Детей с синдромом дауна физическое развитие

Дети с синдромом Дауна: развитие и воспитание

Диагноз «болезнь Дауна» врачи обычно ставят очень рано, чаще еще в родильном доме — слишком типичны и очевидны внешние признаки этой болезни. Дети с болезнью (синдромом) Дауна похожи, их внешний облик однотипен:

  • уменьшенный в объеме череп, часто несколько скошенный сзади,
  • косое расположение далеко отстоящих друг от друга глаз, надбровных дуг,
  • деформированное строение ушной раковины,
  • запавшая переносица,
  • маленький «пуговкой» нос,
  • полуоткрытый маленький рот,
  • пятнистый румянец на щеках.
  • Болезнь Дауна встречается сравнительно редко. Причины, вызывающие изменения в хромосомном механизме наследственности, пока еще полностью не выяснены. Полагают, что чаще всего эти изменения вызваны различными расстройствами здоровья во время беременности: воспалительными заболеваниями, отравлениями и т. п. Выше среднего процент заболевания у детей, рожденных от пожилых или сильно различающихся по возрасту родителей.

    Можно ли вылечить эту болезнь? Как развивать и воспитывать таких детей?

    Особенности физического развития

    Физическое развитие детей с синдромом Дауна нарушено: отмечается отставание в росте, диспластичность телосложения, короткие пальцы рук и ног. Мышечный тонус понижен; это приводит к чрезмерной гибкости суставов.

    Движения детей часто неловкие, неуклюжие, походка неустойчивая. Детям свойственно беспокойство, повышенное стремление к движениям, — так называемое психо-моторное возбуждение. Однако встречаются и дети не темпераментные, а заторможенные. По характеру дети мягки, ласковы, добродушны, охотно вступают в контакт, приветливы.

    Особенности умственного развития

    Болезнь заметно сказывается на умственных способностях. Память снижена, внимание неустойчиво, значительно ослаблена познавательная деятельность; дети долго не понимают назначения предметов окружающей обстановки, не осваивают действий с ними.

    Заметно и отставание в развитии речи: часто дети дауны начинают говорить лишь после 3— 4 лет, говорят неясно, нечетко, с различными дефектами, не всегда понимают обращенную к ним речь.

    Обучение и воспитание

    Детям с болезнью Дауна оказывается медицинская помощь . Лекарственная терапия назначается очень рано, сразу после рождения ребенка. В результате лечения несколько убыстряется темп развития детей: они начинают раньше стоять, ходить, говорить. Лекарства регулярно применяются и позже. Однако коренного улучшения пока добиться не удается.

    Где бессильна медицина, на помощь приходит специальная педагогика . Но заметного успеха в обучении и развитии детей с синдромом Дауна можно ожидать лишь в случае, если своевременно (то есть возможно раньше) обращается внимание и на общее лечение и на правильное воспитание. При правильно организованной повседневной воспитательной работе дети дауны все же продвигаются в своем развитии и приспосабливаются в дальнейшем к элементарным видам трудовой деятельности.

    Подробную консультацию по работе с такими детьми родители могут получить у дефектолога — специалиста по олигофренопедагогике; мы укажем лишь основные моменты этой работы:

    1. Очень важно развитие сенсорных навыков: фиксации взора, направленности слухового внимания и т. п.
    2. Так как ведущая форма деятельности дошкольника— игра, все занятия проводятся в игровой форме — так, чтобы ребенку было интересно.
    3. Очень важно научить ребенка правильно использовать игрушку, нужный предмет, — так будут формироваться элементарные двигательные навыки и умения, будут уточняться пространственные и временные представления.
    4. В виде игры проводятся и занятия по развитию навыков самообслуживания и гигиены: ребенка учат одеваться, умываться, стелить постель, воспитывают привычку к чистоте, навык опрятной еды.
    5. Очень важно использовать присущее таким детям стремление подражать другим.
    6. Поведение близких ребенку взрослых должно быть всегда спокойным, ровным, без всякой нервозности и подчеркнутых проявлений жалости. Вокруг него не должно быть атмосферы несчастья.
    7. И разумеется, абсолютно недопустимы случаи, когда над ребенком смеются, дразнят его и т. п.

