Детский аутизм выражается

Расстройства аутистического спектра — нарушения психического развития, при которых наблюдаются нарушения способности к социальному взаимодействию, стереотипные поведенческие акты и жесткое ограничение интересов. Основной признак аутизма — проблемы при установлении социальных контактов.

Согласно новейшей редакции Международной классификации болезней к аутизму и расстройствам аутистического спектра относятся:

  1. Ранний детский аутизм (синдром Каннера).
  2. Синдром Аспергера.
  3. Синдром Ретта.
  4. Атипичный аутизм.

Виды аутизма

Ранний детский аутизм (синдром Каннера)

Характерные признаки: ребенок с начала жизни не может установить полноценные отношения с окружающими, отгорожен от него, игнорирует внешние раздражители до тех пор, пока они не станут непереносимыми, склонен к стереотипным играм, чаще всего с использованием неигровых предметов, у ребенка практически отсутствует зрительный контакт, а речь не используется (или недостаточно используется) в целях коммуникации. Эти симптомы проявляются не позднее 2–3 лет.

Интеллектуальное развитие детей с этим синдромом соответствует умственной отсталости.

Синдром Аспергера

Пациенты сохраняют способность общаться на интеллектуальном уровне, но не способны контактировать на уровне эмоций (например, испытывают выраженные затруднения при использовании невербальных компонентов общения, не чувствуют потребности разделять эмоции с другими, испытывают трудности при построении отношений с людьми). Часто нет поведенческой гибкости, интересы и движения стереотипные.

Синдром Ретта

Болезнь проявляется в возрасте 6 месяцев — 2,5 года: ребенок становится отрешенным, моторные навыки и речь постепенно утрачиваются, не может удерживать предметы, возникают мышечные атрофии, развивается кифоз и сколиоз. На смену жеванию приходит более простой акт сосания, появляются дыхательные расстройства.

После 5–6 лет возникают тяжелые двигательные нарушения, нарастает атрофия мышц, развивается глубокое слабоумие.

Атипичный аутизм

Симптомы схожи с признаками детского аутизма, но проявляются после трехлетнего возраста и выражаются в первую очередь стереотипным поведением и нарушением социального взаимодействия. При атипичном аутизме у детей может быть задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость или тяжелые расстройства речи.

Терапия и реабилитация детей с аутизмом

Все подходы к терапии и реабилитации детей с аутизмом помогают ребенку раскрыть потенциал, учат взаимодействовать с людьми и улучшают навыки самообслуживания. Подробнее о лечении детского аутизма .

В нашем Центре есть следующие лечебные и реабилитационные услуги помощи детям и их семьям:

  • консультации детского психиатра;
  • консультации и занятия с нейропсихологом (сенсомоторная нейрокоррекция), различные варианты двигательной терапии;
  • консультации и занятия с логопедом, дефектологом;
  • консультация врача физиотерапевта и транскраниальные методики;
  • АВА-терапия, PECS-терапия;
  • сенсорная интеграция;
  • арт-терапия, песочная терапия;
  • МИМ-терапия.
  • cmzmedical.ru

    Аутизм у детей

    О Пушкине рассказывают легенду, что до трех лет он еще не говорил. Окружающие его люди беспокоились об этом, но, тем не менее, все понимали, выполняя просьбы будущего поэта. Но однажды он вполне четко произнес фразу: “Каша недостаточно сладкая”. Все удивились и спросили: “Что же ты раньше не говорил?”. Ребенок ответил: “Раньше было все нормально”.

    На занятие группы развития четырехлетний Андрюша пришел с бабушкой. Увидев детей и учительницу, начал тихонько завывать. “Возможно, он думает, что это детский сад, испугался”, – сказала извиняющимся тоном бабушка. После долгих уговоров ребенок остался в учебной комнате. На все попытки привлечь его к общению (даже в игре) он реагировал криком, слезами, не сказав при этом ни одного слова. Ему дали счетные палочки, из которых он старательно что-то сооружал, не замечая, что делается вокруг. Если учительница обращалась к нему, призывая что-то сделать с детьми, раздраженно отворачивался. Когда “строительство” ему надоело, стал расхаживать по комнате, поглаживая себя по предплечьям и приговаривая “кучки-кучки” (так назвала учительница его сооружение). Говорил он довольно громко, на замечания не реагировал. Учительница ловко сменила направление занятия на громкое говорение вслух, чтоб для других детей время не пропало даром. После консультации с психологом выяснились и другие особенности, которые подтвердили догадку учителя – перед нами аутичный ребенок. Андрея перевели на индивидуальное обучение. Изредка на занятия приходили другие дети, тогда результаты деятельность ребенка заметно ухудшались, словно нарастала тревога от присутствия нового человека. Медленно, маленькими шагами ребенок стал «догонять» своих сверстников в решении простых детских заданий, особенно легко давалась математика. А ведь ему поставили диагноз «олигофрения».

