Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной формы заикания

Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной формы заикания

Раннее речевое развитие

Состояние языковых и речевых средств

Зависимость проявления запинок от различных факторов

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте примеры клинической и психолого-педагогической характеристик заикающихся, представленные в учебном пособии «Заикание» Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, пункт 2.3.2. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии». Выделите в каждом из примеров признаки, характерные для неврозоподобной формы заикания (текстовое сообщение).

2. Проанализируйте примеры клинической и психолого-педагогической характеристик заикающихся, представленные в учебном пособии «Заикание» Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, пункт 2.3.1. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии». Выделите в каждом из примеров признаки, характерные для невротической формы заикания (текстовое сообщение).

Практическое занятие 11. Психолингвистический анализ речи заикающихся ***

1. Структура процесса речевого высказывания в норме.

2. Интонация и планирование речевого высказывания. Паузы хезитации и их роль в планировании речевого высказывания.

3. Влияние запинок судорожного характера на внутреннеречевое планирование высказывания.

4. Психолингвистический анализ речи заикающихся с невротической формой патологии:

— Состояние языковых и речевых средств; условия протекания речевой деятельности;

— Особенности монолога у детей с невротическим заиканием;

— Механизмы нарушения монолога и структура порождения речевого высказывания при невротическом заикании, обоснование.

5. Психолингвистический анализ речи заикающихся с неврозоподобной формой патологии:

— Особенности монолога у детей с неврозоподобным заиканием;

— Механизмы нарушения и структура порождения речевого высказывания при неврозоподобном заикании, обоснование.

6. Формулирование выводов по теме занятия.

1. Разработайте схемы: «Психолингвистический анализ речи заикающихся с невротической формой патологии», «Психолингвистический анализ речи заикающихся с неврозоподобной формой патологии».

1. Анализ представлений отечественных психолингвистов о структуре порождения речевого высказывания (текстовое сообщение).

Лабораторные занятия 1, 2. Обследование речи заикающихся

Вопросы для обсужденияя:

1. Принципы анализа речевых нарушений.

2. Организация, содержание обследования лиц с заиканием.

3. Методы обследования лиц с заиканием.

1. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования взрослого заикающегося

2. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования подростка с заиканием

3. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования дошкольника с заиканием.

4. Обследуйте темпоритмическую сторону речи дошкольника по составленному плану. Сделайте выводы.

1. Подготовьте реферат: «Отличие заикания от других речевых расстройств»

2. Разработайте дидактические и наглядный материал для обследования темпоритмической стороны речи дошкольника

Лабораторные занятия 3, 4. Логопедические техники формирования плавной речи у заикающихся ***

1. Значение режима ограничения речи в структуре комплексного метода преодоления заикания.

2. Методы релаксации у дошкольников и их роль в устранении заикания.

3. Особенности формирования речевого дыхания у лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.

4. Особенности формирования моторной базы речи у лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.

5. Формирование моторной базы речи заикающихся с позиций патогенетического подхода

6. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся.

Задания практического характера:

1. Практическое овладение студентами системой дыхательных упражнений.

2. Овладение способами проведения элементов аутотренинга.

3. Проведение со студентами группы фрагментов логоритмических занятий.

1. Путем анализа учебно-методической литературы составьте комплекс упражнений

— для мышечной релаксации у дошкольников;

-для формирования речевого дыхания у дошкольников и взрослых.

— для развития темпоритмической основы общих, мелких и артикуляционных движений

2. Разработайте конспект логоритмического занятия для дошкольников с заиканием. Отразите в конспекте дифференцированный подход к заикающимся с невротической и неврозоподобной формой патологии.

Лабораторное занятие 5. Психолого-педагогический подход к устранению заикания у дошкольников ***

1. Механизмы заикания с позиций психолого-педагогического подхода.

2. Анализ методик устранения заикания у дошкольников С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой.

1. Проведение фрагментов занятий по методике С.А. Мироновой.

2. Проведение фрагментов занятий по методике Н.А. Чевелевой.

1. Подготовьте дидактический и наглядный материал к конспектам занятий, предложенных С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой на различных этапах (периодах) авторских методик..

