Дети с слабоумием

Нарушение интеллектуального развития в следствие слабоумия

Врожденное или приобретенное нарушение интеллектуального развития, которое сопровождается уменьшением приобретенных запасов знаний и навыков и снижение способности понимать связь окружающих явлений – называется слабоумие.

Болезнь может быть врожденная или приобретенная. Деменция – это прогрессирующий распад интеллекта. Она возникает при повреждении головного мозга, причины которого могут быть различны, от механического повреждения до химической травмы.

Особенностью приобретенного слабоумия является ее развитие после нормальной работы мозга.

Основные симптомы слабоумия:

  • Мозаичность психических нарушений
  • Снижение памяти, внимания, психической активности
  • Ухудшение познавательных функций и приобретенных навыков
  • Личностные расстройства
  • Низкая возможность реализации запасов знаний
  • При легкой форме больной имеет провалы в кратковременной памяти. Он может забыть, куда направлялся, что случилось в сегодняшний день, номера телефонов. При тяжелой форме существенно страдает правильность речи, долговременная память, дезориентация во времени и пространстве. Эти признаки появляются с первых дней заболевания, а изменение личности и расстройство поведения развивается постепенно. В итоге больные слабоумием люди становятся зависимыми от родных и близких, и требуют постоянного ухода.

    Слабоумие у детей встречается крайне редко и чаще всего является следствием травмы ребёнка или неправильного образа жизни его родителей. Для диагностики врожденного слабоумия используют специальный тест. Его цель определить степень развития интеллекта ребенка по определенной формуле. Если степень интеллекта ниже развития определенного возраста, ставится диагноз. Но скрытность и замкнутость ребёнка также могут являться признаками слабоумия, поэтому родители должны быть внимательны к своим детям.

    Детское слабоумие в раннем возрасте определяется утратой моторных навыков, опрятности и самообслуживание, плохая речь. У детей школьного возраста появляется низкая умственная работоспособность, ослабление памяти, невозможность сконцентрироваться на поставленных задачах.

    При постановке диагноза умственной отсталости, очень важна своевременность. Используются простые тесты, анализы обмена веществ, функций эндокринной системы и тщательные неврологические исследования. Болезнь полностью неизлечима и для родителей главной задачей становится научить и сохранить в ребенке основные навыки самостоятельного существования.

    Слабоумие у людей в возрасте

    При диагностике старческого слабоумия исследуют щитовидную железу, головной мозг и проводят психологическое тестирование. У пожилых людей старческое слабоумие провоцируется употреблением множества различных лекарств, что отрицательно влияет на печень и ведет к интоксикации, что поражает головной мозг. Такой вид заболевания у пожилых людей необратим.

    Лечение старческого слабоумия психосоциальной терапией и специальными лекарствами является распространённой практикой. Поддержка друзей и родных, знакомая домашняя обстановка, является психосоциальной терапией. Медикаменты назначаются при галлюцинациях, бессоннице, депрессии, эпилептических припадках или агрессии к окружающим. Старческая деменция полностью не излечивается, поэтому задачей врачей и родственников становится сохранение элементарных навыков больного.

    Слабоумие у взрослых приобретается вследствие повреждений головного мозга или ЦНС. Травмы головы, отравление или алкоголизм. Спровоцировать заболевание может инсульт с необратимыми поражениями участков головного мозга.

    Алкогольное слабоумие сопровождается нарушениями памяти, галлюцинациями, неконтролируемой агрессией. Частое употребление алкоголя, провоцирует отмирание клеток головного мозга, что влечет за собой многие необратимые процессы. Лечение и выздоровление зависит от степени алкогольной зависимости и стадии запущенности болезни.

    При инсульте и повреждении головы, слабоумие у взрослых может нести стационарный характер и долгое время не развиваться. При лечении человека используют специальные медицинские препараты и восстанавливающую терапию. Своевременное лечение слабоумия при инсульте дает возможность врачам полностью избавить пациента от признаков заболевания.

    Как лечить слабоумие в конкретно взятом случае сможет сказать только опытный специалист-психотерапевт. Именно поэтому перед приёмом любых препаратов необходимо проконсультироваться с врачом!

