Депрессия школьника

Содержание:

ОГБУЗ Галичская окружная больница

Добро пожаловать!

Депрессивные расстройства у детей и подростков

По определению современных психиатров депрессии – аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение. Депрессия может быть неглубокой, невротической, связанной с разными психическими травмами или тяжелой, глубокой, когда выражена депрессивная триада: тоскливое настроение сочетается с замедлением мыслительных процессов и малой подвижностью.

У детей и подростков депрессия чаще протекает атипично, имеет различные «маски». Скрытая за фасадом детских капризов, поведенческих, временных интеллектуальных нарушений, депрессия у детей и подростков нередко чрезвычайно трудно выявляется. В отличие от взрослого, у ребенка, подростка не хватает жизненного опыта, словарного ресурса, чтобы выразить свое состояние в депрессии. О депрессивных расстройствах у детей и подростков можно догадаться по различным косвенным признакам.

При адинамической депрессии, встречающейся во всех возрастных группах, дети жалуются на усталость, утомление, нежелание приступить к занятиям и играм, у них пропадают прежние интересы, немного снижается успеваемость в школе, так как нарушается внимание, ребенка приходится постоянно стимулировать, фиксировать на работе. Несмотря на то, что успеваемость падает незначительно, неожиданным для родителей оказывается отказ от посещения школы. Оставаясь дома, дети проводят время в безделии, не могут себя занять. Нередко в утренние часы появляется сонливость. Вечером дети испытывают тревогу, страхи, могут возникать истерические реакции по незначительному поводу, но в целом к вечеру они становятся оживленнее. Именно в вечернее время при адинамической депрессии подростки могут уходить из дома, идя в сомнительные компании, вовлекаются асоциальными сверстниками в правонарушения, оставаясь пассивно подчиняемыми и ведомыми. Именно нарушения поведения, а не депрессии являются частой причиной направления таких детей и подростков к психотерапевтам и психиатрам.

Дисфорическая депрессия у детей и подростков характеризуется злобным настроением, с недовольством окружающими, с раздражительностью, вспышками ярости и злобы. При дисфорической депрессии дети переживают ощущение незаслуженной обиды, заброшенности, в своих неудачах они склонны винить окружающих, что сопровождается вызывающим поведением, грубостью, драчливостью, уходами из дома, правонарушениями агрессивного характера. При этом жалобы на плохое, злое настроение довольно редки. Окружающие в первую очередь обращают внимание на школьную дезадаптацию, расстройство поведения, асоциальные поступки, злые истеричные выходки, грубость, драки, пропуски уроков и уходы из дома, общение с асоциальными группами, в которых у подростков формируются патологические зависимости — курение, пьянство, употребление наркотиков. В дисфорической депрессии подростки могут вступать в ранние половые связи. У подростка с данным видом депрессии высок риск суицида, так как дисфорическую депрессию трудно распознать под маской «плохого поведения». Подростки долгое время остаются вне поля зрения врачей-специалистов, не получают адекватного лечения.

При психопатоподобных депрессиях депрессивное состояние имитирует патологию характера (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, возбудимость, истеричность), которая сочетается с нарушениями поведения – отказом от учебы, драками, бродяжничеством, противоправными поступками, зависимым поведением. Поведенческие маски при этой форме депрессии чрезвычайно часты. Такое поведение носит защитный характер, обусловлено неосознанным стремлением подростка облегчить свое душевное состояние с помощью дурманящих средств, изменяющих сознание. Подростки с психопатоподобной депрессией пропадают в асоциальных компаниях, курят, выпивают, употребляют наркотики, хотя истинного удовлетворения это им не приносит.

