Диагностика стресса у педагогов

Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов

Дата публикации: 18.03.2017 2017-03-18

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Ядрова Н. В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 517-520. — URL https://moluch.ru/archive/145/40706/ (дата обращения: 26.06.2018).

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Стресс (от анг. stress — давление, напряжение) — термин, введенный в медицинскую науку Г. Селье в 1926 году. Данное определение используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Профессиональный стресс это термин, используемый для обозначения феномена, проявляющегося в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в педагогической деятельности. Профессиональный стресс в современное время называют «глобальной эпидемией», которая встречается в любой профессии. По подсчетам Международной организации труда убытки в результате профессионального стресса в виде оплаты больничных, стоимости госпитализаций работников, амбулаторного лечения, снижение производительности исчисляются миллионами долларов ежемесячно.

Защитной реакцией на постоянные стрессовые воздействия на работе может явиться профессиональное выгорание, которое как следствие негативно скажется на психофизиологическом здоровье и продуктивности деятельности педагогов. Основными признаками, указывающими на наличие профессионального выгорания, являются — личностная отстраненность от коллег и учащихся, чувство эмоционального истощения, снижение мотивации к работе [1].

Выгорание по мнению исследователей является отдельным аспектом профессионального стресса, который представляет собой модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры.

Причинами возникновения профессионального стресса у педагогов выступают следующие факторы:

– слабая внутренняя коммуникация в организации образования;

– некорректное распределение обязанностей труда, отсутствие четких заданий по работе;

– отсутствие перспективы профессионального роста, слишком быстрый карьерный рост;

– стрессовый режим работы, ситуации перенапряжения;

– низкая заработная оплата труда;

– стиль руководства в коллективе (авторитарный, либеральный);

– инновационная деятельность в организации образования;

– смена места работы;

– недостаточная мотивация труда.

Так же профессиональный стресс могут вызвать внешние раздражители труда:

– теснота в помещении;

– высокая, низкая температура;

– нехватка методических, информационных ресурсов.

Наличие стрессовых ситуаций в педагогическом коллективе впоследствии могут выразиться в следующих заболеваниях:

– патологии костно-мышечного аппарата;

– депрессивные состояния, астения;

– травмы и аварии на производстве;

– заболевания желудочно-кишечного тракта;

– снижение продуктивности труда.

Профессиональный стресс может оказывать на деятельность педагога как положительное (мобилизирующее), так и отрицательное (тормозящее) влияние.

В первом случае мы говорим об аустрессе (активизирующий стресс, мобилизующий, улучшающий протекание психологических и физиологических функций), во втором случае о дистрессе (истощение и дезорганизация организма в результате длительного воздействия стрессогенных факторов).

Основными направлениями работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов являются психодиагностика, просвещение и коррекция.

Диагностика наличия у сотрудников стрессовых ситуаций в коллективе, признаков профессионального выгорания, выявления факторов влияющих на их возникновение включает в себя комплекс методов:

– наблюдение — помогает диагностировать состояние психологического благополучия сотрудников организации образования, выявить индивидуально-психологические, социальные и организационные факторы вызывающие стрессовые ситуации в профессиональной деятельности педагогов;

– методы опроса предназначены для выявления эмоционального состояния учителей, взаимоотношения с коллегами, учащимися, отношение к работе;

– методы анализа документации и экспертных оценок помогут в изучении объективного состояния организационных, социальных, психологических характеристик профессиональной деятельности педагогов;

– психодиагностические методики на выявление оценки нервно-психического напряжения, актуального эмоционального состояния, склонности к развитию стресса.

Результаты проведенной диагностики дают возможность разработать комплекс мероприятий в виде тренингов, семинаров, консультаций по профилактике и коррекции профессиональных стрессов, выгорания в педагогическом коллективе.

В качестве эффективных форм проведения просветительской работы можно выделить интерактивные лекции, семинары, практические занятия, тренинги. В рамках данных мероприятий психолог организации знакомит с понятиями профессионального стресса, эмоционального выгорания, факторами, способствующими их возникновению и возможными путями предотвращения снижения негативного влияния на личность и деятельность педагогов. К данному направлению работы так же относится обучение учителей навыкам эффективной коммуникации, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях.

