Дети с легкой умственной отсталостью характеризуются тем что

Содержание:

Врожденная умственная отсталость

Врожденную умственную отсталость, или олигофрению (малоумие), еще с девятнадцатого века делят на три формы по степени тяжести. В основе деления лежит два принципа:

-способность себя обслуживать;
-способность к обучению.

Легкая степень умственной отсталости, называемая также дебильностью, характеризуется тем, что больного можно научить обслуживать себя. Он сможет самостоятельно есть, одеваться, усвоить навыки опрятности, пользоваться туалетом. Занимаясь по специальной облегченной программе, он сможет научиться читать, писать, считать, овладеет несложной профессией. В будущем он сможет зарабатывать себе на жизнь, создать семью… Очень важно своевременно — к 6-7 годам — правильно определить форму обучения такого ребенка. Квалифицированно эти вопросы решает специальная медико-педагогическая комиссия. К сожалению, нередко родители не находят в себе мужества, не хотят смириться с заключением специалистов о том, что у их ребенка общее психическое недоразвитие в степени дебильности. Они начинают чрезмерно много заниматься с ним. Больной ребенок не справляется с заданиями, вызывая раздражение, или выполняет их, но это дается ему огромным перенапряжением сил. Между тем родители настаивают на том, чтобы он посещал обычную школу, адаптироваться в которой ему необычайно сложно. Сравнивая свои успехи с успехами сверстников, не справляясь или с трудом справляясь с заданиями, легкими для других учеников, понимая, что родители и учителя ими недовольны, дети с умственной отсталостью очень переживают свою несостоятельность, страдают. В результате у них нередко развиваются невротические расстройства, чреватые нарушениями поведения, агрессивностью.

Многие, читающие эти строки, могут вспомнить свои школьные годы и одноклассника двоечника и второгодника. Вспомните, как относились к нему ребята, каково ему жилось. Как правило, адаптируясь в классе, дети с легкой умственной отсталостью либо становятся агрессивными, драчливыми, пытаясь заставить уважать себя силой, либо соглашаются быть посмешищем и превращаются в классных шутов. И в том, и в другом случае самооценка у них очень низкая. Иногда благодаря усердным занятиям дети с легкой степенью умственной отсталости, особенно имеющие хорошую механическую память (что бывает не так уж редко), плохо, но все же справляются с программой. Получая свои тройки, они переходят во второй, в третий класс… Чем дальше, тем им становится сложнее.

Хронически уставшие, не имеющие настоящих друзей изгои, не оправдавшие надежды родителей и испытывающие в связи с этим чувство вины, с выраженным комплексом неполноценности, эти дети испытывают неимоверные трудности. Невротическая симптоматика при этом усугубляется, часто возникают депрессии, психосоматические расстройства. При обучении во вспомогательной школе этого, как правило, удается избежать. Что заставляет родителей устраивать детям такие стрессы? Прежде всего — страх, который они испытывают перед диагнозом «дебильность», и незнание того, что за этим стоит. В представлении человека, далекого от психиатрии, психологии, педагогики, дебил — это конченый человек, которому нет места в современном обществе. Нередко можно услышать от родителей, да и на страницах печати встречаются неграмотные утверждения, согласно которым, если ребенок умеет, например, вязать или делать простые модельки самолетов, если он помнит наизусть всего «Руслана и Людмилу», то, конечно же, он не дебил. К сожалению, это не так. В этих утверждениях — невежество и неуважение к человеку с легкой умственной отсталостью, который, как я уже говорил, может овладеть определенным ограниченным объемом школьных знаний, профессией, может, будучи взрослым, обеспечивать себя материально, заниматься творчеством (рисовать, петь, танцевать и т. д.), может жениться и иметь детей. Не нужно только требовать от него больше, чем он может, — например, окончить техникум или институт. Опытный психиатр и психотерапевт способны помочь такому человеку (и его семье) справиться с трудностями и найти оптимальный жизненный путь.

Годам к трем-четырем опытный психиатр уже может достоверно поставить ребенку диагноз умственной отсталости средней степени, или имбецильности. Такие дети почти не могут овладеть школьными знаниями, но способны научиться обслуживать себя и выполнять несложную домашнюю работу. Родителям очень важно понимать это, чтобы правильно наметить оптимальные цели воспитания. Попытки обучать имбецила грамоте, счету и т. п. нужно предпринимать очень осторожно. Занятия лучше проводить индивидуально. Очень важно следить, чтобы они не вызывали у больного ребенка отрицательных эмоций, являющихся показателем чрезмерности нагрузки. В противном случае это может привести к печальным последствиям.