    Чаще всего целиком и полностью забота о воспитании таких детей ложится на плечи родителей. Занятия с ними требуют большого упорства, терпения, настойчивости, регулярности, — но такая работа не бесперспективна — ребенок с синдромом Дауна может значительно продвинуться в своем развитии.

    Похожие статьи:

    Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    mamotvet.ru

    Развитие детей с синдромом Дауна: особенности и отличия от нормального ребенка

    Синдром Дауна представляет собой генетическую аномалию, ведущую к серьезным отклонениям и изменениям в организме. Вызывается возникновением одной лишней хромосомы в двадцать первой паре. Свое название он получил в честь британского врача Джона Л. Дауна, впервые обнаружившего данную хромосомную патологию. Синдром не лечится и не подлежит выздоровлению.

    Диагностика заболевания

    На ранних стадиях беременности выявить его не сложно. Используются инвазивные и неинвазивные методы диагностирования. Для этого проводится анализ жидкости, которую берут из пуповины. Также применяют биопсию или специфическое ультразвуковое исследование. Еще один метод – внутриутробное секвенирование ДНК вынашиваемого ребенка по фрагментам, найденным в крови матери. Эти способы проводятся у женщин, находящихся в группе риска (имеют предрасположенность к болезни) и до 30-ти лет. Они дают достоверную информацию по установлению болезни.

    Беременным после 35-тилетнего возраста такие методики не желательны, так как возможны повреждения матки, отторжение плода. У них в конце первого триместра проводят неинвазивные исследования, к сожалению, не дающие 100% гарантии.

    Благодаря своевременно проведенной диагностике, количество рожденных детей Даунов, в настоящее время значительно уменьшилось.

    Причины возникновения болезни

    • Возраст женщины. У роженицы старше 35 лет увеличивается риск мутации генов.
    • Мужское возрастное ограничение. Папа после 45-ти рискует дождаться рождения малыша с синдромом Дауна.
    • Особенности генетического аппарата и наследственность родителей.
    • Близкородственные половые отношения. Кровосмешение приводит к нарушению генома.
    • Ученые, занимаясь исследованиями, определили, что в некоторой степени на развитие заболевания влияет повышенная солнечная активность.
    • Однако доказательств до сих пор не обнаружено.

      Отличительные признаки ребенка

      Для всех детей Даунов характерны общие сходства во внешности.

    • Лицо отличается особой плоскостью, особенно нос.
    • Разрез глаз косой, небольшая складка находится около внутреннего уголка глаза.
    • Голова короткая с плоским скошенным затылком. Ушные раковины с различными аномалиями.
    • Рот маленький, слегка приоткрытый. Небо слишком короткое, язык высунут, не помещается в ротовой полости.
    • Очень слабый тонус мышечной ткани, а суставы чрезмерно подвижные.
    • На ладонях имеется поперечная складка.
    • Искривленный мизинец.
    • У многих больных синдромом Дауна наблюдаются отклонения в развитии внутренних органов.

      Среди них встречаются довольно часто:

    • Врожденный порок сердца (более 40%).
    • Зрительные болезни – косоглазие, глаукома, катаракта.
    • Пониженный слух.
    • Нарушения работы ЖКТ, проблемы с перевариванием пищи.
    • Аномальное строение носоглотки, в связи с этим нередко происходит затруднение дыхания ночью.
    • Эндокринные заболевания.
    • Патологии опорно-двигательной системы: отсутствие ребра, дисплазия тазобедренного сустава, деформирование грудной клетки, маленький рост.

      Между собой дети-Дауны схожи, но и отличаются присутствием определенных черт лица своих родителей. Эти малыши обладают яркими солнечными глазами, искренними улыбками и добрым нравом.

