Депрессия университет

Как депрессия поражает тело человека

Канадские ученые обнаружили, что с годами из-за депрессии усиливается воспаление в мозге. Подробнее об этом и других последствиях болезни — в материале ТАСС

В британском научном журнале The Lancet Psychiatry опубликована статья о восьмилетнем исследовании больных с тяжелой клинической депрессией. Эта работа подкрепила догадку о том, что болезнь связана с воспалительными процессами в мозге.

Ученые из Университета Торонто разделили участников на три группы: у одних депрессия тянулась меньше десяти лет, у других — дольше, а третьи были здоровыми. Каждого проверили на томографе, чтобы посмотреть, отличается ли у них серое вещество мозга.

«Лечить депрессию должны психиатры»: три признака болезни и как ее избежать

Оказалось, что у тех, кто не лечил депрессию десять лет и больше, был повышенный уровень особого воспалительного белка. Этот же белок находят при болезнях Альцгеймера и Паркинсона, которые постепенно разрушают мозг.

Депрессию не относят к дегенеративным заболеваниям, но исследование канадцев показало, что она точно так же проходит в несколько стадий. Это объясняет, почему со временем депрессивные эпизоды случаются чаще и тянутся дольше. Но есть и светлая сторона: у тех, кто принимал антидепрессанты, количество воспалительного белка с годами не увеличивалось.

Исследование канадских ученых еще раз подтвердило, что депрессия не является только лишь душевным расстройством, а активно влияет и на физическое здоровье. Ранее другие исследования подтвердили ее связь с такими болезнями, как мигрень, артрит а также влияние депрессии беременных женщин на развитие мозга младенцев.

Мигрень похожа на обычную головную боль, как апперкот — на щелбан. Во время приступа кажется, будто в глаз воткнули гвоздь, волосы врастают в голову иглами, любые звуки и свет становятся нестерпимыми. Неудивительно, что у каждого четвертого человека с мигренью есть депрессия — реакция психики на страдания. Но, судя по всему, связь между двумя болезнями намного сложнее.

Еще в 1994 году американские ученые вычислили, что депрессия повышает риск появления первой мигрени более чем втрое. К 33 годам мигрень бывает почти у каждого второго человека с клинической депрессией. Выходит, две болезни взаимно повышают риски появления друг друга.

Правда, это еще не значит, что депрессия вызывает мигрень. Возможно, у них просто общая природа. Исследование дальних родственников, проведенное в 2010 году в Нидерландах, указывает на возможную генетическую связь двух болезней. Еще замечено, что у страдающих мигренью низкий уровень серотонина, а одной из причин депрессии считается как раз недостаток серотонина. Но в отличие от статистической связи мигрени и депрессии эти объяснения — всего лишь догадки.

Нарушенные связи в мозге младенцев

Депрессия подтачивает здоровье, но что еще хуже — она способна изменить организм человека, который еще даже не появился на свет. Это выяснилось в ходе нескольких исследований беременных женщин с депрессией и их детей после рождения.

Иванка Трамп призналась, что страдала депрессией после рождения детей

В 2017 году ученые из Национального института Сингапура сделали томографию шестимесячным младенцам, которые родились от больных матерей. Оказалось, что миндалевидное тело малышей — область, отвечающая за память, эмоции и принятие решений, — связана с другими отделами мозга так же, как у подростков и взрослых с депрессией.

Кто-то на это возразит, что мозг младенцев мог измениться из-за ухода и воспитания в первые полгода жизни. Но в конце 2013 года была опубликована другая работа с результатами обследования детей 6–14 дней от роду. Ученые тоже обнаружили отклонения в миндалевидном теле, которые делают младенцев предрасположенными к депрессии. Скорее всего, сказалась генетика, но депрессия матерей во время беременности тоже сыграла свою роль. Поэтому будущим мамам нужно следить за душевным здоровьем и, если нужно, лечиться.

Последние лабораторные исследования показывают, что воспаление при депрессии распространяется на все тело, а не только на мозг. Зная об этом, ученые из Университета Калгари решили проверить, не депрессия ли виновата в том, что примерно у одного из 12 больных псориазом начинается артрит.

Псориаз — болезнь, при которой кожа покрывается выпуклыми красными пятнами с чешуйками. Происходит это из-за того, что иммунная система по ошибке атакует клетки кожи и начинается воспаление. Но природа псориаза понятна не до конца, и одна из загадок — почему иногда воспаление перекидывается на суставы и развивается псориатический артрит.

Чтобы проверить, есть ли связь между болезнями, ученые обработали более 73 тыс. медицинских карт людей с псориазом. Оказалось, что те из них, у кого вдобавок была депрессия, болели артритом на 37% чаще. Из этого следуют две догадки. Возможно, лечить псориатический артрит можно с помощью психотерапии и антидепрессантов. Также не исключено, что депрессия может провоцировать и другие воспалительные болезни.

