Дидактический материал для детей с умственной отсталостью

Содержание:

Дидактическая игра, как средство коррекции памяти и внимания у младших школьников с нарушением интеллекта

Евсюткина Полина Александровна

Учитель начальных классов, МБОУ «Икрянинская СОШ»

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Евсюткина П.А. Дидактическая игра, как средство коррекции памяти и внимания у младших школьников с нарушением интеллекта// Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 26.06.2018).

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассной деятельности дидактические игры и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Дидактическая игра является игровым методом и формой обучения умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. Они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игру у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредоточится, проявить интерес и инициативу на уроках.

В связи с особенностями развития детей со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит. Успешность решения задач по преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности ребенка с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от правильности выбора и использования методов работы. К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности этой категории учащихся, относится дидактическая игра.

Дидактические игры и упражнения, применяемые при обучении и воспитании умственно отсталых детей, описаны А.А.Катаевой, Н.Д,Соколовой, Е.А.Стребелевой. Система игр, предназначенных для уроков русского языка (1-4 классы), и методика их использования разработаны Э.В.Якубовской, А.К.Аксеновой, для уроков математических дисциплин – А.А.Хилько, М.Н.Перовой (1-4 классы).

Любая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр. Присутствуют элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило. Дидактическая игра по структуре делится на сюжетно-ролевые игры и игры-упражнения.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Для ребенка с нарушением интеллекта важно научиться фиксировать и концентрировать внимание на заданных целях. Для этого проводятся дидактические игры на поддержание устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Для умственно отсталых детей длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении обучения в начальной школе длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Поэтому важны разнообразные дидактические игры стимулирующие концентрацию, переключение, устойчивость внимания. Важно осуществить побор игр для развития познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта, которые учитывают следующие условия.

Для выбора дидактической игры нужно знать:

1.Учет индивидуальных возможностей детей.

2.Стимулирование интеллектуальной активности во всех видах деятельности и во всех формах.

3.Поощрение стремления к принятию любых видов самостоятельных решений, побуждение к таковым через создание игровых ситуаций и т.п.

4. Атмосфера в классе должна быть психологически комфортной для каждого ребенка, взаимоотношения с учителем – партнерские.

5. Игры должны быть разнообразными и решать комплексные задачи

6. Развитие познавательных процессов не может восприниматься как разовое мероприятие в рамках опытной работы – это должно стать нормой жизнедеятельности специального учреждения.

Учитывая своеобразие умственного развития детей с нарушением интеллекта перед педагогом стоят сложные задачи с одной стороны – обеспечить усвоение знаний умений и навыков, заложенных в программах, с другой – обеспечить развитие познавательных процессов , что крайне важно для социализации детей с умственной отсталостью. В этом ему может помочь дидактические игры как средство облегчающее процесс усвоения знаний и стимулирующие потребность в познании. Во время игры на уроке создается хороший эмоциональный настрой, быстро снимает усталость. Можно отметить у учащихся бережное отношение к играм, раздаточному материалу, они стараются не испортить их; положительное воздействие игры на детей со сниженным интеллектом не вызывает сомнения.

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к умственно отсталым детям. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившейся предмет. Главное, чтобы у учащегося создалось впечатление идентичному положительному.

Приведем несколько примеров дидактических игр:

Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры: Демонстрировать карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя.

«Парные картинки» (рис.2)

Цель игры: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Ход игры: Дети сидят за столом, на котором лежит 10-12 карточек, некоторые одинаковые. Нужно найти и назвать одинаковые и показать их играющим.

Можно усложнить игру: найти не одну пару одинаковых картинок а несколько. Дети рассказывают, чем схожи и чем отличаются предметы.

Цель: формировать умение различать предметы по форме, пользоваться приемами зрительного наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность.

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем показывает одну из карточек с изображением посуды и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).

Задайте дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она цвета? Для чего она нужна?

