Детский аутизм причины его возникновения

Детский аутизм причины его возникновения

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК: ПУТИ ПОМОЩИ

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Поиски причин шли по нескольким направлениям. Как уже упоминалось, первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий интеллектуальный уровень, рациональный подход к методам воспитания. В результате в начале 50-х годов нашего столетия возникла гипотеза о психогенном (возникшем в результате психической травмы) происхождении отклонения. Наиболее последовательным ее проводником был австрийский психотерапевт доктор Б. Беттельхейм (В. Bettelheim), основавший в США известную детскую клинику. Нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира он связывал с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, подавлением его личности. Таким образом, ответственность за нарушение развития «биологически полноценного» ребенка возлагалась на родителей, что часто было для них причиной тяжелых психических травм.

Сравнительные исследования семей с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, и семей с детьми, обладающими другими нарушениями развития, показали, что аутичные дети пережили не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей зачастую даже более заботливы и преданны им, чем родители Других «проблемных» детей. Таким образом, гипотеза о психогенном происхождении раннего детского аутизма не получила подтверждения.

Более того, современные методы исследования выявили множественные признаки недостаточности центральной нервной системы у аутичных детей. Поэтому в настоящее время большинство авторов полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность центральной нервной системы. Был выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации. В наши дни идут интенсивные исследования по их проверке, но однозначных выводов пока нет. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляются и нарушения биохимического обмена. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями (в частности, фрагильной Х-хромосомой), врожденными обменными нарушениями. Она может также оказаться результатом органического поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса. Американский исследователь Э. Орниц (Е. Ornitz) выявил более 30 различных патогенных факторов, которые способны привести к формированию синдрома Каннера. Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза. Таким образом, специалисты указывают на полиэтиологию (множественность причин возникновения) синдрома раннего детского аутизма и его полинозологию (проявление в рамках разных патологий).

Безусловно, действие различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картину синдрома. В разных случаях аутизм может быть связан с нарушениями умственного развития различной степени, более или менее грубым недоразвитием речи; эмоциональные расстройства и проблемы общения могут иметь различные оттенки.

Как видим, учет этиологии совершенно необходим для организации лечебной и учебной работы. Тем не менее, для детей с синдромом раннего детского аутизма различной этиологии основные моменты клинической картины, общая структура нарушения психического развития, а также проблемы, стоящие перед их семьями, остаются общими.

www.autism.ru

Причины возникновения аутизма, в настоящее время нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.

От автора: Мое мнение (основанное на анализе материалов публикаций в интернете и научной литературе) следующее: аутизмом заболевают люди с генетической к нему предрасположенностью, в результате воздействия внешних факторов (родовые травмы, вирусы и вакцины, отравления тяжелыми металлами и многое другое) приводящих к дисфункции мозга.

Родители: В университете Рочестера обследовали около 60 больных: в половине случаев выявлена мутация определенного гена, которой играет решающую роль в формировании головного мозга на ранней стадии развития эмбриона. Причем для возникновения аутизма достаточно наследования дефектного гена от одного родителя. Как правило, родители больных детей сами нормальны, у них могут быть лишь очень слабые симптомы аутизма.

Существует достоверная статистическая корреляция между синдромом слабой Х-хромосомы и наличием аутизма.

Британские ученые подтвердили, что одной из причин возникновения аутизма может быть мужской гормон тестостерон. В Кэбриджском Университете было проведено обследование группы детей, страдающих данным заболеванием. Начиная с внутриутробной стадии развития, у них брали анализы на гормоны. Концентрация гормона тестостерона была сильно превышена. Кроме того, когда дети достигли четырехлетнего возраста, их родителям были предоставлены специальные тесты для создания полной картины развития заболевания. Согласно результатов этих тестов, оказалось, что дети с повышенным содержанием тестостерона в крови, отличаются меньшим любопытством и с большим трудом адаптироваются в социальной сфере. Да, не все дети из исследуемой группы были причислены к больным аутизмом, но ученые считают, что существует прямая связь между аутическими чертами и гормональным фоном. О существование подобной связи ученые строили предположения уже давно. На такую идею их наталкивало существование людей, с аутизмом, но отличающихся проявлениями высоких интеллектуальных способностей. Например, знающих множество языков, дат исторических событий и многого другого. Более того известно, что некоторая часть известных математиков и музыкантов страдали аутизмом. По мнению, нейробиологов речь идет о, компенсаторном поведении полушарий мозга, то есть если левое не развито, то правое пытается скомпенсировать этот дефицит. При переизбытке тестостерона левая половина мозга не может нормально развиваться. Если раньше подобное мнение было гипотезой, то нынешние исследования ее подтвердили.

