Детский сад для детей с умственной отсталостью в москве

Девочку с умственной отсталостью не пускали в детский сад

Жизнь особых детей всегда непростая. А формальный подход со стороны специалистов порой еще больше ее усложняет.

Когда Владимир, кандидат наук, старший научный сотрудник исследовательского института, узнал, что его дочери поставили страшный диагноз «синдром Дауна», не поверил собственным ушам. Но потом смирился и дал себе обещание оберегать малышку и блюсти ее интересы, во что бы то ни стало. Да, не такая, как все. Но своя, родная.

К счастью, отставание в развитии маленькой Яны было незначительным, что позволило отдать ее в обыкновенный общеобразовательный детский сад. От ровесников Яна отличалась только небольшими задержками речевого и психомоторного развития. Но благодаря общению с другими, «нормальными» детьми, девочка медленно, но вполне успешно преодолевала эти трудности.

Весной после очередного заседания Городской психолого-медико-педагогической комиссии был поставлен диагноз «умственная отсталость легкой степени». Ребенка предложили перевести в детсад для умственно отсталых детей. Это решение комиссии повергло родителей в шок.

«Справедливости ради следует признать, что большинство родителей даунят были бы рады получить такое заключение ГПМПК, — пишет Владимир в своем обращении, — но для Яны, которая в два с половиной годика наизусть могла пересказать весь русский алфавит, а в четыре уже уверенно читала по слогам, считала по-английски до десяти и даже различала континенты на глобусе, такое решение представляется откровенно дискриминационным».

Владимир неоднократно обращался к членам комиссии с просьбой решать судьбу ребенка только после знакомства с самим ребенком, а не с формальными справками. Ведь дети с заболеванием Дауна склонны к копированию поведения. И есть опасность, что девочка, попав в среду детей с прогрессирующей стадией заболевания, будет деградировать.

«Я изучил много материалов по этой болезни. И российских авторов, и западных, — объясняет свою позицию Владимир. – Хорошо известны случаи, когда говорящие дети с синдромом Дауна, попадая в такие группы по направлению местных ПМПК, начинали мычать (потому что все мычат), а прямо ходящие дети начинали снова ползать на четвереньках (потому что в группе ползали на четвереньках). Могут ли трезвомыслящие родители согласиться с такой перспективой для своего ребенка?».

Но комиссия посчитала иначе и продолжала настаивать на переводе ребенка в специальный детский сад, причем посреди учебного года. Тогда родители Яны решили обратиться за помощью к Детскому Уполномоченному.

«Требования Владимира вполне законны, — комментирует Светлана Агапитова. — Система образования в Санкт-Петербурге представлена вариативной сетью дошкольных учреждений, то есть каждый родитель вправе сам решать, какой детский сад его ребенок будет посещать. Главное, чтобы занятия шли на пользу ребенку. Но для больных деток есть ряд условий, которые нельзя игнорировать. Для Яны, например, считаются обязательными занятия с учителем-деффектологом и учителем-логопедом.

В Комитете по образованию нас заверили, что никто не будет препятствовать посещению общеобразовательного детского сада, если с Яной будут проводиться необходимые занятия со специалистами.

Я согласна с Владимиром, что нельзя делать выводы о состоянии ребенка, основываясь только на справках и медицинских заключениях. Комиссии, прежде чем направлять девочку в спецсадик все-таки следовало взглянуть на нее самим, потому что в отношении таких детей не работают привычные стандарты. Особые дети нуждаются в индивидуальном подходе».

spbdeti.org

Детский сад для детей с умственной отсталостью в москве

Почему Монтессори-метод подходитдля детей с особенностями развития и восприятия?

Хорошо известно, что основные принципы Монтессори-педагогики были разработаны применительно к детям с нарушениями в развитии и в дальнейшем перенесены в педагогику для обычных детей. Частным направлением этого педагогического метода стала Монтессори-терапия, которая с высокой эффективностью использует принципы Монтессори-педагогики для коррекционной работы с больными детьми.

