Детские реакции на стресс

Медиаторы реакций на стресс (ВВП)

Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Неконтролируемые и непредсказуемые события, а также события, бросающие вызов представлению человека о самом себе, переживаются как стрессовые. Некоторые люди чаще, чем другие, расценивают те или иные события именно таким образом и переживают их соответственно как стрессовые. Существуют три основные теории, объясняющие, почему некоторые люди склонны расценивать события как стрессовые: психоаналитическая, бихевиористская и когнитивная.

Психоаналитическая теория

Психоаналитики проводят различие между объективной тревожностью, являющейся разумной реакцией на угрожающую ситуацию, и невротической тревожностью, которая не адекватна реальной опасности. Фрейд полагал, что невротическая тревожность происходит от бессознательных конфликтов, возникающих у индивида при столкновении неприемлемых импульсов, идущих от «оно» (в основном сексуальных и агрессивных), с ограничениями, выдвигаемыми со стороны эго и суперэго (см. главу 13). Многие импульсы, исходящие из «оно», представляют для индивида угрозу, поскольку они противоречат личным и общественным ценностям. Женщина может не ощущать сознательно свою сильную враждебность к матери, поскольку эти чувства противоречат ее убеждению, что ребенок должен любить своих родителей. Если бы она признала свои истинные чувства, то разрушила бы свое «понятие о Я» как о любящей дочери и рисковала бы потерять любовь и поддержку матери. Когда она начинает злиться на свою мать, возрастающая тревожность служит сигналом потенциальной опасности. Поэтому эта женщина может переживать как сильный стрессор даже небольшие разногласия со своей матерью по поводу, например, места проведения отпуска или того, что приготовить на обед. Женщина, не находящаяся в столь серьезном конфликте со своими чувствами в отношении матери, не будет переживать это как сильный стрессор.

Согласно психоаналитической теории, у всех нас есть те или иные бессознательные конфликты. Однако у некоторых людей эти конфликты более серьезны и более многочисленны, и для таких людей большее количество событий оказывается стрессовым.

Бихевиористская теория

Если Фрейд видел источник стрессовых реакций в бессознательных конфликтах, то бихевиористы сосредоточились на том, как индивиды научаются ассоциировать реакции на стресс с той или иной ситуацией. На определенные ситуации люди могут реагировать страхом и тревожностью еще и потому, что эти ситуации в прошлом причинили им вред или были стрессовыми. Некоторые фобии развиваются путем такого классического обусловливания (см. главу 7). Например, человек, чья машина соскользнула с дороги в сторону крутого обрыва, может испытывать тревогу каждый раз, когда он находится на высоком месте. Или учащийся, проваливший последний экзамен в определенной классной комнате, может чувствовать тревогу на следующий год, когда снова входит в ту же классную комнату, будучи уже учеником старшего класса.

Иногда чувство страха трудно приглушить. Если вашей первой реакцией на вызывающую тревожность ситуацию было избегание или уход от нее, то вы не сможете определить, когда эта ситуация уже не будет опасной. Маленькая девочка, которую в прошлом наказали за напористое поведение, может никогда и не узнать, что в новых ситуациях выражать свои желания вполне приемлемо, поскольку она больше не пытается это делать. Таким образом, люди могут продолжать бояться определенных ситуаций, поскольку они постоянно избегают этих ситуаций и потому никогда не подвергают их проверке.

Когнитивная теория

Вариант теории приобретенной беспомощности, предложенный Абрамсон и ее коллегами (Abramson et al., 1978), основан на одном стиле личности, имеющем отношение к процессам атрибуции, т. е. тем объяснениям причин, которые люди дают важным событиям. Эти исследователи утверждали, что когда люди приписывают отрицательные события своим внутренним причинам («это моя вина»), или причинам, стабильным во времени («похоже, так будет вечно»), или причинам, затрагивающим многие сферы их жизни («это скажется на всем, что я делаю»), у них, скорее всего, возникнет реакция беспомощности, подавленности в ответ на отрицательные события. Например, если человек, от которого ушла жена, приписывает развал брака своей «плохой» личности (внутренняя, устойчивая и глобальная атрибуция), он потеряет самоуважение и будет ожидать, что и будущие отношения тоже развалятся. Как следствие, у него проявится заниженная мотивация, пассивность и печаль. Напротив, если его атрибуция менее пессимистична, например он отнесет развал своего брака на счет простой несовместимости с женой, то он сохранит самоуважение и мотивацию на будущее (аналогичную логику см. в: Weiner, 1972).