Ученые: стресс и депрессия делают людей зависимыми от смартфона

Все эти последствия депрессии показывают, насколько важно прислушиваться к себе. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2015 году депрессия стала главной причиной потери трудоспособности. На тот момент по всему миру от нее страдали более 300 млн человек, то есть каждый 25-й, и от года к году их число растет. В России больных депрессией еще больше — каждый 18-й житель страны, и это только диагностированные случаи. Поэтому если хандра не отпускает больше двух недель, обязательно обратитесь к врачу: возможно, это не просто упадок сил и плохое настроение. Справиться с этим поможет специалист.

tass.ru

12 историй студентов, которые столкнулись с депрессией

Не для всех студенческие годы проходят весело и непринужденно. Многие люди сталкиваются с душевными проблемами, которые непросто решить. Ниже приведены 12 реальных историй студентов, которые пережили депрессию.

1. Отсутствие друзей в университете загнало меня в бесконечный круг грусти

Мой первый год обучения в университете проходил в очень большом здании, и я была буквально проглочена им. Я интроверт, и мне крайне непросто знакомиться с новыми людьми. Отсутствие друзей в университете загнало меня в бесконечный круг грусти. В принципе, я вообще ничего не чувствовала, и это привело к тому, что я начала забивать на занятия. В итоге мои оценки заметно ухудшились, а я стала погружаться все глубже и глубже в депрессию. Я смогла закончить первый курс, но после него я перевелась в другой университет, чтобы быть ближе к своей семье во время прохождения терапии; до этого родные были в шести часах езды и я их ни разу не видела. В школьные годы, я училась в маленьком здании в получасе от дома. Это был правильный выбор – там мне было проще заводить друзей, многие из которых будут со мной на протяжении всей жизни. Мой совет студентам – серьезно задумайтесь над тем, подойдет ли вам среда, в которой будете учиться не один год.

2. Нужно собраться духом и обратиться за помощью, если у вас проблемы

Моя депрессия сопровождалась расстройством пищевого поведения, которое медленно развивалось во время моего второго семестра в Корнелльском университете. Я пыталась справиться с учебой, пережить развод родителей и разлуку с парнем, который и без того не очень хорошо мне относился. Я принимала это все слишком близко к сердцу и начала будто назло заниматься упражнениями, что в итоге привело к тому, что я перестала есть. Я не понимала, что со мной не так – я просто знала что устала, замерзла и ужасно несчастна. Мне казалось, что я некая прозрачная сущность, которая летает по общежитию, и я никогда не ходила никуда с друзьями, даже если они очень меня просили. Летом, когда я жила одна и работала лаборантом, все стало еще хуже, потому что не было никого, кто бы увидел мое плачевное состояние. В конце концов, я рассказала все своим родителям, так как не могла быть больше наедине со своими мыслями. Я взяла академический отпуск и в течение года ходила в реабилитационный центр. Сейчас прошло уже два года с момента возвращения на учебу, у меня уже есть планы на стажировку этим летом, и каждый день для меня лучше предыдущего. Собраться и обратиться за помощью, возможно, самое трудное, но это спасет вашу жизнь.

3. Я не в порядке, но, мне кажется, все наладится

Люди говорили мне, что эти годы станут лучшими в жизни, из-за таких слов, мне кажется, депрессия только сильнее ранит. Я ожидала веселья, которое мы видим в популярных фильмах, но на деле же это огромное количество бессонных ночей из-за домашних заданий; профессоры, которые намекают на то, что я должна сменить дисциплину или даже учебное заведение; неумелые интервью которые заставляют меня чувствовать себе неподготовленной к дальнейшей жизни; вечно растущая плата за обучение, которая заставляет меня сомневаться в моем будущем; проваленные работы, которые я делала неделями; а так же худшие люди, которых я когда-либо встречала. Я ожидала от университета настолько большего, что даже если бы у меня не было депрессии, все равно мои ожидания бы не оправдались. Я та самая странная девочка, которая ходит с наушниками везде, потому что не может вынести собственных мыслей. Я готовлюсь в своей комнате, потому что не хочу сидеть одна в библиотеке. Я смотрю сериалы всю ночь, потому что не хочу спать. У меня не получилось справиться с депрессией. Я все еще борюсь, и я уже ходила в клинику. Я не в порядке, но мне кажется все наладится.

4. Из-за низких оценок я постоянно плакала и не ходила на занятия

Мне пришлось сменить 3 учебных заведения из-за моей депрессии. Я неплохо начинала семестр, а потом вообще не появлялась в классе. Я плакала часами и не приходила на занятия, потому что была уже слишком истощена даже для того, чтобы встать с кровати. В конце концов, я оказалась в университете неподалеку, в котором я опять продержалась семестр и затем все пошло наперекосяк, когда родители перестали за мной приглядывать. Я попробовала себе в дизайнерской школе, из которой тоже вылетела. Это продолжалось бы вечно, пока я не оказалась у психиатра, который поставил мне диагнозы: маниакальная депрессия и расстройство пищевого поведения. Я снова поступила, и уже скоро получу диплом.