В качестве примера я хочу привести историю слабоумной девушки Саши шестнадцати лет. Когда мне привели ее на консультацию, больше года находилась она в психиатрической больнице, причем часто ей приходилось связывать руки или давать сильнодействующее лекарство. Эти меры были необходимы, так как у девушки была повышенная агрессивность, направленная, прежде всего, на себя, но и на окружающих тоже. При поступлении в больницу на ее лбу была рана, которую она нанесла себе сама ногтями и постоянно расцарапывала до крови. Иногда без видимого повода она могла наброситься на кого-нибудь из окружающих людей и ударить. Лекарство, беседы с ней помогали мало. Разговаривая с матерью, очень заботливой интеллигентной женщиной, я выяснил, что у Саши есть старший брат-студент, который всегда прекрасно учился. До 15 лет Саша не была агрессивной. Иногда она была упряма, но, как правило, с ней удавалось договориться. Саша полностью обслуживала себя, научилась мыть посуду, подметать пол. Иногда ее даже отправляли за хлебом в находящуюся в их доме булочную, где ее знали продавцы. Маме удалось вспомнить, как впервые Саша проявила агрессию. Когда девушке исполнилось 15 лет, мать решила научить ее читать и писать. Упорные занятия в течение полутора месяцев дали результат: Саша стала узнавать буквы «А», «Б» и «М», пыталась воспроизводить их на бумаге. Проходили занятия бурно. Бывали и слезы, и уговоры, и обещания конфет за красивую букву, и даже угрозы. Вспоминая это время, мать задним числом отметила, что у Саши нарушился сон, она стала более раздражительной и упрямой. Впервые взрыв агрессии произошел во время одного из ежедневных занятий. После очередной неудачной попытки написать букву Саша неожиданно вскочила, подбежала к брату и ударила его по лицу. После этого она, рыдая, подошла к зеркалу и стала сильно расцарапывать свое лицо. Успокоить ее удалось с трудом. В последующие дни занятия продолжались, а вспышки гнева и агрессии у Саши становились все сильнее. Наконец, однажды родные не смогли справиться с ней и вызвали бригаду специализированной психиатрической «скорой помощи». Так она попала в больницу. Вся семья очень переживала за Сашу. Заботливая мать уговорила заведующую отделением и ежедневно приходила кормить дочку домашним обедом, после чего продолжала учить ее грамоте. Состояние больной было расценено как депрессивное, и ей были назначены соответствующие препараты. Мать прислушалась к нашим рекомендациям и прекратила занятия с дочерью. Через три недели Саша была выписана домой с зажившим лбом, приступы агрессии у нее не повторялись. Через год состояние девушки было удовлетворительным.

К годовалому возрасту специалисту уже может быть окончательно ясно, что ребенок страдает тяжелой степенью умственной отсталости — идиотией. Часто такие дети имеют сопутствующие заболевания внутренних органов, неврологические нарушения, расстройства зрения и слуха. В связи с этим они нередко ограничены в подвижности, не могут овладеть навыками опрятности, страдают недержанием мочи и кала. Таким образом, больные не способны обслужить себя и нуждаются в постоянном уходе.

Они практически не обучаемы. Словарный запас очень скуден, иногда вообще отсутствует. Однако, при адекватном надзоре и руководстве, грамотном постоянном лечении больные иногда способны принимать участие в домашних делах.
Умственная отсталость ребенка — серьезное испытание для всей его семьи. Часто родители пытаются искать причины несчастья, донимают врачей расспросами о том, кто виноват в том, что развитие нарушено. Нередко они предлагают свои версии случившегося и ждут от врача их подтверждения. Например, отец считает, что во всем виновата его жена, которая простудилась во время беременности, одеваясь «по своей глупости недостаточно тепло, но нарядно». Мать считает виноватым мужа, который, во-первых, «иногда крепко выпивает», а во-вторых, «имеет двоюродную тетку, больную эпилепсией». И, наконец, оба родителя часто считают виноватыми во всем акушеров-гинекологов и других врачей, которые якобы что-то недоглядели или что-то сделали не так. Всякое, конечно, бывает. Однозначного ответа на вопрос «кто виноват?», как правило, нет. Да и не нужен он до той поры, пока не встанет вопрос о возможности рождения следующего ребенка. В этом случае и мать, и отец обязательно должны обратиться в генетическую консультацию и обследоваться там. Во всех остальных ситуациях поиски виновного деструктивны. Они отражают чувство собственной вины, попытки облегчить свои переживания. Нередко споры о виновнике могут привести к ухудшению взаимоотношений в семье и даже к ее распаду.

Умственно отсталый ребенок — беда, и уж если она пришла, членам семьи нужно сплотиться и поддерживать друг друга. Нужно научиться принимать ребенка таким, какой он есть, стараться создавать комфортные условия для его развития, быть требовательным к нему, но в пределах его возможностей. В противном случае возможно воспитание «в культе болезни», при котором родители, а вслед за ними и ребенок считают, что если малышу не повезло, ему ни в чем не должно быть отказа. При таком воспитании дети становятся эгоистичными, плохо адаптируются и обучаются. При правильном подходе к ребенку близкие очень скоро обретают способность радоваться общению с ним, его пускай даже скромным успехам. Благоприятная обстановка в семье, отсутствие у родителей чрезмерных амбиций способствуют развитию ребенка. Умственно отсталые дети развиваются, хотя их развитие имеет определенный предел и они никогда не смогут догнать своих здоровых сверстников.