Коррекционная работа с педагогическим коллективом включает в себя работу с индивидуально-личностными особенностями и мотивационной сферой педагога, обучение навыкам самообладания, способам борьбы со стрессом, приемами релаксации в ходе групповой и индивидуальной работы.

В индивидуальной и групповой работе, с учетом факторов, провоцирующих профессиональный стресс у педагогов, в организациях образования рекомендуются следующие мероприятия по профилактике:

  • Индивидуальные факторы личности педагогов — нейротизм, ранимость, эмоциональная возбудимость, низкий уровень самооценки, притязаний, неуверенность учителя в себе, своих силах, трудоголизм и др.).
  • Рекомендуется коррекция мотивационной сферы и личностных особенностей педагогов. Профилактическая работа должна быть направлена на обучение навыкам совладания со стрессом, умение управлять эмоциональным состоянием на работе. Применение в тренинговой работе упражнений на повышение самооценки, уровня притязаний в работе, уверенности в себе.

  • Факторы, связанные со спецификой работы в школе (высокий уровень интенсивности труда, интеллектуальная нагрузка, высокое эмоциональное напряжение, интерпретация и переработка большого объема информации, принятие решений в ситуациях с повышенной ответственностью).
  • Основная работа социально-психологической службы в данном случае должна быть направлена на снижение рабочей нагрузки, грамотное распределение рабочего времени, использование техник восстановления затраченных усилий, обучение умению презентовать себя, обучения антистрессовым навыкам в работе.

  • Организационные факторы (дефицит времени, чрезмерный контроль деятельности педагогов, недостаток признания, положительной оценки деятельности, отсутствие возможностей профессионального роста).
  • Просветительская и коррекционная работа психолога должна быть напрвлена на консультирование администрации по вопросам структурирования работы, четкую регламентацию труда, грамотную организацию рабочих мест в школе, улучшение материального оснащения, материальное и моральное стимулирование.

    1. Социально-психологические факторы (неблагоприятный климат в коллективе, наличие конфликтов в профессиональной среде, трудный контингент учащихся).
    2. Практические мероприятия в данной ситуации будут направлены на улучшение взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе, организацию совместного отдыха, предоставление членам коллектива социальной поддержки.

      На уроне работы с организацией основными направлениями практической психологической работы являются:

      – Диагностика объективного состояния организационных и социально-психологических характеристик профессиональной деятельности;

      – Оптимизация организации труда — организация рабочего дня сотрудников, с учетом равномерного распределения рабочей нагрузки, регламентации рабочего времени, улучшения материально-технического оснащения, разработки методов стимулирования труда, предоставления педагогам возможности непрерывного повышения квалификации и карьерного роста.

      – Улучшение социально-психологического климата, взаимоотношений в коллективе и с администрацией школы, предоставление социальной поддержки членам коллектива.

      Данные мероприятия по изучению проблемы профессионального стресса, своевременной диагностики и разработки системы профилактической работы позволит снизить возникновение стрессовых ситуаций, уровень эмоционального выгорания педагогов и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности организаций образования в целом.

    3. Борисова, М. В. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания [Текст]: учебно-метод. пособ. / М. В. Борисова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. — 43 с.
    4. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М. В. Борисова // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–105.
    5. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002.
    6. Водопьянова Н. Н., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
    7. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Син-дром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
    8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.
    9. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орел. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 330 с.
    10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
    11. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.
    12. Похожие статьи

      Профессиональный стресс и синдром профессионального.

      Ключевые слова:профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание учителя, личность, поведение, симптомы эмоционального выгорания, психологическое здоровье. Мы находим работу, которая на наш взгляд является работой нашей мечты.

      Терапия и профилактика профессионального выгорания.

      Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий.

      Позднее C. Condo определяет «burnout» как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных.

      Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.

      Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

      Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника.

      Ресурсное состояние как профилактика эмоционального.

      Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников.

      Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости.

      стрессоустойчивость, профессиональные деструкции, эмоциональное выгорание, профессиональная эффективность деятельности

      Состояние психолого-педагогической адаптации педагогов, приступающих к профессиональной деятельности.

      Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания

      Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

      Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия.

      Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную.

      Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, стресс, организм, педагог, хронический

      Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления.

      Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

      Профилактическая программа синдрома эмоционального.

      Вставьте пропущенное слово: … выгорание (синоним эмоционального выгорания) (Профессиональное).

      Стресс, который оказывает на организм человека негативное воздействие (Дистресс). Основная или дополнительная работа (Нагрузка).

      Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале.

      Ключевые статьи: профессиональное выгорание; стрессоустойчивость; педагоги высшей школы; высшая школа; учреждения высшего образования; вузы. В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки.

      moluch.ru

      Диагностика и профилактика профессионального стресса

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального стресса у работников социальной сферы ………………………………………………..…..6

      1.1 Основные подходы к определению понятия «профессиональный стресс»…………………………………………………………. ….6

      1.2 Особенности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы …………………………………………………………………………..…..16

      2 Диагностика и профилактика профессионального стресса у работников социальной сферы …..……………………………………………………………..28

      2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов ……..………….28

      2.2 Профилактика профессионального стресса у работников социальной сферы. 39

      Список использованных источников …………………………………………….49

      В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости в профессиональной деятельности человека. Современная профессиональная и социальная активность субъекта труда становится в условиях глобализации все более насыщенной и сложной. Трудовая деятельность многих профессий часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Длительные значительные перегрузки без достаточных условий полного восстановления сил, оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на человека, иногда полностью дезорганизуя его деятельность. При продолжительном и комбинированном влиянии комплекса таких факторов с большой долей вероятности можно ожидать появления ряда выраженных функциональных сдвигов и психологических изменений, ухудшения работоспособности, снижения качества работы, т.е. феномена, получившего в психологической литературе название профессионального стресса.

      Непрерывно возрастает внимание к изучению « человеческого фактора », особенностей психологических процессов, свойств и состояний личности специалистов опасных и ответственных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса, сокращении профессионального долголетия и возникновении психосоматических заболеваний.

      Профессия социальный работник сопряжена со специфическими трудностями, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он несет моральную ответственность. Социальному работнику приходится встречаться с клиентом в тяжелые для него моменты жизни. Процесс профессиональной деятельности социального работника приводит к снижению его трудоспособности и эффективности труда. Разнообразие функций, многогранность деятельности социального работника усложняют процесс его профессионального функционирования. И главное, чтобы решать чужие проблемы, социальный работник должен уметь справиться со своими трудностями [6:245].

      Профессия социального работника, независимо от разновидности выполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное влияние на здоровье социального работника.

      Отмечается существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности у значительной категории людей. Значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он представляет собой социально значимую проблему современного общества.

      Целью нашего исследования является диагностика и профилактика профессионального стресса у работников социальной сферы.

      Объектом нашего исследования является профессиональный стресс у работников социальной сферы.

      Предмет исследования – диагностика и профилактика профессионального стресса у работников социальной сферы.

      Цель исследования позволяет сформулировать конкретные задачи:

      Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью выделить основные теоретические положения вопроса.

      2. Провести диагностическое исследование профессионального стресса у работников социальной сферы.

      3. Разработать рекомендации для профилактики профессионального стресса у работников социальной сферы.

      1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

      2. Метод сбора эмпирических данных ( методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) ;

      3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.

      Базой исследования выступило Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Енисейска.

      Практическая значимость : Исследование интересно организационным психологам, занимающимся проблемами профилактики дистресса и развития стрессустойчивости у представителей различных профессий. Представленные в работе рекомендации могут послужить основой для разработки программы психологического сопровождения профессиональной деятельности разных типов.

      Структура исследования. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (22 наименования) . Объем работы составляет 50 страниц.

      Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

      1.1 Основные подходы к определению понятия «профессиональный стресс»

      Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Под стрессом принято понимать психические , физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать.

      В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)». Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.

      Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно.

      Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д. Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс . Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника. Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации. Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

      Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации. Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука.

      Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг.

      В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом. Впервые термин “психология профессионального здоровья” предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

      Формами проявления профессиональных стрессов являются: 1) депрессии; 2) агрессивность по отношению к коллегам; 3) нежелание выходить на работу, прогулы; 4) большое количество брака продукции; 5) излишняя нагрузка на работе; 6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.

      Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и комму­никативный стресс.

      В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

      Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

      Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

      В ыделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека (Рис.1):

      — нарастание напряженности ( первая стадия, линия АВ);

      — собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

      — снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия С D ).

      Линия АД условно показывает уровень активности человека, находящегося в бодрствующем, уравновешенном состоянии.

      Рис. 1. Динамика стрессового состояния у работника

      Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводятся» в течение двух трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев.

      Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняется на «противоположный знак». Спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

      На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам (а) — такой (такая). ».

      И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

      Вторая стадия в развитии стрессового со стояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

      Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

      На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал (а)») и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

      Стрессоры (стресс-факторы) внешние и внутренние факторы, в результате действия которых человек оказывается в стрессовом состоянии. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой, деятельностью организации или индивидуально – личностными характеристиками самого работника [1:163].

      Организационные факторы — это факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

      1. Структура: а) специализация и разделение труда, б) централизация управления, в) соотношение структуры и функции организации, г) формализация задания, д) участие в управлении (в принятии решения), е) кадровая политика, продвижение по службе;

      2. Процессы: а) цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т.д.), б) обратная связь о результатах деятельности, в) профессиональная подготовка (переподготовка);

      3. Управление: а) политика найма, б) оценки деятельности, в) оплата труда, г) режим работы, д) сдвиги рабочих смен, в) охрана труда и техника безопасности, ж) забота о здоровье, з) организация рабочего места.

      Также в качестве организационных стрессоров могут выступать: неизвестность о планах и перспективах развития компании, отстранённость работников от активного участия в принятии решений. Если работники не имеют возможности повлиять на важное событие, касающееся их работы, то они испытывают чувство беспомощности и потери контроля над ситуацией. Это ведёт к развитию неудовлетворённости самореализацией и качеством жизни и – как следствие – к снижению уверенности и профессиональной самоэффективности.

      1. Содержание работы: а) объем работы (величина рабочей нагрузки), б) сложность задания, наличие проблемных ситуаций, в) ответственность, опасность задания, г) информационная загрузка, д) временные ограничения, е) способы выполнения действий, ж) проявления творчества, поиска, риска;

      2 . Средства работы: а) безопасность труда, б) надежность техники, в) компоновка приборов на рабочем месте, г) кодирование информации, д) разборчивость текстуры, е) светотехнические особенности приборов, ж) конструкция органов управления;

      3. Физико-химические и технические условия труда: а) микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте, б) шум, вибрация, освещенность, в) факторы опасности и вредности, г) конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления, д) интерьер (дизайн) помещения;

      4. Социальные условия: а) психологический климат, б) совместимость, сплоченность, в) межличностные отношения (конфликты), г) ролевой статус, д) конкуренция, е) личное доверие, ж) общественное признание, одобрение, з) социальная ответственность.

      Личностные факторы. При взаимодействии субъекта деятельности со стрессогенными ситуациями на работе подверженность стрессу зависит от личностных факторов:

      1. Профессиональные: а) уровень знаний, навыков, умений, б) профессиональный опыт, в) стремление к профессиональному совершенствованию, г) кризисы карьеры, д) удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей);

      2. Морально – нравственные и организационные: а) нравственная зрелость и устойчивость, б) целеустремленность, в) дисциплинированность, г) профессиональная ответственность, д) аккуратность;

      3. Психологические: а) трудовая направленность, б) развитие способностей и профессионально важных качеств, в) особенности личности (тревожность, интернальность-экстернальность, интровертированность-экстравертированность, нейротизм, ригидность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к риску и др.), г) психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия);

      4. Физиологические: а) острые и хронические заболевания, б) пороги чувствительности анализаторов, в) биологические ритмы, г) функциональная асимметрия парных органов, д) функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и др.), е) возрастные изменения, ж) вредные привычки;

      5. Физические: а) развитие силы, скорости, ловкости, выносливости, б) антропометрические и биомеханические особенности [3:218].

      Однако, психологический стресс и его вредное воздействие являются очень индивидуальным процессом и значение тех или иных рабочих обстоятельств на человека существенно различается даже в относительно однородной профессиональной группе [2:130].

