Депрессия медитация

Техники медитации помогают при депрессии

Вы скептик и не верите в медитацию? А зря. Медитация на регулярной основе помогает людям улучшить их стереотипы мышления. Это помогло им избавиться депрессии. Читайте в данной статье, как медитация помогает преодолеть депрессию и перепады настроения.

Разум человека является чрезвычайно мощным и только он может помочь избежать депрессии и тревожности. Если вы были в подавленном состоянии длительное время, я уверена, что вы согласитесь, что ваши мысли определяют ваше настроение и ваши эмоции. Техники медитации связаны с умением контролировать активный ум.

Когда вы находитесь в депрессии, ряд негативных мыслей постоянно занимает ваш ум. Вы, вероятно, наблюдали за тем, что чем больше эти негативные мысли затуманивают ваш разум, чем хуже вы себя чувствуете, и, таким образом, это состояние становится привычным. И депрессия начинает усиливаться.

Я знаю, вы не можете избежать стресса, так как он стал неизменной частью современной жизни. Но можно нейтрализовать негативные последствия депрессии, используя различные техники медитации, которые вызывают реакцию расслабления, состояние глубокого покоя.

Медитация может помочь вам омолодить свой ум. Ваше подсознание сможет сосредоточиться на положительных вещах. Вы можете начинать свой день с медитации, чтобы помочь себе получить фокус и ясность, которые поставят вас в лучшее настроении.

Медитативные техники, которые помогают предотвратить депрессию

Вот некоторые примеры различных методов медитации:

Йога — это, в основном, ряд упражнений и медитативных техник, которые вы делаете регулярно. Занятия йогой научат вас изменять и управлять вашим вниманием и сознанием.

«Сохам» переводится, как «я есть Он». Когда вы практикуете Сохам медитацию вы на самом деле, вспоминаете Бога, с каждым вдохом вы принимаете божественную энергию. Концентрируясь на своем дыхании, вы обретаете внимание и ясность.

Практикуя буддийские медитативные практики , вы можете научиться смотреть даже на свой физический дискомфорт и на тяжелые эмоции, такие как страх и гнев, без страданий.

Приятные или неприятные вещи могут не влиять на вас. Вы будете просто наблюдать, как они возникают и исчезают самостоятельно. Вы обретете врожденное спокойствие и свободу.

Цель Випассаны — добиться того, чтобы иметь возможность наблюдать за миром и своим окружением без суда и оценки. Эта техника показывает вам путь к трансформации сознания путем наблюдения. Вы должны соблюдать особую связь разума и тела.

«Молчать, быть внимательным и позволить свету привести себя в вас» — это техника помогает наполнить сознание светом, открыться истине. Как вы начинаете воспринимать истину и тайну этой вселенной, вы поймете, что вы были введены в заблуждение внешним влияниям, думая, что вы – отдельная часть вселенной.

Этот вид медитации, поможет вам открыть ваш третий глаза, с которым вы будете в состоянии воспринимать чудеса вселенной.

Как медитировать, чтобы победить депрессию

Медитация подразумевает, что вам нужно просто сидеть в тихом месте в течение 10-15 минут, дышать глубоко и ритмично, сосредоточив внимание на своем дыхании. Медитация-это просто тренировка ума вашего, чтобы расслабиться.

Раннее утро-лучшее время для медитации, так как ваше тело и ум свежие. Вы можете попробовать и поздно вечером заниматься, если утром не можете.

Сядьте или лягте на коврик в тихом уютном месте и закройте глаза.

Сосредоточьтесь на своем дыхании, на ощущении того, как воздух входит и выходит из ваших ноздрей и легких.

Наблюдайте за дыханием. Это поможет вам очистить свой разум и достичь релаксации. Помните, это все это требует практики, так что не расстраивайтесь, если сначала у вас есть проблемы с фокусировкой.

Вполне возможно, что вы начинаете думать о других вещах. Просто наблюдайте за мыслями и без суда возвращайтесь к вашему дыханию.

Если вы не чувствуете себя расслабленным, это означает, что вы должны больше практиковаться. Продолжайте упражнения, пока вы не почувствуете, что ваш ум отдыхает.

www.shkolamechti.ru

Боремся с депрессией и апатией с помощью медитации

Как побороть депрессию, используя внутренние резервы организма? Целительные медитации помогут вернуть вкус к жизни, ощутить душевное равновесие и гармонию с окружающим миром.

Содержание

Состояние уныния приходится испытывать почти каждому человеку в тот или иной период своей жизни. Депрессией принято считать нехватку душевной энергии, ощущение опустошенности, апатии и упадка моральных сил.

