Детский аутизм по возрастам

Как определить, имеем ли мы дело с аутизмом?

(Марианне Куземченко, Эстонское общество аутизма)

В случае аутизма в основном наблюдаются нарушения в трех сферах:

  • общение;
  • социальное взаимодействие;
  • когнитивные навыки
  • Сфера общения включает в себя общение при помощи слов и речи, жecтов и мимики. Сфера социального взаимодействия включает в себя игровую деятельность, обучение через подражание, выполнение работы и заданий. Когнитивная сфера включает в себя понимание речи и языка, узнавание символов, воображение (предвидение последствий своих действий и действий других людей, временное и пространственное расположение своих и чужих действий, понимание аналогий и т.д.).

    Аутизм характеризует множество симптомов, наличие одного или нескольких описанных ниже симптомов еще не означает, что у ребенка аутизм. Поставить диагноз «аутизм» можно тогда, когда во всех трех вышеназванных сферах у ребенка присутствует определенное число симптомов.

    Можно подозревать аутизм, если ребенок:

  • избегает зрительного и телесного контакта;
  • развитие речи не соответствует возрасту, речь отсутствует полностью, или ребенок не понимает речи. Часто кажется,что у ребенка нарушение слуха, так как он не реагирует на речь. Может наблюдаться регрессия речи, часто речевая реакция бывает своеобразной. Например, ребенок вечером отвечает на заданные утром вопросы, отвечает на вопрос повторением этого же вопроса и т.д.;
  • делает повторяющиеся монотонные бесцельные движения руками, ногами, головой или телом. Он может щелкать пальцами, прыгать наместе, кружиться и т.п.;
  • крайне нервно реагирует на любые изменения. Его раздражают изменения в помещении, времени, месте, и это может стать причиной сильных протестов;
  • не играет с другими детьми и держится отдельно, не ищет контакта со сверстниками;
  • сверхчувствителен к определенным звукам и голосам, запахам или вкусам, и они могут вызвать буйную реакцию;
  • предпочитает находиться в «своем мире», где он может часами заниматься монотонной и бесцельной деятельностью;
  • повторяет слово в слово заданные ему вопросы или услышанные предложения, наблюдается эхолалия;
  • имеет необычные для своего возраста интересы, которым занимается подряд в течений продолжительного времени, например, учит наизусть расписание поездов, рисует флаги разных стран и т.п.;
  • очень хорошо запоминает некоторые детали, например, номера или факты, но не может запомнить неинтересные ему вещи;
  • не понимает чувства других людей и поэтому реагирует неуместно, например, начинает смеяться в неподходящих ситуациях.
  • Более половины детей с аутизмом имеют нарушения сна и тяжелое засыпание, часто сон непродолжителен, и ребенок поздно засыпает. Свойственные аутизму проблемы встречаются в различном сочетании и с разной интенсивностью, поэтому все дети с аутизмом уникальны и нуждаются в индивидуальном подходе.

    Что можно сделать?

    Ребенку с аутизмом необходимо специальное обучение сразу, как только определился диагноз. Крайне важно предложить ребенку поддержку и начать обучение уже в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети, особенно дети с особыми потребностями, наиболее восприимчивы.

    Все дети с аутизмом нуждаются в последовательной и целенаправленной развивающей работе, и иногда, к сожалению, намеченные цели так и остаются недостигнутыми. Может случиться, что ребенок так и не научится завязывать шнурки или есть, сидя за столом. В то же время, если не обучать элементарным бытовым навыкам, ребенок с аутизмом самостоятельно их, увы, никогда не освоит. Поэтому основным приоритетом развивающей работы должна стать как можно большая самостоятельность ребенка.

    В дошкольном возрасте нужно исходить из способностей ребенка. Ребенок может посещать в детском саду обычную группу, обычную группу с помошником/опорным лицом или специальную группу.