Причиной аутизма, как и многих других психических заболеваний может быть конфликт между генами, унаследованными от матери и отца. Известно, что самки млекопитающих «отключают» в своих яйцеклетках многие гены, работа которых выгодна эмбриону, но невыгодна матери, тогда как самцы напротив отключают в своих сперматозоидах гены не выгодные эмбриону, но выгодные матери. Ряд фактов свидетельствует о том, что смещение баланса активности генов в «отцовскую» сторону может привезти к аутизму, в «материнскую» — к депрессии, психозам и паранойе.

Еще о генетической природе аутизма: В ходе масштабного исследования, проведенного международной группой ученых, были получены новые доказательства генетической природы аутизма. Выяснилось, что в развитии этого заболевания важную роль играет ген неурексин-1, а также некий пока не установленный ген, расположенный в 11 хромосоме. В проекте по изучению генома у больных аутизмом приняли участие более 120 ученых из 19 стран мира. В течение пяти лет специалисты изучали образцы ДНК, взятые у членов семей, в которых имелось двое и более детей, страдающих аутизмом. В общей сложности в исследование были включено около 1200 семей. Для того, чтобы обнаружить генетическое сходство в представленных образцах, ученые использовали технологию «генного чипа». В результате анализа они пришли к выводу, что «весьма вероятным кандидатом» является ген неурексин-1, который участвует в синтезе нейромедиатора глутамата – вещества, обеспечивающего контакт между нервными клетками головного мозга.

По словам исследователя, в настоящее время усилия ученых направлены на поиск еще одного гена аутизма, расположенного в 11 хромосоме, а также других, неизвестных пока генов.

Тяжелые металлы: Анализ образцов мочи сотен исследуемых детей показал существование связи между аутизмом и воздействием на организм тяжелых металлов. Если данные этих исследований верны, открытие может означать, что аутизм можно вылечить лекарствами (в некоторых случаях), очищающими тело от этих металлов.

Вакцины и вирусы: Заболеваемость аутизмом растет параллельно увеличению числа вакцин. >>подробнее

Недостаток белка: Одной из возможных причин возникновения аутизма и других расстройств мозга является недостаток белка Cdk5 (от англ. Cyclin-dependent kinase, циклин-зависимой киназы). Этот фермент участвует в регуляции ряда клеточных процессов — от клеточной подвижности до привыкания к лекарствам. Фермент Cdk5 помогает развиваться синапсам, которые связывают нейроны и лежат в основе способности человека изучать материал и запоминать его. Синапсы — сложные структуры, состоящие из ионных каналов, рецепторов и других сложных белковых комплексов, которые все сообщаются друг с другом для получения и отсылки сигналов. Неправильно сформированные синапсы приводят к задержке умственного развития и мутациям в генах, кодирующим определённые синаптические белки. Этот дефект, в частности, связан с возникновением такого тяжелого заболевания, как аутизм.
По мнению многих экспертов, Cdk5 способствует образованию синапсов и взаимодействует с существенными предсинаптическими компонентами, играет важную роль в формировании новых нейронов и правильном мозговом развитии. Также учёные смогли получить молекулярное свидетельство, что Cdk5 влияет и на образование нейродегенеративных расстройств, например, болезни Альцгеймера.