Для того чтобы избавиться от этого неприятного недуга, совсем не обязательно обращаться к врачу и принимать специальные медикаменты. Доступные всем желающим медитативные практики помогут полностью победить душевную болезнь и не допустить её повторения вновь.

Техники и практики в психологии ↑

В арсенале современной психологии имеется много разнообразных техник и приемов для борьбы с коварным недугом, называемым депрессией. Это индивидуальные беседы с психологом, психоанализ, тренинги личностного роста, физические и дыхательные упражнения, гипноз и самогипноз, и, конечно же, специальные медитативные практики, пришедшие к нам с Востока.

С точки зрения йоги депрессия является энергетической проблемой и свидетельствует о том, что в организме человека блокировано свободное движение потоков энергии.

Поэтому больному, чтобы ощутить приток жизненных сил, необходимо направить внимание внутрь самого себя и, объединив дыхательные приемы с визуализацией, восстановить необходимый энергетический баланс. Этому как раз и учит медитация.

Правила медитирования ↑

Медитация при депрессии показана любому человеку независимо от его возраста и физического состояния. В ходе процесса следует работать с энергетическими чакрами. У человека их насчитывается семь.

В лечении депрессии главную роль играет чакра Анахата, которая расположена посредине груди между сосками. Её часто называют сердечной чакрой.

Работать с Анахатой считается безопаснее всего. С другими же чакрами самостоятельно экспериментировать, не будучи специально подготовленным, не рекомендуется. Медитация в Анахате может выполняться сколь угодно долго без вреда для здоровья.

Каковы прогнозы лечения алкогольной депрессии? Узнай из статьи.

Существует несколько способов медитировать на сердечную чакру. Желательно попробовать два-три способа, чтобы выбрать наиболее подходящий.

Есть несколько правил:

  1. Во время упражнений дыхание должно быть спокойным и ровным. Выдыхать следует еще медленнее, чем вдыхать. Рекомендуется делать непродолжительную паузу между окончанием вдоха и началом выдоха. Для этого желательно по возможности задержать дыхание на несколько секунд. Однако в случае какого-либо дискомфорта это делать не рекомендуется.
  2. Перед началом медитации можно принять непродолжительный прохладный душ или немного помассировать тело. Рекомендуется также облачиться в белые одежды, поскольку они расширяют ауру.
  3. Минимальная продолжительность медитации может составлять десять минут. Далее каждый определяет для себя сам, как долго он предпочитает находиться в таком состоянии.
  4. Подготовка

    1. Необходимо выбрать тихое место для уединения. Можно включить негромкую спокойную музыку, которая поможет расслабиться.
    2. После этого следует занять исходную позу – сесть на край стула, положить руки на колени и обязательно выпрямить позвоночник. Последнее условие особенно важно, поскольку позвоночник выполняет роль своего рода антенны, при помощи которой человеческий организм принимает энергию из космоса.
    3. Ступни должны быть расположены на ширине таза параллельно друг другу и касаться пола. Эта поза для медитирования является наиболее простой и подходит любому человеку, не имеющему специальной подготовки.
    4. Следующими по сложности являются позы йоги со скрещенными ногами. Наиболее легкая из них — сукхасана. Для того чтобы медитировать в этой позе, следует расположиться на маленьком низком стуле, одеяле и коврике, скрестив ноги. Если колени при этом окажутся слишком высоко, можно подложить под тазовые кости подушку или свернутое одеяло, расположив таким образом бедра на одном уровне с коленями.
    5. Не стоит при помощи усилий стараться коснуться коленями пола. Со временем при условии регулярных занятий суставы сами приобретут дополнительную гибкость.
    6. Желательно по возможности поддерживать в течение всего занятия позвоночник ровным за счет собственных мышц спины, не облокачиваясь на спинку стула. Главное условие – поза должна быть комфортной и способствовать глубокой концентрации и релаксации.
    7. Глаза необходимо прикрыть, но не до конца, чтобы не вызвать у себя состояния сонливости.
    8. Для полного расслабления следует мысленно сконцентрироваться на макушке головы и мысленно произнести: «Мышцы макушки расслабляются». После этого следует перевести внимание на виски и произнести мысленно аналогичную фразу – «височные мышцы расслабляются». Затем внимание переводится на лоб, щеки, нос, губы, область вокруг рта, рот, уши, шею, плечи… Приблизительно в такой последовательности необходимо мысленно дойти до самых пяток, расслабляя каждую часть тела. Затем следует проанализировать, осталось ли где-то внутреннее напряжение, и снять его таким же способом.
    9. Условием идеальной медитации является полная остановка внутреннего диалога – отсутствие мыслей в голове. Однако такого результата удается достичь только со временем и при условии систематических занятий.
    10. Ниже приводятся несколько советов, как остановить внутренний диалог:

