Диссертация об аутизме

Новости фонда: Фонд поддержал магистерскую программу по психолого-педагогическому сопровождению лиц с РАС

Это первая специализированная магистратура по аутизму в государственном вузе

В МГППУ на факультете «Клиническая и специальная психология» (кафедра «Специального (дефектологического) образования») 11 человек закончило магистерскую программу по теме «Психолого-медицинское сопровождение лиц с РАС». Фонд «Выход» финансировал перевод актуальных научных статей для нее и ряд дополнительных семинаров для магистрантов.

Набор магистров в основном состоял из специалистов, работающих в детских садах, школах, центрах образования, реабилитации и т.д., а также в области психолого-медико-педагогического консультирования. Поэтому результаты их исследований имеют не только научное, но и прикладное значение.

«Это первая в России магистерская программа по подготовке профессионалов, владеющих системными научными знаниями по проблемам психолого-педагогического сопровождения лиц с РАС. Она разработана с учетом мировых тенденций диагностики и помощи. Наши студенты получают актуальные теоретические знания о механизмах возникновения, проявлениях расстройств аутистического спектра; а также – практические навыки проектирования современных реабилитационных программ и технологий сопровождения», – говорит Юлия Костенкова, заведующий кафедрой «Специальное (дефектологическое) образование», декан факультета «Клиническая и специальная психология» в МГППУ. Она добавляет, что аттестация показала высокий уровень подготовки магистров, а так же то, что их работы имеют большую практическую значимость.

Большая часть исследований была посвящена работе с детьми с РАС в сфере педагогики. При этом ряд исследований проводился в парадигме прикладного анализа поведения (ПАП) и содержал конкретные рекомендации по работе с детьми с РАС. Ряд диссертантов занялся темой диагностики и разработки методов раннего скринига, что в перспективе позволит своевременно выявить риск нахождения ребенка в спектре и начать раннее вмешательство.

Немалую роль может сыграть изучение особенностей развития памяти, внимания и зрительно-моторного контроля у детей с РАС, поскольку позволяет по-новому взглянуть на формирование учебных планов и составление коррекционных программ для детей с аутизмом.

«Это чрезвычайно важное событие, – говорит Лилия Колпакова, защитившаяся по теме «Методы предупреждения возникновения нежелательного поведения у детей с РАС». – Впервые на государственной учебной площадке защищались диссертации с опорой на прикладной анализ поведения. Значит, на нашем методологическом поле научная эффективность этого метода уже воспринимается как данность». Кроме того, многие работы, по ее словам, касались глубоких форм аутизма, которые хуже изучены, из-за того что в этой области труднее собирать материал и проводить исследования. «Все выпускники либо уже работают с детьми с РАС, либо приступают к этой деятельности по окончании обучения, так что нашего полку прибыло», – говорит Лилия, которая сама работает куратором ресурсного класса в школе 285.

Кроме того, в рамках другой магистерской программы этой же кафедры сотрудник фонда «Выход» Ксения Новикова защитила диссертацию «Принятие детей c РАС в социальной среде». Ксения ведет в фонде программу «Аутизм. Дружелюбная среда», и ее диссертация написана с учетом этого опыта.

Темы диссертаций по теме «Психолого-медицинское сопровождение лиц с РАС»:

1. Бабак Екатерина Александровна: «Подготовка к школе детей с атипичным аутизмом»
2. Гарслян Ирина Лаврентьевна: «Особенности зрительно-моторного контроля у детей с РАС дошкольного возраста».
3. Дрогунова Анастасия Викторовна: «Особенности зрительного пространственного внимания и их связь с когнитивным развитием у детей с РАС».
4. Зотова Мария Анатольевна: «Использование методов предварительной диагностикии опросников родителей для выявления РАС».
5. Калач Мария Александровна: «Сравнительная характеристика клинико-психологического обследования и нейроиммунологических показателей у детей с РАС и смежными патологиями».
6. Колпакова Лилия Олеговна: «Методы предупреждения нежелательного поведения у детей с РАС».
7. Лелюхина Марина Дмитриевна: «Нарушения коммуникации и их коррекция у детей с РАС».
8. Лобачева Елена Константиновна: «Развитие смысловых значений эмоционально-оценочной лексики у детей с расстройствами аутистического спектра».
9. Поликарпова Наталья Сергеевна: «Нарушения социально-коммуникативного развития и их коррекция у детей с РАС раннего возраста».
10. Скрябина Анастасия Васильевна: «Психокоррекционная помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом».
11. Сытилина Наталья Петровна: «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в образовательной организации VIII вида».