Абрамсон и ее коллеги полагают, что у людей есть устойчивые стили атрибуции для событий в своей жизни, которые они назвали атрибутивными стилями, и что от этих стилей зависит, насколько стрессовыми люди считают события и насколько беспомощно и депрессивно они реагируют на трудности. Эту теорию подтверждают несколько исследований (Peterson & Seligman, 1984). В одной работе оценивались атрибутивные стили студентов за несколько недель до сдачи ими экзаменов в середине курса. Перед самым экзаменом у студентов спросили, какую отметку они сочтут неудачей, а от какой будут счастливы. Затем, после того как студенты получили свои экзаменационные отметки, у них измерили уровень огорчения и депрессии. Среди студентов, получивших оценку ниже своих стандартов, обладатели пессимистического атрибутивного стиля были значительно более подавленны, чем обладатели оптимистического стиля атрибуции (Metalsky, Halberstadt, & Abramson, 1987).

Пессимистический стиль атрибуции имеет связь и с физической заболеваемостью (Peterson, Seligman & Vaillant, 1988; Peterson & Seligman, 1987). Студенты с пессимистическим стилем атрибуции чаще сообщают о заболевании и чаще бывают В поликлинике, чем студенты с оптимистическим атрибутивным стилем. В ходе 35-летнего исследования мужчин, обучавшихся в Гарварде, было обнаружено, что у мужчин, у которых в 25 лет был пессимистический стиль атрибуции, физические заболевания в последующие годы возникали чаще, чем у мужчин с оптимистическим атрибутивным стилем.

Как атрибутивный стиль влияет на здоровье? Мы пока точно не знаем. Можно предположить, что люди с пессимистическим стилем атрибуции имеют тенденцию чувствовать, что они слабо контролируют свою жизнь, а, как отмечалось ранее, ощущение неконтролируемости имеет связь с понижением функций иммунной системы. Исследование Тэйлора и его коллег (Taylor et al., 1992) показывает, что пессимистические взгляды могут нарушать здоровье, подталкивая людей к нездоровому поведению. Он изучал мужчин-гомосексуалистов, у части из которых был вирус, вызывающий СПИД (т. е. у них была положительная ВИЧ-реакция), а у некоторых — нет (т. е. у них была отрицательная ВИЧ-реакция). Оказалось, что среди и тех и других мужчины с более пессимистическими и фатальными взглядами реже придерживались здорового образа жизни, т. е. соблюдения правильной диеты, режима сна и занятий физическими упражнениями. Это особенно важно для ВИЧ-положительных мужчин, поскольку здоровое поведение может снижать риск заболевания СПИДом. Таким образом, пессимистическое мировоззрение может влиять на здоровье прямо, снижая деятельность иммунной системы, или косвенно, снижая склонность человека к поведению, способствующему здоровью.

Выносливость. Еще одно направление исследований сосредоточилось на людях с наибольшей сопротивляемостью стрессу, у которых не возникает физических или эмоциональных нарушений даже перед лицом серьезных стрессовых событий (Kobasa, Maddi & Kahn, 1982; Kobasa, 1979). В одном исследовании более чем 600 мужчинам, работавшим ответственными исполнителями или менеджерами в одной и той же компании, раздали бланки и попросили описать все стрессовые события и заболевания, которые они перенесли за последние 3 года. Для сравнения были выбраны две группы: в первой показатели стрессовых событий и заболеваний были выше среднего; во второй показатели стрессов и заболеваний были равны, но ниже среднего. Затем члены обеих групп заполнили подробные личностные опросники. Анализ этих результатов показал, что мужчины с высокой сопротивляемостью стрессу и низкой заболеваемостью отличались от тех, кто заболевал под влиянием стресса, по трем основным параметрам:

а) они более активно участвовали в своей работе и общественной жизни;

б) они были более готовы к изменениям и появлениям новых задач;

в) они чувствовали больший контроль над событиями своей жизни (Kobasa, 1979).