5. Так трудно найти в себе силы, чтобы обратиться за помощью

Мне повезло, что преподаватели отнеслись ко мне с пониманием, и у меня была возможность находиться рядом с медсестрой, социальным педагогом, куратором и деканом для того, чтобы я мог приспособиться. Присутствие рядом людей, которым я не безразличен, помогает во время наиболее тяжелых периодов. Я рассказал все своим друзьям, и они тоже меня поддержали. Так трудно найти в себе силы, чтобы обратиться за необходимой помощью, но результат стоит того. Больше всего я ценю тех своих друзей, которые относятся ко мне так же, как к любому другому нормальному человеку, которые просто могут смотреть со мной телевизор или разговаривать, не боясь того, что я могу их расстроить.

6. Иногда было просто невозможно встать из кровати

К тому времени я уже почти получила диплом младшего специалиста и готовился начать обучение в университете. В середине первого осеннего семестра меня накрыла депрессия. Я ходила на занятия, не подготовившись к ним, а иногда просто не могла выбраться из постели. В моем университете была бесплатная психологическая помощь, и я ходила как на групповые, так и на индивидуальные занятия, до тех пор пока я просто перестала выходить из дома. Я постоянно прогуливала занятия, прогуливала индивидуальные консультации, не говорила ни с кем, и чувствовала себя абсолютно потерянной среди толп студентов, которые окружали меня когда я выбиралась куда-нибудь. Это засасывало, словно черная дыра, и я приняла решение отдохнуть немного от учебы, чтобы поправиться. Теперь я учусь в совершенно другом университете, изучаю то, что мне всегда хотелось, и несмотря на то, что я еще не до конца вылечилась, я стараюсь не пропускать занятия. Пока все идет неплохо.

7. Во время депрессии каждый день — это борьба

Переезд в общежитие в 18 лет очень тяжело дался мне, и из-за него у меня было несколько панических атак в день. У меня была диагностирована депрессия в 15 лет, и я знала, что нужно было искать помощь. Я начала посещать центр здоровья, встречаться с куратором, но это не помогало. Я получила направление от своего лечащего врача и начала искать доктора в городе, куда приехала учиться. 3 года спустя я все равно вижусь с врачом каждую неделю. В большинстве случаев мне удается поднять себя из постели и пойти на занятия, но это выматывает. Я часто боюсь сказать людям о своем недуге из-за стереотипов о депрессии, но мои близкие друзья знают о моей борьбе. Они стараются видеться со мной, когда могут, и это много для меня значит. Учебное заведение, однако, не столь терпеливо и понимающе отнеслось ко мне. Меня выгнали из общежития в мой первый год обучения из-за неприятного случая, что, очевидно, лишь усугубило мое состояние. К счастью, это вылилось в злость, которая позволила мне закончить обучение на одни пятерки, что-то вроде «никогда не сдавайся». Идет последний семестр обучения, и моя депрессия, которая несколько месяцев была под контролем, медленно возвращается назад. Я стараюсь как могу, но во время депрессии каждый день — это борьба.

8. Я думала, люди никогда не будут ко мне относиться как к нормальному человеку

После того, как на третьем семестре учебы в университете меня изнасиловал парень, которого я считала другом, у меня началась депрессия. Я прогуливала занятия, потому что у меня пропала мотивация. Я состояла в университетском «сестринстве» в течение года, но после того, как у меня была диагностирована депрессия, мне не хотелось выходить из комнаты. Все, чего мне хотелось – это есть и спать; это помогало мне поддерживать хоть какую-то коммуникацию с внешним миром. Депрессия и другие душевные заболевания сопровождаются социальным отторжением, и я думала что люди не будут относиться мне как к нормальной. В итоге я рассказала все своему преподавателю, и он настоятельно рекомендовал мне посетить психиатра. Вот уже два месяца я прохожу лечение, и высвобождаю свой искусственный страх и гнев в спортивном зале. Хотела бы обратиться к людям, которые страдают так же, как и я – ваше состояние улучшится. Обратитесь к врачу – это помогает. Не бойтесь, все будет хорошо.

