Диагноз слабоумие у детей

Под слабоумием, также называемом олигофренией, понимают нарушение интеллектуальной деятельности или заметное отставание от среднего для конкретного возраста умственного развития. Симптомы слабоумия у детей проявляются в разной степени в зависимости от уровня умственной отсталости. Только высококвалифицированный специалист сможет определить степень тяжести заболевания, после чего назначит соответствующее лечение. Олигофрения не излечивается полностью, однако можно добиться превосходных результатов, проводя терапию и профилактику болезни. Стоит более детально разобраться в том, что же такое слабоумие у детей, из-за чего оно возникает, и какие симптомы сопутствуют данному расстройству.

  • Хромосомные аномалии и мутации генов.
  • Влияние факторов окружающей среды: пренатальные (предродовые), перинатальные (факторы, относящиеся к предродовому периоду, непосредственно родам и первому времени после них), постнатальные (послеродовые).
  • Для правильного и наиболее эффективного лечения важно как можно раньше распознать симптомы умственного отставания и определить степень тяжести болезни, также следует выяснить причину ее возникновения.

    • Психологическая поддержка больного ребенка, проведение с ним близкой беседы. Ни в коем случае нельзя изолировать его от общества и общения. Изоляция ведет к еще более серьезным негативным последствиям.
    • Умение со стороны родителей слушать пожелания своего чада и выражать свои мысли так, чтобы тот понимал их.
    • Нередко люди со слабоумием находятся в психиатрических клиниках только из-за того, что родные испугались и отказались от них, когда те были еще совсем детьми. С одной стороны, таких родителей можно понять, но с другой – это их ребенок, и совсем не важно, от какой болезни он страдает, важно – помочь ему справиться с проблемой и адаптироваться к этому миру.

      Мы рассмотрели основные признаки слабоумия у детей, а также способы лечения болезни. Это серьезное расстройство, которое может доставить массу неудобств как самим детям с таким диагнозом, так и их родителям, однако чем скорее будет диагностирована умственная отсталость, тем лучше будет протекать ее лечение.

      Симптомы слабоумия у детей

      Умственная отсталость

      Слабоумие у детей – это целая группа состояний умственной отсталости, психического недоразвития с ярко выраженными признаками недостаточного интеллекта. Такие состояния могут быть врожденными или приобретенными в первые годы жизни крохи. Это тяжелая семейная, и в то же время социальная проблема, над разрешением которой ученые задумываются и по сей день. Самым сложным моментом является осознание родителей реального положения дел и состояния своего дитя. Далеко не каждая мама готова принять то, что у ее малыша слабоумие, даже если признаки болезни выражены максимально четко. Далеко не каждый отец готов психологически согласиться с тем, что его сын или дочь страдают от олигофрении.

      Причины слабоумия

      Одной главной причины возникновения олигофрении не существует, однако ученые выявили целый ряд факторов, ведущих к слабоумию:

      • Наследственный фактор.
      • Инфекция.
      • Довольно часто можно встретить детей со слабоумием, родители которых также страдали этим заболеванием. Также бывают случаи, когда врачи не могут установить одну главную причину болезни, так как к ее возникновению могут привести различные факторы: кровоизлияние в мозг, внутриутробная инфекция, гипоксия плода и пр.

        Степени слабоумия и симптоматика

        Чтобы досконально разобраться в симптомах слабоумия у детей, необходимо взглянуть на степени умственной отсталости и их классификацию:

        1. Легкая отсталость или дебильность, когда коэффициент умственного развития составляет 0,50-0,70. В данном случае ребенок способен вести простую деятельность, при этом он испытывает трудности с запоминанием, проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Чаще всего детей с таким диагнозом отправляют на учебу в специальные школы, где предусмотрена особая программа обучения.
        2. Умственная отсталость средней степени или имбецильность. Дитя можно обучить выполнять несложные задания и поручения, однако к полностью самостоятельной жизни такие дети не приспособлены, и требуют постоянного внимания со стороны взрослого человека.
        3. Тяжелая умственная отсталость или идиотия. Показатели коэффициента умственного развития находятся на достаточно низком уровне – ниже 0,20. Такие дети самостоятельно не могут даже одеться или принять пищу, хотя и обладают некоторыми зачатками речи. Память практически не развита, ребенок не способен чему-либо научиться. Заболевание нередко сопровождается нарушениями развития внутренних органов и физическими недостатками.

