Депрессия у малышей

ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Подписывайтесь на канал «Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
или наберите в поиске мессенджера «телеграм» — nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

ДЕПРЕССИЯ У ДЕТЕЙ

Христоф Вильгельм Гуфеланд (1762—1836 гг.) врач — Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть.

Это психиатрия упала в детство, или дети впали в психиатрию?

Все-таки, многие взрослые – мощные эгоисты. В большинстве своем, они считают, что только у них настоящие проблемы в жизни, только они имеют право на «настоящие» тревоги и волнения, только они имеют привилегию заявить – «Ох, как я устал! Ах, кажется у меня депрессия!». По мнению этих взрослых, телесно здоровый ребенок, надежно опекаемый ими, не имеет серьезных забот и неприятностей, у него нет существенных обязательств и ответственности. Следовательно, у малыша нет никаких реальных причин для тревожного расстройства. Тем более, такие взрослые уверены, — ребенок не имеет права на депрессию! Молод еще! «Малыш должен быть веселым и беззаботным, бодрым и жизнерадостным!» — такова их установка. «Мы бодры, веселы!» — таков их девиз.
И если даже, родители видят множество депрессивных признаков, ребенок грустен и печален, плаксив и раздражителен, плохо ест и плохо спит, всегда найдется куча убедительных объяснений этим явлениям, всегда есть уверенность, что это временно, и есть внешние причины, и скоро это пройдет само собой.
И так, до позднего времени, даже среди детских специалистов, общепринятым было мнение, что у детей, в особенности доподросткового возраста, не может развиться депрессивное расстройство, и только в самом конце 20-го века ученые аргументировано доказали:
а) депрессия у детей, также как у взрослых, точно бывает, даже у самых маленьких
б) детская депрессия встречается нередко
в) депрессивные расстройства в детском возрасте требует вмешательства взрослых специалистов

Позже выяснился еще один интересный факт. Оказывается, ребенок с депрессией совсем необязательно выглядит, как бледное, несчастное существо с огромными грустными глазами, полными горя и слез, которое не ест и не спит, печально страдая в глубоком, безутешном одиночестве. Детская депрессия, особенно в начале своего развития, зачастую, протекает своеобразно, может проявляться и обычными капризами, и повышенной раздражительностью, негативизмом и гневливостью, вспышками злобы и агрессии, а также познавательными трудностями (проблемы внимания, памяти, умственной работоспособности). Сплошь и рядом, в детской депрессии встречаются проблемы телесного характера – различные виды боли разнообразной локализации (голова, грудь, живот, спина, ноги…), тошнота, вялость, слабость, запоры и т.д.
Тогда становится ясно, почему диагностика депрессии у детей часто бывает затруднена, сопутствующие ей, в изобилии представленные, иные поведенческие, когнитивные, эмоционально-волевые и соматические проблемы размывают и маскируют депрессивный радикал, усложняют идентификацию патологии.

1. длительное и значительное изменение настроения – ребенок грустный, печальный, тоскливый, унылый, испытывающий скуку, как в воду опущенный, ворчливый, занудный, недовольный, огорченный, несчастный, тревожный и т.д…
2. длительное и значительное изменение поведения – снижение активности (странная гиперактивность, двигательное беспокойство), раздражительность, капризы, негативизм, злобность, агрессивность, гневливость, разрушительность…
3. значительное изменение мышления в области личностных директив и ориентаций – искажение и снижение самооценки, концепция вины и стыда, самобичевание, стеснительность и трусость, деформация самоанализа и рефлексии, ощущение собственной неадекватности и ненужности, пессимизм и прогнозирование персональных неудач, трудность выбора и нерешительность, формирование понятия «слабое звено» — повышенный риск суицида…
4. значительное нарастание познавательных трудностей — проблемы внимания, памяти, умственной работоспособности, сложности логических операций, снижение успеваемости…
5. длительные и (или) значительные соматические (телесные) жалобы — непонятная постоянная слабость, вялость, заторможенность, всевозможные и разносторонние болевые синдромы самой различной локализации (голова, грудь, живот, спина, ноги…), тошнота, головокружение, шум в ушах, субъективные зрительные нарушения, зуд, запоры и т.д…

В 21 веке частота диагноза депрессии возросла настолько, что ее даже стали поэтично называть психическим насморком. В чем причина «депрессивной пандемии»? Результат более «мягких» диагностических критериев или (и) результат человеческой «эволюции»?