Мария Монтессори начинала свою работу в области педагогики как врач и как ученый антрополог. В качестве практики во время обучения она занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости детей. В 1889 году на конференции в Турине она выступила с докладом, в котором доказывала, что проблема детей с нейропсихологической патологией является не столько медицинской, но образовательной проблемой. Доклад произвел сильное впечатление, и в результате в Риме появился Ортофренический институт, который возглавила Мария Монтессори, разрабатывая на его базе методики обучения. Независимые экзаменаторы во время проверки результатов этого обучения установили, что подопечные Монтессори превосходят здоровых детей в навыках письма, счета и чтения. Это привело Марию Монтессори в ужас, ведь говорило о том, насколько неэффективно построено традиционное обучение здоровых детей. Результатом этого осознания стало желание Марии Монтессори начать работать со здоровыми детьми и разрабатывать собственную обучающую методику.

На сегодняшний день классы Монтессори узнаваемы во всем мире. Они работают по единому стандарту, который позволяет достигать не только высоких образовательных результатов, но и формировать гармоничную целостную личность.

Метод Монтессори учитывает в своей работе особенности и потребности каждого отдельного ребенка, именно поэтому его по праву можно считать золотым стандартом индивидуального подхода к развитию детей.

Монтессори-педагогика представляет собой врачебную педагогику. Она была построена на фундаменте физиологических исследований органов чувств, проводимых Клодом Бернаром, на трудах известного психиатра Эдуарда Сегена и экспериментальных работах Жана Марка Гаспара Итара по воспитанию «Дикого из Аверона».

Врачебные основы Монтессори-педагогики открыли новое поле международной деятельности. Разработанный доктором Монтессори сенсорный дидактический материал и упражнения практической жизни зарекомендовал себя идеальным для обучающей терапии у детей с различными нарушениями развития, проводимой как в индивидуальной форме, так и в малых группах. Так возникла идея развития лечебной Монтессори-педагогики в для целей интеграции детей с ограничениями в развитии в семье, детском саду и школе.

Эта задача была решена настолько успешно, что возникла новая специальность – Монтессори-терапевт. Необходимым было только адаптировать материал под особенности нарушений ребенка и последовательно проводить принцип Сегена о постепенном увеличении сложности заданий.

Терапевтическая концепция педагогики Монтессори построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка. Для проведения педагогико-терапевтического воздействия разработан дидактический Монтессори-материал, составляющий основу «подготовленной среды» для развития, элементы которого применяются во всех современных направлениях лечебной педагогики. Хотелось бы отметить комплексный характер его терапевтического воздействия. Он позволяет осуществлять реабилитацию у детей с широким спектром сомато-сенсорных, сомато-моторных и сенсорно-перцептивных расстройств (I. Milz, 1999).

Маргарита Аурин писала о своей успешной работе в первом Монтессори-детском доме с «интегративным воспитанием»: «Опыт совместного воспитания детей с множественными и различными по виду нарушениями развития и здоровых показывает, что Монтессори-педагогика может предложить значимую педагогическую и методическую помощь. При этом материал приобретает терапевтическую функцию для детей с ограничениями развития. У здоровых детей развиваются свойства, которые Монтессори описывала следующим образом: «Терпение, торможение собственных импульсов, формирование внимания и уважения, умения ждать, готовность помогать, умение дозировать помощь, приспособляемость, необходимую для общественной жизни; любовь, — так как только благодаря этому ребенок находит путь для самореализации». У всех детей отмечалось усиление самостоятельности и самоуважения, доверия к себе. Отмечалась общая стимуляция умственного и душевного развития».

www.nashipenati.ru

Консультативно-
диагностическая
психолого-медико-
педагогическая помощь
детям, родителям
и специалистам
Телефон регистратуры
(812) 314-13-12

Вход для сотрудников

Дошкольные образовательные учреждения, реализующие адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п/п

Наименование ОУ

Адрес ОУ, сайт

Реализуемая программа

Направленность
групп

Невский район

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Антонова-Овсеенко, дом 15

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, пр. Большевиков, дом 31, корпус 2

— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— со сложным дефектом развития

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, пр. Елизарова, дом 21, корпус 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Ивановская, дом 22

— с фонетико-фонематическими нарушениями речи

Для детей с тяжелыми нарушениями речи

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, пр. Солидарности, дом 8, корпус 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, дом 133, корпус 2

— для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием;

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Крыленко, дом 15, корпус 3

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, пр. Пятилеток, дом 14, корпус 3

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д.1, корп.2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Седова, д .81

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Ворошилова, дом 3, корпус 3

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, пр. Российский, дом 3,корпус 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Седова, дом 138

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Новоселов,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Крыленко, д.45, корпус 2

— с тяжелыми нарушениями речи

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 68 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, ул Шелгунова, дом 18 http://68.dou.spb.ru/

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 комбинированного вида Невского района

2-й Рабфаковский пер., дом 12;

Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.113, корп.4

— с нарушением опорно-двигательного аппарата

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 82 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, проспект Дальневосточный, дом 34, корп. 2,

— с умственной отсталостью легкой степени;

Для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 122, корпус 6

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, пр. Солидарности, дом 7, корпус 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Дыбенко,

— для слабослышащих детей;

— с задержкой психического развития;

— фонетико-фонематическими нарушениями речи

Для слабослышащих детей

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Шотмана, дом 6, корпус 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 102 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, дом 14, корпус 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 компенсирующего вида Невского района

дом 24, корпус 3

— со сложным дефектом развития;

— с умственной отсталостью тяжелой степени

Для детей с умственной отсталостью легкой степени

Для детей с умственной отсталостью тяжелой степени

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Дыбенко, дом 36, корпус 2

— со сложными дефектами развития

Для детей со сложным дефектом развития

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, Подвойского ул., дом 14, корпус 3

— с тяжелыми нарушениями речи;

— с задержкой психического развития

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 106 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, дом 21, корпус 5

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 109 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Подвойского, дом 48, корпус 4

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, пр. Большевиков, дом 61, корпус 4

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, Искровский пр., дом 23, корпус 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 121 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербург, Шлиссельбургский пр.,

дом 39, корпус 2

— фонетико-фонематическими нарушениями речи;

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 123 комбинированного Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, ул. Тельмана, дом 45, корпус 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербург, ул. Латышских Стрелков, дом 11, корпус 3

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 129 комбинированного вида Невского района

192076 Шлиссельбургский пр., дом 8, корпус 3

Для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района

Для детей с задержкой психического развития

www.gmpmpk.ru

Особое обучение: детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ходить в детсад и школу

Большинство семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, не любят говорить о том, что их сыновья и дочери немного не такие, как их сверстники. «Мы такие, как все. Ну, почти….«, — так сказала в разговоре со мной одна из мам, добавив, что отличие состоит лишь в том, что таким деткам требуется чуть больше внимания. Как со стороны родителей, так и педагогов.

Не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут самостоятельно заниматься с детьми и добиваться прогресса. Им очень требуется помощь специалистов и педагогов. Поэтому родители всеми силами стараются отдать свое чадо в детский сад. И, как показывает практика, надежды на резкий скачек в развитии ребенка не лишены шанса воплотиться в жизнь.

В то же время возникает и другая проблема. Приведу пример следующей ситуации, которая развивалась буквально на моих глазах. В одну из младших барнаульских групп в муниципальном дошкольном образовательном учреждении приняли мальчика, который на год был старше среднего возраста детей, посещающих ее. Несмотря на то, что мальчик был заметно крупнее и старше ребят, он не разговаривал. Совсем. Даже отдельными словами. Во время утренников и групповых мероприятий он не участвовал в массовых мероприятиях, а лишь бегал рядом.

Кроме того, нередко он вел себя агрессивно по отношению к другим деткам, пользуясь тем, что больше и выше их. Первое время родители молча терпели это. Затем стали общаться с воспитателем, высказывая просьбы передать свое недовольство родителям мальчика. В результате дело дошло до заведующей.

