Дисгармоничное развитие личности психопатии

Дисгармоничное развитие личности

Общие вопросы формирования личности

Известная мудрость, ставшая народной, гласит: «Не тот родитель, кто на свет произвел, а тот, кто вырастил и уму-разуму выучил». И действительно, долг каждого родителя заключается не только в уходе за ним, обеспечении условий для его физического развития, но и в воспитании его личности. Индивидом человек рождается, а вот личностью становиться. И от того, какие социально значимые качества, установки и ценности мы воспитаем в своем ребенке, такой и будет его личность.

Семейные взаимоотношения являются одним из главных условий гармоничного или дисгармоничного развития личности. Учеными и практиками было проведено большое количество исследований, в результате которых сформировалось довольно четкое представление о закономерностях развития личности ребенка. Не менее богатый опыт и знания накоплены об отклонениях или его дисгармоничном личностном развитии. Все это должно в той или иной степени стать достоянием каждого родителя, стремящегося с самого начала серьезно подойти к воспитанию своего ребенка.

Цель реферата – рассмотреть факторы, влияющие на дисгармоничное развитие личности.

1. Общие вопросы формирования личности

Под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.

Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец – это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка-идиота. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью.

Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, гармоничную личность. Личность формируется постепенно.

Личность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т.е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка.

На разных этапах формирования личности взрослые люди вводят ребенка в мир социальной действительности. У ребенка под влиянием социальной ситуации его развития складывается определенная система мотивов и потребностей.

Врожденные биологические особенности организма ребенка оказывают влияния на свойства его личности. Оказывают, но отнюдь не предопределяют ее развитие. Всякие внешние воздействия действуют на человека опосредованно, через внутренние условия, важный физиологический компонент этих внутренних условий составляют свойств нервной системы.

Следовательно, хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности ребенка, их не следует рассматривать как определяющие развитие личности. Определяют развитие личности ребенка общественные условия его воспитания, конкретная историческая среда, в которой он развивается, его образ жизни.

Этими положениями теории личности, разрабатываемые русскими психологами, существенно отличаются от некоторых зарубежных концепций, рассматривающих личность и характер ребенка как прямое следствие его конституциональных, наследуемых свойств.

При формировании личности школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются, образуя сложную, взаимосвязанную иерархию. Не только развиваются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются разнообразные культурные специфически человеческие потребности. Возникают интересы и потребности познавательного характера: ребенок хочет овладевать знаниями, читать книги, слушать музыку, любоваться природой, произведениями искусства.

Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в наших школах, являются такие, как потребность в положительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу творческом труде, в самоуважении, т.е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам.

Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей. Умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего не знает, не может и не хочет, т.е. отсутствуют какие-либо хотения, стремления, потребности. Умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребностей. У многих из умственно отсталых школьников крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами все увеличивается.

Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность, иначе говоря, непропорциональное развитие потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности умственно отсталого ребенка.

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие «направленность личности» расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. К чему стремится ученик, заканчивающий вспомогательную школу: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство?

Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство. Труд способствует развитию критичности детей, укреплению навыков самоконтроля и повышению самооценки. В процессе изготовления какой-либо вещи школьник видит свои достижения и замечает свои ошибки. Успешное изготовление вещи укрепляет веру в собственные возможности. Самостоятельное изготовление вещей способствует развитию положительной направленности личности школьника.

Большое значение для формирования личности имеет коллектив, в котором она развивается. Личность, формируясь под влиянием окружающей действительности, становится все более независимой от непосредственного влияния сиюминутной ситуации. Так, например, зрелый и сознательный юноша, оказавшись в дурной компании, не даст себя уговорить пойти на аморальное действие. Однако зрелой и сознательной личностью этот человек не родился, а стал под влиянием всего своего образа жизни в семье, школе, среди друзей по трудовой деятельности.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитий на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений.

2. Дисгармоничная личность

Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями. Мотивирующая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже ломающим человеческую личность.

Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Острые эмоциональные реакции, негативистическое поведение больше всего свойственны детям, у которых в результате прошлого опыта прочно сложилась завышенная самооценка и соответствующий ей завышенный уровень притязаний. Эти ребята во что бы то ни стало стремятся доказать другим и, главное, самим себе, что их самооценка верна, что они действительно способны добиться желаемого, в том числе и соответствующей оценки окружающих.

Среди аффективных детей встречаются также школьники и с неадекватно заниженной самооценкой, постоянно боящиеся обнаружить свою мнимую несостоятельность. Такого рода неуверенность в себе выступает лишь обратной стороной стремления к самоутверждению и служит в качестве защитного механизма против возможности оказаться не на уровне имеющихся у ребенка слишком высоких притязаний.

Эмоциональные переживания, связанные с тем, что ребенок не хочет допустить в сознание мысль о своей несостоятельности и потому отвергает свой неуспех, искаженно воспринимая и толкуя все факты, свидетельствующие о его поражении, в сумме приводят к «аффекту неадекватности». Дети с таким аффектом действительно не понимают подлинную причину ни своей неудачи, ни своего эмоционального состояния. При этом аффект неадекватности особенно продолжительно держится у тех детей, мнимая самоуверенность которых все время поддерживается времени им или частичным успехом. Так начинает складываться дисгармоничная структура личности ребенка. В сознании — высокая самооценка, высокие притязания, желание быть на уровне своих мнимых возможностей, как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей. А в области бессознательных психических процессов — неуверенность в себе, которую ребенок не хочет допустить в сознание.

С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, и тогда они начинают превращать пороки в добродетели, т. е. относиться к ним как ценностным. В этих случаях рассогласованность между сознанием и поведением, казалось бы, исчезает, однако в действительности она остается, ибо у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности. Другие дети продолжают сознательно принимать усвоенные ими нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у этих ребят постоянный разлад с собой. В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально не адаптированные, склонные к преступлениям.

