Депрессия студентов

Просмотров научной работы: 1821

Поделиться с друзьями:

Цели исследования: оценить и сравнить уровни тревоги и депрессии у студентов первого и пятого курса БГМУ.

Материалы и методы. В Башкирском Государственном Медицинском Университете студентам первого и пятого курса было проведено тестирование по Госпитальной шкале тревоги и депрессии и шкале депрессии Бека. Всего приняли участие 82 студента, из них 46 (56,1%) студентов 1 курса, среди которых 32 (69,6%) девушки и 14 (30,4%) юношей; и 36 (43,9%) студентов 5 курса, среди которых 25 (69,4%) девушек и 11 (30,6%) юношей.

Оценка уровня тревоги и депрессии проводилась на добровольной основе и анонимно.

На первом этапе было проведено тестирование по вышеперечисленным шкалам после предварительного инструктирования, в которое входило объяснение того, каким образом следует отвечать на вопросы и вычислять результаты, а также шифровать свои работы.

Вторым этапом была обработка результатов тестирования и сопоставление оценок по Госпитальной шкале тревоги и депрессии и шкале Бека. Тесты проводились по специальным опросникам, составленным на основе оригинальных шкал.

На третьем этапе была составлена электронная таблица для сравнения уровня депрессивных и тревожных расстройств у студентов первого и пятого курса. Настоящее исследование проведено в рамках работы по Государственному Контракту БГМУ и Министерства Образования и науки Российской Федерации №П1256. Мы планируем его продолжить с включением в выборку большего количества студентов. Для статистического анализа использовались электронные таблицы Microsoft Excel XP.

Результаты и обсуждение

По результатам Госпитальной шкалы тревоги и депрессии выявлено, что среди студентов первого курса тревоги нет у 25 (54,3%) студентов, повышенная тревога — у 13 (28,3%), клинически значимая тревога — у 8 (17,4%); депрессии нет у 40 (86,9%), повышенные показатели депрессии — у 6 (13,1%), клинически значимая депрессия не выявлена. Среди студентов пятого курса отсутствие тревоги показано у 16 (44,4%) студентов, повышенная тревога — у 12 (33,3%), клинически выраженная тревога — у 8 (22,2%); отсутствие депрессии — у 31 (86,1%), повышенные показатели депрессии — у 3 (8,3%), клинически значимая депрессия — у 2 (5,6%).

По результатам опросника Бека среди студентов первого курса депрессии не выявлено у 19 (41,3%), легкая депрессия – у 16 (34,8%), умеренно выраженная депрессия – у 7 (15,2%), выраженная — у 4 (8,7%), тяжелая депрессия не выявлена. Среди пятикурсников нормальные значения по тесту Бэка получены у 24 (66,7%), легкая депрессия – у 6 (16,7%), умеренно выраженная – у 1 (2,8%), выраженная – у 4 (11,1%), тяжелая – у 1 (2,8%). Значимых различий по уровням депрессии и тревоги между первым и пятым курсом пока не выявлено (p>0.05), что может быть связано с малой выборкой исследования. В то время как по данным литературы повышенная склонность к депрессии выявляется у студентов первого курса, что объясняется напряжением компенсаторных механизмов нервно-психической регуляции, с последующим истощением их на старших курсах [1]. Также имеются литературные данные о том, что у студентов 1 курса отмечается более высокий уровень тревоги в отличие от старших курсов [3].

Соотношение показателей уровня депрессии и тревоги по результатам Госпитальной шкалы тревоги и депрессии

www.scienceforum.ru

Просмотров научной работы: 2092

Комментариев к научной работе: 0

Одной из актуальных проблем современного знания являются вопросы, психического здоровья и патологии, аспекты которых отражены с разных сторон в социальном, психологическом, антропологическом и психиатрическом подходах. Исследователи отмечают значимость психофизического благополучия для эффективной жизнедеятельности личности [1, 2].