Но заведующая пояснила, что не может исключить ребенка, а в группе более старшего возраста ребенок «не прижился». Решение о переводе ребенка в специализированный детский сад может принимать лишь психолого-медико-педагогическая комиссия, родители ребенка отказывались идти на нее, мотивируя, что у мальчика нет никаких отклонений. Так ситуация и осталась неразрешенной, мальчик по-прежнему ходил в группу.

Сама по себе эта ситуация двоякая. С одной стороны, алтайские психологи отмечают, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.

Как отмечается в методических рекомендациях по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

В настоящее время часто происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии, особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.

Отбор детей с ограниченными возможностями здоровья во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК или направить их могут из медицинского или образовательного учреждения. Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Здесь стоит особо отметить, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья непрерывный процесс обучения имеет большое значение. На днях в редакцию ИА Амител обратилась бабушка ребенка с ограниченными возможностями (один из диагнозов – синдром Дауна). В настоящее время ее внук, которому летом исполнится 7 лет, посещает специализированное детское дошкольное учреждение. Мама воспитывает ребенка и его старшего брата одна, поэтому финансовые возможности у данной семьи ограниченные. Дополнительно водить его на платные развивающие занятия для них очень накладно.

За время посещения детсада у ребенка наметился значительный прогресс. Он уже начал говорить слова и несложные предложения, стал немного спокойнее и выполняет многие задания. Но бабушка и мама узнали, что в специализированную школу ребенок сможет пойти лишь с 8 лет после того, как пройдет психолого-медико-педагогическую комиссию, а детсад они заканчивают уже в этом году.

В результате мама и бабушка ребенка стали опасаться, что у него может произойти «провал» в развитии, так как с такими детьми необходимо постоянно заниматься специалистам. Им необходимо особое и постоянное внимание. Чтобы разобраться в этой ситуации, редакция ИА Амител обратилась в городской комитет по образованию.

«Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его инклюзии в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей«, — пояснила председатель комитета по образованию Наталья Полосина.

Как подчеркивают в комитете, образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования. В настоящее время в Барнауле для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города функционирует 103 группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития). Данные группы посещают 1 тыс. 375 детей. С введением в эксплуатацию МАДОУ «Детский сад №265» дополнительно будет открыто еще 3 группы компенсирующей направленности.

Кроме того, на территории города имеется положительный опыт организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. В городском детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре «Потенциал» с 2011 года существует практика организации образовательной деятельности и психологической помощи детям с психоневрологическими заболеваниями, в том числе СДВГ, ЗПР, ДЦП легкой степени в группах школы раннего развития «Умка», в которых детям оказывается психологическая, педагогическая, логопедическая помощь, организуется занятия с элементами ЛФК.

В краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» функционирует лекотека, которая также является одной из форм предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в режиме кратковременного пребывания.

Для детей школьного возраста функционируют 8 краевых государственных бюджетных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школы-интернаты). В данные учреждения принимаются дети в возрасте 7 — 9 лет по направлению Главного управления образования и молодежной политики на основании заключения центральной медико-психолого-педагогической комиссии.

Кроме того, в 10 общеобразовательных учреждениях города открыты 65 классов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным общеобразовательным программам (с 1 по 9 класс). Обучением по адаптированным общеобразовательным программам в общеобразовательных учреждениях охвачено 764 ребенка.

С 2011 года в рамках государственной программы «Доступная среда» на территории города реализуются мероприятия по оснащению общеобразовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Мероприятия по формированию необходимых условий (безбарьерной среды) проведены в 13 школах (из 83), обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития (инклюзивное образование). В данных образовательных учреждениях были проведены следующие работы: сделаны пандусы, расширены входные двери, сделаны туалет и душевая комната для детей-инвалидов. Подготовлены помещения для занятий лечебной физкультурой и психологической разгрузкой, приобретены устройства для подъема по лестницам. В эти школы было поставлено оборудование для оснащения кабинета ЛФК, специализированное оборудование для занятий с детьми-инвалидами.

m.amic.ru