Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.

Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны пла­нировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. В значительной степени (более, чем у противоположного типа) выражен эффект Зейгарник. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.

Мотивация боязни неудачи. Малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.

Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

степени предполагаемого риска;

опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства:

первое — когда без риска удается получить желаемый результат;

второе — когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю.

Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Содержание:

Методика диагностики мотивации к избеганию неудач.

пожалуйста подождите, загружается первый вопрос.

пожалуйста подождите, высчитывается результат.
сейчас Вы будете перенаправлены на страницу с результатом

testme.org.ua

Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений
и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача

Минеева Л.А., Русина Н.А. (Ярославль)

Минеева Лидия Алексеевна

– кандидат медицинских наук, ассистент кафедры глазных болезней ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России.

Русина Наталья Алексеевна

– кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи уровней развития креативности с показателями мотивации достижения успеха и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущих врачей. В статье представлены результаты исследования мотивации достижения успеха и избегания неудач и креативности у студентов и ординаторов медицинской академии. Выявлена взаимосвязь между креативностью и мотивацией достижений. Установлено, что студенты более настроены на творчество и креативнее. Ординаторы более мотивированы на достижение успеха. Мотивация к достижению успехов у лиц мужского пола выше, чем у лиц женского. Однако способность к творческим достижениям и креативность у женщин выше, чем у мужчин.

Ключевые слова: креативность, мотивация, достижения, избегание неудач.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

В последнее время в сферах обучения, планирования деятельности и карьеры часто встречаются такие психологические категории как креативность, мотивирование, личность, успешность. Иными словами, реализация потенциала личности становится невозможной без ее развития [1].

Стратегия современного образования направлена на развитие творческого потенциала студентов. Способность к творчеству связана с понятием креативности (creation от английского – создание, сотворение, созидание, синонимы – creative – творческий, creativity – творчество). Креативность личности служит основой для разработки и последующего внедрения инноваций в любой вид человеческой деятельности, включая образование и медицину. Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только и не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных психологических качеств личности, так как медицина в чем-то сродни искусству [5].

Что такое болезнь? Каковы ее механизмы? Как переплетаются в человеке тело и душа? Почему мы все лучше лечим, а люди все больше болеют? Иными словами, поскольку медицинское знание – это тоже только часть целого, то мыслящий врач пытается всегда выйти за границы уже достигнутого, расширить горизонты познанного, проникнуть в глубины, а значит, выйти от части к некоторому большему целому. Искусство мышления оказывается во многом искусством правильно задавать вопросы, в которых, как известно, уже содержатся половины ответов. Метод вопросов и ответов, внутренний диалог с собой – вот что такое, во многом, мышление. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем [2].

Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, одновременно требуя от нее высокой активности. Но стать активным и креативным в один момент невозможно, поэтому важным становится поиск таких психологических подходов, которые бы позволили изучать личность как систему, способную не только к адаптации, но и к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самораскрытию при своем взаимодйствии с миром (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина и др.) [3,7].

Все вышеизложенное предопределило характер настоящего исследования и обуславливает актуальность выбранной темы для теории и практики педагогической психологии в медицинском ВУЗе. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи уровней развития креативности с показателями мотивации достижения успеха и их влияние на ценностные ориентации в карьере.

Целью настоящей работы являлось изучение творческого потенциала и уровней креативности у студентов и ординаторов медицинского ВУЗа, оценка уровней мотивации к достижению успехов и избеганию неудач, а также взаимосвязь этих категорий между собой.

1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;

2. Диагностика творческого потенциала и уровней креативности у студентов и ординаторов, оценка уровней мотивации к достижению успеха и избеганию неудач;

3. Оценить взаимосвязь этих категорий между собой.

Исследование проводилось в период сентябрь – декабрь 2011/2012 учебного года на базе Ярославской государственной медицинской академии.

Объектом исследования явились студенты 5 курса лечебного и педиатрического факультетов и ординаторы 1-го и 2-го года обучения Ярославской государственной медицинской академии – всего 76 человек.

