отождествили свое настроение с черным цветом. В контрольной группе психически здоровых подобной цветоассоциативной связи отмечено не было ни в одном из случаев. Самих себя больные чаще всего сравнивали с зеленым (29%) и серым (18%). В процессе лечения цветовые ассоциации несколько улучшились, но только в отношении понятий «мое настоящее» и «мое будущее». Цветовой код прошлого (как правило, негативный) не изменялся.

3.3. Эпилепсия

При эпилепсии также можно наблюдать ряд интересных взаимосвязей между отношением к цвету и клиникой заболевания.

Согласно П.И. Карпову (1926) в живописной продукции больных эпилепсией преобладает красный цвет. Подобную особенность рисунков больных отмечает и Э.А. Вачнадзе (1972). Э.А. Вачнадзе указывает на то, что в зрительной ауре больных эпилепсией чаще всего присутствует красный цвет.

Л.Ф. Бурлачук (1972) отмечает, что у больных эпилепсией по сравнению со здоровыми наблюдается больше С и СF ответов по тесту Роршаха, особенно, если эпилепсия сопровождается эксплозивностью. Вместе с тем, у больных с эмоциональным дефектом по типу абулии число цветовых интерпретаций заметно снижалось по сравнению с нормой.

В.М. Блейхер (1986) совместно с И.В. Борисовым обследовали больных эпилепсией, находящихся в дисфорическом состоянии, с помощью методики определения степени приятности отдельных хроматических цветов по К.А. Рамулю (1958; 1966). Было установлено, что вне дисфорий существенной разницы между больными эпилепсией и контрольной группой в направленности субъективной оценки степени приятности всех хроматических цветов нет. При дисфории для больных эпилепсией снижалась «приятность» всех цветов, особенно это касалось тонов, относящихся к крайним участкам спектра.

Согласно Э.Т. Дорофеевой (1970), у больных с дисфорией (гневливых, раздраженных, немотивировано злобных) наибольший порог чувствительности отмечается к зеленому цвету, а наименьший — к красному.

Наши наблюдения показывают, что за 2-3 дня до эпилептического приступа, у больных изменяется отношение к красному и зеленому цветам. В ряду цветовых предпочтений по тесту Люшера они переходят на 6-8 позиции. Больные начинают оценивать эти цвета, особенно зеленый, как «очень неприятные». Характер отношения к зеленому цвету можно рассматривать в качестве патогномоничного признака и при диааностике эпилептоидной акцентуации и психопатии (см. глава 2).

При тяжелых формах эпилепсии с быстрым нарастанием интеллектуального и эмоционального дефекта, оканчивающихся эпилептическим слабоумием также отмечается выхолащивание эмоционального содержания цветов, в результате чего цвет становится лишь безусловным раздражителем для больного.

3.4. Неврозы

Изучение отношения к цвету у больных с «функциональными», пограничными психическими нарушениями представляет особый интерес, прежде всего, в плане своевременной диагностики невротических расстройств и контроля эффективности проведенного, в том числе и психотерапевтического, лечения.

Еще Роршах (1920) отмечал, что «цветовой шок» (увеличение латентного времени ответа, либо отсутствие каких-либо интерпретаций при предъявлении «цветных таблиц» теста Роршаха) является патогномоническим признаком для больных неврозами.

По данным Rapoport (1946) для неврозов характерны и «негативные цветовые ответы», а их количество прямо пропорционально тяжести невроза.

Связь отношения к цвету со степенью невротических нарушений отмечена и в работе Н.В. Никитина и Л.П. Урванцева (1988). Авторы использовали свою собственную методику («цветограмма больного»). На стадии обострения невроза больные чаще всего выбирали темные тона, входившие в стимульный набор методики. Причем, это происходило независимо от формы невроза. Наоборот, в стадии ремиссии нарастали различия в цветограммах больных, относящихся к различным невротическим формам. Больные неврастенией предпочитали для оценки своего текущего состояния выбирать темно-красные оттенки, а пациенты с неврозом навязчивых состояний (психастения) — темные сине-зеленые.

