Депрессия экономика англия

Англия и Франция: проблемы выхода из «Великой депрессии»

Глубокий кризис экономики Англии и Франции 1929-1933 г. Резкое сокращение производства, кризис банковской, биржевой систем как начало «Великой дипрессии». Результаты применяемых правительствами мер для предупреждения разрушительных последствий кризиса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Проблемы выхода из “Великой депрессии” во Франции и Англии

Антикризисные меры в Англии….……………………………………………. 4

Антикризисные меры во Франции..……………………………………………..6

Список использованных источников. ……………….………………………..12

Грандиозный биржевой крах в «черный» вторник 29 октября 1929 года положил начало кризису, или Великой депрессии 1929-1933 гг., который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика Франции и Англии, сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты — вот далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими. Однако кризис 1929 года заставил правительство этих стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий.

В представленной контрольной работе будут рассмотрены решения проблем выхода из «Великой депрессии» во Франции и Англии и результат применяемых мер.

1. Антикризисные меры в Англии

Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г., т. е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористсткое правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила серьезное сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе королевской Комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ (80 млн. фунтов стерлингов) с целью восстановления платежного баланса.

Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый блок (25 государств— страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.

В отношениях со странами-конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Франция, Германия, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало в свою очередь усилению политики протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фритредерства, перейдя к политике жесткого протекционизма.

В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политики экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать.

2. Антикризисные меры во Франции

Мировой кризис распространился на Францию несколько позднее — в 1930 г. зато был более затяжным и весьма глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны. Так, наряду с усилением демократических и леворадикальных течений проявилась нехарактерная для республиканско-демократических традиций Франции отчетливая тенденция к фашизации страны по примеру Италии и Германии. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.

Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934 г. попытки фашистского путча, за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви, вызвало заметный рост влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно падение авторитета правительства. Такие изменения в политических настроениях граждан свидетельствовали и о неприятии антикризисных мер буржуазных кабинетов, использовавших традиционные методы сокращения бюджетного дефицита и восстановления нарушенного равновесия за счет дефляции, снижения заработной платы, сокращения социальных расходов, повышения уровня налогообложения и т. п.

Известная близость идеологических установок социалистов и коммунистов позволила найти компромисс между руководством СФИО и ФКП по вопросам антикризисной программы в рамках единой организации левых антифашистских сил — Народного фронта, который к началу 1936 г. объединил не только эти партии, но и организацию радикал-социалистов, движение интеллигенции «Амстердам-Плейель» и др.

Программа Народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди основных требований ее следует отметить: создание национального фонда безработицы; сокращение рабочей недели без уменьшения содержания; увеличение числа рабочих мест, в частности, за счет снижения возрастного пенсионного барьера; организация масштабных общественных работ; регулирование закупочных цен на сельскохозяйственные товары с учетом интересов производителей; поддержка крестьянских кооперативов; пересмотр закона о плате за торговые помещения; защита интересов мелких рантье (мелких владельцев ценных бумаг); реформирование системы налогообложения в пользу малоимущих граждан и ряд других.

4 июня 1936 г. было создано первое правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Л. Блюмом, а 7 июня было подписано соглашение между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков, признание системы коллективных договоров. Несколько дней спустя этот документ и большая часть положении экономической платформы Народного фронта были законодательно закреплены решением парламента страны. Это было триумфом Народного фронта и одновременно кульминацией рабочего движения в его поддержку.

Столь резкое изменение антикризисного курса, что выразилось прежде всего в увеличении расходов по социальным статьям, уже спустя два месяца поставило правительство Блюма перед острейшей проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов, кроме того, способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному курсу со стороны прежде всего крупного капитала. В этих условиях правительство Блюма не решилось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат — смену кабинета министров.

Правительство социалиста-радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвацию национальной валюты. Непоследовательность антикризисных действий способствовала обострению социальных противоречий внутри страны, привела к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего существенно трансформировалась и его программа. Так, например, в феврале 1939 г. поправевший парламент отклоняет большинством голосов проект нового трудового устава (или хартии труда).