      Анализ современной литературы позволяет выделить два основных подхода к пониманию стресса:

      Первый подход трактует стресс как ответную реакцию на беспокоящее или вредное окружение, проявляющееся в состояниях нервно – психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии [ 16:293]. Концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье является наиболее известной в данном подходе [ 18:192]. Для понимания механизмов управления стрессом концепция Г. Селье содержит три основных положения:

      Первое положение – физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора. Синдром ответной реакции (общий адаптационный синдром) – универсальная модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма.

      Второе положение относится к динамике развития общего адаптационного синдрома. Г. Селье выделил три стадии адаптации: стадия тревоги – стадия резистентности – стадия истощения.

      Третье положение касается силы и продолжительности защитной реакции организма. Если защитная реакция длительна и истощает ресурсы физиологических механизмов, то она переходит в состояние болезней адаптации и далее к летальному исходу [18:205].

      Второй подход – модели взаимодействия человека и среды, представляемые стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды [5:184]. Наиболее известные концепции данного подхода – когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса и трансактная модель стресса Т. Кокса [11:75].

      Согласно когнитивной модели стресса Р. Лазаруса развитие стресса зависит не только от внешних факторов, но также от конституциональной уязвимости человека и от адекватности механизмов его когнитивной защиты. Особое значение для появления стресса имеют оценка человеком ситуации, в которой он находится, переживание разочарования, конфликта или угрозы, а особенности реагирования на стресс зависят от чувства силы или беспомощности справиться с ситуацией [2:272]. Согласно трансактной модели стресса Т. Кокса стресс является индивидуально воспринимаемым феноменом, опосредованным психологическими особенностями личности. В отличие от предыдущих подходов данная модель подчеркивает наличие обратной связи между всеми компонентами системы, т.е. рассматривает стресс не как линейную реакцию, а как замкнутую систему.

      Т. Кокс и Дж. Макэй выделили в данной системе пять стадий. Первая стадия – воздействие на человека фактических требований внешней среды [ 2:281]. Вторая стадия – когнитивная оценка – осознавание человеком, с одной стороны, предъявленных к нему требований, с другой – своих возможностей справляться с ними. В случае нарушения равновесия между осознаваемыми требованиями и осознаваемой возможностью возникает стресс. Чем больше неуверенности в своих возможностях, отсутствия опыта в преодолении фактических требований, тем быстрее нарушается равновесие и наступает стресс. Критическое нарушение равновесия сопровождается эмоциональными переживаниями, что может усиливать изменения физиологического состояния. Психологические и физиологические изменения как ответные реакции на стрессоры рассматриваются как третья стадия. Четвертая стадия – реакция противодействия стрессогенной ситуации доступными человеку способами (когнитивные, поведенческие реакции, психологическая защита). Пятая стадия – обратная связь, влияющая на все остальные стадии динамической системы стресса и формирование исхода каждой из них.

      В рамках системного подхода к пониманию профессионального стресса особого внимания заслуживает концепция психологической системы деятельности разработанная В.Д. Шадриковым. Совокупность психических свойств, качеств субъекта в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности получила название психологической системы деятельности .

      Психологическая система деятельности включает следующие основные функциональные блоки: мотивов, целей, программы и информационной основы деятельности, принятия решения и подсистему профессионально важных качеств (ПВК). Слабая сформированность отдельных элементов психологической системы деятельности, дефицит соответствия реальным условиям деятельности могут явиться причиной снижения стрессоустойчивости и развития психологического стресса [ 22:85].

      В ряде исследований В.А. Бодрова показано, что работа может способствовать использованию более активных процессов преодоления стресса. Профессиональный опыт влияет на систему оценки человеком стресса и стратегию его преодоления. Рабочие условия, содержание трудовых задач, выполнения которых требует самостоятельных решений, выбора способов их решения, а также поддержка соратников по работе способствует активному преодолению стресса [1:271].

      Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

      Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: “стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью”).

      1.2 Особенности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы

      Мы считаем, что рассмотрение особенностей работы специалистов социальной сферы, следует начинать с характеристики их влияния на клиентов. Как известно, осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника.