Биологический и химический дисбаланс: Основываясь на том факте, что аутизм тесно связан с эпилепсией и проблемами в обучении, ученые склонны искать причину этой патологии в биологическом и химическом дисбалансе. На сегодняшний день никто даже не приблизился к тому, чтобы объяснить, что именно не так происходитв головном мозге больных. Прослеживается параллель между развитием заболевания и повышенным уровнем в крови свободного или связанного с тромбоцитами серотонина, однако детали патологических механизмов еще только предстоит выяснить. Хотя в каждом конкретном случае очень сложно определить какую-либо причину, предполагается связь аутизма с рядом перинатальных повреждений, врожденной краснухой, фенилкетонурией и младенческими судорогами.

Некоторые предположения о причинах возникновения аутизма:

— Возможно причиной детского аутизма являются мутации в головном мозге человека, вызванные эволюцией.подробнее>>

— Аутизм связан с нарушением развития так называемого миндалевидного тела — участка головного мозга, регулирующего эмоции и способность взаимодействия с людьми.
При компьютерной томографии головного мозга у больных аутизмом были обнаружены изменения миндалевидного тела.

— Американские ученые обнаружили у больных изменения в «миниколонках», которые являются структурно-функцинальными единицами мозга. Именно эти изменения, обуславливают особенности поведения.
Обнаружены эти изменения были в лобной и височной долях больных благодаря использованию компьютерной обработки изображений.
Ученые исследовали мозг девяти больных людей, так же для сравнения были взяты девять здоровых людей. Оценивалась пространство, занимаемое отростками нервных клеток, ширина модулей, среднее расстояние между нейронами, компактность и индекс уровня серого.
По результатам исследования было установлено, что «миниколонки» у людей с аутизмом были значительно меньше, зато общее их количество было большим. Эти данные, по словам исследователей, хорошо согласовываются с имеющимися сегодня теориями, объясняющими аутизм.

— Развитие аутизма связано с усиленным ростом мозга в детстве. У «аутистов» возрастом 3-4 года размеры мозга превышают нормальные на 10-13%. Эту патологию связывают с аномалиями в некоторых структурах мозга. Некоторые ученые считают, что если найти причину которая заставляет мозг расти на ранних этапах жизни, то появится возможность разработки профилактического лечения.

— Дождливая погода способствует развитию аутизма, к такому выводу пришли американские ученые, после проведения исследований оказалось, что процент «аутизтов» среди детей до трех лет, проживающих в дождливых штатах, был значительно выше, чем среди детей из «солнечных» штатов.

autist-ru.narod.ru

Причины развития, степени и методы лечения аутизма у детей

Аутизм является расстройством, которое обусловлено нарушением развития головного мозга. Ранний детский аутизм — это нарушение развития эмоциональной и личностной сферы детей и подростков. У больного наблюдаются признаки нарушения социального взаимодействия и общения, у него ограничены интересы и происходят повторяющиеся движения.

Чаще всего аутизм у детей проявляется в возрасте до 3 лет. По статистике распространенность этого заболевания: 1-6 детей на тысячу.

Существует несколько теорий возникновения раннего аутизма у детей, но ни одна из них не получила научного подтверждения. В последнее время ученые говорят о совокупности причин при возникновении раннего детского аутизма.

  • Генетическая предрасположенность. Ранний детский аутизм передается по наследству, существуют семьи с двумя детьми, больными аутизмом. Чаще всего дети с аутизмом рождаются у женщин после 35 лет, и внутриутробно находятся в ягодичном предлежании;
  • Перинатальные факторы. Воздействие на беременную женщину вредных факторов внешней среды: плохая экология, профессиональные вредности, бытовая химия, лекарственные препараты, соли тяжелых металлов;
  • Нарушение гормонального фона организма. У детей с аутизмом находят повышенное содержание тестостерона в крови и слабую Х — хромосому;
  • Вакцинация. Индивидуальная чувствительность некоторых детей к вакцинам может спровоцировать развитие этого расстройства;
  • Вирусная теория. Женщина, которая во время беременности переболела корью или краснухой имеет высокий риск родить ребенка с аутизмом;
  • Особенности развития головного мозга. У детей с ранним детским аутизмом хорошо развито правое полушарие, а левое полушарие и миндаливидное тело недоразвито;
  • Недостаточное количество белка. Белок Cdk5 является ферментом в головном мозге человека и участвует в синаптической передачи информации между нейронами;
  • Нарушение в 11 паре хромосом. Ген неурексин-1 называют «геном аутизма», он участвует в синтезе нейромедиатора головного мозга — глутамата.
  • Клиника синдрома