outfund.ru

автореферат и диссертация по психологии 19.00.10 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом

Автореферат диссертации по теме «Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом»

На правах рукописи 00505Э*>»и I/

19.00.10 — «Коррекционная психология»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Работа выполнена на кафедре специальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Иванов Евгений Сергеевич

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Мамайчук Ираида Ивановна, кафедра медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ

доктор психологических наук, профессор Коржова Елена Юрьевна, заведующая кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена

ГОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»

«Ж» iUCUs 2013 г. в it

часов на заседании

совета Д. 212.232.22 при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6., ауд. о/, факультет психологии.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: Университетская наб., д. 7/9.

кандидат психологических наук, доцент

И. В. Грандилевская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последнее время объектом интереса разных специалистов (психиатров, психологов, педагогов, социологов) стали дети с сочетанными нарушениями психического развития, среди которых особую категорию составляют дети, страдающие аутизмом с умственной отсталостью. Распространенность аутизма и расстройств аутистического спектра составляет около 20 случаев на 10 ООО детского населения (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 2005; Мэш Э., Вольф Д., 2007). По данным разных авторов, от 80 до 95 % детей с аутизмом имеют умственную отсталость разной степени (Иванов Е.С., 2004, 2005; Гилберт К., 2005; Ма-майчук И.И., 2007; Питере Т., 2003). На современном этапе аутизм рассматривается как группа синдромов разного происхождения, характеризующихся нарушением социального взаимодействия и общения, стереотипным поведением, среди которых выделяется синдром Каннера (ранний детский аутизм — РДА), атипичный аутизм, синдром Ретга, синдром Аспергера и др. (МКБ-10). Клинико-психологическая картина при атипичном аутизме, предполагающем, в отличие от РДА, наличие интеллектуального недоразвития, не сводится к сумме нарушений при аутизме и умственной отсталости, а представляет собой качественно иное образование. Специфика атипичного аутизма проявляется в отсутствии у ребенка одного из компонентов классической «триады» (Wing L., 1985) либо их проявлении после 3 лет. Сочетание искажения эмоциональной сферы, снижения потребности в общении, стереотипного поведения и дефицита когнитивных навыков, а также неравномерность психического развития, проявляющаяся в наличии «островков способностей» (Иванов Е.С., 2005), создает значительные трудности в сфере диагностической, коррекционной работы и детско-родительских отношений.

Положительная динамика развития и успешная социализация детей с атипичным аутизмом во многом зависит от родительского отношения — эмоционального принятия, реалистичной оценки и адекватного стиля семейного воспитания. Однако, матери и отцы, являясь основными посредниками в общении таких детей с окружающим миром, часто не в состоянии оказать им необходимую помощь (Иванов Е.С, 2007). Недостаток доступной для понимания родителей информации об аутизме и сложных вариантах психического развития дополняется тиражированием в СМИ представления об одаренности всех аутичных детей, сравнением их с детьми-Индиго (Кэррол Л., То-убер Д., 2011). Недостаток специализированных учреждений и отсутствие образовательной программы для детей с аутизмом существенно влияет на жизнь семьи, так как матери вынуждены ограничивать себя в сфере профессиональной самореализации для того, чтобы уделять достаточное время ребенку, а отцы — нести повышенную финансовую ответственность за всю семью. Стрессовые переживания родителей усиливаются из-за того, что необычное поведение ребенка привлекает внимание окружающих людей, часто вызывает критику.