      Общее развитие ребенка с таким синдромом

      Семьи, имеющие детей Даунов, несут огромную ответственность за счастье и здоровье ребенка. Ему необходимо постоянное наблюдение специалистов. После рождения важно пройти медицинское обследование, с целью выявления каких-либо сопутствующих патологий и заболеваний. После чего доктор может назначить лекарственные препараты, уменьшающие воздействие синдрома.

      Развиваются малыши гораздо медленнее, чем обычные дети. Грудничок научится держать головку только к трем месяцам, сядет ближе к году, сможет самостоятельно ходить – к двум годам. Но квалифицированная помощь специалистов поможет сократить эти сроки до более ранних.

      Помочь развитию своего малыша смогут индивидуально разработанные программы:

      Специальная гимнастика, направленная на формирование мелкой моторики. Комплекс упражнений делают ежедневно, который с возрастом меняется и усложняется.

    • Эффективным методом в реабилитационном процессе считается массаж, способствующий общему укреплению здоровья.
    • Развивающие пальчиковые активные игры.
    • Обучение азбуке и умениям считать, читать, разучивать песни, стихи наизусть.
    • Самое главное – привить детям с синдромом Дауна навыки самостоятельности, приучить к жизни в обществе и полноценно общаться с ровесниками.
    • Отличия в физическом развитии

      Физическое состояние определяется влиянием генетического материала. Для таких детей характерно плохое физическое развитие и небольшой вес, они не выглядят на свой возраст.

      Кожные покровы очень светлого оттенка, в младенчестве проявляются высыпания на коже. Она суховатая и шероховатая на ощупь, а в зимнее время может растрескиваться.

      Отклонения в строении внутренних органов распространены довольно часто. Так, у детей, рожденных с пороком сердца, прослушиваются высокочастотные шумы в сердце. Неправильная работа клапана или сужение крупных кровеносных сосудов приводят к образованию отверстия, сквозь которое проходит кровь. При этом развивается серьезный порок сердца.

      Легкие формируются согласно нормам, только у некоторых обнаруживают легкое недоразвитие. Дети Дауны с врожденным пороком сердца имеют повышенное кровяное давление в легких и склонны к пневмонии.

      Брюшные мышцы слабо развиты, за счет чего живот слегка выпирает. У большинства встречается пупочная грыжа, не требующая оперативного вмешательства. С постепенным ростом ребенка, грыжа затягивается самостоятельно.

      Селезенка, почки, печень развиваются нормально, без патологий. Половые органы могут быть немного меньше, чем у обычных детей.

      Конечностям присущи короткие, широкие стопы и кисти. Мизинцы на руках загнуты вперед. Линии на ладошках обладают характерным, ярко выраженным рисунком, обусловленным заболеванием. На ногах расстояние между первым и вторым пальцами увеличено, а на подошве присутствует необычная складка. Вялость сухожилий обеспечивает развитие плоскостопия. Поэтому ортопеды советуют носить специальную обувь с ортопедическими стельками.

      В движениях присутствует резкость, нескоординированность и несогласованность. Взмахи рук обрывистые, а у ног наблюдаются разноплановые движения. Слабость мышечного тонуса и костных тканей способствует получению вывихов, ушибов, переломов.

      Не у всех малышей с синдромом Дауна встречаются перечисленные выше нарушения. У одних могут быть более выражены эти особенности, у других – в малой степени.

      Развитие психики

      Современные исследовательские изучения опровергают умственную отсталость детей Даунов. Отставание в психическом развитии таких деток находится в пределах легкой или средней степени. Только у небольшого процента Даунов наблюдается глубокая задержка в интеллекте.

      В отличие от обычного малыша, у которого в трехмесячном возрасте формируется реакция на материнский голос, он начинает улыбаться, поворачивать и держать головку, у такого ребенка отсутствует так называемый комплекс «оживления». Он совершенно не реагирует на звуки, на тактильные ощущения, кто его берет на руки – чужой человек или родной.