Сомнительно, чтобы эти личностные различия были результатом, а не причиной заболеваемости. Например, люди вряд ли будут участвовать в работе или общественной жизни, когда они больны. Поэтому было проведено долгосрочное исследование, в котором рассматривались личностные характеристики ответственных исполнителей в бизнесе прежде, чем они заболевали, а затем прослеживался уровень стрессовости их жизни и заболеваемость за двухлетний период, Результаты показали, что ответственные исполнители, у которых отношение к жизни можно оценить как высокое (они были участливы, чувствовали свой контроль над ситуацией и положительно реагировали на изменения), лучше сохраняли свое здоровье со временем, чем мужчины с низкими показателями этих параметров (Kobasa, Maddi & Kahn, 1982). Наиболее важным является чувство собственного контроля и приверженность личным целям (Cohen & Edwards, 1989). Хотя это исследование проводилось только с мужчинами, сходные результаты были обнаружены и в исследовании женщин (Wiebe & McCallum, 1986).

В итоге к личностным характеристикам стрессоустойчивых или выносливых людей относятся приверженность личным целям, контроль над ситуацией и способность противостоять вызову. Эти характеристики взаимосвязаны с факторами, которые, как мы говорили, влияют на воспринимаемую серьезность стрессоров. Например, ощущение контроля над событиями своей жизни отражает чувство компетентности и влияет также на оценку стрессовости событий. Принятие вызова со стороны новой задачи также связано с когнитивной оценкой, убеждением в том, что изменения — нормальная часть жизни и они должны рассматриваться как возможность для роста, а не как угроза безопасности.

Поведение типа «А»

Большое внимание привлек к себе тип поведения, или личностный стиль, названный паттерном типа «А». Многие годы врачи замечали, что жертвы сердечных приступов — нередко враждебные, агрессивные, нетерпеливые люди, слишком ушедшие в свою работу. В 50-х годах два кардиолога составили список видов поведения, образующих паттерн типа «А», который характерен для пациентов с ишемической болезнью сердца (Friedman & Rosenman, 1974). Люди с поведением по типу «А» слишком настроены на конкуренцию и успех; они ощущают нехватку времени, им трудно расслабиться, и они становятся нетерпеливы и злятся, встречаясь с задержками во времени или с людьми, которых считают некомпетентными. См.→

www.psychologos.ru

Беременность, роды, материнство 18 суток назад

Новости Наука

Стресс и психические травмы родителей передаются детям

Родительский стресс передаётся детям в виде склонности к депрессии и нарушения обмена веществ
(фото Arwen Abendstern/Flickr).

Недавние исследования показали, что продолжительный и мощный стресс наносит ущерб не только индивидууму и его здоровью, но и передаётся последующим поколениям. Так, дети людей, переживших геноцид красных кхмеров в Камбодже, чаще ровесников страдают от депрессии, а дети ветеранов войны во Вьетнаме чаще становятся самоубийцами.

Ранее считалось, что последствия травмы влияют на общение родителей с детьми, но теперь учёные нашли доказательства того, что стресс оставляет и химический отпечаток на главной молекулярной структуре организма. В статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, авторы нового исследования утверждают, что ДНК детей, родители которых часто страдали в течение своей жизни, работает иначе, чем у других индивидуумов, хоть и имеет ту же последовательность оснований.

Учёные указывают на то, что стресс в раннем возрасте влияет на производство малых РНК — так называемых микроРНК — в сперме мышей. Грызуны продемонстрировали депрессивное поведение и сбои в обмене веществ, и всё это сохранилось и у их потомства. Результаты исследования также показывают, что мельчайшие изменения в микроРНК спермы подготавливает почву для множества различных эффектов.

В рамках нового исследования нейробиолог Изабель Мансюи (Isabelle Mansuy) из университета Цюриха в Швейцарии вместе со своими коллегами поставила эксперимент на нескольких поколениях мышей. Они брали матерей и детей грызунов и ежедневно, но в разное время подвергали матерей стрессу — например, помещали их в тазик с холодной водой или подолгу держали в руках.