Для цветовой диагностики формы невроза следует обращать внимание и на отвергаемые больным цвета. При истерическом неврозе мы, нередко, наблюдали отвержение красного и фиолетового цвета, особенно, когда невротические расстройства были связаны с сексуальной жизнью пациента.

В тесте Роршаха преобладание «С» ответов над «М» ответами является дифференцирующим признаком для истерической формы невроза.

Использование ЦТО при обследовании больных неврозами позволяет выявлять пониженное самоуважение больных, конфликтные отношения с ближайшим окружением, часто, неосознаваемые больными. Положительные сдвиги, регистрируемые ЦТО в процессе лечения, коррелируют с улучшением самооценки и межличностных отношений больного (А.М. Эткинд — 1984).

Влияние психотерапии, в частности, аутотренинга находит свое отражение в цветовых симпатиях больных неврозами. Эффективность аутотренинга, согласно Ю.Ф. Филимоненко с соавт. (1982), проявляется в выборах цветов «рабочей группы» (красный-желтый-зеленый), выделенной Eggert (1965). Выбор этих цветов (в той или иной последовательности на первые три места цветового ряда теста Люшера) представляет «аутогенную норму» теста Люшера (Walneifter — 1969). У больных неврозами, не проходивших психотерапию, «рабочая группа», практически, не наблюдается.

Своеобразный «страх» ярких, интенсивных цветов при неврозах, вероятно, отражает подавление и вытеснение субъективно нежелательных для них аффектов. Особенно это характерно для больных психастенией. Отвержение красного и желтого цветов лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами свидетельствует о наличии у них суицидальных тенденций (Х.А. Гасанов и Н.В. Агазаде — 1985).

3.5. Алкоголизм

Особенностью лиц, злоупотребляющих алкоголем, по данным В.В. Щетинского и С.Н. Польшина (1990) является выраженное отвержение синего цвета теста Люшера. Авторы рассматривают данный факт в качестве прогностически благоприятного признака в отношении наличия у больного антиалкогольной установки.

Нами, совместно с Ю.Ф. Чуевым и Н.М. Ситченко (1988) было проведено обследование женщин, страдающих алкоголизмом, у которых в анамнезе отмечены те или иные формы антивитального поведения. Наиболее предпочитаемыми цветами у них оказались фиолетовый и красный. Обратило на себя внимание «равнодушное» или негативное отношение испытуемых к зеленому цвету, который, как правило, занимал места ниже четвертого. Применение ЦТО позволило выявить существенное расхождение между осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами эмоциональных отношений и самооценки. Результаты исследования дают основание считать, что цветовые выборы больных алкоголизмом (женщин) отражают эмоциональную расторможенность, импульсивность и недостаточность волевого контроля (алкогольную внушаемость).

Ранее эмоциональные отношения больных алкоголизмом с помощью ЦТО изучались также А.М. Эткиндом (1985).

В кандидатской диссертации Р.П. Канивец (1992) при обследовании мужчин, больных алкоголизмом, с различными формами суицидального поведения, с помощью теста Люшера и ЦТО, показано, что предпочтения ярких и светлых цветов характерно для больных алкоголизмом, чьи суицидальные попытки были импульсивными, являлись непосредственным ответом на психотравмирующую ситуацию или носили демонстративный характер. При алкогольной депрессии признаком наличия суицидальных тенденций является отвержение красного цвета.

3.6. Другие заболевания

При обследовании больных с органическими поражениями Центральной нервной системы по методу Роршаха бросается в глаза «конкретность» цветовых интерпретаций, а также повышенная требовательность в отношении соответствия цвета и формы (Piotrowski — 1937; Л.Ф. Бурлачук — 1979).