Завершая работу над рефератом, можно прийти к выводу, что дисгармоничное развитие личности обусловлено многими факторами, такими как общественные отношения, врожденные биологические особенности, направленность личности, трудовое воспитание, коллектив, семейные взаимоотношения.

Источником формирования дисгармонической личности при определенных условиях становятся аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций.

Таким образом, люди с дисгармонической организацией личности — это не просто индивиды с направленностью на себя. Это люди с двойной направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находится в постоянном противоречии.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1996.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М. 1998.

Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 2001.

Рубинштейн С.Л. Пути и принципы развития психологии. — М., 1995.

works.doklad.ru

Дисгармоничное развитие личности психопатии

40.Охарак. Психопатию как форму дисгармонии личности.

Психопатии-нарушения поведения у детей которые часто имеют врождённый характер.

Психопатии возникают на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. Однако влияния внешних факторов для образования психопатии недостаточно. От нормального характера, на который наложило отпечаток неправильное воспитание или педагогическая запущенность, психопатия отличается лежащей в ее основе неполноценностью нервной системы. Отклонения в поведении еще не дают основания причислять человека к психопатическим личностям. Психопатиям не свойственна прогредиентность с развитием слабоумия и дефекта личности. Следует также отличать психопатии от психопатоподобных состояний после черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний, интоксикационных поражений ЦНС, эндокринопатий и др. Основным дифференциально-диагностическим критерием должно служить то, что до появления психопатоподобных изменений при тех или иных заболеваниях развитие личности было нормальным. В отличие от неврозов при психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик. Формы:

Конституциональная. Дети с данным видом психопа­тии обладают наследственной предрасположенностью к ней. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. Формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т. д. При данной этиологии психопатии внешние факторы активируют, «запускают» имеющееся предрасположение.

Приобретенная. Возникает под влиянием неблагопри­ятных факторов психологического и социального харак­тера, таких, как неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Под влиянием эмоционального напряжения, возникающего при конфликтных, кризисных ситуациях, превышающе­го по своей интенсивности и длительности индивидуаль­ные адаптивные возможности ребенка, что проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудно­стях социализации, социального взаимодействия и обу­чения.

Органическая. Развивается как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных не­благоприятных факторов: тяжелые токсикозы беремен­ности, родовые травмы и т. п.

1)Возбудимая. Характерна высокая возбудимость, со­четающаяся с выраженной экстравертированностью, подо­зрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. Поведение детей характеризуется жестокостью, мсти­тельностью, крайней требовательностью к окружающим, вступают в споры по-любому поводу.

2)Неустойчивая. Детям свойственны повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности, слабость воли. Обладают повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию,впечатлительностью.

3)Аффективная. Детям присуще различное настроение, они всегда мрачные унылые. Также они малообщительные, сдержаны и склонны ко лжи.

4)Психастеническая. Дети постоянно испытывают разнообразные страхи, тревоги, сомнения относительно принятия решения в связи с возложенной на них ответственнос­тью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведе­нии, боятся любых изменений.

5)Шизоидная. Детям свойственны патологическая замкнутость, скрытость, оторванность от реальности. слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости.

6)Истерическая. Такие дети предпочитают быть на виду ,хотят быть в центре внимания. Чаще всего таким видом психопатий обладают девочки.

7)Параиноидная. Образование сверхценных идей, которые формируются у них к 30-25 годам Основные черты характера: упрямство, прямолинейность, злопамятность, обидчивость, также самоуверенность в себе.

8)Астеническая. Детям свойственная повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Такие дети не выносят вида крови.

9)Мозаичная. Представляет собой сочетание несколь­ких форм психопатий.

Психопатическая личность – индивид со стойкой и клинически значимой социальной дезапатацией поведения или антисоциальным расстройством личности.

studfiles.net

ДИСГАРМОНИЧНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Характерными моделями дисгармоничного психического развития считаются психопатии и патологические развития личности. Как правило, диагноз психопатии ставится только во взрослом возрасте. В отношении детей говорят о развитии личности по психопатическому типу, о психопатических синдромах, которые заключаются в первую очередь в дизонтогенезе эмоционально-волевой сферы личности, что приводит к выраженным нарушениям поведения.

Психопатия — это тотальная стойкая малообратимая аномалия характера, достигающая степени, нарушающей адаптацию человека с окружающей его социальной средой. Как писал П. Б. Ганнушкин, психопатическим личностям присущи постоянные психологические свойства, которые не подвергаются значительным изменениям [Ганнушкин, 1933]. Причем эти черты или особенности определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь склад его личности свой властный отпечаток. Для психопатий характерен признак недостаточности, дефектности, эти свойства мешают психопатическим личностям безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде. По выражению К. Шнейдера [Schneider, 1923] психопатические личности — это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество.

При распознании психопатий П. Б. Ганнушкин предлагает руководствоваться тремя критериями, которые позволяют отграничить психопатии от нервно-психических заболеваний и крайних границ нормы.

1. Тотальность патологии, при которой личность в целом соткана из патологических характерологических свойств.

2. Стойкость и малообратимость патологической структуры характера.

3. Патологичный склад характера должен быть выражен в степени, грубо нарушающей адаптацию индивида к окружающей его социальной среде.

Такие критерии личностных характеристик могут быть применимы только к человеку взрослого возраста. Развивающийся ребенок и подросток находятся на этапах формирования личности, и даже в отношении юности еще трудно судить о стойкости структуры характера и выраженных нарушений адаптации. В отношении детей и подростков говорят о развитии личности по психопатическому типу, о психопатических синдромах. По определению В. В. Ковалева, психопатические синдромы — это относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влиянием различных эндогенных и экзогенных (включая экзогенно-органические и психогенные) факторов.

Значительные трудности систематики психопатий связаны с такими факторами, как:

• многообразие психопатических вариантов личности;

• промежуточное положение психопатий — между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями при отсутствии четких границ;

• социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию.

Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе нарушений формирования личности с психопатическими синдромами, неоднозначны и еще недостаточно изучены. Большое значение в формировании психопатической личности отводится патологическим особенностям конституции индивида и патогенной семейной ситуации, в которой формируется характер индивида как патологический фенотип (О.В.Кербиков).

Существует много разнообразных классификаций психопатий по клиническим проявлениям. Э.Кречмер выделял шизоидные, циклоидные и эпилептоидные психопатии. В классификации П. Б. Ганнушкина выделены циклоиды, эпилептоиды, шизоиды, истерические характеры, неустойчивые, антисоциальные личности, конституционально глупые, параноики, астеники [Ганнушкин, 1933].

Приведем классификацию психопатий по этиологическому принципу, предлагаемую О. В. Кербиковым.

1. Конституциональные (ядерные) психопатии — обусловлены генетическими факторами.

2. Органические психопатии — обусловлены экзогенными вредностями, действующими во внутриутробном периоде и на ранних этапах онтогенеза.

3. Приобретенные (краевые) психопатии — следствие неправильного воспитания.

О.В.Кербиков отмечает, что часто психопатии имеют смешанное происхождение. При этом клинико-психологические характеристики ядерной, органической и приобретенной психопатии (патохарактерологические развития) совершенно идентичны — они различаются лишь по этиологии и патогенезу (О.В.Кербиков, В. В. Ковалев, А. Е. Личко, В. А. Гурьев, В. Я. Гиндикин, П. Г. Сметанников).

Сходны с систематикой психопатий у взрослых людей классификации психопатий у детей и подростков. Одна из ранних классификаций принадлежит Г. Е. Сухаревой, которая выделяет по этиологическому принципу 3 группы психопатий.

1. Конституциональные. К ним относятся шизоидные, эпилептоид-ные, циклоидные, психастенические и истерические психопатии.

2. Органические. К ним относятся возбудимые (эксплозивные) и бес-тормозные психопатии.

3. Смешанного происхождения, но объединенные явлениями недоразвития эмоционально-волевой сферы (дисгармонический инфантилизм: неустойчивые, истерические личности, псевдологи) [Сухарева, 1952]

Классификации А. Е. Личко (1977), В. В. Ковалева (1979) построены на обобщении классификаций П. Б. Ганнушкина, Г. Е. Сухаревой, О. В. Кербикова.

Выделяют 3 этапа формирования психопатических синдромов: сначала возникают отдельные патологические реакции неустойчивого характера, затем более длительные патологические состояния и наконец происходит становление психопатии как стойкой девиации личности.

Формирование психопатий занимает длительный период в развитии и заканчивается за пределами детства. На начальных этапах преобладает патологическое заострение детских черт психики. Так, у детей младшего возраста наряду с повышенной возбудимостью, раздражительностью наблюдаются двигательное беспокойство, суетливость, капризность, выраженный эгоцентризм. И только постепенно выкристаллизовываются симптомы, определяющие ту или иную форму психопатии. В связи с этим возникает сложная задача выделения на ранних этапах из совокупности различных по характеру симптомов тех, которые специфичны для данного личностного расстройства. Эта задача усложняется тем, что чистые формы психопатий в том виде, как их принято описывать, встречаются редко, в жизни преобладают смешанные варианты.

Несмотря на сложность вопросов патогенеза, клинико-психологическая структура отдельных видов психопатий разными авторами описывается достаточно сходно. Это касается и описаний психопатий детского возраста.

studref.com

Дисгармоническое психическое развитие.

По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Из числа аномальных личностей мы (всегда нечетким образом) выделяем в качестве психопатических те аномальные личности, которые сами страдают от своей ненормальности или от ненормальности которых страдает общество. При этом единственно существенным с научной точки зрения является понятие аномальной личности как одного из вариантов отклонения от среднего уровня. Аномальные жизненные инстинкты и наклонности, в частности, сексуальные, мы можем здесь признать за аномальную индивидуальность.5

Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.

Варианты психопатии:

Шизойдная психопатия — присущи симптомы аутизма. (погруженность в свой мир и т.п.) Эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности своих переживаний и интересов. Отсутствие непосредственности, жизнерадостности, внешней сухости, по отношению к окружающим, развитие речи опережает развитие моторики. Существенные трудности овладения моторными навыками письма.

Эпилептойдная психопатия -Упрямство, мстительность. Свойственная повышенной педантичностью. Для взрослых лиц характерна полярность эмоциональной сферы: с одной стороны эмоц. взрывчатость, жестокость с др. стороны склонность к угодливости, слащавости.

Дата добавления: 2015-01-10 ; просмотров: 746 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Дисгармоническое психическое развитие

Показательной моделью дисгармонического психического раз­вития являются психопатии и патологическое развитие лично­сти — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Ее клинико-психологическая струк­тура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не име­ющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда социальных и биологи­ческих факторов. Эта дисгармония личности лежит в основе не­редких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склон­ности к декомпенсации при изменении привычных условий.

Систематика психопатий и в настоящее время пред­ставляет большие трудности. Это связано с рядом факторов. Ос­новные из них — многообразие психопатических вариантов лич­ности, их промежуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболевани­ями. Большое значение имеют социальные факторы, определяю­щие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию. Так, в классификации психопатий Е. Крепелина (1915) выделяются семь групп: возбудимые, безудержные, им­пульсивные, лгуны и фантасты, враги общества, патологические спорщики. Очевидны отсутствие единства критериев в этой клас-

сификации, ее описательный характер. К.Шнайдер [1923, см.: Сухарева Г. Е., 1965] выделял гипертимных личностей, депрес­сивных, неуверенных в себе, фанатичных, ищущих признания, эмоционально-лабильных, эксплозивных, бездушных, безволь­ных, астенических. Е. Кан [см.: Сухарева Г. Е., 1965] в основу груп­пировки положил недостаточность определенного «слоя» психи­ки: темперамента, влечений, характера — и, кроме этого, выде­лял «сложные и комплексные формы». Э. Кречмер [Kretschmer E., 1956] предложил критерии сходства клинико-психологической кар­тины ряда психопатий с особенностями личности при шизофре­нии, эпилепсии и маниакально-депрессивном психозе и на этом основании выделял шизоидные, циклоидные, а впоследствии и эпилептоидные психопатии.

