Дети с тяжелой умственной отсталостью особенности

Здоровые дети — здоровая нация

Умственная отсталость у детей: особенности, степень (дебильность, имбецильность, идиотия)

Отставание в развитии можно заметить с раннего возраста. К примеру, врача настораживают позднее появление «комплекса оживления» — эмоциональной реакции на лицо матери, вялость и крайняя медлительность ребенка. Неприятно, если дети не проявляют интереса к играм, окружающим явлениям или подолгу однообразно манипулируют одними и теми же предметами. Иногда дети позже «нормальных» сроков начинают сидеть или ходить, с трудом усваивают элементарные навыки самообслуживания: не могут самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы и тому подобное. У детей с задержанным развитием всегда страдает становление речи: очень медленно расширяется словарь, нечетко произносятся звуки, допускаются грубые искажения. Признаки данного явления наблюдаются довольно рано, однако, зачастую родители спохватываются лишь накануне поступления малыша в школу. К этому времени для всех становится очевидным, что ребенок к школе подготовлен слабо и его следует показать психоневрологу.

Врачи выделяют три степени интеллектуальной недостаточности. Самая легкая — дебильность, наиболее глубокая — идиотия и промежуточная между ними — имбецильность.

При дебильности у детей может быть вполне удовлетворительная память (преимущественно механическая), неплохие музыкальные данные, способность быстро производить счетные операции. Однако для них затруднительны образование отвлеченных понятий, собственные умозаключения или самостоятельные суждения. Вследствие очевидной узости мышления лица с олигофренией очень внушаемы, подвержены постороннему влиянию. Они легко вовлекаются как в позитивную, созидательную деятельность, так и в неблаговидные общественно опасные действия.

Дети с дебильностью не могут усвоить программу общеобразовательной школы. Они обучаются во вспомогательных, специальных учреждениях. При достаточном внимании семьи, педагогов ребята удовлетворительно выполняют несложные виды труда и большей частью не становятся обузой для семьи. Напротив, некоторые из них удачно адаптируются в жизни и даже преуспевают. Среди моих бывших пациентов встречаются владельцы казино, магазинов и автозаправочных станций, весьма успешно развивающие собственный бизнес.

При имбецильности умственная отсталость выражена гораздо глубже. Большая часть детей все же способна к обучению, но, как правило, в отдельных классах вспомогательной школы с особой, ослабленной программой. Ребята с имбецильностью отличаются конкретностью мышления, неспособностью к обобщениям, плохим развитием речи. Они нечетко, косноязычно произносят звуки, допускают искажение структуры выражений, пользуются скудным, обиходным словарем. Конечно, дети с имбецильностью не столь успешно, как при дебильности, овладевают профессией, однако, при известном упорстве, с помощью наставника они могут выполнять простейшую работу.

Самая тяжелая форма умственной отсталости — идиотия. При ней дети не усваивают навыков самообслуживания, плохо ориентируются на местности, им недоступны элементарные общеизвестные понятия. Такие ребята ограниченно понимают обращенную к ним речь, в их собственной речи находят употребление, в лучшем случае, три-пять слов.

Вследствие глубокого недоразвития дети с идиотией не обучаемы, нуждаются в постоянном руководстве, помощи и уходе. Поэтому многие из них имеют инвалидность и содержатся в интернатах для хронических больных. Вследствие глубокого недоразвития дети с идиотией не обучаемы, нуждаются в постоянном руководстве, помощи и уходе. Поэтому многие из них имеют инвалидность и содержатся в интернатах для хронических больных.

Так как у детей с олигофренией «голова слабая», у них легче, чем у здоровых ребят, могут возникать невротические расстройства (страхи, нарушения сна, тики) и психозы. …Нервные срывы у детей нередко происходят из-за того, что они обучаются в неподходящих для них условиях общеобразовательной школы. Трудная программа в таких случаях им явно «не по зубам», и перевод во вспомогательную школу, где ребята чувствуют себя «на месте», существенно улучшает их состояние.

Умственная отсталость может объясняться неблагополучной наследственностью… Классическим примером такого вида нарушения является болезнь Дауна. Все ребята с болезнью Дауна удивительно похожи друг на друга: низкий рост, короткие конечности, узкий (монголоидный) разрез глаз, глухой голос, маловыразительное лицо с низко расположенными деформированными ушными раковинами. У многих детей отмечаются сухость кожи, ожирение, пороки сердца, недоразвитие половых органов, неловкие движения и неуклюжая осанка. При болезни Дауна психическое недоразвитие столь заметно, что не позволяет детям обучаться в школе. …Лишь небольшая часть (5-7%) ребят с дебильностью могут освоить несложные трудовые операции. Так как у пациентов с болезнью Дауна слабый иммунитет, то они часто и тяжело болеют и рано (в 30-40 лет) стареют. С возрастом они становятся совершенно беспомощными, бездеятельными и апатичными.