У больных с последствиями черепно-мозговой травмы (ЧМТ), нередко, отмечается «непереносимость» яркого. Они часто отказываются от выборов красного и желтого цветов (Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгавиным — 1982). Вместе с тем, дети с отдаленными последствиями ЧМТ, по данным Walneiffer (1969), наоборот, предпочитают цвета, входящие в «желтую» колонку полного варианта теста Люшера, а цвета «синей» колонки — отвергают, что трактуется Wflneiffer, как свидетельство выраженной эмоциональной лабильности и неустойчивости таких детей.

Л.В. Калягина (1985) обнаружила у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга частые выборы на первые позиции тест Люшера красного и желтого, в то время, как синий выбирался гораздо реже.

В нашем исследовании больных с цереброваскулярной патологией были получены сходные результаты. Несмотря на то, что основную часть испытуемых, вошедших в данную группу, составляли больные пожилого возраста, тип их цветового выбора был «детским»: больными отдавалось предпочтение красному, желтому и фиолетовому.

Т.А. Айвазян, В.П. Зайцева и др. (1989) выявили, что больные сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) отдают предпочтение синему, а желтый и красный — отвергают. На основе этих результатов можно предположить, что цветовой выбор способен отражать локализацию сосудистой патологии. М. Люшер (1970) писал, что характер отношения к синему и красному, их взаимное расположение в ряду цветовых выборов несет информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы человека.

Резюме

Изучение отношения к цвету при различных формах психической и психосоматической патологии не только еще раз подтверждает тесную взаимосвязь цвета и психической деятельности человека, но имеет и большое практическое значение. Часто там, где традиционные методы клинического и психологического исследований не позволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики, либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическим средством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.

В свою очередь, это обосновывает необходимость дальнейшего развития и совершенствования цветовой психодиагностики, актуальные вопросы которой рассматриваются в заключительной главе.