    Виды слабоумия и приобретённой деменции

    1. Статическая — причиной является отсутствие прогресса заболевания и возникает при единичном повреждении мозга. При обратимых травмах может наблюдаться временное слабоумие.
    2. Прогрессирующая, возможна при многих заболеваниях мозга.
    3. Слабоумие альцгеймерского типа, для которого характерна атрофия мозга.
    4. Сенильная — появляется в 50-60 лет, пресинильная в 70-80.
    5. Мультиинфарктная деменция. Ее причиной бывают инфаркты и инсульты, которые происходили ранее. Встречается у людей старше 70 лет.
    6. Врождённое слабоумие встречается у детей, родители которых употребляли алкоголь, наркотические или психотропные препараты в период беременности или незадолго до неё.
    7. Приобретённое слабоумие может развиваться у человека после повреждения головного мозга, в результате травмы, болезни или приёма наркотических или токсичных веществ.

    Степени врожденного слабоумия

    Легкая степень слабоумия, проявляется ограниченной способностью к абстрактному мышлению. Такие люди оканчивают начальную школу по особой программе, осваивают немногие специальности и имеют слабую квалификацию.

    При умеренной степени отсталости, медленно развивается речь и мышление. Навыки самообслуживания и моторики на низком уровне, могут работать на простых работах под четким контролем и не могут самостоятельно отдельно проживать.

    Тяжелая отсталость проявляется отсталостью речи, невозможностью окончить начальную школу, слабым овладением навыков самообслуживания. Такие больные требуют постоянного наблюдения и ухода.

    При глубоком слабоумии у многих интеллект не развивается вообще, некоторые могут обладать только несколькими эмоциями, но не осваивают никаких навыков. Такие люди полностью или частично неподвижны, страдают самопроизвольным выделением экскрементов, они нуждаются в постоянном уходе и круглосуточном наблюдении.

    Шизофренические расстройства, связанные со слабоумием

    Шизофрения может параллельно развиваться при слабоумии. Люди, страдающие шизофреническим видом слабоумия не в состоянии использовать свои знания и навыки в жизни из-за отрешенности от реальности. Не проявляется тяжелыми нарушениями памяти, и сохраняются ранее приобретенные навыки и знания.

    Длительность жизни

    Заболевание полностью не изучено и выявлены не все причины возникновения врожденного или приобретенного слабоумия. Врожденная болезнь прогрессирует от вида и тяжести и сроки жизни пациента довольно сложно определить. Все зависит от генетических данных, физического здоровья и условий жизни больного.

    Слабоумие от поражения сосудов мозга:

    Среднее число продолжительности жизни при деменции колеблется от 7 до 10 лет. Всего 5% больных слабоумием имеют шанс обратить процесс вспять и вылечиться от этого недуга. При правильном и своевременном лечении, восполнении нехватки определенных витаминов, человек может вернуться к нормальному образу жизни. В остальных вариантах продолжительность жизни будет зависеть от степени тяжести, зон поражения, правильного лечения и ухода. Задокументированы случаи, где люди со слабоумием жили до 25 лет после определения диагноза.

    7psihozov.ru

    Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия

    Нарушение интеллекта, также именуемое слабоумие – собирательный термин, обозначающий расстройство всех когнитивных и мнестических функций психики. При нарушениях интеллекта у детей и взрослых определяются дефекты во всех видах мыслительных процессов.

    Ухудшается восприятие, память, внимание, воображение. При нарушении интеллекта дети и взрослые испытывают трудности в формировании понятий, решении задач, установлении логических связей между окружающими явлениями. При слабоумии человек утрачивает возможность отделять главные идеи от второстепенных фактов. При нарушениях интеллекта снижается или полностью утрачивается критика к собственным высказываниям, действиям, поведению в целом.

    Нарушение интеллекта: формы

    Нарушение интеллекта имеет две основные формы:

  • врожденное слабоумие, именуемое также умственная отсталость или олигофрения;
  • приобретенное расстройство когнитивных способностей, которое носит название деменция.
  • Приобретенное нарушение интеллекта характеризуется ослаблением способностей человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. У человека не только уменьшается запас знаний, но и он испытывает значительные трудности в плане правильного использования ранее приобретенных бытовых умений. Становится не возможным применение в жизни ранее полученных профессиональных навыков.

    При деменции определяется значительное обеднение эмоционального мира человека, истощается способность испытывать глубокие эмоции и чувства. В начале деменции фиксируется плоский аффект – явление, когда субъект утрачивает способность испытывать и демонстрировать переживания, нормальные для каких-либо определенных условий. В дальнейшем возникает аффективное уплощение – психопатологическое состояние, при котором у человека существенно ослабевают эмоциональные реакции, возникает бесчувствие, безразличие, холодность.