Степень разработанности темы. Высокая актуальность изучения родительского отношения к детям с атипичным аутизмом связана с необходимостью обеспечения семьям оптимального жизненного пространства для эмоционально-личностного развития и успешной социальной адаптации их членов. Несмотря на практическую значимость, эта тема недостаточно освещена в современной литературе. Отечественные и зарубежные авторы, преимущественно на примере матерей, рассматривают особенности родительского отношения к детям с интеллектуальными, сенсорными, двигательными нарушениями (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2003; Левченко И.Ю., Ткачева В.В., 2008). Количество работ, посвященных родительскому отношению к детям с умственной отсталостью (Исаев Д.Н., 2003, 2012; Шипи-цына JI.M., Сорокин В.М., 2008; Baxter С., 1986),существенно превосходит исследования этой темы на примере семей аутичных детей (Печникова JI.C., 1997, 1998; Мамайчук И.И., 2007; Schopler Е., Mesibov G., 1984). Тематика отцовского отношения к детям с отклонениями в развитии представлена преимущественно в западных исследованиях (Lamb М.Е., Meyer D.J., 1991; Marsh D.T., 1992). Отечественные авторы чаще рассматривают влияние отцов на нормативно развивающихся детей (Евсеенкова Ю.В., 2003; Калина О.Г., Холмогорова А.Б., 2006; Посохова С.Т., Липпо C.B., Манеров Р.В., 2008).

Целью исследования стало изучение психологических проявлений родительского отношения к детям с атипичным аутизмом.

1. Систематизация научных представлений о родительском отношении к детям с атипичным аутизмом.

2. Изучение структурных компонентов родительского отношения к детям с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью без аутизма.

3. Исследование специфики материнского и отцовского отношения к детям с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью без аутизма.

4. Выявление психологических факторов родительского отношения к детям с атипичным аутизмом.

6. Разработка рекомендаций по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с атипичным аутизмом.

Объект исследования: матери и отцы детей с атипичным аутизмом.

Предмет исследования: отношение матерей и отцов к детям с атипичным аутизмом.

1. Родительское отношение к детям с атипичным аутизмом отличается особой структурой и характеризуется рассогласованностью между эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами. Родительское отношение к детям с умственной отсталостью менее противоречиво, чем к де-

тям с атипичным аутизмом, и основывается на авторитарном стиле взаимодействия с ребенком.

2. Существенную роль в искажении родительского отношения к детям с атипичным аутизмом играют защитные механизмы личности матерей и отцов.

Научная новизна результатов исследования в том, что впервые проведено изучение родительского отношения к детям с атипичным аутизмом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов; выделены общие и специфические особенности семей, воспитывающих детей с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью; проведен сравнительный анализ материнского и отцовского отношения к детям с атипичным аутизмом; рассмотрены психологические факторы родительского отношения.

• теория отношений личности (Мясищев В.Н., 1957, 1960);

• системный подход к изучению семьи (Варга А.Я., 1986; Боуэн М., 2008);

• исследования в области детско-родительских отношений (Эйдемил-лер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Спиваковская A.C., 2000; Карабанова O.A., 2004);

• подход, рассматривающий семью как фактор социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Шипицына JI.M., 2002; Левченко И.Ю., Ткачева В.В., 2008);

• подход к изучению личности ребенка с отклонениями в психическом развитии (Выготский JI.C., 1991, 2003);

• клинико-психологические описания детей с аутизмом (Лебединская К.С., Никольская О.С., 1991; Иванов Е.С., 2004; Мамайчук И.И., 2007) и с умственной отсталостью (Певзнер М.С., Лубовский В.И., 1963; Сухарева Г.Е., 1965; Шипицына Л.М., 2002; Лебединский В.В., 2008).

В исследовании был использован клинико-психологический, экспериментально-психологический и математико-статистический метод.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

4. Материнское отношение к детям с атипичным аутизмом характеризуется сочетанием эмоционального принятия и отвержения, высокой частотой симбиотических отношений и тенденцией избегать конфликтов в процессе межличностного общения. Отцовское отношение к детям с атипичным аутизмом чаще основывается на эмоциональном отвержении ребенка и стремлении дистанцироваться от процесса семейного воспитания.