        Для определения степени заболевания необходимо обратиться за качественной медицинской помощью. В условиях стационара проводится обследование, больной некоторое время находится под наблюдением специалистов, после чего устанавливается диагноз.

        Лечение слабоумия

        Важно ежедневное наблюдение за поведением малыша, врачи-психологи проводят специальные тесты, применяются различные инновационные методы для определения степени психического расстройства. Только после этого назначается лечение, направленное на снижение проявлений заболевания, обучение маленького человечка определенным действиям, которые помогут ему в дальнейшем вести самостоятельную жизнь.

        Принципы немедикаментозного лечения состоят в следующих моментах:

      • Помещение его в специальную школу, где он сможет обучаться самостоятельной жизни, приобретать какие-то знания и навыки. Обучение позволяет развивать фантазию, мышление и воображение, помогает начать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
      • В качестве медикаментозного лечения иногда применяются транквилизаторы, нейролептики и другие препараты, оказывающие успокаивающее действие на больного. Такие средства больше направлены не на лечение, а на устранение явных признаков психического расстройства.

        psycholekar.ru

        Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

        Все заболевания, которые связаны с необратимыми патологиями структур головного мозга у детей в процессе постэмбрионального и эмбрионального развития и проявляющиеся в результате этого разными психическими проблемами и интеллектуальной недоразвитостью, объединены в общий термин олигофрения или слабоумие у детей. По решению ВОЗ, совокупность заболеваний этого типа определяют как умственная отсталость, которой присвоен код по МКБ 10-F70-F79.

        В Америке в законодательном порядке любые виды нейрокогнитивной неполноценности называют intellectual disability – то есть, интеллектуальной инвалидностью, определение «олигофрения» или «слабоумие» в западной современной психиатрии уже практически не употребляется.

        Причины слабоумия у детей

        Причины слабоумия у детей в детской психиатрии принято разделять на постнатальные (при родах, во время новорожденности и первых нескольких лет жизни), антенатальные (патогенные факторы, которые воздействуют на плод в процессе беременности) и наследственные (хромосомные нарушения и генные аномалии, на их долю приходится около 80% патологии).

        Причины наследственного слабоумия у ребенка, как правило, обоснованы нарушениями в наборе хромосом либо их патологиями. Определим только самые распространенные:

        • 13-я хромосома – болезнь Патау;
        • 21-я хромосома – болезнь Дауна;
        • Нарушения в хромосоме 4p – болезнь Вольфа-Хиршхорна;
        • Нарушение фрагильной хромосомы – болезнь Ретта у девочек и Х-сцепленное заболевание у мальчиков;
        • Нарушение хромосомы 15р – болезнь Прадера-Вилли, хромосомы 9p – болезнь Альфи;
        • Патологии хромосомы 5p – олигофрения при синдроме кошачьего крика.
        • Все это ярко выраженные виды симптомов слабоумия у детей, когда нарушения развития разных структур головного мозга – это следствие дефектов хромосом.

          Самые распространенные причины слабоумия у детей, которые связаны с наследственностью, обусловлены нарушением метаболизма: нарушение обменного процесса аминокислоты фенилаланина (фенилпировиноградная олигофрения), нехватка йода (неонатальный тиреотоксикоз), нехватка лизосомального фермента (нейрональный цероид липофусцинов), недостаток аргинин расщепляющего фермента (гипераргининемия) и т. д.