Достоверных виновников «депрессивной пандемии» в настоящее время пока не найдено, можно только предполагать: постоянно возрастающий, колоссальный, «неперевариваемый», поток информации;
неизменная лавина набор нескончаемых эмоциональных напряжений и стрессов, жизнь в большом городе, семейные деформации и крушения, алкоголь и наркотики; ко всему прочему, у некоторых детей и подростков добавляется еще один мощный фактор риска — психологически неисправные родители.

По данным разных авторов преходящие признаки депрессии отмечаются у 95 детей из каждой сотни, и это не болезнь! Но, выраженные и продолженные депрессивные изменения регистрируются примерно у 3-4% младшего возраста, и у каждого пятого-шестого подростка! В таких случаях, длительные депрессивные процессы, несущие реальную угрозу здоровью, отслеживаются не только в качестве реакции на значимый стресс или неприятные происшествия, но и, самопроизвольно, без видимых причин. С каждым годом цифры регистрации детской депрессии только растут, средний возраст первых депрессивных проявлений стабильно уменьшается.

Но депрессия совсем не психический насморк! Количество попыток и завершенных самоубийств у детей и подростков, страдающих депрессией, в конце 20 — начале 21 века выросло многократно. В научных прогнозах фигурирует 2020 год – самоубийство, по частоте причин смерти, обгонит опухоли, и займет почетное второе место после сердечно-сосудистой патологии.
Кстати, в России за последние двадцать пять лет официально зарегистрировано более миллиона суицидов! А с 2003 года наша страна стала уверенно держится в лидерах по числу самоубийств среди несовершеннолетних (между прочим, и стариков тоже). По данным Роспотребнадзор в 2013 г. Российская Федерация легко покорила 1-е место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35–37%.

nervos.ru

Депрессия у детей

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  • Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  • Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  • Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.
  • В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

    1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
    2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.
    3. У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

      Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

      Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

      Классификация

      Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

    4. Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
    5. Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
    6. Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
    7. Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.
    8. Симптомы депрессии у детей

      Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

      Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

      У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

      Осложнения

      В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

      Диагностика

      Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

    9. Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
    10. Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
    11. Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
    12. Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
    13. Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.
    14. Лечение депрессии у детей

      Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

    15. Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
    16. Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
    17. Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.
    18. Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

      Прогноз и профилактика

      Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

      www.krasotaimedicina.ru

      Депрессия у детей – в чем причина?

      Пассивность и меланхолия ребенка сигнализируют: что-то не так как

      Для здорового мальчика или девочки активность, игры и смех естественны. Любопытство, бойкость, интерес ко всему происходящему помогают развиваться – вспомните, как весело возятся котята, жеребята или щенки. Откуда же берутся грустные «принцы» и «царевны-несмеяны»?

      Взгляд изнутри

      Дети эмоциональны и впечатлительны. Поэтому депрессивные состояния проходят у них особенно тяжело, могут вызвать расстройства здоровья (головные боли, вегетососудистая дистония, гастрит, экзема), ожирение или дефицит веса, стать причиной неуспеваемости, конфликтов в семье и даже привести к суициду. К переменам настроения у детей следует относиться с особой чуткостью.

