Дети с диагнозом умственная отсталость обучаются в школах

Обучение и воспитание ребенка с умственной отсталостью в школе

У умственно отсталых детей нарушается нормальное развитие познавательных, психических процессов, у них ухудшается восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь и так далее. Для таких детей характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушается физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, могут произойти некоторые внешние изменения, например, может несколько измениться форма черепа, размер конечностей.

Умственную отсталость делят на 3 степени: дебильность (относительно неглубокая отсталость), имбецильность (глубокая отсталость), идиотия (самая тяжелая отсталость). Также существует другая классификация умственной отсталости: легкая степень (IQ менее 70), умеренная степень (IQ менее 50), тяжелая степень (IQ менее 35), глубокая степень (IQ менее 20).

Начинать работу с умственно отсталым ребенком необходимо с самого раннего детства. У таких детей низкий интерес к предметному миру, долго не возникают любознательность, например, ребенок не рассматривает игрушку, не играет с ней и так далее. Здесь необходима целенаправленная коррекция, чтобы ребенок овладел правильными формами поведения, видами деятельности, характерными ребенку. Мышление, восприятие окружающего мира у детей с умственной отсталостью оказываются на низком уровне, если с этими детьми не заниматься.

Если пустить развитие умственно отсталого ребенка-дошкольника на самотек, то он упустит навык общения с людьми, навык предметного действия. Если ребенок не будет достаточно контактировать со своими сверстниками и со взрослыми, не будет играть с детьми в игры либо участвовать в какой-нибудь деятельности, то это негативно отразится на социальной адаптации, на развитии мышления, памяти, самосознания, воображения, речи, воли и так далее. При правильном подходе к организации воспитания и обучения, можно корригировать нарушения развития познавательных процессов и речи.

Можно добиться различных результатов при обучении в школе ребенка с умственной отсталостью, в зависимости от степени отсталости. Дети со средней и тяжелой степенью умственной отсталости (имбецильность, идиотия) – инвалиды детства. Они получают пенсию и должны либо иметь опекуна, либо находиться в специальных учреждениях на социальном обеспечении. Не все родители могут справиться с таким ужасным горем, поэтому эти они должны получать психотерапевтическую и консультативную поддержку.

У детей с легкой степенью умственной отсталости (дебильность) существуют проблемы другого рода. Одна из основных проблемы – сложная обучаемость детей по программе массовой общеобразовательной школы. А обучение ребенка во вспомогательной (коррекционной школе) – тяжелый шаг для родителей.

В каждой стране по разному подходят к методам и месту обучения детей с умственной отсталостью. В нашей стране до недавнего времени умственно отсталые дети обучались чаще всего во вспомогательных школах. Но в последнее время родители все чаще отдают таких детей в обычные школы, даже игнорируя заключение комиссии. По закону дети с умственной отсталостью должны пройти обследование медико-педагогической комиссии, которая решает, способен ли он обучаться в обычной школе или детском саду.

В коррекционные школы дети поступают только с согласия родителей, но, как уже было сказано, родителям часто тяжело пойти на этот шаг, и они отдают ребенка в обычную школу. В некоторых массовых школах существуют классы коррекции для детей с умственной отсталостью, и в некоторых частных школах также обучаются умственно отсталые дети. Большой проблемой является нормальная социальная адаптация и обучение детей с легкой степенью отсталости. А ведь если ребенок хорошо адаптируется и ему помогут выучиться, то, повзрослев, он может стать полноценным членом общества: устроиться на простую работу, даже завести семью и детей. Поэтому очень важно, чтобы эти дети и их родители проходили регулярную консультацию у специалистов.

Не все умственно отсталые дети способны обучаться в обычных школах, так как часто эти дети имеют еще и различные патологии. Но есть дети, по которым сразу и не скажешь, что у них отстает развитие, которые хоть и с трудом, но могут осилить обучение в обычной школе. Однако в школе такому ребенку необходим человек (тьютор), который будет сопровождать его на занятия, помогать выполнять различные задания. Умственно отсталый ребенок может обучаться в массовой школе, но для этого необходимы подходящие условия и хорошее стечение обстоятельств. В школе должны быть небольшие классы, а также, в идеале, в учебном заведении должен быть дефектолог и психолог.