На сегодняшний день ярким примером данных проблем является такое психическое состояние как депрессия [3].

К основным симптомам этого расстройства относится сниженная мотивация и следующий за ней недостаток действий. Оно также характеризуется чрезмерной тоской и недостатком позитивных эмоций.

При депрессии, во всех фазах нового мотивационного процесса, типичной является чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей, то есть присутствуют длительные размышления перед формированием решения.

Осознание тоски, тревоги и других депрессивных эмоций могут вызвать «тяжесть страдания», которая впоследствии может стать мотивом для попытки изменения депрессивного состояния. Но следует заметить, что, если человек осознает, что рационального пути к изменению данного состояния не существует, то может в качестве чрезвычайного следствия к преодолению депрессии совершить самоубийство или его попытку [4].

Депрессивное состояние характеризуется и как расстройство восприятия. Обычно наблюдается искаженное восприятие цветов, которые воспринимаются как приглушенные, менее интенсивные. Ощущения иногда оказываются искаженными, как правило, неприятными. Например, человек может жаловаться на то, что у пищи горький привкус.

Следует дифференцировать психологическую и клиническую депрессию. Психологическая депрессия имеет обусловленность, то есть у сниженного настроения и печали всегда есть причина. У клинической депрессии, а именно, при депрессивном синдроме, постоянное угнетение настроения, не имеет оправданной причины. Часто может присутствовать чрезмерное чувство вины, обуславливать пациент свое состояние может признаками, не имеющими веской причины и являющимися, порой, абсурдными, например: «идет снег — это я во всем виноват».

Клиническая депрессия характеризуется депрессивной триадой (патологически пониженное настроение, замедление ассоциативного процесса, двигательная заторможенность). Окружающее воспринимается в мрачных красках, ничего не радует и не приносит удовлетворения.

Также, следует учитывать общее состояние организма пациента. При клинической депрессии частыми являются значительные расстройства аппетита (вплоть до анорексии), значительно нарушается сон, спазмы внутренних органов. Нередко отмечаются нарушения желудочно-кишечного тракта, нарушение кровообращения, учащение или урежение пульса, тахикардия [5].

Экспериментальные исследования психопатологии депрессии касаются главным образом взаимосвязи между настроением и памятью [3].

Депрессивное состояние для эмоциональной сферы характеризуется сдвигом в сторону тревоги, гнева, раздражительности, апатии, астении. Обычно эмоциональные расстройства включают в себя, кроме изменения настроения, ряд других компонентов, например, психомоторная заторможенность [6].

Настроение при депрессивном расстройстве связано чаще всего с большей доступностью печальных воспоминаний, чем счастливых.

Проблеме депрессии в психотерапии долгое время уделяли мало внимания относительно других психических расстройств, однако повышение интереса к данной сфере можно зафиксировать приблизительно с 1970 года, при восхождении двух направлений развития: разработка концепции депрессивных расстройств на базе психологии поведения и когнитивной психологии.

Особое внимание сегодня заслуживает адаптация когнитивно-поведенческих и интерперсональных терапевтических методов к лечению депрессии. Учитывая многомерную природу депрессивных расстройств, в терапии депрессий учитываются как биологические, так и психологические методы воздействия [4].

В случаях, когда депрессивное расстройство связано со стрессорами, зависящими от самого больного, например, с переутомлением вследствие чрезмерного усердия на работе или с чересчур запутанными социальными взаимоотношениями, следует настоятельно рекомендовать пациенту изменить свой образ жизни таким образом, чтобы вероятность развития повторных приступов заболевания в будущем уменьшилась. Облегчить подобную перестройку может индивидуальная, супружеская или групповая психотерапия.

В современной психологии разработаны различные подходы по диагностике и преодолению депрессивного состояния, которые позволяют сделать оказание психологической помощи более эффективным, исходя из индивидуальных особенностей личности [5].

В ходе данной работы проводилась диагностика психического состояния на наличие депрессии у студентов.