5. Факторами родительского отношения к детям с атипичным аутизмом являются сочетанность психических нарушений у ребенка, при которой затруднительно выделить ведущий компонент, и личностные особенности родителей, имеющие различия у матерей и отцов. В структуре личности матерей детей с атипичным аутизмом доминируют такие черты как эмоциональная чувствительность, тревожность, ориентация на оценки окружающих людей, а отцов — недостаточный уровень развития мотивационно-волевых качеств, снижение потребности следовать групповым требованиям. Общей особенностью матерей и отцов детей с атипичным аутизмом является доминирование у них защитного механизма интеллектуализации.

Достоверность научных результатов подтверждается комплексным подходом к исследованию, опирающимся на фундаментальные положения общей, социальной, специальной и медицинской психологии, подбором и адаптацией выбранных методов в соответствии с целями и задачами исследования, репрезентативностью выборки, наличием группы сравнения, корректностью применения методов математической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на кафедре специальной психологии СПбГУ и в ходе выступлений на 10 конференциях: 5 международных («Психология XXI века», СПбГУ, 2010, 2011; «Ананьевские чтения», СПбГУ, 2011; «Ин-

новации в коррекции нарушений речи у детей и подростков», СПб АППО, 2011; «Я в мир удивительный этот пришел», СПб АППО, 2013), 1 Всероссийской («Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность», СГУТиКД, 2010), 1 региональной («Молодежь в эпоху перемен», ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2010) и 3 межвузовских («Развитие специального образования в России», ИСПиП им. Р. Валленберга, 2009,2010,2011).

Результаты исследования используются в ходе практической работы с семьями, воспитывающими детей с атипичным аутизмом, в ГБОУ начальной школе — детском саду № 687 «Центр реабилитации ребенка» (г. Санкт-Петербург).

По теме диссертации опубликовано 14 работ, из них 2 в научных журналах, входящих в Перечень Высшей Аттестационной комиссии Российской Федерации (ВАК).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, рекомендаций по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с атипичным аутизмом, 11 приложений. Основной материал изложен на 120 страницах, содержит 23 рисунка, б таблиц. Список литературы включает 249 наименований, в том числе 64 публикации зарубежных авторов (из них 39 на иностранном языке).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотезы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Теоретико-методологический подход к изучению родительского отношения к детям с атипичным аутизмом» представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных психологии семьи и детско-родительских отношений. Описана клинико-психологическая картина нарушений при атипичном аутизме, особенности материнского и отцовского отношения к аутичным и умственно отсталым детям.

В параграфе 1.1. «Современные подходы к изучению семьи и детско-родительских отношений» семья рассмотрена как малая группа (Мацков-ский М.С., 1989; Андреева Г.М., 1999; Colley С., 1956) и как система (Эйде-миллер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Варга А.Я., 2001; Боуэн М., 2008). Отражена история изучения детско-родительских отношений в рамках психоанализа, теории привязанности, индивидуальной психологии, бихевиоризма, гуманистической психологии. Выделен вклад отечественных ученых, показавших ведущую роль родителей в психическом развитии детей (Эльконин Д.Б., 1960; Божович Л.П., 1997; Запорожец A.B., 1986; Лисина М.И., 1986), в том числе с патологией развития (Личко А.Е., 1979; Спиваковская A.C., 1981; Ковалев C.B., 1988).

В параграфе 1.2. «Родительское отношение как предмет психологического исследования» представлены основные отечественные и зарубежные

концепции, описывающие структуру родительского отношения (Варга А.Я., 1986; Смирнова Е.О., Быкова М.В., 2000; Schaefer E.S., Bell R.A., 1969; Baumrind D., 1991). Отражен современный подход к родительскому отношению как условию развития ребенка и части личностной сферы женщин и мужчин (Филиппова Г.Г., 1999, 2001; Махмудова Р.К., 2010). Рассмотрены различия между содержанием, проявлениями и факторами материнского и отцовского отношения к детям (Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В., 2004; Калина О.Г., Холмогорова А.Б., 2006; Посохова С.Т., Липпо C.B., Манеров Р.В., 2008; Кон И.С., 2009; Grossmann К., 2002; Lamb M., 1997).