    Ребенок не может установить контакт с внешним миром. Аутист не понимает настроения других людей, не выражает собственные эмоции и переживания. Он не смотрит в глаза своим родителям и окружающим людям, при взаимодействии с другими людьми не жестикулирует, не меняет мимику лица и интонации голоса. Аутисты привязываются к своим родителям или попечителям, с посторонними людьми не стремятся контактировать.

    Наблюдается так же стереотипность поведения. Аутист постоянно совершает однообразные действия: размахивает руками, прыгает, машет головой или наклонят туловище вправо и влево. Любой предмет (игрушка или книжка) может стать объектом внимания и постоянного манипулирования: трясет, стучит, машет, вертит и крутит. Если в руки такому ребенку попадает книга, он начинает быстро перелистывать страницы, ритмично стучать ею об стол.

    Ребенка с этим заболеванием интересует одна и та же тема в разговоре, в рисунках или в игре. Аутист любит однообразие, ему не нравится, если кто-то посторонний вмешивается в его жизнь и пытается что-то изменить, он активно этому сопротивляется.

    В большинстве случаев наблюдается задержка и нарушение речевого развития. У аутиста может быть хороший словарный запас, он может формулировать свои мысли, но в речи использует штампованные фразы и выражения. Аутист сторонится разговоров, не откликается, когда к нему обращаются, не задает сам вопросов. Детям с ранним детским аутизмом свойственные многократные повторения одних и тех же слов. Аутисты всегда путают личные местоимения, себя называют на «ты», «он», «она».

    odepressii.ru

    Причины, симптомы, и диагностика аутизма

    Определение аутизма

    Аутизм представляет собой общее расстройство развития с нарушениями общения и социального взаимодействия. Данное заболевание характеризуется стереотипным поведением с повторяющимися действиями, а также неравномерным развитием и умственной отсталостью. Зачастую такие симптомы возникают в детском возрасте в первые годы жизни. Главная причина до сих пор неизвестна. Считается, что все признаки предполагают наличие генетического компонента.

    У некоторых малышей аутизм развивается из-за различных органических заболеваний. Диагностика недуга в первую очередь основывается на постоянном наблюдении за развитием каждого ребенка. Современное лечение включает в себя медикаментозное лечение в сочетании с поведенческой терапией. Представленная болезнь является одной из самых распространенных из общей практик расстройств развития. К группе аутизма причисляют также особую клиническую вариабельность, называемую ОРР. Их частота по оценкам медиков нередко достигает до 50 случаев на 1000.

    Следует отметить, что аутизм встречается в 3-4 раза чаще у мальчиков. Девочки подвержены этому недугу в меньшей степени. За счет изменения диагностических критериев, можно сказать, что в последние десятилетия отмечается довольно быстрый рост данного заболевания. На сегодняшний день выявления любых аутистических расстройств не составляет труда.

    Как правило, данный синдром проявляет себя в возрасте примерно до трех лет. Для него характерно не только аномальное функционирование в любых взаимодействиях, но и проблемы в социальном общении. В редких случаях можно наблюдать более тяжелое течение аутизма, которое практически всегда сопровождается серьезной наследственной отягощённостью.

    Причины аутизма у детей

    Обычно в большинстве случаев представленного заболевания, оно никак не связано с серьезными поражениями головного мозга. В некоторых случаях аутизм возникает из-за врожденной краснухи, а также на фоне фенилкетонурии, цитомегаловирусной инфекции или опасного синдрома хрупкой Х-хромосомы. Также обнаружены серьезные свидетельства, которые полностью подтверждают немаловажную роль генетических изменений в развитии заболевания.