В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г. формируется второй кабинет Л. Блюма, который проводит курс на дальнейшее свертывание политики Народного фронта. Следует отметить, что этому способствовали не только раскол внутри Народного фронта, неудачи антикризисных мероприятий, рост социальной напряженности, но и в значительной мере крайнее обострение внутриевропейской ситуации в связи с аншлюссом Австрии. Так, за счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить прежде всего военно-оборонное строительство в стране.

Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы: увеличение размеров налога на капитал, превышающий 150 тыс. франков, на так называемые привилегированные предприятия (концессия, лицензия и пр.), на сверхприбыли оборонных предприятий, а также установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Попытка пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных финансовых и промышленных кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

Сформированное в апреле 1938 г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

Имя Даладье связано с подписанием Мюнхенского соглашения четырех европейских держав (Великобритании, Германии, Италии, Франции) о разделе Чехословакии, с так называемой политикой «умиротворения» Германии, непосредственно предшествовавшей началу Второй мировой войны.

Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объяснялось непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.

Тем не менее опыт Народного фронта показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества противостоять тоталитаризму, фашизму; заложил основы политики реформирования экономических отношений на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы. Опыт этатизации во Франции оказался весьма полезным в условиях реформирования хозяйственных отношений в стране, а также и в ряде европейских государств (особенно скандинавских) после Второй мировой войны.

Назовите главные задачи российской экономики (А) и национальные проекты (Б) в начале 21в.

4. Импортонезависимость экономики

5. Жилищно-коммунальное хозяйство

6. Конкурентоспособность страны

7. Сельское хозяйство

8. Конвертируемость рубля

В Англии оздоровлению экономики способствовала ликвидация в 1931 г золотого стандарта фунта стерлинга. К началу 1934 г экономический кризис в Англии закончился. Уровень промышленного производства достиг довоенного.

Во Франции же, большое значение для выхода из кризиса имели колонии, где она могла сбывать в обмен на дешевое сырье и сельскохозяйственную продукцию свои не реализуемые промышленные товары. Но уровень 1929 г. так и не был достигнут.

В результате применяемых мер выхода из «Великой Депрессии» повысился уровень производства, производители начали получать во все большем объеме новые заказы, обновилось оборудование, начали создаваться дополнительные рабочие места. Расширился покупательский спрос, повысились цены, уменьшилась безработица.

Великая депрессия (мировой экономический кризис 1929-1933 годов) в конечном счете, привела к перестройке капитализма, в первую очередь американского, и обновила его жизненные силы.

Список использованных источников

1. Рыбакова Т.В. Экономическая история: Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины. — Симферополь: УЭУ, 2005.

2. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 1999.

3. История экономики: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крымова. М.: ЮНФРА-М, 2004.

Подобные документы

Циклическое развитие рыночной экономики. Исследование последствий циклов и кризисов для мировой экономики. Анализ основных причин и первых этапов экономического кризиса. Влияние кризиса на международное положение США. Программа восстановления экономики.

курсовая работа [68,7 K], добавлен 17.11.2014

Сущность и характеристика финансовых американских кризисов 1929-1933 годов и 2008 года, их схожесть и различия. Место и роль в истории и для развития экономической мощи Америки Великой Депрессии. Проблемы ипотечных банкиров и инвестиционных банков.

реферат [29,7 K], добавлен 30.06.2009

Причины Великой депрессии в США и Европе. Макроэкономика, как наука и ее создатель Дж.Кейнс. Экономика и ее состояние в конкурентном равновесии. Коллапс банковской системы и отказы в кредитовании реального сектора. Теория реальных экономических циклов.

реферат [20,0 K], добавлен 08.08.2010

Исследование основных причин и предпосылок мирового финансового кризиса 2008 года. Оценка последствий кризиса для банковских систем и экономики ведущих государств Европейского союза: Франции, Великобритании, Швейцарии и Германии, пути выхода из кризиса.

реферат [24,3 K], добавлен 04.01.2010

Начало «Великой депрессии». Полномасштабная рецессия в США в 1929 году. Итоги первого года президентства Рузвельта. Кризисные явления в экономике Англии в начале 1930 года. Экономика Германии и Италии в 1932 году. Главные последствия мирового кризиса.