      Интеллектуальное развитие тормозится и останавливается, приблизительно, на семилетнем уровне. Словарный запас минимальный, память сильно ослаблена, внимание рассеяно, рефлекторные взаимосвязи мгновенно угасают. Он может без всякой причины продолжительно плакать, при этом быть накормленным, сухим, тепло укутанным.

      С детьми-Даунами тяжело общаться из-за плохой концентрации внимания, они слышат, но не хотят отвечать просто так. Им интересно долгое время наблюдать за скачущими спортивными мячами, при этом, не занимаясь с обручами или скакалками.

      Для общества ребенок с синдромом Дауна, к сожалению, не может стать полноценным и равноправным членом, но после соответствующей коррекционной работы, можно приучить соблюдать элементарные санитарные нормы и самостоятельное гигиеническое обслуживание. Кроме того, среди них встречаются прекрасные ученые по математике, так как эти люди в состоянии сосредоточиться на какой-то одной конкретной задаче и запомнить все последовательные ее действия.

      Данный синдром больше характеризуется не сложностью в развитии интеллектуальных способностей, а именно воспитанием нормальной личности.

      Для этих детей следует создавать соответствующую среду, в которой они будут чувствовать себя комфортно и без комплексов общаться с другими. Квалифицированные специалисты с медицинским образованием помогут провести адаптацию к социуму и обрести детское счастье.

      Дошкольное развитие

      Огромную роль на ребенка с синдромом Дауна оказывает пребывание в детском садике. Деятельность садика направлена на всестороннее развитие детей. Они приобретают определенные умения, навыки, знания.

      Каждому малышу приходится придерживаться норм поведения, соблюдать дисциплину, учиться играть и общаться с другими детками. Ведущее положение занимает в этом возрасте подвижная игра, в процессе которой закрепляются полученные знания, происходит непосредственный контакт с ровесниками, формируется координация движения.

      В такие моменты важным является заботливое отношение воспитателей и их помощь в нормальной адаптации в группе.

      Во время совместных игровых процессов малыши имитируют и копируют движения, учатся мыслить, делать выводы, управлять событиями, делятся игрушками и вещами с окружающими. Игры позволяют формировать общую для всех модель поведения и решать поставленные задачи.

      Лечебная физкультура, музыкальные уроки развивают слух, органичность и точность двигательных рефлексов. Занятия с логопедами помогают избавиться от нарушения речи, поставить непроизносимые звуки, научиться четко выговаривать слова.

      Олигофренопедагоги занимаются обучением, интеграцией и социальной адаптацией Даунов.

      Нахождение в детском дошкольном учреждении, индивидуальный подход педагогов и родителей – идеальный вариант специфических деток быть вовлеченным в интересную детскую жизнь, в общение, развить речевые функции и приобрести необходимый опыт.

      Школьные годы развития

      После детского сада первоклассникам с синдромом Дауна намного легче влиться в классный коллектив, привыкнуть к урокам. У тех, кто не посещал садик, могут возникнуть сложности. Особую ответственность здесь несут учителя, которые должны помочь малышам настроиться на учебу и приспособиться к новой жизни.

      Школа стимулирует открытие особенностей характера и продолжает развивать способности учеников, вызывает интерес и любознательность к познанию окружающего мира. Дети с синдромом учатся самовыражению и самоуважению, открывают свою индивидуальность.

      Практические занятия, учебные дисциплины даются таким детям сложно. Им не хватает усидчивости, быстроты реакции, элементарных навыков. Наряду с другими у них нет быстроты мышления, рассеянное внимание, ослабленная память.

      Что затрудняет процесс обучения?

      Слаборазвитая мелкая и общая моторика.

      Зрительные нарушения. Большинство имеют сниженное зрение или глазные болезни. Но наглядные методы объяснения нового материала хорошо воспринимаются Даунами.

      Слуховые проблемы. Сенсоневральная потеря слуха, вызванная осложненным развитием нервов и уха, затрудняет восприятие информации на слух.

      Общее недоразвитие речи (ОНР) различной степени. Неумение грамотно составлять предложения, плохое произношение звуков, заикание, маленький словарный запас, быстрая или заторможенная речь – не дают возможности излагать мысли устно и на письме.