Исследователи подчеркивают кризисный характер периода студенчества (кризис ситуации и кризис развития), рассогласование мотивационно-личностной сферы [7], снижение показателей психофизического благополучия в данном возрасте [8].

Исследование было проведено на примере студентов второго курса направления подготовки «Психология», обучающихся во ВГУЭС (г. Владивосток). Данная диагностика проводилась у студентов в два этапа, два временных среза. Первое проведение диагностики происходило в обычные учебные дни, в середине семестра. Второй этап приходился на время сессии, так как этот период является одним из самых напряженных в студенческой жизни и характеризуется эмоциональным, когнитивным и психическим дисбалансом и напряжением у студентов. Исследуемая выборка состояла из 15 студентов. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Объект эмпирического исследования — депрессия как психическое состояние.

Предмет исследования: наличие и степень выраженности депрессивного состояния у студентов-психологов второго курса в обычные учебные дни и во время сессии.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень депрессивного состояния, фиксируемый у студентов-психологов в обычный период обучения, меньше уровня депрессивного состояния во время сессии.

В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, позволяющая определить уровень депрессии испытуемого на момент проведения диагностики. Опросник разработан для дифференциальной диагностики не только депрессивных состояний, но и и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Показатели уровня депрессии у студентов-психологов в середине семестра

Медицинские интернет-конференции

Самедов С.В., Беляева Ю.Н.
Научный руководитель: д.м.н., профессор Шеметова Г.Н.
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов
Кафедра поликлинической терапии

В статье проведена оценка уровня депрессии и факторов риска данного состояния у студентов медицинского ВУЗа. Приведен опыт разработки и использования методов скрининга факторов риска и первых доклинических проявлений депрессии, в том числе среди студенчества.

Ключевые слова

Данная статья получила высокую оценку рецензентов и будет опубликована в журнале «Психосоматические и интегративные исследования»

Введение

Всемирный день здоровья 07 апреля 2017 года, отмечаемый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), будет посвящен проблеме депрессии, от которой страдают люди всех возрастов, всех категорий населения и во всех странах [7]. Депрессия причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями, а также способности человека зарабатывать себе на жизнь [2,7]. В крайних случаях депрессия может привести к самоубийству – на сегодня второй ведущей причиной смерти среди людей в возрасте 15-29 лет [2]. ВОЗ выделяет три категории населения, затронутые проблемой депрессии в гораздо большей степени, нежели остальные: молодежь в возрасте 15-24 лет, женщины детородного возраста (особенно молодые матери), а также пожилые люди (старше 60 лет) [2,3,7]. Студенческая молодежь попадает в группу риска развития депрессии и является целевой группой, в которой возможна работа по профилактике и раннему активному выявлению этого недуга [5,6]. Скрининговые методы, такие как анкетирование, позволяют быстро, не инвазивно, активно выявить начальные проявления и предотвратить появление многих заболеваний [4]. Более глубокое понимание того, что собой представляет депрессия и как ее можно предотвратить, выявить на ранних этапах или излечить, поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.

Целью настоящего исследования явилась оценка уровня депрессии у студентов первого и шестого курсов лечебного и иностранного факультетов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Минздрава России (СГМУ), а также наличия факторов риска данного состояния у студентов медицинского ВУЗа.

Материалы и методы

Данное исследование основано на результатах анкетирования студентов первого и шестого курсов лечебного и иностранного факультетов СГМУ. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе нами была использована шкала-опросник «Center for Epidemiological Studies Depression Scale» (CES-D; Radloff, США, 1977) (далее CES-D), которая состояла из 20 пунктов, измеряющих депрессивные нарушения, отмечающиеся у обследуемых за последнюю неделю/месяц. Общий балл по данной шкале от 0 до 60 отражала уровень депрессии. Шкала CES-D была разработана для эпидемиологических исследований депрессии, широко используется и переведена на многие языки. Она используется в качестве скринингового инструмента для выявления у пациентов депрессивного расстройства. На сегодняшний день это наиболее часто используемый опросник в мире для проведения эпидемиологических исследований депрессии. Он был переведен и валидизирован в России [1].