      Широко распространенной является точка зрения, согласно которой влияние характеризуется как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие и сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества. С другой стороны в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.

      Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и опыт применяются, прежде всего, в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

      Другая сфера применения знаний и умений социального работника -дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

      Важное место отводится специализации социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи пожилым и инвалидам, третьи – в работе с детьми, у которых нет родителей и др. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам.

      Особая сфера применения знаний и умений социального работника – ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, группы, сообществ. Здесь от специалистов требуется знание структур и процессов, оказывающих влияние на процедуру принятия решений, на использование властных полномочий, на коммуникативные функции, на ролевые позиции.

      Кроме того, социальный работник располагает знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких, как больницы, школы, детские учреждения, государственные органы. Знает, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знает законы, которые регламентируют их деятельность и т.д. [20:33]

      Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его знаниях, компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация.

      Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому в деятельности социального работника важное место занимает уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка.

      Итак, специалист по социальной работе в своей работе должен:

      — иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;

      — обладать достаточно высокой общей культурой, быть эрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

      — владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

      — обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию;

      — обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы);

      — уметь контактировать с трудными подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми людьми, и людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.;

      — иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну;

      — обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному;

      — уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать[19:45].

      Личностные качества социального работника принято разделять на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемыми к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны [17:182].

      Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

      Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

      Обобщая знания об особенностях деятельности социального работника и его личных качествах, можно сделать выводы, что социальная работа как вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Высокий профессионализм социальных работников позволяет достигать наибольшего эффекта от вложенных в социальное обеспечение населения средств.

      Как уже было нами рассмотрено ранее, профессиональная деятельность претерпевает значительные искажения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда, которые могут привести к нарушениям разных систем организма и психики. Деятельность в особых условиях анализируется и с помощью таких параметров, как особенности экстремальных факторов, функциональные психические состояния и психологические качества личности.

      Профессия социальный работник сопряжена со специфическими трудностями, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он несет моральную ответственность. Социальному работнику приходится встречаться с клиентом в тяжелые для него моменты жизни. Процесс профессиональной деятельности социального работника приводит к снижению его трудоспособности. И главное, чтобы решать чужие проблемы, социальный работник должен уметь справиться со своими [19:46].

      Здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности, в том числе и в социальной работе. Психологические и физиологические потери наносят ощутимый вред здоровью человека, являются причиной многих заболеваний. К специалисту – профессионалу в социальной работе предъявляются жесткие требования к его психофизиологическим особенностям.

      Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Но, если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека[12:251].

      Чрезмерный стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся, в том числе специалистов по социальной работе.

      К профессиональным стрессам в социальной сфере относят:

      — вхождение в новую профессиональную среду;

      — ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере;

      — ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов;

      — ситуации, связанные с профессиональным ростом, карьерой;

      Например, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере социального работника может способствовать появлению у него таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности.

      Улаживание труднейших обстоятельств, ограниченные ресурсы, требовательные клиенты, низкая зарплата и постоянно меняющиеся внешние условия – все это делает стресс профессиональным заболеванием социального работника.

      Личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими факторами, как:

      – ситуации изменения или утраты социального статуса;

      – ситуация потери работы;

      – ситуации с экстремальными условиями;

      Стрессовая реакция зависит от индивидуального потенциала, как физического, так и мыслительного. Поэтому реакция на стресс у каждого социального работника своя.

      Физиологические сдвиги в организме, вызванные процессом труда и понижающие работоспособность, а также создающие конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями социального работника определяются, как трудовое утомление [15:138]. Утомление сопровождается раздражительностью, снижением интереса к работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера, могут возникнуть изменения личности – эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабильность.

      На стадии выраженного утомления все это приобретает выраженные черты, такие как: интравертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов [15:140].

      По сути, утомление – это естественное состояние, неизбежно возникающее в определённый момент выполнения деятельности; оно несёт функцию защиты. Но при длительном утомлении, без периодов восстановления развивается хроническое утомление и переутомление, при котором ухудшение психофизиологического состояния не компенсируется отдыхом.