    Несомненно, Андрюша аутичный ребенок.

    Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его должен определять специалист (детский психоневролог).
    К сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий – от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, наверное, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Для них разрабатывают индивидуальные программы «лечебного» воспитания.

    Распространенность аутизма выше, чем считали раньше. Британскими учеными сообщается, что аутизмом страдают шесть детей в возрасте до восьми лет на каждую тысячу. Ранее считалось, что количество распространенность этого заболевания находится на уровне одного-двух детей из тысячи. Мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.

    Между тем, о причинах аутизма известно мало. Раньше считалось, что его может вызывать вакцинация от кори, свинки и краснухи, а также из-за иммунологических нарушений и заболеваний кишечника. Современные исследования это не подтверждают.

    Еще одна из причин, как считают, например, психоаналитики, это «эмоциональная холодность родителей», особенно на ранних этапах развития ребенка.

    По самым последним данным, ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга (дисфункции или диспропорции: недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомные аномалии и обменные нарушения, изменения на генном уровне (на которые, в свою очередь, влияют неблагоприятные экологические условия, стрессы). По некоторым данным, у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности миндалевидного тела – центра, который «отвечает» за эмоции. В крови больных были обнаружены специфические белки. Видимо, в проявлении этой болезни большую роль играет наследственность.

    Американские исследователи указывают также на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. Так, симптомы нарушения межличностного общения, наблюдаемые у увлеченных программистов и «хакеров» совпадают с признаками аутизма.

    И, как ни странно, специалисты называют успехи в медицине как одну из причин роста числа аутичных детей: те дети, которые раньше погибали, сейчас остаются живыми, и нам приходится с ними работать. Это, конечно, с одной стороны, замечательно, с другой стороны — трудно.

    Как же аутизм проявляется?

    Аутизм — это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Болезнь воздействует как на психические функции (речь, интеллект), так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий.

  • 0-1 мес. Неразличаемый плач. Первая реакция на окружающую среду, результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам;
  • Со второго месяца – синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте – повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза;
  • 1-5,6 мес.Различаемый плач. Голодный плач, плач, связанный с болью в животе, и т.д.;
  • 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи, даже когда мать пытается имитировать гуление ребенка;
  • 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов;
  • 9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.
  • Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают;
  • Узнавание на фотографиях близких, себя – с 2–2,5 лет (когда формируется самосознание: «Я» и «Не я»), правильное представление о своем теле.
  • После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими;
  • Присутствуют положительные эмоции при виде новых игрушек, при общении
  • После трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания
  • Выражает желание что-то сделать самостоятельно.
  • Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением – когда представляют, например, что палка – это лошадка)
  • Уважаемые родители! Если хотя бы какие-то моменты развития, указанные в этой таблице, у Вашего малыша отсутствовали, обратитесь к детскому психологу, который подскажет, что делать и разработает индивидуальную программу «лечебного воспитания».

    Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, «не даёт» контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.

    Чем дальше, тем больше признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать.

    То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию.

    В трехлетнем возрасте у них не происходит «революционное» развитие самосознания. Такой малыш не говорит о себе «я»: может продолжать говорить о себе в третьем лице или даже во множественном числе – «мы». Иногда в речи использует штампы (фразы из мультиков, рекламы).

    У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать тело.

    Аутичный рбенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.
    Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

    Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

    Ребенок может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически» (симбиоз), особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования. При этом надолго задерживается развитие навыков самообслуживания.

    Так ли все плохо?

    Ученые создали экспериментальное лекарство, которое улучшает социализацию аутистов.

    Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем. Впрочем, аутисты не совсем уж необучаемы: если умственная отсталость обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности, то при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Но никто не может объяснить, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха (10 % больных: обратите внимание: среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями), а другие (50 % взрослых аутистов) остаются на уровне умственной отсталости. (Среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями). Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте.

    Давайте вспомним фильм «Человек дождя» и его героя – Рэймонда Баббитта. 0н знал наизусть телефонный справочник и мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа, блестяще отгадывал комбинации цифр в казино. Маленький Саймон («Восход Меркурия») с первого раза расколол код секретной системы ФБР. Именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается?

    Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.

    Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.

    Ежегодно на Западе проводятся всемирные конференции по аутизму, присутствовать на которых могут не только врачи, но и учителя, воспитатели детсадов, вожатые летних лагерей. Считается, что, чем больше времени аутист будет поводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире.

    70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 — 30% «людей дождя».

    Что же делать?

    Прием фолиевой кислоты в течение первых месяцев беременности существенно снижает риск развития аутизма у ребенка, доказали американские ученые.

    Конечно, как Вы уже заметили, аутизм – очень сложная и разноплановая болезнь. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.

    Для этого аутист должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной, нужно также научить его самовыражению и общению с другими, быть способным себя обслуживать и проводить свободное время.

    Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

  • Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами
  • Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют задания «невербальные», то есть такие, в которых не нужно пользоваться речью. Эти задания (лото, головоломки, паззлы, мозаику) нужно использовать для налаживания контакта, вовлечения в индивидуальную и совместную деятельность, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Кроме того, задания по схеме, с видимым конечным результатом успокаивает ребенка, придают деятельности смысл.
  • Как никакой другой ребенок, аутист нуждается в том, чтоб взрослый «следовал» за ним. Если ребенок подходит к предмету, желательно называть его, давая в руки, подключая все анализаторы (зрение, слух, кожа). Такие дети нуждаются в многократном повторении названий и предназначения предметов, пока они не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего зрения.
  • Иногда, когда аутичный ребенок погружается в какое-то занятие, можно осторожно подключать речевое сопровождение (например, когда ребенок разглядывает себя в зеркале), иногда «забывая» назвать предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего ребенка справиться с барьером и все-таки сказать слово.
  • Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”.
  • При игровой работе желательней использовать игры с четко очерченными правилами, а не сюжетно-ролевые, где требуется говорить. Причем каждую игру нужно проиграть много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтоб ребенок понял правила, игра превратилась в некоторый ритуал, который так любят маленькие аутисты.
  • Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Как реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Как подключать ребенка к общим занятиям».
  • Поскольку аутистам тяжело дифференцировать эмоции других людей, не говоря о выражении и распознании своих собственных эмоций, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых хорошая мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек», который вышел недавно на экраны, тоже очень выразительно изображены эмоции героев. Поощряйте ребенка угадывать настроение героев (например, во время «стоп-кадра»), стараться изображать самому. И, конечно, в минуты сосредоточения старайтесь гиперболизировать свою собственную мимику, играя в «настроения».
  • Нужно помогать ребенку осознавать свое тело, применяя разные «тактильные игры»: «Волшебный мешочек»,
  • Таких детей полезно приобщать к театральным представлениям. При этом родители должны учесть, что ребенок поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить твердость, задействовав систему стимулов и поощрений, а не через насилие, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
  • Очень полезно придумывать истории, в которых действуют “примерные” и “скверные” герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать “что такое хорошо и что такое плохо”. Разыгрывать эти истории можно как с обычными куклами, так и с детьми (объяснив, что каждый будет играть определенную роль). “Спектакли” необходимо проводить много раз, постепенно вводя какие-нибудь изменения.
  • Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий (например, инструкция сборки «Киндер-сюрприза» или «Лего»). Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.
  • Для привлечения к коллективной деятельности (пусть и завуалированной), нужно привлекать ребенка, например, к классификации, сортировке предметов («Нужно разложить карандашики по цвету: они нужны будут группе для занятий»)
  • Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. Если воспитатели Вашего детского сада не способны безусловно принять Вашего малыша, потрудитесь найти опытного педагога, чтоб ребенок учился взаимодействовать с людьми в коллективе. Ведь не за горами школа, да и взрослая жизнь. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.
  • Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.
  • Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.
  • ru.likar.info

    Как распознать детский аутизм — . lv

    Фотоконкурс

    Как распознать детский аутизм

    Детский аутизм — заболевание, которое выражается в нарушениях умственного развития ребёнка, затрагивая его психику. Как правило, он проявляется в возрасте до 2,5 лет, реже в 3–5 лет. При этом характерной особенностью является отсутствие желания малыша идти на контакт с людьми. Более того, попытки взаимодействия с аутичным ребёнком принимаются им «в штыки» либо вовсе игнорируются.