    11. Необходима полная концентрация на вдохе и выдохе.
    12. Следует учитывать, что между глазами и мыслями человека существует тесная взаимосвязь. Когда глаза подвижны и взгляд перепрыгивает с одного объекта на другой, мысли также становятся беспокойными. В то же время, если в процессе занятий удается остановить взгляд на каком-либо предмете или точке, мысли затихают, а ум прекращает активную работу, переходя в режим созерцания.
    13. Если в ходе медитации ненужные мысли продолжают беспокоить, можно представить себе, как вы их отсылаете в пламя свечи, где они сгорают.
    14. В начале медитации можно представить себе, что вы погружаетесь на дно моря, где царят спокойствие и безмятежность. Даже если на поверхности плещутся волны, они не могут потревожить морские глубины. Медитируя, мы пытаемся достичь своего истинного существа, погрузиться на самое дно своей сущности…
    15. Упражнения от депрессии ↑

      Теперь, когда подготовка к медитации закончена, можно приступить к основной части занятий.

      Выполнять упражнения с сердечной чакрой рекомендуется в следующей последовательности:

    16. Мысленно почувствуйте точку, расположенную в середине груди (между сосками) – это чакра Анахата.
    17. Выполняя вдох, представляйте, что вдыхаете поток света в центр груди, а выдыхаете черную отрицательную энергию по каналу, направленному от сердца вверх, вдоль позвоночника. Эта энергия выходит из головы и рассеивается во вселенной. При помощи визуализации можно представить, какая именно отрицательная информация уходит в космос – злость, обиды, страх.
    18. После этого на вдохе снова вдохните поток светлой божественной энергии в центр грудной клетки. Этот свет разгоняет тьму и очищает все тело изнутри.
    19. На последующих вдохах представьте, что вдыхаемый свет растекается по телу, попадая в каждую его клеточку, и наполняет собой все существо. Он проникает в ваши мысли, разум, чувства, разгоняя мрак.
    20. Итак, основной процесс медитации – это вдыхание потока светлой энергии центром груди и выдыхание негативной энергии вверх во вселенную через канал, проходящий вдоль позвоночника и выходящий из головы.

      В качестве упражнения от холодной депрессии, полностью отнимающей у человека способность радоваться жизни, сегодня очень популярна специальная медитация «Брам мудра».

      Вот её основные этапы:

      1. Занять исходную позу — сесть прямо, сжать ладони в кулак (при этом большие пальцы должны располагаться снаружи и прижимать остальные, кроме указательных, которые следует направить вверх). Руки расположить на уровне груди, локти свободно опущены вниз.
      2. Глаза держать открытыми, смотреть вперед непосредственно перед руками. Руки держать примерно на расстоянии двадцать сантиметров от лица. Шею выпрямить.
      3. Мысленно повторяйте мантру: «Ад Гурей Наме, Джугад Гурей Наме, Сат Гурей Наме, Сири Гуру Девей Наме» В переводе это словосочетание звучит так: «Я преклоняюсь перед начальной мудростью, я преклоняюсь перед вечной мудростью, я преклоняюсь перед истинной мудростью, я преклоняюсь перед великой невидимой мудростью».
      4. Примерно через одиннадцать минут после начала занятий начинайте произносить мантру вслух. Это следует делать монотонно, соблюдая простой равномерный ритм. Минимальная продолжительность медитации – три минуты, максимальная – тридцать одна минута.
      5. Вдохните и по возможности задержите дыхание. Выдохните и расслабьтесь.
      6. Существует мнение, что подавленное состояние связано с нарушением в деятельности сердца, а именно снижением вариабельности сердечного ритма.

        О симптомах маскированной депрессии читай далее.

        Возможно ли лечение дородовой депрессии? Читай статью.

        Поэтому людям, страдающим депрессией наряду с сердечными заболеваниями, можно порекомендовать медитацию, направленную на гармонизацию работы сердца:

      7. Заняв исходную позу, сосредоточьтесь на себе в течение некоторого времени.
      8. Сделайте несколько медленных вдохов и выдохов.
      9. Почувствуйте, как с каждым выдохом из организма уходит сковывающее напряжение.
      10. Прислушайтесь к звуку выдыхаемого вами воздуха, представьте себе, что он поднимается вверх подобно перышку. После каждого выдоха по возможности делайте небольшую паузу, чтобы вдох происходил сам собой.
      11. Продолжайте спокойно дышать и примерно через десять секунд после наступления состояния расслабления перенесите фокус своего внимания на область сердца.
      12. Представьте мысленно, что ваше дыхание проходит через грудную клетку или сердце.
      13. Почувствуйте, как с каждым вдохом вместе с воздухом в сердце попадает кислород, а на выдохе из него удаляются вредные вещества. Медленное дыхание как будто омывает сердце, окутывая его пеленой чистого воздуха. Почувствуйте в грудной клетке теплоту и легкость.
      14. Добавьте к этим ощущениям звук выдыхаемого воздуха и зрительный образ невесомого перышка. Можно также представить образ близкого человека, любимого домашнего животного или спокойный пейзаж. Можете попробовать вызвать у себя ощущение полета…

      Если во время медитации на губах появляется легкая улыбка, значит, состояние внутренней гармонии достигнуто.

      Видео: Медитативная техника

      Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

      Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

      gopsy.ru

      Онлайн медитации Мощное поднятие настроения, выход из депрессии, тревоги

      Данная программа способна всего лишь за 20 минут вывести из состояния тревоги, депрессии, плохого настроения, напитать энергией, буквально через 20 минут вы ощутите мощный прилив сил и забудете о плохом настроении. Для этого вам необходимо будет следовать следующим инструкциям:

      Примите удобное для тела положение. Закройте глаза и желательно используйте наушники — в них программа окажет более сильное воздействие. Сосредоточьте все ваше внимание на дыхании, выключите внутренний диалог, во время прослушивания программы необходимо стараться ни о чем не думать. Все ваше внимание должно быть сосредоточено именно на дыхании, а не на музыке, тогда эффект от программы будет максимальным. Не думайте ни о чем кроме дыхания!

      Подробное описание техники медитации тут: Как правильно медитировать

      В ходе данной медитации вы плавно войдете в гамма-состояние, которое продлится около 12 минут и так же плавно из него выйдете. Ваше настроение изменится радикально, появится энергия и силы для дальнейшей жизни.

      Время прослушивания: ввиду того, что в данной программе используются гамма-ритмы прослушивать данную программу желательно в утренние или дневные часы.

      Во время прослушивания в вечерние или ночные часы вы можете столкнуться с таким явлением как бессонница. На ночь лучше всего слушать дельта-ритмы!

      Данную программу рекомендуется прослушивать не более 2-3 раз в неделю.

      Данную программу не рекомендуется прослушивать людям, страдающим эпилепсией, людям с установленным кардиостимулятором, беременным женщинам и подросткам до 16 лет.

      Программа не является лекарственным средством и не предназначена для лечения или диагностики какого-либо заболевания.

      КРАЙНЕ ВАЖНО: ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не прослушивайте программу во время управления автотранспортным средством. Это может привести к серьезным последствиям. За рулем автомобиля слушать программу нельзя!

      © Lenny Rossolovski 2014 — 2018. All rights reserved,
      Все права сохранены за автором.
      Только для личного использования.

      www.advanced-mind-institute.org

      При лечении депрессии медитация способна конкурировать с медикаментами

      Элис Уолтон, Forbes

      В списке видов пользы, которую, судя по всему, медитация приносит мозгу, лечение депрессии – последнее, что получило научные подтверждения. Новое обзорное исследование, опубликованное вчера во «Внутренней медицине: журнале американской медицинской ассоциации» (JAMA) выяснило, что в ослаблении симптомов депрессии медитация осознанности может конкурировать с антидепрессантами. Обзорное исследование примечательно по следующей причине: его авторы прошлись по тысячам выполненных раннее исследований медитации и выделили небольшое число проведенных на основе случайного отбора клинических испытаний (которые являются в науке золотым стандартом), чтобы использовать их в анализе. Медитация осознанности, может, и не исцеляет всего (как и показали исследования), однако в лечении депрессии, тревожности и боли эта практика может быть такой же эффективной, как медикаменты.

      Команда, которую возглавлял доктор Мадхав Гоял (MD, MPH) из Больницы Джона Хопкинса, осуществила обзор почти 18 тысяч выполненных ранее исследований. В конечном итоге они выделили 47 основанных на случайном распределении людей по группам клинических исследований, в которых в общей сложности более 3500 участников должны были практиковать медитацию (осознанность или мантру) или же заниматься другим видом лечения, таким как физические упражнения.

      Некоторые определяют осознанность как «уделение внимания нашим внутренним процессам (мыслям и/или телесным ощущениям) с любопытством, но без суждений». «Многим кажется, что медитация – это сесть и ничего не делать», отмечает Гоял, «Но это не так. Медитация – это активная тренировка ума с целю усиления осознавания, а различные программы по медитации подступаются к этому с разных сторон».