На втором этапе респондентам было предложено ответить на тринадцать вопросов авторской анкеты, касающихся изучению распространенности факторов риска депрессии. Дальнейшая обработка материала произведена с использованием программ математической статистики.

Нами было опрошено 156 человек: 48,7% (76 чел.) составляли студенты 1 курса и 51,3% (80 чел.) студенты 6 курса. Средний возраст респондентов 23,5±0,25 лет. Женщины в количестве 69,2% (108 чел.), преобладали почти в 2 раза над мужчинами — 30,8% (48 чел.), что объясняется гендерной особенностью ВУЗа.

Данное анкетирование вызвало интерес у исследуемых, отказов в проведении не было.

Результаты исследования

Первым этапом мы определили уровень депрессии у всех респондентов. В результате опроса было выявлено следующее:

· тяжелый уровень депрессии имеют 7,05% (11 чел.) опрошенных, среди которых студентов 1 курса 3,8% (5 чел.) и 6 курса 3,85% (6 чел.);

· средний уровень депрессии наблюдался у 7,7% (12 чел.), 4,5% (7 чел.) из 1 курса и 3,8% (5 чел.) из 6 курса;

· легкий уровень депрессии диагностирован у 25,6% (40 чел.) респондентов, из которых 14,1% (22 чел.) студенты 1 курса и 11,5% (18 чел.) 6 курса.

Положительным является тот факт, что подавляющее большинство респондентов 59,6% (93 чел.) не имеют признаков депрессии: 26,9% (42 чел.) первокурсников и 32,7% (51 чел.) студентов 6 курса.

По возрастам и уровням депрессии распределение слудующее:

· Среди всех опрошенных тяжёлый уровень депрессии выявлен в возрасте от 23 до 25 лет в количестве 3,85% (6 чел.);

· Средний, лёгкий и нормальный уровень депрессии выявлен в возрасте от 17 до 19 лет: 3,85% (6 чел.) – средний уровень, 12,8% (20 чел.) – легкий уровень и 23,1% (36 чел.) – нормальный уровень депрессии.

Вторым этапом исследования респонденты ответили на вопросы авторской анкеты, в которой были отражены факторы, влияющие на развитие и уровень депрессии. Авторов интересовала информация о месте проживания студента (дома, в общежитии и на съёмной квартире), о его привычках (курение табака, распорядок дня, средняя продолжительность ночного сна, особенности питания, кратность и время потребления пищи), об отношении к занятиям спортом, вопросы наследственной предрасположенности к депрессии.

· Большая часть респондентов с тяжёлым уровнем депрессии проживает на территории собственного дома или на съёмной квартиры — это 2,6% (4 чел.);

· Со средним уровнем депрессии большее количество респондентов проживает на съёмной квартире – 3,3% (5 чел.);

· Среди лиц опрошенных с легким уровнем депрессии большинство проживают в собственном доме – 8% (14 чел.).

