Детский опросник неврозов дон

Исследование мотивационной сферы детей 8-12 лет с личностной беспомощностью

Организация исследования

Исследование проводились на базе СШ № 3 г. Костанай. Всего в исследовании приняло 222 ребенка 8-12 лет. Форма проведения исследования как групповая, так и индивидуальная. По результатам проведенного исследования дети были разделены на 4 кластера:

1) с признаками личностной беспомощности — 30 человек (13,5%)

2) самостоятельные — 43 человека (19,4%)

3-4) с промежуточными результатами — 149 человек (67,1%)

Смотреть диаграмму 1.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1. Выявление личностной беспомощности у детей 8-12 лет.

2. Выявление особенностей мотивационной сферы у детей 8-12 лет.

3. На третьем этапе с помощью методов математической обработки данных производился анализ полученных результатов.

Методы исследования

1. Для диагностики выявления личностной беспомощности использовались следующие методики:

1) Опросник стиля атрибуции детей — ОСАД. Методика состоит из 48 пунктов. Каждый пункт представляет собой гипотетическое событие и два возможных объяснения тому, почему это событие произошло. Проводится групповое обследование. Ответ испытуемые записывают на специальном бланке для ответов. Респондентам давалась инструкция представить, что события происходят с ними, затем выбрать, какое из двух объяснений наилучшим образом описывает, почему это событие могло бы произойти с ними. Например, пункт 21 из адаптированного опросника:

Ты получаешь плохую оценку в школе.

А. Я не очень сообразительный.

В. Учителя несправедливо ставят оценки.

Половина событий в опроснике позитивны по своему содержанию, половина — негативны.

По содержанию ситуации, описанных в тексте можно разделить по б темам: 1) школа; 2) отдых, развлечения, подарки; 3) отношения со сверстниками; 4) здоровье, игра; 5) отношения со старшими, семья; 6) другие. Конечно, это разделение достаточно условно, поскольку некоторые вопросы можно отнести одновременно к разным темам.

Авторы теории выученной беспомощности выделяют три параметра, которыми характеризуется атрибутивный стиль: персонализация, постоянство и широта.

Возможны различные сочетания отмеченных параметров атрибуции. Два из них получили названия оптимистического и пессимистического атрибутивного стиля.

Как уже отмечалось выше, существует три параметра, характеризующих атрибутивный стиль: персонализация, устойчивость, генерализация. Поскольку атрибутивный стиль можно охарактеризовать по этим параметрам отдельно для хороших событий и отдельно для плохих, то авторы методики ОСАД (М. Селигман и его коллеги) выделяют шесть категорий: категории персонализации, устойчивости и генерализации для плохих событий и персонализации, устойчивости и генерализации для хороших событий.

В опроснике описание каждого из событий и двух вариантов их возможных атрибуций сформулированы так, что они равномерно распределяются по этим шести категориям:

-устойчивость хорошего — УХ (хорошее воспринимается как устойчивое во времени, как то, что существует постоянно);

-устойчивость плохого — УП (плохое воспринимается как устойчивое во времени, как то, что существует постоянно);

-персонализация хорошего — ПХ (человек воспринимает себя, а не внешний мир как причину хороших событий, которые с ним происходят);

-персонализация плохого — ПП (человек воспринимает себя, а не внешний мир как причину плохих событий, которые с ним происходят);

-генерализация хорошего — ГХ (хорошее воспринимается как происходящее во многих сферах жизни, а не в одной);

-генерализация плохого — ГП (плохое воспринимается как происходящее во многих сферах жизни, а не в одной).

Помимо шести исходных категорий, существуют ещё 4 производных показателя: “показатель надежды” (ПН), представляющий собой сумму показателей по категориям “устойчивость плохого” (УП) и “генерализация плохого” (ГП), “сумма хорошего” (ПХ), представляющий собой сумму показателей по трём параметрам для хороших событий, “сумма плохого” (ИП), являющаяся суммой показателей по трём параметрам для плохих событий и разность этих сумм (Х-П). Для последующего анализа использовались все десять показателей.

2) детский опросник неврозов (ДОН). Разработан в 1992 году в донецком государственном университете В.В. Седневым. Методика предназначена для обследования детей не только с клинически определённой патологией, но и для выявления субклинических, донозологических феноменов, являющихся скорее факторами риска формирования пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств.