          Антенатальные причины появления слабоумия у ребенка в себя включают:

        • плацентарную недостаточность (задержка развития плода в утробе матери);
        • внутриутробную хроническую гипоксию плода (нехватка кислорода);
        • перенесенная краснуха при беременности (приводит у ребенка к рубеолярному слабоумию);
        • заболевания матери (токсоплазма, сифилис, цитомегаловирус, вирус герпеса);
        • тератогенное действие на плод этанола (спиртного), а также некоторых принимаемых во время беременности лекарственных препаратов (аспирина, антибиотиков, изотретиноина, варфарина и т. д.);
        • токсическое действие паров ртути, свинца, фенола, пестицидов;
        • преждевременные роды, преэклампсия;
        • высокий уровень ионизирующей радиации.
        • К постнатальным причинам слабоумия относится острая асфиксия при родах либо черепно-мозговая травма (травма головы во время родов при использования вакуум-экстрактора или наложении щипцов). При этом нарушение работы головного мозга и дальнейшее слабоумие у детей может появиться при иммунной несовместимости по резусу крови матери и ребенка.

          Олигофрения у ребенка в раннем возрасте может появиться в результате вирусно-бактериального поражения мозга Neisseria meningitidis, Listeria coli, Escherichia coli, St. Pneumonia, при энцефалите или менингите.

          Слабоумие обозначает значительные ограничения когнитивных и интеллектуальных способностей, а также адаптивного поведения, соответствующего возрасту, которые появляются у детей и остаются на всю жизнь. И стадии слабоумия у ребенка зависят от уровня ограничения умственных возможностей:

        • Первая или легкая стадия слабоумия (дебильность);
        • Вторая или умеренная стадия (неярко выраженная имбецильность);
        • Третья или тяжелая стадия (выраженная имбецильность);
        • Четвертая или глубокая стадия (идиотия).
        • Отличительными признаками легкого слабоумия у детей являются:

        • отсталость в физическом развитии;
        • уровень развития интеллекта (IQ) 51–68 баллов;
        • сложности с логическим и абстрактным мышлением;
        • неустойчивость внимания и плохая память;
        • большая внушаемость, которая часто приводит к абсолютной зависимости от влияния других лиц;
        • легкие расстройства поведения и эмоциональная нестабильность;
        • сложности в выполнении целенаправленных действий.
        • Врачи отмечают, что первые симптомы легкого нейрокогнитивного отклонения чаще всего можно выявить лишь после начала обучения ребенка в школе – в 7–10 лет, когда ему сложно дается освоение школьной программы. По статистике английских психиатров, приблизительно 88% детей с легким слабоумием только чуть медленней осваивают новые навыки и информацию.

          При умеренном слабоумии IQ находится в пределах 36–48 баллов, а при тяжелом – на уровне 21–35 – то есть минимальна (в первой ситуации) возможность к самостоятельному мышлению или полностью отсутствует. Эти дети могут плохо питаться и спать, быстро раздражаются и устают. Отсталость в развитии выражено можно проследить в раннем возрасте: ползать, сидеть, говорить и ходить эти дети начинают позже остальных. Хоть, невзирая на все сложности, ребенок с имбецильностью может выучить минимальный словарный запас. Также наблюдаются проблемы с освоению элементарных действий по самообслуживанию, со слабой способностью к запоминанию и мелкой моторикой.

          Слабоумие является непрогредиентным состояниям, то есть не прогрессирует, но признаки олигофрении у детей с тяжелой и умеренной стадией с возрастом для окружающих становятся более отчетливыми. Это выражается в абсолютной неспособности адаптировать и контролировать свое поведение, что зачастую проявляется отклонениям в поведении в форме приступов психомоторного возбуждения, в некоторых случаях до аффективных расстройств, которые напоминают психоз с элементами агрессии и эпилепсию припадков.

          Около 7–18% детей со слабоумием имеют поведенческие проблемы, представляющие собой большую проблему для взрослых, которые за ними ухаживают. Но во время слабоумия, которое вызвано врожденным гипотиреозом, ребенок обычно апатичен и вял, его движения замедлены, вероятно, абсолютное отсутствие речи и слуха. То есть, в каждом отдельном случае появление определенных признаков определяют как патогенез, так уровень поражения мозга.