реферат [43,9 K], добавлен 09.12.2009

Стабилизация экономики США после Первой мировой войны (1921-1929). Спасение монополий и их прибылей. Введение высокой пошлины на импорт в целях защиты внутреннего рынка. Решение проблемы с безработицей. Мировой экономический кризис, Великая депрессия.

реферат [104,5 K], добавлен 28.05.2012

Причины мирового экономического кризиса, его периодизация. Экономическое развитие СССР в условиях кризиса 1929-1933 года. Осуществление индустриализации в годы двух первых пятилеток. Коллективизация и ее последствия для развития сельского хозяйства.

дипломная работа [150,6 K], добавлен 06.06.2017

Развитие валютно-денежной системы Франции. Сокращение дефицита бюджета в 2013 году за счет сокращения числа государственных служащих и проведения пенсионных реформ. Внешнеторговая политика государства и последствия мирового кризиса для его экономики.

курсовая работа [152,4 K], добавлен 09.04.2013

Определение валютного кризиса и его сущность. Глубокое расстройство государственных финансов, возникшее в условиях общего кризиса экономики. Валютный кризис и резкое обострение противоречий. Преодоление валютного кризиса и политика противостояния.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 11.12.2011

История экономики Великобритании. Экономическое положение и особенности структуры экономики. Макроэкономические показатели Великобритании в условиях кризиса. Влияние кризиса на экономику Великобритании. Пути выхода из кризиса стран Европейского Союза.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 27.07.2010

otherreferats.allbest.ru

Мировой кризис 1929 – 1933 гг. и укрепление государственно-монополистических тенденций

Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда производство упало на 23% от уровня 1929 г.

Кризис наиболее сильно поразил старые отрасли промышленности Англии. Сократилась добыча угля. Если в 1929 г. ее было добыто 258 млн. т, то в 1933 г. — 208 млн. т. Пострадала от кризиса металлургия: производство чугуна с 7,59 млн. т. в 1929 г. упало до 3,75 млн. т в 1932 г. По выплавке чугуна кризис отбросил Англию на 70 лет назад. Резко сократилась выплавка стали – вывоз товаров за 1913 – 1918 гг. сократился с 525,3 млн. до 501,4 млн. ф.ст., импорт, наоборот, существенно вырос – с 768,7 млн. до 1316,2 млн. ф.ст. Дефицит торгового баланса резко увеличился. Еще осязательнее снизился товарный экспорт по физическому объему. Так, вывоз английского угля сократился более чем наполовину – с 73 млн. до 32 млн. т. В 1913 г. было вывезено 7075 млн. линейных ярдов хлопчатобумажных тканей, а в 1918 г. – 36 699 млн.

Общие расходы на войну составили свыше 10 млрд. ф.ст., налоги за годы войны выросли в 6 раз. Однако за счет налогов было покрыто менее трети военных расходов, остальные средства поступали от внутренних и внешних военных займов, что неизбежно вело к росту государственного долга. Внутренний долг Англии вырос более чем в 10 раз: с 645 млн. ф.ст. в 1913 г. до 6,6 млрд. ф.ст. в 1919 г. Внешний долг к концу войны составил 1150 млн. ф.ст., из которых большая часть – 850 млн. ф.ст. – приходилась на долю США. Таким образом, Англия из кредитора превратилась в должника американских банкиров и вслед за утратой промышленной монополии на рубеже веков она начинает терять и свое финансовое превосходство в мире.

В ходе войны нарушились традиционные внешние связи Англии. Она не сумела сохранить свои экономические позиции на Востоке и в Латинской Америке, где ее успешно вытеснял американский и японский капитал.

Выпадение России из системы капитализма лишило Англию одного из наиболее крупных внешних рынков. Ее капитал играл большую роль в важнейших отраслях добывающей промышленности России – в горнорудной, угледобывающей, добыче золота, нефтяной и ряде других. Не менее половины добычи нефти в России находилось под контролем англо-французского капитала.