Утверждения теста-опросника систематизированы в шести основных формах проявления невротических расстройств у детей — депрессии, астении, нарушений поведения, вегетативных расстройств, нарушений сна и тревоги. В опросник встроена также шкала искренности, позволяющая не учитывать результаты, являющиеся недостоверными или сомнительными.

Шкала депрессии состоит из 20 утверждений, описывающих основные проявления депрессивных расстройств. Учитывается возрастная специфика проявления депрессии, заключающаяся в её маскированности. Проявления депрессии, описываемые утверждениями данной шкалы, заключаются в следующем: сочетание снижения жизненного тонуса, низкой самооценки, замедленности темпа мышления, двигательной обыденности, ощущении тоски, подавленности, безысходности, внимание, как правило, трудно привлекается внешними стимулами. На первый план часто выступают различные нарушения вегетативной регуляции. Зачастую депрессивные расстройства проявляются через ухудшение успеваемости.

Шкала астении включает в себя 20 утверждений, описывающих наиболее типичные для астенического синдрома у детей нарушения внимания, мышления, памяти и работоспособности.

Шкала нарушений поведения включает в себя 5 утверждений, описывающих наиболее яркие, гиперстенические формы нарушения поведения, проявляющиеся в агрессивности, неподчиняемости, антидисциплинарных проступках, а также изменениях общего контура поведения в сторону, прежде не характерную для ребёнка.

Шкала вегетативных расстройств содержит 10 утверждений, описывающих нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и выделительной систем, являющиеся типичными формами вегетативных «масок» при неврозах у детей.

Шкала нарушений сна состоит из 5 утверждений. Нарушения сна свойственны как для депрессивного, так и для астенического расстройств, а также могут встречаться в детском возрасте изолированно.

Шкала тревоги включает в себя 10 утверждений, описывающих общее состояние эмоционального переживания ожидания неблагополучия, предчувствия угрозы, которое считается начальным этапом формирования невротических нарушений.

Всего методика содержит 41 утверждение, с которым испытуемый должен согласиться или не согласиться. Утверждения, относящиеся к разным шкалам, могут совпадать, поскольку являются описанием симптомов, характеризующих различные невротические расстройства.

Опросник предлагается ребёнку для самостоятельного заполнения после предварительного ознакомления с инструкцией. Проводилось групповое обследование. Ответы регистрировались на стандартном бланке. После подсчёта «сырых» баллов показатели нормировались при помощи коэффициентов по каждой шкале, для дальнейшего анализа использовались показатели по всем шести шкалам опросника.

3) Методика определения самооценки (по Будасси) для определения самооценки испытуемым предлагался перечень из тринадцати черт личности:

На первом этапе процедуры предлагалось проранжировать эти качества по степени значимости для идеального мальчика или девочки. На втором этапе испытуемым предлагалось проранжировать данные качества в соответствии со степенью выраженности их у испытуемых.

2. Для диагностики выявления особенностей мотивационной сферы у детей — 12 лет использовались следующие методики:

1) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации АМ. Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

2. ум, способности;

4. авторитет у сверстников;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе проверяющему необходимо проследить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

a. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

b. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

c. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

2) Методика исследования самооценки моторная проба Шварцландера. Методика предназначена для определения уровня притязаний личности. Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте.

Методика направлена на выявление осознанности различных компонентов мотива. Материал методики представляет собой бланк, на котором напечатаны два варианта заданий: вариант А — неоконченные предложения, вариант Б- вопросы- сюжеты. Под уровнем притязаний человека понимают его потребности, мотивы или тенденции, проявляющиеся в степени трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний обычно оценивается с помощью эксперимента по следующей схеме: совокупность однотипных заданий ранжируется по степени трудности, и испытуемым предлагается последовательно выбирать для выполнения определенное (часто фиксированное) количество этих заданий любых степеней трудности. При этом эксперимент обычно представляется как испытание интеллекта. Об уровне притязаний человека судят по средней степени трудности выбранных им заданий. Возможность применения экспериментальной схемы основывается на предположении об обобщенности уровня притязаний: в любой деятельности, независимо от ее специфики, у каждого человека будет формироваться характерный для него уровень притязаний. Однако, наряду с данными о действительной обобщенности уровня притязаний, имеются факты и противоположного рода, например свидетельствующие о том, что уровень притязаний, формирующийся у человека в экспериментальном задании, отличается от уровня притязаний, сложившегося у него в его привычной профессиональной деятельности. Эта характеристика несет на себе отпечаток конкретной истории ее формирования и развития и зависит не только от внутренних, но и от внешних условий.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