    В школьном возрасте дети с аутизмом могут обучаться по различным учебным программам в различных школах. Дети с легким, умеренным, тяжелым и глубоким недостатком интеллекта и дети с аутизмом обучаются как по упрощенной программе, программе по обучению социальнобытовым навыкам, так и по программе по развитию и опеке в различных школах. Дети с синдромом Аспергера и дети с аутизмом без отставания в умственном развитии часто могут обучаться в обычной школе по обычной программе. Несмотря на такую большую разницу в умственных способностях детей с аутизмом, в работе с ними все-таки необходим похожий подход, исходящий из основного диагноза.

    Чтобы обеспечить ребенку лучшие возможности для развития, структура обучения и требования, а также размер учебной группы должны соответствовать способностям ребенка, и при необходимости школа должна предложить альтернативу. Лучшие результаты достигаются в маленьких группах (до четырех детей), но при необходимости также проводятся занятия один на один и/или с помошником учителя.

    Основные предпосылки обучения:

  • ребенок с аутизмом способен учиться, и развивающая работа ему полезна;
  • мозг ребенка с аутизмом работает иначе, поэтому он может учиться только определенным образом;
  • нужно исходить из индивидуальных возможностей и потребностей.
  • Основываясь на этих предпосылках, необходимо выбрать методику обучения. Наиболее распространенными в мире методиками являются TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children), метод Ловаас, ABA (Аpplied behavior analysis), вальдорфская педагогика и другие. В Эстонии в основном используют комбинацию различных методов, но наиболее подходящим и эффективным считается подход, основывающийся на методике TEACCH (четкая структура, индивидуальный подход).

    В отношении детей с аутизмом действует принцип: чем раньше начать развивающую деятельность, тем лучше результаты и развитие ребенка!

    www.autismtallinn.ee

    Что такое аутизм: признаки и симптомы у детей

    Аутизм, который последние годы стал очень спорной и часто поднимаемой темой, не является болезнью. Да, это не заболевание, а расстройство личность, очень специфический синдром.

    И хоть полная картина расстройства, в том числе и причины его вызывающие, так до конца и не выяснены, современная медицина и специальная педагогика в огромной мере могут помочь детям с аутизмом, и их родителям. О признаках и симптомах аутизма у детей поговорим в статье.

    Как избежать акклиматизации у ребенка в поездке на отдых? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Поведенческие симптомы

    Нет единого перечня, по которому можно четко определить аутизм, поставить этот диагноз.

    Сам синдром имеет несколько подтипов, у кого-то расстройство будет выражено в наименьшей степени, а кто-то будет страдать аутизмом в тяжелой форме.

    Главный общий симптом аутизма – нарушение социального взаимодействия. Проще говоря, у ребенка не выстраивается адекватный, нормальный способ контактирования в социуме.

    Проявляется нарушение социального взаимодействия в следующем:

  • при общении ребенок не смотрит вам в глаза;
  • наша привычная жестикуляция и мимика не входит в его набор коммуникаций;
  • ребенок не умеет общаться со сверстниками;
  • он не привязан к людям ни эмоционально, ни социально.
  • Первым звоночком, который далеко не всегда говорит об аутизме, но может быть и первичным его проявлением, является отсутствие разговорной речи. Не стоит паниковать, если ребенку год, а он не говорит.

    Но нормальное развитие предусматривает желание малыша изъясниться, выразить свое желание пусть жестами, пусть мимикой, если не словами. У ребенка есть коммуникация, в какой бы не было форме.

    Ребенок с аутичными проявлениями – это далеко не обязательно неговорящий ребенок. У него может быть речь не вовне, а внутрь, свой, только ему понятный язык. Если же речь уже развилась, а ребенок сам не инициирует беседу, и не поддерживает ее, это тоже может быть симптомом аутичности.

    Насторожить родителей могут и некоторые, с точки зрения обычного человека, лишенные логики действия.

    К примеру, малыш начинает паниковать, если перед тем, как сесть за стол, он не разложит салфетки пирамидкой. Ребенок также может повторять довольно сложные и странные движения, и делать это, кажется, не уставая.

    Возраст ребенка и свойственные ему нарушения

    Так как некорректно сравнивать поведение грудничка с поведением ребенка младшего школьного возраста, понятно, что и симптоматика расстройства будет разной.

