Депрессия из-за будущего

Побеждая страх и депрессию.

Страх будущего.

Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви, и целомудрия. 2,Тим. 1:7

Эти слова подводят нас к размышлениям о еще одной причине духовной депрессии. Дьявол изобретателен и хитер, он досконально знает все тонкости человеческой натуры. Он никогда не оставляет своих попыток сбить нас с истинного пути. Он вновь и вновь нападает на нас, используя для этого любую возможность, тем более, что человеческая натура предоставляет их сколько угодно. Он не гнушается ничем, лишь бы поставить под сомнение и исказить Божье Слово. Он без колебаний противоречит тому, что сам же говорил нам минуту назад. Его единственная цель — опорочить имя и дело Бога.

Создав этот мир, Бог был доволен делом рук Своих. Дьявол, охваченный завистью и ревностью, решил разрушить замысел Бога. Свои усилия он сосредоточил на человеке, как на самом высшем и прекрасном Его творении. Он обманул женщину; она, в свою очередь, ввела в заблуждение своего мужа. В результате люди пали. Но история человечества на этом не закончилась. Бог вознамерился спасти человека и создал величественный план искупления. Искупление — дело не менее великое, чем само сотворение мира, поскольку греховные, падшие люди должны быть искуплены и восстановлены в своей первозданной чистоте, — а с ними и весь падший мир в целом. Поэтому очевидно, что самая главная забота нашего врага, дьявола, — каким-то образом опорочить это Божье дело. Особенно жестоко нападает он на наследников спасения, христиан. И депрессия является очень эффективным орудием для дьявольских атак. Он специально вводит нас в нее. С ее помощью он хочет превратить нас в подавленных и унылых христиан, которые будут производить жалкое впечатление обремененных непосильной тяжестью людей.

Если ему не удается сломить нас, заставив увязнуть в прошлом, то он прибегает к другому способу — внушает нам тревожные мысли о будущем. И стих, который предпослан этой главе, обращен как раз к людям, чья духовная депрессия объясняется страхом перед будущим.

Обратите внимание, как умело дьявол меняет тактику. Он использует методы на первый взгляд диаметрально противоположные. Как только люди начинают правильно относиться к прошлому, он тут же принуждает их беспокоиться о будущем. Результат тот же — в настоящем они по-прежнему угнетены. Вы успокоили их, объяснили/что грехи прощаются — даже этот их «особенный» грех, который казался таким исключительным. Вы ясно показали, что, хотя они действительно попусту тратили время, Бог воздаст им «за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеницы». На это они отвечают: «Да, конечно, но.» — и тут же начинают говорить о своих страхах и тревогах по поводу будущего.

Примером такого человека является Тимофей. Страх перед будущим был у него развит в высшей степени. Поэтому Павел и писал ему свои письма. Боязнь трудностей и страх перед грядущими опасностями ставили Тимофея в чрезмерную зависимость от Павла. И цель обоих Посланий — помочь Тимофею справиться с этой проблемой и выработать правильное отношение к будущему.

Каковы причины этого состояния? Бесспорно, в большинстве случаев оно обусловлено особенностями темперамента. Мы все рождаемся разными, с какими-то своими, отличающими нас от других, чертами. У каждого — свои достоинства и свои слабости. Уже про маленького ребенка можно сказать, выражаясь фигурально, «на каком месте он упадет». Каждый склонен падать, спотыкаясь о свою конкретную корягу. Разумеется, мы обладаем общим для всех набором характеристик и свойств. Свойства-то одни, но вот пропорциональное их соотношение у каждого человека свое. Этим и обусловлено различие в характерах. Очень важно никогда об этом не забывать. «Но, — возразит кто-то, — мы теперь христиане. А когда человек становится христианином, то все эти различия упраздняются». Такое мнение — самая серьезная ошибка в отношении ко всему вопросу в целом. Во всем мироздании нет перемены более кардинальной, более глубинной, чем та, которая описывается как духовное возрождение. Это работа Бога в человеческой душе, когда Он «вживляет» в нас божественное и духовное. Однако, духовное возрождение не меняет темперамента человека. И став христианином, вы никоим образом не перестали быть самим собой. После спасения и обращения Павел в основных своих характеристиках остался тем же человеком, что и раньше. Он не превратился в кого-то другого. Петр так и остался Петром, а Иоанн — Иоанном. Их человеческие черты и особенности не изменились. Именно здесь с особой силой проявляется слава христианской жизни. Это похоже на разнообразие природы, тварного мира в целом. Бог через Святого Духа распределяет Свои дары по-разному. Однако основа нашей личности и темперамент остаются теми же самыми.