В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: анкетирование, тестирование с применением теста на диагностику творческого потенциала и креативности [4] и теста на диагностику мотивации успеха и боязни неудачи (источники: Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи (А.А. Реан) [6].

Кроме того, хотя исследование и было анонимным, студентам предлагалось указать свой пол, возраст, курс, факультет, ординатор 1-го или 2-го года. Студентам и ординаторам было объяснено, что эта информация будет необходима для создания групп исследования при статистической обработке данных. Для систематизации выше указанных данных были созданы таблицы с указанием разных критериев анкетирования, вида теста и полученного в ходе тестирования результата исследования.

Полученные в результате исследования данные были подвергнуты статистической обработке, в процессе которой применялись статистический критерий различий Вилкоксона и анализ корреляции (ассоциации) методом Спирмена. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Exel 2000 и пакет прикладных программ STATISTICA 8.0 Stat Soft Inc. (США).

Анализ и обсуждение результатов исследования

В исследовании приняло участие 76 человек. Ими были студенты 5 курса лечебного и педиатрического факультетов и ординаторы 1-го и 2-го года обучения Ярославской государственной медицинской академии. Исследование проводилось в период сентябрь – декабрь 2011/2012 учебного года на базе Ярославской государственной медицинской академии. Выборка составила 76 человек. Из них было обследовано 48 студентов и 28 ординаторов. Преимущественно выборку составили девушки. У студентов – 83,3% девушки, у ординаторов 64,28% девушки.

Средний возраст участников-студентов составил 21,72 года, участников-ординаторов – 24,36 лет.

При оценке уровня мотивации к достижению успеха и избегания неудач в группе исследуемых были получены следующие результаты (таблица 1).

Мотивация успеха и боязнь неудачи
(опросник А.А. Реана)

Примечание: Если количество набранных баллов от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 8 до 9 баллов, то диагностируется мотивация ближе к боязни неудачи.

Если количество набранных баллов от 10 до 11 баллов, то мотивационный полюс не определен (ярко не выражен).

Если количество набранных баллов от 12 до 13 баллов, то диагностируется тенденция к мотивации на успех (мотивационный полюс ярко не выражен).

Если количество набранных баллов в пределах от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Результаты диагностики мотивации к достижению успеха и избегания неудач
у студентов и ординаторов в %.

Мотивация на успех отмечена у достоверного большинства респондентов – студентов и ординаторов. В целом по выборке она составила 59,2%. При этом позитивную мотивацию у студентов отметили – 50%, у ординаторов – 75%. Разница между группами оказалась статистически значимой (таблица 2).

Таким образом, у ординаторов положительная мотивация оказалась существенно выше, чем у студентов. Это можно объяснить тем, что ординаторы, хотя и являются в какой-то степени учащимися, но они уже имеют диплом врача и проходят обучение в ординатуре по интересующей их и осознанно выбранной специальности. Они точно знают причины, заставившие их выбрать ту или иную специальность, и уже просматривают определенные будущие профессиональные перспективы, особенно если они уже являются ординаторами 2-го года обучения. То есть их мотивация выше, по всей вероятности с большей заинтересованностью в обучении. У студентов же 5 курса (при 6-ти летней системе обучения) на этом этапе обучения еще не всегда просматривается четкая заинтересованность той или иной медицинской специализацией. Это может быть объяснено тем, что еще не со всеми медицинскими дисциплинами они уже ознакомлены в связи с тем, что их обучение в ВУЗе еще не завершено.

При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Результаты теста №1 в абсолютных значениях представлены ниже (таблица 3).

Результаты по мотивации достижения успехов (тест № 1)
и избегания неудач в абсолютных значениях.

Примечание: при p<0,05

В целом у 39,46 % участвовавших в исследовании студентов и ординаторов мотивационный полюс оказался не определен, то есть у них отсутствует устойчивый мотив к какому-либо роду достижениям. При этом у студентов он составил 47,91%, а у ординаторов – 25%.

Результаты диагностики студентов и ординаторов
при отсутствии устойчивой мотивации.