4) Сказочный Проективный тест. Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Однако реальность бессознательного значительно богаче по своей феноменологии, а также и по возможности ее содержательной интерпретации, чем это представлялось, например, в классическом психоанализе. “Значащие переживания”, “личностные смыслы” и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при непосредственном обращении к данным самоотчетов или наблюдении поведения. Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок.) Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных “субъективных отклонений”, личностных “интерпретаций”, причем последние далеко не всегда объективны, но, всегда как правило, личностно значимы.

Автор (СПТ) — доктор психологии Карина Колакоглоу. Методика направлена на изучение детских потребностей, конфликтов и защитных механизмов. Сказочный проективный тест используется для диагностики детей 7-12 лет. Его цель — помочь психологу оценить личностную динамику ребенка, а также его личностные черты. В качестве стимульного материала теста использованы изображения героев известных сказок, которые имеют архетипические черты. Это Красная Шапочка, волк, колдунья, гном и великан. Сказочный проективный тест измеряет 26 переменных, таких, как Агрессия, Оральные потребности, Тревожность, Потребность помогать, потребность в защите, потребность в привязанности, Аффилиативная потребность, Страх агрессии, Депрессия, Самооценка, Стремление к превосходству, Чувство собственности и др.

5) Методика «Направленность на отметку» предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой. дается ряд вопросов. Ответы на них, поставив в соответствующей ячейке, знаки «+» («да») или «-» («нет»).

б) Методика «Направленность на приобретение знаний» предложена Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой. дается ряд утверждений вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса нужно написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

7) Методика «Домик» О.А. Ореховой Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций. Тест позволяет произвести диагностику:

ь шкалы духовных ценностей;

ь деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей;

ь предпочтений определенных видов деятельности;

ь личностных отношений и вариантов личностного развития, с рекомендациями коррекции в случае необходимости в определенных личностных блоках.

Методической основной теста «Домик» является цвето-ассоциативный эксперимент. Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации ребенка. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение, не выходя за пределы своего актуального опыта. В последним задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Так как ребенок определяет свой выбор самостоятельно, мы говорим о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности относительно социальных объектов и занятий.

3. Методы математической обработки.

1) Сравнение детей с признаками личностной беспомощности и самостоятельных детей в феминной группе проводилось при помощи критерий Манна-Уитни.

При оценке различий между двумя выборками по уровню количественно измеряемых признаков применялся U-критерий Манна-Уитни, эмпирическое значение которого вычислялось по формуле:

где n1 — количество испытуемых в выборке 1,

n2 — количество испытуемых в выборке 2,

Tx — большая из двух ранговых сумм,

nx — количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

При Uэмп > UКр 0,05 (Uэмп — полученное по формуле значение критерия; UКр — критическое значение критерия, найденное по таблице «Критические значения критерия U Манна-Уитни для уровней статистической значимости р

studbooks.net

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

30. МЕТОДИКА «ДЕТСКИЙ ОПРОСНИК НЕВРОЗОВ» (ДОН)

(авторы Седнев В.В., Збарскин З.Г., Бурцев А.К.)

Назначение. Тест предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Предлагаемый тест-опросник был разработан коллективом авторов в 1992 году.

Инструкция: «Прочитай, пожалуйста, внимательно предложенные утверждения. Подумай и постарайся выбрать наиболее подходящий ответ («да» или «нет») к каждому утверждению. Постарайся быть честным, ведь правильных или неправильных ответов здесь нет».

Данные, полученные при помощи опросника ДОН, в большинстве случаев сопоставлялись с данными других апробированных методик. Так, ряд шкал был сопоставлен с данными теста цветового предпочтения Люшера с достаточно высоким уровнем корреляции. При обследовании младшего подросткового возраста был получен достаточно высокий уровень корреляции полученных данных с данными всех сопоставляемых шкал подросткового ММРІ. Также полученные данные сопоставлялись с имеющимися психолого-педагогическими характеристиками на детей и, в достаточном числе случаев, с данными клинического осмотра детского психиатра. Не смотря на то, что данные субъективного и объективного методов исследования плохо сопоставимы, однако, отталкиваясь от них, авторы утверждают, что предлагаемый тест-опросник является достаточно валидным, надежным методом исследования невротических расстройств в детском возрасте.