9. Добрые люди помогли мне справиться с проблемами при учебе заграницей

Я думала, что учась заграницей я смогу убежать от своей депрессии, что я буду так занята приключениями и путешествиями, что на депрессию у меня просто не останется времени. Как оказалось, твои проблемы с тобой, где бы ты ни был. Я жила в чужой стране, разговаривала на чужом языке и была постоянно окружена незнакомцами. Единственным способом связи с друзьями и родственниками был крайне нестабильный интернет. Я не только чувствовала себя крайне одинокой в своей депрессии, еще я чувствовала себя безумно виноватой – я должна была наслаждаться жизнью. Добрые люди помогли мне справиться с проблемами при учебе заграницей. Семья, в которой я жила, была замечательной, и я старалась проводить все свое свободное время с ними. Я завела там прекрасных друзей, у которых тоже были тяжелые времена, и мы помогли друг другу не просто пережить этот семестр, но еще и преуспеть. Ты не можешь убежать от своей депрессии, неважно, где ты находишься, у тебя всегда есть возможность победить свою депрессию. Депрессия не должна помешать твоей заграничной учебе, не должна помешать «лучшим годам твоей жизни» или твоей жизни вообще. Есть множество способов себе помочь. Нужно просто набраться терпения.

10. Никто не догадается, как вы себя чувствуете, пока вы сами не расскажете

Депрессия – это полный отстой, но у меня был около-положительный опыт в университете. Официальный диагноз был поставлен в последний семестр в школе, когда я физически не мог делать ничего. Я был отличником, и меня очень пугали мысли о том, что я могу не закончить школу, если не соберусь. Я искал помощь в школьном центре здоровья, где психиатр выслушал меня и назначил мне Флуоксетин. В университете я стал посещать консультативный центр, платный, но не дорогой. Хотя я не могу с уверенностью сказать, что именно помогло больше всего, я очень благодарен своим терпеливым и понимающим преподавателям. Я ходил в маленькую, частную школу, где я рос на глазах учителей, и они понимали, что это не просто лень. Они постоянно спрашивали, как у меня дела, предлагали всевозможную помощь, а так же давали мне больше времени на выполнение заданий. Я закончил школу достойно, и этим я обязан учителям и родителям. Если бы я мог сказать что-нибудь всем людям, которые страдают от депрессии, я бы сказал следующее – «никто не догадается, как вы себя чувствуете, пока вы сами им не скажете, и они не могут помочь, пока не знают об этом».

11. Я безумно благодарна своим близким за поддержку

Я очень боялась поступать в университет, переживая депрессию. Университет настолько отличается от школы – огромные объемы работ, нарастающее давление. Я начала изучать биологию, одну из самых трудных специальностей, и я старалась. Было много дней, когда я не хотела идти на занятия, делать домашнюю работу или вставать с кровати. Я спала все время, предпочитая сон домашней работе, и мои оценки ухудшились. Я хотела закончить учиться, но не смогла. Я нашла любимый класс и друзей, с которыми мы вместе ели. Я почувствовала себя лучше. Но я еще страдала от депрессии, и так было пока мой парень не уговорил меня обратиться к психиатру чтобы у меня был кто-нибудь, кому бы я могла поведать о своих трудностях. По рекомендации психиатра я стала принимать антидепрессанты, мое состояние стабилизировалось – я смогла сосредоточиться на учебе и избавиться от тревоги. Я поменяла специальность на философию и чувствовала себя намного лучше. Благодаря помощи своего парня и друзей, я снова была счастлива. У меня было полно надежд на будущее и чувство, что я могу все. Я безумно благодарна своим близким за поддержку, а так же школьному психиатру. Сейчас мой первый год обучения в университете, и я счастливей, чем когда бы то ни было. Депрессия и тревога никуда не пропали – я все еще получаю помощь и принимаю лекарства. Депрессия не лечится быстро, лечение требует времени и усилий для улучшения состояния. Но мне обязательно станет лучше.

12. Если мне и было хорошо, то только потому, что им было не все равно

Вот уже 9 лет я борюсь с депрессией. В университете было сложно, потому что он находился в пяти часах езды от дома. Я хочу прятать мои страдания от близких мне людей, что делает меня холодной и отдалившейся. Но внутри мне безумно не хватает общения. Недавно было неплохо, но последняя неделя была трудна. Я пропустила два дня занятий, просто потому что не смогла встать с кровати. На второй день я кое-как поднялась, но все равно пропустила первую пару, потому что слишком долго смотрела на себя в зеркало. Я, честно говоря, даже не помню, о чем думала или что делала. В конце концов, я заползала обратно в кровать и спала остаток дня. Я открылась нескольким своим близким друзьям, которым я доверяла, и, честно говоря, благодаря ним у меня хорошее настроение. Они пишут мне, чтобы удостовериться, что я моюсь, и что я поела, и просят меня звонить домой, зайти к ним или посетить консультативный центр. Если мне было плохо – они были рядом. Если мне было хорошо – это потому, что им не все равно.