    Симптомы аутизма по возрастам:

    Дети до года. У малыша не очевиден так называемый комплекс оживления, свойственный деткам в конце первого-на втором месяце жизни. Он не улыбается, вяло выражает эмоции, не ищет контакта с глазами взрослого. Малыш не лепечет, на свое имя не отзывается. Может долгое время играть сам с собой, причем, без плача.

    Если это атипический аутизм, у малыша наблюдаются и физиологические нарушения вплоть до серьезных заболеваний, таких как эпилепсия.

    1-3 года. Дети закрыты, практически неэмоциональны. Либо плохо говорят, либо речь не развита вовсе. Случается, что первые попытки речи к 15-18 месяцев словно обрубаются.

    Ребенок не смотрит в глаза, взгляд его отстраненный. Могут долгое время говорить о себе в третьем лице. Рано пытается обслуживать себя, проявляя не нормальное для этого возраста обособление. Могут повторять словосочетания, обрывки фраз – эхолалия. Детям свойственны вокальные тики, когда они непроизвольно произносят звуки и слова. Могут ходить на цыпочках, при этом размахивая руками. Дети чаще в постоянном движении, но эти движения слишком однотипны. Почти ничего не просит, плачет редко. Боятся шумов и темноты, панический страх у них может вызвать определенный вид транспорта. Исследователи отмечают, что у детей с аутизмом зачастую шире, чем у обычных детей, расставлены глаза, они имеют относительно короткую нижнюю часть лица.
    3-6 лет. В поле зрения – трудности социализации. В садике такому ребенку не нравится, он не хочет общаться со сверстниками, его пугает, или просто не интересует новая обстановка. Свои игрушки он может раскладывать строго по цвету или строго по размеру. В его комнате чаще порядок, причем, четкий порядок.

    Расстройства речи только прогрессируют. Он не любит выходить на улицу, и проявляет агрессию при этом. Преобладает гиперактивное поведение.

  • 6+. Если нет расстройств в интеллектуальной сфере, ребенок может иметь четко любимые предметы. Ему нравится математика, музыка, рисование. Но если есть нарушения интеллектуального развития, таким деткам свойственен дефицит внимания – сконцентрироваться на предмете им тяжело. Довольно часто дети имеют дислексию, трудности с чтением. Прием еды может сопровождаться ритуалами.
  • Пример героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя» — не самый типичный.

    Не более чем 1 случай из 10 демонстрирует наличие незаурядного интеллекта, каких-то выдающихся способностей у ребенка с аутизмом.

    Синдром Саванта, то есть незаурядные способности в нескольких сферах встречается только в 1% случаев.

    О том, какие препараты применяют для лечения афтозного стоматита у детей, читайте здесь.

    Где пройти специальный тест?

    Широкую известность получил М-CHAT — модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста. Он актуален только для детей 16-30 месяцев.

    Этот тест, заметьте, не ставит диагнозы, но он выявляет риски. Свою эффективность тест доказал более чем в двух десятках стран.

    Посмотрите – тест носит рекомендательный характер. Если какой-то риск есть, то рекомендуется проверить ребенка после 2 лет. Не стоит внушать себе неподтверждённые диагнозы. Это не более чем повод задуматься и обратиться за консультацией к специалисту.

    Если тревога есть, обратитесь к невропатологу. Если и он решит, что ребенок нуждается в обследовании, врач порекомендует вам дальнейшие действия. Можно обратиться и к детскому психологу, но он диагноз не ставит.

    Так как аутизм – тема сегодня особо острая, увеличилось число родителей, которые обращаются к врачам для подтверждения или неподтверждения аутизма у их ребенка.

    Такая бдительность – это хорошо, но в большом числе случаев проблема, говоря простым языком, притянута за уши. Консультация врача–невролога полезной будет в любом случае.

    Почему возникает?

    Самые острые споры вокруг возможных причин возникновения аутизма. Не стоит читать провокационных дискуссий на форумах, кроме повышения тревожности и риска стать жертвой чьих-то домыслов, вы ничего оттуда не вынесете.

    Наиболее вероятная причина – это мутация генов или же определенное сочетание генов. Возможна взаимосвязь аутизма с перенесенной женщиной в первом триместре беременности вирусной инфекцией.

