Депрессия у детей 10 лет

Признаки и лечение детской депрессии

Психоэмоциональные расстройства молодеют с каждым годом. Это связано с общей невротизацией населения земного шара. Неврозы, психозы, депрессии стали постоянными спутниками жителей крупных городов, поэтому трудно ожидать, что наше поколение может вырастить детей с совершенно здоровой нервной системой и психикой. И все-таки каждому родителю хочется знать, что он может сделать для благополучия любимого чада.

Детская депрессия – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в определенных поведенческих и соматических симптомах. Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период. Именно с этим связаны участившиеся случаи самоубийства среди подростков.

Депрессия у детей проявляется по-разному, через разные симптомы, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Трудности с диагностикой этого недуга в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте возникают потому, что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть, печаль, тоску». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражена через соматические симптомы, то есть различного рода физические недомогания у ребенка. Это приводит лишь к длительным и мало результативным походам по врачам, и, увы, к закреплению болезни в психике и нервной системе малыша.

Как вовремя распознать заболевание? Из-за чего оно может возникнуть? Как предотвратить переход болезни в хроническую стадию? Ответы на эти вопросы разнятся в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим подробнее каждую возрастную категорию.

Ранний возраст: от 0 до 3 лет

Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

  1. Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
  2. Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
  3. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
  4. Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
  5. Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
  6. Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).
  7. Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста. Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что страх громких звуков – врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

    Симптомы депрессии у ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

  8. снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
  9. задержка в прибавке веса;
  10. моторная заторможенность, замедленность движений;
  11. симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
  12. плаксивость, капризность.
  13. При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.

    Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

    Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

    В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

    • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
    • стремление к уединению, избегание контактов;
    • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
    • страхи темноты, одиночества, смерти;
    • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
    • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).
    • Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса. Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.

      Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

    • Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
    • Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.

Наиболее подвержены развитию депрессии дети-меланхолики, со слабой и неустойчивой нервной системой. Но даже такому ребенку можно помочь укрепить свое психическое здоровье.

Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

  • Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
  • Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
  • Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
  • При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» — лечение у детского психотерапевта.
  • Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

    Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.

    Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

    С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

    Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

    Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

  • Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
  • Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
  • Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.
  • Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

    Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка. Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире – с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело. Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.

    Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского. Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

    Симптомы заболевания могут быть те же, что и в предыдущей возрастной группе. Но к ним добавляются существенные перепады настроения, гнев, раздражительность.

    Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида. При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

    Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

    Лечение депрессии у детей

    Лечение депрессии у детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы. Методы лечения могут быть такими:

  • Медикаментозное лечение – только по назначению врача.
  • Вспомогательные процедуры – рефлексотерапия, физиотерапия, и.т.д.
  • Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
  • Психотерапия – основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант – семейная психотерапия.
  • Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).
  • indepress.ru

    Депрессия у детей

    Каждый человек немножко знает, что такое депрессия. Но только немножко. О наличии депрессии можно говорить только при наличии нескольких компонентов: плохого настроения, мыслительной и двигательной заторможенности. К этому добавляются болезни, падает жизненный тонус. И появляется депрессивная идея: самообвинение, самоосуждение, мысли о болезни, самоуничижение. Депрессия – это длительное патологическое состояние.

    Все это о взрослых, а что же у детей? Ещё 50 лет назад считалось, что депрессивных состояний в детстве не бывает, но это не так. Дети тоже подвержены этому психическому расстройству.

    В раннем детском (1-3 года) и дошкольном возрасте (3- 6 лет) для ребенка мир – это семья, поэтому причина депрессии находится в семье. Чаще всего – разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок может принимать это на свой счет, т.к. он в силу возраста эгоцентричен. Другими травмирующими обстоятельствами могут быть длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад. И проблема не в том, что это случается, а в том, что ребенка почти никогда не посвящают в семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца. Родители забывают сохранять контакт и близость, и ребенок чувствует эмоциональную отгороженность.

    У детей младшего школьного возраста (6\7-10 лет) депрессию вызывают не только внутрисемейные проблемы, но и трудности, связанные с обучением в школе: смена класса, учителя, переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т. п.

    Какие особенности у детской депрессии?

    Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня. Днём отмечаются усталость, сонливость, головные боли. К вечеру, как правило, нарастает тревога с беспокойным взглядом, суетливостью, напряженностью. Сопровождается это бесцельным бегом по комнате, множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону.

    Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

    При депрессии у ребенка может возникать:

    нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

    боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

    кашель, нарушение вдоха;

    экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

    головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

    Длительное повышение температуры в пределах 37,1—38,0°C без воспалительного процесса.

    Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

    Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. При этом дети много плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на то, что «силюсь понять и не понимаю».

    К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

    Как заподозрить что у ребенка депрессия?

    С ранних лет человек имеет свой характер, свою линию жизни. Поэтому, стоит обращать внимание, если ребенок ВДРУГ:

    Плачет по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т. п.

    Злится, дерётся, ворчит, капризничает, грубит, просто «отбился от рук».

    Безразличен, чрезмерно послушен.

    Начал болеть, потерял аппетит, стал сонливым или его мучает бессонница. Он трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны.