tmstudent.ru

«Учебная» депрессия

Пример учебной депрессии. «Люди вот проучился я полтора года на ФУПМе, и понял что ни физика ни математика из меня не вырисовывается. Как и из многих других. Если честно то, учеба здесь по моему представляет из себя курс лекций для будущих дилетантов. Единственное чем ФУПМы отличаются от остальных это дискран и оптимизация, ну, может еще ТРЯП. Но ведь все это мы изучаем половинчато, а по дискрану нет ни одного экзамена. Что касается информатики на нашем факультете так это просто гуманитарные разговорчики типа «how computer operates». Толком мы не проходим ни одной чисто ФУПМовской дисциплины и нам нечем отличиться от других. Мы не ФУПМ, мы просто серая масса. «

1. Отклик, эмоциональный, на эту реплику:

«. да блин хорош уже свою лень или немоготу на факультет сваливать я вот очень жалею что не поступила именно на ФУПМ т.к. считаю его единственным факультетом на котором учат и на котором работают. да, у Вас есть много «лишних» предметов, но блин сдай и не парься, не так это сложно, а если ты не умеешь выделять то что тебе нравиться и заниматься этим-это твои проблемы и кроме тебя тебе никто не поможет, т.к. никому кроме тебя это не надо..или ты хотел получить все на блюдечке с золотой окоемочкой? Прости, но так не бывает. «

2. Отклик, еще более эмоциональный, на реплику:

«Чувак, ты либо ФУПМ, либо беспросветно туп. («

3. Отклик конструктивный из другой ветки обсуждений:

«Проблема с мотивацией возникает потому, что отсутствует ясная цель получения знаний. Сдача заданий не в счет — это не столько цель, сколько необходимое условие продолжения получение все тех же, непонятно зачем нужных знаний. Без понимания того для чего нужны получаемые физмат навыки (только лишь оттачиваемые при помощи заданий) никакой реальной мотивации быть не может, а возникает депресняк, убиваемый при помощи computer aided (intellectual) mastrubation в том или ином виде.

Поэтому, особенно на младших курсах и при наличии двух условий, указанных выше, существует тривиальный способ повышения мотивации. Надо пойти на кафедру, которая наиболее интересна или доступна на данный момент, и попросить профессора дать тебе задачку «повышенной сложности», которую, однако ты, уже на твоем уровне, мог бы попытаться решить за пару месяцев. Типа «семестровый проект». Не просто «заботать» то, как кто-то другой ее решил, а решить ее самому. Лучше, конечно, если решение уже существует, либо частично, либо чего-то подобного поставленной задаче. В основе хорошего бизнес образования лежит подобный подход — business cases, «разбор полетов» методом собственных последовательных приближений.

Профессиональный преподаватель должен быть в состоянии такую задачу поставить и помочь в итерационном процессе ее решения. Причем задача может быть как поставлена из интересующей тебя предметной области (что общая физика, что чистая математика, что математика прикладная, включая моделирования, что экономика, и тд), так и с учетом интересующих тебя методов ее исследования — какие-нибудь ассимптотики или пертрубации в одном случае, или численное решение урамтов в другом, или, скажем, нетривиальное Монте-Карло, распараллеленное на ферме через MPI.

Подобный подход позволяет достичь сразу трех целей. Во-первых, цель учебы материализуется, причем эта цель привязана к текущим «научным» интересам. Более того, начинаешь понимать, как аналитические методы работают не в лабораторных условиях на стандартных примерах, а в реальных приложениях. Начинаешь понимать, зачем те или иные дисцилины нужны (тебе), а какие, возможно, абсолютно ортогональны. Думаю, что за весьма редким исключинеим, и анализ, и дискретная математика окажутся для чего-то необходимы.

Во-вторых, существует возможность намного раньше ощутить прелести работы в качестве профессионального ученого, что может позволить раньше скорректировать карьерные интересы.

В-третьих, начав решать подобные задачи можно существенно раньше начать набирать материал к диплому (или к вопросу по выбору на госу в былые годы). Соответственно, можно будет сэкономить время на «подготовку диплома» на старших курсах, особенно если к тому времени станет понятно, что наукой заниматься не интересно, а хочется зарабатывать деньги, на что нужно тратить учебное время.