    Также наблюдается изменения в волевой сфере личности: исчезает сила и стойкость воли, пропадает целеустремленность, изменяется локус контроля. Со временем искажается характер человека: в личностном портрете возникают ранее не присущие индивидууму черты.

    Претерпевает изменений мышление человека. Субъект все происходящие события считает важными, все мелочи являются для него значительными. Мышление при нарушениях интеллекта становится непродуктивным и чрезмерно обстоятельным. Персоне очень трудно четко сформулировать и высказать собственные мысли. У больного сужается круг интересов, его перестают увлекать ранее захватывающие занятия. Со временем он концентрирует внимание на своих патологических размышлениях.

    Приобретенные нарушения интеллекта возникают при атрофических процессах в структурах головного мозга. Такие интеллектуальные расстройства более характерны для лиц пожилого и старческого возраста. Нередко дефекты интеллектуальной сферы являются ведущими симптомами деменции альцгеймеровского типа. Приобретенные нарушения когнитивных и мнестических функций наблюдаются в рамках психоорганического синдрома. Такие нарушения интеллекта возникают при сосудистых патологиях головного мозга, нарушениях метаболизма и иных органических патологиях, напрямую влияющих на высшую психическую деятельность.

    По вариантам течения деменцию подразделяют на формы:

  • стационарное нарушение интеллекта, для которого характерно отсутствие усугубления расстройства;
  • прогрессирующее слабоумие, которое по мере отягощения приводит к психическому маразму – полному прекращению психической деятельности человека.
  • Олигофрения

    Врожденное нарушение интеллекта, определяемое в раннем детском возрасте, носит название умственная отсталость или олигофрения. Данное расстройство обусловлено дефектами в индивидуальном развитии организма детей в эмбриональный и ранний постэмбриональный период.

    Нарушения интеллекта у детей имеют постоянный характер, однако слабоумие может отягощаться при последующем влиянии негативных экзогенных факторов. Олигофрения характеризуется существенной задержкой или недостаточным развитием когнитивных и мнестических функций, что приводит к нарушениям адаптации детей в социуме.

    Традиционно врожденное нарушение интеллекта у детей подразделяют на три формы:

  • дебильность, при которой частично сохраняется возможность к трудовой деятельности;
  • имбецильность, при которой у человека отсутствует способность к труду, однако имеется возможность самостоятельно себя обслуживать;
  • идиотия, подразумевающая полное отсутствие возможности самообслуживания.
  • В настоящее время психиатры руководствуются критериями МКБ-10, в котором описано четыре формы слабоумия:

    • легкая степень, именуемая дебильность, при которой психологический возраст человека колеблется в пределах от 9 до 12 лет;
    • умеренная степень, носящая название нерезко выраженная имбецильность, знаменующая развитие интеллекта на отрезке от 6 до 9 лет;
    • тяжелая степень, также называемая выраженная имбецильность, подразумевает пребывание субъекта в психологическом возрасте от 3 до 6 лет;
    • глубокая тяжесть расстройства, которую именуют идиотия, при которой когнитивные способности человека соответствуют потенциалу детей до 3 лет.
    • Точное количество лиц, страдающих врожденным нарушением интеллекта, на сегодняшний день не установлено. Однако международные исследования показывают, что число больных олигофренией составляет не менее 1% жителей земного шара. Согласно научным изысканием на постсоветском пространстве количество детей и взрослых, имеющих нарушения интеллекта, колеблется в пределах от 2 до 5%.

      Нарушение интеллекта: причины и симптомы

      Также до настоящего времени не установлена точная этиологическая причина олигофрении. К возможным причинам врожденного нарушения интеллекта у детей ученые относят следующие факторы:

    • генетические причины – хромосомные аномалии и нарушения функций отдельных генов;
    • внутриутробное поражение плода, вызванное сильнодействующими химическими агентами или спровоцированное источниками ионизирующего излучения, например действием свободных радикалов;
    • тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности, например: перенесенная болезнь, спровоцированные цитомегаловирусной инфекцией;
    • рождение ребенка значительно раньше установленного срока;
    • повреждения органов детей, полученные во время родов;
    • кислородное голодание при сдавливании дыхательных путем в первые минуты жизни детей;
    • черепно-мозговые травмы, полученные в раннем детском возрасте;
    • пониженное содержание кислорода в тканях головного мозга, вызванное разными причинами;
    • инфекционное поражение нервной системы детей.
    • Нарушение интеллекта у детей проявляется, в первую очередь, в значительном отставании развития от возрастной нормы. Развитие психических функций происходит крайне замедленными темпами. Формирование высшей психической деятельности носит атипичный характер и часто имеет резко выраженные количественные и качественные отклонения.