При более подробном рассмотрении полученных результатов (таблица 4) в группе с отсутствием стойкой мотивации была отмечена склонность к надежде на успех – у студентов оказалось несколько выше – в 27,08% случаев, а у ординаторов – 14,28% случаев. Однако эта разница оказалась статистически не значимой. Полученный результат можно расценивать как тенденцию мотивации на успех.

Мотивация на неудачу по выборке составила у студентов 2,08%. У ординаторов ни у одного человека тенденции к мотиву на неудачу выявлено не было. Это можно попытаться объяснить тем, студенты несколько моложе ординаторов, но даже больше не по возрастному признаку, а по «степени обученности». Так, как давно известно, студент взрослеет не по годам, а по курсам, то есть по сроку обучения в ВУЗе.

При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Они стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхъестественных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Кроме полученных данных нами также было изучено, как изменяется мотивация в зависимости от пола. Так, по тесту №1 (на мотивацию достижений и избегания неудач) было установлено, что у лиц мужского пола мотивация выше, чем у лиц женского. При этом различия оказались статистически значимы (таблица 5).

Результаты по мотивации достижения успехов (тест № 1)
и избегания неудач у лиц разного пола в абсолютных значениях.

Ниже представлено графическое выражение полученных результатов по тесту № 1 в зависимости от пола (рисунок 1).

mprj.ru

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач).

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Тест / Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач) определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач. Этот тест Эслера на избегание неудач будет полезен всем , кого преследуют неудачи, и не понимает почему он неудачник. Причины неудач и как убрать с пути к успеху далее, в интерпретации к тесту Т Эслера.

Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчаст­ными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятно­сти. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач):

Инструкция к методике Элерса избегания неудач:

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и на листочке отметьте выбранное Вами слово, например 1.2 (строка №1, столбец №2).

Тестовый материал опросника Элерса.

Ключ к опроснику Т. Элерса.

Расчет значений: добавьте по 1 баллу за следующие ответы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Интерпретация к тесту Элерса.

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к успеху, «Готовность к риску» Шуберта.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение личности, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех людей. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации.

Проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме и «твёрдо держать курс на позитивную эффективность». В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей человека. Именно «благодаря» психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в «борьбе за выживание». Это генетически заложено природой.

Под внутриличностной работой понимается переключение мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху», исходя из способностей уже имеющихся у человека. Это повысит ориентацию «на результат» и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы.

Людям, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.

Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач).

psycabi.net

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

3. Склонен к проявлению инициативности.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20.

Ответ «НЕТ>: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Диагностика мотивации успеха и боязни неудач (а.А. Реан)

Инструкция: Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или « нет». Если Вы затрудняетесь с ответом. То вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеясь на успех».

В деятельности активен.

Склонен к проявлению инициативности.

При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

Часто выбираю крайности: либо занижение легкие задания, либо нереалистически высокие по трудности.

При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность деятельности ухудшается.

Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереалистически высокие.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается.

При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

В случае неудачи при выполнении чего-либо от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ответ «Да»: 1.2.3,6,8. 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19,20. Ответ «Нет»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20. то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12-13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, отвегственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о tnoco6ax достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

4. 5. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Методика предложена А. А. Реаном.

Инструкция. Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов -“да” или “нет”. Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное “да”, так и “скорее да, чем нет”. То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания,либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

8 Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Ключ к опроснику:

один балл получают ответы “да” на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы “нет” на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.

если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8–9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

4. 6. Карта интересов 78

Прочитайте последовательно вопросы, приведенные в опроснике.

Отметьте в соответствующих клетках листа ответов свою оценку той деятельности, о которой говорить в вопросах.

«++», если указанная деятельность очень нравится;

«+», если указанная деятельность нравится;

«0», если не знаете, как ответить, или есть сомнения;

«_», если указанная деятельность не нравится;

« _ _», если указанная деятельность очень не нравится.

Ответьте на все вопросы, не пропуская ни одного. Время на ответы (заполнение листа ответов) не ограничивается.

Нравится ли Вам (любите ли Вы, хотели бы Вы):

читать книги по занимательной физике или занимательной математике?