    Доказано, что у родителей, имеющих ребенка с аутистическим расстройством, риск рождения последующего ребенка с похожими проблемами в развитии выше обычного примерно в 50-70 раз. У особенных монозиготных близнецов конкордантность данного синдрома не менее высока.

    Многочисленные исследования, которые проводились среди семей пациентов с аутизмом, позволяют предположить, что потенциальными мишенями являются несколько областей генов. К ним относят рецепторы нейротрансмиттеров, связанные с особым кодированием и немаловажным структурным контролем нервной системы. Роль внешних факторов, таких как вакцинация и всевозможные диеты, специалистами на сегодняшний день не доказана. Во многом основой патогенеза аутистических расстройств являются нарушения функций и структуры головного мозга.

    Как правило, у большинства детей с аутизмом желудочки мозга сильно увеличены. У некоторых малышей отмечается опасная гипоплазия червя мозжечка, а также можно у них обнаружить различные аномалии ядер немаловажного ствола мозга.

    Симптомы аутизма

    Данное инфантильное заболевание манифестирует, как правило, на первом году жизни. В редких случаях оно проявляется в возрасте трех лет. Основными симптомами аутистических расстройств можно считать атипичные взаимодействия ребенка с окружающими людьми. У больных детей наблюдается отсутствие привязанностей, они не способны на контакты даже с близкими родственниками. Можно отметить, невозможность различных ответных реакций на всевозможные эмоции других людей.

    Аутичные дети стараются избегать чужих взглядов. Им необходимо упорно следовать монотонному порядку, который исключает изменение образа жизни и различных ежедневных ритуалов. Немаловажным симптомом данного синдрома является нарушение речи. Данный симптом может варьироваться от позднего развития речи и до полной немоты. Как правило, сильно выражены особенности использования языка, отсталое интеллектуальное развитие.

    Примерно у четверти всех пациентов с выявленным заболеванием отмечают утерю многих приобретенных навыков. На сегодняшний день теория фундаментальности проблемы инфантильных расстройств основана на так называемой «душевной слепоте», которая предполагает невозможность заботы о другом человеке. Главным образом это приводит к значительным нарушениям взаимодействия с окружающим миром.

    Первоочередным и наиболее ранним чувствительным маркером заболевания считается неспособность любого годовалого ребенка при общении указывать на требуемые предметы. Также предполагают, что такой ребенок не имеет возможности выбирать нужный предмет, а только указывает предмет путем физического прикосновения к желаемому объекту руки взрослого человека.

    Неочаговые неврологические симптомы нередко включают стереотипные движения и серьезные нарушения координации походки. Примерно у 30% детей развиваются судороги, особенно данный фактор заметен, если коэффициент интеллекта не превышает 50 единиц. Всегда отмечают клинические качественные нарушения типичного социального взаимодействия, которые проявляются в нескольких особых формах.

    У ребенка с аутизмом можно наблюдать полный отказ от использования уже приобретенных речевых навыков при ежедневном социальном общении. Иногда речь развивается с небольшой задержкой либо может не появляться вовсе. Таким детям практически недоступны невербальные коммуникации, в число которых можно включить мимическое выражение, контакт взора, позы тела и жестикуляцию.

    Приблизительно к восьми годам в трети случаев заболевания недоразвитие речи преодолевается. Но у большинства пациентов экспрессивная речь остается недоразвитой. Для данного синдрома характерны различные нарушения развития селективных привязанностей социального типа или типичного реципрокного взаимодействия в обществе.

    Многие дети не способны быстро устанавливать эмоциональные взаимоотношения с близкими и чужими людьми. Они практически не видят разницы между людьми и обычными неодушевленными предметами. Как правило, малыши не проявляют бурной реакции на своих родителей. В крайне редких случаях возможна своеобразная симбиотическая привязанность аутистического ребенка только к матери. Такие пациенты к общению в принципе не стремятся, другие дети их не интересуют.