      Лица, страдающие врожденным слабоумием, растут ослабленными и болезненными детьми. Для них характерна чрезмерная раздражительность, сочетаемая с яркой пассивностью. Дети с расстройствами интеллекта мало интересуются явлениями окружающего мира. У них существенно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не включаются в игры с ровесниками. Их не увлекают процессы конструирования, лепки, рисования.

      Они не способны действовать спонтанно в соответствии с меняющимися условиями действительности. Им очень тяжело усвоить навыки для верной ориентации в происходящем. Дети с нарушением интеллекта с трудом понимают важные свойства окружающих объектов. Они не могут установить существующих связей между предметами.

      У детей с расстройствами интеллектуальной деятельности недостаточно развито произвольное внимание. Они не способны усилиями воли целенаправленно концентрировать внимание на требуемом задании. Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности.

      Практически всегда при олигофрении страдает речевая функция: у таких детей фиксируется существенное недоразвитие речевой деятельности. Некоторые олигофрены не разговаривают вплоть до пятилетнего возраста. Со значительным опозданием происходит становление слуха. Огромные трудности дети с врожденным нарушением интеллекта испытывают при необходимости выполнения заданий, требующих наглядно-образного решения.

      Большинство детей, страдающих слабоумием, воспринимают предъявляемые им изображения, как реально существующую ситуацию. Они начинают действовать, как будто сцены на картинках существуют в реальном мире.

      Еще один симптом нарушения интеллекта у детей – существенные трудности в процессах запоминания и воспроизведения информации. Олигофрены способны запомнить очень малый объем информации. Как правило, они могут зафиксировать в памяти лишь яркие, броские, привлекательные детали.

      Существенно страдает и волевая сфера психики. Дети с олигофренией безынициативные и нерешительные. Они не могут действовать самостоятельно и часто действуют согласно указаниям других людей. Дети с нарушением интеллекта поступают импульсивно и хаотично.

      Характерный признак олигофрении – эмоциональная незрелость. У таких детей сильно ограничен диапазон эмоций и чувств. Они не способны к глубоким переживаниям. Для них свойственна нестабильность эмоционального фона. Они не могут ярко демонстрировать свои переживания.

      Нарушение интеллекта: лечение

      Лечение нарушений интеллекта у детей и взрослых зависит в первую очередь от этиологического фактора и степени тяжести расстройства. Специфическое лечение проводится для устранения обстоятельств, ставших причиной интеллектуальной дисфункции. Именно поэтому лечение нарушения интеллекта избирается для каждого конкретного пациента в индивидуальном порядке.

      Огромное значение для преодоления нарушений интеллекта, имеющего и врожденный и приобретенный характер, имеют мероприятия, направленные на социальную адаптацию больного. Для детей немаловажна грамотно составленная программа воспитательных и образовательных мероприятий, обучение навыкам самообслуживания и прививание трудовых умений.

      Следует помнить о том, что любой человек с нарушением интеллекта находится в прямой зависимости от помощи и поддержки других людей. Больной испытывает существенные затруднения в понимании происходящих явлений и очень страдает от того, что он не такой, как окружающие. Именно поэтому для предупреждения аутоагрессивного поведения детям и взрослым с расстройствами интеллекта важно внимание и забота близких людей.

      Причины возникновения фобий

      Выделяют две основные причины, играющие значительную роль в возникновении тревожно-фобических расстройств: генетический (наследственный) и социальный факторы. На сегодня существует несколько различных гипотез относительно причин развития фобий. Наследственный фактор Согласно данным, опубликованным Американской ассоциацией психиатров, если один из родителей имеет навязчивые проявления страха, то у будущего ребенка риск «заработать» фобию достигает 25%. Если же тревожно-фобическими расстройствами […].

      Госпитализм: причины патологической тяги быть «вечным» пациентом

      Госпитализм – патологический синдром, характеризуемый широким спектром психических, неврологических, соматических дефектов, возникновение которого обусловлено продолжительным пребыванием индивида в стационарном лечебном учреждении.