читать об открытиях химии?

выяснять устройство электрорадиоприборов?

читать технические журналы («Техника-молодежи», «Юный техник», «Моделист-конструктор»)?

узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?

знакомиться с жизнью растений и животных?

читать классиков мировой литературы?

обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?

читать книги о жизни школы?

знакомиться с работой врачей?

заботиться об уюте в доме, в классе, в школе?

посещать театры, музеи, художественные выставки?

читать книги о войнах и сражениях?

читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?

выполнять домашние задания по химии?

исправлять бытовые электрорадиоприборы?

посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?

ходить в походы по родному краю с целью его изучения?

изучать биологию, ботанику, зоологию?

читать критические статьи о литературе?

участвовать в общественной работе?

давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они сами не могут его сделать?

читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

шить, вышивать, готовить пищу?

читать об искусстве?

знакомиться с военной техникой?

проводить опыты по физике?

проводить опыты по химии?

читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?

собирать и ремонтировать машины, например, велосипед?

собирать коллекции минералов?

работать в саду, на огороде?

письменно излагать свои наблюдения?

читать книги по истории?

читать, рассказывать детям сказки, играть с ними?

ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств?

помогать по хозяйству дома?

заниматься в каком0либо кружке художественной самодеятельности?

участвовать в военных играх, походах?

заниматься в математическом (физическом) кружке?

моделировать, например, изготовлять модели планеров?

участвовать в географических или геологических экскурсиях?

наблюдать за живой природой?

изучать иностранный язык?

выступать с докладами на исторические темы?

выполнять работу пионервожатого?

ухаживать за детьми?

делать разные покупки?

беседовать с товарищами по вопросам искусства?

заниматься в спортивных секциях?

участвовать в физических (математических) олимпиадах?

решать задачи по химии?

выполнять работы с измерительными приборами?

выполнять работы по механике с простыми расчетами?

знакомиться с географическими, геологическими картами?

проводить опытническую работу по биологии?

обсуждать с товарищами прочитанные книги?

изучать политический строй в различных странах?

обсуждать вопросы воспитания?

знакомиться с тем, как устроен организм человека?

убеждать людей в чем-либо?

знакомиться с историей искусства?

быть организатором в походах и в играх?

производить математические действия по формулам?

находить химические явления в природе?

разбираться в радиосхемах?

проводить топографическую съёмку.

ухаживать за животными?

выступать с докладами по вопросам литературы?

знакомиться с историей культуры?

изучать причины возникновения различных болезней?

давать объяснения младшим школьникам?

знакомиться, общаться с разными людьми?

принимать участие в смотрах художественной самодеятельности?

соблюдать режим (распорядок дня)?

4. 7. Учебная мотивация. Методика М. Лукьяновой.

Мотивация определяется как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

Формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современной школы.

Экспресс-диагностика включает в себя пять блоков.

Личностный смысл учения. Это внутреннее отношение школьника к учению.

Виды мотивов учения.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений.

Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми.

К социальным относятся и позиционные мотивы – стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Здесь различают внешние по отношению к ней (они не связаны с деятельностью), когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д.

Если же мотивы связаны с ней, то это внутренние мотивы, которые характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха учащиеся ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.

Следующий блок, отражающий существенные компоненты мотивации, — целеполагание – умение школьников ставить цели, обосновывать и достигать их.

Реализация мотива в поведении. В этом блоке отражены такие аспекты мотивации: влияние на ход учебной деятельности и поведение, на разные виды деятельности, на выбор форм учебных заданий.

Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех ее показателей) целесообразно проводить, начиная с подросткового возраста, с 7-го класса. Разработаны анкеты для учащихся 7-го, 9-го и 11-го классов.

Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами.