    Следует упомянуть, что у малышей отсутствует не только спонтанный поиск радости, но и поиск общих интересов. У детей обычно нет социоэмоциональной взаимности, которая, как правило, проявляется нарушенной реакцией на все эмоции чужих людей. Также отсутствует особая модуляция поведения, зависящая от конкретных ситуаций. В социально-имитационных и ролевых играх заметны серьезные нарушения общения, они стереотипны и нефункциональны.

    Сильная привязанность к необычным жестким предметам также считается немаловажным симптомом аутизма. Однообразные движения, ограниченные конкретными повторяющимися стереотипами, отсутствие интересов и активности, навязчивые желания к строгому порядку являются основными отличительными чертами таких пациентов. Нередко смена привычного жизненного ритма и появление чужих людей в жизни у таких детей вызывает необратимые реакции тревоги и страха, которые всегда сопровождаются агрессией, плачем, криком и самоагрессией.

    Помимо представленных специфических диагностических симптомов для аутистических расстройств характерны различные психопатологические феномены. К ним можно отнести всевозможные фобии, повышенную возбудимость, различные нарушения приема пищи и сна.

    Атипичный аутизм

    Серьезный атипичный аутизм характеризуется умеренной умственной отсталостью с заметными аутистическими чертами. Основным симптомом данного типа заболевания считается атипичный детский психоз. Психологические изменения и задержка в развитии может стать заметной после трехлетнего возраста. Атипичный аутизм отличается отсутствием определенных диагностических критериев.

    Как правило, качественные аномалии при обычном социальном взаимодействии и общении выражены не ярко. Ограниченное повторяющееся поведение и самоагрессия не вызывают обеспокоенности нередко до 5 лет. Задержка развития речи и отсутствие интереса к одушевленным предметам не позволяют вовремя поставить диагноз данного синдрома.

    Диагностика аутизма у детей

    Диагноз пациентам всегда ставят клинически. Для этого требуется выделить основные признаки нарушений в развитии, общении и социальном взаимодействии. Наличие повторяющихся ограниченных движений в ежедневном поведении и сильная тяга к упорядоченному образу жизни также являются одним из диагностических факторов. Современные скрининговые тесты включают различные опросники социальной коммуникации, специальные диагностические тесты, а также особую программу по наблюдению.

    При определении уровня интеллекта аутистические дети зачастую лучше справляются с обычными невербальными заданиями. В некоторых невербальных тестах пациенты показывают хорошие результаты, которые соответствуют возрасту ребенка. Поэтому опытные психологи выбирают несколько типов тестов для выявления задержки развития.

    Лечение аутизма

    Лечение инфантильного синдрома обычно проводится специальной командой медиков, которые применяют интенсивную поведенческую терапию. Именно такая терапия в первую очередь стимулирует выразительное общение и взаимодействие с людьми. Поведенческий анализ и особая стратегия лечения позволяют добиться заметных результатов. Речевая терапия основана на ряде видов активности, включающих разговор, обмен картинками и пение. С недостатками двигательных функций борются трудотерапевты и физиотерапевты.

    Прогноз лечения аутистических расстройств напрямую зависит от регулярности, сроков начала, а также индивидуальной обоснованности всех лечебно-реабилитационных мероприятий.

    www.ayzdorov.ru

    Детский аутизм: что это такое и как он проявляется?

    Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

    Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

    В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

    Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

    Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

    Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

    Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

    В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

    В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

    Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

    Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

    Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

    • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
    • Есть ли интерес к другим детям?
    • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
    • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
    • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
    • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.

    Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

    Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

    Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

    Причины возникновения заболевания

    Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

    Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

    Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

    • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
    • наличие в семье родственников с РАС;
    • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
    • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
    • детский церебральный паралич.
    • Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

      Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

      Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

      • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
      • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
      • стереотипии в поведении, речи;
      • раннее проявление симптомов.
      • В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

        • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
        • отсутствие или редкий контакт глаз;
        • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
        • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
        • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
        • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
        • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
        • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
        • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
        • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.
        • В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

          • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
          • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
          • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
          • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
          • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.
          • В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.
            Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

            Терапия расстройств аутического спектра у детей

            На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

            Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

            • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
            • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
            • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
            • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.
            • med.vesti.ru