    Самый распространенный миф – это вина вакцинации. Современная медицина поддерживает идею, что прививка только запустит механизмы заболевания, которое уже у ребенка есть. К слову, таким же спусковым крючком может стать и конфликт в семье, стрессовая ситуация.

    Как лечить атопический дерматит у ребенка? Ответ вы найдете на нашем сайте.

    Диагностика

    Как уже говорилось выше, первичную диагностику можно пройти дома через интернет.

    Обратиться либо к скрининговому тесту, либо к тестам по возрастам, которых сегодня не так мало.

    Например, шкала аутизма CARS (рейтинговая шкала аутизма у детей); скрининговый тест ASSQ – что предназначен для детей от 6 до 16 лет.

    Старайтесь находить тесты на порталах официальных учреждений: больниц, психологических консультаций, ассоциаций неврологов и т.д.

    Диагностировать же аутизм и его подвид может только доктор. Не воспитатель, не учитель, не психолог, а врач, и возможно, не один. Тем более родитель не может выставить своему ребенку такой неоднозначный диагноз.

    Программы лечения и медикамментозная терапия

    Есть много методов лечения аутизма – его назначает врач, изучив особенности расстройства конкретного ребенка. Родитель, не обладая глубокими познаниями, не может сам назначить лечение.

    Среди известных программ лечения:

    • поведенческая терапия – основана в том числе на принципе малых шагов, эффективна при не менее 40 часах занятий в неделю, важными считаются позитивные усиления;
    • опциональный метод – это некоторая философия контакта с ребенком, имеющим аутичные признаки;
    • терапия TEACCH – родители и врач работают в связке.
    • Некоторые врачи уверяют, что основой основ является диета, позволяющая восполнить нехватку витаминов и минералов.

      Там предложен большой список продуктов, который рекомендовано убрать из рациона.

      Приверженцы этой теории считают, что сначала ребенка лечат от конкретных заболеваний, связанных с иммунитетом, пищеварительной системой, и только потом с ним должны заниматься психологи.

      Существует и медикаментозная программа, куда могут входить ноотропные препараты с успокаивающими или психостимулирующим действием, антидепрессанты и транквилизаторы, нейролептики.

      Все эти препараты очень серьезные, необходимость в приеме которых будет четко взвешена врачом. Далеко не всегда медикаментозная терапия показана при аутичности.

      Рекомендации родителям

      Если диагноз поставлен, родителям приходится нелегко – их волнение, тревога понятны. И какими бы ненужными не казались им советы специалистов по выстраиванию собственного поведения, контакта с малышом, когда эмоции утихают, родители чувствуют подпитку от этих советов.

      Рекомендации для родителей деток с аутизмом:

      1. Логика и последовательность ваших действий успокаивает ребенка, благотворно влияет на его эмоции и психику.
      2. Запаситесь терпением – коррекция и лечение процесс долгий, но однозначно имеющий смысл.

    • Полюбите физические упражнения – это успокаивает и ребенка, и снижает уровень стресса у родителей.
    • Ребенку за день нужно несколько перерывов для одиночества – будьте готовы к этому и уважайте эту необходимость.
    • Повторяйте пройденное.
    • Говорите с ребенком медленно, ясно и доброжелательно.
    • Если ребенок не говорит, общайтесь карточками, фотографиями, и обязательно хвалите за успешные действия.
    • Ранняя терапия и коррекция дают высокие результаты. То, чего уже не догнать после пяти лет, можно исправить или минимизировать в два-три.

      У ребенка могут сохраниться черты аутичности, но их можно свести к минимуму, дав ему возможность социализироваться.

      И помните, врачи и психологи отмечают – аутичные черты могут встречаться у обычных детей, без диагноза. Не накручивайте себя, не пытайтесь раздуть проблему. Консультации хороших специалистов, внимание, забота и своевременность действий снимут ваши тревоги.

      Какое артериальное давление должно быть у детей? Таблица норм по возрастам есть на нашем сайте.

      О симптомах, признаках и диагностики аутизма вы можете узнать из видео:

      Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

      pediatrio.ru

      Вопрос-ответ. Аутизм и подростковый возраст: чего ожидать, что может помочь?