Из общей суммы иностранных капиталов, участвовавших в акционерных обществах царской России, Англии принадлежало 507,5 млн. руб., или 22,66 %. Весьма ощутимой для нее была утрата России и как рынка сбыта промышленных товаров, а также источника сырьевого и продовольственного импорта.

Поэтому Англия приняла самое активное участие в развязывании иностранной интервенции против Советской России. Еще в декабре 1917 г. военный министр Англии лорд Мильнер и премьер-министр Франции Ж.Клемансо подписали соглашение, которое предусматривало организацию англо-французской интервенции в Россию. Продол-259 с 9,36 млн. т. в 1929 г. до 5,2 млн. т в 1931 г. Английское судостроение пострадало еще больше. Если в 1929 г. торговых судов было построено общей вместимостью 1522 тыс. т, то в 1933 г. только 133 тыс.т. Сократилось торговое судоходство Англии. С 1929 до 1934 г. вместимость торговых судов Англии сократилась на 2,34 млн. т.

Кризис охватил и сельское хозяйство. Цены на сельскохозяйственные продукты в Англии за 1930 — 1932 гг. упали на 34%, что привело к резкому сокращению сельского хозяйства страны. Страны, продававшие на английском рынке продукты по демпинговым ценам, покрывали убытки путем повышения цен на эти продукты на своих внутренних рынках. Новозеландское масло, например, продавалось в Англии по значительно более низким ценам, чем в Новой Зеландии. Французская мука продавалась в Лондоне за треть цены, которую уплачивали за нее французские потребители. «Англия между 1927 и 1931 гг. по существу стала демпинговой площадкой для сбыта излишков продовольствия со всего мира», – писал английский историк К.Маррей.

Мировая торговля упала примерно на 2/3. Английский экспорт, составлявший 729,3 млн. ф.ст. в 1929 г., сократился до 365 млн. ф.ст. в 1932 г.

В 1931 г. разразился острый финансовый кризис, вызвавший обесценение фунта стерлингов и отказ Англии от золотого паритета фунта.

Следствием свертывания промышленности, сельского хозяйства и торговли была безработица. Если в 1930 г. 16,8% населения Англии являлось безработным, то в 1932 г. – 25,5 %.

Центр угольной промышленности – Уэльс, текстильной – Ланкашир, район судостроительной промышленности на реке Клайд, важный угольный район Нортумберленд-Дарем, а также ряд других центров английской промышленности превратились в «районы депрессии». Безработица в таких районах была намного выше, чем в среднем по стране. Если по всей Англии безработица выросла с 1929 по 1932 г. с 10,6 до 22,2%, то в Уэльсе за это же время – с 20 до 37,5%.

В официальных докладах, опубликованных государственными органами в ноябре 1934 г., о положении в «районах депрессии» отмечалось, что «целые города, расположенные в этих районах, практически обезлюдели».

Весной 1931 г. предприниматели заявили о снижении заработной платы рабочим машиностроительной промышленности, сельского хозяйства, красильщикам, гончарам, докерам и многим другим.

К началу экономического кризиса у власти в Англии стояло второе лейбористское правительство. Пути выхода из кризиса оно стало искать в усилении элементов государственного вмешательства в экономику и социальные отношения.

Еще до наступления кризиса правительство образовало специальное министерство «по борьбе с безработицей». Министерство предложило следующую программу: а) переселение из «районов депрессии» в сельскую местность и в менее пострадавшие промышленные районы и доминионы; б) организацию общественных работ.