Мы все делаем много одинаковых вещей, но делаем мы их по-разному. Достаточно вспомнить, как по-разному подходят к своему делу проповедники. Они все проповедуют одно и то же Евангелие и все живут христианской жизнью. Тем не менее преподносят они Благую Весть каждый по-своему. У каждого свой метод, и так оно и задумано. Бог использует эти их различия, чтобы распространять Евангелие. Один проповедник делает Благую весть привлекательной для определенного типа людей — от другого в этой же ситуации было бы значительно меньше пользы (а может статься, что и вовсе никакой).

И нам в первую очередь надо задуматься над темпераментом человека. Некоторые люди уже по своему темпераменту нервны и легко поддаются страху. Павел сам, мне кажется, принадлежал именно к этому типу. Он был нервным человеком, и не имел врожденной уверенности в себе. В Коринфе он пребывал «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Кор. 2:3). По своей природе он был робким человеком: «отвне — нападения, внутри — страхи» (2 Кор. 7:5). Есть и другие люди — уверенные в себе, смелые. Они не боятся ничего, берутся за любое дело, остаются верны себе в любой ситуации. Люди и того и другого типа — христиане. И вы видите, насколько они фундаментально различны.

Люди, боящиеся будущего, зачастую имеют возвышенное представление о христианской жизни. Они осознают, что быть христианином совсем не легко. Они понимают, что это подразумевает следование за Христом и духовную битву. Они читают Новый Завет и отдают себе отчет в величии стоящей перед ними задачи и своего призвания. Но именно это подчас и угнетает их, потому что они в равной степени осознают свою собственную малость. Они прекрасно видят свои недостатки. Поэтому они говорят: «Кто я такой, чтобы жить христианской жизнью?» Или им свойственна та общая тревожность характера, когда человек боится или того, что может случится, или страданий, к которым он может быть призван. Я помню, как одна дама делилась со мной своими переживаниями: «Да, я верю, но я не уверена, что вправе назвать себя христианкой». На мой вопрос: «Почему так?» она отвечала: «Я читаю книги о людях, которые за свою верность Христу подвергались преследованиям и гонениям. И я представляю, как мне пришлось бы столкнуться с тем же самым». У нее был сын трех лет, и она говорила: «Вы знаете, если бы вопрос действительно встал так: или отречься от веры, или отказаться от моего мальчика, то я не знаю, как бы я поступила.

Сомневаюсь, что в такой ситуации у меня достало бы мужества поставить Христа на первое место, или при необходимости пойти на смерть». И вот поэтому она считала, что не имеет права называть себя христианкой. До сих пор ей никогда не приходилось проходить через подобное испытание веры, и вполне возможно, что никогда и не придется. Но сама предполагаемая возможность этого угнетала ее. Страхи воображаемых будущих ужасов зачастую просто душат таких людей, захватывают их до такой степени, что они не в состоянии действовать в настоящем.

Павел находился в темнице, и Тимофей начал беспокоиться, чем все это кончится. А что, если Павла казнят? Как сможет тогда он, Тимофей, в одиночку справляться с возникающими в Церкви трудностями? А вдруг поднимется новая волна преследований, и их жертвой станет уже сам Тимофей? Павел твердо отвечает ему, что он не должен стыдиться его (Павла) и его страданий. «Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием (Христовым) силою Бога» (2 Тим. 1:8).