          Особенности детей со слабоумием четвертой степени характеризуются отсутствием мыслительных возможностей и речи (при глубокой стадии уровень IQ меньше 19 балов). Глубокое слабоумие у детей практически постоянно определяется уже во время рождения либо вскорости после него. Многие эти дети имеют серьезные нарушения нервной системы и неспособны воспринимать речь, реагировать на внешние раздражители, выражать и испытывать эмоции (нет осознанной мимики), узнавать родителей, осязать предметы, координировать движения, ощущать запах, вкус и даже в некоторых случаях боль. Частый признак – это многократное механическое повторение одного движения либо, наоборот, состояние абсолютной неподвижности.

          Нужно отметить, что для определенных симптомов олигофрении (болезни Апера, Крузона, Дауна и т. д.) присущи некоторые типичные внешние симптомы, в том числе, нарушения работы общей иннервации мышц (с судорогами или парезами) и проводимости глазных двигательных нервов (с нистагмом или косоглазием), черепно-лицевые аномалии. А со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы может быть множество неспецифичных симптомов.

          Симптомы слабоумия у взрослых

          Во время астенической формы олигофрения появляются следующие признаки:

        • Утомляемость, слабость;
        • Эмоциональная нестабильность;
        • Нарушение сознания, внимания;
        • Психическая неуравновешенность.
        • При атоническом слабоумии:

        • Необоснованное и нестабильное поведение.
        • Во время стенического слабоумия:

        • Неуравновешенность, вспыльчивость;
        • Нарушение психической реакции;
        • Неадекватное поведение.
        • Беспричинные перепады настроения;
        • Агрессивное поведение.

        При этом совершенно все люди, у которых диагностирована «дебильность», имеют умственное расстройство. Безусловно, данный фактор повлияет на социальную адаптацию в обществе, как ребенка, так и взрослого. Пациентам с дебилизмом тяжело строить взаимоотношения с другими людьми, обучаться, они могут работать лишь на самых простых работах.

        Диагностика слабоумия у ребенка

        Полная информация о родах и беременности матери, сбор анамнеза (в том числе семейного), оценка общего и физиологического развития ребенка – это база, на которой основано диагностирование слабоумия у детей.

        Но детские психиатры отмечают, что у детей дошкольного и раннего возраста выявить олигофрению (если, естественно, это неявно выраженный признак) довольно тяжело: определение уровня умственных способностей по Векслеру для дошкольников (по версии WAIS) рассчитано для малышей пяти лет и более, узнать уровень коммуникабельности и адаптационного поведения при помощи специально созданной рейтинговой шкалы – также довольно сложно. Остается только проверка умения складывать кубики и словарного запаса.

        Поэтому определение психического развития (помимо выраженной идиотии и имбецильности) бывает осложнено, но при этом специалисту нужно максимально четко диагностировать симптоматику (зачастую неспецифичную) и определить связь клинической картины с причиной для задержки умственного развития.

        В этом иногда помогают анализы крови – биохимический, общий, на RW, AntiHSV-IgM, на ферменты, CMV (цитомегаловирус) и токсоплазму, генетическое исследование, анализ мочи на аминокислоты и т. п. И лишь инструментальное обследование головного мозга – МРТ, КТ и энцефалография – сможет определить наличие черепно-мозговых нарушений.

        Правильность диагностирования патологии умственного развития может обеспечить дифференциальное обследование, поскольку множество болезней и состояний (шизофрения, эпилепсия и т. д.) частично имеют похожую психоневрологическую симптоматику.

        В большинстве стран мира определение слабоумия у детей производится согласно созданному Американской ассоциацией психиатров (APA) руководству по диагностики Statistical and Diagnostic Manual of mental disorders (DSM), и основывается на трех основных факторах: доказательствах того, что ограничения умственного развития стали очевидными в подростковом или детском возрасте, значительных ограничениях в одной или нескольких сферах адаптивного поведения и дефиците общих умственных возможностей.

