Депрессия из-за детство

Депрессия из-за детство

Привет!
Моя история долгая, даже не знаю, смогу ли вспомнить все важное.
Мне 26 лет, и я понимаю, что живу совсем не так, как мне хотелось бы. Причина — нелюбовь к себе, а точнее — я совсем не знаю, что я такое. Мне кажется, что я ничего из себя не представляю, что я — только тело ходячее, а внутри — пустота.
Моя жизнь со стороны любому покажется успешной.
Разложу по пунктам то, о чем я чаще всего думаю и что прокручиваю в голове:
1. Отец. Я родилась в неполной семье, родители были в разводе. Расстались они почти сразу после моего рождения и, думаю, не любили друг друга. Я жила с мамой и бабушкой. Воспитывала меня бабушка, мама зарабатывала деньги. Кроме ее работы на полную ставку инженером, по выходным она ездила торговать на рынок. Отца я видела, правда, мне всегда казалось, что он меня не любит, не хотел меня, да и мама рассказывала, что он стеснялся со мной гулять. Деньги он давал после скандалом, мама с бабушкой всегда мне говорили, что у меня руки через задницу (как у отца), характер упрямый (как у отца), чувства юмора нет (как у отца) и, как у отца, нет друзей. А отец уже 5 жену нашел себе. Уже несколько лет мы не общаемся по моей инициативе. Все детство мама с бабушкой порицали отца, думаю, у мамы сильная обида на него, он во всем слушался свою мать.Мама с бабушкой очень часто ссорились, потому что бабушка испортила жизнь маме (по ее словам), доминировав над ней и держа ее при себе. Мама так и не вышла замуж во второй раз.
2. Учеба. Бабушка моя обладает очень властным характером. Она все мое детство меня воспитывала, перегибала, как хотелось ей. Я была левшой, она била меня по рукам, пока я не стала правшой, она меня заставляла переписывать домашнее задание по 18 раз, когда ей не нравился мой почерк, она заставляла меня учиться на отлично. Я всю жизнь думала, что должна, должна стремиться, быть во всем лучшей. За хорошую учебу меня хвалили мало, а вот за промашки — всегда. Побила бабушка однажды за четверку. В результате я закончила школу на отлично, поступила в хороший столичный вуз на переводчика, считала это своим призванием, очень люблю языки. Потом закончила, и поняла, что работа нудновата, а зарплата смешная. Бросилась искать стипендию в Европе, поступила на престижную гуманитарную магистерскую программу, но не любила учебу там. Друзей почти не было, но это другой пункт. Результат — сейчас живу с мужем за рубежом, уехали потому, что я считала, что только тут люди живут, а на родине моей выживают. Безумно хотела и хочу помогать маме и бабушке, вспоминаю, как мы с мамой ездили на рынок торговать, грустно становиться. Тут работаю на нелюбимой работе, пыталась учить программирование (муж — программист), но нервы сдали, было очень тяжело. В результате пересылаю деньги домой, но с работы ухожу и буду возвращаться домой. Итог – я уже не знаю, кто я. Переводчиком давно не работала, да и не особо мне нравилось, просто языки очень люблю. Программист – не мое, тут работала в колл-центре, это я вообще ненавижу. Кто я? В детстве любила писать, много стихов писала, очень любила зверей и природу, мечтала помогать бездомным животным, бедным людям. Сейчас закрутила меня жажда успеха, но не денег я хочу, мне вообще не нужно много денег для счастья. Хочется самореализоваться, а чувствую, что теряю себя. Мечтаю оставить след на земле хороший.