Так что же нам делать в такой ситуации? В первую очередь надо отличать разумное, и даже полезное, предвидение возможных затруднений от бессмысленной парализующей тревоги. Мы должны думать о будущем, но Писание неоднократно предостерегает нас: беспокоиться о нем не надо. Призыв «Не заботьтесь о завтрашнем дне» означает «Не впадайте в грех иссушающей душу тревоги о завтрашнем дне». Но это не отменяет предусмотрительности: если бы это было так, то крестьянин не пахал бы и не сеял. Крестьянин смотрит в будущее, но он не проводит все свое время в беспокойствах и тревоге о конечном результате своих трудов. Нет, он обдумывает будущее, возможные перспективы, а затем оставляет эти мысли. Люди же, о которых мы говорим, целиком и полностью находятся во власти страхов перед неведомым будущим. А это всегда неправильно. Даже мирская поговорка гласит: «Не переходи мост, пока не подойдешь к нему». Одинаково бессмысленно тратить время на беспокойство о прошлом, которого уже все равно не изменишь, и тревожиться о будущем, которое на данный момент скрыто от нас. Живите в настоящем так хорошо, как только можете.

Но апостол переходит в своих рассуждениях на более высокий уровень и учит нас важнейшей духовной истине. Сначала он выговаривает своему младшему сподвижнику, а затем напоминает ему, а заодно и нам, об одной важной вещи. И то и другое необходимо. Он говорит: «Дал нам Бог духа не боязни». В словах Павла слышен упрек, поскольку Тимофей в это время грешил тем, что позволил своей душе стать пристанищем страха. Дух боязни схватил его мертвой хваткой. Суть нашей проблемы состоит в неумении осознать то, что Бог дал и продолжает давать нам: дар Святого Духа.

Прежде всего необходимо хорошенько взять себя в руки. Мы должны напомнить себе о некоторых вещах. Павел, в сущности, говорит: «Тимофей, ты, похоже, думаешь о себе и о жизни так, как будто ничего не изменилось и ты все тот же обыкновенный человек. Но, Тимофей, ты уже другой! Ты христианин, ты родился свыше и Дух Божий пребывает в тебе. А ты смотришь на вещи так, как смотрел бы на них ты прежний, Тимофей». Разве все мы не страдаем тем же недугом? Хоть мы и верим в истину, хоть и были рождены свыше и являемся, безусловно, чадами Божьими, но по инерции мыслим так, как мыслят мирские люди, которые еще не возрождены духовно. Мы позволяем своему воображению рисовать картины будущего. Мы думаем о своей слабости и о величии задачи, к выполнению которой призваны. И нам кажется — эта задача нам не по плечу. И мы опускаем руки и впадаем в уныние, вместо того, чтобы напомнить себе о даре Святого Духа. Все наше отношение к жизни и будущему должно быть совершенно иным. Нам следует смотреть на страдание, как и на все в этом мире, под абсолютно новым углом зрения. Да, есть неведомое будущее, есть высокое призвание, есть преследования. Да, мы можем столкнуться с противодействием. Ведь враг не дремлет. Но не стоит останавливаться на этом; лучше пойти в своих размышлениях дальше и сказать себе: «Да, все это так, но Дух Божий обитает во мне». И тогда ваш взгляд на мир совершенно изменится. Важна не правда о нас, важна истина о Боге. Размышляя о силе Святого Духа, мы приводим в равновесие свой душевный мир. Доктрина перестает быть сухим учением, она действует в нашем сердце и уме. И мы обретаем способность видеть всю ситуацию ясно.

Темперамент нам дает Бог. Но это не означает, что можно позволять темпераменту командовать собой. Руководить и управлять нами должен Святой Дух. Естественный, «душевный» человек всегда находится под властью своего темперамента, он ничего не может с этим поделать. Как говорят, выше головы не прыгнешь. Своими силами он собой овладеть не в состоянии. Разница между «душевным» человеком и христианином заключается, в частности, в духовном возрождении, через которое прошел последний. И благодаря этому духовному возрождению в душе христианина действует более высокая «контролирующая инстанция», которая способна обуздать даже его темперамент. В тот момент, когда в наше сердце входит Святой Дух, Он начинает контролировать все. Он дает нам силу идти своим собственным, неповторимым путем, используя наш темперамент и даже превращая его в нашего союзника. Это одно из чудес искупления. Темперамент остается, но он больше не командует парадом.