Сыновей страдалиц исследователи назвали поколением F1. Его представители имели ряд особенностей по сравнению с контрольной группой, которая не знала стресса. Грызуны F1 имели склонность к депрессивному поведению, неверно оценивали риск, а в их сперме учёные заметили аномально высокий уровень экспрессии пяти микроРНК. Одна из них, микроРНК-375, напрямую связана с реакцией на стресс и регуляцией обмена веществ.

У потомков этого поколения, самцов F2, также наблюдалась склонность к депрессивному поведению, а также аномальный метаболизм сахаров. У представителей обоих поколений наблюдались аномальные уровни пяти микроРНК в крови и в гиппокампе — зоне мозга, участвующей в реакции на стресс. Более того, поколение F3 также имело аналогичные поведенческие эффекты.

В данный момент Мансюи и её коллеги пытаются найти доказательства аналогичных явлений у людей. Возможно, у жертв травм и стресса, а также их детей имеются похожие биомаркеры в виде микроРНК, которые ответственны за реакцию на стресс и возникновение психических расстройств.

Чтобы исключить возможность того, что последствия стресса передавались посредством социального взаимодействия, исследователи забрали РНК из спермы самцов поколения F1 и ввели его в недавно оплодотворённые яйца мышей, никогда не подвергавшихся стрессу. Родившиеся грызуны вновь проявили склонность к депрессивному поведению и нарушениям метаболизма, и всё это передалось их потомкам естественным путём.

Авторы исследования и их коллеги, не принимавшие участия в работе, отмечают, что как именно стресс воздействует на организм, почему и зачем он передаётся следующим поколениям, до сих пор неизвестно даже приблизительно. Это широкое поле для исследований. В будущем подобные работы должны помочь медикам разобраться в природе психических заболеваний и устранять их на корню.

www.vesti.ru

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Стресс – это естественная и нормальная часть жизни детей, являющаяся неизменным спутником взросления. Дети начинают испытывать стрессы уже в очень раннем возрасте, причем они более уязвимы в случае психологического давления, нежели взрослые, потому что еще не владеют эффективными способами борьбы со стрессами. Поэтому родителям необходимо способствовать тому, чтобы дети приобрели соответствующие навыки, чрезвычайно важные не только в детском, но и во взрослом возрасте.

В чем должна заключаться помощь родителей?

1. Принимайте во внимание защитные факторы

Почему одни дети более стрессоустойчивы, чем другие? Исследования показывают, что существует множество различий между теми детьми, которые способны успешно бороться со стрессами, и теми, кто не способен к такой борьбе. Дети, которые хорошо управляют собой в стрессовых ситуациях, как правило, имеют высокую самооценку, хорошее чувство юмора, ощущение контроля над своей жизнью, сплоченную семью и ее четкую организацию (правила/ограничения), открытое общение и теплые, доверительные взаимоотношения с родителями, определенную степень религиозности, хорошие отношения с друзьями и учителями, а также одобрение и признание за свои достижения.

2. Помогайте детям учиться распознавать признаки наступления стрессового состояния

У детей бывают разные симптомы стресса, все они зависят от возраста ребенка, его личностных особенностей и уровня развития. Тем не менее существует много подсказок, которые дают детские организмы, свидетельствующих о том, что дети находятся в состоянии стресса. Такие подсказки могут включать в себя першение в горле, влажные ладони, головную боль, усталость, тошноту, диарею, внутреннее напряжение, расстройство желудка, ухудшение настроения, беспокойство, фрустрацию и нарушение сна. Бывают и другие симптомы, например, отрешенность, раздражительность, агрессивность, чрезмерная мечтательность, чрезмерная чувствительность, изменения в предпочтениях в еде и общие изменения в поведении. Умение распознавать эти признаки – первый шаг в борьбе со стрессом.

3. Готовьте детей к потенциально стрессовым ситуациям

Родители должны готовить своих детей к встрече с потенциально стрессовыми ситуациями, например, репетируя с детьми употребление способов поведения в таких ситуациях. Например, если ребенок чувствует напряжение из-за конфликта с другом в школе, родители должны научить его тому, как поговорить с другом, чтобы разрешить конфликт.