Унлюст-депрессия – это вариант депрессии с преобладанием угрюмого, мрачного настроения, недовольства собой и окружающими с придирчивостью, неприязнью, враждебностью, даже ненавистью к близким, бывшим друзьям, всему человечеству, с отсутствием стремления к получению удовольствия, постоянным ворчанием или брюзжанием. При этом ощущение пониженного настроения у детей и подростков отсутствуют. Все поступки окружающих, с точки зрения подростка, заслуживают порицания. Слабые, беззащитные члены семьи подвергаются издевательству, жестокому избиению. Настроение при унлюст-депрессии тусклое и безрадостное. Игры и занятия не приносят удовольствия. Типичен полный отказ от посещения школы. Подростки с унлюст-депрессией редко примыкают к социальным группам в силу своей замкнутости и неприязни к сверстникам. Отказавшись от школы, они становятся домашними тиранами. При унлюст-депрессии часты суицидальные попытки. Они неожиданны для окружающих, отличаются обдуманностью и обосновываются подростками отвращением к жизни.

Одним из частых вариантов депрессии у детей и подростков является астеноподобная депрессия, при которой на первый план выступают утомляемость, истощаемость, раздражительность, в связи, с чем такую депрессию можно спутать с астенией. Дети обидчивы, плаксивы, жалуются на усталость, непереносимость шума, яркого света, слабость, головные боли, ухудшение памяти. Эти расстройства не носят истинно астенического характера, они связаны с суточными колебаниями настроения при депрессии, проявляющейся наиболее выражено в утренние часы. Во второй половине дня тот же ребенок обладает нормальной или даже повышенной работоспособностью, хорошей памятью. Астеноподобные депрессии детей сопровождаются снижением аппетита, нарушениями сна. Собственно расстройства настроения аморфны и неустойчивы, дети их могут отрицать, в крайних случаях жалуются на скуку. В стационар подобные дети и подростки поступают с диагнозами астении, неврастении, задержки психического развития, т.к. у них часто возникают проблемы с обучением.

Ступидные депрессии чаще встречаются у школьников. При этой форме депрессии преобладает умственная заторможенность. Она проявляется резким снижением успеваемости, связанным с утратой способности к восприятию новых сведений, субъективным ощущением потери памяти, трудностями воспроизведения нового материала, сосредоточения внимания. При длительной ступидной депрессии возникает так называемая депрессивная псевдодебильность. При этом у подростков есть идеи несостоятельности, самоуничижения, идеи отношения, страх школы, могут возникать истерические, агрессивные реакции. При подобной депрессии к психиатру обращаются для установления уровня интеллекта, исключения умственной отсталости.

Боязливая депрессия очень типична для дошкольников и младших школьников. В этом возрасте страх – универсальная форма реагирования. Дети становятся беспокойными, говорят о страхе за свою жизнь и жизнь близких. Страхи обычно усиливаются к вечеру, дети с трудом засыпают, сон прерывистый с устрашающими сновидениями. При этой форме депрессии дети чаще заторможены, слезливы. Страхи сочетаются с тревогой и тоской. У детей раннего возраста бывает боязливо-печальное настроение, сопровождающееся долгим плачем. Снижается активность ребенка, нет продуктивности в играх и занятиях, дети производят впечатление аутичных, хотя на самом деле аутизма у них нет.

У детей первых лет жизни, иногда возникает анаклитическая депрессия, если эти дети лишаются матери и не имеют заменяющего ее лица. Через 3-4 недели после внезапного отрыва от матери дети становятся плаксивыми, боязливыми, раздраженными, у них нарушаются сон, аппетит. Динамика анаклитической депрессии различна. Иногда возобновление контактов с матерью или заменяющим ее лицом приводят к постепенному исчезновению депрессии. В иных случаях, несмотря на хороший уход, у детей замедляется развитие, они часто болеют инфекционными заболеваниями, становятся замкнутыми, апатичными. В отдельных случаях нарастает физическая истощенность, резкая заторможенность, остановка психического развития.

Депрессия любого уровня – серьезное душевное расстройство, требующее обязательного обследования у врача-специалиста психотерапевта или психиатра. Только специалисты под маской поведенческих и иных нарушений могут заметить признаки депрессии и назначить адекватное лечение.