    Ещё одним характерным признаком аутизма является частое бессмысленное повторение различных движений (от самых простых до сложных комбинаций действий). Ребёнок также может быть агрессивным, возбуждённым, испуганным. И, пожалуй, самое печальное, что по мере взросления аутичное поведение может меняться, но вылечиться навсегда ребёнок не сможет.

    Иногда признаки аутизма воспринимаются, как симптомы какого-либо другого заболевания либо же не принимаются во внимание вовсе. Это чревато осложнениями и дальнейшим ухудшением состояния ребёнка. В конце концов, к тому моменту, когда родители озадачатся странным поведением своего чада и обратятся к специалисту, время может быть уже безнадёжно упущено.

    Таким образом, при первых симптомах и подозрениях на детский аутизм, нужно сразу же обращаться к детскому психиатру. И даже он не всегда может сразу поставить диагноз. Зачастую необходимо определённое время, чтобы дать однозначный ответ на вопрос: болен ребёнок аутизмом или нет? Но, как бы там ни было, назначенное врачом профилактическое коррекционное лечение принесёт ребёнку только пользу.

    Родители, столкнувшиеся с этой бедой, задаются вопросом: откуда взялся детский аутизм? Причины могут быть разные. Немалое значение имеет наследственность, а также патологии внутриутробного развития, нарушения ЦНС в процессе родов, в раннем детском возрасте и др. Перенесённые ребёнком заболевания также могут привести к развитию аутизма.

    Да, безусловно, родители имеют право знать, что явилось причиной развития столь коварного заболевания у их ребёнка. Но, увы, это ему ничем не поможет. Гораздо нужнее и правильнее будет сосредоточиться на мероприятиях, способствующих коррекции детского аутизма, или на т.н. коррекционных мероприятиях.

    Детский психиатр для каждого конкретного случая разрабатывает комплекс коррекционных работ. Однако в целом можно выделить следующие принципы:

    • Родители должны полностью доверять специалисту и быть нацелены на положительный результат. Родители ни в коем случае не должны самостоятельно увеличивать или уменьшать дозировку медицинских препаратов.
    • Коррекционные мероприятия должны проводиться комплексно, включая как лечение медикаментами, так и психолого-педагогические работы.
    • В связи с тем, что детям, больным аутизмом, очень сложно адаптироваться к изменяющимся условиям, необходимо создавать в местах, посещаемых ребёнком, организационные особенности схожие с домашними.
    • www.7ya.lv

      Детский аутизм

      Термин «аутизм» введен в медицину около 100 лет назад известным философом и психиатром Блейлером. Он означает серьезный отход личности от окружающей жизни и слишком сильное погружение в себя. До середины 40-х годов прошлого столетия в раннем детском возрасте эту болезнь не выявляли. Впервые ранний детский аутизм описал в 1942 году немецкий психиатр Каннер. Затем, в 1944 году, более легкую форму аутизма описал австрийский ученый, по имени которого заболевание получило название «синдром Аспергера».
      Многим маленьким детям, прежде всего повышенно чувствительным и ранимым, свойственна склонность к уединению, созерцательности. Позже такие качества нередко встречаются и у подростков, что выражается в пристрастии к самоанализу, размышлениям. Ничего плохого в этом нет. Напротив, эти черты позволяют человеку стать более цельной и глубокой личностью. Но иногда замкнутость и закрытость приобретают гиперболизирований характер.

      — Галина Вячеславовна, как же родителям определить ту грань, которая отделяет норму от патологии? Каковы симптомы раннего детского аутизма?
      — В основном их три — нарушения в общении, поведением в эмоциональной сфере. Проявляется это во всем, вплоть до двигательной активности. С одной стороны, аутисты медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой — они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно забраться на шкаф, «взлететь» на подоконник. В то же время для них характерно однообразие движений: верчение пальцами, вращение вокруг собственной оси, беганье по комнате от предмета к предмету или так называемый «манежный бег», когда дети часами могут бегать по кругу.
      В эмоциональном плане аутисты, как правило, холодны и равнодушны, порой производят впечатление жестоких, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Для них типична повышенная чувствительность ко всему — к свету, звукам, физическим контактам, к любому взаимодействию с окружающим миром. Эта гиперчувствительность в определенной степени и определяет их аутичное поведение.

