Диагностика степень умственной отсталости

Диагностика умственной отсталости

Данные о распространенности умственной отсталости разноречивы, что объясняется рядом причин. Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может быть затруднена. Лица, например, с легкой дебильностью или так называемой пограничной умственной отсталостью могут никогда не попасть в поле зрения психиатров или дефектологов. В ряде случаев трудно определить, является ли умственная отсталость истинной, или это только временная задержка психического развития как результат того, что ребенок вследствие неблагоприятных социальных условий был лишен возможности ознакомиться с тем запасом общеобразовательных знаний и культурной информацией, которыми в достаточной мере овладели его сверстники. На своевременную выявляемость этих лиц влияет уровень развития здравоохранения, методы диагностики и многие другие факторы.

Диагностика умственной отсталости в значительной степени основывается на оценке интеллекта и уровня психического развития. Использование стандартизированных тестов на интеллект может помочь определить сниженный уровень интеллекта, однако вероятность ошибки достаточно высока. Так, на результате теста могут отражаться такие факторы, как общее состояние ребенка, заболевания, сенсорные или двигательные нарушения, межкультурные отличия и т.д.

Тесты на определение уровня интеллекта проводятся только квалифицированными специалистами, что позволяет снизить вероятность ошибки. Оценка развития ребенка должна проводиться сразу после возникновения подозрения на его задержку. Все случаи выраженного или умеренного отставания психического развития должны быть обследованы опытным педиатром, детским неврологом и детским психиатром.

Как только диагноз «умственная отсталость» поставлен, необходимо направить усилия на то, чтобы определить причину заболевания. Точное определение причины поможет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка, спланировать обучающие программы. Выявлению причины может способствовать сбор анамнеза. Также при диагностике умственной отсталости целесообразно использовать методики обследования головного мозга (к примеру, МРТ).

dusha-fond.ru

Подходы к диагностике умственной отсталости

Умственная отсталость – это достаточно распространенное заболевание, которое в современный период все чаще встречается у новорожденных детей. По своей сущности, — это недуг, основополагающим признаком которого является врожденное или приобретенное (до 3 лет) снижение интеллекта, неспособное прогрессировать. Следовательно, умственная отсталость – это стабильный уровень интеллектуального недоразвития. Эмоциональная сфера при рассматриваемой болезни практически не страдает, то есть люди способны беспрепятственно чувствовать симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, но не так сложно и многогранно, как здоровые люди. Наиболее значимой проблемой является отсутствие способности абстрактно мыслить.

Доказано, что человеческий интеллект определяется генетическими и средовыми факторами. Дети, у родителей которых диагностирована умственная отсталость, составляют группу риска. То есть они подвержены развитию различных психических нарушений, однако, данная генетическая передача встречается достаточно редко. Даже, несмотря на тот факт, что появились определенные успехи в области генетики, в 80% случаев выявить причины заболеваний так и не удается. В основном они устанавливаются в уже особо тяжелых случаях.

Самыми распространенными факторами, провоцирующими возникновение рассматриваемого состояния, являются: пренатальные причины (хромосомные аномалии, нервные заболевания, употребление родителями алкоголя, наркотиков, болезни ВИЧ); интранатальные причины (незрелость, недоношенность, многоплодная беременность, асфиксия, наложение щипцов во время родов); постнатальные причины (недостаточность или полное отсутствие когнитивной, физической, а также эмоциональной поддержки, вирусные энцефалиты, менингиты, травмы головы, гипотрофия).

Рассматриваемый недуг, как и прочие заболевания, имеет разнообразные критерии, которые, в свою очередь, дают возможность подразделять умственную отсталость на определенные степени и формы. Классификация болезни обусловливается степенью течения, а также формами проявления. В современный период выделяются: легкая степень (уровень IQ составляет от 50-69 баллов); средняя степень (уровень IQ составляет от 20-49 баллов); тяжелая степень (уровень IQ составляет менее 20 баллов). Для определения точных показателей, пациенту предлагается прохождение тестового задания, результаты которого позволяют судить о присутствии степени недуга. Важно отметить, что такое деление считается условным, так как классификация обязана учитывать, как степень снижения интеллектуальных способностей, так и уровень помощи, ухода, который необходим больному человеку [2].