В классификации П.Б.Ганнушкина (1998) выделены цикло­иды, эпилептоиды, шизоиды, истерические характеры, неустой­чивые, антисоциальные личности, конституционально глупые, параноики, астеники. О. В. Кербиков [ 1971, цит. по: Сухарева Г. Е., 1965] делит психопатии по этиологическому признаку на консти­туциональные, органические и краевые.

Подавляющая часть классификаций психопатий у детей и под­ростков сходна с вышеуказанными. Систематики А. Шульца и А. Гомбургера сходны с классификациями Е. Крепелина и К. Шнай­дера; Н.И.Озерецкий, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева разграничи­вают основные варианты психопатий по их этиологии (конститу­циональные и органические) [см.: Сухарева Г.Е., 1965]. Также выделяется группа психопатий, имеющая смешанное происхож­дение, но объединенная общностью патогенеза — явлениями не­доразвития эмоционально-волевой сферы («дисгармонический ин­фантилизм»: неустойчивые, истерические личности, псевдологи). Классификации А.Е.Личко (1977), В.В.Ковалева (1979) постро­ены на обобщении классификаций П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Суха­ревой, О.В.Кербикова.

Этиология психопатий, как это видно из ряда класси­фикаций, связывается либо с генетическими, наследственными, факторами (конституциональные формы психопатий), либо с экзогенными вредностями, действовавшими на ранних этапах он­тогенеза (органические формы психопатий) и в ряде случаев со­здающими так называемые фенокопии генетических пороков раз­вития. Некоторые виды психопатий могут иметь как наследствен­ное, так и экзогенное происхождение. Ряд авторов [Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1994] не исключают возможность формирования психопатии под влиянием длительно действующих и деформиру­ющих развитие личности ребенка средовых факторов.

Патогенез психопатий мало изучен. Большое значение в формировании психопатической личности отводится патологи­ческим особенностям конституции индивида. Это означает, что

с точки зрения психической составляющей в первую очередь страдает ее базальная основа — темперамент 1 . Как известно, тем­перамент рассматривается как одно из базальных проявлений ин­дивидуальности. Это прежде всего различия во временных и си­ловых характеристиках активности. Одним из основных компо­нентов темперамента является «эмоциональность», которая представляет собой комплекс свойств и качеств, характеризующих возникновение и протекание различных аффективных проявле­ний [Небылицын В.Д., 1976]. В норме темперамент — адаптивное образование, влияющее на общий уровень стимуляции, а значит — на разнообразие опыта ребенка (поэтому активный ребенок по­лучает больше информации, чем пассивный). Темперамент так­же определяет эффективность внешних воздействий (различия в чувствительности к стимуляции определенной модальности). От особенностей темперамента зависит общая сензитивность ребенка к травмирующим воздействиям. И наконец, темперамент ребен­ка влияет на окружающих людей и определяет способы взаимо­действия ребенка с окружающими. Ребенок с определенным ти­пом темперамента как бы навязывает свой модус отношений со взрослыми и детьми.

Если темперамент из всех психических образований наиболее тесно связан с биологическими константами организма, то следу­ющие уровни личностной организации, в том числе характер, фор­мируются преимущественно при всевозрастающей роли интеллек­та и культуральных воздействий. Однако это не исключает влияния на процесс становления личности базальных образований — тем­перамента и эмоциональности. При этом сила ац^ективных «выб­росов» может быть в некоторых случаях настолько велика, что по­пытка их регуляции «сверху» не достигает цели. С. Чесе вместе с соавторами отмечают, что в процессе психического развития про­исходит осознание ребенком особенностей своего темперамента и выработка различных опосредованных способов его регуляции. Значительно сложнее эта задача решается детьми с недостаточ­ностью нервной системы [Chess S., Thomas A., 1987].

При психопатиях клиницисты отмечают нарушения силовых и временных констант темперамента: явления повышенной возбу­димости, импульсивности, взрывчатости, вязкости, симптомы угнетения. Понятно, что на такой патологической основе не мо­жет не сформироваться отличный от нормы характер аффектив­ного реагирования на средовые воздействия.

Нарушение динамики аффективных процессов сопровождает­ся целым рядом негативных явлений, в первую очередь страдают

1 «Темперамент — это переменная, имеющая огромное теоретическое и прак­тическое значение для предсказания нарушений психического развития» [Рат-терМ, 1984.-С. 141].

регуляторные механизмы психической деятельности. Особые труд­ности возникают в отношении регуляции базальных эмоций, и прежде всего — влечений, которые наименее пластичны даже в норме. В этиологии слова «влечение» подчеркивается момент не­одолимости, насильственности.

В норме влечения носят приспособительный характер и делятся на основные (стремление к самосохранению и продолжению рода) и производные, которые более изменчивы, индивидуализированы и в большей степени подвержены средовым воздействиям.

Влечения функционируют внутри аффективных комплексов разной сложности. Структура таких комплексов в норме и при патологии почти совсем не изучена и преимущественно ограни­чивается отдельными описаниями клиницистов. Так, например, Ганнушкин (1998) отмечал, что ранняя мастурбация часто соче­тается с очень выраженной жестокостью, злыми выходками. Зло­ба и сексуальность находятся в большей близости друг от друга и возрастают в зависимости от их интенсивности, когда злость транс­формируется в жестокость.

Таким образом, в зависимости от структуры аффективных ком­плексов, интенсивности отдельных ее элементов в значительной мере зависит тот или иной характер психопатии; в легких же слу­чаях все ограничивается своеобразием личности.

Формирование психопатий занимает длительный период в раз­витии и заканчивается за пределами детства.