«Собери картинку» (рис.4)

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Ход игры:

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, неваляшка, мяч и т.п.). Ученикам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка), которые они сравнивают с изображением.

И другие дидактические игры такие как: «Домино», «Где ошибся художник?», «Узнай по описанию», «Опиши соседа», «Загадки», «Шарады», «Анаграммы», «Ребус», «Кроссворд», «Узнай, кто это», «Раздели на группы».

Данные игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой или коллективной работы. В этих играх присутствует элемент соревнования. Это дает возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Их применять можно на этапе закрепления или повторения изученного материала, а так же для снятия напряжения после сложной учебной работы, во время внеурочной деятельности.

Данные игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психологических функций. Они активируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов. Развивает произвольное внимание, вырабатывается устойчивость, усидчивость, стараются доводить начатое дело до конца.

Работая в классе, где учатся дети с умственной отсталостью, использовать дидактическую игру нужно всегда, на всех уроках. Играя, дети сами не понимают, как запоминают тот или иной материал.

Использование дидактических игр на уроках и во внеурочной деятельности значительно облегчат работу учителю по формированию интереса к предметам, и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащихся.

Список использованной литературы:

  • Бгажнокова И.М Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно-методические материалы. М.: Владос, 2007.
  • Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.
  • Андреев О.А. Тренируйте внимание. М.: Просвещение, 1994. С. 135.
  • Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. С. 58-61
  • Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 184-220.
  • Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. М.: Педагогика, 1974. 146.
  • kssovushka.ru

    Дидактические игры к урокам «Живой мир» для детей 1-го класса с умеренной степенью умственной отсталости

    Данная работа содержит дидактические игры по предмету «Живой мир» и предназначена для учащихся первого класса с умеренной степенью умственной отсталости.

    Содержание всех заявленных дидактических игр определяется программой. Все они подобраны и систематизированы в соответствии с планом педагогической работы, расположены в порядке ус ложнения игровых ситуаций и правил (См. Приложение 1). Некоторые игры, ранее описанные в литературе, адаптированы к этим детям. Другие — мною разработаны.

    Задача этого труда — помочь педагогическим работникам, обучающим данную категорию детей, в организации учебного процесса по изучению живого мира.

    Игра «Я на уроке в первый раз»

    Цель. Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся.

    Оборудование. Кукла в ученической форме.

    Ход игры. Слышится стук в дверь. Учитель вводит куклу. Она здоровается с учителем и ребятами (за куклу, изменяя голос, говорит учитель). Педагог знакомит с новой ученицей и усаживает на свободное место за партой. Просит детей рассказать и по возможности показать новой ученице правила поведения на уроке.

    Игра «Что нам нужно для учебы»

    Цель. Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.

    Оборудование. Кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя).

    Ход игры. Учитель знакомит детей с куклой Буратино. Потом, переводит взгляды детей на портфель Буратино. Под руководством педагога, дети рассматривают и называют содержимое портфеля. Отбирают предметы нужные для учебы. Объясняют, как этот предмет используется в процессе обучения.

    Игра «Осень»

    Цель. Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.

    Оборудование. Картинки с изображением отдельных признаков осени.

    Ход игры. Учитель показывает картинки с признаками осени. Дети, подражая ему, показывают движения и проговаривают то, что изображено (См. Приложение 2). Аналогично можно провести игры: «Зима», «Весна», «Лето».

    Игра «Осенние листья»

    Цель. Формировать представления у детей о разноцветных осенних листьях.

    Оборудование. Бумага желтого, красного, зеленого цвета.

    Ход игры. Детям раздается цветная бумага. Вспоминается цвет осенних листьев. Педагог предлагает сделать осенние листья из бумаги, разорвав их на кусочки. Показывает, как медленно падают они с деревьев. И после чего, каждый ребенок повторяет предложенный образец действия в речевом сопровождении.

    Цель. Закрепить знания о назначении овощей.