Однако реализация этой программы существенных результатов не дала, так как работы на новых местах не всем хватало, а ассигнованных средств для создания новых рабочих мест было крайне недостаточно. В феврале 1930 г. парламент принял закон, несколько улучшивший систему страхования по безработице. В частности, возраст лиц, имевших право на получение пособия, был снижен до 15 лет, а само пособие подросткам увеличено. Однако уже в августе 1931 г. парламент принял закон, пересмотревший выдачу страховых сумм. По новому закону права на получение пособия были лишены следующие категории безработных: сезонные рабочие, лица без непрерывного стажа работы, занятые неполный рабочий день, замужние женщины. Общая «экономия» должна была составить около 5 млн. ф.ст. Однако эта мера не дала желаемых результатов, и весной 1931 г. ухудшилось финансовое положение Англии. Началось «бегство от фунта». Золото во все больших количествах уходило из Англии. В январе – марте 1931 г. отлив золота из Англии составил 7 млн. ф.ст., в июле – сентябре – 34 млн. ф.ст. При этом Франция изъяла золота на 25,5 млн. ф.ст., крупные суммы были изъяты Бельгией, Голландией и Швейцарией. Золотой запас страны таял.

Для решения данной проблемы в марте 1931 г. правительство создало специальную комиссию по «национальной экономии» во главе с крупным банкиром Дж.Мэем. Программа выхода из сложной финансовой ситуации предлагала покрыть предполагаемый дефицит государственного , бюджета в 120 млн. ф.ст. за счет экономии на пособиях по безработице и на жалованье государственных служащих.

Опубликование данной программы привело к правительственному кризису и его отставке.

Созданное новое «национальное правительство», куда вошли консерваторы, национал-лейбористы и национал-либералы, вновь возглавил Макдональд. Правительство пыталось исправить положение путем займов в США и Франции, однако полученные деньги (50 млн.

ф.ст.) быстро растаяли, а чтобы получить новый заем, нужно было выполнить условие – принять программу Дж.Мэя. Таким образом «национальное правительство» приступило к реализации «программы». Макдональд призвал «народные массы» «затянуть потуже пояса» и снизил свой премьерский оклад на 20%, король сократил свой «частный доход» на 10%. Пособия безработным были сокращены на 10%, а в ноябре 1931 г. был введен в действие новый закон о «проверке нуждаемости», запрещавший выдачу пособий тем безработным, кто находился на иждивении семьи. Осенью 1931 г. было проведено сокращение жалованья государственным служащим, прежде всего учителям и военным морякам.

Следующей мерой правительства была отмена в сентябре 1931 г. золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к обесцениванию бумажного фунта. В сентябре 1931 г. курс фунта составил 93 % старого паритета, в декабре – 69,3%. Вскоре за фунтом началось падение курсов валют Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии и других стран.

Результатом обесценивания фунта стерлингов, улучшившего положение английских товаров на мировых рынках, явилось увеличение доли Англии в мировом экспорте с 9,4% в 1931 г. до 10,9% в 1932 г.

С целью укрепления позиций английской валюты в 1931 г. был создан стерлинговый блок, куда входили Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Португалия, Греция, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Парагвай, Боливия, Таиланд, Иран и Египет. Входившие в стерлинговый блок страны фиксировали курсы своих валют в соответствии с курсом английского фунта, их валютные резервы хранились в основном в Лондоне, расчетной единицей в торговле между странами блока являлся английский фунт. Стерлинговый блок давал возможность английскому фунту обслужить 40 – 50% мирового товарооборота.

Следующим шагом в укреплении положения Англии на мировом рынке стал парламентский акт 1931 г., который предусматривал, что ни один закон английского парламента не будет применяться в доминионах без формального согласия последних. Законы, принятые доминионами, не нуждались в утверждении английского парламента. Этот акт вошел в историю как Вестминстерский статут. Он отменил закон 1864 г., по которому английский парламент имел право отменить любой закон, принятый в колониях и доминионах, т.е. юридически закрепил суверенитет доминионов.

Еще одной важной мерой, защищавшей внутренний рынок Англии от внешней конкуренции, было введение протекционизма. Протекционистские тарифы оградили Внутренний рынок от наплыва иностранных товаров и создали более благоприятные условия для реализации товаров отечественного производства. Еще с 1931 г. начали вводиться временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине. Закон вводил 10%-ную пошлину на вес ввозимые товары. Исключение предусматривалось лишь в отношении незначительного количества товаров, главным образом сырья и сельскохозяйственных продуктов, которые ввозились без обложения пошлиной или по сниженной пошлине. Практически это относилось только к странам Британской империи. В частности, на Оттавской конференции в августе 1932 г. между Англией и доминионами был подписан договор, по которому Англия обязалась допускать на свой рынок без обложения пошлинами многие товары доминионов. Это означало беспошлинный допуск 80% всего ввоза из стран империи в Англию. Остальные 20% должны были облагаться незначительными пошлинами.