Главный детский специалист психиатр
департамента здравоохранения Костромской области
Н.Ю. Лукина

www.galich-hospital.ru

Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников

Депрессия — бич ХХI века. Ежегодно около 150 миллионов человек в мире лишаются трудоспособности из-за депрессий. По прогнозам ВОЗ, к 2020 г. депрессия выйдет на первое место в мире среди всех заболеваний, обогнав сегодняшних «лидеров» — инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания.

Уже сегодня она является самым распространенным заболеванием, которым страдают женщины. Несмотря на то, что это самый частый повод обращения к психологу, больше половины людей, которые страдают депрессией, вообще не обращаются за помощью к специалистам. Надо иметь в виду, что депрессивные проявления могут выступать в рамках психических расстройств, гетерогенных аффективным. Наибольшие сложности для дифференциальной диагностики представляют стертые, атипичные депрессии с многообразными проявлениями.

Подростки особенно нуждаются в безусловном позитивном внимании и уважении. В этом возрасте происходят сильные изменения внешности. Из-за этого может стать очень весомой разница между психическим и физическим развитием. В жизни подростков наступает момент выхода во взрослую жизнь, что является огромным стрессом. Масса факторов способна вызвать множество негативных явлений и спровоцировать у них появление депрессивных состояний.

Исходя из вышесказанного, мы провели исследование, направленное на выявление депрессии у школьников-старшеклассников и рассмотрение возможных причин возникновения этого синдрома. В качестве гипотезы выдвигается предположение, что в выборке будет отмечаться достаточно высокий процент лиц с состоянием легкой депрессии в связи с наступлением ответственного момента окончания школы и предстоящим выбором профессии. Нами была применена методика дифференциальной диагностики депрессии В. Зунге. Возможные причины выяснялись в ходе личной беседы с каждым испытуемым.

Выборку составили 64 ученика 11х классов, обучающихся в гимназии. Результаты тестирования 64 подростков по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге следующие:

— состояние без депрессии — 78,1%;

— состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза — 15,6%;

— субдепрессивное состояние или маскированная депрессия — 6,25%;

— истинная депрессия — 0%.

В ходе личной беседы с испытуемыми, у которых диагностируется состояние депрессии, со слов испытуемых, были выявлены возможные причины депрессивного состояния: стресс, связанный с предстоящими выпускными экзаменами; стресс, связанный с предстоящими вступительными экзаменами; тревожность, связанная с трудностью определения вуза для поступления; проблемы в отношениях с противоположным полом; трудности взаимопонимания с родителями; недовольство собственной внешностью.

В данной выборке отмечается достаточно высокий уровень депрессии ситуативного или невротического генеза. Абсолютно все опрошенные испытуемые при описании возможных причин своего состояния на первое место ставят предстоящую сдачу ЕГЭ, что полностью подтверждает гипотезу. Испытуемые также отмечают, что не способны выдержать такие нагрузки и испытывают неимоверную усталость. Отмечаются тенденции страха не оправдать ожидания родителей и статуса ученика гимназии. Кроме того, становятся невыносимыми тяготы постоянных размышлений о будущем и о выборе профессии, необходимость откладывания на второй план аспектов, не связанных с учебой, сведения на минимум интимно-личностного общения. Таким образом, среди школьников-старшеклассников наблюдается высокий процент подростков, страдающих депрессивным синдромом. По большей части это связано со страхом сдачи выпускных экзаменов и неопределенностью выбора будущей профессии.

www.psyhodic.ru

Депрессии у подростков. На что обратить внимание взрослым?

Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

Депрессия является довольно распространённой в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. За последние десятилетия распространённость депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются всё в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют своё состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

1. Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.

2. Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, «нападки» учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.

3. Социальный статус. Если ребёнок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.

4. Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.

5. Несчастная первая любовь . Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.

6. Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.

Симптомы подростковой депрессии проявляют себя в изменениях настроения и поведения. Больные дети теряют мотивацию в жизни и становятся замкнутыми, придя со школы, они закрываются в своей комнате и могут сидеть в одиночестве часами.