4. Избегайте чрезмерно опекать детей

Иногда родителям бывает трудно наблюдать, как их дети пытаются справиться со стрессовыми ситуациями, так как первый инстинкт велит им защищать своих детей от всевозможных опасностей. Однако стрессы неизбежны в жизни ребенка. Родители оказывают медвежью услугу, неизменно защищая его от стресса. Дети учатся справляться с подобными явлениями только тогда, когда испытывают их на своем опыте.

5. Старайтесь развивать самооценку ребенка

Родители должны помогать детям обрести уверенность в решении проблем, возлагая на них обязанности и позволяя им принимать собственные решения с самого раннего возраста. Необходимо также способствовать развитию интересов и талантов детей, в которых они способны преуспеть. Родители должны постоянно вдохновлять, поддерживать и грамотно хвалить своих детей.

6. Предоставляйте детям поддержку и одобрение

Родители должны быть рядом со своими детьми, когда те испытывают стресс, часто обнимать их, одобрительно похлопывать по спине, целовать и т. д., чтобы дети знали, что родители всегда готовы прийти им на помощь и поддержать. Когда дети испытывают стресс, родителям необходимо уверить их в том, что они понимают, через какие трудности проходят их чада. Теплые и доверительные отношения с родителями помогают детям лучше справляться со стрессовыми ситуациями.

7. Обеспечивайте атмосферу открытого общения

Родители должны быть готовы внимательно слушать, когда детям необходимо высказаться. Если дети нуждаются в помощи при обсуждении причины их волнения, им важно задавать открытые вопросы (то есть вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет» и которые предполагают развернутые ответы). Вот примеры некоторых открытых вопросов: «Что ты думаешь о. » или «Что ты чувствуешь по поводу…?». Одно из преимуществ обсуждения стрессовых факторов заключается в том, что оно повышает осведомленность ребенка. Кроме того, родители должны быть готовы делиться некоторыми примерами своих стрессовых ситуаций и соответствующих переживаний, чтобы дети знали, что их чувства нормальны и естественны.

8. Предоставляйте детям достаточное время на сон и/или отдых

Дети, которые не высыпаются, не обладают достаточным количеством энергии, необходимой для борьбы со стрессами. Родители должны приложить все усилия, чтобы дети получали достаточное время для сна каждую ночь. Отход ребенка ко сну должен происходить в одинаковое время. Достаточный отдых имеет решающее значение для психического и физического здоровья детей.

9. Демонстрируйте навыки борьбы со стрессами

Дети учатся, наблюдая за своими родителями. Если дети видят, что родители, находясь в состоянии стресса, используют определенные навыки, они, скорее всего, тоже будут использовать те же грамотные навыки борьбы со стрессами. Родители должны демонстрировать, что стресс – это нормально, им можно управлять спокойно и эффективно. Нужно стараться быть оптимистами, которые рассматривают стрессовые факторы как вызов, а не катастрофу.

10. Помогайте детям овладевать навыками релаксации

Навыки расслабления могут помочь детям снять напряжение, вызванное стрессом. Существуют различные специфические методы релаксации, которым можно обучить детей. Некоторые из них заставляют детей включать свое воображение, чтобы вспоминать или придумывать позитивные и расслабляющие образы (например, игру на площадке, пляж). Другие методы релаксации учат детей последовательно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Для достижения максимального эффекта практиковать их нужно ежедневно. На самом деле не так важно, какую технику релаксации вы выбираете. Важно, чтобы она нравилась детям, помогала, и чтобы дети практиковали ее постоянно. Конечно, предварительно родителям необходимо проконсультироваться с педиатром и найти квалифицированного тренера.

11. Учите детей правильно воспринимать критику

Каждый человек в тот или иной момент подвергается критике. Если ее трудно принять, это может привести к усилению состояния стресса. Дети часто подвергаются критике в раннем возрасте. Она может принимать форму насмешек сверстников или конструктивной ответной реакции учителей и родителей. Родители, в свою очередь, должны учить детей правильно реагировать на подобную критику. Детям нужно рассказывать, что никто не совершенен, и все мы совершаем ошибки, из которых извлекаем важные для себя уроки. Чтобы научить детей справляться с насмешками и несправедливой критикой, можно также использовать различные ролевые игры.