      — А как черты аутизма проявляются в общении малыша с окружающими?
      — Порой аутисты производят впечатление слепых или глухих, они будто не слышат обращенной к ним речи или не видят протянутый им предмет. Однако, при тщательном обследовании, обнаруживается, что слух и зрение у них нормальные. Просто психика у таких детей не выдерживает нагрузки и блокирует ответную реакцию. Отсюда негативизм, защита своего «обнаженного» сенсорного аппарата. Это как бы люди с открытой раной в душе. Каждое прикосновение для них невероятно болезненно, поэтому они закрываются от мира.
      В детском саду ребенок с ранним детским аутизмом уходит в сторонку и играет один, его раздражает шум, который издают другие дети. Однако (и это не характерно для ребенка с умственной отсталостью) аутист внимательно следит за происходящим вокруг. И, в конце концов, вписывается в жизнь детского коллектива, оставаясь, однако, как бы вне его.
      В саду аутисты легче, чем дома, овладевают необходимыми навыками, которых от них добиваются взрослые. Обычно они отказываются выполнять прямую просьбу что-то сделать, но, как бы следя исподволь за другими детьми, вдруг начинают подражать им, повторять их действия. Это касается и навыков личной гигиены, и интеллектуального развития. Даже не участвуя в общих занятиях рисованием, лепкой, музыкой, аутист дома может воспроизвести то, чем занимались дети в саду. Это говорит о том, что его интеллект не дремлет.
      Повышенная ранимость у таких людей остается навсегда, но аутичное поведение малышей поддается коррекции. Когда родители включаются в работу вместе со специалистами, начинают верить в свои силы, отмечают малейшие улучшения и настраиваются на медленный поступательный процесс накопления достижений, то аутизм идет на убыль и компенсируется.

      — Как правильно обращаться с таким ребенком?
      — Учитывая сверхчувствительность аутистов, надо быть с ними очень внимательными. Даже разговаривать лучше вполголоса. Нельзя создавать тревожную, драматическую обстановку. Полезно осторожное тактильное взаимодействие, например массаж, но он должен быть неглубокий, не очень чувствительный, в виде игры, потому что сильное воздействие на кожу и мышцы может вызвать ухудшение состояния.
      Для аутистов не годятся экстравагантные формы воспитания. Новое (например, одежду) нужно предлагать, но не навязывать, поскольку таким детям свойственна боязнь всего нового. Нельзя выхватывать и выбрасывать старую игрушку, объявив ее негодной рухлядью. Дороги аутистам и разные атрибуты, найденные на улице: палочки, веревочки, обломки игрушек. Им, кстати, часто нравятся именно части игрушек. Нельзя их отбирать, да еще объявлять «мусором». Аутист косвенно все замечает, запоминает, и можно совсем потерять его доверие, в результате чего еще более гипертрофированно проявится его основная черта — защитный негативизм и протестные реакции.
      Походы в театр, цирк, на елку, где много людей и шума, для аутистов — чрезмерная нагрузка. Они часто боятся игрушек, особенно крупных. Сейчас на улицах больших городов можно увидеть «живую рекламу» — людей, одетых в костюм Микки-Мауса или динозавра. На аутистов подобное зрелище действует пугающе, поскольку воображение у них бурное. От страха ребенок на какое-то время может стать вообще неуправляемым и потом долго будет отказываться выходить на улицу.
      Аутисту важно, чтобы его жизнь была размеренна и предсказуема. Он любит гулять по строго определенным маршрутам, носить привычную одежду, совершать одни и те же ритуалы подготовки ко сну, есть в определенном месте и даже из определенной тарелки. Избирателен он и в выборе цветов. Скажем, любит все белое, а желтое терпеть не может. И если родители действительно пытаются ему помочь, приходится какое-то время приспосабливаться к его особенностям.
      С улучшением состояния малыша эти странности понемногу исчезают. Расширяется спектр вещей, которые ему нравятся, и взаимодействовать с ним становится легче. Теперь он любит новую одежду, примеряет ее перед зеркалом. Он даже начинает смотреть собеседнику в глаза, хотя для аутиста самое трудное — смотреть в глаза другому человеку, ведь это означает тесный контакт. Улучшение выражается в неожиданной разблокировке этой части эмоциональной сферы. Ребенок вдруг подходит к взрослому и, как котенок, тычется головкой в руку, ища ласки. И это бессловесное проявление чувств дорогого стоит, потому что оно при всей своей скромности и ненавязчивости «прошло» сквозь огромные трудности, «преодолело» чрезвычайно сильный внутренний протест.
      Поэтому, когда аутист вдруг проявляет потребность в ласке, нужно обязательно откликнуться. Одно из основных правил взаимодействия с таким ребенком гласит, что его необходимо поощрять за каждое проявление правильных форм поведения и отвлекать от неправильных. Наказывать же нельзя, пока его состояние не улучшится, да и потом лучше этого избегать, к тому же наказание на такого ребенка все равно не действует.
      Причем при всей осторожности обращения с аутичным ребенком от родителей требуется большая эмоциональность, ему необходимо наглядно демонстрировать свою любовь, вызывать его на контакт. Мягко преодолевая сопротивление ребенка, надо приобщать его к реальному миру, к природе, игре. Он не смотрит в глаза — надо стимулировать его, чтобы смотрел. Не разговаривает — надо добиваться, чтобы говорил. С первых месяцев жизни необходимо направлять его внимание на себя, и результаты обязательно появятся.