Сущность предлагаемого теста-опросника охватывает шесть основных шкал проявления невротических расстройств, с которыми сталкиваются школьные психологи, врачи-педиатры и специалисты смежных специальностей (психиатры, невропатологи, психотерапевты и др.). Ребенку предлагается опросник и бланк для самостоятельного заполнения (после предварительного ознакомления с инструкцией); при возникновении у испытуемого вопросов возможны исключительно нейтральные ответы и комментарии.

Определение основных понятий.

Утверждения теста-опросника систематизированы в шести основных аспектах проявления невротических расстройств у детей: депрессии; астении; нарушений поведения; вегетативных расстройств; нарушений сна; тревоги.

Шкала депрессии — описывает основные проявления депрессивных расстройств, с учетом возрастной специфики, заключающейся в неполной представленности тимического компонента, маскированности её. Основные проявления заключаются в сочетании снижения жизненного тонуса, низкой самооценки, замедленности темпа мышления, двигательной обедненности, ощущения тоски, подавленности, безысходности. Внимание, как правило, трудно привлекается внешними стимулами. У детей достаточно часто на первый планвыступают во младшем возрасте различные нарушения вегетативной регуляции в виде функциональных нарушений сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной систем. В более старшем возрасте (младший школьник) зачастую депрессивные расстройства манифестируют ухудшением успеваемости. У младших детей нередки нарушения поведения как эквивалент депрессивного расстройства.

Шкала астении — выявляет наиболее типичные нарушения внимания, мышления, памяти и работоспособности, характерные для возрастных особенностей астенического синдрома у детей. Так, в первую очередь, астенические расстройства в детском возрасте проявляются нарушением внимания в виде его повышенной истощаемости и отвлекаемости. Мышление отличается замедленностью осмысления, затрудненностью ассоциаций, что особенно ярко наблюдается в младших классах и может приводить к ошибочной диагностике стойкой интеллектуальной несостоятельности ребенка. Из нарушений памяти наиболее типичным является анекфория (затруднение воспроизведения) в сочетании со слабостью запоминания по типу слабости, замедленности его, что формирует специфический детский синдром инфантильно-астенических расстройств памяти.

Следующим специфическим для детской астении феноменом является повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обостренность редкими: чем младше ребенок, тем чаще это проявляется немотивированной капризностью. В более старшем возрасте эти явления могут сменяться вялостью побуждений и равнодушием — апатическим синдромом. Проявление расстройств такого типа всегда свидетельствует о тяжести и выраженности астенических расстройств.

Шкала нарушений поведения — как известно спектр нарушений поведения в детском возрасте необычайно широк. В данном случае, применительно к задачам теста-опросника авторами ставилась перед данной шкалой цель выявления наиболее ярких, гиперстенических форм нарушения поведения, проявляющегося, как правило, в агрессивности, неподчиняемости, антидисциплинарных поступках. Здесь следует отметить, что в младшем, среднем школьном возрасте, для работы с которыми практически и предназначен тест-опросник, нарушенное поведение чаше проявляется в изменении общего контура поведения со сдвигом его в сторону ранее нехарактерную для ребенка.

Шкала вегетативных расстройств — предназначена для диагностики такого специфического компонента невротических нарушений у детей младшего и среднего школьного возраста как нарушения баланса вегетативной нервной системы. Проявления этих нарушений весьма многообразны. Основная суть проблемы состоит, в том, что у детей вегетативные расстройства выходят на первый план, ретушируя, маскируя невротические расстройства. Могут проявляться самыми разнообразными, не имеющими под собой органической природы, нарушениями со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и выделительной систем. К наиболее типичным формам вегетативных «масок» при неврозах у детей (эту группу феноменов принято называть психосоматическими расстройствами) относят:

• вегетативно-сосудистую (или нейроциркуляторную) дистонию,

• различного рода гастриты, дуодениты, колиты и дискенезии желудочно-кишечного тракта,

• синдром нервного (или неполного) вдоха; и т.д.

В целом, вегетативная нервная система, как функционально-структурное образование — центральной нервной системы, регулирующая непроизвольную деятельность организма при нарушениях демонстрирует самые разнообразные виды расстройств.