На начальных этапах в клинической картине преобладает пато­логическое заострение детских черт психики. Так, у детей млад­шего возраста наряду с повышенной возбудимостью, раздражи­тельностью наблюдаются двигательное беспокойство, суетливость, болтливость, капризность, выраженный эгоцентризм. И только постепенно выкристаллизовываются симптомы, определяющие ту или иную форму психопатии. В связи с этим возникает очень слож­ная задача выделения на ранних этапах из массы различ­ных по характеру симптомов тех, которые специфичны для дан­ного личностного расстройства. Эта задача еще более усложняется тем, что «чистые» формы психопатий в том виде, как их принято описывать, встречаются редко, в жизни преобладают формы сме­шанные — отсюда необыкновенное разнообразие и большая не­устойчивость отдельных симптомов [Ганнушкин П. Б., 1998].

Несмотря на сложность вопросов патогенеза, клинико-пси-хологическая структура отдельных вариантов психопатий разными авторами описывается достаточно сходно. Это касается и описаний психопатий в детском возрасте.

Ядерную группу составляют так называемые конституциональ­ные психопатии, как правило, имеющие наследственное проис­хождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, цикло­идные, психастенические и в значительной части истерические

психопатии. У ребенка с шизоидной психопатией патологические черты в характере появляются рано, уже в 3 — 4 года. Первичное нарушение темперамента проявляется в виде малой его интенсив­ности, вялости реагирования, особенно на уровне инстинктов (например, чувства самосохранения), а также неловкости, пло­хой ритмичности, некоординированности движений, медленно­го формирования автоматизмов. Дети с трудом овладевают навы­ками самообслуживания, не любят подвижных игр, часто наблю­даются трудности в овладении навыком письма.

В аффективной сфере дисгармония проявляется в сочетании повышенной чувствительности и ранимости в отношении соб­ственных переживаний с парадоксальным для детского возраста отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухостью по отношению к родным и близким. Общение с детьми ограниченно, дети плохо ориентируются в эмоциональном со­стоянии других, не способны к непосредственному выражению своих эмоций. В контактах с окружающими быстро нарастает на­пряжение, пресыщение, недостаточно сформированы автоматиз­мы общения. Плохая ориентировка часто приводит к насмешкам со стороны сверстников. Поэтому мальчики-шизоиды часто пред­почитают общество девочек (менее агрессивная среда). Одиноче­ство и мир фантазий эти дети предпочитают обществу сверстников. Контакты со взрослыми более активны, в беседах отдают предпоч­тение абстрактным темам. Дисгармония также наблюдается в ин­теллектуальной сфере. Плохая ориентировка в конкретных ситуа­циях, в житейских вопросах сочетается с хорошими, а иногда очень хорошими способностями в области логического мышления.

Преобладание абстрактного мышления над конкретно-ситуаци­онным делает шизоидов часто внешне похожими на детей, страда­ющих детской шизофренией. Однако сохранность абстрактного мышления, достаточная продуктивность отличают этих детей от шизофреников. У последних с возрастом наблюдается нарастание патологических явлений,- в том числе и в мышлении. У шизоидов, наоборот, при благоприятных средовых условиях с возрастом наблю­дается положительная динамика за счет хорошего интеллекта.

Очевидно, значительная часть наблюдений раннего детского аутизма, описанных Г.Аспергером [Asperger H., 1944], относится именно к шизоидной психопатии. В отличие от вышеописанных выраженных форм раннего детского аутизма, характеризующихся наличием грубых расстройств в инстинктивной сфере, речи, мы­шлении и деятельности, аномалия развития при шизоидной пси­хопатии ограничивается личностными особенностями и непато­логическим уровнем своеобразия.

Для многих детей с шизоидной психопатией характерны ран­нее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чте­нию, природе. В школе их часто привлекают математика, физика,

другие точные науки. Нередка склонность к коллекционированию. Часто обращает на себя внимание хорошая речь. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают интереса. Продуктивность в за­нятиях может страдать от рассеянности, связанной с сосредото­ченностью на интересах, часто далеких от учебных.

В свое время Э. Кречмер [Kretschmer E., 1956] говорил о пато­генетической близости шизоидной психопатии и шизофрении, усматривая между особенностями личности и психозом лишь ко­личественную разницу. В дальнейшем этот взгляд был подвергнут критике. Шизоидная психопатия, как указывалось, ограничена не­процессуальным кругом характерологических особенностей, в то время как при шизофрении, даже при отсутствии острых присту­пов, имеется прогрессирующее течение с тенденцией к повреж­дению психической деятельности. Однако клин и ко-генетические исследования последних лет [Готтесман И., Шилдс Дж., 1967, см. обзор по: Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 1997] указывают на значительную частоту лиц с шизоидной психопати­ей в семьях больных шизофренией.

При эпилептоидной психопатии нет типичных для эпилепсии судорожных расстройств, явлений слабоумия. Речь идет лишь о стойких характерологических особенностях в виде эмоциональ­ной вязкости, напряженности эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории [Сухарева Г. Е., 1959]. Малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению. Малоподвижность аффекта ведет к застреванию на негативных переживаниях, злобности, колебанию настроения по типу дисфории, резким аффективным вспышкам. Темп и ритм дви­жений речи замедлены и соответствуют внутреннему напряжению. В исследовании А.С.Емельянова [1972, см.: Ковалев В. В., 1979] показана динамика развития эпилептоидной психопатии в дет­ском возрасте. Уже в возрасте 2—3 лет для этих детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции, в особенности связан­ные с чувством физического дискомфорта. В более старшем возра­сте на первый план выступают агрессивность, нередко с садисти­ческими наклонностями, длительное состояние озлобленности при невыполнении требований, упрямство, иногда мстительность. Этим детям свойственна повышенная до педантичности аккуратность, гипертрофированное стремление к установленному порядку. В дет­ском коллективе они трудны не только из-за силы и длительно­сти своих аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самоутверждению, властности, жестокости.

Авторы, описывающие эпилептоидную психопатию у взрос­лых, отмечают полярность их эмоциональной сферы: наряду со взрывчатостью, жестокостью — склонность к угодливости и сла­щавости. У детей этот второй полюс практически не наблюдается,

не исключено, что его формирование в более старшем возрасте связано в определенной мере с гиперкомпенсаторными механиз­мами [Зейгарник Б. В., 1976].