      Нарушение внимания: причины психопатологических расстройств

      Разнообразные нарушения внимания – одни из самых распространенных симптомов, присутствующих в структуре разнообразных психопатологических состояний, неврологических заболеваний и иных сбоев в работе организма. Нарушения внимания часто наблюдаются при различных когнитивных дефектах, включая расстройства мнестических функций, сбоях целенаправленной двигательной активности, неспособности человека узнавать объекты по чувственным восприятиям. Под нарушением внимания принято подразумевать невозможность субъекта сосредотачивать деятельность […].

      Нарушение слюноотделения: причины и способы лечения

      Все типы нарушений слюноотделения могут носить постоянный характер или возникать эпизодически. Выраженность расстройств и интенсивность слюноотделения зависит от индивидуальных особенностей организма, основного заболевания или провоцирующего фактора, функционального состояния головного мозга.

      Онейроид: причины, симптомы и методы лечения синдрома

      Онейроидное помрачение сознания характеризуется полной отрешенностью индивида от реальности.

      Нарушение половой функции: виды и методы лечения импотенции

      Обычно нарушение половой функции не является самостоятельной проблемой: импотенция формируется, существует и прогрессирует, как сопутствующее явление при наличии у больного иных расстройств. .

      Мигрень: клинические симптомы и лечение

      Мигрень, также известная под названием «гемикрания» – широко распространенное хроническое заболевание неврологического профиля. Подробнее

      Невроз навязчивых состояний: причины и лечение

      Невроз навязчивых состояний – психопатологический синдром, включающий в себя разнообразные анормальные состояния психогенной природы, проявляющий себя наличием у субъекта навязчивостей. Подробнее

      Головокружение: причины и методы лечения

      Головокружение может возникать по самым разнообразным причинам, соседствовать с абсолютно различными симптомами и быть признаком обширного ряда соматических болезней, неврологических дефектов, психических расстройств. Подробнее

      mozg.me

      Детей пожирает вирус цифрового слабоумия из-за гаджетов с играми на уровне мыслей насекомых и ящериц

      В мир проникает вирус цифрового слабоумия

      Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике.


      Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия.

      И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей – представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией.

      Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции – слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

      Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, – 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

      Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», – утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

      Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это – бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом.

      Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон.

      А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.

      Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет – тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

      Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр.

      Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

      Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений..

      . А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию – им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

      Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету?

      А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

      «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.

      Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.

      Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона – никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».

      Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

      Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.

      alexandr-palkin.livejournal.com

      Деменция и маленькие дети

      Деменция близкого – тяжелое испытание для всей семьи. Однако особого внимания заслуживает общение больного с детьми, не достигшими еще жизненной и эмоциональной зрелости. Поэтому для сохранения нормального климата в доме родители должны помочь детям в сложившейся ситуации, разъяснить происходящее и по мере возможности вовлечь их в общие заботы по уходу за больным.

      Зачем рассказывать ребенку?

      Некоторым родителям непросто решиться на разговор. Есть сомнения в том, способен ли ребенок правильно понять ситуацию и принять ее. Есть опасения, что ребенок, услышав о развивающемся слабоумии дедушки или бабушки, неправильно поведет себя с больным человеком, изменит свое отношение к нему в явной форме. Да и просто хочется пощадить его чувства. Однако стыдливое молчание будет только усугублять проблему. Рано или поздно ребенок почувствует изменения в поведении окружающих, уловит возникшую напряженность в семье, и тогда, не услышав истинных причин, составит себе искаженную картину происходящего. Напротив, честный разговор, предельно четкое объяснение причин наблюдаемых изменений и готовность обсуждать любые вопросы сблизят вас с ребенком и позволят искать ответы вместе.

      Если ребенок уже начал замечать «странности» в поведении ближайшего родственника, то, возможно, для него будет облегчением узнать, что объясняются они заболеванием, лишающим его контроля над собственным поведением. Основная трудность лишь в том, чтобы найти подходящие слова, ведь у вас разный опыт и разные представления об окружающем мире. Готовясь к разговору, учтите такую особенность детского мышления, как индуктивность. Ребенку проще продвигаться в понимании проблемы от разбора конкретных жизненных примеров к обобщениям и правилам, а не наоборот. Поэтому постарайтесь заострить его внимание на пережитых вместе ситуациях, обсудить их, а затем переходите к выводам. Если вы сомневаетесь в правильности выбранных объяснений, проконсультируйтесь с педагогами (если ребенок ходит в школу) или с детским психологом. Вы делаете это не для галочки. Вы заинтересованы в том, чтобы не только что–то рассказать, но и быть выслушанным и услышанным.