Лабораторное занятие 6. Психолого-педагогический подход к устранению заикания у школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Обоснование и возможности психолого-педагогической коррекции темпоритмической стороны речи у заикающихся школьников

2. Аналитический обзор методики А.В. Ястребовой «Устранение заикания у учащихся общеобразовательной школы»

1. Выделите цель, методы и методические приемы работы к содержанию занятия № 7 (1 этап), № 1 (2 этап), № 21 (3 этап.).

2. Проведение фрагментов занятий (из разных этапов).

3. Анализ занятий.

1. Разработайте схемы к 1, 2 и 3 этапам коррекционного обучения (методика А.В. Ястребовой).

2. Подготовьте наглядно-иллюстративный материал, раскрывающий модели общения на различных этапах методики А.В. Ястребовой.

Общий список литературы к разделу 8 «Заикание»:

1. Ю.М. Филатова. VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход. – «Дефектология, № 2 – 2004 г.

2. М.В. Белиловская. Коррекция заикания в США.

«Логопед», №6 – 2005 г.

3. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие: в 2-х томах, том 1 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997 г.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2001 г. – 208 с.

6. Нарушение онтогенеза плавности речи. Ю.О. Филатова. – «Дефектология», №3 – 2003г.

7. Основные факторы риска возникновения заикания. Т.Н. Набиева. – «Дефектология», №1 – 2000 г.

8. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания). Поварова И.А. – «Логопедия», № 1 (11) – 2006г.

9. Паузы в нормальной речи и при заикании. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – «Практическая психология и логопедия», № 3 (32) – 2006 г.

10. Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Ю.Д. Фрейдин. Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся. – «Дефектология» № 1 – 1988 г).

11. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. – «Дефектология» № 5 – 2000 г

12. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1980. 104 с.

13. Чевелева Н.А.Исправление речи у заикающихся школьников: Пособие для учителей-логопедов. — М.: Просвещение, 1986.

14. Чевелева Н.А.Исправление речи у заикающихся дошкольников: Пособие для учителей-логопедов. — М.: Просвещение, 1965.

15. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

16. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

17. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: — Просвещение, 1983. – 144 с.

18. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда/И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. — М.: — Просвещение, 1984. – 175 с.

19. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/С.В. Леонова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

20. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей/Т.Г. Визель. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 222.

studfiles.net

Невротическое заикание

Начиная с 70-х годов, в отечественной научной литературе выходит значительное число публикаций, свидетельствующих о новых трактовках клинической картины, наблюдаемой при заикании. На базе клинических наблюдений и экспериментальных исследований разрабатывается представление об объективной дифференциации клинических форм заикания.

Исследователи выделяют две клинические формы – невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами.

Невротическая форма заикания встречается, на наш взгляд, чаще. Возникновению заикания невротической формы у детей предшествует психогения в виде испуга, либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2 – 6 лет.

Аналитические сведения показывают, что у детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходят в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние. ходьба) формируются своевременно.

Речевой онтогенез имеет определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18 месяцам жизни малыша. В короткий промежуток времени (за 2-3 мес.) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью. Следует родителям на это обратить внимание, так как объемность и темповое расстройство речи ошибочно принимаются за высокую интеллектуальность ребенка.

Для невротического заикания всегда нужна «почва» в виде повышенной впечатлительности ребенка, тревожности, робости, «расслоения» поведения: дома ребенок чрезмерно активен, а незнакомой ситуации застенчив и молчалив.

Невротическое заикание возникает на фоне развитой фразовой речи, после перенесенной остро или, оставшейся незамеченной, психической травмы.

Обратиться к врачу-психотерапевту следует сразу с появления первых, на взгляд родителей, совершенно незначительных изменений в речи ребенка. Или не ждать появления невротического заикания, а прийти на прием после ситуации, которая травмировала психику ребенка. Своевременность принятых мер поможет либо предотвратить появление заикания, либо значительно быстрее восстановить утраченное качество речи.