  1. Агазаде Н.В., Кульгавин Л.М. Опыт использования цветового теста Люшера при исследовании психических больных. // Психопатии и психопатоподобные состояния в судебно-психиатрической практике. М., 1982. с. 146-150.
  2. Азбукина В.Д. К вопросу о состоянии зрительного анализатора при шизофрении. Диссертация. М., 1955.
  3. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.
  4. Базыма Б.А. К вопросу о предпочитаемых цветах у больных шизофренией. // Актуальные проблемы, современные достижения психоневрологии, их медико-технические аспекты в основных разделах и практике медицины. Харьков, 1985. с. 265-267.
  5. Базыма Б.А. К вопросу о эмоциональных основах индивидуальных цветовых предпочтений в норме и патологии. // Вестник ХГУ. Харьков, 1989. N 337. с. 15-19.
  6. Базыма Б.А. Цвет как способ диагностики эмоциональных нарушений при шизофрении. // Тезисы докладов VIII съезда невропатологов, психиатров и наркологов УССР. Харьков, 1990. т. 2. с. 123-124.
  7. Базыма Б.А. Цветовые симптомы эмоциональных нарушений при шизофрении. // Неврология и психиатрия. Киев, 1991. выпуск. 20. с. 60-63.
  8. Базыма Б.А. Исследование отношения к цвету как метода в диагностике эмоциональных нарушений при шизофрении. Диссертация и автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ленинград, 1991.
  9. Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием. // Математические методы в психиатрии и неврологии. Л., 1972. с. 176-178.
  10. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. 280 с.
  11. Болдырева С.А., Кудрявцева В.П. Особенности рисунков детей дошкольного возраста больных шизофренией. // Журнал неврологии и психиатрии. М., 1967. т. 68. выпуск. 10. с. 1521-1529.
  12. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974. 110 с.
  13. Бразман М.Э., Дорофеева Э.Т., Щербатов В.А. О дифференциации некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности. // Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1967. с. 171-174.
  14. Бурлачук Л.Ф. Особенности перцептивной деятельности больных эпилепсией и шизофренией при слабоструктурированной зрительной стимуляции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1974. 19 с.
  15. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев, 1979. 176 с.
  16. Бурковский Г.В., Хайкин Р.Б. Изучение изобразительной продукции арттерапевтической группы психически больных. // Клинико-психологическое исследование групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1979. с. 113-117.
  17. Васильева В.Л., Корнева Т.В. Исследование эмоциональной направленности больных малопрогредиентной шизофренией. // Ранняя реабилитация психически больных. Л., 1984. с. 139-143.
  18. Вачнадзе Э.А. Некоторые особенности рисунка душевнобольных. Тбилиси, 1972. 62 с.
  19. Вачнадзе Э.А. Рисунки детей больных шизофренией и эпилепсией. Тбилиси, 1974. 50 с.
  20. Гасанов Х.А., Агазаде Н.В. Применение батареи психологических тестов для активного выявления суицидальных тенденций. // Проблемы неотложной психиатрии. М., 1985. с. 52-54.
  21. Гольдовская И.Л. О врожденных расстройствах цветового зрения у лиц с психическими заболеваниями. // Журнал неврологии и психиатрии. 1978. т. 78. вып. 12. с. 1852-1855.
  22. Дорофеева Э.Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний. // Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1968. вып. 2. с. 279-280.
  23. Дорофеева Э.Т., Карпинский А.М., Случевский Ф.И., Щербатов Б.А. Некоторые пути объективных дифференцировок особенностей эмоционального фона при различных психопатологических состояниях. // Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения душевных болезней. Л., 1969. с. 47-52.
  24. Дорофеева Э.Т., Постников В.А., Плишко Н.К. и др. К проблеме объективации клинических картин психологическими методами исследований. // Психология и медицина. М., 1978. с. 82-88.
  25. Зайцев В.П., Айвазян Т.А., Таравкова И.А. и др. Изучение диагностических возможностей цветового теста у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. // Психологический журнал. 1989. т. 10. N3. с. 106-110.
  26. Зюбан А.Л, Яновский Ю.В. Особенности восприятия цветовых оттенков у здоровых и больных шизофренией. // Клиника, патогенез и лечение нервно-психических заболеваний. М., 1970. с. 210-214.
  27. Канивец Р.П. Клинико-психологические особенности суицидального поведения больных хроническим алкоголизмом с суицидальными тенденциями и профилактика суицидов. Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Харьков, 1993.
  28. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982.
  29. Карпов И.И. Творчество душевнобольных. Л., 1926.
  30. Недува А.А. Некоторые вопросы истории и современного состояния изучения художественного творчества психически больных. // Вопросы социальной и клинической психоневрологии. М., 1977. с. 169-174.