В параграфе 1.3. «Клинико-психологические особенности детей с атипичным аутизмом» представлена история изучения аутизма, описаны аути-стические проявления у детей с учетом возрастной динамики (Лебединская К.С., Никольская О.С., 1991; Башина М.В., 1999; Иванов Е.С., 2004; Баен-ская Е.Р., 2007; Мамайчук И.И., 2007). Различия между ранним детским аутизмом и атипичным аутизмом проведены на основании критериев МКБ-10, а также имеющихся данных о специфике умственной отсталости при аутизме (Питере Т., 2003; Мамайчук И.И., 2007; Лебединский В.В., 2008).

В параграфе 1.4. «Родительское отношение к детям с атипичным аутизмом» выделены последствия рождения ребенка с отклонениями для его семьи: нарушения детско-родительских и супружеских отношений, высокая частота возникновения супружеских конфликтов и разводов, хронические стрессовые переживания, высокий риск возникновения эмоциональных и психосоматических расстройств у матерей и отцов (Савина Е.А., Чаро-ва О.Б., 1999; Сагдуллаев A.A., 1996; Ткачева В.В., 1999; Гуслова М.Н., Сту-ре Т.К., 2003; Демьянов Ю.Г., 2004, 2008;). Отмечена стадиальность кризисных переживаний родителей (Майрамян Р.Ф., 1976; Fewell R.R., Gelb S.A., 1983; Kubler-Ross E, 1969). Описано явление «потери ребенка мечты» (Фюр Г., 2008), связанное с несоответствием между «психологическим проектом» ребенка (Самоукина Н. В., 2002) и реальной ситуаций.

Из-за недостатка данных по теме родительского отношения к детям с атипичным аутизмом описаны особенности родительского отношения к детям с аутизмом и к детям с умственной отсталостью. Отмечена ранимость семей аутичных детей, тяжесть внутрисемейной психологической обстановки, проявления и факторы родительского отношения (Печникова Л.С., 1997, 1998; Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2003; Никольская О.С., 2005; Мамайчук И.И., 2007; Левченко И.Ю., Ткачёва В.В., 2008). Описаны кризисные переживания родителей умственно отсталых детей, специфика материнского и отцовского отношения к ним (Багдасарьян И.С., 2000; Исаев Д.Н., 2003; Шпек О., 2003; Селигман М., 2007; Савина Е.А., Чарова О.Б., 2008; Шипи-цына Л.М., Сорокин В.М., 2008).

В главе 2 «Организация и методы исследования» представлено описание эмпирической базы, процедуры и методов исследования.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе детских коррекционных учреждений г. Санкт-Петербурга с 2009 по 2012 год.

Всего было обследовано 162 родителя детей дошкольного возраста (от 4 — 6 лет, средний возраст детей составил 5,1±0,73 года). Первую группу составили 67 родителей детей с атипичным аутизмом (45 матерей и 22 отца), где возраст матерей — от 26 до 47 лет (средний возраст — 34,4±4,6 года), возраст отцов — от 25 до 52 лет (средний возраст — 36,3±8,2 года).

Для сравнения и выявления специфики родительского отношения к детям с атипичным аутизмом была обследована вторая группа — 95 родителей детей с умственной отсталостью (60 матерей и 35 отцов). Возраст матерей умственно отсталых детей — от 24 до 50 лет (средний возраст — 33,9±5,9 лет), возраст отцов — от 25 до 55 лет (средний возраст — 35,2±8,6 лет).

Обе группы не различались по возрасту, полу детей и порядку рождения ребенка с отклоняющимся развитием (в группе 1 и 2 ребенок является старшим), однако имели отличия по числу детей в семье (в группе 1: один ребенок — 71 %, двое детей — 29 %, в группе 2: один ребенок — 54 %, двое детей — 46 %), полноте семьи (полных семей в группе 1 — 49 %, в группе 2 — 58 %), образовательному и материальному уровню родителей, который был выше у матерей и отцов детей с атипичным аутизмом.

Процедура исследования. Формирование групп осуществлялось на основании медицинской документации детей (медицинских сведений из районных психоневрологических диспансеров и психиатрических стационаров). Среди потенциально возможных участников количество семей, согласившихся пройти обследование, было около 60 %. Отказ от участия родители мотивировали отсутствием времени и потребности в результатах исследования, болезненностью тем, связанных с ребенком, и конфликтностью супружеских отношений. При этом матери детей с отклонениями были более положительно настроены к исследованию, чем отцы. Обследование участников проводилось в 3 этапа.