3. Муж. Он же часть моей жизни уже 9 лет, первая любовь. Еще в школе начали встречаться, он меня боготворил. Я часто его обижала незаслуженно, сейчас это понимаю. Он мне помогал всегда, поддерживал, нам было хорошо вместе. На полгода расходились по его инициативе, сказал, что не верит в мои чувства. Потом сошлись, инициатором была я. Поженились меньше года назад, в общем, для того, чтоб оформить документы для заграницы. Но, думаю, это рано или поздно случилось бы. Теперь у нас все очень, очень плохо. Мы постоянно ругаемся, кричим друг на друга. Причин много. С переездом за границу я, как мне кажется, потеряла себя, уважение к себе. Раньше я была отличницей, во всем лучшей, теперь я никто, потерялась, не знаю, чем заниматься в жизни, хочу домой. У него – наоборот, престижная специальность, я ему завидую, что он нашел себя. Летом к нам в гости приезжала его и моя мама, случился огромный скандал, его мама меня обзывала, говорила, что читала нашу переписку восьмилетней давности, и как я его ничтожеством называла. Выплеснула всю свою ненависть на меня и на мою маму, хотя и мама моя подливала масло в огонь. Теперь его родители со мной не общаются, папа его стал на сторону жены, мне очень плохо от этого. Муж не защитил меня сразу, сейчас говорит,
что будет защищать, но я боюсь, что он под сильным влиянием мамы, он ее боится, она им манипулирует и пользуется умело. У мужа мягкий характер. Но я теперь уверена, что он меня не любит. Я ему говорю – мне плохо тут, депрессия, нереализация, я переживаю из-за твоей мамы и т.д., он злиться, я предлагаю обсуждать и идти на уступки – он говорит, что я его во всем обвиняю, а он хочет строить отношения на полной свободе. Он раздражается, он совсем не такой, как раньше, в его глазах нет нежности, интим у нас нечасто, да и я не особо хочу. Я вижу и причины этого несчастья в себе – я часто плачу, депрессия, думаю о карьере. Но я уверена, что не любит он меня больше, сердцем чую, он говорит – люблю, но с безразличием, какие-то жесты театральные… Вернусь домой и, думаю, мы разведемся.
4. Застенчивость и неуверенность. Я страдаю сильно от этого, это добавляет боли. С детства я такая, наверное, бабушка в этом виновата. А мама моя когда-то ударила меня (а я уже в институте училась) и сказала: ничего хорошего в тебе нет, только то, что учишься хорошо. Вот так я и думаю. В школе и институте друзей было немного, но были. Теперь нет совсем, вообще никого, уже несколько лет. Если откровенно – я думаю, что людям со мной неинтересно, на работах я почти никогда ни с кем не общалась, меня считали дикаркой. Когда училась в Европе на магистратуре – тоже. Я не люблю тусовки, собрания, а большинство людей такие, особенно в Европе, где я живу. Я люблю природу и книги. Мне кажется, дико что у девушки в 26 лет нет друзей и так сложно общаться. Я и следить за собой перестала. А зачем? Думаю – кому и о чем со мной говорить?
Вот такой клубок комплексов. Чем дальше – тем хуже. Я ни с кем этим не делилась, потому что не с кем. Жизнь – мучение. На самоубийство не пойду из-за мамы и бабушки. Думаю, разведемся с мужем, буду жить одна, помогать бездомным животным, вот так и проживу. И ничего хорошего меня не ждет, только в детстве да юности были иногда счастливые пятнышки.
Что делать мне, может, кто-то подскажет? Может, я в чем-то глобально не права? Идти ли мне к психологу? Почти все время плачу и совсем уже не знаю, кто я и что я. Любить меня абсолютно не за что.