      Биохимический механизм истинной депрессии – нарушение выработки «гормонов радости» в мозге. Недостаток серотонина и норадреналина случается из-за недостаточной физической активности, воспалительных процессов, гормональных скачков, хронических заболеваний и приводит к постоянному унынию, раздражительности, упадку сил. Возможна и обратная связь: депрессивное состояние, возникшее из-за объективных причин (проблемы в школе, психологическая травма и т.д.) становится привычным для мозга. Нехватка внешней стимуляции вызывает торможение выработки серотонина, а постоянный недостаток гормонов вызывает заболевание. Чаще всего болезнь возникает в период с 10 до 16 лет.

      Причин у детской депрессии очень много. Перечислим самые основные.

      Астенические состояния во время тяжелых заболеваний или в восстановительный период – организм понимает, что для исцеления нужно мало двигаться и «тормозит» ребенка.

      Разлука с родителями, развод, гибель кого-то из близких родственников. При расставании с матерью депрессия возникает даже у грудных младенцев – они перестают расти и набирать вес.

      Посттравматический синдром – ребенок пережил автоаварию, техногенную катастрофу, стал свидетелем ограбления, убийства и т.д. и никак не может избавиться от тягостных впечатлений.

      Насилие, психологическое, физическое или сексуальное. Одна из самых частых, но не афишируемых причин депрессии – ребенка избивают в школе или дома, используют в качестве сексуального объекта, пытались изнасиловать.

      Комплекс неполноценности, вызванный отставанием в учебе, критическими замечаниями родных, педагогов или сверстников, физическим недостатком, истинным или мнимым.

      Гормональные изменения пубертатного периода, первые менструации, поллюции, неудачный сексуальный опыт, задержка физического развития по сравнению со сверстниками.

      Хроническая психотравмирующая ситуация – травля в школе, конфликт с учителем, детское воровство, неприятная тайна, не рассказанная родителям.

      Переезд, переход в новую школу, резкая смена образа жизни – дети консервативны и с трудом расстаются с привычными вещами.

      Хронический болевой синдром – заболевания, медицинские манипуляции, последствия травм и операций, особенно ампутаций, вызывающие постоянную боль и очаги воспаления в организме.

      Прием стероидов, гормональных и повышающих иммунитет препаратов, некоторых других лекарств.

      Алкоголь или наркотики – даже однократное употребление наркотических веществ подростком может нарушить выработку «гормонов радости».

      Дифференциальный диагноз: депрессивное, угнетенное состояние может быть признаком заболеваний головного мозга (опухоли, повышенное внутричерепное давление), системных недугов с нарушением общего состояния (анемии, лейкозы), хронических болезней ЖКТ (холецистит, колит), онкологии на поздних стадиях. Под депрессию может маскироваться аутизм, детская шизофрения, маниакально-депрессивный психоз.

      Тревожные симптомы

      Как отличить обычное дурное настроение от признаков депрессии? Самый важный момент – ребенок становится безучастным ко всему, включая учебу, хобби, подарки, друзей и родных. Он перестает общаться, изредка делая исключение для пожилых, малышей и домашних животных. Часто печален, слезлив, редко смеется, на него накатывают приступы безудержного веселья, переходящие в истерику. Сын или дочь безразличны к внешнему виду, модной одежде и украшениям. Возможны приступы агрессии, особенно по отношению к родителям, младшим детям, одноклассникам и животным. В тяжелых случаях появляется заикание, недержание мочи и кала.

      Если шаловливый малыш вдруг стал тихим, как робот выполняет все просьбы родителей – это тоже серьёзный признак депрессии, потому что негатив скрыт под маской «я хороший». Обратная перемена – пай-девочка или мальчик, превращающиеся в хулиганов – тоже депрессия, отчаянный крик: «ну поймите, что у меня все плохо!».

      Резкое изменение аппетита, пищевых привычек, сильный набор веса или похудание, как правило, сигнализируют о неполадках в душе. Сладостями и шоколадками дети «заедают» проблемы, поэтому круглосуточное опустошение холодильника говорит о булимии, маниакальное стремление похудеть – об анорексии, а отказ от еды без видимых причин – о депрессии.