    Оборудование. Стихотворение Ю. Тувима. Маски с изображением овощей. Предметная картинка с изображением кастрюли.

    Ход игры. Учитель исполняет роль ведущей. Дети в масках (овощи).

    Хозяйка однажды с базара пришла.
    Хозяйка с базара домой принесла:
    Картошку,
    Капусту,
    Морковку,
    Горох,
    Петрушку и свеклу. Ох!

    (При перечислении овощей дети выходят).

    Вот овощи спор завели на столе —
    Что лучше, вкусней и нужней на земле.

    Дети: (Называют себя).

    Картошка,
    Капуста,
    Морковка,
    Горох,
    Петрушка и свекла. Ох!

    Ведущая: (Изображает действия в соответствии с текстом).

    Хозяйка тем временем ножик взяла
    И ножиком этим крошить начала.

    Дети: (Называют себя и подходят к изображению кастрюли).

    Картошку,
    Капусту,
    Морковку,
    Горох,
    Петрушку и свеклу. Ох!

    Накрытые крышкою, в душном горшке
    Кипели, кипели в крутом кипятке.

    Дети: (Называют себя). Картошка,

    Капуста,
    Морковка,
    Горох,
    Петрушка и свекла. Ох!

    Дети: (Хором). И суп овощной оказался не плох!

    Игра «Овощи»

    Цель. Закрепить знания детей в названии овощей.

    Оборудование. Муляжи овощей, корзина.

    Ход игры. Учитель предлагает детям сходить в огород за овощами. (Берет в руки корзину).

    В огород мы пойдем.
    Овощей там нарвем. (Дети шагают на месте, имитируя поход на огород)

    Далее учитель обращается к кому-нибудь:

    Ты зайди в огород
    И морковку сорви.

    Ребенок выполняет просьбу. Приносит муляж моркови, кладет его в корзину со словами:

    Я зашел в огород
    И морковку принес.

    Игра продолжается. Дети по просьбе педагога приносят другие овощи.

    Игра «Овощи и фрукты»

    Цель. Закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и фрукты.

    Оборудование. Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии «Овощи и фрукты».

    Ход игры. Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет.

    Игра «Птицы»

    Цель. Учить узнавать птиц по словесному описанию.

    Оборудование. Картинки из серии «Птицы».

    Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке.

    Игра «Что есть у птиц»

    Цель. Закрепить знания у детей о строении тела птиц.

    Оборудование. Отдельные картинки, где изображены части тела птиц.

    Ход игры. Учитель показывает картинки с изображением частей тела птицы. Дети, подражая ему, показывают действия, которые совершаются этими частями тела, словесно сопровождая

    Игра «Помогите, пожалуйста!»

    Цель. Воспитывать бережное отношение к природе, желание помочь птицам зимой.

    Оборудование. Маски птиц (воробья, дятла, синицы).

    Я маленький воробей.
    Я гибну, дети, спасите.

    Я — дятел, пестрый такой.
    Я гибну, дети, спасите.

    Я — синица. Синица я.
    Я гибну, дети, спасите.

    Сюда, воробей, сюда!
    Вот тебе еда! (Кормят).

    Сюда, дятел, сюда!
    Вот тебе еда! (Кормят).

    Сюда, синица, сюда.
    Вот тебе еда! (Кормят).

    Игра «Помоги домашним (диким) животным»

    Цель. Расширить и уточнить значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.

    Оборудование. Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла).

    Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей.

    Игра «Покорми животных»

    Цель. Обогащать и уточнять представления о самих животных, о том, чем они питаются.

    Оборудование. Картинки из серии «Домашние (дикие) животные». Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови.

    Ход игры. Учитель кратко описывает какое-либо животное. Дети отгадывают. Затем, учитель предлагает из мелких картинок выбрать ту, которая соответствует пище животного.

    Игра «Кто, как кричит»

    Цель. Упражнять в умении соотносить речевой звук с животным.

    Оборудование. Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, петух и т.д.).