      Основные проблемы, с которыми придется столкнуться родителям детей с РАС в подростковом возрасте

      Какой родитель не ожидает переходного возраста ребенка с волнением и тревогой? Если добавить к этому аутизм, то родителей могут беспокоить возможные последствия физических и гормональных изменений в организме для ребенка с этим диагнозом.

      Как обычный подростковый бунт проявится у ребенка с поведенческими проблемами? Как сможет справиться с запутанной социальной структурой старших классов подросток с нарушением социального взаимодействия?

      Многих мальчиков-подростков приходится «пилить», чтобы они не забывали принимать каждый день душ и бриться. Но как убедить ребенка с сенсорными проблемами вставать под струю воды или подносить к лицу бритву?

      Резкий рост числа подростков с РАС

      Шанталь Сайсиль-Кира говорит, что никто не объяснял ей, чего ожидать, когда ее сын с аутизмом, которому сейчас уже 24 года, стал подростком. Джереми Сайсиль-Кира родился в то время, когда аутизм считался редким расстройством, незадолго до резкого роста числа диагнозов в США, который начался в 1990-х годах. «Никто нам ничего не рассказывал про подростковый возраст и аутизм», — говорит она.

      Сегодня родителей детей с аутизмом подросткового или предподроскового возраста стало гораздо больше. Сайсиль-Кира пытается информировать их с помощью своих книг, выступлений и семинаров о расстройствах аутистического спектра (РАС).

      Одна из распространенных жалоб, которые она слышит от родителей: состояние их детей с аутизмом ухудшилось с подростковым возрастом. Однако сама она считает это следствием недостаточного понимания.

      «Подростки не становятся неуправляемыми, потому что у них обострился аутизм. Причина в том, что они подростки», — говорит Сайсиль-Кира, автор книги «Подростки в спектре аутизма». Все подростки начинают нуждаться в независимости, и подростки с аутизмом не исключение. Родители могут помочь им в этом: «Если вашему ребенку нужно визуальное расписание на день, например, то позвольте ему самому в какой-то степени контролировать свое расписание и самому планировать свой день с его помощью. И тогда он сможет побыть «неуправляемым», то есть настаивать на своем и принимать собственные решения».

      Исследования аутизма в подростковом и взрослом возрасте до сих пор находятся в зачаточном состоянии. В одном исследовании говорится, что: «Очень мало известно о течении РАС у подростков и взрослых».

      Аутизм — это широкий спектр, и подростковый возраст влияет на каждого ребенка по-своему. Если судить по последним исследованиям, то родители в целом могут ожидать следующего на пути их ребенка к взрослой жизни:

      — Поведенческие улучшения у детей во всех частях спектра. Взрослые с аутизмом реже страдают от гиперактивности и раздражительности, у них реже встречается повторяющееся поведение (например, выстраивание предметов в ряд) и дезадаптивное (дисфункциональное) поведение, чем у детей с аутизмом.

      — Улучшение жизненных навыков, таких как навык одеваться, обращаться с наличными деньгами или делать себе бутерброды.

      Конечно, подростковый возраст связан с особыми трудностями. Подростковые годы при аутизме связаны с риском начала эпилептических припадков, хотя у большинства подростков с аутизмом все-таки нет эпилепсии. Детские нарушения сна могут сохраниться и в подростковом возрасте, когда бессонница и сонливость днем становятся большими проблемами. Очень часто среди подростков с аутизмом встречаются повышенная тревожность и тревожные расстройства.

      Кроме того, разрыв между детьми с аутизмом и их ровесниками становится более заметным в подростковом возрасте из-за нарушений так называемой «исполнительной функции».

      Что такое исполнительная функция?

      «Если представить, что мозг — это оркестр, то исполнительная функция — это дирижер, которые гарантирует, что все работают совместно и должным образом», — поясняет нейропсихолог Майкл Розенталь из Института исследований детского мозга. Доктор Розенталь — автор нового исследования по проблемам исполнительной функции у детей с РАС и уровнем IQ от 70 и выше.