Психастенические личности отличаются низкой активностью, слабостью психического тонуса, неспособностью к длительному напряжению. Психастения в своей выраженной форме наблюда­ется у взрослых. Однако отдельные психастенические черты отме­чаются и в детском возрасте: склонность к тревожности, мни­тельность [Сухарева Г. Е., 1959]. Уже в 3 — 4 года у этих детей на­блюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школьном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасе­ния, патологическая нерешительность. Ближе к подростковому возрасту мнительность принимает нередко характер ипохондрич-ности, навязчивые страхи часто «обрастают» защитными ритуала­ми. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и незнакомым, возникает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого вы­зывает состояние тревоги.

Истерическая психопатия не всегда имеет конституциональный характер, в части случаев она может быть обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, нередко обменно-трофического харак­тера, перенесенными в раннем детстве. В отличие от вышепере­численных шизоидной, эпилептоидной, психастенической пси­хопатий, часто встречаемых у лиц мужского пола, истерическая психопатия наиболее часто наблюдается у женщин и соответствен­но у девочек.

Г.Е.Сухарева (1959), отмечая психическую^незрелость как ос­нову данного варианта психопатии, указывает на дисгармонич­ность этого инфантилизма, подчеркивает выраженную диссоциа­цию отдельных его компонентов. Для темперамента истерической личности характерны высокая возбудимость, бурные аффектив­ные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потреб­ность в постоянной смене впечатлений. Вся эта симптоматика ука­зывает на незрелый инфантильный характер аффективного реаги­рования. Повышенная возбудимость сказывается на поведении та­ких детей, они быстро и легко заражаются любым ярким событием и так же быстро пресыщаются. В своем поведении истерическая личность исходит из аффективной оценки ситуации. Под ее воздей­ствием происходит искажение и отвержение всего, что противоре­чит собственным желаниям. Для достижения желаемого использу­ются различные по уровню осознанности способы реагирования, от самых примитивных (истерических припадков) до психологи­чески более сложных — косметической лжи, фантазий и т.д.

При формально сохранном интеллекте наблюдается отсутствие стойких интересов, такие дети быстрее пресыщаются любой дея­тельностью, непосредственно не вытекающей из аффективно зна­чимых целей.

В подростковом возрасте особенно типичны усиленное кокет­ство, склонность к интригам, а иногда и вымыслам сексуального содержания. Таким образом, даже в детском и подростковом возра­сте типичный для истерической психопатии конфликт между жаж­дой признания и инфантильной неспособностью к во­левому усилию определяет сущность психической дисгармонии.

Психопатии типа неустойчивых [Сухарева Г.Е., 1959] также представляют собой вариант дисгармонического инфантилизма. Такие дети отличаются незрелостью интересов, поверхностнос­тью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступ­ков, действиями по первому побуждению. Малая продуктивность в занятиях и при хорошем интеллекте связана с неспособностью к длительной целенаправленной деятельности. Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является час­той причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяж­ничеству. Безответственность, несформированность моральных запретов обусловливают выход из затруднительных ситуаций по­средством обманов, вымыслов. Будучи повышенно внушаемы, эти дети легко усваивают социально-отрицательные формы по­ведения. В подростковом возрасте они нередко попадают в асо­циальные группы, где, как правило, играют подчиненную роль

Психопатия типа неустойчивых может быть как конституцио­нального генеза, так и возникать под влиянием ранних вредно­стей, чаще — в первые годы жизни. Во втором случае ее проявле­ния будут частично сходны с чертами конституционального ин­фантилизма, однако будут отличаться от него наличием более выраженной психической дисгармонии: частой аффективной воз­будимостью, склонностью к расторможению влечений.

Таким образом, природа синдромов психопатии очень разно­образна и может возникать по разным механизмам. Так, наряду с конституциональными формами клиницисты выделяют психопа­тии органического генеза.

Органические психопатии [Сухарева Г. Е., 1959] связаны с ран­ним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Среди органических психопатий наиболее часто встречается возбудимый (эксплозивный) тип. Он чаще наблюдается у мальчи­ков. Его клинической основой является аффективная и двигатель­ная возбудимость. Уже в возрасте 2—3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом. Тяжелые

аффективные разряды чаще имеют астенический исход с расслаб­ленностью, вялостью, слезами. Эти дети представляют значитель­ные трудности в коллективе: они бьют сверстников и младших, дерзят взрослым. При органической психопатии по возбудимому типу наблюдаются и немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшее замечание у этих детей воз­никают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. В под­ростковом возрасте сложившаяся стойкая конфликтная ситуа­ция в школе способствует «выталкиванию» такого подростка в асоциальное внешкольное окружение, делает его угрожаемым в отношении правонарушений [Личко А. Е., 1977].

Для другой группы органической психопатии [Сухарева Г.Е., 1959] характерны повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, некритич­ность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внешнее впе­чатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень ко­роткую. В школьном возрасте бестормозность часто способствует фор­мированию патологии влечений, импульсивным сексуальным эксцессам, склонности к бродяжничеству и т.д. М.С.Певзнер (1962) описан такой тип психопатий после перенесенного в раннем воз­расте эпидемического энцефалита.

Таковы самые основные проявления психопатий у детей. Диагностика психопатий в детском возрасте представляет определенные трудности, что связано с незавершенностью фор­мирования личности. Кроме того, такие характерные для ряда пси­хопатий черты, как повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость поведения, преобладание элементарных потреб­ностей и влечений, до известной степени типичны для возраст­ного этапа развития в норме.

А.Е.Личко (1977) и другие авторы указывают на различный возраст структурирования отдельных видов психопатий. В связи с тем что патологические черты характера в благоприятных услови­ях воспитания могут редуцироваться, Г.Е.Сухарева (1959) и дру­гие детские психиатры предостерегают от широкой диагностики психопатии до юношеского возраста.