    Ход игры. Педагог ставит на стол ширму и сообщает, что за ширмой будет домик для зверей. Предлагает детям внимательно послушать, кто их зовет из домика и произносит звукоподражание какого-либо животного. При правильном ответе детям демонстрируется это животное. При не правильном ответе детям также демонстрируется это животное и предлагается совместно произнести звукоподражание.

    Игра «Загадки Мудрого портфеля»

    Цель. Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.

    Оборудование. Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.

    Ход игры. В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.

    Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.

    Игра «Путешествие по школе»

    Цель. Ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании. Формировать представления о назначении различных помещений.

    Ход игры. Учитель предлагает отправиться в путешествие по школе. Вид транспорта выбирается по желанию детей. Ученики посещают библиотеку, столовую, учительскую, кабинет трудового обучения, спортивный зал, мед кабинет. На каждой остановке ребят радушно встречают хозяева: библиотекарь, повар, завуч и т.д. Они рассказывают, как называется это помещение, какое в нем оборудование, как им пользоваться, каких правил должны придерживаться ученики. Возвращаясь в класс, дети делятся впечатлениями.

    Игра «Собери»

    Цель. Закрепить знания у детей о строении тела домашних (диких) животных, птиц.

    Оборудование. Разрезанная на части картинка с изображением птицы (домашней и дикой), животного (домашнего и дикого).

    Ход игры. Учитель предлагает детям собрать картинку птицы, животного из разрезанных деталей. (Ведется фронтальная работа).

    Игра «Насекомые осенью»

    Цель. Совершенствовать знания детей о жизни насекомых осенью.

    Оборудование. Маски насекомых (кузнечика, бабочки, жука, паука).

    Ход игры. На роли насекомых (кузнечика, бабочки, паука, жука) назначаются дети. Остальные дети с учителем, обращаясь к кузнечику:

    Давай, кузнечик, вместе
    Попрыгаем, попрыгаем?

    Детки, некогда скакать.
    Нужно домик мне искать!

    Дети вспоминают, где зимует кузнечик. (В земле, в стадии куколки).

    Дети (хором) обращаются к бабочке:

    Бабочка-красавица, вместе полетаем?
    Плавно, плавно крылышками помашем?

    Детки, некогда летать.
    Нужно домик мне искать.

    Аналогично вспоминают, где зимуют бабочки. (В щели дерева, в щели здания).

    Дети (хором) обращаются к жуку:

    Жук, жучок, старичок,
    Поиграй, хоть ты, дружок?

    Детки, некогда жужжать.
    Нужно домик мне искать.

    Демонстрируется домик для зимовья жука. (Под корой дерева).

    Дети (хором) обращаются к пауку:

    Шестилапый паучок,
    Поплетем сачок?

    Детки, некогда вязать.
    Нужно домик мне искать.

    Демонстрируется домик для зимовья паука. (В щели дерева, в щели любого здания.)

    Игра «Оденем куклу»

    Цель. Учить детей учитывать при выборе одежды сезонные изменения в природе.

    Оборудование. Кукла; четыре комплекта одежды на разные времена года.

    Ход игры. Учитель повторяет с детьми признаки текущего времени года и предлагает им помочь одеть куклу по сезону.

    Игра «Деревья зимой»

    Цель. Формировать представления детей о том, что зима имеет белый цвет.

    Оборудование. Макет дерева, вата.

    Ход игры. Дети рассматривают деревья. После обобщений наблюдений детей, им предлагается украсить макет дерева заменителем снега, ватой. Учитель следит за работой детей, по необходимости помогает.

    Игра «Узнай»

    Цель. Учить определять на вкус, на ощупь овощи, фрукты.

    Оборудование. Свежие овощи, фрукты.

    Ход игры. Учитель предлагает детям поиграть в интересную игру. Вызывая ребенка по одному к себе, она закрывает ему глаза платком и предлагает достать из мешка овощ или фрукт. Достав предмет, ребенок ощупывает его, пробует на вкус и называет. Игра продолжается.