      Зацикливание на телевизоре или компьютерной игре тоже не сулит ничего хорошего. Когда ребенок активно общается в соцсетях – это не слишком полезно, но обеспечивает хотя бы суррогат эмоций. А фиксация на электронной картинке говорит о тяжелом одиночестве, уходе в себя.

      Обратите внимание на сон и отдых – депрессивный ребенок или подросток не высыпается, но всегда не прочь прилечь, подремать, хотя при этом спит плохо, вскакивая от каждого шороха.

      Проблемы с учебой тоже довольно характерны для депрессии. Это может быть нарушение внимания и концентрации, быстрая утомляемость, ухудшение памяти, почерка. Зачастую при прежнем же темпе занятий достигается значительно худший результат.

      Важный показатель депрессии – творчество ребенка, его круг чтения, художественных и музыкальных пристрастий. Если рисунки, стихи и песни выглядят мрачными, в них превалирует тема смерти, тоски, самоубийства, а книги, фильмы и музыка выбираются такие, что нагонят тоску на любого человека, это не сулит ничего хорошего.

      Нередко при депрессии в разговорах ребенка проскальзывают темы самоубийства, смерти и безысходности. Он рассуждает как взрослый, даже становится циничным. Выказывает недовольство своей внешностью, умом, достижениями, сетует, что его никто не любит и не понимает.

      Самый опасный признак – резкое улучшение на общем негативном фоне. Ребенок вдруг начинает ластиться к матери, объясняет, как сильно её любит и как перед ней виноват, начинает делать неожиданные подарки, раздавать свои вещи, хочет поговорить или повидаться со старыми друзьями или далеко находящимися родными. В этом случае будьте осторожны – он может планировать суицид.

      Не плачь, малыш!

      Детская и подростковая депрессия – опасное заболевание. Самолечение допустимо, только если вы застали болезнь на ранней стадии, причины устранимы и очевидны для вас. Схема лечения та же, что и у взрослых – дать организму отдых, а затем заставить мозг работать в нормальном режиме.

      Договоритесь со школьными учителями, что переведете ребенка, допустим, на месяц на домашнее обучение, или подгадайте терапию к началу каникул, захватив дополнительно пару учебных недель.

      Для начала два-четыре дня просто не беспокойте ребенка и не задавайте вопросов. Дайте ему вволю выспаться, отъесться, насмотреться хороших детских фильмов и мультиков, подложите интересные книги. Полезен ручной труд – лего, конструкторы, бисероплетение, рисование и т.д. Но не настаивайте ни на чем!

      Затем езжайте в отпуск – необходим активный отдых с физическими нагрузками. Будут полезны поездка к морю или в горы, сафари-парк или Диснейленд, экскурсия по чужой стране, конный или пеший поход, плавание на яхте, в крайнем случае, турбаза в лесу, дача или посещение родственников в другом городе. Важно, чтобы вид отдыха не вызывал у ребенка резкого отторжения, не было шансов отлежаться на диване, а компьютер и телефон оказались отключены.

      Если нет возможности уехать – обеспечьте новые впечатления в родном городе. Экскурсии, музеи, парки аттракционов, театральная или художественная студия, прогулки по окрестностям – хорошее средство от депрессии. Может оказаться кстати активный, требующий занятий и прогулок щенок, особенно если ребенок давно о нем мечтал. Следите за сном и отдыхом, независимо от того малыш это или уже подросток (не меньше 10 часов сна в день), исключите агрессивные фильмы и компьютерные игры по вечерам. Обязательно говорите с ребенком, выслушивайте его, подтверждайте свою любовь, шалите, играйте и балуйтесь вместе. И тогда постепенно все наладится!