12. Обеспечьте детям правильное питание

Правильное питание – очень важный элемент борьбы со стрессом, особенно у детей. Лучший рацион при этом должен содержать некоторые добавки, правильное количество калорий для поддержания нормального развития и быть сбалансированным. Дети, у которых неправильный рацион питания (разбалансированный, с большим количеством нездоровой пищи), должны снижать потребление продуктов с высоким содержанием жиров, холестерина, соли и рафинированным или обработанным сахаром. Потребление нездоровой пищи и кофеина должно быть ограничено. Детей следует поощрять увеличивать потребление фруктов, овощей и злаков. Также важно поддерживать здоровый вес тела. Если дети имеют избыточный вес, необходимо проконсультироваться с детским врачом и получить соответствующие рекомендации о том, как снизить вес.

13. Обеспечьте постоянный режим или расписание

Детям нужна предсказуемость. Им легче разобраться, чего следует ожидать от жизни, если у них есть расписание с прописанным временем на прием пищи, выполнение домашней работы, сон и т. д. Это, в свою очередь, помогает им чувствовать себя в безопасности и снижает уровень стресса.

14. Помогайте детям переосмысливать стрессовые ситуации

Детское восприятие стрессовой ситуации помогает определить, насколько высок уровень стресса. Родители должны принимать меры, чтобы помогать своим детям учиться альтернативно толковать факторы напряжения. Например, если ребенок испытывает стресс, потому что думает, что не нравится учителю, потому что тот не поздоровался с ним перед уроком, родители могут попросить ребенка попытаться придумать другие объяснения такого поведение педагога. Почему бы не предположить, что учитель просто задумался и забыл поздороваться. Это пример переосмысления стрессовой ситуации. Родители должны помогать своим детям придумывать альтернативные и более позитивные толкования стрессовых ситуаций. Конечно, невозможно переосмыслить их все. Иногда бывают ситуации, которые объективно приводят к детскому стрессу. В этих случаях родителям необходимо помогать своим детям справляться с подобными ситуациями другими способами.

15. Помогайте детям изменять их представления о стрессовых ситуациях

Убеждения детей оказывают существенное влияние на них самих: на то, как они себя ведут, кого они выбирают в друзья, чем увлекаются вне школы и т. д. Детские убеждения в определенной степени также определяют, что может стать причиной стресса для них, а что нет. Иногда некоторые детские представления приводят к усилению состояния стресса. В таких случаях родителям необходимо попытаться изменить их. Например, дети, которые считают, что должны получать оценку «12» за каждое домашнее задание, а любая другая оценка расценивается ими, как провал, испытывают стресс, когда не получают наивысший балл. В таком случае, чтобы значительно снизить уровень детского стресса, родители должны помочь им изменить свои убеждения и поверить в то, что неидеальные оценки – это тоже нормально.

16. Пусть дети делают то, что доставляет им удовольствие

Когда дети испытывают чрезмерное напряжение, родители должны побуждать их делать то, что им нравится (например, заниматься спортом, слушать музыку, играть в игры, рисовать, читать). Для того чтобы снизить уровень стресса, занятия должны быть приятными и отвлекать детей от проблем.

17. Заставляйте детей регулярно делать физические упражнения

Регулярные физические упражнения – отличный способ борьбы со стрессом. Прежде всего они помогают снять напряжение, которое накапливается в детском организме. Во-вторых, упражнения предусматривают физические нагрузки, которые позволяют организму становиться более эффективным в борьбе со стрессами. Наконец, физические упражнения помогают отвлечься и расслабить мозг. Однако физические упражнения теряют свою эффективность в борьбе со стрессом, если их не выполнять регулярно. Не столь важно, какие виды упражнений вы выбираете для ребенка. Важно, чтобы детям они нравились. Кроме того, дети будут охотнее выполнять физические упражнения, если их родители тоже регулярно будут заниматься спортом и физически развиваться.

18. Помогайте детям овладевать навыками решения проблем

Когда дети сталкиваются с серьезными проблемами, родители должны использовать такие возможности, чтобы обучать их эффективным стратегиям решения проблем. Для начала нужно помочь ребенку четко определить суть проблемы. Затем необходимо предложить ему составить список возможных решений (не оценивая их на данном этапе). После того как список будет готов, нужно предложить ребенку рассмотреть каждое возможное решение отдельно и оценить его шансы на успех. Как только все решения будут рассмотрены и оценены, пусть он выберет лучшее, по его мнению, решение. Родители должны поощрять и хвалить детей за использование эффективных стратегий решения проблем.