    Игра «Насекомые весной»

    Цель. Закрепить знания у детей о жизни насекомых осенью.

    Оборудование. Маски насекомых (кузнечика, бабочки, жука, паука). Рисунок с изображением дерева, на котором помечены домиками места зимовья насекомых.

    Ход игры. Учитель предлагает разбудить насекомых, которых они отправили зимовать в игре «Насекомые осенью». Один из учеников подходит к наглядности, стучит в дверцы домика и говорит такие слова:

    Наступила весна.
    Просыпаться пора.

    Учитель открывает дверцу домика, достает макет куколки, из куколки кузнечика, голосом кузнечика обращается к детям:

    Давайте, детки, вместе по травушке попрыгаем.
    Давайте, детки, вместе травушку покушаем.

    (Дети выполняют действия в соответствии с просьбой кузнечика). Аналогичная работа проводится, когда дети стучатся в домик к бабочке, жуку, пауку.

    Обращение бабочки к детям:

    Давайте, детки, вместе плавно полетаем.
    Давайте, детки, вместе нектар пособираем.

    Обращение жука к детям:

    Посидим со старичком,
    Пожужжим о том, о сем.
    Обращение паука к детям:
    Дети, свяжем сачок
    И поймаем мошку.

    Игра «Узнай и раскрась»

    Цель. Усовершенствовать знания детей о первых весенних растениях; об осенних цветах.

    Оборудование. Картинки с изображением первых весенних, осенних цветов.

    Ход игры. Дети узнают и называют первые весенние (осенние) цветы. Разукрашивают их по образцу.

    Игра «У кого, какой «ребенок»»

    Цель. Учить называть детенышей диких и домашних животных.

    Оборудование. Предметные картинки из серии «Дики (домашние) животные их детеныши».

    Ход игры. Учитель демонстрирует по одной картинке из группы «Дикие (домашние) животные». Дети называют этих животных и находят у кого, какой «ребенок».

    Игра «Возвращение перелетных птиц»

    Цель. Формировать представление у детей о том, что весной улетевшие птицы в теплые края возвращаются. Воспитывать у них желание помочь птицам.

    Оборудование. Маски птиц; предметные картинки: дерево, дом, гнезда, скворечник.

    Ход игры. Учитель выбирает на роль ласточки, скворца, грача детей.

    Начинает игру словами:

    Весна, весна на улице! Весенние деньки:
    Слышно щебетание перелетных птиц.

    Ребенок в маске грача, обращается к детям:

    Я черный, проворный, кричу «карр», червякам я враг.
    Кто я?

    Дети: Грач. ( Под руководством учителя дети вспоминают, где грач строит себе гнездо).

    Учитель с детьми обращаются к грачу:

    Вот лесок тебе.
    Строй гнездо себе.

    Ребенок в маске грача выбирает из наглядного материала изображение гнезда и прикрепляет на дерево, изображенное на картинке. Следом по аналогии прилетает скворец, ласточка.

    Скворец обращается с такой загадкой:

    На шесте дворец, во дворце певец.
    А зовут меня?

    Дети со словами:

    Вот скворечник тебе.
    Строй гнездо себе.

    Ласточка обращается к детям:

    Прилетаю к вам с теплом, путь, поделав длинный.
    Леплю домик под окном из травы и глины.

    Дети: Вот и дом тебе. Строй гнездо себе.

    Игра «Покажи как»

    Цель. Закрепить знания детских зимних забав.

    Оборудование. Картинки предметные (сани, лыжи, коньки).

    Ход игры. Учитель, читает стихи. Дети показывают, как они катаются на санях, лыжах:

    На коньках скольжу по льду
    Вот так:(Дети показывают).
    На санях лечу с горы
    Вот так:(Дети показывают).
    На лыжах по снегу я еду
    Вот так:(Дети показывают).