Подавляющее большинство студентов, не имеющих депрессию проживают на съёмной квартире – 34% (53 чел.). Положительным фактором явилось то, что 83,9% (131 чел.) респондентов не имеют вредной привычки курение табака. Среди всех опрошенных было выявлено большое количество лиц, не имеющих интереса к занятию спортом – 64,1% (100 чел.): 1 курс 30,8% (48 чел.) и 6 курс 33,3% (52 чел.). Треть опрошенных отмечает у себя вредную привычку — «заедание» стресса – 30,8% (48 чел.): студентов 1 курса 11,5% (18 чел.) и 6 курса 19,2% (30 чел.), что влечет за собой риск возникновения не только депрессии, но многих других заболеваний. Средняя продолжительность ночного сна у большинства опрошенных составляет 5-6 часов: 44,2% (69 чел.), среди которых 21,8% (34 чел.) из 1 курс и 22,4% (35 чел.) 6 курс. Большая часть респондентов указала, что кратность приёма пищи в сутки варьируется от 2 до 3 раз: 42,3% (66 чел.) – 1 курс 19,2% (30 чел.) и 6 курс 23,1% (36 чел.). Принимать пищу в течение учебного дня получается у 69,9% (109 чел.) всех респондентов. Время основного приёма пищи приходится у большинства опрошенных на период с 17:00 до 23:00 часов – 50,6% (79 чел.): 1 курс 23,7% (37 чел.) и 6 курс 26,9% (42 чел.). Важным фактором риска развития депрессии является наследственная предрасположенность. Среди всех опрошенных 5,1% (8 чел.) уже имеют неврологические заболевания и состоят на учете у невропатолога и 6,4% (10 чел.) имеют родственников, страдающих нервными заболеваниями.

Заключение

Таким образом, студенты медицинского ВУЗа в течение учебы испытывают стрессовые нагрузки. Положительным является тот факт, что подавляющее большинство респондентов 59,6% (93 чел.) не имели признаков депрессии. Но как среди первокурсников, так и среди студентов шестого курса в ходе исследования выявлены лица, имеющие тяжелый, средний и легкий уровни депрессии. Среди выявленных факторов риска депрессии основными можно назвать: нерациональное и нерегулярное питание, недостаточную физическую активность, нарушение режима сна и отдыха. Причем вышеуказанные факторы выявлялись преимущественно у лиц уже имеющих признаки депрессивного состояния, обнаруженного на первом этапе исследования. Поэтому актуальным является разработка методов скрининга факторов риска и первых доклинических проявлений депрессии, в том числе среди студенчества. Анкетирование как метод скрининга является удобным, дешевым, доступным для применения в любом помещении и легким в обработке методом. Он может быть включен в амбулаторно-поликлиническую практику и в систему ежегодного профилактического осмотра студентов — медиков. Мы считаем, что необходимо проводить работу со студенческой молодежью по информированию о факторах риска и методах профилактики депрессий, формированию здорового образа жизни.

medconfer.com

Депрессия студентов

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 1259

Поделиться с друзьями:

По результатам опросникам депрессии Бека среди студентов первого курса ЕИ КФУ не выявлено депрессии у 2(8 %), легкая депрессии у 10(40%), умеренная депрессия у 5 (20%), выраженная депрессия (средней тяжести) у 4 (16%) и тяжелая депрессия у 4 (16%). Среди второкурсников нормальные значения по опроснику Бека получены у 12 (48%), легкая депрессия (субдепрессия) у 5 (20%), умеренная лепрессия у 3(12%), выраженная депрессия(средней тяжести) у 4 (16%), тяжелая депрессия у 1(4%).

Испытуемые с легким уровнем депрессии характеризуются медленным угнетением настроения, некоторым снижением активности и интересов, упадком жизнерадостности и воображения, ослаблением привязонности к жизни.

Умеренный уровень депрессии отличается от легкого уровня выраженной подавленностью настроения, заторможенностью умственных и двигательных процессов. У студентов с данным уровнем депрессии наблюдается сниженная самооценка, потеря интереса к своей будущей жизни, прошлое оценивается пессимистично.

При выраженной депрессии или же депрессии средней тяжести студенты больше времени заняты только собой и собственными мыслями, своими проблемами. У них теряется трудоспособность, увеличивается плаксивость и т.д..

Тяжелый уровень депрессии характеризуется с постоянным депрессивным настроением, сильной утомляемостью, заниженной самооценкой, чрезмерным неадекватным чувством вины.

В результате проведенного исследования было выявлено, что первокурсники более подвержены депрессии, чем второкурсники, потому что они находятся вдали от дома и всё для них в университете новое.