Хорошо известны и другие виды умственной отсталости, обусловленные дефектами хромосомного набора половых клеток — синдромы Клайфелтера, «кошачьего крика», Шерешевского-Тернера и др. При каждой из этих болезней имеются типичные особенности…, например, «мяукающий» тембр голоса, низкий рост или, напротив, удлиненные, слабые конечности.

Иногда серьезные неприятности с новорожденными возникают из-за наследственных нарушений обмена веществ. К подобным состояниям относится фенилкетонурия. Практически здоровые родители в этих случаях являются носителями измененного (мутантного) гена, контролирующего образование фермента, который ответствен за превращение фенилаланина в организме. Вследствие дефицита нужного вещества происходит накопление белка, оказывающего токсическое влияние на мозг и другие системы. Если в первые дни жизни ребенка фенилкетонурия не распознается, то формируется глубокая умственная отсталость. Установить причину необыкновенно просто с помощью пробы Феллинга: моча новорожденного меняет свой цвет при добавлении индикатора. Сейчас этот метод должен применяться во всех родильных домах.

При обнаружении фенилкетонурии ребенку назначаются строгая диета с ограничением белка в пище и особые вещества для его замены. Если в течение многих лет строго следовать рекомендациям врачей, то развитие ребенка может оказаться вполне полноценным.

Заражение матери краснухой в первую треть беременности чрезвычайно опасно для плода, у четверти переболевших женщин рождаются дети с так называемой рубеолярной олигофренией. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору чревата появлением гемолитической болезни, послеродовой желтухи и последующего задержанного развития ребенка. Причинами олигофрении могут быть также врожденный сифилис, токсоплазмоз (поражение внутриклеточными паразитами)…

Существенно помочь ребенку с наследственной формой олигофрении практически невозможно. Рассказ о подобных тяжелых болезнях ведется мною для того, чтобы напомнить о существовании медико-генетических консультаций. На них специалисты при обследовании семьи могут определить степень риска рождения нездорового ребенка.

В заключение напомню, что в современном обществе дети с умственной отсталостью не брошены на произвол судьбы. Наряду с врачами ими занимается армия логопедов, дефектологов и педагогов. Благодаря их стараниям, заботе родителей положение детей с олигофренией отнюдь не безнадежно.

www.nuby.ru

Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома

Анна Белишина
Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома

Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях Детского дома.

Воспитатель ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Белишина А. А.

Чувства и среда. Зависимость чувств от потребностей.

Чувства, как и другие свойства личности, носят социальный характер, они обусловлены реальными общественными отношениями. В том, что радует и печалит человека, проявляется направленность чувств. В условиях Детского дома у детей формируется такая направленность чувств, которая соответствует целям и задачам воспитания.

Одной из главных целей педагогов Детского дома является формирование у воспитанников чувства товарищества, коллективизма, заботы о младших детях, чувства удовлетворения от достигнутых в труде и учебе успехов и тд. Чтобы достичь этой цели, перед воспитателями встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых детей.

Ознакомившись с психологией умственно отсталого ребенка, можно увидеть тот путь, следуя по которому можно оказывать прямое воздействие на эмоциональную сферу детей с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков. Чувства, являясь своеобразной формой отражения действительности в виде переживаний, находятся как бы в двойной зависимости. Всякий объект, который удовлетворяет ту или иную потребность человека, вызывает положительные переживания.

Объекты, препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные переживания.

Принято деление чувств на высшие и низшие эмоции. Высшие чувства вызываются удовлетворением

духовных потребностей, низшие- органических потребностей. Но связь объекта, явления или события с потребностью должна еще быть осознана. Возникшее переживание может быть разумом подавлено, но оно может также стать толчком для зарождения мысли. Таким образом, чувства находятся в тесной взаимозависимости с разумом. И в этом их вторая зависимость.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы.

Во-первых, чувства такого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. В этом отношении он напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, либо, напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка, более старшего возраста, можно наблюдать различные оттенки переживаний. Например, получив хорошую отметку, вызывает у ребенка смущение, радость, чувство самолюбия. Переживания умственно отсталого ребенка более примитивны: они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие.

Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний. Например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию.

Проявлением незрелости личности умственно отсталого ребенка является также и большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни.

Переход ребенка от низших форм эмоциональной сферы к высшим непосредственно связан с изменением отношений между аффектом и интеллектом.

Слабость интеллектуальной реакции чувств обнаруживается в том, что дети нечем не корректируют своих чувств сообразно ситуации. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться какой-либо вещью. Умственно отсталый ребенок может понять, что причинивший ему огорчение воспитатель вовсе не хотел его обидеть, однако доводы рассудка не помогают ему подавить в себе чувство обиды. Слабость интеллектуальной реакции чувств приводит также к тому, что у воспитанников Детского дома с опозданием и трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувства долга, ответственности, самоотверженности.

Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование высших чувств. Чтобы воспитывать такие чувства должна быть проведена специальная воспитательная работа. Лишь своевременная настойчивая работа всего педагогического персонала Детского дома и, особенно, воспитателя направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей воспитанника, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых детей можно иногда заметить некоторые болезненные проявления чувств, о которых необходимо знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку.

В состояние утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

У многих детей, особенно перенесших травму, страдающих эпилепсией наблюдаются дисфории.

Дисфориями называются эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятельствами, в отсутствии каких-либо неблагоприятных внешних воздействий. Воспитанник, который на протяжении длительного времени был спокоен, послушен, добродушно относился к товарищам и воспитателю, вдруг впадает в мрачное состояние угнетенности и со злобой реагирует на все замечания и просьбы. Спустя день или два такое расстройство настроения бесследно проходит само по себе. Если не зная, что у данного воспитанника наступил приступ дисфории, воспитатель начнет выявлять причину плохого настроения, а тем более поощрять за него, могут появиться слезы или какие-либо неожиданные выходки. Если же воспитатель понял, что у ребенка наступил период дисфории, его лучше всего оставить в покое. Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, ничем не мотивированного повышенного настроения. Такое состояние называется эйфорией. В отличии от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться, чувствовать себя счастливыми даже при получении замечания или наказания. В тех случаях, когда состояние эйфории принимает выраженный характер, нужно с тревогой отнестись к этому болезненному явлению. Эйфория может быть признаком начинающегося обострения заболевания. Предвестником приближающегося заболевания является и другое нарушение эмоциональной жизни — апатия. Иногда воспитанники Детского дома высказывают мысли и обнаруживают настроения, совершенно не свойственные детскому возрасту: Безразличие к жизни, нежелание двигаться, утеря всяких детских интересов. Такая апатия должна рассматриваться как признак болезни. Воспитанника следует срочно показать врачу-психоневрологу. Преобладающие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, формируют оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие). Эти обстоятельства необходимо знать и учитывать в учебно- воспитательной работе каждого воспитателя, работающего с умственно отсталыми детьми.

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально.

Конспект НОД «Колеса» (второй год обучения — для детей с легкой умственной отсталостью) Программные задачи: Формировать у детей умения передавать в рисунке предметы округлой формы-колёса. Закреплять умения рисовать краской колёса,.

Конспект НОД по социальному развитию и ознакомлению с окружающим для детей с умственной отсталостью от 4–7 лет Тема: ПОСУДА Задачи: формировать понятие «посуда». Закрепить знание детей о названии и назначении посуды (кухонная, столовая, чайная). Упражнять.

Конспект НОД «Путешествие в поисках друга» (третий год обучения — для детей с легкой умственной отсталостью) Программные задачи. Закреплять у детей умения называть и находить геометрические формы, закрепить название цвета. Продолжать формировать.

Конспект НОД «Зайчик потерялся» (второй год обучения — для детей с легкой умственной отсталостью) Программные задачи. Закреплять знания детей об окружающей жизни, явлениях природы. Формировать умения детей сличать предметы по внешним.

Конспект открытого индивидуального занятия дефектолога с дошкольниками с умственной отсталостью (1 год обучения) Тема занятия «Кукла Катя» Цель занятия: формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции. Оборудование:.

Конспект внеклассного занятия для учащихся 2 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью «Весенняя полянка» Конспект Внеклассного занятия для учащихся 2 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью «Весенняя полянка» Цель: Создание условий.

Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями. Логопедическая работа строится на подборе.

Работа в технике «Изонить» с детьми с умеренной и выраженной умственной отсталостью Здравствуйте уважаемые коллеги! Честно говоря в программе обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью нет раздела.

Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с легкой умственной отсталостью Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольника принадлежит театрализованной деятельности. Театрализованная.

www.maam.ru

Тяжелые интеллектуальные нарушения — имбецильность

Вообще, имбецильность изначально является одной из степеней умственной отсталости (в отношении олигофрении), при которой интеллектуальные нарушения выражены очень сильно. Степень органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) довольно высокая, симптомы явные. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями – это инвалиды детства. Нарушения познавательной сферы (в первую очередь) видны «невооруженным глазом».

Существовала определенная классификация умственной отсталости (МКБ 9), в которой было только три вида умственной отсталости:

Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация (МКБ 10 – международная классификация болезней 10 пересмотра), она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

В данной статье умственная отсталость рассматривается только в отношении олигофрении – группы патологических состояний, характеризующихся органическим поражением головного мозга и общим недоразвитием всей психической сферы, в первую очередь произвольной познавательной деятельности, возникших либо во внутриутробном периоде, либо в связи с осложнениями во время родов, либо в раннем детстве, в первые три года. УО – это не заболевание, а только лишь одна из характеристик различных заболеваний, при которых наблюдается интеллектуальная недостаточность.

Что такое имбецильность?

Условно имбецильность можно отнести в большей степени к тяжелой степени УО. Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью. При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом. Для лучшего понимания рассмотрим отдельно детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По сути все это олигофрения в стадии имбецильности.

Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?

Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды. Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации. Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.

К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.

Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера. Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет». Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.

Какие нарушения развития характерны для детей с умеренной умственной отсталостью?

Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже такие лёгкие действия для них недоступны. При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч». То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

Дети с тяжелой умственной отсталостью. Краткая характеристика

Особенности физического развития:

  • Это дети с явными признаками имбецильности. Их развитие проходит с серьезным опозданием. С еще более серьезным и тотальным чем у детей с умеренной степенью УО. Они плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге. Не умеют прыгать даже на двух ногах. У них сильно страдает согласованность движений. Координация серьезно нарушена.
  • Заданную по инструкции позу не могут выдержать даже 3 секунд в младшем возрасте. В старшем не выдерживают и 10. Они неуклюжи. Медлительны. Простые на первый взгляд двигательные действия являются для них серьезными трудностями. Например, перешагнуть через препятствие высотой буквально 30 см. А порой боятся даже преодолеть уличный бордюр высотой 15 см.
  • Наблюдаются сильные нарушения двигательной сферы. Такие дети в движениях либо крайне медлены, либо их движения быстрые, но бесцельные, плохо контролируемые, излишние. Согласованность и координированность сложных движений невозможна (повороты, наклоны на счет, прыжки).
  • Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.
  • Особенности развития психической сферы:

  • У явных имбецилов интеллект крайне снижен, память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после пятикратного повторения, кратковременная. То есть ребенку предъявляются 10 картинок, например, с изображениями хорошо знакомых предметов (зонт, диван, цветок и т.д.) для запоминания, а потом убирают и просят воспроизвести. На просмотр каждой картинки и четкого проговаривания смысла картинки дается не меньше 20 секунд. Но в результате ребенок может назвать только максимум 3 предмета.
  • Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. Словарный запас беден. Хотя, могут быть очень эмоциональными. Адекватно реагировать на требования учителя или взрослого. Способны к общению с ними и между собой. Любят, когда их хвалят. В поступках и действиях мало критичны. В речи часто наблюдаются грубые косноязычия, бессмысленные и механические повторения услышанного.
  • Цвета плохо различают. Даже основные. Часто путаются. Причем чем больше предметов им предъявляют даже одного цвета, тем быстрее они начинают ошибаться. То есть объем воспринимаемой информации также должен быть строго дозирован и минимализирован для адекватной оценки способностей к обучению.
  • Их самостоятельная деятельность носит беспорядочный и хаотичный характер. Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Они часто не понимают смысла своих действий. Критичность серьезно нарушена.
  • У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке. Самостоятельно одеваться чаще всего не умеют. А если умеют, то нуждаются в организующей помощи (одень шапку, потом ботинки, застегни их, одень куртку и т.д.). Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.

    Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?

    В нашей стране обучение детей, у которых тяжелая умственная отсталость или даже умеренная, лучше организовано, конечно же, в специализированных школах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

    Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам.

    И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с тяжелой интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

    Поэтому для них так важна организация особенной образовательной среды. Но еще Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка. Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна. Но все же… Имеем ли мы право так рассуждать? Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

    Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?

    Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.

    Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:

    • Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
    • Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
    • Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).
    • Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.

      opsihoze.ru