    Игра «Ждем скворцов»

    Цель. Формировать желание заботиться о братьях меньших, птицах.

    Оборудование. Стихотворение Е.Тихеевой «Скворечник».

    Ход игры. Учитель читает стихотворение. Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

    Литература

    1. Бгажнокова И.М Обучение детей с выраженными нарушениями интеллета. Программно-методические материалы.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2007.

    2. Житкова Л. М. Учите детей запоминать. М., 1985.

    3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.

    4. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: По-собие для учителей и воспитателей. — М.: Просвещение, 1983.

    5. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

    6. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.

    7. Психология: Учебное пособие для начальной школы /Под ред. проф. И.В. Дубровиной. — М., 1998.

    8. Раз, два, три, четыре, пять — мы идем играть. М., 1995.

    9. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. Выпуск 2. Учебно-методическое пособие. М., Центр педагогического образования, 2007.

    10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

    11. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет.сада — М: Просвещение, 1991.

    12. Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта

    Дата публикации: 24.06.2014 2014-06-24

    Статья просмотрена: 818 раз

    Библиографическое описание:

    Храмцова Г. Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 443-444. — URL https://moluch.ru/archive/69/11756/ (дата обращения: 26.06.2018).

    Многие ученые, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта, в первую очередь отмечали у них патологическую инертность, стойкие нарушения в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимо найти такие способы педагогического воздействия, которые будут направленны на активизацию познавательных процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью. Успешность познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от эмоционального состояния ребёнка в процессе обучения. Положительные эмоции младших школьников на уроках способствуют формированию у них желания учиться. Замечено, что при использовании на уроках, игр, путешествий создаются у учащихся разнообразные эмоциональные реакции. В процессе игры у ребят возникает сопереживание, радость, удивление, удовольствие. Они открывают в себе новые возможности, их чувства и мыслительные процессы активизируются.

    Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, — там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

    Поэтому большая роль в повышении эффективности обучения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида принадлежит дидактическим играм. Назначение дидактических игр — развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и закрепление знаний, приобретённых на уроках. Использование дидактических игр, игровых ситуаций, игровых упражнений, заданий, способны сделать учебную деятельность более значимой для учащихся, способствуют более успешному усвоению ими программного материала.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

    Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции:

    — средства развития мотивационно — потребностной сферы;

    — средства развития произвольного поведения;

    — средства развития умственных действий;

    Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

    Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Трудные, непосильные задачи могут ребёнка отпугнуть. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.

    Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание.

    Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения); о порядке использования игрового материала; объяснение хода игры, распределение ролей, формирование команд; показ учителем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя. В ходе игры учитель постоянно контролирует успешность её протекания. Между учителем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

    Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Кто быстрее?», «3апомни буквы», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре «Что нужно ученику?» участвуют «Ластик», «Пенал», «Портфель», «Тетради», «Карандаши». Игра «Угадай-ка сказку» может начаться с прихода сказочных персонажей.

    Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос игры «Кто как голос подаёт?», «Считай дальше», «Цепочка». Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать движение животных, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

    Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются учителем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

    Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

    Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений

    Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы, и ему можно присвоить звание «Смекалистый», «Грамотей», «Знаток природы», вручить вымпел, медаль, флажок. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда, каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

    В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

    Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Использование дидактических игр, разнообразных игровых упражнений дают возможность учителю использовать имеющиеся у младших школьников знания, помогают выполнить большее количество заданий, активизировать творческое мышление и воображение, повысить мотивацию к учению.

    Таким образом, в игре развивается то, от чего в последствие будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности ребёнка, а самое главное — успешность его социализации.

    1. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе/ Воспитание и обучение № 3 1998

    2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

    3. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М.: В. Секачев ТЦ «Сфера» 2007

    4. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

    5. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. М.: Бук-Мастер, 1999

    6. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., 2001

    1. Эльконин Д. Б. Психология игры — М., 1978
    2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Москва, 1987.

    moluch.ru