Умственно отсталый ребенок должен постоянно наблюдаться у одного психиатра, хорошо знающего его особенности, его семью, понимающего его возможности. Родителям не следует метаться от одного специалиста к другому, ездить в другие города и страны в поисках чудесного целителя или лекарства. Грамотный психиатр, постоянно наблюдающий ребенка, нужен ему, как правило, значительно больше, чем разовая консультация знаменитости. Психиатр периодически проводит умственно отсталому ребенку курсы лечения, способствующие улучшению его развития, предупреждению сопутствующих невротических реакций. Таким образом, умственно отсталый ребенок может быть горем семьи, ее позором, хронически травмирующим фактором, а может приносить радость, как другие здоровые дети. Все зависит от отношения к нему семьи, правильного понимания задач воспитания и лечения, правильного подхода.

rebenok.com.ua

Характеристика детей с умственной отсталостью

1. Недоразвитие познавательных процессов. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Известный исследователь Сеген говорил: олигофрен ничего не знает, не может и не хочет. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

2. Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом – требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Из-за умственного недоразвития с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. При обучении это проявляется в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п.

Характерна узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно; пассивность восприятия заключается в том, что дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать картинку, им требуется постоянное понуждение. Поэтому снижается возможность дальнейшего понимания материала. Восприятием умственно отсталого ребенка необходимо управлять; в учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Умственно отсталые дети испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, туалет, столовую в школе; ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Дети плохо распознают отношения событий во времени и пространстве; понятия «раньше», «позже», «правее», «левее» улавливаются ими с трудом. Умственно отсталые дети значительно позже своих нормально развивающихся сверстников начинают различать цвета; особую трудность представляет различение оттенков цвета.

3. Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большую трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями.

Все мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части, затрудняются определить связи между частями предмета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в них отдельные части, дети не устанавливают связи между ними, а, следовательно, затрудняются составить представление о предмете в целом. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее – в отличающихся. Например, сравнивая ручку и карандаш, говорят: «Похожи тем, что длинные, и еще у них кожа одинаковая». Обычное задание для младших школьников – сравнить два сходных предмета по величине, объему, весу – дебильным ребенком не выполняется. Для того чтобы добиться положительного результата, нужно оба предмета дать ему в руки, приложив их один к другому. Легче воспринимают сходство предметов, чем их различие в силу слабости дифференцировочного торможения. Прежде всего усваивают сходные и наиболее конкретные признаки предметов, например, их назначение. Чтобы перейти от такого наглядно-действенного обучения к наглядно-образному, оперирующему не самими предметами, а представлениями о них, требуется несколько лет.

Мышлению умственно отсталых детей свойственна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу; они часто не замечают своих ошибок. Особенно ярко это проявляется у имбецилов – они не понимают своих неудач, довольны собой, своей работой. Детям с умственной отсталостью присуща слабая регулирующая роль мышления: обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Решая задачу, дети часто подменяют ее нецеленаправленной манипуляцией исходными данными. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на развитии других познавательных процессов. Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга в восприятии, внимании, памяти страдают функции обобщения и отвлечения. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.

4. Память. Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения, т.к. воспроизведение – процесс, требующий волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память.

Особенность памяти умственно отсталых детей – эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости. Чаще, чем у нормальных сверстников, у умственно отсталых наступает состояние охранительного торможения. Испытывают трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью.

5. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.

6. Речь. Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей, замедлен но, запаздывает развитие артикуляционных движений.

Страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. У умственно отсталых детей широко распространены фонетические нарушения (от 65 до 85%) по причинам общего познавательного недоразвития, недоразвития речевой моторики (параличи, парезы, гиперкинезы) и фонематического восприятия (неразличение фонем), аномалий артикуляционного аппарата (неба, губ, зубов). Активный словарь гораздо беднее пассивного; речь младших школьников состоит в основном из существительных и обиходных глаголов; прилагательные, наречия, союзы встречаются редко. Отсутствует дифференциация в обозначении сходных предметов: пальто, шубу, плащ называют словом «пальто». Это связано с трудностями различения самих предметов. Медленно усваиваются закономерности языка, речевые обобщения. У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи). В младшей школе они используют незначительное количество слов, обозначающих признаки предметов: цвет – красный, синий, зеленый, желтый; величина – большой, маленький; вкус – сладкий, горький. Дети испытывают трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, следовательно, наблюдаются различные расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. Снижена потребность в речевом общении.

7. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.

8. Эмоционально-волевая сфера. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами). Переживания неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (эйфория, дисфория, апатия). Для умственно отсталых детей актуальны лишь непосредственные переживания, они часто не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков. Для эмоций, так же как и для мышления, характерна инертность и недостаточная переключаемость.

Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

9. Деятельность. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Умственно отсталые дети приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью; в результате в ходе работы часто уходят от правильно начатого выполнения действий. При этом они соскальзывают на действия, производимые раньше, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности. Дети не соотносят получаемый результат с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Они не критичны к своей работе. Навыки простого чтения, письма усваиваются очень медленно, и для полного усвоения задание нужно повторять многократно на протяжении 10-20 дней, хотя механическая память при дебильности обычно не страдает.

10. Личность. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны, преобладающими среди них являются элементарные органические потребности (сон, еда, сексуальные потребности); в связи со сниженной контролирующей функцией головного мозга с годами их побудительная сила увеличивается. Общая активность снижена. Затруднено формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Отсутствует гибкость, поведение стереотипное, шаблонное. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков. Развитие способностей и компенсирующих возможностей ограничено. Самосознание характеризуется некритичностью к своим и чужим поступкам, неадекватной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний.

psyera.ru

Умственная отсталость или интеллектуальная инвалидность: всё, что нужно знать и понимать о ней

В этой статье мы подробно рассмотрим тему умственной отсталости: её симптомы и признаки, диагностические критерии, развитие, виды интеллектуальной инвалидности и их особенности, основные синдромы и причины. Также вы получите полезные советы, которые могут помочь вам понять, как лучше себя вести с людьми, страдающими умственной отсталостью.

Умственная отсталость или интеллектуальная (умственная) инвалидность (также известная как олигофрения или малоумие) в течение долгого времени была своего рода запретной темой и вызывала отчуждение. В настоящее время концепция поменялась, и мы стали больше обращать внимание и концентрироваться на нуждах этих людей, их потребностях, мечтах и целях, а не только на их физиологических и психологических особенностях, связанных с отклонениями в развитии. Если у вас есть вопросы и вы хотите больше узнать об умственной отсталости, развеять сомнения и распространённые мифы об умственно отсталых людях, предлагаю прочитать этот материал.

Умственная отсталость или интеллектуальная инвалидность

Что такое умственная отсталость? Определение

Умственная отсталость представляет собой ряд существенных ограничений в навыках, необходимых человеку для повседневной жизни, понимания и взаимодействия с окружающими. Другими словами, люди с интеллектуальной инвалидностью имеют ограничения на интеллектуальном уровне и проблемы с адаптивным поведением, что подразумевает трудности во взаимодействии с окружающей средой, мало приспособленной для них.

Американская ассоциация по вопросам затруднений развития и интеллектуальных затруднений (AAIDD) даёт следующее определение умственной отсталости:

Умственная отсталость характеризуется значительными ограничениями как в интеллектуальной деятельности, так и в адаптивном поведении, охватывающими адаптивные, социальные и повседневные практические навыки и формирующимися в возрасте до 18 лет“.

Из этого определения вытекает основная предпосылка, отражающая текущий подход в этой области: Если в течение длительного периода времени человеку оказывается соответствующая персонализированная поддержка, качество жизни умственно отсталого человека значительно улучшается (Шалок, 2010).

С учётом этого, текущий подход повлёк за собой изменение названия, и термин “умственная отсталость” был заменён на современный термин “интеллектуальная инвалидность“, поскольку он не только отражает проводимые профессиональные исследования в этой области, но и менее обиден для людей, страдающих задержкой развития. В настоящее время также малоупотребимы такие термины, как малоумие, олигофрения, когнитивная недееспособность, задержка умственного развития. Интеллектуальная инвалидность не является психическим заболеванием.

Интеллектуальная инвалидность и инвалидность по развитию – это одно и то же?

Инвалидность по развитию – это более широкий термин, охватывающий умственную инвалидность, паралич мозга, расстройства аутистического спектра и другие, тесно связанные с интеллектуальной инвалидностью (или требующие поддержки, похожей на ту, что оказывается людям с интеллектуальной инвалидностью).

Симптомы и диагностические критерии умственной отсталости

Когда мы говорим об интеллектуальной инвалидности, всегда нужно учитывать индивидуальные особенности и различия людей, чей диагноз соответствует данной категории. Кроме того, нельзя забывать о том, что внешняя среда, в которой развивается каждый человек, в значительной степени определяет как адаптацию, так и поддержку, которая будет нужна на протяжении всей жизни.

В пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) интеллектуальная инвалидность включена в расстройства нейроразвития и определяется следующим образом:

  • Интеллектуальная инвалидность характеризуется дефицитом интеллектуального функционирования человека, например: трудности с рассуждением, решением проблем, планированием, суждением, абстрактным мышлением, принятием решений, академической обучаемостью и обучением на основе опыта. Все эти проблемы всегда дожны быть подтверждены специалистами с помощью стандартных клинических тестов и тестов на интеллект.
  • Интеллектуальная инвалидность характируется дефицитом адаптивного поведения, что подразумевает несоответствие социальным и культурным стандартам, присутствие проблем с социальной ответственностью и ведением самостоятельного образа жизни. Другими словами, страдающие умственной отсталостью люди нуждаются в ежедневной помощи и поддержке, как дома, так и в школе, на работе, в обществе, где они испытывают трудности с общением или ведением социальной жизни.
    • Трудности на концептуальном или академическом уровне: другими словами, им сложно выполнять задания, требующие памяти, внимания, математического рассуждения, приобретения практических знаний, способности решать задачи, а также те, при выполнении которых необходимо использовать речь, чтение или письмо и т.д.
    • Трудности в социальной сфере: непонимание своих мыслей, чувств, опыта общения с другими людьми, недостаточные навыки межличностного общения, неспособность подружиться и т.п.
    • Трудности в практической области: связаны со степенью обучаемости и тем, насколько человек самостоятелен в различных жизненных ситуациях, например в таких сферах, как уход за собой, ответственность на работе, управление деньгами, проведение досуга, организация выполнения школьных заданий или адекватный контроль своего поведения.
    • Последним диагностическим критерием умственной инвалидности является то, что все интеллектуальные и адаптивные проблемы начинаются в течение периода развития. Возраст их проявления и характерные особенности в начале будут зависеть от причины, типа и тяжести интеллектуальной инвалидности. Несмотря на то, что развитие ребёнка – это сложный процесс, основанный на биологической, психологической и социальной эволюции человека, самый первичный период развития имеет ряд этапов или основных эволюционных моментов, которые подразумевают достижение успехов в овладение простыми навыками, которые в дальнейшем постепенно будут дополняться обучением более сложным навыкам.
    • Кроме диагностических критериев DSM-5, можно учитывать другие признаки и симптомы, которые помогут распознать присутствие того или иного вида интеллектуальной инвалидности:

      • При наиболее тяжёлых случаях умственной отсталости, этапы развития моторики, речи или социального развития достигаются позднее, чем у остальных людей, и это можно определить уже в первые годы жизни, в то время как при более лёгкой степени интеллектуальной инвалидности проблемы могут быть замечены только при поступлении ребёнка в школу, когда становятся очевидны трудности с обучаемостью.
      • Что касается когнитивного развития, страдающие интеллектуальной инвалидностью дети проходят те же эволюционные стадии и в том же порядке, что и обычные дети, однако их ритм развития более медленный. Типичные рассуждения людей с интеллектуальной инвалидностью характерны для людей на самых ранних этапах мышления, однако некоторые из них могут демонстрировать более развитые уровни мышления и рассуждения.
      • Когда интеллектуальная инвалидность связана с генетическим синдромом, может наблюдаться характерный внешний вид.
      • В случае приобретённой интеллектуальной инвалидности, например, после болезни, она может начаться внезапно: после менингита, энцефалита или после удара (травмы) черепа во время развития.
      • Умственно отсталые люди в 3-4 раза чаще страдают умственными, неврологическими, медицинскими и физическими расстройствами по сравнению с остальным населением.
      • Проблемы психического здоровья у людей с интеллектуальной инвалидностью те же, что и у остальных людей, однако степень распространения выше. Наиболее часто встречаются расстройства сна, шизофрения, тревожные расстройства и нарушения сна.
      • Что касается проблем физического здоровья, у умственно отсталых людей выше риск и распространённость таких заболеваний, как ожирение, эпилепсия, диабет, ВИЧ и ЗППП, деменция. Поэтому необходимо создание программ здоровья с учётом потребностей таких людей.
      • Другая, наиболее уязвимая функция у страдающих интеллектуальной инвалидностью людей – это речь и коммуникация. Как правило, умственно отсталые люди имеют адекватные язык и речь, соответствующие их более молодым сверстникам. Чем выше степень умственной отсталости, тем серьёзнее языковые проблемы.
      • Как ещё одну проблему, связанную с интеллектуальной инвалидностью, стоит упомянуть нарушение поведения, которое может быть следствием различных факторов: например, дискомфорта, вызванного трудностями общения или выражения своих личных желаний и потребностей, эмоциональных проблем, связанных с социальной изоляцией и дискриминацией. Также эти нарушения поведения могут быть способом выражения или сообщения того, что такие люди не могут выразить иначе (фрустрация, волнение, нервозность и т.д.).
      • Это проблемное поведение из-за своей интенсивности, частоты или продолжительности негативно влияет на личностное развитие и возможность участия в социальной жизни людей с интеллектуальной инвалидностью.
      • Виды и особенности умственной отсталости: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая

        При диагностике умственной осталости различают степень её тяжести, которая подразделяется на четыре уровня: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая.