Теперь поговорим об этом поподробнее. «Дал нам Бог духа не боязни». Перед нами поставлена задача, а мы знаем свои слабости и боимся, что она нам не по силам. Однако даже слабовольным людям дарована сила. Это означает, что она доступна абсолютно всем. Ее доступность всеобъемлюща во всех смыслах этого слова. Вы опасаетесь, что вам не удастся жить христианской жизнью? Пусть ответом на ваши страхи станут следующие слова: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12,13). Страх и трепет остаются, однако Бог дает вам возможность действовать благодаря Его силе, которая «производит в вас и хотение и действие». И это применимо не только к битвам с искушениями и грехами.

Это означает также, что вам будет дана сила выносить страдания, двигаться вперед, невзирая на обстоятельства, держаться и стоять до конца. Более того, это означает, что самому робкому и боязливому может быть дана такая сила, что он преодолеет страх смерти. Вы видите это на примере Петра, который боялся смерти и из-за этого страха даже отрекся от своего Господа. Чтобы спасти свою жизнь, он клятвенно отрекся от Него, благословенного Господа, своего величайшего благодетеля. Но впоследствии, как описано в Книге Деяний, Дух силы вошел в него. Теперь он готов умереть, готов пойти против властей; он не дрогнет ни перед чем. Это одно из самых замечательных событий в истории Церкви. И подобные события происходят вновь и вновь. Прочтите биографии христиан-мучеников. Вы обнаружите, что не только сильные, мужественные мужчины, но и слабые женщины и девушки, и даже маленькие дети со славой погибают за Христа. Сами по себе, своей силой, они не смогли бы это совершить. Однако им был дан дух силы.

Далее Павел говорит о любви. Почему он упоминает ее здесь? Какова главная причина того, что дух боязни поселяется у нас в душе? Ответ: «я». Любовь к себе, забота о себе, стремление защитить себя. Охваченные страхом люди и в самом деле чересчур поглощены собой. И именно в «я» входит дух любви. Вы никогда со своим «я» сами не справитесь. Это пытались сделать несчастные, ставшие монахами, и в этом их роковое заблуждение. Конечно, можно уйти от мира и остальных людей, но от себя-то не уйдешь.

Есть только один способ избавиться от своего «я»: уйти с головой в мысли о ком-то или о чем-то, тогда не будет уже ни времени, ни желания без конца думать о себе. Слава Богу, Дух Божий делает это возможным. Ведь Он не только «дух силы», Он еще и «дух любви». Благодаря Духу мы обретаем способность любить Бога, великого Бога, сотворившего нас и искупившего нас, Свое, ставшее жалким, достойным лишь преисподней, творение. Он «возлюбил нас любовью вечной». «Задумайся об этом, — говорит Павел Тимофею, — и любовь Божья настолько захватит тебя, что ты забудешь о себе». «Дух любви!» Он избавит вас от поглощенности собой, эгоцентризма и депрессии, происходящей от тревоги за себя. Депрессия очень часто бывает результатом сосредоточенности этого «я» на себе, любимом. Так что поговорите с собой об этой непреходящей, дивной любви Бога — Того Бога, Который не пожалел Своего Единородного Сына и отдал Его ради спасения нас всех.

Думайте дальше — о любви Сына во всей ее широте и долготе, глубине и высоте; стремитесь узнать «превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:18,19). Думайте о Том, Кто сошел с небес, отказался от всех признаков Своей вечной славы, работал плотником и терпеливо сносил нападки грешников. Думайте о Том, в Чье святое лицо люди плевали, на Чью голову надели терновый венец, Чьи руки и ноги были пробиты гвоздями. Он претерпел все ради того, чтобы нам примириться с Богом. Думайте о Его любви. Вскоре вы забудете о себе.

А затем переходите к размышлениям о других людях, об их нуждах, тревогах и заботах. Создается впечатление, что Тимофей думает: «Меня могут казнить». Павел отвечает: «Думай о других, о людях, погибающих в своих грехах, и забудь о себе».

Культивируйте в себе любовь к заблудшим и любовь к братьям, а также любовь к самому великому и благородному делу в мире — делу спасения и любви, к которому нас призывает это благословенное и славное Евангелие.

«Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и здравомыслия» 6. Что означает быть здравомыслящим человеком, пребывать в здравом уме? Здравый ум — это ум контролируемый, дисциплинированный, уравновешенный. Может статься, что по природе вы человек нервный и боязливый. Однако дух, данный вам Богом, это дух контроля, благоразумия, дух трезвого суждения. Вспомните слова Господа к ученикам, когда Он посылал их на проповедь. Он предупреждал учеников, что их будут ненавидеть и гнать, и что может настать день, когда им придется отдать жизнь, или (и это уж почти наверняка) они будут отданы под суд. И смертный приговор очень даже не исключен. Но Господь продолжает Свое напутствие такими словами: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать». Гонители будут делать все, лишь бы поймать вас на слове, но не тревожьтесь, говорит наш Господь, «ибо в тот час дано будет вам, что сказать». Не бойтесь, вы не оробеете. И тревога не охватит вас до такой степени, что вы не найдетесь, что сказать.

Итак, всем, склонным к духовной депрессии из-за страха перед будущим, я именем Бога и словами Павла говорю: «Возгревайте дар Божий». Разговаривайте сами с собой, напоминайте себе, кем и чем вы теперь являетесь. Никогда не позволяйте себе забыть, что Дух Святой пребывает в вас. Напомнив себе о характере Духа, вы сможете идти вперед, не боясь ничего. Вы станете жить в настоящем и в то же время будете готовы к будущему. В сердце не будет больше страха, одно только желание прославить Того, Кто отдал за вас все.

6Так сказано в английском тексте. В Синодальном тексте, приведенном в качестве эпиграфа к этой главе, говорится: «силы и любви и целомудрия». — Примеч. пер.

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

www.gazetaprotestant.ru

Депрессия, неопределенность в жизни, страх будущего

Имя: вероника

Здравствуйте! С недавних пор страдаю мучительной депрессией. Мне 28 лет. Работы нет и не было, трудовая книжка пуста. Были редкие не постоянные заработки. В 21 год закончила институт. Работать не очень хотелось, гуляла, развлекалась, родителям всё обещала в скором времени найти работу, до сих пор обещаю. В 23 года выскочила замуж, чтобы хоть как то показать родителям свою самостоятельность .

Я очень домашняя и люблю заниматься домом. Отличная хозяйка. Наверное это единственный плюс. Прожили мы 2 года, встретила другого, развелась, с этим парнем встречаемся по сей день. Но постоянно ругаемся,не доверяем друг другу, я в плохих отношениях почти со всей его семьёй, они против наших отношений. В общем всё у меня не так как у нормальных людей. А депрессия из за того, что я не чувствую себя взрослой, хотя очень серьёзная и ответственная. Но у меня постоянный страх. Страх старости своей и родных. В моем возрасте надо иметь семью и детей.

А мне страшны такие перемены, ведь я стану мамой. А это шаг к старости, я хочу быть той же маленькой дочкой а не быть мамой. Я не вижу своего будущего. Хотя раньше такого не было. Я представляла свою семью и деток без страха. Стала пить транквилизаторы чтобы не сойти с ума от этих мыслей. Я хотела бы встретить надежного мужчину. Но сильно привязана к своему парню.

Пыталась встречаться с другим но все равно вернулась к нему. Дома нужен ремонт чтобы создать благоприятную обстановку для потомства. Но денег нет. И в парне уверенности нет. И у него проблемы с работой. Денег нет вобще. Нет сил что то делать. Возможно вы скажете что это отговорки. Я запуталась, я схожу с ума. Держусь на молитвах и посещаю церковь. Еще у меня булимия. Часто простужаюсь, болею. Сломала зуб. В общем целый компот из проблем. Я сдаю силы. Помогите!

Похожие записи

Потеря интереса к жизни — что делать?

Страх перед коллективом

Плачу из-за мелочей

Не могу справиться со страхом

2 ответа на «Депрессия, неопределенность в жизни, страх будущего»