    Плохо соображает, плохо учится, недоволен собой.

    Стал бояться остаться одному на всем свете, потерять маму, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «нейтронная война», «люди погибнут», «я умру».

    Неулыбчив, отказывается отвечать на вопросы, недоверчив, не хочет подойти к другим детям.

    Охотнее играет в одиночестве, избегает игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания.

    Отказывается от любимых и новых игрушек, игра становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день.

    Худеет, становится бледным, у него синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражении лица, беспокойный или потухший взгляд.

    Перестает отпускать от себя мать, просит взять на руки, покачать, в речи появляются младенческие интонации.

    Начал сосать палец, грызть ногти, кончики волос, воротничок, накручивать волосы.

    Стал медлителен. Он подолгу одевается, часто опаздывая из-за этого в школу, не может бегать на переменах, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялыми и неуклюжими.

    Болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

    Винит во всех проблемах тех, кто окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

    Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

    Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут лечение, при необходимости, медикаментозное. Хорошо, если психолог и психиатр работают в тандеме и совместно с родителями помогают ребенку.

    Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. Чем больше эмоционального и физического контакта у родителей с ребенком, тем лучше. Укрепляйте привязанность вашего ребенка к вам. Как это сделать, хорошо написал Г.Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей». А ещё есть мнение, что ребенку в сутки нужно не меньше 20 прикосновений. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один.

    Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель — поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают и не испуганы происходящим. Возможно, стоит снизить требования и учебные нагрузки.

    Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

    Родителям важно правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, и жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать.

    Белоусова Екатерина,
    психолог

    www.ya-roditel.ru

    Депрессия у детей 10 лет

    Интерес к детским депрессиям возник относительно недавно, что объясняется представлениями о детях как о существах изначально от природы счастливых, жизнерадостных, неспособных глубоко и продолжительно переживать свои трудности.

    Кроме того, замкнутость детей нередко воспринимается как депрессия и наоборот: детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием в целом. Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или самостоятельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений, усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим детям.

    Выделяют три подтипа депрессии. 1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в свои переживания. 2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в ожидании неудач, несчастий. 3-й подтип (у детей старше 10 лет) встречается реже и характеризуется чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и активными мыслями о самоповреждении.

    С возрастом не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов. У детей депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх), реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.

    Депрессия у школьников 8-11 лет.

    Психосоматические симптомы: энурез, нарушения сна, мутизм (отказ от речевого общения), желудочно-кишечные расстройства, «школьная головная боль». Более часты психические симптомы: тревога, заторможенность, самоизоляция, раздражительность, неуверенность, нежелание участвовать в игре, чрезмерное переживание ответственности, ипохондрия, эмоциональная нестабильность, агрессивность, страхи, подавленность, суицидальные мысли и реже поступки, мысли о неполноценности.

    По частоте встречаемости проявления депрессии у детей располагаются в следующем порядке.

    1. Утрата интереса к эмоциональным играм и учебе (66%).

    2. Затруднения при освоении школьной программы (51%).

    3. Желудочно-кишечная симптоматика (40%).

    4. Страх посещения школы, прогулы занятий (31%).

    6. Нарушения поведения (26%).

    7. Расстройства сна (23%).

    8. Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду (21%).

    9. Чрезмерное пристрастие к сладкому (21%).

    10. Уходы из дома (20%).

    11. Головная боль (14%).

    13. Сосание пальцев (8%).

    14. «Сердечные жалобы» (2%).

    Депрессия у старших подростков более похожа на депрессию взрослых: головная боль, подавленность, невозможность испытывать положительные эмоции, тоска, расстройства сна, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, бронхиальная астма, нейродермит, потеря аппетита или переедание, суицидальные мысли или намерения, бесчувствие, ипохондрия.

    Лечение депрессии у детей и подростков

    Существуют различные методы лечения депрессии, в том числе лекарственными препаратами и психотерапией. Семейная терапия может оказаться полезной, если семейные конфликты являются причинами депрессии у подростка. Подросток также должен ощущать поддержку со стороны семьи или учителей, чтобы решить проблемы в школе или со сверстниками. При тяжелой форме депрессии иногда требуется госпитализация в психиатрическое отделение.

    Как не допустить депрессии у детей?

    1) правильно организуйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться его постоянно; обратите особое внимание на то, как ваш ребенок проводит досуг (сколько времени проводит за компьютером, гуляет, смотрит телевизор, общается с друзьями и др.);

    2) постарайтесь понять, в чем причина плохого настроения вашего ребенка (может быть это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс). В такой ситуации необходимо уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость;

    3) физические нагрузки и свежий воздух, поднимая настроение, тоже помогут в борьбе с депрессией;

    4) уделяйте время своему ребенку, рассказывайте ему забавные или поучительные истории из своей жизни, обсуждайте с ним семейные проблемы;

    5) если все-таки ваш ребенок подвержен депрессии, несмотря на ваши старания, запишите его на групповую терапию к психологу, там ему будет проще отвлечься, научиться самопониманию и успешному взаимодействию с окружающими;

    6) помните, что положительная эмоциональная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию;

    7) будьте внимательны к своему ребенку, его проблемам, не отталкивайте его от себя, не прикрывайтесь отсутствием свободного времени.

    Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

    Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

    www.medkirov.ru

    Депрессия у детей: как распознать и вылечить

    Бывает ли депрессия у детей? Раньше такой диагноз ставили взрослым, а сегодня все чаще можно услышать о подростковой депрессии. Однако о том, что депрессией страдают даже пятилетние дети, к сожалению, известно не всем родителям.

    Детская депрессия особенно коварна, ведь многие ее признаки часто принимают за капризность, избалованность, возрастной кризис у детей и даже лень. Как понять, что у ребенка депрессия и вовремя помочь ему — читайте в нашем материале.

    Основные симптомы депрессии

    Снижение тонуса организма, желание отстраниться от людей, заторможенные реакции, ощущение тоски и печали, ослабление интересов – вот основные признаки заболевания.

    Часто эти симптомы слабо выражены у детей, к тому же малыши не всегда могут сказать о своих чувствах и ощущениях.

    Депрессию у ребенка выдает ухудшение здоровья. Чаще всего это может быть:

    Нередко взрослые обращаются с ребенком к врачам, думая, что причина недомоганий – проблемы со здоровьем. Но медики не находят никаких заболеваний внутренних органов и нарушений систем организма, так как все дело в депрессии, которую достаточно трудно диагностировать.

    Причины депрессии у детей

    Психолог Илона Сеневская рассказывает: «В большинстве случаев расстройства психики у детей не могут появиться просто так. Они передаются генетически, появляются вследствие неправильного воспитания или негативного влияния окружающего мира».

    Среди наиболее часто встречающихся причин депрессии, специалисты выделяют следующие:

  • проблемы в школе (не дается учеба, конфликт с учителем);
  • проблемы в отношениях со сверстниками (школьный буллинг (травля в школе, неприятие, отсутствие друзей, ссора, потеря друга, личные проблемы);
  • трудности в отношениях с родителями (непонимание, излишняя строгость, недостаток тепла, ссоры родителей, развод);
  • смена погоды (недостаток солнечного света и витаминов);
  • воздействие новых технологий (излишнее время у экрана телевизора, компьютера, смартфона, негативное влияние компьютерных игр и неконтролируемой информации из интернета);
  • низкая самооценка (необходимость быть популярным, стройным, богатым, модным и т.д.).
  • Признаки депрессии у детей разного возраста

    Как и у взрослых, у детей бывает временная, хроническая и сезонная депрессия, и в разном возрасте она проявляется по-разному:

    • возраст 1-3 года: снижается аппетит, вес, ребенок становится капризным, слезливым, медлительным;
    • возраст 3-6 лет: снижается активность и интерес к окружающим, печаль, скупая мимика, старческая походка;
    • возраст 7-10 лет: тоска, безразличие, замкнутость, отсутствие энергии, интереса к играм со сверстниками, школьным занятиям;
    • возраст 10-14 лет: трудности с запоминанием и осмыслением учебного материала, медлительность, неловкость, неуклюжесть, вялость, отказ от секций и кружков;
    • возраст 15-17 лет: низкая самооценка, неуверенность в себе, потеря интереса к ранее любимым занятиям, появление чувства вины, безнадежности, нежелание общаться, частые разговоры о болезни или смерти, враждебность и агрессивность.
    • Психолог Илона Сеневская рассказывает: «Депрессивный ребенок плачет по любому поводу: замечание, поощрение, обида и даже радостноме событие. Обычно свое плохое настроение дети считают виной родителей. А при хронической депрессии, становясь старше, могут демонстративно угрожать покончить с жизнью».

      Лечение депрессии у детей

      Депрессивное состояние не проходит само, ни у взрослых, ни у детей. Его обязательно нужно лечить. Причем чем раньше распознать депрессию, тем быстрее ребенок вернется в нормальное состояние.

      Если вы замечаете у своего ребенка признаки депрессии – проконсультируйтесь у психолога, психотерапевта или психиатра. Специалист поможет выявить причину депрессивного состояния и назначит соответствующее лечение.

      Совсем не обязательно это будут лекарства, детей от депрессии обычно лечат с помощью психотерапии:

    • игровая терапия расслабляет, отвлекает, отображает внутренние проблемы;
    • с арт-терапией будет легче найти причину депрессии;
    • с помощью игры с куклами ребенок проживет свои проблемные ситуации;
    • творчество поможет раскрыться;
    • обязателен полноценный 10-часовой сон в спокойной обстановке, в темноте;
    • ежедневные прогулки на свежем воздухе:
    • физическая активность.

    Если депрессия перешла в хроническую стадию, ребенку в качестве лечения могут назначить антидепрессанты.

    Чтобы ребенок выздоровел как можно скорее, родителям важно:

  • уделять ему как можно больше внимания,
  • сочувствовать,
  • сопереживать,
  • отвлекать от мрачных мыслей,
  • чаще бывать с ним среди людей,
  • больше разговаривать, чтобы он не держал в себе переживания.
  • А еще — детская дружба спасает от депрессии, как утверждают канадские исследователи.

    www.uaua.info