В принципе, подобных подход и есть краеугольная часть «системы Физтеха». Просто к среднестатистическим физтехам он начинал применяться с четвертого курса исторически. Проблемы Физтеха сегодняшнего — это допотопная программа что по физике, что по математике на младших курсах, не дающая мотивации к учебе. . «

forum.fizteh.ru/phystech/m_7qaj/m_7qb7/m_7qbv/m_7qbw/m_7qbz/m_7qnb.html

Дополнительный комментарий:

Во всем этом есть еще один аспект, который не был затронут в репликах. Но о нем надо хотя бы знать. Если отбросить в сторону всевозможные дополнительные причины впадения в локальную депрессию и повышенную ранимость (от физического нездоровья до внешних событий драматического толка), то такая полоса в жизни у людей творческого плана является чаще всего закономерной, цикличной с циклом в несколько лет и обычно присуща людям достаточно незаурядных внутренних данных. Это связано с тем фактом, что интеллектульные занятия в качестве своего «топлива» используют эмоциональный мир человека. И временное исчерпывание его приводит к приостановке интеллектуальной работы, что ощущается достаточно болезненно. Попытки интенсивного продолжения интеллектуальной работы могут привести в таких случаях даже к повреждениям достаточно тонкого механизма творческой деятельности и такие случаи наблюдались даже у ряда выдающихся научных деятелей. Так что следует только понемногу восстановить эмоциональный баланс, осуществляя учебу на этом отрезке времени хотя бы только в автоматическом режиме. А затем попытаться найти тему, задачу или занятие, что было бы по душе и по интересам и заниматься им самому осмысленно и самостоятельно, чтобы был восстановлен внутренний эмоциональный баланс. Причем спектр занятий может быть достаточно широк, тут и преподавание, скажем, в школе, и общественно-организационная деятельность, а также спорт или какие-нибудь конкурсы, увлечение или занятия искусством (изобразительным искусством и/или музыкой, художественной литературой, кинофильмами), а также, скажем, веб-дизайнерским ремеслом и т.д. Но вот что противопоказано при локальной депрессии — так это обсасывать депрессивное состояние в разговорной, художественной и письменных формах, так как это закрепляет негатив и мешает душевному самовосстановлению. Такого рода деятельность может привести даже к переводу локального депрессивного состояния в постоянное, то есть в невроз. Это иногда приводит к созданию психотипа (а) страдающего неудачника, (б) озлобленного неудачника или (в) плакальщика, или смеси всех этих трех неприятных типов, которые не дадут нормально жить своему носителю, да иногда еще и другим. Увы, такого рода неудачник всегда старается увеличить число таких как он, щедро делясь с другими своими душевными комплексами, вместо того чтобы от них избавиться. Здесь некоторая аналогия с наркоманами, которые за свою жизнь вовлекают в наркоманию в среднем где-то три-пять человек.

Теперь еще один аспект. К сожалению, подобного рода депрессии являются неотъемлимой частью университетского образования, как следствие иногда наблюдающегося эмоционального обеднения или дальнейшего неразвития эмоционального мира человека. И на это, увы, указывает более чем семивековая практика существования такого рода образования в различных странах. Об этом надо знать. Приведем несколько (парадоксальных) цитат об этом из Бернарда Шоу. «. Человек по мере развития постоянно ищет все более острых удовольствий, и в этих поисках он либо разрушает себя, либо развивает в себе новые способности к наслаждению. Он либо стремиться усилить удовольствие от отдыха, еды, питья, от азарта охоты, от авантюрности флирта, «сублимируя» их в безделье, обжорство, пьянство, чудовищную грубость или причудливые пороки, либо превращает свою способность чувствовать в поэтические ощущения, которые, в свою очередь, приучают его с удовольствием думать о возвышенном. . Чувства заставляют человека думать, но мысли вовсе не заставляют его чувствовать. Секрет абсурдной неудачи наших университетов в попытке реально изменить студентов, бесконечным потоком проходящих учебную обработку, состоит в том, что они неизменно стараются заставить своих студентов чувствовать через мысли. . Между тем образование . должно воспитывать чувства. [а] результатом так называемого образования стал бы несносный варвар-педант, представить себе которого можно, внимательно наблюдая за теми типами, которые от случая к случаю продуцируются нашими университетами. Но чистый продукт все же не получается. Примем как доказанный факт, что наша жизнь есть проклятье, пока она не начинает действовать в удовольствие. » (1894 год) // Бернард Шоу. «О музыке». Сборник статей. Москва, Аграф, 2000. Статья со стр.56.

Итак, учиться надо бы в охоту и в удовольствие. А удовольствие, это когда такие эмоции есть и когда они не потрачены все на учебу и как-то умеют, благодаря чему-то, восстанавливаться. Или через удовольствие предметом, который изучается, или, например, как в статье у Бернарда Шоу, через тонкое ощущение и глубокое понимание музыки. А иначе может получиться так, что человек перестает чувствовать и превращается в нечто механистическое, да иногда еще и с депрессивным настроем. А если излагать все это более научно и современно, то все это на самом деле результат действия стресса (во времена Бернарда Шоу этот термин не употреблялся), который вызван действием постоянной интеллектуальной нагрузки, не смягченной эмоционально. Стресс может не только наградить депрессией, но, подавляя иммунную систему, вызвать или о бострить какое-либо нездоровье. И стрессу надо уметь противостоять. Так что такая проблема, действительно, важна. «Если вы не боретесь со стрессом, то стресс борется с вами». Так что первопричина — стресс, а депрессия — это следствие. Поэтому одними Поющими хомячками ( Поющие хомячки — лучшее средство от депрессии http://cats7.narod.ru/fan00.html ) здесь не обойтись. Но «кто предупрежден — тот вооружен».