      В данном исследовании величина эффекта от медитации оказалась на умеренном уровне, в объеме 0.3.

      Не было свидетельств о влиянии медитации на другие показатели, такие как внимание, позитивное настроение, использование веществ, привычки в потреблении пищи, сон и вес. Медитация на мантре, судя по всему, не показала того же эффекта, что медитация осознанности – но частично это может объясняться слишком малым для возможности сделать реальные выводы количеством исследований этой практики.

      Тем не менее, результаты больше впечатляют, если помнить, что средняя величина эффекта от антидепрессантов – метода, к которому в США обращаются по умолчанию – также составляет 0.3; то есть при лечении депрессии (а лечение это печально известно низким процентом успешных случаев) величина эффекта от медитации, в соответствии с описываемым исследованием, довольно впечатляющая.

      На вопрос о том, ободряют ли его эти результаты, Гоял отвечает мне: «Да, очень ободряют» – в частности, потому, что включенные в обзор исследования использовали очень краткий период подготовки – часто восемь недель или меньше – а по ходу более продолжительных периодов подготовки можно ожидать еще более внушительных результатов. «По сравнению с другими навыками, которые мы осваиваем,» говорит он, «объем подготовки, полученной участниками испытаний был относительно скромным. Да, мы видим небольшую, но устойчивую пользу при работе с симптомами тревожности, депрессии и боли – так что интересно, можем ли мы увидеть более значительный эффект при наличии большей подготовки, практики и искусности».

      Следующие исследования Гояла рассмотрят этот вопрос, а также то, влияет ли уровень познаний инструктора и продолжительность практики испытуемого на то, как медитация влияет на депрессию.

      Одно очевидное преимущество медитации в том, что у нее нет побочных эффектов, которые сопровождают медикаментозное лечение.

      «Для врачей и пациентов также актуально то, что медитация не приносит никаких известных значительных видов вреда и не сопровождается никакими известными побочными эффектами», говорит Гоял. «Медитацию также можно практиковать параллельно с другими, уже получаемыми видами лечения». Важно отметить, что психотерапия, или терапевтические беседы (в частности, когнитивно-бехивиоральная терапия, КБТ), как известно, как минимум столь же эффективна, как антидепрессанты (и оба средства максимально эффективны, когда их объединяют).

      Хотя механизмы, посредством которых медитация влияет на депрессию, не вполне ясны, исследователи сделали несколько догадок. Осознанность может усиливать «регуляцию внимания, телесное осознавание, эмоциональную регуляцию и изменения в представлении о себе (т.е. децентрирование») – а всё это может сказываться на депрессии. На чисто биологическом уровне, показали исследования с помощью МРТ, медитация связана с уменьшением активности в миндалевидном теле – области мозга, управляющей откликами на стресс – и уменьшению активности в «сети пассивного режима» (мозговой сети, которая «включена», когда ваш ум блуждает от мысли к мысли, что часто сопряжено с чувствами несчастья и стресса).

      Свидетельства, показывающие, как медитация влияет на мозг, становятся все более и более убедительными. Если вам интересно попробовать, вот одна из ссылок, где можно найти что-то в своем регионе.

      www.contemplative.ru

      Эрос и Космос

      19 августа 2014 в 16:10, Евгений Пустошкин

      Недавняя трагическая смерть Робина Уильямса, который, по некоторым имеющимся сведениям, покончил жизнь самоубийством, тронула и шокировала очень многих людей по всему миру. Его жена Сюзан Шнайдер сообщила, что актёр испытывал ряд проблем, включая депрессию и тревогу, а также у него была диагностирована болезнь Паркинсона на ранней стадии. В прошлом он страдал от алкогольной и наркотической зависимости, но в последние годы сохранял трезвость, пройдя несколько реабилитационных программ.

      Одна из многочисленных реакций на его смерть особенно заслуживает внимания с точки зрения тематики нашего журнала. На популярном англоязычном медиапортале «The Huffington Post», публикующем новости и статьи от самых разнообразных авторов «передовой волны», в том числе и исследователей медитации, трансперсоналистов и интегралистов, появилась заметка Лодро Ринзлера под названием «Медитации не достаточно: буддийский взгляд на самоубийство». Лодро является автором популярных книг по буддизму и практиком буддизма ваджраяны в рамках традиции Шамбалы — современной линии преемственности, идущей от Чогьяма Трунгпы, прославленного тибетского учителя, жившего и преподававшего в США во второй половине двадцатого века.