Кроме того, Англия обязалась ввести новые пошлины или повысить старые на ряд товаров, ввозимых из других стран с тем, чтобы аналогичные товары доминионов оказались в преимущественном положении на английском рынке. В соответствии с этим обязательством пошлины на масло, яйца, различные фрукты были подняты на 15 – 20%, а другие товары, такие как пшеница, льняное семя, медь, ранее не облагавшиеся, теперь были обложены пошлинами. Англия обязалась сохранить 10%-ную пошлину на большое количество иностранных товаров, причем аналогичные товары из доминионов должны были допускаться беспошлинно. Кроме того, Англия обязалась ограничить ввоз мяса из других стран с тем, чтобы доминионы могли увеличить в нее свой экспорт мяса. Были сохранены на длительный срок преференциальные пошлины на табак, кофе и некоторые другие товары.

Уступки доминионов сводились к обязательному сокращению пошлин на английские товары и допуску ряда английских товаров беспошлинно. Результатом Оттавских решений было увеличение торговли Англии со странами империи.

Закон об импортной пошлине давал возможность правительству увеличивать ее размеры до 100% стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи.

Непосредственным результатом принятия закона об импортных пошлинах было сокращение английского импорта в 1932 г. на 100 млн. ф.ст., в 1933 г. еще на 7 млн. ф.ст., что содействовало улучшению платежного баланса Англии. Введение протекционизма сыграло положительную роль в развитии английской экономики, так как теперь внутренний рынок был защищен от конкуренции со стороны товаров других стран. Введя протекционизм, Англия могла навязывать другим странам, заинтересованным в английском рынке, более выгодные для себя условия торговых договоров. Так, в 1933 – 1938 гг. она заключила с рядом стран такие торговые договора, которые обеспечивали в этих странах монопольное положение для английских товаров. Дания, например, взяла на себя обязательство покрывать за счет импорта из Англии 80% своей потребности в угле, чугуне и стали.

Мировой экономический кризис вынудил Англию, Францию, США и другие страны вернуться к вопросу о выплате Германией репараций. Английские предприниматели были обеспокоены экономическим положением Германии, так как с момента принятия плана Дауэса английские капиталовложения в Германии достигли значительных размеров. Наряду с США Англия принимала активное участие в финансировании послевоенной Германии. Крупные кратко- и долгосрочные займы предоставлялись Германии уже в 20-е гг., например краткосрочный заем железнодорожной компании Германии или Рейнско-Вестфальскому угольному синдикату. В 1934 г. германский Рейхсбанк получил от Английского банка крупный кредит. Ряд германских фирм, в том числе и химический концерн «И.Г.Фарбениндустри», оплачивал существенную часть импортируемого военно-стратегического сырья средствами английского кредита.

Одновременно увеличивались размеры и так называемых замороженных английских кредитов Германии на сумму 36 млн. ф.ст. Английские банки участвовали в финансировании стального треста «Ферейнигте штальверке» через англо-германский банк Шредеров. Были тесно связаны Имперский химический трест в Германии и военно-промышленный концерн «Виккерс» в Англии. Последний – один из крупнейших в Европе. Он пользовался особым расположением английского правительства и постоянно субсидировался Государственным английским банком. В 1934 – 1939 гг. правительстве передало ему 40% своих военных заказов.

Такая позиция крупнейших английских банков и моно полий в отношении Германии приносила им большие до ходы, но одновременно они сами вырастили конкурента I агрессора, развязавшего вторую мировую войну.

Некоторое оживление в экономике, начавшееся в Англии со второй половины 1932 г., не переросло в новый подъем. Страна вступила в длительный период депрессии.

Таким образом, экономический кризис 1929 – 1933 гг. тяжело отразился на экономике Великобритании. Выход из сложного экономического положения правительства искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов

textbooks.studio