Но все-таки совместное обучение здоровых и умственно отсталых детей имеет некоторые психологические трудности для последних. Если в классе будет учиться умственно отсталый ребенок с тьютором или без, учитель, кончено, может объяснить большинству детей, как надо себя вести и как к ребенку относиться, но всегда может найтись пара учеников, которые будут унижать и обижать ребенка с умственной отсталостью. В школах достаточно высокий уровень агрессии, дети часто бывают жестоки, а ребенок с умственной отсталость чаще всего не умеет притворяться и очень ранимый. В обычной школе этот ребенок может стать забитым.

К тому же умственно отсталому ребенку крайне сложно будет освоить физику, математику, иностранные языки. Помимо этого, если такой ребенок попадет в обычную школу и в обычный класс, то школа должна будет оценивать его не по стандартам ЕГЭ, а по стандартам аттестации умственно отсталых детей. Поэтому оптимальный вариант для обучения ребенка с умственной отсталостью в обычной школе – это специальный коррекционный класс. Но, к сожалению, многие школы отказались от создания таких классов.

Пока что детей с умственной отсталостью чаще всего обучают в специальных коррекционных школах, так как на данный момент достойной замены таким школам нет. Теперь вы знаете всё про обучение и воспитание ребенка с умственной отсталостью в школе.

www.allwomens.ru

Индустриалка — новости Запорожья

Дети с легкой степенью умственной отсталости покажут лучшие результаты в развитии, если будут обучаться в обычных школах, а не в интернатах. В этом уверена министр образования и науки Украины Лилия Гриневич.

По ее словам, это произойдет благодаря общению со сверстниками и доступу к полной программе базовых школьных знаний. Поэтому дети с легкой степенью умственной отсталости будут обучаться в специальных классах в обычных школах.

— Если дети с ограниченными физическими потребностями или, например, с легкой умственной отсталостью обучаются в обычной школе, а не в интернате, то они показывают лучшие результаты в развитии и усвоении учебного материала. У них такие же потребности в общении, как и у других детей, — сказала министр. — Признаком цивилизованного общества является то, как мы относимся к людям с особыми потребностями. Это люди со своим чувством достоинства. Поэтому они имеют право на учебу в нормальной среде.

Соответственно, государство будет стремиться к тому, чтобы, например, дети с легкой умственной отсталостью были переведены в обычные школы. Делать это планируют постепенно. Во-первых, в новых опорных школах, которые будут открываться, появятся классы инклюзивного обучения для детей с легкой умственной отсталостью. Во-вторых, такие же инклюзивные классы будут открыты в обычных школах.

Лилия Гриневич добавила, что Минобразования вводит новое правило для принятия детей с умственной отсталостью в интернаты.

— Есть часть учреждений образования, откуда мы выведем таких детей. Например, мы не будем принимать в интернатные учреждения новых детей. Потому что чем быстрее вы взяли такого ребенка в нормальную школу, тем лучше результат, — уверена министр. — То есть маленьких детей с диагнозом легкая умственная отсталость мы не будем заводить в интернаты. А будем для них определять, что им нужно учиться в отдельном классе с более легкой программой.

Такой подход, по словам Лилия Гриневич, применяют за рубежом — результаты не заставляют себя ждать. Когда такие дети не отделены в специализированные учебные заведения, а когда они интегрированы в обычную среду обычной школы, то показывают значительно лучший прогресс, лучшие результаты в обучении и развитии. Поэтому содержание этих детей в закрытых заведениях министр считает фактически преступлением против этих детей.

iz.com.ua

Право на образование ребенка с ОВЗ, в том числе с инвалидностью

Моему недееспособному сыну 18 лет, он инвалид 1 группы. Мой сын находится на домашнем обучении в 6 классе коррекционной школы. До достижения возраста 18 лет ему выплачивалась выплата за обучение на дому. В 18 лет в такой выплате было отказано. Правомерно ли это, раз мой сын продолжает обучение? По решению ПМПК показано обучение в условиях адаптивной школы с нагрузкой 10 часов в неделю.