У таких детей замечается повышенная сонливость, перепады аппетита и даже преступное поведение, как например мелкие кражи в магазинах или состояние алкогольного опьянения, наркотической интоксикации. Ниже приведены основные симптомы подростковой депрессии:

1. Изменение поведения. Ребёнок становится замкнутым, и это особенно заметно, если ранее он любил общение. При депрессии он перестает идти на контакт, после школы идет к себе в комнату, не разговаривает с близкими людьми. При попытке разговора отвечает монотонно и односложно. Использование интернета в качестве общения не решает проблему ухода от сложных ситуаций, и только усугубляет состояние.

2. Подросток не общается со сверстниками. Он не ходит гулять, не подходит к телефону, иногда даже не выходит из комнаты, когда к нему приходят гости.

3. Развивается рассеянность, которая приводит к тому, что выполнение самых простых действий доставляет затруднение. Повышенная утомляемость, рассеянность внимания часто приводят к ухудшению успеваемости, снижению обучаемости и адаптации. Дети тратят больше времени на подготовку к урокам. Часто нерезультативно используют время.

4. Постоянная усталость и признаки болезненности в разных частях тела часто сопровождают это заболевание. Ребёнок начинает жаловаться на головную боль или спазмы в животе. Но после посещения врача никакой соматической патологии не выявляется. Депрессии также сопутствует состояние усталости, разбитости, головокружения. Типичными симптомами в этом случае бывают также ощущение вины и отсутствие мотивации к совершению какого-либо действия.

5. Стоит обратить внимание на нарушение аппетита ребёнка. При депрессии развивается булимия или полный отказ от еды. Иногда такое явление возникает на фоне приёма наркотических средств.

6. Нарушение сна в виде постоянной сонливости или бессонницы. Нередко больной не может спать ночью и всё время испытывает желание заснуть в дневное время.

7. Ребёнок становится очень чувствительным к критике со стороны значимых для него людей.

8. В некоторых случаях признаки депрессии у подростков проявляются не в апатии, а развитии озлобленности, асоциального поведения, желания сделать все наперекор.

9. Повторяющиеся мысли или разговоры о смерти, самоубийстве.

Проблему с депрессией необходимо решать, и чем раньше, тем лучше. Очень важно, чтобы подросток поделился с вами своими проблемами. Подросток может не захотеть рассказать их. Ему может быть стыдно, он может бояться быть неправильно понятым. Кроме того, депрессивным подросткам очень трудно выразить то, что они чувствуют.

Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  • Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
  • Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения.
  • Нельзя «зажимать» ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  • Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать малышу свои несбывшиеся мечты.
  • Необходимо разговаривать с ребёнком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
  • Если ребёнок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  • Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница» готовы оказать помощь в решении проблемы подростковой депрессии. Обратиться за консультацией Вы можете по адресу г. Нижневартовск, ул. Спортивная, д.19, телефон 8(3466) 29-00-53 .

www.npnd.ru

Депрессия? Не похоже…

Часто приходится слышать, что у детей настоящей депрессии не бывает и быть не может: «Ребенок – он же еще несознательный, сам не понимает, что с ним происходит, все его чувства и переживания исключительно телесной природы. Здоров, сыт, обогрет – вот он и весел, и беспечен. Дитя!»

И действительно, редко услышишь «настоящие» депрессивные жалобы на грусть и тоску. Не увидишь и депрессивной – углы рта вниз, бровки домиком – маски на лице. И ведет себя ребенок не депрессивно – не печалится, не сетует на жизнь, не винит себя во всем на свете. Зато огрызается, раздражается без повода, плачет от злости, швыряет и ломает игрушки, не желает идти в школу… Словом, становится совершенно невыносимым.

Не похоже на депрессию? На самом деле происходит вот что.

Чужой среди своих

Сегодня у меня на консультации семья в полном составе: родители, оба 35-летние, и мальчик 12 лет.
Жалобы – головные боли и температура 37,5 °С, не снижающаяся с начала учебного года. Лечились у педиатров, провели курс антибиотиков – эффекта нет.