      Если причина депрессии – посттравматический или хронический болевой синдром, гибель близких или разлука с ними, насилие, тяжелый стресс, и «домашние средства» не помогают – лучше не рисковать и проконсультироваться психологом. Срочно обратитесь к врачу, если ребенок предпринял попытку самоубийства, избил кого-то из школы или семьи, убил или покалечил домашнего любимца, жалуется на чудящиеся ему «голоса» и навязчивые мысли, больше двух-трех дней отказывается вставать, есть и общаться с родными.

      www.km.ru

      Лечение депрессии у детей и подростков

      Вопросу о лечении депрессии у детей раньше не придавали особого значения, считая, что дети не переживают столь глубоких депрессивных состояний, какие бывают у взрослых. Однако рост количества суицидов, совершенных детьми и подростками в последние годы, заставил психотерапевтов по-другому взглянуть на проблему.

      Депрессия у детей и подростков явление довольно распространенное, но не всегда распознаваемое. Возможно, из-за элементарного невнимания к детским проблемам, а может и потому, что дети больше чем взрослые склонны скрывать чувства и замыкаться в себе. Депрессивные состояния проявляются многочисленными устойчивыми симптомами, такими как подавленное настроение, негативные жизненные установки, нарушения поведения, мышления, снижение физической активности.

      Ранее специалисты считали, что дети до 12 лет депрессией не страдают. Однако выяснилось, что такому состоянию могут быть подвержены даже дети до года, но в каждом возрасте заболевание проявляется по-своему.

      Причины депрессии у детей всегда связаны с внешними негативными факторами, чаще всего механизм запускается под влиянием проблем социально-психологического характера:

      Иногда родители, чаще мать, проявляют к ребенку сверхопеку. Дети, которых чрезмерно опекают, в будущем плохо адаптируются в обществе и окружающем мире. Лишенные материнской поддержки, они не способны принимать решения и абсолютно беспомощные.

      Дети из неполных семей страдают от недостатка родительской заботы, лишены возможности делиться проблемами, получать советы от обоих родителей. Ребенок сам вынужден нести груз своих проблем, который иногда оказывается непосильным.

      Если ребенок живет в полной семье, но постоянно находится в конфликтной ситуации, то начитает думать, что его жизнь – обуза для родных, возможно, без него родителям было бы лучше, что все проблемы из-за него.

      Частые переезды также не идут на пользу психике ребенка. Дети нуждаются в друзьях, которым они могут довериться, общаться. Если родители часто переезжают у ребенка длительное время не сформируется полноценный круг общения. Он будет ограждать себя от новых привязанностей, боясь вновь потерять друзей.

      Многие дети впадают в депрессию из-за проблем в школе. Современная система образования перегружает детей, не все успешно справляются с учебным процессом. Плохие оценки формируют мнение одноклассников о ребенке, снижают самооценку, изолируют от сверстников.

      В поисках альтернативных источников самоутверждения дети находят утешение в онлайн-общении в Интернете. Им на помощь приходят ролевые онлайн-игры, в которых можно быть каким угодно: сильным, уверенным, бесстрашным. Онлайн-игры – основные причины сужения круга интересов. Создавая иллюзию самоутверждения, они замещают ребенку реальное взаимодействие с людьми, где нужно прилагать усилия, соблюдать правила. Хрупкая детская психика прячется в виртуальной реальности, стараясь подавить угнетенное депрессивное состояние, но в результате лишь усугубляет его.

      В подростковом возрасте основные причины возникновения депрессии – гормональные изменения в организме. Переизбыток гормонов провоцирует агрессивный настрой у подростков. Период гормонального созревания – время активной социализации и самоутверждения детей. Более активные подростки с твердой самооценкой становятся лидерами, диктуют моду и образ жизни. Если другие не соответствуют критериям, то не попадают в круг общения, становятся изгоями. У отвергнутого сверстниками подростка появляется ощущение отчужденности, возникает комплекс «гадкого утенка».

      В подростковом возрасте наступает пора первых сексуальных экспериментов. Если родители не смогли или не успели привить ребенку адекватное сексуальное воспитание, первые сексуальные контакты могут шокировать и разочаровать подростка.