  31. Никитина Н.В., Урванцев Л.П. Использование методики цветовой оценки состояний для изучения эмоциональной сферы больных неврозами. // Журнал неврологии и психиатрии. 1988. т. 88. выпуск. 12. с. 82-85.
  32. Певзнер А.И. Некоторые данные о состоянии зрительного анализатора при шизофрении. // Научные труды аспирантов и ординаторов 1-го ММИ. М., 1966. вып. 2. с. 40-41.
  33. Певзнер А.И. О динамике нарушений цветового зрения у больных шизофренией. // Шизофрения: клиника, патофизиология, терапия. М., 1968. с. 49-50.
  34. Певзнер А.И. О нарушении цветового зрения у больных шизофренией. // Журнал неврологии и психиатрии. 1969. т. 69. выпуск. 3. с. 87-97.
  35. Певзнер А.И. Патология цветового зрения в клинической структуре шизофрении. Диссертация и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. М., 1971.
  36. Суворова Н.К. Особенности творчества душевнобольных и роль творчества в психотерапии психозов. // Психические заболевания. Л., 1970. с. 497-505.
  37. Филимоненко Ю.И. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека. // Личность и деятельность. Л., 1982. вып. 11, с. 33-40.
  38. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987. 288 с.
  39. Чуев Ю.Ф., Базыма Б.А., Ситченко А.М. Клинико-психологическая оценка суицидного потенциала у женщин больных алкоголизмом. // Неврология и психиатрия. Киев, 1988. вып. 17. с. 74-76.
  40. Щетинский В.В., Польшин С.Н. Тест Люшера как показатель предабстенентного варианта алкогольной личности. // Тезисы VIII съезда невропатологов, психиатров и наркологов УССР. Харьков, 1990. т. 2. с. 231-232.
  41. Шонина Ж.Г. Музыкальное восприятие и изобразительные возможности у больных шизофренией и их значение для реабилитации. // Тезисы докладов конференции по реабилитации нервно- и психически больных. Л., 1982. с. 79-87.
  42. Экспериментально-психологическое исследование восприятия у больных реактивными психозами и шизофренией. Отчет ЦНИИСП. Руководитель — Азбукина В.Д. М., 1976. 39 с.
  43. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами. // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. с. 110-114.
  44. Эткинд А.М. Разработка медико-психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений и их применение в изучении неврозов и аффективных расстройств. Диссертация и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1985.
  45. Якупова Г.Я. Опыт психокоррекционной работы (арттерапия) у больных с изменениями личности. // Тезисы конференции по реабилитации нервно- и психически больных. Л., 1982. с. 74-78.
  46. Annastasi A., Foley J.P. An experimental study of drawing bexavior of adult psuchotics in comparison with that of a normal control group. J. exp. Psychol., 1944, v. 34, p. 169-194.
  47. Bassano J.L. Le test des cuuleurs de Luscher dans le profil de descriptears de la personalite psyschosomatique. Psuchol. med., 1977, v. 9-10, p. 1951-1960.
  48. Bieber J., Herkimer J.K. Art in Psychotherapy. Am. J. psychiat. 1948. v. 104, p. 627-631.
  49. Bobon J. Sontribution a la psychopatologie de I’expression plastique mimique et pictural: Les «neomorphismes». Acta Neurol. Psychiat. Belg., 1957, 57, p. 1031-1067.
  50. Bunham R.W., Hanes R.M., Bartleson C.J. Color: A guide to basic facts and concepts. — N.Y., 1963.
  51. Hartwich P. Farbunterzsuchungen in malereien schizophrener. Z. Psychother. med. Psychol., 1971, v. 21, n. 2, p. 64-73.
  52. Jakab I. Expression graphique des hallucinations schizophreniques. Ann. med. Psychol., 1959, t. 1, p. 1-24.
  53. Landry M.A. Contribution a l’etude du diagnostic de psychoses infantiles a forme schizophrenique. Paris, 1959, v. 5, p. 8-24.
  54. Luscher M. Psychologie der Farben. Basel, 1949.
  55. Luscher M. Psychologie und Psychotherapie als Kultur. Basel, 1955.
  56. Luscher M. The Luscher color test. — L., 1970.
  57. Mever J.E. Stilwandel bildnerischer produktion unter dem einflubener. Psychose nervenarzt, 1954, Bd 25, s. 237-245.
  58. Nakano M., Jap N. Psychol., 1972. 43(1), 22.
  59. Navratil L. Schizophrenie und Kunst. Munchen, 1965.
  60. Pfister H.O. Farbe und Bewegung in der Zeichnung. Geiste-skranker. Schweiz. Arch. Neurol. Psychiat., 1934, Bd 34, s. 325-365.
  61. Rachman S. Neuzosen-Ursachen und heilmethoden — Berlin: Deutsch. Verlogd. Wissenschaften, 1968. 290 s.
  62. Rorschach H. Psychodiagnostics, 7 th. ed. — N.Y., 1969.
  63. Stolper J.H. Color induced physiological response. — Man-En-viron. Syst., 1977. v. 7, n. 2. p. 101-108.
  64. Strand M., Skula E. Ein fall von kinderschizophrenie mit ausdrucksvoller bild praduktion. Acta paedopsychiat., 1960. Bd. v. 27. s. 52-61.
  65. Walter R. Diagnostische erfahrungen mit einem malzike schizophrener patienten. Med. Bild., 1964, n. 3, s. 88-91.

© Б. А. Базыма, 2001 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

psyfactor.org