Шкала нарушений сна — выделена нами, исходя из высокой частоты этих нарушений в детском возрасте. Следует отметить, что дистимические нарушения у детей редко представляют собой изолированное расстройство, а чаше всего являются одним из феноменов, иногда даже единственным или, точнее, наиболее выраженным и четче регистрируемым, депрессивного или астенического расстройств. Так для депрессивного расстройства достаточно характерным являются трудности засыпания, кошмарные сновидения, ранее пробуждаются трудности засыпания, кошмарные сновидения, ранее пробуждение. Для астенического симптомокомплекса более характерна сонливость, субъективное отсутствие чувства сна при объективно большей, чем обычно длительности сна, чувство усталости при пробуждении. Однако, нарушения сна в виде расстройства засыпания, ночных страхов могут встречаться в детском возрасте и изолированно.

Шкала тревоги — оценивает общее состояние эмоционального переживания, ожидания неблагополучия, предчувствия угрозы, как маркера интенсивности психологического адаптационного процесса. Многие современные авторы считают повышение уровня тревожности начальным этапом формирования невротических нарушений. Такое увеличение уровня тревожности происходит, как правило, неосознанно, формируя неблагоприятный психологический импульс, заряд, который потом затем реализуется в месте наименьшего сопротивление, наименьшего благополучия в организме, будь-то психологическая либо соматическая сфера.

studlib.info

Детский опросник неврозов дон

«О МЕДИЦИНЕ — ПРОФЕССИОНАЛЬНО»

  • Главная
  • Коррекция психоэмоциональных нарушений и cтрессовых состояний у детей с функциональными гастроинтестинальными расстройствами

Коррекция психоэмоциональных нарушений и cтрессовых состояний у детей с функциональными гастроинтестинальными расстройствами

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2017.2(82):76-84; doi 10.15574/SP.2017.82.76

Бережной В. В., Маменко М. Е., Дрох А. В., Боярська Е. А., Кожина А. Н., Боголей О. М., Горбатова Л. П.
Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, г. Киев, Украина
Киевская городская детская больница № 2, Украина

Цель: изучить эффективность и безопасность использования γ-амино-β-фенилмасляной кислоты гидрохлорида в комплексном лечении детей младшего школьного возраста с функциональной диспепсией (ФД).

Пациенты и методы. Обследовано 80 детей в возрасте 6–12 лет с ФД. Дети были разделены на две группы: основная группа — 40 пациентов, которые наряду с базисной терапией получали γ-амино-β-фенилмасляной кислоты гидрохлорид (в виде препарата «Ноофен®100»); контрольная — 40 детей, получавших базисное лечение. Методы исследования: общеклинические, инструментальные, психодиагностические, иммуноферментный анализ (АКТГ, кортизол, норадреналин в плазме и моче, инсулин,), биохимические (глюкоза, билирубин, АЛТ, АСТ), статистические.

Результаты. У детей с ФД был выявлен широкий спектр вегетодисфункциональних жалоб (93%), высокий уровень депрессии (42%) и тревоги (61%), нарушение сна (85%), снижение когнитивных функций (86%). О проявлениях стрессового состояния свидетельствовали повышение уровня кортизола (597,6 нмоль/л), норадреналина в крови (14,3 пг/мл) и в моче (111,4 мкг/сут), высокий уровень глюкозы (5,1 ммоль/мл) при относительно низком содержания инсулина (8,2 мкМО/мл) и АКТГ (15,8 пг/мл). После проведенного лечения у детей, получавших γ-амино-β-фенилмасляной кислоты гидрохлорид, было установлено достоверное уменьшение проявлений ФД (р=0,017), снижение уровней тревожности (р=0,050) и депрессии (р=0,033), проявлений вегетативных нарушений (р=0,003) и нарушений сна (р=0,023), улучшение внимания (р=0,041) и памяти (р=0,007), уменьшение активности симпатоадреналовой системы, что проявилось снижением уровня кортизола (р=0,031), норадреналина в моче (р=0,037) и в плазме крови (р=0,041), повышением уровня АКТГ (р=0,042).

Выводы. Использование препарата γ-амино-β-фенилмасляной кислоты гидрохлорида является безопасным и эффективным в комплексном лечении ФД.

Ключевые слова: функциональные гастроинтестинальные расстройства, функциональная диспепсия, стресс, лечение.