      Под словом воспитание имеется в виду не запреты и попытки подавить пробуждающуюся сексуальность, а осознанное понимание, что ребенок повзрослел и нужно обучить его строить нормальные отношения, соответствующие возрасту ребенка. Подросток имеет право обладать достаточным уровнем информированности о сексе, чтобы этот аспект жизни не вызвал у него негативной реакции. Отсутствие полового воспитания позволяет ребенку совершать ошибки, негативно сказывается на самооценке, ведет к замкнутости, депрессии.

      Хронические стрессы – частые и самые вероятные причины депрессии у детей и подростков. Ребенок и так озабочен личностными проблемами, успеваемостью в школе, отношениями со сверстниками, самореализацией, поэтому каждый сильный стресс переживается очень болезненно. Депрессивные состояния вполне ожидаемы, если в семье происходит развод, при болезни или смерти одного близких людей, ссоре с родителями или друзьями.

      Если видимые причины социальной дисгармонии отсутствуют, депрессию связывают с нарушением нормального течения биохимических процессов в мозге.

      Известно, что дети, которые перенесли гипоксию, получили родовые травмы, становятся особо чувствительными к климатическим изменениям и страдают сезонными депрессиями. Основные физиологические причины депрессии – гипоксия, асфиксия, энцефалопатия и внутриутробные инфекции у новорожденных.

      Признаки депрессии у детей проявляются ощущением всеобъемлющей печали и осознанием бессмысленности происходящего, возможно возникновения мыслей о самоубийстве.

      Признаки депрессии обнаруживаются уже в возрасте 6-месяцев, в ситуациях, когда ребенка надолго изолируют от матери – аналитическая депрессия.

      У ребенка до года при аналитической депрессии наблюдают: отрешенность, вялость, психомоторную заторможенность, отказ от установления контакта, двигательное беспокойство, плач, крик, отсутствие аппетита, нарушения сна, рвота, повышение температуры. Случаи депрессии у детей до года редки. Заболеванию в основном подвержены дети в возрасте 12-16 лет.

      Классические признаки депрессии:

      • Снижение настроения. Утром ребенок может чувствовать себя вполне удовлетворительно. Но на протяжении дня, сталкиваясь с трудностями, ощущаю спад настроения. Пик приходится на вечер: начинает болеть голова, ребенок жалуется на проблемы, ничто не радует, все происходящее воспринимается в черном цвете. Возможны кратковременные вспышки хорошего настроения, сменяющиеся еще более глубоким унынием.
      • Снижение активности. Ребенку не хочется двигаться, только лежать или сидеть в характерной сгорбленной позе. Физическая активность не вызывает интереса, состояние вялое, апатичное. В школе начинаются проблемы с успеваемостью, наблюдается снижение интереса к развлечениям, хобби, ничто не радует.
      • Снижение мышления. Ребенок говорит тихо, медленно, с трудом подбирая слова, возникают проблемы с выстраиванием ассоциативного ряда (например, лето-жара-солнце-море). Дети не хотят отвечать на вопросы, ограничиваясь короткими фразами или кивком головы. Характерно застраивание на одной негативной мысли: все очень плохо, меня не любят, я не нужен, я ничего не могу, все хотят обидеть меня.
      • Нарушения сна. Детей мучает бессонница, негативные мысли мешают заснуть. Засыпая, спят беспокойно, поверхностно, не могут полностью выспаться, просыпаются разбитыми, усталыми.
      • Суицидальные мысли. Желание покончить с собой возникает постепенно, если депрессивное состояние длится более года. Мысль постепенно превращается в конкретный план действия, ребенок начинает тщательно продумывать свой уход из жизни. Такая ситуация очень опасна, рано или поздно, не получив должного внимания, ребенок может осуществить задуманное.
      • Соматические расстройства. При депрессии у детей наблюдают соматические признаки: снижение аппетита, слабость, сердечные и головные боли, повышение температуры.
      • Методы диагностики