Одномоментная работа психотерапевта и логопеда позволит вылечить ребенка за 3 недели. Доверяйте здоровье ребенка только профессионалам! Медикаментозные средства при невротическом заикании применяются с огромной осторожностью и только в комплексной системной работе с ребенком.

zaikanie.spb.ru

Методическая разработка на тему:
Дифференцированный подход в комплексной системе преодоления заикания у дошкольников.

Выступление на методическом объединение учителей-логопедов.

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

муниципальный центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

356800 г.Буденновск, Ставропольского края, пр. Буденного, 71

Тел. (86559) 7-29-26

инн/кпп 2624024648 / 262401001

в комплексной системе преодоления

заикания у дошкольников

Шиянова Марина Викторовна

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма, плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в 21 столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и др. Большая заслуга принадлежит ученым, доказавшим необходимость лечения этого страдания на ранних этапах его возникновения, т.е. в раннем детстве. Так Сикорский И.А. в своей книге «О заикании» первым назвал заикание «детской болезнью». Его поддерживал Гиляровский В.А. /»К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение»/, который считал, что ранний детский возраст особенно благоприятен для формирования плавной речи, т.к. пластичность и компенсаторные возможности детского организма очень велики. Наши современники /Волкова Г.А., Селиверстов В.И., Выготский И.Г., Миронова С.А. и др./ придерживаются того же мнения, что находит отражение в их теоретических работах и практических методических рекомендациях. Белякова Л.И. в ст. «Клиническая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии» отмечает: «Детский возраст имеет важнейшее значение в жизни человека: в детстве интенсивно формируются и созревают морфологические структуры, физиологические функции, темперамент, а на их основе и под влиянием различных факторов внешней среды складываются основные черты характера, формируется личность».возрастная незрелость и неустойчивость личности ребенка определяют легкость возникновения не только неврозов, но и преходящих или более стойких нарушений формирования личности под действием разнообразных неблагоприятных факторов социальных или биологических.

В специальной литературе давно отмечается, что преодоление заикания с возрастом заикающегося ребенка становится все более сложным и менее эффективным. Это наблюдение связывается с упрочивающимися со временем навыком неправильной речи и постепенным его обрастанием сопутствующими нарушениями в психомоторной сфере у заикающегося. Другими словами, нарастание сложности заикания объясняется нарастанием с годами суммы неблагоприятных симптомов, характерных для него.

Современная наука, сопоставляя клинические, психологические, психолингвистические и физиологические исследования заикающихся, стремится глубже представить себе патогенетические механизмы этого сложного речевого расстройства. Тем не менее нельзя сказать, что механизм заикания полностью разгадан. Среди разных взглядов на эту проблему можно выделить следующие: заикание – это речевое недоразвитие раннего генеза, либо это невроз или невроподобное состояние. Большинство отечественных ученых, работая над проблемой заикания, относят его к неврозам, руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и первичными считают расстройства физиологического характера. Лишь на основе физиологических расстройств формируются психолгические особенности личности заикающегося, которые усложняя клиническую картину заикания, нередко выступают на первый план. В соответствии с положением, выдвинутым Кербиковым О.В., развитие клинической картины заикания, которое в целом можно представить как невротическую реакцию с основной локализацией в речедвигательном анализаторе при невротическом заикании или стойкое судорожное состояние, связанное с соматогенной или резидуально-органической недостаточностью ЦНС, приводящей к речевой судорожной патологии при неврозоподобном заикании, является патологической основой для вторичной невротизации и патологического формирования личности в подростковом возрасте. В сложную клиническую структуру заикания входят речевой судорожный синдром /речевые судороги, тики, сопутствующие движения и т.д./, «облегчающие» речь уловки, навязчивые мысли о своей речевой и социальной неполноценности, логофобия, аффективные колебания, истерические и ипохондрические реакции, сомато-вегетативные нарушения, церебрастенические и церебропатические синдромы, а также динамические патологические изменения характера. По результатам исследования Беляковой Л.И. невротическое формирование возникает как у больных с невротической формой, так и у больных с неврозоподобной формой заикания. В случаях невротического заикания чаще преобладают астенические, тормозимые, фобические, а также истерические типы, а при неврозоподобном заикании – неустойчивый, аффективно-возбудимый и псевдоэпилептоидный типы».