Я работник приемной комиссии колледжа, у нас проводится профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возник вопрос – нужно ли просить справку ПМПК, что им рекомендовано адаптированное профессиональное обучение? У некоторых абитуриентов есть инвалидность, у некоторых ее нет. В справке об инвалидности не указан диагноз, соответственно, мы не знаем, нужно ли данному абитуриенту обучаться в специализированной группе, но у них у всех есть свидетельство об обучении (VIII вид).

Школа, где учится мой ребенок, требует от родителей срочно поменять ИПР на новые ИПРА. Кроме того, со слов учителей, теперь в ИПР должно быть вписано не 4 часа учебной нагрузки, как прописано у всех школьников, а 6 часов, а также должна быть вписана степень умственной отсталости и прописаны те же рекомендации, что и в заключении ПМПК. То есть если раньше я на ПМПК ходила с рекомендациями из ИПР, теперь наоборот – чтобы изменить в ИПРА учебную нагрузку, надо пройти ПМПК? Помогите разобраться, пожалуйста!

У моего сына аутизм. Ребенок уже несколько лет ходит в реабилитационный центр в нашем городе. Когда я обратилась с просьбой к педагогу, который давно работает с сыном, дать нам характеристику для ПМПК, то мне ответили, что педагог не имеет права писать ребёнку такую характеристику. Но на комиссию нужен документ, в котором говорилось бы о том, что ребёнок умеет, знает и может. Пожалуйста, посоветуйте, что делать.

У моего сына аутизм, ему осенью этого года идти в школу. Слышала, что согласно новым СанПиНам моего сына должны взять в обычный класс. Так ли это?

У моего сына аутизм с умеренной умственной отсталостью. Он учится в первом классе школы-интерната восьмого вида. В классе 10 человек, один учитель не справляется. В результате на меня морально давят и регулярно предлагают забрать сына на домашнее обучение. На мои слова о необходимости еще одного специалиста в классе директор школы говорит, что у него нет лишних единиц для этого. Во второй половине дня с детьми только один воспитатель, которая разговаривает с детьми криком! Я жаловалась директору, стало лучше, но неизвестно, надолго ли.
Могу ли я требовать тьютора для сопровождения ребенка в школе хотя бы во время уроков? Куда обращаться в первую очередь?

Моему ребенку 4 года, диагноз – органическое поражение головного мозга, алалия, аутистикоподобный синдром. Сейчас он посещает обычный детский садик. В ноябре 2015 года мы прошли ПМПК, в заключении комиссии написано, что ребенку рекомендовано обучение в коррекционном детском саду. Проблема состоит в том, что комиссию мы проходили в Свердловской области, а в июне 2016 года переезжаем в Санкт-Петербург, и именно там ребенку нужно будет ходить в коррекционный детсад. Нужно ли нам будет повторно проходить ПМПК (местную, в Санкт-Петербурге) в связи с переездом? Или достаточно будет заключения ПМПК Свердловской области?

Какова вообще функция ПМПК? Определить состояние ребёнка и его образовательные потребности или подобрать что-то из существующего в окрестностях и более-менее подходящего для ребёнка?

Каким образом записаться на ПМПК, если туда не записывают?

Что обозначает «третья степень нарушения способности к обучению» и является ли это препятствием для школьного обучения?

Действительно ли для прохождения ПМПК детьми-инвалидами необходимо, чтобы в ИПР был адекватно заполнен раздел «образование»? Я знаю, что на деле часто происходит наоборот — МСЭ просит принести заключение ПМПК для составления ИПР, поскольку в составе комиссии МСЭ нет ни педагогов, ни дефектологов, ни логопедов. Получается какой-то замкнутый круг! Что же делать?