Wiggily , возраст: 26 / 02.11.2013

Солнце, здравствуй! сразу отвечу на самый важный вопрос: кто ты? Ты — человек, личность, сотворенная по образу и подобию Бога. Бог есть Творец, и в тебе есть Его искра, способность владеть словом, творить стихи. И нет ничего плохого в том, что ты не похожа на других.Нет ни одной похожей снежинки, и тем более нет ни одного похожего человека. Все мы разные. Вопрос только в том, умеем ли мы принимать себя такими, какие мы есть, или мы будем сравнивать себя с другими людьми и пытаться копировать их жизнь? Порой трудно принимать себя такой, какая ты есть. Я тебя прекрасно понимаю. Мы с тобой очень похожи. Я очень люблю книги. Тоже люблю языки. Закончила на переводчика, как и ты 🙂 Английский и немецкий. С немецким, правда, практики не было, и я его практически забыла. Ты знаешь, я раньше тоже была очень замкнутой, мне было трудно начать общаться с кем-либо. Плюс у меня были комплексы по поводу своей внешности, плюс родители развелись, когда я была подростком. Поэтому я очень тебя понимаю, понимаю твою боль и сочувствую тебе. Меня, как это может ни банально прозвучать, спас Бог. Я не знаю, где бы я сейчас была, и что бы со мной было, если бы не Он. Господь — мой друг, мой утешитель, мой Небесный Отец. Он понимает меня как никто из людей. И главное — Он принимает меня такой,какая я есть и любит меня несмотря ни на что. Бог есть источник вечной любви, и не стоит пытаться найти эту вечную любовь в человеке. Человек не способен любить такой любовью. Я читаю Библию, Слово Бога, и в ней нахожу вопросы на свои ответы, нахожу утешение. Я предлагаю тебе построить отношения с Богом, с Тем, кто однажды вдохнул в тебя дыхание жизни, с Тем, у Кого великие планы на твою жизнь. Я помолюсь за тебя, чтобы Бог наполнил любовью и миром твою душу, миром, который так трудно найти в этом мире. Я была бы рада общаться с тобой. Пусть Бог тебя благословит, солнышко 🙂

Татьяна , возраст: 33 / 02.11.2013

Знаешь, я думаю, тебе стоит перестать думать о себе, маме и бабушке и подумать о муже — он самый дорогой для тебя человек. Пойди к психологу и попроси помочь сохранить брак. попробуй реализоваться в браке, ведь у тебя нет положительного опыта семейной жизни, а муж у тебя явно хороший, береги его.

Л , возраст: 31 / 03.11.2013

Не вижу никаких проблем. Просто вам не нравится там жить и своё недовольство вы вымещаете на супруге и на себе. Возвращайтесь, если уж совсем всё плохо. У вас сложилось до отъезда довольно стереотипное мнение о жизни за границей. И все проблемы. Мужчина любит глазами, а вы запустили себя. Хотите чтоб с нежностью смотрел преобразитесь снова. Люди эгоистичны, особенно мужчины, они хотят видеть женщину, особенно любимую всегда красивой и интересной. Да и женщина, которая любит себя тоже хочет быть всегда на высоте. Не надо верить в сказки, что если любит, то полюбит в любом состоянии, обличии.
Муж. На полгода расходились по его инициативе, сказал, что не верит в мои чувства. Потом сошлись, инициатором была я.(Ваша инициатива была вашей ошибкой).Когда люди расходятся им лучше не сходится, потому что такие отношения разорвутся вновь. Да и что за мужчина, который не имеет своего мнения, а только мамино влияние. И вот вы мямлите. А вы не мямлите. Подружитесь с кем — нибудь. Любите иностранные языки, знаете языки, так общайтесь.Будьте яркой.

Нейра , возраст: 25 / 03.11.2013

. 26 лет . вы совсем юны и унывать не стоит, как и не стоит копаться в прошлом и искать виноватых и причины, позвольте буду по-мужски прямологичнорациональновоеннотопорно (так надежнее, проверено временем). Точка отсчета- вы, ваше Я. Сначала просто отвлечение (главное не сидеть на месте под артобстрелом мыслей негативных, а то снаряд попадет=))). итак, сначала купите себе поливитамины и йодактив (или йодомарин) с запасом на полгодика, устройте себе утренние или вечерние пробежки. лично себе. Есть подруга? купите с ней чего нить вкусненького, вина хорошего и промойте с ней всем кости ! Притащите с улицы грязного мокрого замерзшего кота и выхаживайте его. я вот не люблю тоже тусовки, по мне лучше книги, фильм, посидеть у костра, на реке с удочкой или с ружьем по горам, или с волосатыми дебилами побороться или покататься на сноуборде по склонам Эльбруса. странные я вам советы даю, не анализируя ваши мысли о виновниках всего и вашем прошлом и тп. да просто это ни к чему, идет бой, а в бою нефиггг думать, в бою надо воевать, стрелять! так что витамины, бег, кота, на природу, на рыбалку. просто движения, а за движением придут хорошие солнечные мысли, а не исключено, что друг)))), да и к маме с тортиком на пирожки. и к бабушке, ну или как там у вас принято, и все будет хорошо! Проверено! главное не сидеть на месте под обстрелом мыслей темногрустных, а когда двигаешься, в тебя снаряд не попадает, проверено в деле! . вот пока вам пишу, спина прошла, которую в спортзале вчера потянул, на чем и спасиБо вам. еще может зайдите просто в храм православный (он яркий и солнечный, как то повеселее чем кастел. просто так, посмотреть)