Современная статистика подтверждает, что приблизительно три процента населения всего мира существует с уровнем IQ менее 70 баллов. Что касается тяжелой формы умственной отсталости, то она наблюдается примерно у одного процента людей. Следовательно, во время проведения диагностических обследований во внимание принимается достаточно большое количество разнообразных дополнительных факторов. Умственная отсталость тяжелой формы отмечается у маленьких детей вне зависимости от образования родственников и родителей, и принадлежности их семьи к какому-либо социальному слою. Если говорить об умеренной форме умственной отсталости, то в данном случае стоит отметить, что она наиболее часто наблюдается в семьях, где низкий социально-экономический статус [1].

Симптоматика заболевания должна рассматриваться в зависимости от степени непосредственного недуга. Легкая степень не позволяет по внешнему виду отличить нездорового человека от здорового. Главными критериями является невозможность учиться так, как требует того общеобразовательное учреждение, значительно снижена способность концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Важно указать, что память у таких людей хорошая, но имеются отклонения в поведении. К примеру, дети с легкой степенью умеренной отсталости зависят от воспитателей и родителей. Резкая смена обстановки их сильно тревожит и пугает. Пациенты нередко замыкаются в себе или же, наоборот, активно стремятся привлечь к своей персоне особое внимание различными нелепыми антисоциальными поступками. Исходя из вышеописанного текста, делается вывод, что личности, страдающие рассматриваемым недугом, очень часто попадают в криминальный мир или же становятся жертвами мошенников, так как им очень легко что-либо внушить. Характерным признаком легкой умеренной отсталости является всяческое скрывание собственного недомогания от иных лиц [3].

При средней степени умственной отсталости люди имеют возможность различать похвалу и наказание, сопереживать, испытывать радость. Отмечено, что они легко обучаются навыкам самообслуживания, чтению и письму, элементарному счету. Однако проживать без посторонней помощи они неспособны. В обязательном порядке необходим регулярный контроль и уход [3].

У людей с тяжелой формой умственной отсталости полностью отсутствует речь, все их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Они по своей природе не обучаемы. Кроме всего прочего, их эмоциональная сфера ограничивается элементарными проявлениями радости или же неудовольствия. Рассматриваемые пациенты нуждаются в присмотре. Следовательно, содержаться они должны в специализированных учреждениях.

Первыми признаками наличия недуга являются задержка интеллектуального развития, незрелое, а также недостаточные навыки самостоятельного обслуживания. В нередких случаях развитие детей с умственной отсталостью может идти нормализовано до школьных лет. В случае если присутствует легкая степень заболевания, то симптомы вообще не распознаются. Что касается двух других степеней, то они диагностируются на ранних стадиях и сочетаются с разнообразными физическими аномалиями и пороками развития. При такой ситуации недуг диагностируется к школьному возрасту.

У немалого количества детей умственная отсталость попутно следует с церебральным параличом, потерей слуха, задержкой развития речи, наличием двигательных нарушений и прочими отклонениями в общем развитии. С течением времени характеристика заболевания обрастает все новыми симптомами. Люди детского возраста становятся склонны к регулярным депрессиям, чувству тревожности. В особенности этот факт касается тех моментов, когда их рассматривают как ущербных или же отвергают.

У малышей в детском саду с рассматриваемым недугом наблюдается трудность с соблюдением установленного режима, сложность с адаптацией, все элементарные задания кажутся им просто невыполнимыми. В школьном возрасте у детей отмечается невнимательность и неусидчивость, плохое поведение и чересчур быстрая утомляемость. Такое поведение должно в обязательном порядке насторожить родителей.

В соответствии с международной классификацией выделяются определенные формы умственной отсталости. Во-первых, это неосложненная форма заболевания, где основополагающие нервные процессы характеризуются стойкой уравновешенностью. Все нарушения познавательной сферы ребенка не сопровождаются какими-либо грубыми и явными отклонениями. Что касается эмоциональной сферы, то в данном случае дети способны действовать целенаправленно, но только в тех случаях, когда задачи им предельно понятны. Отклонения могут не проявляться, если обстановка не является новой.

Заболевание с нейродинамическими нарушениями характеризуется неустойчивостью эмоциональной сферы по типу возбудимости или же заторможенности, а также неустойчивостью волевой сферы. Все нарушения проявляются в изменении поведения и снижении работоспособности.