Родители – многословные, возбужденные и раздраженные – излагают свои проблемы, перебивая друг друга и обмениваясь упреками. Высказываются относительно поведения и особенностей личности сына, нимало не пытаясь выбирать выражения. Мальчик слушает молча. Он разительно не похож ни на отца, ни на мать – толстый, вялый, полусонный на вид, сидит в напряженной позе, голову втянул в плечи… Сам в беседу не вступает, слов родителей не оспаривает, только поеживается.

Выясняется, что ребенок «очень трудный»: «Он совершенно не такой, как мы. Мы холерики, а он флегматик, но вы не думайте – эмоции у него есть, хотя по его виду и не скажешь!‥»

Родители так взвинчены, что разобраться в истории вопроса нелегко. Однако выясняется: это первый и единственный их ребенок. Материально семья обеспечена вполне. В полтора года сына отдали в ясли: родителям нужно было работать. К этому времени мальчик был хорошо развит, уже говорил. После недели непрерывных слез стал сильно заикаться, почти замолчал, из яслей его пришлось забрать. В школу отдали с шести лет. Позаботиться о подготовке было некогда. Да и выбирать школу недосуг, лишь в третьем классе спохватились: «Эта школа плохая, а дети серые». Узнали: в соседней есть платный класс с особой программой. Но туда нелегко попасть. Мигом устроили мальчика, который и так неважно учился, в «элитный» класс, да еще и «на новенького» – все остальные дети учились вместе с 1-го класса. Мальчик оказался безнадежно отстающим, с программой не справлялся: и сегодня с репетиторами тянет еле-еле.

Это чрезвычайно раздражает родителей, и они своего раздражения не скрывают – сетуют, упрекают, возмущаются. «Как с ним трудно, у него совершенно нет ни характера, ни темперамента!» – говорит отец. Мать же с милой улыбкой прибавляет: «Вы знаете, если бы я не помнила, как его рожала, я решила бы, что это не мой ребенок …» А тот только глубже втягивает голову в плечи и молчит.

Мнимый больной

Минувшим летом, по наблюдениям отца, сын был подавлен и очень нервничал. Впрочем, виделись они нечасто – мальчик был с бабушкой, а родители работали и строили дачу, разбираться было некогда. К первому сентября стала повышаться температура, начались головные боли. И вот уже второй месяц в школу парень не ходит, целый день сидит дома один, послушно выполняя все предписания врачей. К вечеру, когда возвращаются родители, начинается
головная боль и поднимается температура. Мать вспоминает: в прошлом году («как нарочно!») перед каждой контрольной по математике (а с ней особенные нелады) у мальчика начинался понос, тревожили сильные боли в животе. Она даже сомневалась, не симуляция ли это. Такие же мысли приходят ей в голову и сегодня. Не задумываясь, мать прямо при мальчике свои сомнения и выкладывает.

Лечить всех

Эта история наглядна и поучительна – во всех деталях. Депрессия развилась у ребенка, уже страдающего невротическими расстройствами, живущего в ситуации постоянного стресса, – ведь учебные требования, а главное, темп школьной жизни не соответствуют его возможностям, его психическому складу.

Главная же беда – неприятие его родителями. Не менее удивительно и единодушие, с которым они, в других случаях вовсе не столь дружные, нападают на собственного ребенка. Его поведение они воспринимают не как крик о помощи, а как злую волю.

Между тем депрессия у младших подростков очень часто маскируется соматическими расстройствами: возникают различные боли – головные, в костях и суставах, боли в животе, иногда такие сильные, что дело доходит до «скорой» и до вмешательства хирургов. Другой вариант: общее недомогание, постоянно чуть повышенная температура, нарушение пищевого поведения – отказ от еды или «волчий» аппетит. Жалобы разнообразны, обследование же, как правило, соматической патологии не обнаруживает. Мысль о симуляции появляется неизбежно. Конечно, если осторожненько постучать тупым концом градусника по коленке, можно быстро и эффективно получить нужную температуру. И болит ли голова у ребенка, доподлинно узнать трудно. Однако прежде чем выводить на чистую воду, подумаем: от чего он пытается защититься и спастись? И почему прибегает к таким «непрямым» действиям?