      — Полезны ли для аутистов занятия спортом?
      — Очень полезны, но спорт должен быть не командным, а индивидуальным, который воспитывает сосредоточенность и повышает уверенность в себе. В этом отношении хороши разные виды восточных единоборств типа карате и ушу, они не агрессивны, развивают сдержанность, владение собой, своими чувствами. Для аутиста очень важно ощущение, что он может себя защитить. Полезны и плавание, велоспорт, коньки, лыжи, А вот легкая атлетика для таких детей чересчур нагрузочная. Из других занятий им полезны танцы и хоровое пение. В хоре они не смущаются, часто хорошо поют. А со временем, если разовьются голосовые данные, могут солировать. Пение заметно уменьшает аутизм, поскольку аутисты начинают себя слышать.

      — А как вы объясняете стремительный рост заболеваемости аутизмом?
      — Причин достаточно. Прежде всего, похоже, мы имеем дело с издержками цивилизации, ведь в слаборазвитых странах детский аутизм встречается гораздо реже. Существуют разные гипотезы на этот счет: угрозу детской психике специалисты видят и в ухудшающейся экологии, и в избыточном количестве углеводов в рационе современного человека, и в использовании женщинами гормональных контрацептивов. Кроме того, существует мнение, что на рост аутизма влияет сплошная вакцинация детей. Ребенок до полутора лет получает около 17 прививок, а ведь каждая из них — это встреча детского организма с веществами, имитирующими инфекцию. При этом иммунная система значительно, а иногда и чрезмерно напрягается, что приводит к ее истощению. В результате могут пострадать и эндокринная система, и психика. Поэтому все чаще звучат призывы подходить к вакцинации избирательно, на основе предварительного обследования детей.
      Есть и другая сторона проблемы: доступ с ранних лет к телевизору и компьютеру даже у здоровых детей формирует аутические черты. Погружение в виртуальный мир — это путь наименьшего сопротивления, ведь освоение реального мира, взаимодействие с ним требует усилий, а в виртуальном не нужно ничего, кроме умения нажимать на кнопки. Уйдя в него, можно отгородиться от реальности.

      — По моим наблюдениям, среди родителей детей-аутистов немало компьютерщиков и математиков.
      — Совершенно верно. Бывает, что такие люди сами по себе тоже аутичны. Они живут в своем особом мире и взаимодействуют в основном с виртуальным пространством. Другое дело, что они скомпенсированы. Они могут быть социально вполне активны, талантливы, но дети у них достаточно часто рождаются с готовностью к аутизму и потому нуждаются в пристальном внимании семьи, врачей и психологов.