Хочу отправить ребенка с задержкой психоречевого развития в первый класс общеобразовательной школы с тьютором. Какие законы регламентируют присутствие тьютора рядом с конкретным ребенком и какие показания необходимы для этого? Наша ПМПК прописывает тьюторов только аутистам. Говорят, что они положены только детям, у которых проблемы с установлением контакта. У моего плохая моторика и нарушено внимание и пространственное мышление. Требуется в основном техническая помощь. Как добиться тьютора?

Может ли ПМПК оставлять на второй год из-за смены диагноза или из-за «двоек»?

Мой 16-летний сын (ребенок-инвалид, онкология) в этом году сдает ЕГЭ и собирается поступать в медицинский институт. Особых условий при обучении не требуется. Чтобы воспользоваться льготой при поступлении, он должен предоставить в институт справку об инвалидности и ИПР (индивидуальную программу реабилитации). Мы сейчас занимаемся переоформлением ИПР. В поликлинике нам сказали, что в ИПР пишется один ВУЗ, один факультет, одна специальность. В РУДН, где есть медицинский факультет, нам сказали, должна быть запись, что ребенку не противопоказано учиться в университете на медицинском факультете, и можно указать три специальности. Но попросили уточнить в других ВУЗах. В 1-й и 2-й мединститут дозвониться у меня не получилось.

Как правильно должна быть заполнена ИПР и какими законами этот вопрос регулируется?

Каким образом осуществляется финансирование коррекционного образования детей с аутизмом в наших школах? Могут ли из-за отсутствия финансирования не выполняться законные требования родителей по поводу организации обучения их детей?

На вопрос, почему половина детей с аутизмом находятся в нашей школе на надомном обучении, логопед ответила, что навыки самообслуживания у детей не сформированы, то есть ребенок не просился в туалет, терпел (но не пачкался), а также «баловался». Скажите, что значит «элементарные навыки самообслуживания» с юридической точки зрения? На каком законном основании эти дети могли быть выдворены на надомное обучение?

Можем ли мы для защиты прав своих детей с аутизмом (и для указания на позицию Минобрнауки) взять за основу разъяснительное письмо от 07.07.2013 ИР 535/07 о коррекционном и инклюзивном образовании детей, где в последнем абзаце поддерживается коррекционное образование и на современном этапе?

Мой ребенок с аутизмом учится в классе для детей с ГУО (глубокой умственной отсталостью). Главной целью посещения школы у нас является не получение академических навыков, а в большей степени социализация и освоение навыков коммуникации. Мы весь год наблюдали за ресурсным классом, организованным в Москве для детей с аутизмом (см. http://outfund.ru/organizaciya-resursnogo-klassa-dlya-detej-s-autizmom/), где есть необходимая документация для организации такого класса. Можем ли мы на базе нашей школы организовать такой же, если наши классы ГУО будут как бы ресурсными, а коррекционные и общеобразовательные – будут местом для посещения нашими детьми уроков с тьютором? Как документально можно это оформить, прописать в должностных инструкциях? Можем ли за основу взять их должностную инструкцию тьютора?

Имеют ли родители право требовать у школы написания индивидуальной программы для каждого ребенка с аутизмом? Если да, то кто из специалистов это должен делать?

Наши дети с аутизмом учатся в коррекционной школе VIII вида по адаптированной программе, которую педагог составляет на класс. Сейчас в Минобрнауки обсуждаются новые стандарты (ФГОСы) для детей с ОВЗ; но пока они не приняты – на какие нормативные акты могут опираться наши педагоги при составлении программы не в ущерб нашим детям?