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова,

Особенности депрессии у студентов, обучающихся

по кредитной и линейной системам.

В обществе существует реальная угроза снижения уровня психического здоровья, интеллектуального потенциала поколения, входящего в жизнь, угроза здоровому генофонду.

В последнее десятилетие значительно расширился спектр факторов риска, нарушающих здоровье студентов: среди них социально-экономическое и экологическое неблагополучие. Немаловажную роль играют инновационные системы обучения, обусловленные реформированием ВУЗовского образования. Наблюдается насыщение учебных программ, интенсификация учебного процесса, что ведет к большим перегрузкам, увеличению времени пребывания студентов в стенах, дефициту времени на самостоятельные учебные занятия, нарушению режимных моментов (М.И.Степанова, 2000).

Пластичность функциональных систем организма студента способствует быстрой его адаптации к широкому диапазону разнообразных воздействий внешней среды. Однако еще не конца сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные напряженные ситуации, что приводит к функциональным расстройствам и заболеваниям (А.Г. Сухарев,2000).

Депрессия – чума 20-го века – так называют депрессию СМИ, и сравнение с самым страшным заболеванием средневековья возникло совсем не случайно: по прогнозам к 2020 году депрессия выйдет на первое место среди других заболеваний, обогнав сегодняшних лидеров — инфекционные и сердечнососудистые заболевания; в 21-ом веке именно депрессия станет убийцей № 1. Уже сегодня более 50% всех самоубийств на планете совершают люди, находящиеся в состоянии депрессии.

Депрессии, согласно данным ВОЗ, в настоящий момент являются одним из наиболее распространенных психопатологических нарушений. Ежегодно депрессивные расстройства диагностируются не менее чем 200 миллионов человек. Кроме того, в отличие от других видов психопатологических нарушений, депрессивные состояния в 40% случаев не диагностируются вовремя, так как при депрессиях непсихологического уровня аффективная патология часто манифестирует преимущественно в идее неврозоподобной соматовегетативной симптоматики. Так как в подобной ситуации человек не получает адекватного лечения, это приводит к утяжелению и хронификации психической патологии. Наиболее опасным является то, что недиагностированные и нелеченные депрессивные расстройства в ряде случаев заканчиваются самоубийством больных. (Елисеев О.П., 2005).

Однако в настоящее время практически не встречается работ, в которых изучалась зависимость депрессии от системы обучения студентов.

Анализ литературы показывает, что изучение состояния психического здоровья, и в частности пограничных невротических расстройств, у лиц молодого возраста является актуальным в ввиду быстрых изменений социально-экономической ситуации в стране (Кузнецова Л.М., 2008).

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явилось изучение депрессии у студентов, обучающихся по кредитной и линейной системам.

1. Произвести дифференциальную диагностику депрессивных состояний у студентов, обучающихся по кредитной и линейной системам в различные экспериментальные периоды: в норме, за полчаса до экзамена, через полчаса после экзамена.

2. Сравнить уровни депрессии студентов различных экспериментальных групп.

Исследование проводилось на 30 студентах в возрасте от 20-23 лет факультета естествознания, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Для исследования выбраны две экспериментальные группы: студенты, обучающиеся по кредитной системе и студенты, обучающиеся по линейной системе. Были выбраны периоды, характеризующиеся наиболее заметными изменениями депрессии: в обычный учебный день, перед экзаменом, после экзамена. Диагностика уровня депрессии у вышеуказанных экспериментальных групп проводилась по шкале депрессии (Рогов Е.И.,2005).

В обычный, относительно спокойный учебный день уровень депрессии у кредитников в среднем составляет 53 балла по шкале депрессии, что говорит об обнаружении легкой депрессии ситуативного или невротического происхождения. У линейников же диагностируется состояние без депрессии (37 баллов) (таблица 1; рис 1).