Таким образом, при изучении литературных источников можно заметить, что большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (например, их фиксированность на заикании) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. При этом психологические особенности объединяют разные психические явления: особое качество внимания (застревающее, сосредоточенное, навязчивое и др.), осознание своего речевого нарушения, своеобразное представление о нем, разное отношение к нему.

Все это подтверждает необходимость целого комплекса лечебно-педагогических мероприятий по преодолению заикания с непременным учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого заикающегося.

Мнения об эффективности лечения заикания весьма разнообразны, однако нет сомнения, что здесь имеет значение целый ряд причин: индивидуальные особенности заикающегося, тяжесть его заикания, особенности лечебно-педагогической работы, система оценок результатов этой работы. В то же время сходство нейропатологических синдромов, развивающихся у лиц с невротической и неврозоподобной формами заикания в виде судорожных сокращений мышц речевого аппарата в процессе речевого общения, означает принципиальное единообразие структурно-функциональной организации патологической речевой системы при поражениях мозга разной локализации. Чем более разветвлена и сильна патологическая система речи, тем больше нарушена интегративная функция мозга и дезорганизована ее деятельность в целом.

Наличие этих общих закономерностей в развитии патологического процесса в нервной системе, приводящих к заиканию, сказывается на клинической, физиологической и психолого-педагогической характеристике лиц – носителей этой речевой патологии. Существенные различия во многих диагностических показателях невротической и неврозоподобной форм заикания, имеющиеся у детей, к зрелому возрасту при хроническом течении заикания во многом стираются. Некоторые тенденции, едва заметные в детском возрасте, например, нарушение развития контекстной речи, у взрослых приобретают ярко выраженный характре вплоть до нарушения смысловой стороны и лексико-грамматического оформления высказывания, нарушения общения на эмоциональном, когнитивном и поведенческих уровнях.

При разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при невротической и неврозоподобной формах заикания в связи с тем, что детерминанта патологической системы является образованием, наиболее резистентным к коррекционным воздействиям. Выделяемые клинические формы заикания следует рассматривать не изолированно от иных клинических проявлений, а только в комплексе с ними.

Так. При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов.

Заикающиеся с неврозоподобной формой заикания нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течение более длительного времени.

Эти положения подтверждаются моей логопедической практикой. Из числа 33 заикающихся дошкольников, посещавших специализированную речевую группу у 23 детей было неврозоподобное заикание, а у 10 – невротическое (данные за 3 года). Почти всем детям с неврозоподобным заиканием потребовалось довольно длительное коррекционное воздействие (в течение 2-3 лет). Это объясняется не только нарушением темпо-ритмической организации речевого потока, но и несформированностью базовых уровней речи, нарушением операций, как по смысловой организации высказывания, так и операций его структурно-языкового оформления, а также нарушением памяти, внимания, ригидности мышления. Дети с невротической формой заикания быстрее осваивали навык плавной речи при условии своевременного обращения к медико-педагогической помощи, регулярности занятий и адекватности требований со стороны взрослых. Так, из 10 детей с невротической формой заикания 7 дошкольников, а из 23 с неврозоподобным заиканием только 3 ребенка за год сумели нормализовать или значительно улучшить речь под влиянием коррекционного воздействия.

Естественно, выделяемые клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную следует рассматривать не изолированно от иных клинических проявлений, а только в комплексе с ними. Поэтому разграничение форм речевой патологии может быть продуктивным лишь исходя из клинических представлений.

Так невротическое заикание обычно начинается по психогенно-реактивному типу вслед за реакцией испуга у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. В этих случаях динамика клинической картины выражается в нарастании как речевых, так и общих невротических расстройств различной степени выраженности. К ним относятся раздражительность, впечатлительность, трудность привыкания к новой обстановке, проблемы со сном, упрямство, страхи. Иногда период возрастного криза может характеризоваться истерическими проявлениями. Развитие невротических черт часто связано с наличием неблагоприятной семейной обстановки и особенно с неправильным воспитанием.