      Трудности в мышлении. Несложные задания (посчитать, записать) выполняются на уровне обыкновенно развитых детей. Сделать вывод, обобщить, построить логическую цепочку, прийти от простого к сложному, и наоборот, не возможны для деток с синдромом Дауна. У них отсутствует абстрактное мышление, они не умеют перестраиваться в ситуациях.

      Память кратковременная. Объем памяти не значителен, требуется длительное время для запоминания и усвоения нового.

      Внимание неустойчивое, невозможность сосредоточиться, сконцентрироваться, быстрая утомляемость и отвлекаемость от нужного объекта изучения.

      Восприятие целостного образа отсутствует: не могут из отдельных деталей создавать цельную картину.

      Эмоциональное поведение. Они послушные, подчиняются указаниям, ласковые, доброжелательные, с готовностью исполняют поручение. С удовольствием идут на контакт с учителями и одноклассниками, проявляя положительные эмоции. Неудача от неправильно сделанного задания нисколько их не огорчает, что для учебы не приемлемо.

      Успех и похвала от хорошо проделанной работы служит побудительным мотивом в учебном процессе и дает динамику в развитии. Позитивный подход учителя к особенному ребенку делает эффективным его обучаемость.

      Социальное общество и влияние семьи

      Большим стимулом для развития деток с синдромом Дауна является присутствие их в обществе и окружение любящими людьми. Ребенок помимо школы проводит много времени в семье, на улице, общаясь с друзьями, соседями. Понимание и восприятие их такими, какими они есть, раскрывает детский характер, его склонности и способности.

      Родители могут воспитывать у них чувство ответственности за себя, свои поступки, приучают выглядеть всегда красиво и аккуратно. Чистить зубы, умываться, купаться, переодеваться, помогать убирать комнату, мыть посуду – эти повседневные дела благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка. Такие моменты отразятся в будущем на формировании отношения к самому себе, его самооценке и независимости.

      Важно давать малышу возможность оставаться одному, чтобы он мог проявить самостоятельность, научился себя занимать другими вещами, играл в игры, рисовал, отвлекался от текущих дел, слушал музыку, танцевал.

      Воспринимаемый обществом, малыш лучше развивается, знакомится с новой полезной информацией, приобретает уверенность в своих силах и чувствует свою необходимость.

      В приложенном видео Вы можете узнать подробности о синдроме Дауна.

      От трогательного и заботливого отношения родителей, педагогических способностей учителей зависит успешное и гармоничное формирование личности ребенка с синдромом Дауна.

      morehealthy.ru

      Календарь развития малыша с синдромом Дауна

      Растить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.

      До шести месяцев

      Развитие — это физически и психологически рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.

      Синдром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут уметь его сверстники, и таким образом достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.

      Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.

      Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:

    • ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
    • воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
    • ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
    • если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
    • малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
    • лежа на животе, может до минуты держать голову;
    • сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
    • смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
    • может хватать и отпускать погремушку, только удерживает непродолжительное время;
    • двигает глазками и головой за ярким предметом;
    • рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
    • может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
    • улыбается, когда слышит голос мамы;
    • понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.
    • Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:

    • радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
    • спокойно реагирует, когда его одевают;
    • изучает свои ноги, лежа на спине;
    • самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
    • сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
    • хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
    • изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
    • играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
    • реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.
    • После полугода

      В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года еще не умеет говорить.