        Традиционно эта классификация базировалась на оценке коэффициенте интеллекта (IQ) с помощью тестов на интеллект. Таким образом, по этой системе лёгкая умственная осталость соответствует коэффициенту IQ между 50-55 и 70; умеренная умственная отсталость – коэффициенту IQ между 35-40 и 50-55; тяжёлая умственная отсталость – при коэффициенте IQ между 20-25 и 35-40, и глубокая умственная отсталость – при IQ ниже 20-25 (напомним, что средний показатель большинства населения составляет 90-110).

        Наиболее современная классификация степени интеллектуальной инвалидности базируется на адаптивном поведении и может быть представлена следующим образом:

        1- Лёгкая умственная отсталость:

        У человека с лёгкой умственной отсталостью нарушено абстрактное мышление, когнитивная гибкость, кратковременная память и функциональное использование таких академических навыков, как, например, чтение или управление своими денежными средствами. Что касается социальной сферы, по сравнению со своими ровесниками такой человек кажется незрелым в социальных взаимодействиях, что увеличивает риск подвергнуться манипуляции со стороны других людей. И, наконец, на практике такой человек нуждается в помощи при выполнении сложных повседневных задач.

        2- Умеренная умственная осталость:

        Человек с умеренной умственной отсталостью нуждается в постоянной и непрерывной ежедневной помощи для выполнения повседневных задач, кроме того, в случае необходимости другие люди должны взять на себя некоторые обязанности такого человека (например, подписать осознанное согласие на лечение). Что касается социальной сферы, устная речь (являющаяся основным инструментом социального общения) таких людей гораздо более простая по сравнению с людьми без умственной отсталости. Они могут неправильно интерпретировать определённые социальные сигналы и нуждаются в коммуникативной поддержке для установления успешных межличностных отношений. На практике такой человек может развить различные навыки и способности с дополнительной помощью и в результате длительного обучения.

        3- Тяжёлая умственная отсталость:

        При тяжёлой умственной отсталости концептуальные навыки более ограничены. Человек плохо понимает речь и язык, а также понятие чисел, например, времени или денег. Опекуны должны оказывать всестороннюю поддержку повседневной деятельности. Поскольку устный язык очень ограничен как в лексике, так и в грамматике, речь состоит только из отдельных слов или простых фраз, которые можно улучшить с помощью альтернативных средств. Всё общение и социальная сфера концентрируются на “здесь и сейчас”. В повседневной жизни такой человек нуждается в постоянном уходе и наблюдении (приготовление пищи, личная гигиена, выбор одежды и т.д.).

        4- Глубокая умственная отсталость:

        В случае глубкой умственной отсталости концептуальные навыки затрагивают физические и несимволические процессы. Человек может использовать какие-то предметы, а также приобретать некоторые визуально-пространственные навыки, например, указание на что-то. Тем не менее, сопутствующие моторные и сенсорные проблемы могут препятствовать функциональному использованию предметов. Социальные навыки также очень ограничены с точки зрения понимания как речи, так и жестов. Тем не менее человек может понимать простые инструкции и выражать базовые желания или эмоции с помощью простой невербальной коммуникации. На практике такие люди являются полностью зависимыми, однако при отсутствии серьёзных моторных или сенсорных нарушений могут выполнять некоторые базовые действия.

        Основные синдромы, ассоциированные с умственной отсталостью

        1- Синдром Дауна

        Причиной синдрома Дауна является хромосомная аномалия, при которой кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку у человека есть дополнительная, третья хромосома в 21-й паре, вместо нормальных двух.

        Этот синдром является наиболее распространённой причиной умственной отсталости генетического происхождения.

        В настоящее время известны три различных формы синдрома Дауна: трисомия по хромосоме 21, означающая наличие трёх хромосом вместо двух (более 90% случаев), транслокационный синдром Дауна (перенос гена или фрагмента хромосомы в другое положение в той же или другой хромосоме) и синдром Дауна с мозаицизмом (выражается наличием в одних клетках нормального числа хромосом 46, а в других – 47 хромосом, т.е. трисомия по 21-й паре хромосом), встречающийся в менее, чем 1% случаев. Эта последняя форма также широко известна, поскольку при таком синдроме могут присутствовать как все, так и некоторые типичные характеристики синдрома Дауна в зависимости от процента присутствующих клеток с дополнительной информацией. Поэтому, как правило, степень поражения ниже, чем при двух первых формах.

        У людей с синдромом Дауна присутствуют характерные внешние физические отличия – плоское лицо, брахицефалия (аномальное укорочение черепа), мышечная гипотония, низкий рост; обычно короткие шея, конечности, пальцы и уши; нос и глаза смещены вверх, маленький рот с большим языком, смещённым вперёд.

        На поведенческом уровне поражение мозга приводит к замедлению обработки, кодирования, понимания и подачи информации, и, как следствие, к лёгкой или умеренной умственной отсталости. Людям с синдромом Дауна также сложно удерживать внимание, сохранять информацию в памяти; они испытывают трудности с временно-пространственной ориентацией и обладают скудной речью. Тем не менее, несмотря на лингвистические проблемы, люди с синдромом Дауна обладают хорошей способностью к социальной адаптации.