В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в формировании различ­ных типов психопатий. Несмотря на биологически обусловленные предпосылки темперамента, становление психопатии реализует­ся в соответствующих неблагоприятных средовых условиях, спо­собствующих ее формированию. По мнению Г. Е.Сухаревой (1959), «врожденной или рано приобретенной недостаточностью опреде­ляются лишь основные, структурные особенности данной дисгар­монической личности, только тенденция к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этой тенденции зависит от социальной среды и воспитания».

В воздействии неблагополучной среды в становлении психопа­тии О.В.Кербиков (1971) и В.В.Ковалев (1979) различают ряд этапов: сначала отдельные патологические реакции, возникаю­щие в ответ на провоцирующие влияния среды, затем более дли­тельные патологические состояния и, наконец, формирование психопатии как стойкой девиации личности.

Г.Е.Сухарева (1965), Л.С.Выготский (1983), М.С.Певзнер (1962) указывают, что ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Так, аутизм шизо­идного ребенка нередко вызывает настороженное отношение к нему со стороны сверстников, что вторично еще более углубляет его аутизм. Аффективная возбудимость эпилептоидного ребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в среде сверстников, ситуацию враждебности, подозрительности. Таким образом, сама психопатическая личность как бы утяжеляет окружающую среду, внося в нее дисгармонию и конфликт и тем создавая новый порочный круг, фиксирующий и усиливающий патологические черты характера. Ряд симптомов (страхи, робость, нерешительность, паранойяльность), наблюдаемых у детей с раз­личными видами психопатий, рассматриваются авторами как вто­ричные реактивные образования.

Г.Е.Сухарева (1959) специально выделяет в качестве отдельной формы патологии развития «патологическое развитие личности» вследствие неблагоприятных условий воспитания, отличая ее от психопатий не только по этиологии, ряду клинических особенно­стей, но и принципиальной возможности обратимости. Такой же точки зрения придерживаются К.С.Лебединская (1969) и др. .

Патологическое формирование личности тем не менее также можно отнести к типу дисгармонического развития. Как указыва­лось, его этиологией являются неблагоприятные условия воспи­тания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребенка ведущую роль играет его воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамен­та, определяющего силу, уравновешенность, подвижность пси­хических процессов, тенденцию к преобладанию того или иного типа элементарных эмоций, составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность форми­руется именно под влиянием социальных условий. В детском воз­расте основным социальным фактором, формирующим личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повы­шенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие длительнс и довольно массивно выраженные, мо­гут привести к искажен:’ю в развитии не только его интересов, направленности, но черс? воздействие на вегетативную нервную систему — и к стойкому вменению свойств его темперамента

[Симеон Т.П., 1935; Сухарева Г.Е., 1935; Мишо Л., 1950; Скана-ви Е.Е., 1962; Фелинская Н.И., 1965; Гурьева В.А., 1971; Гинди-кин В.Я., 1971; см.: Ковалев В. В., 1979]. В.В.Ковалев (1979), ис­ходя из постепенности формирования как нормальной, так и ано­мальной личности, предлагает по отношению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохаракте-рологические формирования личности». Г.Е.Сухарева (1959), В.В.Ковалев (1979), К.С.Лебединская (1969), А.Е.Личко (1977) и другие авторы отмечают в качестве фактора, предрасполагаю­щего к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприятной среды, органическую церебральную недостаточ­ность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцен­туацию характерологических свойств, а также дисгармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретар­дации либо акселерации.

Таким образом, в патогенезе патологических формирований лич­ности основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они ста­новятся устойчивыми свойствами личности [Мишо Л., 1950,1964; Левитов Н.Д., 1955; см.: Ковалев В.В., 1979], особенно в детс­ком возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, спо­собствует прямая стимуляция отрицательным примером.

К дисгармоническому развитию можно отнести и так называе­мую невропатию — особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций [Сухарева Г.Е., 1955; Симеон Т.П., 1948; Ковалев В.В., 1979; и др.]. Эта аномалия может иметь ка(^конституциональный характер — «конституциональная детская нервность», связанная с генетическим фактором, так может быть вызвана ранними эк­зогенными вредностями.

Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости темпе­ратурной регуляции, чувствительности к метеорологическим ко­лебаниям и т.д. Отклонения в нервно-психической сфере, в ос­новном в эмоциональной, возникают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического дискомфорта в одних случаях способствуют фор­мированию личности тормозимой, м тоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейс , в других — возбудимой, раздражительной, двигательно расторможенной. Сухарева Г. Е. (1959) выделяет два варианта невропагни — астенический и воз­будимый, наблюдающийся реже.

Дети, страдающие невропатией, как правило, повышенно впе­чатлительны и ранимы, в связи с чем у них легко возникают не­врозы страха, заикание, тики, энурез и т.д.

Невропатия, так же как и задержанное развитие, является ано­малией развития, наиболее типичной для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школьном воз­расте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных ус­ловиях воспитания, служит основой для формирования психопа­тии либо патологического развития личности тормозимого типа [Ковалев В. В., 1979].

Особым видом дисгармонического развития является анома­лия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Если при невропатии первичный де­фект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретар­дации), в других — к ускорению (акселерации).

Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетиче­скими особенностями, так и экзогенно обусловленной органиче­ской недостаточностью нервной системы. Этот тип аномалии отли­чается от явлений ретардации и акселерации полового созревания, наблюдаемого и в рамках физиологических проявлений, не дости­гающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгар­моничностью физического и нервно-психического развития [В1е-uler М„ 1954; Лебединская К.С., 1969; Kretschmer В., 1956, 1979].