Недуг с отклонениями анализаторных функций формируется вследствие диффузного поражения коры в сочетании с сильными нарушениями какой-либо мозговой системы. Кроме того, отмечаются локальные дефекты, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

Умственная отсталость с психопатоподобным поведением обусловливается отставанием в развитии из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере. У таких пациентов снижена критичность по отношению к самому себе, недоразвиты личностные компоненты, сформирована расторможенность влечений. У детей присутствует явная склонность к неоправданным аффектам.

Умственная отсталость с ярко выраженной лобной недостаточностью обусловливается безынициативностью, вялостью и беспомощностью. Речь у таких детей многословна. Она носит более подражательный характер, но не имеет никакого толкового содержания. Пациенты не имеют возможности психически напрягаться и адекватно оценивать складывающиеся вокруг них ситуации.

Любой подход к диагностике рассматриваемого заболевания должен носить системный характер и быть многосторонним. В обязательном порядке требуется фиксировать все наблюдения и опасения со стороны родителей.

В первую очередь при диагностике уделяется внимание выявлению факторов риска в семейном и индивидуальном анамнезе, а также обстановке, в которой проживает ребенок. Все установленные факторы риска, то есть недоношенность, материнская наркомания или перинатальные повреждения должны четко быть отражены в медицинской карте. У детей, которые состоят в группе риска, оценивать состояние отставания требуется в период развития в первые два года жизни. В данном случае внедряется раннее реабилитационное вмешательство. Карта ребенка должна содержать в себе вехи его развития. Каждый профилактический осмотр характеризуется обращением внимания на отклонения от функциональной нормы, внешние аномальные проявления.

Заблаговременно до того, как диагностируется умственная отсталость, определяется, нет ли у ребенка каких-либо расстройств в адаптивном поведении и в познавательных функциях. И это неспроста, так как указанные расстройства способны имитировать или способствовать интеллектуальной отсталости. Отмечено, что отсталость ума присутствует при аутизме и церебральном параличе. В таких случаях диагностика церебрального паралича основывается на более значимом дефиците двигательных функций в сравнении с познавательным дефицитом. В этой ситуации имеет место быть изменения мышечного тонуса и патологические рефлексы. Что касается аутизма, то тут задержка навыков социальной адаптации и речевого развития выражена более, нежели невербальные навыки. Говоря об умственной отсталости, то при ней страдают в равной степени двигательные, социальные, познавательные и адаптивные навыки. Отсталость интеллекта также имитируют сенсорные дефициты, то есть глухота и слепота, различные коммуникативные расстройства, которые достаточно сложно поддаются лечению.

Важно отметить, что диагностика заболевания должна подтверждаться специализированным интеллектуальным тестированием и заданиями на проверку адаптивных функций. Самыми распространенными в практике считаются шкала Векслера, шкала развития грудных детей Бейли-П, шкала Стенфорда-Бине.

Шкала развития грудных детей Бейли-П заключает в свою структуру показатели речевых навыков, навыков достижения желаемого, навыков крупной моторики у ребенка в возрасте от одного и до трех с половиной лет. На основании полученных оценок рассчитываются индексы психомоторного и умственного развития. Благодаря рассматриваемой шкале возможно подтвердить устанавливаемый диагноз тяжелой умственной отсталости. Однако легкую степень с помощью этой тестирования определить невозможно.

Тестирование интеллекта проводится у детей старше трех лет. При этом применяется шкала Векслера, которая дает возможность беспрепятственно оценить умственное развитие в возрасте от трех и до семи лет. Шкала Векслера третьей редакции применяется для тестирования детей, умственный возраст которых более шести лет. Указанные шкалы содержат в своей структуре перечень определенных тестов, позволяющих оценить речевое развитие и определить степень навыков выполнения разнообразных действий. В случае наличия какой-либо патологии итоговые показатели всех тестов ниже средних. Однако, важно отметить, что в некоторых случаях результаты заданий в 1 или 2 невербальных областях способны достигать среднего уровня.