Дмитрий , возраст: 42 / 03.11.2013

Если есть возможность жить одной, попробуй, может быть, хорошее только тогда и начнётся, легче будет отпустить прошлое и начать ДРУГУЮ жизнь: откроются пути для новых возможностей и новых людей. Посмотри на одиночество с ДРУГОЙ стороны: это- свобода от ненависти, обид, выяснения отношений, бессмысленного копания в прошлом, никому ничего не надо доказывать, объяснять оправдываться и соответствовать навязанным стереотипам; ты наконец-то сможешь жить так, как САМА хочешь: помогать людям, нуждающимся в помощи (может быть среди них ты найдёшь друзей), животным, просто делать то, что нравится ТЕБЕ , не надо сравнивать себя с другими, в этом мире каждый на своём месте и если хочешь оставить хороший след на земле, оставь его прежде всего делами милосердия и добра, это главное. Ты глобально не права в том, что совсем не думаешь о СВОЕЙ бессмертной душе, на самоубийство не пойдёшь из-за мамы и бабушки, а если бы их не было? Что будет с тобой, с твоей душой- об этом ты не подумала? Советую послушать лекции профессора А. И. Осипова «О Боге», «О смысле жизни «, «Зачем живёт человек», «О смерти», другие темы ( http://www.aosipov.ru/) , они помогут тебе понять кто ты. Тебе уже написали о Боге, пустоту заполнить сможет только Он, просто попроси Его об этом и всё изменится.

Маргарита , возраст: 44 / 03.11.2013

Здравствуйте! Мне кажется у вас глубокая депрессия и все тянется из детства. Сходите к психологу, грамотный специалист поможет вам правильно выстроить приоритеты. Просто в таком состоянии как у вас теряется смысл жизни. А вам еще жить и жить! И детей рожать! Все будет хорошо, вот увидите!
Желаю вам удачи и счастья!

Евгения , возраст: 34 / 16.04.2014

Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

www.pobedish.ru

Как смириться с тем, что прошлое не вернуть?

Автор вопроса: Лиза

Вы спрашиваете, «Как смириться с тем, что нельзя вернуться в то прошлое?» Давайте посмотрим, а чем оно хорошо, то прошлое? Чего вы боитесь лишиться? Беззаботности, защиты, вас страшит необходимость принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность.

Насколько понятно из вашего вопроса, вы боитесь взрослеть потому что окружающий мир представляется вам опасным, трудным и вы еще не осознали своих сил для решения возможных трудностей.

Чтобы не ностальгировать о прошлом, нужно понять прелесть настоящего. А ведь быть взрослым и нести ответственность удобно и выгодно: вы сам отвечаете за свою жизнь, вы принимаете решение, только от вас зависит как вы будете жить дальше.

И мир вовсе не так опасен как вам представляется (скорее всего именно так окружающий мир воспринимала ваша мама и такое представление неосознанно внушила вам). Чем с большими трудностями вы сталкиваетесь — тем больше уверенности в себе чувствуете, разрешая одну трудность за другой. Вы начинаете верить в себя!

А почему вас нужно защищать, когда вы выйдете замуж? Вам муж представляется агрессором? Каким был ваш отец? Сейчас у вас резко негативное представление образа мужчины, и его нужно срочно менять на более реалистичный, например такой: мужчины бывают разные, с кем-то действительно лучше не связываться, кто-то сможет защитить вас сам, а рядом с другим вы будете просто чувствовать себя в безопасности.