Здравствуйте, Вероника.
Я внимательно прочел то, что Вы написали и к сожалению, в одном сообщении, нельзя сказать ничего, что помогло бы сразу решить проблемы, можно только приободрить. Для решения изложенных проблем, необходимо время, терпение и много разговоров с психологом.
Но, я не уверен что Вы сразу решитесь пойти к психологу, поэтому постараюсь чуть чуть скорректировать Вас.
«Стала пить транквилизаторы чтобы не сойти с ума от этих мыслей» — я понимаю, что после транквилизаторов становится легче, но Вы на ровном месте создаете еще одну проблему, развивая собственные страхи. Могу Вас заверить, что человеческая психика хоть и тонкий механизм, но очень устойчивый, вероятность того, что Вы сойдете с ума крайне низкая. А от тяжелых эмоциональных состояний легко избавляет любой спорт.
Страхи приводят Вас к мысли о детях, в этом нет ничего странного, в большинстве случаев так и происходит. Но если вы не видите сил, настоящего желания иметь детей в себе и возможностей в своем партнере — стоит ли так сильно напрягаться?
Если Вы будете маленькой девочкой, с партнером который Вам нравится, Вы будете чувствовать себя счастливее? Он станет от этого счастливее? Ваши отношения станут от этого лучше?
Решить проблему страха смерти не так просто и как Вы сами понимаете, попытка наполнить жизнь чем-то вроде детей, сделав ее более весомой — не избавит Вас от этого страха, а скорее только усугубит его.
Лично для себя, я решил одну вещь, до тех пор пока я не смогу дать нормальный ответ на вопрос «Зачем Вы меня родили?» своему будущему ребенку, я его не буду заводить. Мне не хочется, чтобы мой ребенок вырос и осознал, что он был просто наполнителем моей жизни, потому что мне было страшно, я не смог разобраться в мире вокруг себя и решил сделать так как делают все.
В вашем эмоциональном состоянии лучше оставить на время попытки решить проблемы, Вас же никто не торопит или страх смерти? :))
В любом случае, Вашему будущему ребенку потребуется здоровая мама, поэтому для начала попробуйте позаботиться о себе.
А еще лучше обратитесь к психологу, если нет денег, всегда можно поискать бесплатного специалиста.

migsovet.ru

Депрессия из-за будущего

Страх будущего (футурофобия) – это субъективное ощущение человеком тревоги в отношении дальнейших событий жизни. Страх будущего актуализируется как результат воздействия стрессогенных факторов, включая субъективно положительных для личности событий, например, желаемого переезда, появления ребенка.

Страх будущего – это сомнение в способности справиться с представляемыми препятствиями и проблемами. Зачастую человек осознает необоснованность страха будущего, как не закономерно связанного с объективными событиями. Скорее наоборот, чем более непонятна его природа, тем более тягучее, угнетенное состояние может им провоцироваться. Попытки игнорирования боязни завершаются неудачей, и страх возвращается с прежней мощью.

Страх будущего – симптом, сигнал нарушения психологического гомеостаза и эффективнее понять, каковы его истоки, на какую проблему указывает, какие действия необходимы для уменьшения влияния на эмоциональное ощущение индивида.

Страх перед будущим — психология

Ряд жизненных ситуаций могут провоцировать ощущение беспомощности и тогда перед человеком становятся вопросы, как избавиться от страха будущего, как побороть страх перед будущим?

Фактически, страх будущего – это опасение неизвестности. Из-за ожидаемого события, его близости или даже теоретической возможности происхождения привычная окружающая обстановка поменяется, при этом точность изменений и их предсказуемость неясна. А поскольку это снижает ощущение безопасности, провоцирует тревогу и проявляется как страх будущего.

Экзистенциальная психология связывает страх будущего с базовым человеческим страхом смерти (танатофобией). Именно поэтому иногда подобная боязнь впервые может проявиться в достаточно раннем возрасте и этим вызывать удивление и обесценивание его, поскольку взрослому будет неясна природа появления.

Это опасение наиболее прочно связано с неизвестностью. Данная боязнь может призывать человека каким-либо образом объяснить себе «будущее после» и что-то предпринять для формирования того варианта событий после, который желателен. В повседневной жизни проявлениями этого страха есть всякого рода приметы, привычки и фразы, призвание которых снизить тревогу, связанные с ритуалами той или иной традиции, религиозной направленности человека.

Чем больше опасений связанно с неизвестностью, тем более парализующее действие оно оказывает на личность. Как и страх в классическом его понимании, страх будущего вызывает стремление убежать, напасть и, в определенных случаях, застыть. Напасть, т.е. ринуться в бой с неизвестностью может быть эффективным методом, поскольку предполагает решение текущих необходимых задач и поскольку будущее – это, условно, движение вперед, то синхронное движение поможет «идти на волне» и тут важным является не относиться к решениям категорично и фатально.