      Люди задействуют исполнительные навыки, когда составляют планы, следят за временем, вспоминают о прошлом опыте и связывают его с настоящим, меняют маршрут, если не могут проехать по привычной дороге, обращаются за необходимой помощью, сохраняют самоконтроль и успешно работают в группе.

      Такие обыденные занятия как покупка продуктов требуют множества исполнительных навыков, отмечает доктор Розенталь. Сначала нужны навыки «инициации действий», чтобы встать с дивана. Затем приходит время навыка «планирования и организации действий», чтобы определить, что именно вы должны купить. Для этого вы должны решить, сколько блюд вы собираетесь приготовить, и сколько у вас сейчас денег. А теперь представим, что вы решили, что купите груши, но в овощном отделе все груши оказались с гнильцой. Настало время навыка «когнитивной гибкости», который позволяет вам сказать себе: «Пожалуй, куплю яблоки вместо груш». Вам нужно «торможение», чтобы пройти мимо стойки с конфетами, а также «рабочая память», чтобы не забыть, что вы уже купили.

      Как показало новое исследование, у подростков с аутизмом исполнительные навыки формируются гораздо медленнее. Особенно часто у них возникают проблемы с гибкостью, организацией, инициацией новых дел и рабочей памятью. «Для детей с аутизмом когнитивная гибкость — это основная проблема, и она остается проблемой по мере их взросления», — говорит доктор Розенталь.

      Требования старших классов

      При этом требования к подросткам значительно возрастают. К старшим классам от учеников ожидают, что они будут постоянно переходить в новые аудитории, следить за своими заданиями и учебниками для каждого урока, следовать сложным инструкциям, завершать проекты из нескольких фаз и вовремя сдавать домашнюю работу.

      Эми Кифер, доктор наук и клинический психолог из Института Кеннеди Кригера, говорит, что школы и родители могут помочь подросткам, которым трудно даются планирование, организация и другие исполнительные навыки.

      «Подростки в спектре аутизма потребуют большого объема дополнительной поддержки от семьи и школы», — говорит доктор Кифер. Эта поддержка может принимать разные формы: родители и учителя могут поддерживать систематическую коммуникацию, учителя могут проверять, что дети правильно записали все домашние задания, учителя могут помочь ученику с аутизмом выделить небольшие шаги для выполнения крупного проекта и проставить сроки для выполнения каждого шага.

      В младших классах часто предоставляется такая поддержка с организацией, а также с социальными навыками. Однако такая помощь часто уменьшается или полностью исчезает в средних и старших классах, когда учеников считают более самостоятельными. «В целом, чем старше ваш класс, тем меньше у вас будет поддержки и страховки от учителей», — отмечает доктор Розенталь.

      Это может вызывать проблемы. «Большинство детей в спектре аутизма нуждаются в такой же поддержке на протяжении всего школьного обучения», — говорит доктор Кифер.

      Дома подростки могут нуждаться в помощи с домашними заданиями и повседневными делами, даже если они стремятся к большей независимости. Так называемое подростковое бунтарство создает особые проблемы для подростков, которые все еще нуждаются в большом объеме руководства, и чьи родители привыкли такое руководство предоставлять.

      «Родителям таких детей очень трудно их «отпустить», и им трудно продолжать оставаться «помощником», так как дети начинают им сопротивляться», — говорит доктор Кифер. В таких случаях подростку может быть полезно работать с консультантом или психологом.

      Подготовка к половому созреванию

      Аутичные дети предподросткового и подросткового возраста нуждаются в большем объеме информации и руководстве, чем их сверстники, и в других областях. Это, в первую очередь, касается полового созревания и сексуального развития. Исследователь аутизма, Линн Керн Кегель, призывает родителей начинать учить своих детей вопросам полового созревания как можно раньше, «чтобы подготовить ребенка до того, как он или она испытает лишнее беспокойство из-за совершенно естественных изменений в своем теле».

      Не предполагайте, что дети с РАС поймут, как стандартные школьные уроки о здоровье относятся к их собственной жизни, говорит доктор Кифер. «Я часто встречаю молодых людей и девушек, которые прекрасно знают все, что связано с биологическими аспектами репродукции, но они даже не представляют, какое отношение это имеет к ним, или как это связано с социальным и романтическим поведением, включая вопросы личной безопасности».