Вы пишете, что сейчас отношения у вас с мамой отличные. А будут ли они такими же отличными, если вы вдруг перестанете быть для нее ребенком, зависимой от нее и начнете вести себя как взрослый человек? Чем сейчас занята ваша мама кроме заботы о вас?

Вы пишете «мама читает много книг по воспитанию детей, видит все ошибки в моем воспитании». Я могу предположить, что ваша мама строго относится к своим ошибкам, и скорее всего ошибок боитесь и вы. Ведь самостоятельность предполагает ответственность и за свои ошибки тоже. Но должна вас заверить, что ошибок избежать не удавалось еще никому и это нормально. Большинство ошибок исправимы, дают нам ценный опыт. В любом случае всегда нужно прощать себя за ошибки. Ведь страх ошибок, желание избежать ошибок означало бы бездействие. А это хуже всего!

Лиза, я постаралась вам объяснить, как вам справиться с тягой к прошлому и начать безбоязненно взрослеть. Возможно этих объяснений недостаточно, тогда рекомендую вам поработать какое то время с психологом, консультации можно заказать здесь.

psycabi.net

10 психологических проблем человека, возникающих из-за переживаний в детстве

Нередко бывает, что люди, уже будучи взрослыми, страдают от определенных проблем психологического плана. Некоторые из них обращаются к психоаналитикам, тратя большие деньги на то, чтобы излечиться от своих комплексов, зачастую не подозревая, что все дело – в переживаниях детства. Поэтому сегодня мы расскажем вам о 10 психологических проблемах у взрослых, возникающих вследствие неправильного воспитания в детстве. Итак, поехали!

Проблема № 1повышенный уровень тревоги вкупе с депрессией и несамостоятельностью

В психологии существует такое понятие, как «вертолетные родители». Оно появилось для описания того типа родителей, которые, словно винтокрылые машины, порхают над своим ребенком, стараясь не упустить даже самую незначительную деталь в его жизни. Безусловно, они хотят только самого лучшего для своего ребенка, но в результате сам ребенок может получить не одно психическое расстройство вместе с неспособностью принимать самостоятельные решения в будущем. Эта проблема может проявиться у людей, когда они постоянно просят совета у родителей по самым разнообразным вопросам.

Проблема № 2губительные зависимости либо же экстремальные виды спорта

Эта проблема может появиться у ребенка, которого родители постоянно попрекают. От них можно услышать, как тяжело им пришлось после появления ребенка на свет, сколько хлопот он им приносит. Ребенок, слыша это, начинает вести программу саморазрушения. Как правило, начинается все с неосознанных травм, а закончиться может приобретением полного спектра вредных привычек или пристрастием к экстремальному спорту.

Проблема № 3проблемы с релаксом

Проще говоря, человеку очень тяжело полноценно расслабиться и отдохнуть. Оказывается, и эта проблема тоже может «вырасти» из детства. Дело в том, что некоторые родители, пытаясь хотя бы немного дисциплинировать своих детей, могут использовать фразы типа «Хватит дурачиться», «Да поумней же ты, наконец!», «Веди себя, как большой мальчик (большая девочка)». Регулярное использование подобных формул может привести к тому, что в будущем ребенок вырастет слишком серьезным человеком, которому отдых и расслабление будут сродни еще одному испытанию. А еще он может приобрести дополнительные «бонусы» в виде неприятия детей и ненависти к инфантильным людям.

Проблема № 4слишком низкая самооценка в сочетании с желанием «слиться с толпой»

Нередко бывает так, что родители, желая дать своим детям желание развиваться, сравнивают их с более умными, сильными или ловкими сверстниками. Но слишком частое и назойливое сравнение может привести ребенка не к желанию становится лучше, а к неприятию самого себя за неспособность быть столь же развитым в свои годы. Отсюда следует и низкая самооценка, и серьезная самокритика, и стремление к слиянию с окружающими. Все это продолжается и во взрослом возрасте.