А вот убежать от будущего или застыть, «остановить время» невозможно и противоречит природе человека, которому требуется развитие вместе с окружающим пространством. В такой ситуации страх будущего мешает эффективно реализовывать себя, проявлять активные действия, так как, разрастаясь, провоцирует ощущение, что чем меньше действий, тем меньше будет последствий, при этом не учитывается факт, что часто вовремя не предпринятые действия усугубляют ситуацию.

Страх перед будущим – причины футурофобии

Провоцирующими страх будущего ситуации часто являются – смерть близких, иногда даже домашних питомцев, болезни, свои и родственников, особенно наследственного характера, травмы, ДТП, близость военных действий, переезды, нестабильность экономической позиции, потеря и смена работы, смена личной ситуации – развод, свадьба, беременность, рождение ребенка. Так же провоцирующими могут быть ситуации непосредственно не связанные с личностью – например, просмотр новостей, особенно поданных в шокирующей форме. Можно сказать, что причиной может стать то событие, которое исчерпает запас психологической стойкости, потому последовательность даже небольших по уровню стресса событий потенциально приведут к такому же страху будущего, как одно существенно ощутимое.

Часто страх будущего (футурофобия) является симптомом депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и лечение основного заболевания поможет решить данную проблему. И хотя в некоторых случаях достаточно консультаций у психолога, в более сложных ситуациях может потребоваться консультация психиатра. Часто людям в таких состояниях сложно оценить необходимость в посещении специалиста, может быть отрицание тяжести своего состояния или стереотипы о психиатрии и психологии и тут важна поддержка близкого окружения, его внимательность и забота.

Как жить без страха за будущее?

Решая повседневные задачи и мечтая о больших целях, человек часто может задаваться вопросом, как избавиться от страха будущего?

Для того чтобы страх за будущее не мешал нынешней жизни, требуется обдумать, что можно сделать сейчас для укрепления своей позиции и некоторой профилактики «негативного будущего». Несомненно, есть ситуации, которые напрямую от нашего влияния не зависят. Но тут важным является то, что стрессоустойчивость является общим качеством психики. Т.е. любые действия направленные на укрепление будут влиять на общее состояние. Например, повышая физическую стойкость, вы так же повышаете психологическую, умение преодолевать препятствия и выдерживать нагрузку в рабочей среде поможет с личными невзгодами и наоборот. И здесь важно уметь переводить количество в качестве, учась справляться с задачами эффективно, используя лаконичные решения.

Страх за будущее отнимает у нас время и ресурсы для решения актуальных текущих дел, тем самым подпитывая себя и еще более отбирая возможность повлиять на свое состояние. Надо расцепить этот круг, и направить свое внимание на повседневные заботы призванные улучшить будущее.

Страшит болезнь – отвлекут занятия спортом, диспансерные профилактические осмотры, интерес к своему здоровью в целом, экономическая нестабильность актуализирует необходимость повышения своих профессиональных навыков, интерес к текущим требованиям своей должности, умение грамотно организовывать быт, экономно расходовать ресурсы.

Так же путем снижения тревоги будет внимательное отношение к своему информационному полю. Поддерживание разговоров о нестабильности, страхе, панике, просмотры гротескно поданных новостей (или постоянно их чтение, но визуальная картина более реальна) травмирует даже, если не относится к событиям непосредственно происходящих рядом и является источником постоянного стимулирования тревоги. Если актуальная информация необходима для работы следует получать ее в виде сухих цифр посредством чтения.

Если состояние тяжелое, то желательно так же со вниманием отнестись к художественному кино. Иногда советуют комедии, но контраст веселья, особенно примитивного юмора со своим ощущением может вызвать раздражительность. Потому лучшим выходом будет просмотр любимого кино, сюжетов, где герои справляются с преодолением жизненных ситуаций, направляющих на философские размышления. Важно понимать, что речь не о полном пожизненном запрете, а об аккуратном отношении к своему текущему состоянию. Проводя аналогии с соматическими проблемами, в некоторых состояниях необходимо несколько дней, а то и недель диеты, прежде, чем можно будет перейти на более тяжелую пищу, а после травм или перенапряжения нагрузку восстанавливают постепенно даже профессиональные спортсмены.