Для детей школьного возраста нередко применяется и шкала оценки интеллекта Стенфорда-Бине. В такой шкале диагностики содержатся пятнадцать тестов, при помощи которых оцениваются четыре области интеллекта. Это осмысление зрительной информации, способность к кратковременному запоминанию, речевые возможности, а также навыки счетных операций. Тестирование дает возможность судить о том, какие стороны интеллекта более сильные, а какие более слабые. Для детей дошкольного возраста данная шкала не является информативной.

Тестирование адаптивных функций предполагает использование шкалы адаптивного поведения Вайнленда. Рассматриваемые задания включают в свою структуру полуструктурированное интервью с преподавателями, ухаживающими лицами и, конечно же, родителями. Такой подход посвящен в первую очередь четырем аспектам адаптивного поведения: двигательные навыки, социализация, повседневные жизненные навыки, общение с окружающими.

Кроме всего прочего, при исследовании адаптивного поведения применяется и шкала независимого поведения Вудкока-Джонсона, а также шкала адаптивного поведения Американской ассоциации умственной отсталости. Не всегда, но достаточно часто показатели этих двух направлений бывают близкими. Главенствующие адаптивные возможности значительно увеличиваются в ответах на реабилитационные терапии в большей степени, нежели показатели уровня интеллекта. Немаловажно, что показатели адаптивных человеческих возможностей в определенной степени зависят от непосредственных причин умственной отсталости, а также ожиданий ухаживающих за больными пациентами.

В ходе развития специальной психологи были разработаны определенные теоретико – методологические положения диагностики. Результат установления психолого-педагогического диагноза – это непосредственная диагностика, при которой должны указываться педагогические категории нарушенного развития, степени выраженности нарушений, недостаток развития, который в итоге осложняет все ведущие нарушения, индивидуальные особенности больного ребенка и дальнейшие рекомендации в разработке определенной коррекционной программ.

Процесс анализа и, конечно же, интерпретация данных психолого-педагогического исследования должны в обязательном порядке опираться на разработанные методологические и объяснительные принципы феноменов отклоняющегося развития. Основополагающими принципами стоит считать онтогенетический, системно-структурный подход, принцип уровневого анализа, принцип гуманности, принцип комплексного изучения, принцип всестороннего, целостного и системного изучения, динамическое изучение, качественно-количественный подход, индивидуальный подход.

Онтогенетический принцип дает возможность адекватно понимать положительные и негативные особенности возрастного развития со свойственной ему структурой психики, социальной ситуацией, типичными межфункциональными связями, психологическими новообразованиями.

Системно-структурный подход рассматривает нарушение как целостность всей системы.

Уровневый анализ учитывает характер дефекта иерархических и уровневых связей.

Принцип гуманности обязывает достаточно глубоко и внимательно исследовать каждого больного ребенка, ища при этом средства и пути преодоления сформировавшихся трудностей. Данный принцип утверждает, что только такой подход даст положительные результаты, меры помощи и всевозможные средства для ведения коррекционной работы.

Комплексное изучение пациентов обязывает учитывать данные, получаемые при обследованиях всеми врачами-специалистами. В случае расхождения полученных информационных данных должно назначаться новое обследование.

Принцип системного, всестороннего, целостного изучения обусловливается исследованием познавательной деятельности ребенка, поведения и эмоционально-волевой сферы. Рассматриваемый принцип требует установления взаимосвязей и взаимозависимостей между определенными образованиями нарушений развития и первичными дефектами.

Динамическое изучение характеризуется учетом и оценкой получаемых результатов при проведении тестирования.

Принцип качественно-количественного подхода обусловливается не только оценкой конечных результатов проводимых тестов, но и непосредственного способа действия, рациональности, последовательности и настойчивости ребенка.

Принцип индивидуального подхода требует в первую очередь индивидуализации, применяемых методов, а также специализированной организации позитивной направленности пациента на контакт со специалистом [4].

Перспективы развития диагностических работ с детьми, которые имеют определенные отклонения, основываются при создании оригинальных технологий обследования. Целью любой диагностической работы является признание факта психического недоразвития и формулировка исчерпывающего диагноза, который, в свою очередь, отражает оценку и особенности выраженности дефекта, клинические и психологические характеристики структуры недуга, присутствие или же отсутствие коморбидных расстройств, уровень адаптации к окружающей среде, этиологические факторы, социальные и психологические факторы и так далее [5].

1. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2004. – 160 с.

3. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь., 2007.

4. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков : учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2012. – 171.

5. Шпек, Отто. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. – М., 2003, с. 123.

e-koncept.ru

Умственная отсталость

Умственной отсталостью называют общее психическое недоразвитие, которое сопровождается снижением уровня интеллекта и затрудняет или делает невозможной полноценную социальную адаптацию. Умственная отсталость негативно влияет на все аспекты развития ребенка, однако, этот диагноз не стоит рассматривать, как приговор.

Комплексное воздействие, индивидуальный подход к обучению и продуманная социальная реабилитация помогают многим детям с умственной отсталостью успешно адаптироваться в обществе и вести нормальную жизнь.

Почему возникает умственная отсталость?

Умственная отсталость может возникать по различным причинам. В числе наиболее распространенных:

  • проблемы во время беременности : перенесенные матерью инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, грипп) и паразитарные заболевания (токсоплазмоз), прием алкоголя и некоторых лекарственных препаратов, выраженные нарушения обменных процессов в организме женщины вследствие истощения или соматических заболеваний и т.д.;
  • трудные роды : слишком быстрые или затяжные роды, асфиксия в родах и т.д.;
  • генетические факторы : хромосомные аномалии, случайные мутации отдельных генов и т.д.;
  • инфекционные заболевания и травмы головного мозга;
  • некоторые заболевания с нарушением обмена веществ (например, фенилкетонурия);
  • неблагоприятные условия для жизни (недостаток питания, отсутствие нормального ухода) и педагогическая запущенность в раннем детстве;
  • сочетания нескольких неблагоприятных факторов, например, травмы головного мозга и неблагоприятных условий жизни, педагогической запущенности.
  • Как проявляется умственная отсталость?

    При умственной отсталости ребенок не просто отстает в развитии от сверстников. Его развитие становится своеобразным, приобретает особые черты и осуществляется замедленно, порой — с резкими отклонениями. Дети часто ослаблены, раздражительны или слишком заторможены. Они с трудом осваивают навыки самообслуживания, проявляют меньше интереса к играм и рисованию или выполняют эти действия на упрощенном уровне. Для усвоения знаний и алгоритмов действий, понимания связей между предметами и явлениями им требуется гораздо больше повторений, чем их здоровым сверстникам.

    У таких детей зачастую снижена способность к эмоциональным контактам с взрослыми, может отсутствовать потребность в общении. Они позже начинают говорить, используют меньше слов и строят упрощенные речевые конструкции, плохо запоминают и быстро забывают новую информацию, испытывают затруднения при распространении старого опыта на новые ситуации, тяжело решают задачи, требующие наглядно-образного мышления. Дети с умственной отсталостью легко поддаются воле другого человека, часто бывают импульсивными, несамостоятельными и безынициативными. Их эмоции упрощены и нередко проявляются в крайней форме.

    С учетом выраженности нарушения интеллекта в настоящее время выделяют 4 степени умственной отсталости :

  • Легкая (IQ от 50 до 69) — ребенок обучаем, приобретает навыки общения, наблюдается некоторое отставание в сенсорной и двигательной сферах. Может освоить несложную профессию, завести семью — то есть, быть нормально социально адаптированным человеком, но в сложных ситуациях нуждается в помощи.
  • Умеренная (IQ от 35 до 49) — возможно обучение некоторым практическим навыком и простым приемам общения. Наблюдается выраженное недоразвитие двигательной сферы. Полноценная социальная адаптация затруднена, нуждается в помощи или контроле других людей.
  • Тяжелая (IQ от 20 до 34) — речь отсутствует, воспитание и обучение в раннем возрасте невозможно, в школьные годы можно обучить нескольким словам и элементарным гигиеническим навыкам. Способны к частичному самообслуживанию под контролем других людей.
  • Глубокая (IQ меньше 20) — речь и узнавание объектов отсутствует, обучение невозможно, нуждаются в постоянном уходе.
  • Диагностика и лечение

    Раннее выявление умственной отсталости дает возможность составить и воплотить в жизнь индивидуальную программу лечебно-коррекционных мероприятий, обучения и социальной адаптации ребенка, обеспечив ему наиболее благоприятные условия для развития. Поэтому всех малышей нужно регулярно показывать педиатру, неврологу, детскому психиатру, чтобы не пропустить соответствующие признаки, а при подозрении на умственную отсталость необходимо как можно раньше пройти полное обследование.

    Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр, который подберет необходимый объём диагностических мероприятий : нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, тест Векслера (определение степени умственной отсталости), ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку.

    В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия и коррекционно-развивающие (логопедические, дефектологические) занятия, БОС-терапия, групповая терапия (психологический МИМ-театр).

    Своевременная диагностика и коррекция легкой умственной отсталости позволяют добиться хороших результатов!

    Вырастая, дети становятся полноценными членами общества, получают профессии, самостоятельно зарабатывают на жизнь, заводят семьи. При более тяжелых степенях умственной отсталости такая коррекция невозможна, однако не стоит отчаиваться — во многих случаях таких детей можно обучить общению и навыкам самообслуживания, существенно облегчив жизнь и им самим, и тем, кто за ними ухаживает.

    Так же, врач-психиатр определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.

    Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.

    medalvian.ru

    ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

    Информация, адреса, документы, отзывы .

    • Гос. образование
    • Частное образование
    • Доп. образование
    • Доп. развитие
    • Умственная отсталость. Причины, диагностика

      По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире умственной отсталостью больны почти 3% населения, причем 13% из них — в тяжелой форме. Каковы причины данного заболевания и есть ли возможность лечения? Что такое умственная отсталость и как ее можно диагносцировать?

      ● Умственная отсталость у ребенка. Причины возникновения. Диагностика.

      Этот диагноз ставится при серьезном отставания в развитии у ребенка.

      Подход к диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необходимо большое внимание уделять фиксированию наблюдений родителей. Эти наблюдения порой дают намного больше полезной информации, чем тесты.

      Умственная отсталость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) – это приобретенное в раннем возрасте или врожденное психологическое недоразвитие, вызванное органической патологией, главным проявлением которого является интеллектуальная отсталость и социальная дезаптация.

      Проявленя умственной отсталости:

      Проявляется в первую очередь в отношении разума (логичность действий, решение простейших задач), а также проявляется в сфере эмоций, воли, речи и моторики.

      Термин «олигофрения»

      В современном понимании этот термин тракитуется шире и включает в себя не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, но и социально-педагогическую запущенность.

      Такой диагноз при умственной отсталости ставится в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма.

      Умственная отсталость при врождённых (органических поражениях головного мозга) психических изменениях изменениях отличается от приобретённого слабоумия, или деменции.

      Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого, здорового физически человека, не достигает нормального (среднего) уровня.

      Причинами развития умственной отсталости являются следующие факторы:

      1) тяжелые наследственные заболевания;
      2) тяжелые роды, вызвавшие повреждение головного мозга (асфиксию, гипоксию);
      3) преждевременные роды;
      4) болезни центральной нервной системы и травмы в раннем возрасте;
      5) генетические аномалии (синдром Дауна);
      6) инфекционные и хронические заболевания матери в период беременности (корь, краснуха, первичное инфицирование вирусом герпеса);
      7) злоупотребление матерью алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов на момент вынашивания ребенка;
      8) безучастие и недостаточное участие родителей в развитии ребенка (ситуационная умственная отсталость)

      Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.

      * Внешние проявления при синдроме Дауна

      Диагноз «умственная отсталость» должен быть подтвержден тестированием. Для этого используют специальные методики (диагностические шкалы)

      Самые распространенные диагностические шкалы определения степени развития:

      • шкала Бейли-П для детей с 1 месяца до3 лет,
      • шкала Векслера от 3 до 7 лет и
      • шкала Стэнфорда-Бине для детей школьного возраста.
      • Степени умственной отсталости

        При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

        Традиционная классификация умственной отсталости

        В традиционной классификации существуют 3 степени:

        Деби́льность или дебили́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода.

        Имбеци́льность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни.

        Идиоти́я (прост. идиотизм) (от др.-греч. ἰδιωτεία — «частная жизнь; невежественность, необразованность») — самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.

        По последней, современной Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют уже 4 степени умственной отсталости.

        Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» исключены из МКБ-10 в связи с тем, что эти термины вышли из сугубо научных понятий и стали использоваться в обычной жизни, неся негативный смысл. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

        obrmos.ru