      К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности социального работника относятся и состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущению дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистического настроения.

      В социальной работе деятельность человека характеризуется увеличением роли когнитивной деятельности, возрастанием значения функции внимания, активного наблюдения, и контроля, переработки поступающей информации и принятия решения в условиях острого дефицита времени. Таким образом, их труд почти всегда связан с умственно-эмоциональным напряжением, которое может вызвать развитие нервного перенапряжения.

      Значительная интенсификация деятельности приводит к тому, что работающий индивидуум не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается всё более неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, неразрешённых задач различного характера, что в итоге приводит к возникновению «выгорания».

      Формированию нервного перенапряжения могут способствовать и личностные особенности социального работника:

      — мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера;

      — усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций;

      — непонимание между близкими людьми;

      — хроническая тревожность и внутреннее напряжение [15:143].

      К факторам социально-производственной природы нервного перенапряжения относятся: социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких и т.д.), длительное эмоциональное напряжение, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени и хроническая усталость, сопровождающаяся раздражительностью, нетерпением, торопливостью в процессе работы, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества в работе и чрезмерная трудовая нагрузка, экстремальные ситуации [13:319].

      Психическая напряженность социального работника может классифицироваться и по характеру нарушений деятельности:

      — тормозная форма напряженности (характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, когда у социального работника затрудняется переключение внимания, формирование новых навыков, перестройка старых, снижается способность выполнять привычные действия в новых условиях);

      — импульсивная форма напряженности (появляется зачастую в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы; наблюдается склонность к малоосмысленным импульсивным действиям, спешка, суетливость, забывание инструкций, что характерно для социальных работников с недостаточно сформированными профессиональными навыками).

      – генерализированная форма напряженности (наблюдается сильное возбуждение, ухудшение качества исполнения, двигательная дискоординация, сопровождающиеся снижением темпа работы, приводящим иногда к срыву деятельности, к безразличию, возникновению чувства обреченности, депрессии) [13:318].

      Хроническая эмоциональная напряженность способствует появлению негативных черт, частично сходных с признаками, характерными для переутомления(интравертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов, неврозы).

      Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом». Понятие «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было выдвинуто З.Фрейдом в 1910 г. «Обратный трансферт» может быть как позитивным, так и негативным. Существует много различных типов проявлений «обратных трансфертов». Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Ещё одним типом «обратного трансферта» является агрессивность, которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание отмщения, напряженность и беспокойство.

      Корме того, примерно, у пятой части работников социальной сферы наблюдается так называемый синдром «сострадательной усталости», выражающийся в безразличии и депрессии. Как правило, этот профессиональный недуг возникает у тех, кто постоянно имеет дело со страданиями людей. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту социальный работник как бы принимает в себя особенности личности своего партнера по деловому общению и его проблемы, что является не безопасным для его психического здоровья. Эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание).

      Испытывая хроническое эмоциональное напряжение и стараясь каким-то образом справиться с ним, уменьшить его, человек часто – вольно или невольно – физически и психологически дистанцируется от своих партнеров по общению. Физическое дистанцирование проявляется в том, что там, где это возможно, работники начинают сокращать рабочее время и увеличивать рабочие перерывы. Западные исследователи отмечают прямую связь между профессиональным выгоранием и увольнениями с работы. Нередки случаи, когда работник стремится перейти на административную работу в той же области, так как она допускает меньшее вовлечение в проблемы людей.

      Итак, можно сделать вывод, что, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам социальный работник.

      Стар (1980) выделяет несколько важных аспектов этой «платы»:

      — угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиентах;

      — отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

      — угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией [14:173].

      Специалисты по социальной работе нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Они не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени – о достижениях.

      Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью социального работника:

      — во-первых, требования этики не позволяют социальному работнику делиться с семьей проблемами своих клиентов, соблюдая принцип конфиденциальности. Поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем он занимается. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким людям о своей работе;

      — во-вторых, работа требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей.

      Все это говорит о том, что социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, – не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

      Мониторинг здоровья социальных работников – важнейшее направление деятельности социальных служб и в целом системы социального обслуживания населения.

      infourok.ru