Здесь, конечно, трудно обойтись без квалифицированного совета, но, отправляясь на консультацию, будьте готовы к тому, чтобы лечиться всей семьей.

Погода в доме

Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Сколько ни лечись, зачастую приходится уезжать в другое место. Психологический климат в семье для подростка имеет жизненное значение: а создаем этот климат мы, родители. И если климат получается непереносимым для ребенка, деться ему некуда: из дома не уедешь, родителей не сменишь … Неустойчивая психика не выдерживает: ребенок заболевает. Мы бросаемся к врачам, но и самый искусный доктор не поможет, если семейная ситуация останется прежней. Земной климат меняется медленно, климат же собственной семьи в нашей власти, мы воздействуем на него ежеминутно, и нам по силам изменить его и сделать благоприятным – не вообще, а для своего ребенка, для такого, какой он есть. Даже если он далек от идеала, совсем не похож на нас, и депрессия у него на настоящую не похожа.

www.za-partoi.ru

Депрессия матери школьника начальных классов способствует его склонности к антисоциальному поведению

Резюме. Особенно в подростковом возрасте

Дети, матери которых страдали депрессией в период обучения их ребенка в начальных классах, более склонны к антисоциальному поведению в подростковом возрасте. К такому выводу пришли ученые из Университета Оттавы (University of Ottawa), Канада. Результаты своего исследования они опубликовали на страницах журнала «Pediatrics».

Специалисты начали свою работу в 1994 г., когда юным участникам исполнилось 2 года–5 лет. На протяжении всего исследования ученые изучили 2900 пар канадских матерей и их детей, отслеживая поведение последних до возраста 16–17 лет. Каждые 2 года матери заполняли анкету с вопросами о себе, своих партнерах и социальной среде ребенка. Дети начинали заполнять необходимые опросники с 10-летнего возраста. Исследователи просили детей ответить на вопросы об использовании ими наркотических веществ, совершенных кражах и других правонарушениях, допросах полиции, занятиях сексом, суицидальных попытках и прочих рискованных поступках.

Результаты анализа свидетельствовали о наличии у 4% матерей депрессии в период 6–10-летнего возраста их детей. Такие дети примерно в 2 раза чаще своих сверстников, матери которых имели лишь незначительные симптомы депрессии, начинали курить и употреблять марихуану. Шансы этих детей на раннее начало употребления алкоголя повышались в 1,4 раза, а галлюциногенных препаратов — в 3 раза. Даже после учета факторов пола и семейного дохода ученые отмечали повышение риска антисоциального поведения в подростковом возрасте у детей, матери которых имели депрессию в период обучения их ребенка в начальных классах.

Отметим, что специалисты ожидали увидеть подобные эффекты в группе детей, матери которых страдали депрессией во время подросткового возраста их чад. Поэтому полученные результаты удивили ученых. По их мнению, такие данные объясняются особенностями возраста 6–10 лет. В этот период родители имеют наибольшее влияние на формирование самооценки ребенка и его ощущения собственной полноценности. На этой стадии развития дети нуждаются в одобрении окружающих, что формирует у малышей чувство гордости и собственного достоинства.

Во время депрессии мама не способна обеспечить ребенка надлежащим уровнем обратной связи, и ее поведение не соответствует психологическим потребностям малыша. Это скорее всего способно развить в детях склонность к рискованному поведению в подростковом возрасте. Несмотря на это, ученые не могут назвать депрессию матери основной причиной антисоциального поведения ребенка.

В текущем исследовании специалисты не изучали вопрос влияния отцовской депрессии на ребенка. Хотя они и отметили то, что реальная нехватка данных такого рода существует на сегодняшний день. Независимо от того, кто из родителей испытывает нарушение психического здоровья, необходимость свое­временной помощи и поддержки в таких случаях несомненно неоспорима.

www.umj.com.ua