      Дети с РАС не могут интуитивно понять, какая информация и телесные проявления должны скрываться, объясняет Сайсиль-Кира. Например, девочке-подростку могут понадобиться объяснения, что не надо обсуждать менструацию за обеденным столом.

      Уход за собой и личная гигиена

      Некоторые подростки могут нуждаться в напоминаниях о душе и бритье. Они могут не понимать связи между уходом за собой и социальным принятием, либо у них может отсутствовать социальная мотивация выглядеть аккуратно и хорошо пахнуть. «Их могут подвергать остракизму из-за проблем с личной гигиеной, но они могут не связывать одно с другим, либо им может недоставать навыков, чтобы решить эту проблему», — говорит доктор Кифер.

      Сайсиль-Кира рекомендует провести детективное расследование, чтобы определить, что именно мешает вашему подростку принимать душ. Он понимает важность и принципы хорошей гигиены? У него есть сенсорные проблемы? Возможно, он не выносит, когда ему на голову льется в вода. В этом случае, говорит она: «Дайте ему ковш, чтобы мыть голову, так что он сможет контролировать поток воды».

      Однако даже хорошая гигиена не сможет защитить от разочарований и неуверенности, которые всегда сопровождают подростковый возраст. Социальный мир подростков состоит из клик и стайной иерархии, он становится гораздо сложнее в старших классах. Плюс появляется мир свиданий с массой неписанных правил, и ученики с РАС могут чувствовать себя изгоями.

      Проблемы с социальными и коммуникативными навыками являются основными факторами риска перед травлей. Исследование Интерактивной сети аутизма показало, что подростки с РАС подвергаются травле гораздо чаще, чем их братья и сестры без аутизма, и что пик травли приходится на 5-8 класс школы.

      Поиск своего места в социальном мире

      Даже если им удается избежать травли, многие подростки с РАС страдают от социальной изоляции. Крупное национальное исследование, проведенное в США среди подростков, получающих услуги коррекционного образования, показало, что ученики с РАС гораздо реже участвуют в социальных мероприятиях, чем подростки с речевыми и языковыми нарушениями, проблемами обучения или нарушениями интеллекта.

      Более 40% подростков с РАС ни разу не встречались с друзьями вне школы. Половину подростков никогда не приглашали принять участие в каких-то совместных занятиях. 54% подростков с РАС никогда не звонил друг.

      Маленькое исследование показало, что «социальная изоляция прогрессирует с возрастом для значительной доли молодых людей» с РАС в возрасте от 9 до 18 лет, и это не зависит от уровня интеллекта.

      «Подростки говорят, что самое трудное в их жизни — это то, что у них нет друзей. Многие люди думают, что таким подросткам просто не нужны друзья, но это не так», — говорит Сайсиль-Кира.

      Доктор Кифер отмечает, что многие подростки и молодые люди с РАС хотят, как минимум, принятия со стороны окружающих. «У них есть потребность в принятии, чтобы рядом были люди, которые хорошо к тебе относятся, с которыми у тебя есть общие интересы», — говорит она.

      При аутизме часто встречаются «особые интересы», которые позволяют избежать социального взаимодействия, если подросток полностью погружен в свою любимую тему. «Однако если использовать их с умом, особые интересы могут стать инструментом для общения с другими людьми. Например, если этот интерес — компьютерные игры, то он часто позволяет мальчикам-подросткам находить общий язык», — говорит доктор Кифер.

      Воспитание подростка — задача не из легких, но этот труд нельзя назвать неблагодарным, говорит Сайсиль-Кира. «Какие-то годы будут тяжелыми, но когда личность вашего ребенка начнет проявляться, это просто потрясающе», — считает она.

      Сама Сайсиль-Кира продолжает постоянно узнавать что-то новое про своего сына, у которого есть небольшие навыки устной речи, и который может печатать на компьютере для общения. Недавно он начал рисовать и даже продавать некоторые из своих работ. «Никогда нельзя опускать руки, потому что в любой момент могут возникнуть новые возможности», — говорит она.

      outfund.ru