У этих детей наблюдаются особенности речевого онтогенеза, проявляющегося ранним бурным развитием фразовой речи. Часто фразовая речь формируется к 1,5 годам, причем словарный запас интенсивно пополняется в течение 2-3 месяцев. При этом нередко формируется ускоренный темп речи с недоговариванием слов и предложений, пропусками предлогов. Часто отмечаются также и явления смазанного произнесения звуков. С возрастом заикание усложняется речевыми уловками эмболофразиями, сопутствующими движениями и нарастающей речевой пропастью, которая в последствии становится логофобией. При неблагоприятном течении заикания к 15-16 годам как речевые так и общие невротические расстройства становятся более выраженными, что отражается на общем состоянии и социальной адаптации больных. Влияние неблагоприятных факторов и отсутствие своевременного лечения, особенно на ранних этапах развития заикания, могут способствовать появлению тяжелых невротических расстройств.

Таким образом, для невротической формы заикания характерны следующие особенности:

  • Заикание появляется в возрасте 2-6 лет
  • Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения
  • Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация)
  • Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения
  • Возможность плавной речи при определенных условиях (эмоциональный комфорт, отвлечение внимания от процесса говорения и т.д.)
  • Неврозоподобное заикание чаще имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Для этих больных характерны полиморфизм как психических, так и собственно речевых нарушений – наличие помимо заикания общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушения звукопроизношения в связи со стертой дизартрией. При этом по сравнению с невротическим заиканием отмечается склонность к большей судорожной готовности и большей выраженности гиперкинезов.

    В целом для таких больных характерно более позднее развитие речи и общей моторики, а также наличие нарушения психической деятельности уже в детском возрасте. Их поведение характеризуется либо общей двигательной и психической расторможенностью и склонностью к немотивированным расстройствам настроения, либо вялостью, пассивностью и однообразием в поведении. Несмотря на выраженную судорожность речи, логофобия имеет редуцированный характер, и страх речи не всегда беспокоит заикающихся. Неврологическое обследование обычно выявляет признаки диффузного органического поражения мозга с акцентом на его моторных структурах. В грудном возрасте эти дети беспокойны, раннее физическое развитие соответствует норме, но отмечается плохая координация, дети отличаются моторной неловкостью. В речевом развитии дети, как правило, отстают от сверстников: первые слова появляются после года, словарь пополняется медленно, к развернутой фразе они переходят после трех лет и налицо аграмматичное построение фраз, т.е. можно утверждать о наличие у этих детей общего недоразвития речи. Дети быстро истощаемы, выраженность церебрастенического синдрома может быть от легкой до явной.

    Следовательно, для неврозоподобной формы заикания характерно:

  • Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года
  • Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи
  • Начало заикания постепенное вне связи с травмирующей ситуацией
  • Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации
  • Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь
  • Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи
  • Статистические данные в рамках одной логопедической группы для заикающихся на протяжении трех лет свидетельствуют о том, что большинство детей с заиканием, независимо от его формы (а именно 27 человек, из 33, нуждались в коррекции сопутствующих нарушений речи: ОНР — 14 детей, ФФНР — 11 детей, дислалии -2 ребенка. 12 детей из общего числа заикающихся имели признаки стертой дизартрии. Причем у ряда детей выделение невротической или неврозоподобной формы заикания было условным, так как клиническая картина нарушения сочетала в cебе симптомы разных уровней поражения деятельности центральной нервной системы: функционального и органического.

    Это в очередной раз подтверждает важность дифференцированного подхода в комплексной системе преодоления заикания. Работа с 5-летним ребенком, имеющим невротическое заикание и простую дислалию, и работа с его сверстником, страдающим неврозоподобным заиканием на фоне ОНР — 11 уровня, должна иметь существенные отличия.