        2- Синдром ломкой Х-хромосомы или синдром Мартина-Белл

        Синдром ломкой Х-хромосомы является наследственным, чаще встречается у мужчин и представляет собой молекулярную аномалию Х-хромосомы. Это вторая генетическая причина интеллектуальной инвалидности. Страдающие этим симптомом люди обладают четырьмя основными физическими особенностями: удлинённое лицо с высоким лбом и увеличенным подбородком, крупные и оттопыренные уши, повышенная подвижность суставов и макроорхизм (увеличение размероов яичек). На поведенческом уровне они могут демонстрировать лёгкую или умеренную умственную отсталость, нарушение речи: позднее начало или отсутствие речи; гиперактивность и дефицит внимания, чрезмерную стеснительность, движение руками или кусание рук. У женщин наблюдается меньше когнитивных нарушений.

        3- Синдром Вильямса (Уильямса) или синдром “лица эльфа”

        Синдром Вильямса является генетическим расстройством, характеризующимся потерей генов в одной из хромосом (наследственная хромосомная перестройка). Он ассоциируется с определённой внешностью: удлинённое и узкое лицо, крупные губы, светлые глаза (как правило, голубые) с выраженным рисунком на радужной оболочке и плоский нос. В большинстве случаев нарушена сердечно-сосудистая система. У страдающих этим синдромом людей наблюдается интеллектуальная инвалидность, обычно лёгкой или умеренной степени, а также психомоторные проблемы. При этом у таких людей часто богатый словарный запас, хорошие навыки для социального взаимодействия, музыкальные способности и хорошая память.

        4- Синдром Ангельмана

        Этот синдром также известен, как “синдром Петрушки” или синдром “счастливой куклы”. Синдром Ангельмана является генетическим заболеванием, вызванным изменениями в хромосоме 15. Для синдрома Ангельмана характерны задержки неврологического развития, низкий уровень пигментации кожи ног, волос и глаз; крупный рот с удлинёнными, редко расположенными зубами и выдвинутой вперёд челюстью, небольшой размер головы и характерные пятна на радужной оболочке. При данном синдроме, как правило, наблюдается тяжёлая или глубокая умственная отсталость, с серьёзными нарушениями языка и речи, отставанием в психомоторном развитии, нарушениями движения и равновесия, необычные движения конечностей и ходьба на негнущихся ногах. Ещё одной характерной чертой является частый смех и улыбка без повода.

        5- Синдром Прадера-Вилли

        Синдром Прадера-Вилли представляет собой наследственное заболевание, причина которого заключается в отсутствии отцовской копии участка хромосомы 15 и других хромосомных нарушениях. В раннем детстве у таких детей могут быть проблемы с питанием и низким мышечным тонусом; также характерен низкий рост, маленькие руки и ноги, гипогонадизм, компульсивное переедание и ожирение. При данном заболевании присутствие умственной отсталости является ключевым для диагностики, поскольку 32% людей с синдромом Прадера-Вилли обладают нормальным или близким к нормальному IQ. Тем не менее в целом у таких людей наблюдаются нарушения речи и когнитивные проблемы, связанные с обработкой информации и кратковременной памятью.

        6- Синдром (болезнь) кошачьего крика или синдром Лежёна, также известный, как 5p синдром

        Это редкое генетическое заболевание, спровоцированное отсутствием короткого плеча пятой хромосомы. У страдающих этим синдромом присутcтвует микроцефалия, круглое лицо с широко расставленными глазами, широкая переносица, деформированные уши, слабо развита нижняя челюсть; небольшие руки, деформированы ступни, изменена или недоразвита гортань, кроме того, присутствуют проблемы со зрением, в частности, косоглазие. На поведенческом уровне отличительной чертой является характерный плач ребёнка, напоминающий кошачье мяуканье и не несущий коммуникативную функцию. Также наблюдается существенная задержка моторного развития, как правило, присутствует тяжёлая умственная отсталость и очень ограничена способность к вниманию.

        Причины умственной отсталости

        Причины интеллектуальной инвалидности многочисленны: от генетических заболеваний до нарушений, вызванных внешними факторами. В настоящее время причиной умственной отсталости является совокупность воздействия факторов риска четырёх видов: биомедицинского, социального, поведенческого и образовательного; эти риски присутствуют на протяжении всей жизни человека и передаются от родителей к детям.

        Приведём некоторые примеры этих причин или факторов риска:

        Пренатальные причины (во время внутриутробного развития плода)

      • Биомедицинские: хромосомные нарушения, нарушения, связанные с одним геном, синдромы, заболевания матери или возраст родителей.
      • Социальные: плохое питание матери, домашнее насилие, отсутствие доступа к медицинским услугам, нищета.
      • Поведенческие: употребление родителями наркотиков, алкоголя, табака и незрелость родителей.
      • Образовательные: когнитивная недееспособность родителей или недостаточная подготовленность к появлению и воспитанию ребёнка.