        Практически все психиатры говорят прямо родителям детей со слабоумием, что умственная отсталость в развитии – это не заболевание, а состояние, и невозможно вылечить этих детей: лекарства против олигофрении не существует.

        Потому лечение детского слабоумия – это, по большому счету, реабилитация детей у которых диагноз олигофрения: с помощью усилий взрослых и педагогов специализированных учебных учреждений многие дети с умственной отсталостью (за исключением тяжелой имбецильности и идиотии) смогут многому научиться. Однако это требует больше усилий и займет больше времени.

        Детям с легкой степенью недоразвитости необходимы позитивная мотивация, поддержка и внимание, а детям с умеренной формой слабоумия нужно помочь овладеть простейшими навыками общения с родителями и остальными детьми, научить их элементарному самообслуживанию. В специальных школах реабилитация производится методами коррекционной лечебной педагогики, и большинство детей с умеренной формой слабоумия получают начальные навыки письма, счета, ручного труда, рисования, чтения.

        Этиологическое лечение может применяться только в случаях, если олигофрения связана с ферментопатиями (фенилкетонурия) или наследственными нарушениями обменных процессов.

        Используемая врачами симптоматическая терапия слабоумия у детей – с применением нейролептиков (антипсихотических средств) или транквилизаторов (седативных препаратов) – направлена на улучшение настроения, снятие обсессивно-компульсивных расстройств и повышенной напряженности, а также требуется при тяжелых расстройствах поведения с явной агрессивностью или психотическом возбуждении.

        Но эти препараты вызывают множество побочных явлений, а постоянное использование нейролептиков имеет почти неизбежные последствия в форме непроизвольной спастики мышц, ригидности экстрапирамидных двигательных расстройств, устойчивом нарушении остроты зрения и сна. Также может развиться амнезия и ухудшиться память.

        Более целесообразным является использование витаминов группы В. Например, препарата Гамалате В6 (в виде раствора для приема вовнутрь) – с витамином В6, гамма-аминомасляной кислотой и гидробромидом глутамата магния, который имеет седативное воздействие (купирует процессы возбуждения нервной системы) и при этом способствует улучшению памяти и повышению концентрации внимания.

        Народные способы лечения

        Народные способы лечения детской олигофрении, подразумевают лечение растениями: настоем корней лекарственной валерианы (запрещается давать детям спиртовую аптечную настойку). Также применяются корень женьшеня и растения гинкго билоба. Гомеопатия при лечении детей с умственной отсталостью в развитии не используется.

        Прогноз слабоумия у детей – сопутствующие психологические проблемы и пожизненная неполноценность интеллекта разного уровня. При глубоком слабоумии (идиотии) и тяжелых стадиях (явно выраженной имбецильности) – инвалидность, которая иногда требует нахождения в специальных медицинских заведениях.

        Профилактика

        Профилактика слабоумия состоит в полноценном обследовании женщины во время планирования беременности (непременно необходимо провести обследование крови на TORCH-бактерии), также нужно проконсультироваться с генетиками, тем более, когда в семейной истории будущих родителей были зафиксированы случаи рождения детей с разными признаками умственной неполноценности. Непременному лечению перед беременностью подлежат сифилис, цитомегалия, конгенитальный токсоплазмоз. Беременным в первом триместре нужно непременно принимать фолиевую кислоту и не допускать инфицирования (коревой краснухи и т. д.).

        По статистике Американской академии подростковой и детской психиатрии (AACAP), отсталостью в умственном развитии страдают практически 7 млн. человек в Америке, из которых больше 600 тысяч в возрасте 7–25 лет. В Англии подростков и детей с разной степенью слабоумия насчитывается около 250 тыс. Детская олигофрения затрагивает 3–4% общей численности населения на Земле. 80–95% имеют легкую степень патологии. Из всего сказанного выше вполне логично сделать вывод о том, что гораздо легче предотвратить симптомы слабоумия, нежели вылечить его, тем более с учетом того, что лечению это заболевание не сильно поддается.

        psiho.guru