Показатели депрессии студентов в различные экспериментальные периоды, в баллах

Рисунок 1

Уровень депрессии у студентов — кредитников перед экзаменом падал в среднем на 3 балла и составлял 50 баллов, а у студентов — линейников повышался на 6 баллов и становился равен 43 баллам, но не превышал порога перехода в более тяжелую стадию депрессии. Такая закономерность, скорее всего связана с особенностями подготовки и сдачи экзамена по кредитной и линейной системам (таблица 1; рис. 1).

У кредитников после экзамена уровень депрессии несколько падает по сравнению с предэкзаменационным (на 1 балл) и становится ниже, чем в норме (на 4 балла), то есть равен 49 баллам (таблица 1, рис.1). У студентов -линейников уровень депрессии в период реституции (через 30 минут после экзамена) незначительно снижается и составляет теперь 42 балла по шкале депрессии. Анализируя полученные результаты, можно говорить о том, что возникшие стрессы принимают хронический и комбинативный характер. Вероятно, их причиной следует считать одновременное воздействие нескольких стресс-факторов. В случае же, когда стрессовые воздействия неоднократны и следуют один за другим продолжительное время, то у студентов развиваются симптомы хронического эмоционального стресса. Однократные функциональные сдвиги в организме под влиянием стресса не предотвращают опасность и рассматриваются физиологами как биологически целесообразные реакции организма для преодоления затруднительных ситуаций.

Однако экзаменационные и другие стресс-факторы действуют многократно, а вызванные ими функциональные сдвиги после окончания действия не восстанавливаются длительное время. Различные константы организма (в данном исследовании депрессии) и его реакции не должны сильно отклоняться от нормы. Но адаптационные резервы организма студентов не безграничны, и, если даже после длительно действующего стресс-фактора они медленно восстанавливаются, то след от стресса все же остается. Можно предположить, что негативное действие стресса зависит как от длительности действия факторов, так и того, восстанавливаются ли нарушенные под влиянием стресса функции организма.

Показатели, имеющие тенденцию возвращаться к норме, являются ценным критерием оценки реакции, то есть стабилизация этих показателей является надежным критерием оценки психического состояния организма (Кутепов Е.Н., 1999).

Следует отметить, что процентное соотношение студентов с низким, средним и высоким уровнями депрессии также значительно отличалась в норме, перед экзаменом и после него (таб.2; рис.2)

Изменение процентного соотношения показателей депрессии студентов в различные экспериментальные периоды, (%)

В обычный учебный день

Изменение процентного соотношения показателей депрессии студентов в различные экспериментальные периоды, (%)

Проведенное исследование репрезентативной выборки в популяции кредитников позволило выявить, что в межсессионный период большинство молодых людей данной группы (40%) имели низкие показатели (депрессию на начальной стадии), либо вообще не имели никаких признаков депрессии. Количество субъектов со средними уровнями этого показателя составляло 34%, с высокими – 20%, имеющих сверхвысокую депрессию – 6% (таблица 2; рис. 2).

У большинства линейников (86%) также диагностировалось состояние без депрессии, а остальные 14 % показали средний уровень, то есть у них обнаружилась легкая депрессия ситуативного или невротического генеза. Студентов в субдепрессивном состоянии, а также в состоянии истинной депрессии не обнаружено (таблица 2; рис.2).

В тоже время, в условиях экзаменационного стресса в группе кредитников наблюдалось уже 35% студентов с низкими показателями депрессии, у большинства студентов (38%) наблюдались средние уровни депрессии (легкая депрессия), доля субъектов с высоким уровнем депрессии повышается незначительно и составляет 21 %, а истинное депрессивное состояние обнаруживается у 6% обследуемых (таблица 2; рис.2).

Среди линейников во время сессии 32 % студентов оказались без депрессии, у 49% обнаружилась легкая депрессия, 13% оказались в субдепрессивном состоянии, 6% — в истинном депрессивном состоянии (таб.2;рис.2).