      Медитации недостаточно

      В вышеупомянутой статье он делится весьма личной, можно сказать — интимной историей. Когда объявили о смерти Робина Уильямса, Лодро как раз ожидал друга в баре и наблюдал реакцию людей. Люди вокруг реагировали на дурную весть по-разному, но основной эмоциональной доминантой было чувство грусти, которое во многих случаях сопровождалось идеей «никогда бы не подумал, что такой человек, как он, может покончить жизнь самоубийством». Лодро отмечает, что мы не способны понять, каким образом какие-то известные, успешные или мудрые люди могут страдать от тех же проблем, от которых страдаем и мы, «простые смертные».

      Далее Лодро делится глубоко личным опытом тяжёлой депрессии и того, какую роль в этом сыграла его буддийская духовная практика. Он напоминает, что один человек из десяти в США так или иначе страдает от депрессии (в России статистика также печальная), и указывает на несостоятельность увещеваний со стороны некоторых лиц, чтобы люди, находящиеся в депрессии, «лучше заботились о себе»:

      Любому, кто страдал от депрессии или питал мысли о самоубийстве, известно, что «забота о себе» является последней вещью, которую хочешь сделать, когда чувствуешь себя в упадническом состоянии.

      Далее автор пишет, что, несмотря на то, что он преподаёт медитацию и является автором книг по этой теме, медитация не является исключительным инструментом лечения депрессии. 1 Он рассказывает, что два с половиной года назад, уже будучи автором популярных книг по буддизму, он испытывал тяжёлую депрессию и близко подошёл к самоубийству. Его неожиданно бросила девушка, с которой он был помолвлен; месяц спустя его уволили с работы; но последней каплей была смерть одного из его лучших друзей, который умер от инфаркта в возрасте двадцати девяти лет. Лодро пишет, что он ощущал отчуждение от своей семьи, а две основные поддерживающие структуры — его невеста и лучший друг — больше не присутствовали в его жизни. Он начал выпивать. Тяжёлая депрессия полностью засосала в себя всю его жизнь, и он потерял способность заботиться о себе и регулярно медитировать, — столь серьёзным было его состояние. Ежедневно он поднимался на крышу и думал о том, чтобы спрыгнуть вниз, но от этого его удерживала мысль о том, что ему нужно дописать свою вторую книгу. Это позволило протянуть время достаточно долго, чтобы его приятели начали замечать, что с ним что-то не так.

      Однажды всё изменилось:

      Помню день, когда я чувствовал особенный упадок. Моя подруга Лора пригласила меня на ужин, однако я терпеть не мог находиться в ресторане, будучи окружённым людьми, которые, казалось, жили «нормальной жизнью». Мы сидели в парке неподалёку, уже вечерело, неподалёку бомжи справляли нужду, а крысы потихоньку начинали выбираться на улицу. Лора проявила чудеса терпения, когда я не выказал никакого желания уйти из этого места. Наконец, она задала мне вопрос: «У тебя когда-нибудь была мысль навредить себе?» У меня хлынули слёзы. В течение недели она с друзьями привела меня на психотерапию. Неделю спустя я уже смог возобновить медитацию. Ещё через неделю я возобновил нормальный режим питания. Ещё неделю спустя я наконец-то смог выспаться.

      Лодро пишет, что вокруг проблем с психическим здоровьем в нашем обществе распространена стигма. Не только в общем: в буддийских сообществах (это можно распространить и на многие духовные сообщества в рамках других традиций) проблемы душевного здоровья стигматизируются специфическим образом. К примеру, некоторые буддийские учителя, по словам Лодро, некомпетентно говорят о депрессии как форме страдания, лечением которой является медитация, а не принятие антидепрессантов. «Это неверно», — критикует такие рекомендации Лодро, — «медитация не является универсальным лекарством от психических заболеваний. Будда никогда не преподавал курс под названием „Не помогайте себе, продолжайте страдать от своего биохимического дисбаланса“. Если у вас психическое расстройство, то медитация может помочь, но её необходимо считать дополнением прописываемому врачами психофармакологическому курсу, а не его заменой».

      Далее автор объясняет причины, подтолкнувшие его к тому, чтобы написать свою статью. Во-первых, он хотел высказаться по поводу того, что Робин Уильямс — такой же человек, как и все мы. Только тот факт, что он был актёром комедийного плана и воспринимался всеми как радостный человек, не означает, что у него не было своих демонов, с которыми он боролся и которые нам не известны. По словам Лодро, он поделился своей историей с целью проиллюстрировать это:

      Тот факт, что я страдал от суицидальных мыслей, не отменяет моего многолетнего опыта медитации или понимания буддийских учений, однако он показывает, что я человек и страдаю так же, как и все люди. Вы можете быть опытным практиком и всё равно испытывать серьёзные жизненные трудности, как и все остальные. Робин Уильямс покончил жизнь самоубийством. Мне повезло: я смог обратиться за помощью и больше не чувствовал себя так, как ранее. На самом деле, этот опыт лишь усилил чувство признательности, которое я испытываю по отношению к практике медитации и буддийским учениям.