        Диагностика депрессии у детей и подростков проходит с применением специальных опросников, но золотой стандарт – клиническое интервью, проведенное специалистом с ребенком и его родителями, знакомыми, которые замечали развитие заболевания. В целях ознакомления приводим популярные опросники, используемые при диагностике депрессивных состояний:

      • Опросник депрессии у детей Бека: www.psyline.ru/testdep.htm
      • Тест депрессии у детей Зунга: www.psyline.ru/testzung.htm
      • Лечение легких форм депрессии у детей проводят дома. Ребенку, который проходит курс лечения, полезно оставаться в привычной обстановке, посещать школу, выполнять домашнюю работу, например, сходить за продуктами в магазин.

        Тяжелые случаи заболевания, сопровождаемые попытками суицида или мыслями о самоубийстве, лечить нужно только в условиях стационара.

        Антидепрессанты

        Глубокая депрессия у детей лечится антидепрессантами. Наиболее оптимальный препарат – Адаптол. Дети хорошо переносят препарат, сонливости и побочных эффектов не возникает. Лекарство способствует нормализации сна, настроения, дает возможность усилить сопротивление организма стрессам и вывести ребенка из состояния депрессии.

        Также применяется лекарство тенотен – гомеопатический препарат, снижающий ощущение тревоги, нормализующий сон и аппетит. Тенотен улучшает концентрацию внимания, нормализует память.

        Чтобы вывести ребенка из тяжелой депрессии назначают дозировки амитриптилина, азафена, пиразидола, которые нужно употреблять только в условиях стационара под контролем врача.

        Психотерапия

        Когнитивная поведенческая психотерапия помогает побороть эмоциональный стресс, снять негативное настроение, помочь адаптироваться в социуме и вывести из депрессивного состояния.

        Индивидуальная психотерапия учит ребенка не скрывать свои переживания, раскрываться людям, говорить о проблемах и побороть их. Если депрессия у детей была вызвана внутрисемейными отношениями, семейная психотерапия помогает родителям установить нормальное общение с ребенком.

        Лечение депрессии у детей завершится успехом, только если будут позитивные изменения в семье. Родителям нужно научиться принимать своего ребенка, понять его потребности и интересы, не перекладывая на него своих шаблонов и ожиданий.

        Помощь родителей

        Депрессия у детей и подростков ведет к снижению самооценки, трудностям в общении с родителями, педагогами, сверстниками. Но только родители могут оказать нужную ребенку поддержку и понимание. Только родители достаточно хорошо знают своих детей и должны помочь им побороть трудности, стать «посредниками» между ребенком и окружающей средой.

        Пока ребенок не избавится от гнетущего состояния, нужно поговорить с педагогами, предупредить о трудном жизненном периоде, попросить толерантного отношения к ребенку. Также нужно попросить учителей сохранить проблемы ребенка в секрете, чтобы ровесники не узнали о болезни. Лишние насмешки принесут дополнительный стресс.

        Депрессивное состояние делает человека ранимым, он ощущает собственную ненужность, неуклюжесть, непохожесть на остальных. Одно небрежно брошенное слово в сторону ребенка может усугубить состояние депрессии, поэтому таких ситуаций лучше не допускать.

        Периоды обострения должны сопровождаться повышенным вниманиям к ребенку. Родителям рекомендуется следить за тем, как они высказываются в сторону ребенка, своими словами и поведением показывать, что он самый лучший, любимый и нужный. Такое отношение оказывает целебный эффект и помогает быстрее вывести ребенка из депрессии.

        • Читайте также: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
        • Если подросток однажды впал в депрессию, то появляется высокая вероятность, что депрессия повторится через некоторое время:

        • 25% детей вновь впадают в состояние депрессии спустя год;
        • 40% — спустя 2 года;
        • 70% — спустя 5 лет.
        • Возможно развитие биполярного расстройства личности, маниакально депрессивный психоз наблюдался у 20-40% детей с хроническими депрессиями, особенно если имеют место случаи наследственности.

          lecheniedetej.ru