Мой сын (официальный диагноз атипичный аутизм с умственной отсталостью) пошел во второй класс коррекционной школы VIII вида (в соответствии с заключением ПМПК об обучении в классе «для детей с глубокой умственной отсталостью»). Нас устраивает малочисленный класс, так как ребенок нелегко переносит большое скопление людей. Отношение к детям с аутизмом в школе достаточно лояльное, но половина из них на домашнем обучении. В прошлом году в классе был воспитатель, в этом году эту ставку сократили. Мы (родители) хотели бы, чтобы у детей в классе был тьютор (нас всего 6 человек в классе, объединены 2 и 3 классы, дети «неговорящие»). Наш сын научился читать и писать. Считаем, что для поддержки образовательного процесса таким детям помимо педагога в школе нужен и помощник (тьютор).

Школа готова к диалогу, но мы должны помочь директору обосновать наши позиции. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 утверждает «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». А школа у нас коррекционная. Можем ли мы все-таки ссылаться на данный Приказ, когда будем требовать для наших детей, согласно п. 29 раздела III («Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога») еще одну ставку педагога психолога и тьютора в каждый класс? Или же лучше сослаться на п. 32 данного Приказа, где четко обговорены критерии количества специалистов?

www.osoboedetstvo.ru

Если в обычном классе умственно отсталый ребёнок — Сайт topmpk!

Если в обычном классе учится умственно отсталый ребёнок

Ещё несколько лет назад мало кто из педагогов так называемых массовых школ мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Однако сейчас мы наблюдаем именно такую ситуацию, и постепенно это станет нормой, т.к. Законом об образовании РФ от 2012 года за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а за образовательной организацией – обязанность создать для него все необходимые для успешного обучения условия.

Можно, конечно, долго спорить, хорошо это или плохо для педагогов и самих детей, только споры ни к чему не приведут, да и цель нашей статьи не в этом. Мне хотелось бы помочь учителям разобраться хотя бы в самых общих чертах, что же делать, если у них в классе есть умственно отсталый ребёнок, т.к. игнорировать этот факт и работать так, как раньше, ничего не меняя – значит не только оставить его без помощи и поддержки, но и накликать на себя много неприятностей, от вполне обоснованных претензий родителей до серьёзной проверки. Сразу предупреждаю – статья будет длинная, но постарайтесь осилить её.

О чём необходимо сказать вначале? О том, что педагогам крайне важно изучить особенности детей с умственной отсталостью перед тем, как с ними работать. Дело в том, что умственную отсталость часто путают с задержкой психического развития, а эти понятия очень сильно отличаются друг от друга! Кроме того, и умственная отсталость тоже может быть разной – от лёгкой до глубокой, и со своими особенностями и нюансами, без учёта которых добиться успеха будет сложно, а иногда и невозможно (т.к. педагог не будет знать – что под силу ребёнку, в чём ему необходима помощь и какая, а с чем он никогда не сможет справиться, как бы ни старался).

Как правило, в обычной школе можно столкнуться с обучающимися лишь с лёгкой умственной отсталостью (дети с умеренной, тяжёлой и глубокой степенью этого интеллектуального нарушения учатся в специальных образовательных организациях и на дому). Возможно, так будет не всегда, но в ближайшие 3-5 лет, мне кажется, ситуация вряд ли изменится.

Итак, давайте теперь по пунктам – что делать, если в обычном классе учится умственно отсталый ребёнок? Как правило, это происходит после обследования на ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии, когда родители приносят заключение с рекомендациями.

Первое. Необходимо объяснить родителям (законным представителям) данного ребёнка суть обучения по программе для детей с умственной отсталостью, перспективы после обучения (какой документ получит, куда сможет поступить, кем сможет работать). Причём нужно донести это максимально доступно, чтобы у них не осталось вопросов по этому поводу и потом не было претензий. Чтобы сделать это грамотно, сами разберитесь с данным вопросом, а для начала – дочитайте до конца статью, я постараюсь в ней всё подробно растолковать.