      Лодро указывает и на вторую причину, почему он написал статью:

      Вторая причина … состоит в том, что после того как я обратился за помощью, моя жизнь перевернулась в лучшую сторону. Буддисты не могут пытаться решить все проблемы на подушке для медитации в надежде, что так они со всем справятся. Когда ситуация серьёзно усугубляется — как в случае, когда вы не можете вставать с постели по утрам, — вам нужна помощь. Если у вас есть даже отдалённые подозрения, что у вас депрессия или что вы испытываете эмоциональные переживания, которые попросту вырывают жизнь из-под вашего контроля, лучше всего обратиться за помощью и рекомендациями к специально обученным профессионалам. Конечно, вы можете обратиться к учителю медитации, однако психотерапевт в таких случаях может оказаться более полезен. Сама по себе психотерапия может быть практикой внимательности, когда вы полностью направляете своё внимание еженедельно в течение часа на то, что выражается через ваше тело и ум.

      В заключение автор пишет:

      Не думайте, что вам нужно пройти через всё в одиночку. Медитация не исключает и не преуменьшает эффективность психотерапевтических методов. В своих контекстах они эффективны. Есть специально обученные люди, которые могут работать с вами, чтобы помочь вам совладать со своим страданием. Не бойтесь искать помощи.

      Соотношение духовности и психотерапии: взгляд интегрального подхода

      Выводы, которые Лодро Ринзлер делает в своей статье, находятся в полном соответствии с позицией интегральной психологии и интегральной духовности, озвучиваемой в трудах Кена Уилбера и других авторов 2 ; принцип необходимости дополнять духовную практику психотерапевтической работой с «тенью», или спектром психопатологий 3 , используется и в холосцендентном методе Сергея Куприянова, являющемся прагматическим воплощением интегрального подхода в сферах психотерапии, саморазвития и духовного роста.

      В сокращённой электронной версии своей книги «Четвёртый поворот: Перспективы интегрального буддизма» 4 , Уилбер говорит о важности дополнения буддийского учения современными знаниями из сферы психологии и психотерапии:

      Любой буддизм, совершивший Четвёртый поворот (и любая полная духовная система в общем), также должен будет включить хотя бы общие представления о теневой психодинамике и способах работы с нею (или, как альтернатива, установить формальные взаимоотношения с квалифицированным профессионалом в сфере психотерапии или же группой профессионалов, к которым ученики с теневыми проблемами могли бы обращаться). Роджер Уолш, доктор медицины и философии, является и психиатром, и интегральным буддийским учителем. По его подсчётам, около восьмидесяти процентов вопросов, поступающих к нему от учеников в частных консультациях во время ретритов по медитации, лучше всего разрешаются при помощи психотерапевтических методов, а не медитативных практик. Я полагаю, что это, в целом, верное наблюдение, а посему это означает, что восемьдесят процентов советов, даваемых учителями медитации своим студентам, далеко не оптимальны (не говоря уже о вышеупомянутом бедствии, связанном с тем, что большинство рекомендаций на Западе идут с уровня плюралистического воззрения и совершенно не учитывается уровень воззрения, которого придерживается тот или иной ученик в настоящий момент). Это само по себе катастрофично, и это можно исправить лишь в том случае, если буддизм станет интегральным буддизмом, и начнёт дополнять своё учение пониманием структур-ступеней и их развивающихся воззрений, — что, разумеется, является одной из основных рекомендаций для Дхармы Четвёртого поворота в любой форме.

      Спектр психических проблем

      Помимо депрессивных и тревожных расстройств и симптомов, есть множество других состояний, психических, эмоциональных и межличностных проблем, с которыми попросту не справляются конвенциональные методы. Медитация как таковая может приводить к диссоциации, или отчуждению бессознательного материала, и цементированию жизненных проблем. Распространённая рекомендация «продолжайте медитировать», даваемая различными, зачастую авторитетными, духовными учителями, верна лишь отчасти: в некоторых случаях интенсивная медитативная практика, если она не интегральна и не включает в себя глубинное понимание психотерапевтических реалий, противопоказана и может провоцировать психические срывы у лиц, склонных к различным расстройствам (не говоря уже о неврологических патологиях, таких как эпилепсия). Хотя сама медитация в различных формах может быть успешно использована в качестве одного из инструментов для улучшения благополучия человека на пути к его личностной и духовной самореализации наряду с различными психотерапевтическими методами, в отсутствие интегрального понимания соотношения психотерапии и духовности её результаты могут быть плачевны и даже катастрофичны.