Проблема № 5неустроенная личная жизнь

Казалось бы, как могут родители повлиять на детей в этом плане? Оказывается, все не так просто. Нередко родители (опять же, с добрыми намерениями) пытаются обезопасить своего ребенка от разочарований, повторяя такие фразы, как «Все люди – плохие», «Никому нельзя верить» и тому подобное. Ребенок воспринимает их так, что, мол, все люди – ужасные, лживые, подлые, и только мамочка и папочка знают, что для него лучше. Вырастая, он начинает смотреть на мир, как на огромное поле боя, а, выстраивая отношения с людьми, часто не способен доверять им. Последний фактор особенно сильно может ударить при построении отношений.

Проблема № 6поиск партнера с функциями родителя

Чаще всего эта проблема может «вырасти» всего лишь из одной простой фразы «Ты — слишком маленький для того, чтобы…». Ребенок, усваивая эту установку, остается им, даже обретая внешность взрослого. Он не способен принимать самостоятельные решения и сопротивляться влиянию других людей. Что касается личной жизни, то нередко он ищет такого партнера, который будет его еще и воспитывать, как это делали родители.

Проблема № 7подавление талантов, отсутствие инициативы в сочетании с губительными развлечениями

Часто родители, возможно – от стыда и неловкости за своего ребенка, могут в сердцах обронить фразу «Почему ты – не такой, как они?!» или «Хватит мечтать!». Регулярное использование таких фраз может сделать из ребенка человека, лишенного стремления познать мир. Ему неинтересно будет быть лидером или проявлять свою инициативу, так как он будет на подсознательном уровне опасаться осуждения, осмеяния или любой другой негативной реакции. Подобное поведение может привести к трудностям в решении каких-либо крупных жизненных проблем. А все свои амбиции этот человек, вероятнее всего, «похоронит» под литрами алкоголя и огромным количеством ресурсов, растраченных ради развлечений.

Проблема № 8замкнутость и эмоциональная сухость

Здесь вполне справедливо будет вспомнить поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает», так как эта проблема может быть отражением проблемного характера самих родителей. Они, будучи скупыми на проявление эмоций, могли реагировать на проявление чувств своими детьми такими фразами, как «Не плачь!», «Хватит ныть», «Перестань плакать, а то над тобой все смеяться будут» и так далее. Получая такие послания, ребенок понимает, что его эмоции никому не нужны, а значит, их проявление – плохо само по себе. К чему это может привести? Во взрослой жизни этот человек может не только стать эмоционально скупым, как и его родители, но и «поймать» целый ряд психосоматических недугов, которые серьезно осложнят его жизнь.

Проблема № 9депрессия вкупе с чувством вины

В некоторых ситуациях родители, желая пристыдить своего ребенка или обругать его за то, что тот не соответствует их ожиданиям, говорят о том, что они в свое время не смогли чего-то получить (возьмем, к примеру, образование), а их ребенок, имея возможность для его получения, откровенно ленится. Нередко сам ребенок испытывает чувство вины, хотя, по сути, он не виноват в том, что случилось с его родителями. Став взрослым, он может «заработать» депрессию и начать испытывать все то же чувство вины, но уже перед другими людьми – начальником на работе, женой или мужем дома или перед подругами (друзьями).

Проблема № 10несамостоятельность, инфантильность и безответственность

Некоторые из этих проблем уже упоминались в нашем рейтинге, но сейчас на них стоит посмотреть под несколько другим углом. Дело в том, что некоторые родители могут слишком сильно заботиться и опекать свое дитя, считая, что даже самые безобидные действия могут нанести непоправимый вред. В психологии даже существует специальный термин, обозначающий такое поведение – «гиперопека». Ребенок же, подвергаясь подобному обращению, нередко вырастает абсолютно неспособным к принятию самостоятельных решений и ответственности за свою жизнь. Отсюда – и огромное количество сомнений и колебаний, связанных с принятием решений во взрослой жизни.