Если родители согласились с рекомендациями, данными ПМПК, они должны предъявить (отдать) в школу копию заключения комиссии и написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести их ребёнка на обучение по названной выше программе. Кроме того, желательно под роспись ознакомить их с тем, какой документ получит ребёнок по окончании школы (чтобы позже родители не заявили, что они этого не знали, и не начали писать на образовательную организацию жалобы в разные инстанции), и с перспективами обучения после окончания 9 классов (сейчас очень многие профессиональные училища и даже техникумы принимают детей, закончивших школу по программе для обучающихся с умственной отсталостью, т.е. у них есть все шансы получить рабочую профессию и устроиться в жизни). Кстати, на этой страничке, внизу («особый» ребёнок в обычной школе), находится список таких образовательных организаций Свердловской области.

Если же родители не согласны с рекомендациями ПМПК и не желают, чтобы их ребёнок обучался по программе для обучающихся с умственной отсталостью, то копию заключения они не предоставляют и заявления не пишут, а педагоги продолжают учить ребёнка так же, как и раньше, без изменений и адекватно оценивая (т.е. в соответствии с общеобразовательной программой, без поблажек). В этом случае тоже желательно под роспись ознакомить родителей с тем, что если по окончании школы ребёнок не сможет сдать экзамены, то ему будет выдана справка, а не аттестат. (К слову, со справкой не берут даже в самые захудалые профессиональные училища.)

Второе. Очень важно познакомиться (чем ближе, тем лучше) с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и с программой для детей с умственной отсталостью (её можно найти на нашем сайте вот на этой страничке — жмите, это ссылка на страницу). В ФГОС определены планируемые результаты, которых необходимо достичь к концу обучения, а также все условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. А в программе подробно, по классам, расписано всё содержание: чему конкретно учить, когда и по каким темам.

Третье. На этом шаге проведите педагогическую диагностику, чтобы определить, какому классу (по программе для детей с умственной отсталостью) соответствуют знания и умения ученика по основным предметам (русскому языку, математике). Как правило, в коррекционных школах дети учатся в тех классах, которые соотносятся с их возрастом, а недостаток знаний по тому или иному предмету компенсируют постепенно в результате индивидуальной работы и дифференцированного подхода.

Четвёртое. Теперь нужно составить на данного ребёнка адаптированную образовательную программу (АОП), учитывающую все его особенности. Единой для всех формы, по которой пишется эта программа, не существует, поэтому учителя могут выбрать из тех, что предложены им на курсах повышения квалификации или на просторах интернета ту, которая покажется более удобной (если, конечно, в образовательной организации не разработана своя собственная форма). Но в любом случае составление АОП – обязательный шаг. Не стоит надеяться, что при организации работы с детьми с умственной отсталостью достаточно «просто давать им простые задания» или «учить по нижнему порогу общеобразовательной программы» — так ничего не выйдет! Дело в том, что программа для обучающихся с умственной отсталостью кардинальным образом отличается от общеобразовательной! Она предполагает:

  • Другой учебный план, следовательно, другие предметы (скажем, не алгебра и геометрия в старших классах, а просто математика, не литература, а чтение) и другое количество часов по каждому из них (большая часть времени отводится урокам труда – не менее 6 часов в неделю с 5 класса). Кроме того, такие предметы, как иностранный язык, физика, химия, и вовсе отсутствуют.
  • Другое содержание, объём и глубину учебного материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и навыков (знания обучающихся по этой программе за 9 лет обучения соответствуют приблизительно знаниям за 5-6 класс общеобразовательной школы), т.е. образование по программе для детей с умственной отсталостью, что называется, «нецензовое».
  • Другие учебники (их необходимо заказать для таких обучающихся или попросить во временное пользование в близлежащих коррекционных школах).
  • Другие методы и приёмы обучения.
  • Другие экзамены по окончании сроков обучения. Сейчас эти дети сдают только один экзамен по трудовому обучению (по одному из профилей трудового обучения) по билетам. Есть мнение, что будут вводиться ещё экзамены по русскому языку и математике, но пока неизвестно, когда.
  • Другой документ об образовании (не аттестат, а свидетельство).