      Перинатальные причины (во время рождения ребёнка)

      • Биомедицинские: преждевременные роды (недоношенный ребёнок), родовые травмы, расстройства у новорожденных.
      • Социальные: недостаточный уход за младенцем со стороны родителей.
      • Поведенческие: отказ от ребёнка одного или обоих родителей.
      • Образовательные: отсутствие доступа к медицинским услугам после выписки из родильного дома.
      • Постнатальные причины (после рождения ребёнка)

      • Биомедицинские: черепно-мозговые травмы, плохое питание, менингоэнцефалит, эпилептические расстройства и дегенеративные заболевания.
      • Социальные: плохое взаимодействие между ребёнком и родителем/опекуном, недостаток подходящей стимуляции, бедность семьи, хроническое заболевание в семье.
      • Поведенческие: жестокое обращение и отказ от ребёнка, домашнее насилие, неподобающие меры безопасности, социальная депривация (изоляция) или проблемное поведение ребёнка.
      • Образовательные: недостаток воспитания, поздняя диагностика, некачественное медицинское обслуживание детей раннего возраста, некачественные услуги специального образования для таких детей, отсутствие поддержки со стороны семьи.
      • Несмотря на современные знания и последние медицинские достижения в области ранней диагностики, тем не менее в большинстве случаев конкретные причины интеллектуальной инвалидности до сих пор неизвестны.

        Как развивается умственная отсталость?

        Умственная отсталость может развиваться у каждого человека по разному. В настоящее время исследования в данной области концентрируются на проведении ранней диагностики, которая позволяет специалистам как можно раньше начать вмешательство.

        Крайне важно оказывать помощь и поддержку людям с интеллектуальной инвалидностью. Это означает, что помощь должна быть персонализированной, с учётом предварительной оценки индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека. Важно иметь ввиду, что не все умственно отсталые люди одинаковы, что не все нуждаются в одном и том же типе помощи или её интенсивности в той или иной жизненной сфере или виде деятельности.

        Таким образом, в настоящее время главным является планирование и разработка системы поддержки людей с интеллектуальной инвалидностью на основе индивидуального подхода, с учётом желаний и потребностей, жизненного опыта таких людей, их сильных (а не слабых) сторон, в целях повышения общего качества жизни.

        Советы для родителей умственно отсталых детей

        Каждый человек, вне зависимости от того, присутствует ли у него умственная отсталость или нет, индивидуален и отличается и от других – как и семьи, которые сталкиваются с данной проблемой. Однако в любом случае родители играют ключевую роль. Мы дадим для них несколько полезных советов:

        1. Если поведение или реакции вашего ребёнка кажутся вам необычными и вы не понимаете, что происходит, как можно скорее обратитесь к специалисту. Это очень важно, поскольку, с одной стороны, это поможет вам развеять ваши сомнения, а с другой – поспособствует ранней диагностике и разработке плана раннего вмешательства в случае наличия проблемы.
        2. При диагностике умственной отсталости у родителей могут появиться негативные мысли, чувства вины, злости, тоски… Это вполне понятно и объяснимо, дайте себе время принять эти чувства и поработать над ними: самостоятельно либо с помощью находящихся в такой же ситуации других родителей или специалиста.
        3. Очень важно понимать и различать то, что мы можем изменить, а что – нет, чтобы найти подходящие решения и средства.
        4. Ищите информацию об особенностях вашего ребёнка и о том, чем вы можете ему помочь на этапах его развития. Удостоверьтесь, что вся эта информация основана на научных источниках, а также на опыте других семей, оказавшихся в такой же ситуации.
        5. Узнайте, какие существуют услуги в данной области, которые могут быть полезны вашему ребёнку и семье в целом.
        6. Получите рекомендации специалистов.
        7. Думайте о возможностях и сильных сторонах вашего ребёнка, а не о том, в чём он ограничен. Каковы его потребности? Что может порадовать его и сделать счастливым? Идите именно по этому пути, оказывая всю необходимую помощь и поддержку для того, чтобы ваш ребёнок мог стать максимально самостоятельным и улучшить качество своей жизни.
        8. Любите вашего ребёнка, наслаждайтесь общением с ним и помните о том, что несмотря на то, что ритм его развития ниже, чем у ровесников, он пройдёт различные этапы развития, к которым вам также нужно адаптироваться. Не обращайтесь с ним всё время только как с ребёнком!
        9. И помните: мы все разные, однако у всех нас те же права и возможности, что и у других.

        Перевод Анны Иноземцевой

        Licenciada en Psicología y Máster en Psicología General Sanitaria con formación y experiencia específica en terapias de tercera generación.
        Interesada en la conducta humana, en el resultado de la interacción de los componentes biológicos con el contexto social y en la práctica clínica basada en la evidencia científica.

        blog.cognifit.com