1. Возняк А. В. Ефективність препарату «НООФЕН®» у комплексному лікуванні вегетативної дисфункції у дітей / А. В. Возняк // Современная педиатрия. — 2013. — № 6 (54). — С. 81—87.

2. Козляковський П. А. Загальна психологія: навчальний посібник: в 2 т. / А. П. Козляковський. — Миколаїв : Вид-во МДГУ ім. П. Могили, 2004. — Т. II. — 2004. — 240 с.

3. Майданник В. Г. Римські критерії III (2006) діагностики функціональних гастроінтестинальних розладів у дітей / В. Г. Майданник // Педіатрія, акушерство та гінекологія. — 2007. — № 3. — С. 5—13.

4. Майданник В. Г. Римські критерії IV (2016): що нового? / В. Г Майданник // Міжнародний журн. педіатрії, акушерства та гінекології. — 2016. — № 1 (Т. 6). — С. 8—18.

5. Нагорна Н. В. Эффективность Ноофена в коррекции нарушений психоэмоционального статуса у детей с вегетососудистой дисфункцией / Н. В. Нагорна, Г. В. Дубова, О. В. Бордюгова // Современная педиатрия. — 2012. — № 7(47). — С. 47—51.

6. Про затвердження уніфікованих клінічних протоколів медичної допомоги дітям із захворюваннями органів травлення : наказ МОЗ України від 29.01.2013 № 59 [Електронний документ]. — Режим доступу: http://www.moz.gov.ua. — Назва з екрану.

7. Седнев В. В. Детский опросник неврозов (ДОН) : методические указания / В. В. Седнев, З. Г. Збарский, А. К. Бурцев. — Донецк, 1997. — 8 c.

8. Сергієнко О. І. Значення психологічного фактора у розвитку функціональних розладів гастродуоденальної зони [Електронний ресурс] / О. І. Сергієнко, О. В. Безсонова // Новости медицини и фармации. Гастроэнтерология (тематический номер). — 2011. — № 382. — Режим доступу : http://www.mif-ua.com/archive/article/21852. — Назв з екрану.

9. Степанов Ю. М. Психосоматические аспекты и функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта / Ю. М. Степанов // Здоров’я України. — 2008. — С. 32—33.

10. Хайтович М. В. Порушення когнітивних функцій у дітей з вегетативними дисфункціями та їх корекція Ноофеном / М. В. Хайтович // Педіатрія, акушерство та гінекологія. — 2002. — № 5. — С. 84—86.

11. Шептулин А. А. Новые Римские критерии функциональной диспепсии IV пересмотра / А. А. Шептулин // Российский журн. гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. — 2016. — № 26 (4). — С. 124—128.

12. Creemens J. Factors influencing agreement between child self-report and parent proxyreports on the Pediatric Quality of Life Inventory 4.0 (PedsQL) generic core scales / J. Creemens, C. Eiser, M. Blades // Health Qual. Life Outcomes. — 2006. — Vol. 4. — P. 58. https://doi.org/10.1186/1477-7525-4-58; PMid:16942613 PMCid:PMC1564004

13. Drossman D. A. Rome IV — Functional GI disorders: disorders of gut-brain interaction / D. A. Drossman, W. L. Hasler // Gastroenterology. — 2016. — Vol. 150 (6). — P. 1257—61. https://doi.org/10.1053/j.gastro.2016.03.035; PMid:27147121

14. Drossman D. A. The functional gastrointestinal disorders and the Rome III process / D. A. Drossman // Gastroenterology. — 2006. — № 130 (5). — P. 1377—1390. https://doi.org/10.1053/j.gastro.2006.03.008; PMid:16678553

15. Psychosocial aspects of the functional gastrointestinal disorders / Drossman D. A., Creed F. H., Olden K. W. [et al.] // Gut. — 1999. — Vol. 45 (Suppl. 2). — P. 25—30. https://doi.org/10.1136/gut.45.2008.ii25; https://doi.org/10.1136/gut.45.2008.ii1

16. Rome II. The functional gastrointestinal disorders. Diagnosis, pathophysiology and treatment: a multinational consensus / Drossman D. A., Corazziari E., Talley N. J. [et al.]. — 2nd ed. McLean, VA : Degnon Associates, 2000. — P. 1—764.

med-expert.com.ua