В период реституции (восстановления) 37% студентов, обучающихся по кредитной системе, обладали слабой депрессией, 37% — средней, 20% — высокой, 6: — сверхвысокой (таблица 2; рис.2).

В аналогичный период восстановления 36% студентов, обучающихся по линейной системе, оказались в состоянии без депрессии, 46% — в состоянии легкой депрессии, 12% — в субдепрессивном состоянии, 6: — в истинном депрессивном состоянии (таб.2; рис.2).

Сравнивая данные у студентов, обучающихся по разным системам, можно говорить о том, что различие в учебных процессах, несомненно, накладывает отпечаток на психо — эмоциональное состояние студентов, и как следствие, на показатели депрессии, а также на характер ее динамики.

Полученные результаты согласуются с мнением М.В. Антроповой (1995), согласно которому эмоциональный стресс является фактором, вносящим весомый вклад в развитие депрессии. Построение самого процесса обучения по кредитной системе негативно сказывается на психо – эмоциональном состоянии студентов, экзаменационное тестирование является для большинства вполне приемлемым с точки зрения умственно-эмоциональных нагрузок. Что касается линейной системы обучения, то здесь наблюдается обратная ситуация, то есть наиболее благоприятен именно сам процесс обучения, а экзаменационный период несет в себе наибольшую опасность и нагрузку.

Учеба студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижениями поставленной цели, продолжающимися трудными ситуациями. Под влиянием хронического воздействия учебных, эмоциональных нагрузок у студентов значительно увеличивается напряженность различных функций организма. При этом перенапряжение нервной системы может принимать застойный характер и тем самым провоцировать возникновение неврозов, депрессии и состояние фрустрации. Поэтому повышенная тревожность и депрессия является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок. Следовательно, важно создавать необходимый оптимум деятельности центральной нервной системы. Если невозможно полностью освободить студента от психо — эмоционального напряжения, то необходимо увеличить устойчивость адаптационных механизмов организма обучающихся к эмоциональным стрессам. Целесообразно, с одной стороны, использовать резервы организма, с другой – обнаружить отклонения и недостатки этих механизмов, чтобы вовремя их устранить средствами профилактики.

1. Уровень депрессии у кредитников выше, чем у линейников в межсессионный период, перед экзаменом и после него, однако во время сессии данный показатель у кредитников падает, а у линейников возрастает. Обучение по кредитной системе негативно влияет на показатели депрессии в межсессионный период: депрессия имеет тенденцию к возрастанию. При обучении же по линейной системе депрессия больше выражена перед экзаменом. После экзамена уровень депрессии падает, но до исходного уровня не восстанавливается.

2. Соотношение студентов с низкими, средними и высокими уровнями депрессии значительно отличалось в норме и перед экзаменом: перед экзаменом возрастало количество студентов с высоким уровнем депрессии как среди линейников, так и среди кредитников.

1. Антропова М.В. Адаптация организма учащихся и студентов к учебной и физической нагрузке.- М., 1995. С. 9

2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / Второе издание.- СПб.: Питер, 2005. — с.72

3. Кузнецова Л.М., Кузнецов В.Д., Тимошенко К.Т. Показатели психического здоровья современных студентов вуза.//Гигиена и санитария.- 2008. №3. С. 59-63

4. Кутепов Е.Н., Варфоломеева И.В., Чарыева Ж.Г. Сравнительная оценка психодинамических методик, применяемых при изучении психологического статуса населения. // Гигиена и санитария.-1999.- №1.- с.7-12

5. Рогов Е.И. Азбука психологии: психология человека.- М.: Владос, 2005.- с.61

6. Степанова М.И. Гигиенические проблемы реформирования образования. // Гигиена и санитария.- 2000.№ 1.- с. 43-47.

7. Сухарев А.Г. Проблемы гигиены профессионального обучения и труда подростков. // Гигиена и санитария.- 2000. №5.с.39-41

www.rusnauka.com