Так, при задержке полового развития церебрального генеза бу­дет наблюдаться недоразвитие моторики (медлительность, неук­люжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамосто­ятельность, повышенная внушаемость, трусливость — Лебедин­ская К.С., 1969). Однако в отличие от вышеописанной аномалии развития по «задержанному» типу здесь будут отмечаться при­знаки специфической дисгармонии: черты двигательной и эмо­циональной незрелости будут сочетаться с чрезмерной речевой продукцией — склонностью к бессодержательным рассуждени­ям, болтливости, сентенциям. Не исключено, что эта излишняя вербализация в определенной мере имеет компенсаторное проис­хождение и связана с реакцией личности на свою моторную не­состоятельность. Двигательная неловкость, часто сочетающаяся с ожирением, склонность к болтливости, трусливость нередко делают этих детей объектом насмешек со стороны сверстников, что способствует возникновению невротических расстройств. Данная аномалия развития может иметь временный характер, сглаживаясь после пубертатного возраста по мере завершения запоздалого полового метаморфоза. Однако в ряде случаев черты «гипогенитальной конституции» в виде своеобразного сочетания описанных особенностей моторики, эмоциональной сферы и речи

могут прослеживаться и во взрослом возрасте как стойкая ано­малия развития.

Ускоренное половое созревание церебрально-органического ге-неза по наличию ряда признаков вегетативно-эндокринной дис­функции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. Ускоренное по­ловое созревание церебрально-органического генеза часто фор­мирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, которая наблюдается при задержке полового развития [Лебединская К.С, 1969]. К ее про­явлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связан­ная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как пра­вило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуаль­ный уровень не может обеспечить соответствующую неадекват­ным, односторонне «взрослым» установкам социальную адапта­цию. В неопубликованных экспериментальных исследованиях Г.В.Грибановой показана односторонняя примитивность «образа взрослости», наблюдаемая у этих подростков: его ограниченность внешними бытовыми атрибутами (одеждой, прической, заработ­ком и т.д.)- Эта психическая дисгармония особенно очевидна в случаях диссоциации указанных личностных установок с органи­ческой незрелостью интеллекта.

По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффективная возбудимость. В благо­приятных средовых условиях девиация поведения претерпевает обратное развитие. Однако при наличии неблагоприятного окру­жения эти патологические черты становятся предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной воз­будимости, расторможенности влечений, асоциальным поведе­нием.

Описание аномалий развития, отнесенных нами к дисгармо­ническому типу — психопатий, патологическому развитию лично­сти, невропатии, как правило, принадлежит клиницистам. В дет­ской патопсихологии они почти не исследовались.

Поэтому, несмотря на то что описанные варианты дисгармони­ческого развития являются наиболее «чистыми» типами именно аномалий развития, не сочетающимися с симптомами болезни, их патопсихологический анализ показывает значительные трудности и может быть представлен только в предположительном плане.

Как считается большинством исследователей, дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями эмоциональной

сферы, возможно, ее физиологической основы — вегетативной и вегетативно-эндокринной систем.

Внутри эмоциональной сферы наблюдаются различные вари­анты асинхронии развития элементарных и высших эмоций. Стра­дание элементарных эмоций различной модальности наблюдается при всех психопатиях в виде повышенной возбудимости, патоло­гической лабильности, инертности, вязкости или вялости аффекта либо качественного извращения.

При психопатиях и патологическом развитии личности наблю­дается также дисгармония между эмоциональной и интеллекту­альной сферами. Даже первично сохранный интеллект не регули­рует эмоциональную сферу, в том числе ее базальный уровень, а часто находится от него в большей зависимости, чем это наблю­дается в норме. В этом плане можно говорить об измененности иерархических связей.

Однако при некоторых вариантах дисгармонического развития, в первую очередь конституциональных психопатиях, наблюдается отчетливая дисгармония и в самой интеллектуальной сфере. Раз­личные сочетания диссоциаций развития в эмоциональной и ин­теллектуальной сферах создают значительный полиморфизм про­явлений, которым отличаются разные варианты дисгармониче­ского развития.

Схематизируя основные варианты нарушения психического развития при психопатиях, попытаемся свести их к нескольким вариантам:

1) психопатологические явления фиксируются преимуществен­но в области базального аффекта при известной сохранности ин­теллекта. Дисгармония в аффективной сфере проявляется в со­хранности высших эмоций, недоразвитии базальных и низкой ин­тенсивности влечений, непосредственно связанных с инстинк­тивными побуждениями (например, шизоидная психопатия);

2) инстинктивно-аффективная сфера, включая уровень вле­чений, обладает повышенной возбудимостью и интенсивностью воздействий на интеллект и личность в целом. В результате пере­страивается вся система отношений интеллект — аффект. Интел­лектуальные процессы начинают обслуживать требования базаль­ного аффекта и влечений (например, истероидная психопатия);

3) базальные и высшие эмоции недоразвиты, наблюдаются явления расторможенности влечений непатологического и пато­логического характера. Контроль сверху, со стороны интеллекта, ограничен в одних случаях из-за его низкого уровня, в других — из-за отсутствия стойкой интеллектуальной мотивации (напри­мер, органические психопатии).

Однако, как уже отмечалось, чистые варианты психопатий встречаются реже, чем смешанные.

[1] Р.Заззо на основании тестовых исследований предложен обобщенный про­филь интеллектуальных достижений умственно отсталых детей. Как показывает диаграмма, у детей-олигофренов наблюдается выраженное рассогласование между отдельными линиями развития. Так, в тесте Векслера эти дети хуже справлялись с вербальными субтестами и несколько лучше — с невербальными. Еще лучше выполнялась проба Бурдона на зачеркивание элементов фигур. Наибольшие трудности возникали при выполнении заданий на пространственный интехтект (пробы Пиаже —Хед, тест Бендер) [Zazzo R., 1968].

[2] Слово, вызывающее оборонительную реакцию, составляет «ядро» смыслово­го поля. Вокруг этого ядра находятся слова, вызывающие у испытуемого ориенти­ровочную реакцию. Таким образом удается определить семантическое поле — со­вокупность смысловых символов, объединенных общим значением (Виноградо­ва, 1956).

[3] Специальная методика обучающего эксперимента была предложена С.Я.Ру­бинштейн (1979).

studopedia.org