Методика изучения мотивации учения подростков, 7-ой класс.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

1. Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) хороших оценок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) чтобы получить хорошую профессию;

д) чтобы быть образованным и интересным человеком;

2. Я бы не учился, если бы не …

б) не было учебников;

г) хотелось учиться;

д) было интересно;

е) мысли о будущем;

ж) школа и долг перед Родиной;

з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

а) хорошие отметки;

б) усилия, трудолюбие;

г) хорошую работу;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

а) получить высшее образование;

б) я пока не знаю;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…

а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель;

б) усвоить материал, понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо как мышка;

д) внимательно слушать;

е) получить пятёрку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;

в) анализирую задание, стараюсь понять суть;

г) составляю план своей работы;

д) внимательно читаю задание;

е) стараюсь сделать сразу всё;

ж) открываю «готовые домашние задания»;

з) сначала отдыхаю.

7. самое интересное на уроке…

а) разные игры по теме;

б) объяснение учителя;

г) устные задания;

д) побольше читать;

е) общаться с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) не дают списать;

ж) надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) они лёгкие и их мало;

б) остаётся время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысли о будущем;

в) покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание знаний;

е) высокие оценки.

11. Я более активно работаю на уроках, если…

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

д) хочу, чтобы меня заметили;

12. «Хорошие отметки» — это результат…

а) хороших знаний;

в) добросовестного выполнения домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) упорной работы;

е) помощи родителей;

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

б) трудности заданий;

г) приложенных усилий;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я:

б) прибегаю к помощи других;

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

а) делаю его снова;

г) исправляю ошибку;

д) бросаю это задание;

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

а) анализирую его снова;

в) спрашиваю у учителя или родителей;

г) откладываю его;

д) обращаюсь к учебнику;

е) не делаю его, потом списываю.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они…

а) сложные и большие;

б) с лёгким решением;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону».

Спасибо за ответы!

Методика изучения мотивации учения старших подростков на этапе окончания основной школы. Для учащихся 9-го класса

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы не…

г) получал знания;

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

б) успехи в учёбе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) хорошо знать школу;

в) доставлять пользу людям;

5. Моя цель на уроке

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать и понимать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы, я

б) повторяю, что проходили на уроке;

в) внимательно читаю задание;

г) стараюсь сделать сразу всё;

д) открываю «готовые домашние задания»;

е) сначала отдыхаю.

7. Самое интересное на уроке

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя;

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) не дают списать;

д) надо исправить отметку;

9. Мне нравится делать уроки, когда

а) тихо и ничто меня не отвлекает;

в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

10. Учиться лучше меня побуждает

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

г) низкие отметки;

11. Я более активно работаю на уроках, если

а) ожидаю одобрения окружающих;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы мня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» отметки – это результат

а) моей упорной работы;

б) «подлизывания» к учителям;

в) подготовленности и понимания на уроках;

д) получения хороших знаний;

е) помощи родителей или друзей.

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от

б) понимания заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

14. Я буду активным на уроке, если

г) не будут ругать за ошибку;

д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я

а) ничего не предпринимаю;

в) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи на уроке;

16. Ошибившись в выполнении задания, я

а) делаю его снова, исправляя ошибки;

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнять какое-либо действие, то я

а) обращаюсь за помощью;

б) не выполняю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю его, а потом списываю;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют

а) большого умственного напряжения;

б) слишком легкие и не требуют усилий;

в) письменные домашние;

г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

Е) не интересные, не требуют логического мышления.

Диагностика мотивация успеха и боязнь неудач

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Текст опросника

  1. Склонен к проявлению инициативности.
  2. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  3. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
  4. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  5. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  6. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  7. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  8. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  9. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
  10. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  11. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  12. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  13. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  14. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Обработка результатов и критерии оценки

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных.

В значительной степени (более, чем у противоположного типа) выражен эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей впоследствии профессором МГУ, Б. В. Зейгарник. Смысл закономерности в том, что незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные). Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается тем не менее на прежнем уровне.

Мотивация боязни неудачи. Личности этого типа мотивации малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время — это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

  • Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
  • В деятельности активен.
  • При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  • При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.
  • Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  • При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

    Ключ к опроснику

    Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

    Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

    Обработка результатов и критерии оценки

    Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

    Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

    Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

    Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.

    tokpb1.ru