Тут важное замечание: разрабатывать АОП — это дело всех педагогов, которые будут взаимодействовать с данным ребёнком. Т.е. этим должны заниматься вместе и учителя-предметники (вплоть до учителя ИЗО и физкультуры), и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог, и классный руководитель, а не только учитель русского и математики. Кроме этого, необходимо обязательно привлечь и администрацию, т.к. именно её задача – создание специальных условий для этого ребёнка – включая и кадровые, и материально-технические, и организационно-методические.

Пятое. После того, как АОП составлена, необходимо продумать расписание уроков для ребёнка. Оно тоже будет совсем другое, нежели у всех остальных учеников в классе, поэтому очень важно составить его так, чтобы было всем удобно. Возможно, этот ученик будет посещать занятия у логопеда или психолога в то время, пока весь класс занимается физикой или химией, или он пойдёт на урок технологии. Допускается, чтобы ребёнок, обучающийся по АОП, находился вместе со всеми и на тех предметах, которые он не изучает, но только в качестве «вольного слушателя», если он соблюдает правила поведения и не мешает остальным детям и учителю. Естественно, оценивать его по этим предметам не нужно.

Шестое. Если ребёнок с умственной отсталостью не имеет заболеваний, при которых не может посещать школу, и не является социально опасным для других детей, то обучать его нужно в условиях класса, т.е. вместе со сверстниками, развивающимися нормально. И здесь – задача учителя, как это организовать. Например, можно объяснять ему задания в то время, пока остальные дети выполняют упражнения самостоятельно, или давать ему задания на карточках, и т.п. Наверное, при разработке АОП стоит соотнести по времени изучения сходные темы там, где это возможно (например, по истории или биологии) с темами, которые в это время будет изучать весь класс.

Седьмое. Всем остальным обучающимся класса, в котором находится данный ребёнок, необходимо в общих чертах объяснить, что он обучается по другой программе, чтобы они не шептались у него за спиной и не строили догадок, почему у него всё не так, как у них. Само собой разумеется, что объяснять это нужно в его отсутствии, лишь в общих чертах и избегая негативных оценок и определений. Также нужно привлекать одноклассников к оказанию этому ребёнку дружеской, моральной, эмоциональной, душевной поддержки.

Восьмое. Ищите у ребёнка с умственной отсталостью те качества, которыми он может выгодно отличиться от других детей в классе. Возможно, это будут какие-то способности, умения, хобби, качества характера. Создавайте для этого ученика ситуации успеха как в учёбе, так и вне её. Это повысит самооценку обучающегося, его уверенность в себе и позволит обрести достойное положение среди сверстников.

Девятое. Оценивайте ребёнка в соответствии с АОП, а не с общеобразовательной программой. Если вдруг за четверть и за год у такого ребёнка выходят «двойки», то это не означает, что он не усвоил программу и должен остаться на второй год. Это значит, что АОП для него была составлена неправильно, без учёта его способностей и возможностей.

Десятое. Так как по окончании 9 класса по программе для обучающихся с умственной отсталостью предполагается итоговая аттестация по трудовому обучению, необходимо подготовить ребёнка к этому экзамену (и подготовиться самим). Для этого составьте (или попросите в ближайшей коррекционной школе) экзаменационные билеты. Готовить детей к экзамену лучше начать с 1 четверти 9 класса (это связано с особенностями развития памяти у умственно отсталых обучающихся), иначе просто не успеете.

И одиннадцатое. Для такого ученика администрации школы нужно заказать документ об окончании обучения особого образца – свидетельство, а не аттестат. А ребёнку и его родителям заранее (за несколько месяцев до выпуска) рассказать о тех профессиональных образовательных организациях, в которых можно будет продолжить обучение и получить рабочую профессию (где найти их перечень, сказано в этой статье выше).

Педагог-психолог психолого-медико-педагогической комиссии Елена Михайловна Белоусова

topmpk.jimdo.com