      Как присутствие в семье дементного больного может сказаться на детях

      Во многих семьях бабушка и дедушка, вышедшие на пенсию, проводят с внуками не меньше времени, чем родители. Именно пожилые охотно возятся с внуками, занимаются их воспитанием. Неожиданные негативные изменения в поведении человека, который с первых лет жизни был наставником, советчиком, другом, могут глубоко огорчить ребенка.

      Присутствие больного человека может быть источником постоянного психологического давления на детей, ведь нередко они проводят дома значительно больше времени, чем работающие родители. Задаваемый с обескураживающей регулярностью вопрос или одна и та же история, рассказываемая бессчетное число раз, могут вызывать раздражение и усталость.

      До развития заболевания в центре внимания всей семьи обычно оказывался ребенок. Когда взрослый, страдающий от деменции, начинает вести себя «хуже ребенка», другие члены семьи вынуждены посвящать больше времени уходу за ним, оставляя меньше времени для ребенка. Это может вызывать ревность, чувство заброшенности, ненужности.

      Невозможность полноценного общения с близким в связи с глубокими изменениями в его личности вызывает чувство утраты.

      Если ребенок вовлечен в уход за больным родственником, еще совсем недавно опекавшим внука, такая смена ролей может сопровождаться стеснением.

      Нередко дети примеряют на себя происходящие изменения, что вызывает у них страх перед будущим, опасения, что подобное может случиться с ними.

      Наконец, осознание ребенком того, что он испытывает по отношению к родному человеку перечисленные негативные чувства, может усугублять чувство вины за собственную черствость. Чувство вины может достигать особенной силы, когда ребенок, не зная об истинных причинах изменений у больного и не обладая сформированным рациональным мышлением, придумывает собственное мифическое объяснение. Он может, например, полагать, что болезнь наступила в наказание за то, что в какой–то момент он совершил плохой поступок.

      Как помочь ребенку?

      Не стоит думать, что перечисленные выше переживания будут столь уж очевидны. Дети могут быть склонны к скрытности, особенно если развитие болезни совпало с «трудным возрастом». Известно, что подростки скрывают свои чувства и мысли, стесняются открыто общаться со старшими и предпочитают изображать безразличие. Поэтому инициатива в обсуждении происходящего и чувств, которые в связи с этим испытывает ребенок, должна исходить от взрослого. Поговорите с ним, не дожидаясь тревожных сигналов в виде снижения успеваемости (такое может случиться из–за невозможности концентрироваться на выполнении домашнего ­задания) или стремления проводить больше времени вне дома.

      В ходе разговора постарайтесь дать максимально полную информацию о заболевании, обращая особое внимание на проблемы, которые могут вызывать у ребенка негативные эмоции (смотрите предыдущий параграф). Не ограничивайтесь одной беседой. Лучше регулярно обсуждать ситуацию, сложившуюся в семье, наблюдая за настроением ребенка. Такие беседы покажут ребенку, что семейные проблемы лучше решать совместно, обмениваясь мнениями и помогая друг другу.

      Привлекайте ребенка к уходу за больным

      Возможно, один из лучших способов помочь ребенку в этой ситуации – вовлечь его в заботы по уходу за больным. Участие в общем деле создаст основу для постоянного обсуждения ситуации и будет способствовать ощущению того, что она находится под контролем. Впрочем, лишнего фанатизма здесь не нужно. Не следует поручать ребенку слишком много дел, препятствуя нормальному течению его пока еще невзрослой жизни. При этом лучше давать такие задания, которые будут казаться ему привлекательными. Это может быть прогулка с больным по парку, игра в настольные и иные игры, разговоры об истории семьи за просмотром семейного альбома. Хотя ограничиваться выделением собственного «фронта работ» тоже не стоит. Помогая, ребенок должен чувствовать, что вместе с семьей занимается общим делом. Ну и конечно, не забывайте выражать ребенку свою признательность за помощь. Говорите ему о положительных результатах, которые приносит его участие.

      memini.ru