      — На что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя обнаружить симптомы аутизма и прибегнуть к помощи специалистов?
      — Если в первый год жизни ребенок молчит, не лепечет или делает это очень слабо, родителям стоит насторожиться. В норме малыш очень рано начинает реагировать на призывы взрослых к общению — гулит и агукает в ответ.
      Еще один тревожный симптом: ребенок не отвечает улыбкой на улыбку. Он улыбается сам себе. Не маме, а в пространство. Лежит и улыбается. А когда к нему подходят, замирает, углы рта у него опускаются.
      Третий настораживающий момент: ребенок не просится на руки. В ответ на «приглашение» мамы или папы взять его на руки психически здоровый ребенок обязательно протягивает ручки. Аутист же на руки не стремится, а когда его все-таки берут, выворачивается, изгибается дугой. Здоровый ребенок на руках у взрослого принимает удобную позу, его легко держать. Аутиста же держать неудобно, у него какое-то кукольное тельце.
      Также аутичный ребенок не фокусирует взгляд на том предмете, который ему показывают. Двигательная активность глаз у него в норме, он может что-то рассматривать самостоятельно, но у него нет ответной реакции, эмоционального резонанса. У детей с симптоматикой аутизма часто бывает нарушение сна, они много капризничают, плачут, особенно при пробуждении.

      — Если родители заметили какие-то из перечисленных вами признаков, что им следует предпринять?
      — Конечно, надо обсудить все свои наблюдения с врачом. А, кроме того, внести коррективы в свое поведение.
      Очень важно беречь ребенка от стрессов, поскольку стресс в раннем возрасте может спровоцировать развитие аутизма. Причем, учитывая гиперчувствительность ребенка с симптомами риска по аутизму, надо понимать, что для него травмирующими стрессорными факторами являются не только крики взрослых, их скандалы, которые вредят любому ребенку, но и вроде бы безобидные события. Например, переезд, громкий шум или даже смена мамой своего облика.

      — А бывает ли так, что у ребенка есть аутичные проявления, но он на самом деле не аутист?
      — Конечно, бывает, причем не так уж редко. Например, при депривации (депривация — изоляция от внешних раздражителей, их отсутствие), когда дети находятся в условиях эмоционального голода, эмоционального сиротства. У таких детей в качестве защитной реакции развивается вторичная форма аутизма — парааутизм. Это нажитое заболевание. Клиническая картина тут иная: сначала ребенок отгораживается от общества, которое не проявляет к нему должного внимания, а потом начинает ему мстить. Причем мстит он не только тем, кто действительно виноват, а всем без разбора. Это нередко приводит его в криминальную среду, где он может максимально полно проявить свои склонности. У парааутистов не формируется умение дружить и любить, стремление создавать вокруг себя доброжелательную среду. В плане эмоционального оскудения парааутизм — более тяжкая патология, чем ранний детский аутизм.
      Дети-аутисты часто бывают очень способны, и если мы их правильно воспитаем, из них вырастут умные и талантливые личности. В противном случае психика малышей разрушается, талант погибает, даже не развившись. Причем, поскольку аутизму гораздо чаще подвержены мальчики, фактически выбраковывается творчески активная и оригинально мыслящая группа людей,

      — Каким может стать скомпенсированный аутист?
      — Не особенно общительным, но социально адаптированным. Мышление его нестандартно, он может хорошо учиться. Ориентировать его лучше на занятия наукой и искусством.
      Аутисты любят компьютеры и часто бывают отличными программистами. Имея склонность к математике, они решают задачи нестандартными способами. У них развито пространственное мышление, недаром аутисты очень рано начинают собирать сложные пазлы. Так что из них могут получиться хорошие архитекторы, ландшафтные дизайнеры. Как правило, они любят музыку, сами сочиняют, бывают оригинальными исполнителями. Есть много профессий, где их необычность может быть использована во благо.
      К сожалению, помощь аутистам в нашей стране развита очень слабо. В ряде городов созданы хорошие центры, но их явно недостаточно, общая методика не разработана. Можно сказать, что на сегодняшний день коррекция аутизма — дело энтузиастов. Государственного, системного подхода к этой проблеме нет, хотя она вышла далеко за рамки редких, единичных случаев.
      Как часто говорят, внутренний мир аутиста — это ларец с драгоценностями, ключ от которого потерян. Если научиться эффективно лечить аутизм и правильно взаимодействовать с такими больными, мы получим целую плеяду выдающихся людей.

      natural-medicine.ru