На этом наш обзор подходит к концу. Спасибо за внимание, дорогие читатели. Пусть ваши дети всегда будут радовать вас, и приносить вам только самые лучшие эмоции и моменты, а родителям хотелось бы пожелать терпения и мудрости в таком непростом деле, как воспитание ребенка.

soulblog.ru

Жизнь важнее: как распознать детскую депрессию

Мало кто из взрослых понимает, как и когда начинается детская депрессия. И мало кто понимает, что с ней делать

Ребенок всегда был белый и пушистый, а тут вдруг испортился. Был милый и дружелюбный, а стал злой и истеричный. Был почти отличник, а скатился на двойки и тройки. Был такой позитивный, а стал нытик. Кажется, пришли гномы, унесли хорошего ребенка, принесли какого-то гадкого подменыша.

Долгое время считалось, что никакой депрессии у детей вообще не бывает – что депрессией на сложные обстоятельства жизни может реагировать только сформированная личность. Потом врачи выяснили, что депрессия бывает и у детей, но отличается от депрессии у взрослых.

Детскую депрессию нелегко распознать и диагностировать, потому что она прячется за другие, более выраженные проблемы – в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее распознать депрессию за нытьем, жалобами «живот болит» и «ножки болят».

Ребенок плохо ест, плохо спит, плачет. У старших дошкольников на первый план выходят страхи, неусидчивость, тревожность, иногда агрессия. У школьников заметнее всего оказывается неуспеваемость, нежелание учиться, вспыльчивость и вздорность.

Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Родители считают, что ребенок обнаглел, и хватаются за ремень, а надо бы за голову. До специалистов некоторые семьи добираются только тогда, когда ребенок начинает заговаривать о суициде.

Откуда это?

Детство принято считать счастливой и беззаботной порой, а детские проблемы кажутся взрослым пустяковыми, легко преодолимыми. Но дети, так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе, – но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

Детская депрессия, так же, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок.

Во-первых, это биологически факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т.д.)

Во-вторых, это генетические факторы (наследственная предрасположенность – у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

В-третьих, психосоциальные предпосылки: в первую очередь – психические травмы. У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех – катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены. Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис.

Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

Как это выглядит

Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству включают в себя подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков – повышенную эмоциональную возбудимость); уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; изменения веса и аппетита; бессонницу, сонливость; возбуждение или заторможенность; слабость и утрату энергии; чувство несостоятельности и необоснованной вины; неспособность мыслить и сосредоточиться; мысли о смерти, суицидальные мысли.

Американские психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики.

Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. У кого-то все сразу, у кого-то что-то одно, но зато всегда. Некоторые говорят, что трудно дышать, невозможно вздохнуть. Начинают много болеть, и очень часто до обращения к психологу или психиатру по несколько месяцев обследуются у разных врачей.

Многие «впадают в детство» – фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез. Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры.

Слезливость, страхи, нытье, липучесть и назойливость – с одной стороны, дети раздражаются и грубят взрослым, с другой – хотят от них подтверждений любви, – тоже приметы депрессии. «У детей, как и у взрослых, может быть выражен суточный ритм эндогенной депрессии: утром они вялые, скучные, а вечером повышается уровень тревоги, раздражительности, нарастает моторное наблюдение», – говорит клинический психолог Наталья Науменко.

Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя и ищет у себя все возможные болячки, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

Самый ничтожный повод может стать причиной дикой истерики. Отечественный психиатры Н.Иовчук и А.Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами: «При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: «не могу так больше», «в груди вода и пожар», сопровождающимися однотипными причитаниями или криком», – пишут эти авторы.

«В момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивали на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула. При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой. Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью.

Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже – с обездвиженностью».

К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью.

Почему-то существует миф, что человек, который говорит, что покончит с собой, только пугает и никогда этого не сделает. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту.

Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Признаки суицидального поведения у детей:

  • Многочисленные симптомы депрессии (изменения аппетита, сна, активности).
  • Социальная изоляция, включая изоляцию в семье.
  • Разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности.
  • Агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное).
  • Повышенная склонность к риску.
  • Частые несчастные случаи.
  • Употребление алкоголя и наркотиков.
  • Фиксация на смерти и негативных темах.
  • Разговоры о смерти и умирании.
  • Неспособность плакать или сниженная эмоциональность.
  • Раздача своих вещей.
  • Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

    Депрессия часто возвращается. Исследование, опубликованное в The Journal of the American Medical Association, показывает, что взрослые, пережившие депрессию в подростковом возрасте, меньше зарабатывают по сравнению со здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование, чаще оказываются безработными, испытывают больше проблем на работе, в социальной и семейной жизни. Депрессией они страдают вдвое чаще, чем взрослые, у которых раньше не было таких проблем. 7% из них совершают самоубийство, 34% пытаются это сделать (0% – среди тех, кто в юности не страдал депрессией).

    Рассказывают мамы

    Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

    Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

    Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

    Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

    Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

    Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

    Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

    Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

    В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

    Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

    Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

    Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

    Школа как причина

    После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

    Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников», вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

    Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

    Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

    На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

    Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

    Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п.

    При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

    Лучше взрослых лечите!

    Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

    В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

    Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – пишут американские психиатры Мэш и Вольф. Это что же – всех лечить?

    Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

    «Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.

    Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.

    К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.

    Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.

    Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».

    «Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…

    Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.

    Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».

    «Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.

    Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.

    Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».

    Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.

    Чем могут помочь родители

    Американская академия педиатрии советует:

    Что делать, если у ребенка депрессия

  • Разговаривайте с ребенком о его чувствах, о происходящем в доме и школе, о том, что его волнует.
  • Обратитесь к врачу. Депрессия может быть вызвана медицинскими проблемами. Врач может посоветовать психотерапию или назначить лечение.
  • Любые мысли о суициде расценивайте как экстренный случай, требующий немедленной помощи.
  • Налаживайте здоровый образ жизни

  • Обеспечьте ребенку здоровое питание, достаточное количество сна, физических упражнений, положительных контактов с людьми в школе и дома.
  • Ограничьте время за компьютером и поощряйте физическую активность, особенно вместе с другими.
  • Проводите время наедине с ребенком, хвалите, показывайте ребенку, в чем его сильные места, – все это укрепляет связь с ребенком.
  • Обеспечьте ребенку физическую и психическую безопасность

  • Разговаривайте с ребенком о травле в школе. Травля – одна из главных причин психических проблем у детей.
  • Не забывайте о том, что ребенок может переживать горе или утрату. Искать помощи, если горе не проходит. Если вы сами переживаете горе, ищите помощь для себя и дополнительную поддержку для ребенка.
  • Уменьшите стресс. Внесите краткосрочные изменения в количество домашней работы, помощи по дому, дополнительных занятий.
  • Все оружие, лекарства (в том числе безрецептурные) и алкоголь должны быть надежно заперты.
  • Просвещайте других

  • Ваш ребенок не выдумывает симптомы.
  • То, что выглядит ленью и наглостью, может быть симптомами депрессии.
  • Обсудите семейные случаи депрессии: это помогает лучше понять, что происходит.
  • Учите ребенка размышлять и справляться с задачами.
  • Помогите ребенку расслабляться при помощи физических упражнений и творчества. Опирайтесь на его сильные стороны.
  • Говорите с ребенком и слушайте его с любовью и поддержкой. Учите ребенка описывать свои чувства.
  • Учите ребенка смотреть на проблемы более позитивно.
  • Делите проблемы и задачи на более мелкие части, чтобы ребенок успешно с ними справлялся.
  • Создайте план безопасности

    • Следуйте плану лечения. Следите за тем, чтобы ребенок посещал терапию и принимал назначенные лекарства.
    • Лечение помогает, но не сразу – иногда через несколько недель. Депрессивный ребенок может не увидеть изменений в настроении сразу.
    • Продумайте, кому вы можете позвонить, когда вам плохо.
    • Не упускайте из вида факторов риска суицида (разговоры о суициде по телефону или интернету, раздача своих вещей, мысли о смерти, употребление наркотиков и алкоголя).
    • Держите под рукой телефоны врача ребенка, его психотерапевта, местного центра неотложной психологической помощи, скорой психиатрической.
    • www.miloserdie.ru