      Речь идёт не только о тяжёлых психических расстройствах. Многие проблемы невротического плана требуют раскрывающей психотерапии, обращения и выражения чувств, соприкосновения со своей душевной частью и личностными аспектами, а не исключительно внимательного их отслеживания с позиции «отсутствия субстанционального „я“». Повторяющиеся психоэмоциональные сценарии в межличностных отношениях можно отследить и растворить лишь посредством сознательного вовлечения в это измерение и высвечивание через психотерапевтический процесс различных отрицаемых и страшных аспектов нас самих, других людей и мира вообще. Зачастую требуется соприкосновение с мучительной душевной болью, которой мы старательно избегаем (в том числе скрываясь от неё и в ретритах 5 ). В современной психотерапии разработано множество нюансированных инструментов для работы с различными уровнями сознания (используются и медитативные практики).

      Необходимость интегральных вспомогательных структур

      В течение более чем сорока лет на Западе развивалось направление трансперсональной психологии, психотерапии и психиатрии; последние двадцать лет делаются серьёзные попытки развивать интегральную психологию, которая включает важнейшие истины из конвенциональных и трансперсональных подходов. Действительно, в нашей стране сравнительно мало специалистов в сфере психологической и психиатрической помощи, знакомых с духовностью и осведомлённых о значении трансперсональных духовных практик (каковыми являются эзотерические практики различных традиций, в том числе и буддизма), однако они всё же есть, и следует стремиться обращаться к ним за помощью.

      Если вы занимаетесь духовными практиками и испытываете какие-то стойкие психические проблемы (внутриличностного или межличностного характера, выражающиеся в эмоциональных трудностях, устойчивых дисфункциональных отношениях, социальной дезадаптации и т. д.), то вам, вполне возможно, нужно научиться преодолевать тенденцию к самоизоляции — особенно в случае с депрессивными расстройствами и суицидальными мыслями — и защитной практике духовности как формы избегания. Важно обращаться за помощью к компетентным специалистам и находить поддержку во вспомогательных группах и сообществах. Многие традиционные духовные учителя, увы, попросту не обладают компетенцией, помогающей определить особенно серьёзные состояния (что непрестанно подчёркивают такие признанные авторитеты в сфере психологии и духовности, как Уилбер и Уолш). Это говорит о том, что совершенно точно назрела необходимость преобразования нашего понимания духовных традиций с интегральных перспектив, открывающихся в двадцать первом веке.

      Команда журнала «Эрос и Космос» ставит перед собой цель способствовать трансформации нашей культуры и общества в лучшую сторону — посредством информирования о трансперсональных и интегральных подходах, проведения просветительских мероприятий, организации обучающе-терапевтических курсов и т. д. Мы стремимся способствовать постепенному созданию нетворка профессионалов, способных оказывать компетентную и всеохватную помощь с учётом всего спектра сознания. В этом мы опираемся и на тот масштабный труд, который был проделан и продолжает выполняться нашими коллегами, особенно из трансперсонального движения. Всё это, на мой взгляд, пусть и значимые, но только начальные шаги, и впереди много работы по метапарадигматической интеграции накопленного материала, нахождению способов его практического применения, подготовке специалистов, ибо наличие информации оставляет желать лучшего, равно как не хватает и компетентных носителей интегрального знания. Работы непочатый край.

      Сегодня, конечно, большинство отечественных специалистов в сфере психологии и психотерапии могут быть не знакомы со значением духовности и духовных, или трансперсональных, практик, и это следует учитывать, с большой внимательностью подбирая себе специалистов и трезво оценивая их возможности. Сами духовные традиции наполнены мифическим наследнием, требующим переосмысления с точки зрения современности и постсовременности. Многие проблемы, преследующие практиков духовности, требуют нюансированных решений на личностных и доличностных уровнях сознания (с которыми работают психиатрия, психотерапия и психология), а не исключительно через обращение к надличностным уровням и состояниям в созерцательно-медитативной практике.

      Необходимо повышать общественную осведомлённость в отношении многообразия уровней и состояний сознания и подходов к ним, постепенно способствуя становлению компетентных интегральных специалистов и рождению диалога между представителями психотерапии и духовности. Это является одним из аспектов деятельности нововозникающего в русскоязычном пространстве интегрального движения, рупором которого старается быть наш журнал.

      eroskosmos.org