Полное избавление от данного ощущения, достижимо лишь со временем и рассматривать лишь подобный итог не стоит. Значимым критерием успешного преодоления является способность эффективно и качественно жить в текущем моменте. А определенный, позитивный, стресс, как легкий голод, полезен для подстегивания к развитию и познаванию окружающего мира, актуализирует интерес к жизни.

Как преодолеть страх будущего?

Одним из частых запросов к специалистам является вопрос, как побороть страх перед будущим? Длительным стратегическим планом будет пополнение и повышение запаса психологической стойкости и уверенности в своей способности адекватно и успешно реагировать на требования будущего. Слово «запас» хорошо отображает тот момент, что речь о ресурсе, который может быть, как пополнен, так и израсходован и каждодневные шаги и мысли влияют на него.

Проанализируйте, какая именно ситуация вызывает страх, с какой сферой вашей жизни он связан. Здесь будет актуальным вспомнить, когда подобные мысли посетили впервые. Основан этот страх на реальной опасности или субъективной? Задача в том, чтобы придать боязни определенную форму. Она может пугать и вызывать беспокойство, но неизвестность страшит больше. Потому все рассуждения и выводы лучше записывать, это так же поможет не концентрироваться на одной мысли – это лишает смысла, если все записано и обдумывания со всех сторон уже озвучены на бумаге.

На этом этапе хорошо каким-либо образом визуализировать боязнь, нарисовав ее, пусть и в абстрактной форме. Здесь не важно качество и понятливость рисунка другим. Цель – увидеть источник страха, символически «дать ему имя». Так же это экологичный способ выплеснуть во вне свои переживания.

Абстрагируйтесь и посмотрите на ситуацию со стороны. Иногда бывает успокаивающим уточнить насколько статистически ситуация реальна. Сухие цифры могут сказать, что все более чем отдаленно. Записать и проговорить страх может быть успокаивающим, в том аспекте, что для внятного и адекватного воспроизведения драматизм придется убрать, а страх без эмоций – это задача, иногда со звёздочкой, но потенциально решаемая.

Здесь важно не обсуждать сами эмоции с окружающими. Их допустимо выразить, как личное ощущение, это снизит общее напряжение и если ситуация вызывающая страх связана с другими окружающими, это даст возможность встречно высказать свои опасения и объединит для решения проблемы. Но не стоит вовлекать других в длительное обсуждение насколько возможно возникновение проблемы. Во-первых, цель – сформулировать задачу, а не напомнить себе, как не уверенны в способности решить. Во-вторых, эмоции заразительны и чем более внушаем собеседник, тем больше шансов навеять свой страх и ему. Собственно, страхи масс так и возникают, потому что передаются и каждый подпитывается им за счет общего количества окружающих его людей, являющихся носителем этого страха. Вряд ли хочется, чтобы и близкие пострадали от данного страха, потому не стоит ими рисковать. Это может быть допустимо в консультации с психологом или другим специалистом, который профессионально поможет справиться с негативным эмоциональным фоном.

Подумайте, чтобы вы посоветовали своему близкому человеку в данной ситуации. Представьте, что с подобной проблемой к вам пришла бы ваша гипотетическая дочь или сын. Здесь не имеет существенного значения их реальное наличие, важно представить ситуацию, в которой вы будете на позиции взрослого человека, могущий проблему решить. Перечислите, проговорите, а лучше пропишите решение пошагово, как если бы писали шпаргалку. Решение предполагает определенные действия и следующим этапом будет последовательное и планомерное их выполнение. Это существенно важный и сложный этап, требующий задействования воли и целеустремленности, но так же он очень значимый, поскольку именно действия окончательно снимают то парализующее и цепенящее влияние, которое накладывает на человека страх будущего.

Если страх будущего преследует вас давно, не дает нормально жить, возможно, вы можете связать его возникновение с определенной ситуацией, а так же ощущаете, что состояние ухудшается, то лучшим решением будет обратиться к специалисту. В ряде ситуаций может быть необходимо некоторое медикаментозное лечение. Затяжное угнетенное состояние такой же повод для лечения, как любое иное хроническое заболевание, когда требуется консультация и наблюдение узкого специалиста – психотерапевта.

psihomed.com