      Ребенок с синдромом Дауна семи до девяти месяцев ребенок:

      • уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
      • на щекотку отвечает громким хохотом;
      • если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
      • привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
      • радуется играм в прятки;
      • может говорить дада, папа, мама;
      • умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
      • расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
      • самостоятельно есть печенье;
      • пьет из кружки из рук взрослого;
      • встает, держась за пальцы;
      • самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
      • неуверенно, но уже ползает;
      • подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
      • играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
      • способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
      • рассматривает себя в зеркале;
      • изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.
      • От десяти до двенадцати месяцев:

      • если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
      • не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
      • дает маме игрушку, если та попросит;
      • обнимает маму;
      • может указать на игрушку, которую хочет подержать;
      • по просьбе хлопает в ладошки;
      • ест с помощью рук;
      • делает первые попытки есть ложкой;
      • быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
      • когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
      • стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
      • пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки,
      • может ставить игры в коробочку и доставать их оттуда;
      • следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
      • понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.
      • На втором году

        Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.

        Дети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.

        Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 лет, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.

        От 13 до 15 месяцев:

      • мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
      • ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
      • прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
      • если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
      • целует знакомого человека по просьбе родителей;
      • если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
      • может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
      • из чашки пьет сам;
      • самостоятельно ходит;
      • сам встает с положения сидя на полу;
      • может бросать мяч из положения стоя;
      • берет мельчайшие предметы, даже крошки;
      • играется машинкой, катая ее по полу;
      • может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
      • может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
      • интересуется книгой, листает ее;
      • тянет игрушку за веревку;
      • ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.
      • От 16 до 19 месяцев:

      • вместе с мамой убирает игрушки;
      • делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
      • подает предмет, который просили;
      • делится предметами, которые у него в руках;
      • ест ложкой, но проливая жидкость;
      • снимает носки, тапочки, туфли;
      • можно научить мыться в умывальнике;
      • начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
      • поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
      • может немного ходить назад;
      • указательным пальцем показывает, что ему подать;
      • если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
      • понимает, для чего предназначены домашние вещи;
      • знает до пяти частей тела;
      • играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
      • выкручивает крышку бутылки;
      • вставляет веревку в отверстие.
      • От 20 до 24 месяцев:

      • выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
      • просит помощи, если у него что-то не получается;
      • может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
      • моет и вытирает руки о полотенце;
      • мешает ложечкой чай;
      • снимает верхнюю одежду на пуговицах;
      • играет футбол;
      • ходит на носочках, прыгает;
      • играется кубиками, ставя их стопкой;
      • рисует прямую линию;
      • разворачивает сверток;
      • листает книги постранично;
      • высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
      • сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
      • вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
      • по-своему поет детские песни;
      • выражает желание получить предмет, поесть;
      • называет предметы отвечая на вопрос.
      • Третий год

        Первое полугодие

        От 25 до 30 месяцев:

      • играется с другими малышами;
      • может пить через соломину;
      • еду из ложки еще может проливать;
      • вытирает руки;
      • просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
      • стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
      • подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопу;
      • без труда ходит по лестнице;
      • делает несколько шагов на носка;
      • подпрыгивает и приземляется не падая;
      • садится и встает со стульчика;
      • башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
      • может надевать несколько шариков на веревку;
      • поймает мяч, если к нему подкатить;
      • ставит монетки в копилку;
      • рисует неровный круг, спираль;
      • можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
      • переливает жидкость из банки в банку;
      • объясняет, какие предметы принадлежат ему;
      • находит картинки по объяснению;
      • разговаривает с собой и игрушками при игре;
      • понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
      • использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
      • говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.

      Второе полугодие

      От 31 до 36 месяцев:

    • сочувствует, когда другой ребенок плачет;
    • может пожаловаться, выразившись фразами;
    • здоровается;
    • начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
    • в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
    • самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
    • может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
    • может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
    • ездит на велосипеде с тремя колесами;
    • может стоять некоторое время на одной ноге;
    • поднимается по лестнице по-взрослому;
    • быстро бегает;
    • далеко бросает мяч;
    • откручивает крышки на резьбе;
    • рисует неровные геометрические фигуры;
    • лепит из пластилина;
    • сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
    • знает назначение распространенных бытовых предметов;
    • знает, что такое один, а что такое много;
    • может выучить стишок из трех строк;
    • предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
    • может говорить сложноподчиненными предложениями.
    • Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.

      www.deti-semja.ru