    В настоящее время в педагогической литературе представлены как отдельные приемы логопедической работы с заикающимися, так и ряд комплексных реабилитационных систем. Круг специалистов, участвующих в реабилитационном процессе достаточно широк. Но для достижения основной цели любая методика и любой специалист должны настойчиво добиваться решения главных задач:

    • формирование навыка плавной речи,
    • воспитание личности заикающегося,
    • профилактика рецидивов и хронификации заикания.
    • В реабилитации заикающихся наиболее эффективным по праву признается комплексный метод /основоположники Сикорский И.А., Гиляровский В.A,, Pay Е.Ф., Власова Н.А., Гринер Е. и другие), в котором выделяются три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое t клиническое. Это означает, что помимо общего оздоровления организма /режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение/, целенаправленного развития моторики /координация и ритмизация движений, развитие мелкой, артикуляционной моторики и т.д./, речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния / психотерапия, аутогенная тренировка/, большое значение «дается воспитанию личности и развитию социальных взаимоотношений.

      Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками является система, предложения Власовой Н.А. и Pay Е.Ф., которая не потеряла актуальности до настоящего времени. Мне особенно близки принципы, разработанные авторами: необходимость тщательного медико-психолого-педагогического обследования, воздействие на личность заикающегося в целом, постепенное усложнение «степени самостоятельности речи». Очень важным представляется в этой системе необходимость развития у детей памяти, внимания, мыслительных операций. Все это позволяет наиболее точно составить представление о природе заикания каждого ребенка и разработать индивидуальной перспективную план воздействия на речевое нарушение.

      Селиверстов В.И., особо подчеркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью, поведением. В целях дифференцированного подхода к преодолению заикания логопедические занятия строятся в зависимости от речевых возможностей ребенка, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности» а также с учетом речевых ситуаций- Таким образом, его система предусматривает постепенное нарастание сложности речевой ситуации, дифференцированный подход к заикающимся в зависимости от наличия у них разной степени фиксированности на речевом нарушении.

      Направление коррекционно — педагогической работы с заикающимися Левиной Р.Е. и ее последователей (Миронова С.А., Чевелева Н.A , Ястребова А.В., Спирова Л.Ф.) предполагают наличие у заикающихся детей достаточно высокого уровня речевого развития , что встречается довольно редко. Практика показывает, что из общего числа заикающихся лишь 18-20 % детей имеют речевое развитие, соответствующее возрастным требованиям, у остальных детей заикание осложняется другими речевыми недостатками.

      Все авторы указывают на необходимость дифференцированного подхода при воспитании у заикающихся правильной речи. Реализация этой задачи входит в каждую из известных комплексных систем реабилитации, последовательность применения различных технологий для решения поставленной задачи бывает разной. В большинстве случаев одновременно используется несколько методик, усложняясь постепенно в соответствии с этапами коррекционно — педагогической работы. Регредиентная динамика заикания в большинстве случаев позволяет подтвердить правильность выбранного подхода и сделать следующие выводы:

    • многостороннее изучение этиологии заикания помогает определению закономерностей течения заикания и способствует выбору оптимальных путей и средств коррекционного воздействия;
    • знание и учет особенностей заикания позволяет повысить эффективность дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия на заикающихся;
    • изучение состояния речи заикающихся позволяет определить периоды, наиболее благоприятные для работы;
    • знание возрастных закономерностей состояния речи детей дает возможность обеспечить профилактику рецидивов заикания;
    • анализ особенностей течения заикания дает дополнительный материал для дифференциальной диагностики невротического и неврозоподобного заикания.
    1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. «Заикание» Москва, 1998г.
    2. Селиверстов В.И. «Заикание у детей» Москва, изд. «Владос», 2000г.
    3. «Заикание» под ред. Власовой Н.А., Беккера К-ПМосква, изд. «Медицина», 1983г.
    4. Белякова Л.И. «Клиническая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии» Москва, сборник МГПИ им. Ленина, 1983г.
    5. Оганесян Е.В. «Сравнительный анализ особенностей течения затяжных форм невротического и неврозоподобного заикания» Москва, сборник МГПИ им. Ленина, 1983г.
    6. Бот О.С. «Коррекционно-воспитательная работа с заикающимися дошкольниками» Москва, сборник МГПИ им. Ленина, 1981г.

    nsportal.ru