Итак, причины локальных депрессий могут быть достаточны разнообразны. Первая и систематическая причина кроется в самом дефекте университетского образования, см. выше цитаты из Бернарда Шоу. Могут даваться, скажем, знания по физике и/или математике, тогда как как сверхзадача образования — это научить не столько знать, сколько чувствовать физику и/или математику. Что, кстати, резко увеличивает коэффициент полезной деятельности в указанных областях, а также легкость добирания недостающих конкретных знаний, когда это требуется. Впрочем, Бернард Шоу писал о том, что талантливый человек каким-то образом все-таки предолевает указанные дефект самостоятельно, хотя некоторые систематические «образовательные травмы» могут при этом сопровождать его всю жизнь. Что касается «научить чувствовать предмет», то это — труднейшая педагогическая задача. И одна из причин этого состоит хотя бы в том, что даже если педагог и чувствует предмет, то как же нужно чувствовать самому, чтобы это еще почувствовали и другие. И такая профессиональная харизма встречается, конечно, достаточно редко. (Шаляпин, по воспоминаниям, как-то сказал музыкантам: «Вы играете ноты, а надо играть музыку. «)

Вторая причина — это стресс. «. Есть такой канадский ученый Джин Силье. Он вывел общее действие стресса на организм человека — так называемую кривую Силье. . Первый год, как правило, человек живет познанием этих [стрессовых] условий и себя в этих условиях. Потом еще года три идет период стабилизации, в это время человек похож на робота, он выполняет команды, не задумываясь. Далее — два пути. Если человек адаптируется. Если нет — идет довольно быстрое угасание. И умственное, и физическое.» Это отрывок из статьи, посвященной закономерностям конкретного стресса. Но стрессом могут быть, например, поступление и начало учебы в институте, (2) вступление в брак, (3) переезд в другую страну и др. Какие выводы по этим примерам можно сделать? Только то, что старшие курсы могут стать для тех или иных студентов особо трудными и депрессивными, причем без каких-либо явных причин, просто по причине постепенного накапливания усталости и эмоционального исчерпывания и об этом следует знать заранее (см. [2]). Третья причина — это постепенно накапливающееся эмоциональное голодание под действием учебной нагрузки, которое может привести вообще к остановке восприятия и учебы. Изучение тех предметов, которые близки человеку, дарит ему обычно позитивные эмоции, но изучение не близких предметов обычно забирает у него позитивные эмоции и их следует восстанавливать тем или иным способом. Конечно, это легче делается в условиях, когда инфраструктура развлечений была бы развита на порядок выше, чем это имеется в наличии. Но отсюда только следует, что нужно озаботиться этим специально. Кстати, при прочих равных условиях, в университетах, по сравнению с техническими вузами, мероприятий, помогающих восстанавливаться эмоционально, обычно больше и уровень их обычно выше. Это связано с тем, что в их создании несколько бо’льшую роль играют гуманитарии. И, наконец, когда человек отыскивает именно свои задачи, которыми он и начинает заниматься, в том числе, самостоятельно, с интересом и с удовольствием, то эмоциональное восстановление будет происходить автоматически.

Таким образом, замыкание в подпространстве формально-педантичных схем чисто университетского образования не является конструктивным и следует каким-либо образом в обязательном порядке выходить за его пределы. Парадоксально, но именно только в этом случае от него и будет по-настоящему конструктивная польза.

[1] См. по теме (статья «Путь к профессии «):

[2] См. пункт 17 (о стрессе ) в статье:

[3] см. также (статья «О системе обучения в МФТИ «)

Дискуссии разобранного типа имеют обыкновение возникать вновь. Вопросы важные.

См., напрмер, статью «Вузы делают из нас закомплексованных тупиц»

См., например, ветку 1 обсуждения: Оправдались ли Ваши надежды после поступления на ФИзтех?
http://board.rt.mipt.ru/?read=2442414

Связанная ветка 2: Ну и на кой чёрт вы пошли на физтех, если вы тут деградируете?
http://board.rt.mipt.ru/?read=2442607