19. Учите детей мудро распоряжаться временем

Родителям важно учить детей расставлять свои занятия по приоритетам. Если дети пытаются взвалить на себя слишком большую ответственность, родители должны помочь им научиться ограничивать свои обязательства. Необходимо учить детей для достижения своих целей планировать собственное время (например, отводить определенные часы на выполнение домашнего задания).

20. Учите детей быть ассертивными*

Дети, которые боятся защищать собственные интересы, как правило, испытывают трудности при управлении стрессовыми ситуациями. Родители должны учить своих детей отстаивать собственные интересы и делать это вежливо, с уважением к окружающим. Можно вместе с детьми разыгрывать проблемные ситуации и учить их стоять за себя подходящим, неагрессивным способом.

21. Развивайте у детей чувство юмора

Дети, которые способны видеть смешное во всем и могут посмеяться над самими собой, как правило, более эффективно справляются со стрессами. Родители должны учить своих детей не принимать вещи слишком серьезно. Смех – это отличное лекарство!

22. Обратитесь за профессиональной помощью, если дети продолжают испытывать трудности в борьбе со стрессами

Существуют ситуации, когда необходима профессиональная помощь, чтобы помочь детям справиться с чрезмерным стрессом. Если это необходимо, не пренебрегайте консультацией вашего участкового педиатра.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

childdevelop.ru

Лекторий «Здоровые дети»: стресс «хороший» и «плохой»

15 апреля в 12.30 встречаемся на лекции психолога Ирины Несивкиной «Формирование антистрессовых механизмов у детей». Мероприятие проводится бесплатно.

Контрольные работы, экзамены, выбор колледжа, училища или университета, у старших детей – подготовка к ЕГЭ, собственно, ЕГЭ и поступление в вузы. Переживания из-за отношений со сверстниками, родителями и из-за семейных ситуаций в целом. Стрессовые ситуации разного уровня сложности или тяжести – да, это жизнь наших детей каждый день.

Программа и эксперты

Ирина Несивкина, психолог, эксперт «Лиги здоровья нации»: «Стресс – это не плохо! Навык реакции на это состояние – один из залогов успешности человека во взрослом состоянии. Я расскажу вам, как помочь воспитать у ребенка эту правильную реакцию, как использовать стрессовую энергию с пользой для вашего ребенка. И как отличить стресс от невроза, как не спутать два этих состояния тоже расскажу – это очень и очень важно.»

Еще поговорим о том, как питание помогает облегчить состояние ребенка во время эмоциональных и стрессовых нагрузок.

Наш эксперт по питанию Валерия Белованутрициолог, руководитель информационного центра «Здоровые дети» — расскажет о том, какие продукты нужно включить в детский рацион обязательно, а какие исключить. Поделится разработанной программой питания детей и подростков при стрессе и во время сложного эмоционального периодов, примером меню и рецептами. И обязательно расскажет о необходимых витаминах и микроэлементах для нормализации состояния нервной системы детей. О том, из каких продуктов их брать, и когда нужны дополнительные источников витаминов и микроэлементов.

Программа для детей

Дети будут на свежем воздухе получать положительные эмоции и искать «Ключ от будущего» в новой программе от лингвистическо-приключенческого лагеря «Планета английского». Как результат нашего традиционного квеста: дети пополнят словарный запас на тему «отдых, хобби, каникулы», закрепят знания в области английской грамматики.

Мероприятие пройдет на улице – пожалуйста, оденьте детей по погоде!

Регистрация

Для регистрации на мероприятие достаточно отправить ваши имя и фамилию нам по почте: partner@ligazn.ru

Как проехать

ВДНХ, Павильон 70, офис «Лиги здоровья нации» находится с левого торца на цокольном этаже.

Лекторий «Здоровые дети» проводится по инициативе «Лиги здоровья нации» компанией GreenEgo, информационным центром детского здоровья «Здоровые дети» при участии лингвистическо-приключенческого лагеря «Планета Английского».

healthy-kids.ru