В заключение о терминах

«Медики различают несколько похожих состояний: дезадаптацию, дистимию и депрессию. Дезадаптация — это ситуация, когда человек не справляется с какой-то конкретной проблемой, переживаниями, перегрузками. У нее есть видимая причина. Если ее удается устранить, человек приходит в норму. Научное слово “дистимия” означает следующую стадию, куда более близкую к депрессии: бытие словно обесцвечивается, человек вроде бы нормально живет и работает, но ни от чего не получает радости. Иногда люди живут так годами. Именно об этом состоянии и шла речь в заметке. Ну, а настоящая депрессия — это серьезная болезнь, которая обычно практически непереносима для психики, влечет за собой острые страдания. Назовем несколько ее примет: сниженное настроение и тоска в течение как минимум нескольких недель. Причины могут быть разными, иногда их вообще может не быть. Для истинной депрессии характерна и психическая, и физическая заторможенность. Постоянно возникают мысли, которые сводятся к негативной оценке и себя самого (я неудачник), и окружающего мира (“все не так, ребята”), и будущего (надеяться не на что), и прошлого (пропала жизнь…). К этому обычно добавляются функциональные нарушения — организм отказывается от своей обычной деятельности. Возникает апатия, человеку трудно сосредоточиться, он быстро устает, ему трудно заснуть, нарушается аппетит. И все же главный признак — ангедония — утрата способности радоваться жизни, получать от нее удовольствие. Если вы обнаружили у себя “букет” этих признаков — нужно подумать о визите к врачу для проведения медикаментозного лечения.»

Из литературы, цитаты:

Депрессия (если очень просто) — это сниженное, подавленное настроение, когда ничего не хочется и думаешь только о том, как все плохо. Почему у нас может возникнуть депрессия? Кажется, что для этого необходим какой-то очень существенный повод. Однако, по статистике, чем лучше становится наша жизнь, тем больше людей начинают страдать от депрессии. Так что все ссылки на внешние трудности вряд ли могут быть приняты в расчет, хотя без трудностей, конечно, дело не обходится. Разумеется, мы сталкиваемся с трудностями, переживаем из-за них, иногда чувствуем себя подавленными, обессилевшими. Но депрессия как таковая — это не просто наша реакция на жизненные трудности, это специфический сбой в работе мозга. Мозг, пораженный депрессией, начинает спонтанно, вне зависимости от внешних обстоятельств порождать чувства тоски и подавленности, а также ощущения безысходности и пугающей бессмысленности жизни. Мы надеваем «темные очки».

. Однако теперь депрессий, несмотря на появление всех этих перечисленных и не перечисленных благ цивилизации, стало не только не меньше, а, напротив, значительно больше! Так что внешние обстоятельства, показатель «уровня жизни», «объективные факторы» и т. д. и т. п. — не имеют к депрессии ровным счетом никакого отношения. Нам это только так кажется. Мы хотим найти объяснение своей апатии и своей подавленности и потому ссылаемся на свои «неприятности», но не в нихдело!

Итак, нам следует серьезно задуматься, поскольку благополучие неумолимо надвигается на человечество, а последствия этого чудовищного благоденствия даже страшно себе представить! И совсем не случайно футурологи уже называют нынешний XXI век — «веком депрессии», а психиатры настойчиво требуют выделения новых ассигнований на исследование депрессии, предупреждая: депрессия — «рак XXI века» (последний раз эти требования прозвучали на всемирном экономическом форуме в Давосе).

Причем последняя формулировка, хотя и относится к разряду «красных словец», в действительности бьет в самую точку. Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, утверждают, что к 2020 году смертность от суицидов выйдет на второе место среди других причин смертности, опередив таким образом рак и оставив впереди себя лишь заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы (т. е. инфаркты и инсульты вместе взятые!). Иными словами, через каких-то пятнадцать-двадцать лет мы будем чаще умирать от самоубийств (этого «венца» депрессии), нежели от рака!

Страх и тревога мучительны для организма, они истощают его возможности, а при определенных обстоятельствах могут даже погубить. С физиологической точки зрения, страх и тревога — это возбуждение мозга, напряжение всех процессов жизнедеятельности организма.

Но процессам возбуждения в головном мозгу противостоят механизмы торможения. Депрессия — это и есть царство такого психического торможения, которое, как оказывается, необходимого организму для борьбы с пожаром под названием тревога. Впрочем, то, что хорошо в экстренных случаях, при длительном применении вызывает массу «побочных эффектов».

. Таким образом, пассивность является своего рода защитой, приносящей успокоение, активность же, напротив, только раззадоривает тревогу.

Мы бежим от своих проблем, а в действительности — от жизни, и потому с каждым днем депрессии самой жизни в нас становится все меньше и меньше. Депрессия подло и предательски гонит нас в темный угол, мы оказываемся там, а потом говорим, что, мол, нам плохо, грустно, темно, пусто, никого нет, короче: все ужасно. Мы должны уяснить: самое отвратительное, на что нас толкает депрессия, вся ее структура, вся механика — это заточение в темном углу. Она пытается лишить нас возможности жить, переживать, предлагая взамен лишь палитру депрессивных чувств.

Из книги «5 спасительных шагов. От депрессии к радости», Андрей Курпатов См.ссылку

mipt.ru