На первом этапе приглашались матери без детей, и отдельно отцы без детей. Им предоставлялась информация о целях и задачах исследования, условия их проведения. После первичной беседы, занимавшей от 1 до 1,5 часов, участникам предлагалось ответить на вопросы анкет. Заполнение анкет занимало у матерей и отцов от 2 до 2,5 часов.

На втором этапе к участию приглашались пары: «мать — ребенок», «отец — ребенок» для выявления особенностей взаимодействия. Выполнение задания «Проба на совместную деятельность» заняло 15 минут.

На третьем этапе были изучены клинико-психологические нарушения у детей, проведены беседы с педагогами учреждений для сбора сведений о семьях и детско-родительских отношениях.

Методы и методики исследования. Для выявления структурных компонентов родительского отношения был использован комплекс методик:

• опросник родительских установок PARI (E.S. Shaefer, R.A. Bell, адаптация T.B. Нещерет);

• методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений (O.A. Карабанова, адаптация A.A. Шведовской);

• методика «Проба на совместную деятельность» (Г.В. Бурменская, O.A. Карабанова, модифицированный вариант);

• методика «Цветовой тест отношений» (Е.Ф. Бажин, A.M. Эткинд).

Для поиска взаимосвязи между родительским отношением к ребенку и

личностными особенностямиродителей, доминирующими у них защитными механизмами был использован 16-факторный личностный опросник Р. Кет-тела (форма С); опросник «Индекс жизненного стиля» (Г. Келлерман, Р. Плутчик, адаптация Л.И. Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.); методика «Метод цветовых выборов» (адаптация методики М. Люшера Л.Н. Собчик).

Беседа с родителями проводилась в форме структурированного интервью, в основу которого была положена анамнестическая анкета Г.В. Бурмен-ской (2002), диагностические карты аутичного ребенка К. С. Лебединской и О.С. Никольской (1991), Е.С. Иванова (2004). Беседа сопровождалась включенным наблюдением.

Для изучения психопатологических особенностей детей был использован комплекс экспериментально-психологических методик, адаптированный с учетом их интеллектуальных и речевых возможностей. Анамнестические сведения и данные об актуальном развитии детей были получены из медицинской документации, протоколов заседаний медико-психолого-педагогических консилиумов, карт индивидуального развития и психолого-педагогических характеристик, материалов бесед с педагогами образовательных учреждений и данных наблюдения. Протокол наблюдения был составлен с учетом схемы психологического обследования детей дошкольного возраста (Семаго Н.Я., 2000), параметров психического развития детей с аутизмом (Иванов Е.С, 2004; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 2005; Мамайчук И.И., 2007) и умственной отсталостью (Шипицына Л.М., 2002; Исаев Д.Н., 2003; Лебединский В.В., 2007).

Математическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS для Windows: применялся критерий U-Манна-Уитни, критерий %2, од-нофакторный дисперсионный (ANOVA) и корреляционный анализ (р=0,01, р=0,05). Для качественной обработки данных по методике «Родительское сочинение» был использован контент-анализ.

В главе 3 «Результаты исследования» представлены полученные данные о структуре и факторах материнского и отцовского отношенияк детям с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью.

В параграфе 3.1. «Изучение структурных компонентов родительского отношения» представлено описание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента родительского отношения к детям с атипичным аутизмом и умственной отсталостью.

При проведении сравнительного анализа отмечались различия между материнским и отцовским отношением к детям с атипичным аутизмом, различия между материнским и отцовским отношением к детям с умственной отсталостью, а также различия материнского отношением к детям с обоими

типами нарушений и отцовского отношения к детям с аутизмом и умственной отсталостью.

Когнитивный компонент родительского отношения изучался с помощью методики «Родительское сочинение» и опросника PARI. Исследование показало, что когнитивный компонент характеризуется различиями в представлениях о ребенке и о семье у матерей и отцов, воспитывающих детей с разными типами нарушенного развития (Таблица 1).

Таблица 1 — Представления о ребенке как когнитивный компонент родительского отношения у матерей и отцов детей с атипичным аутизмом и умственной отсталостью (по данным контент-анализа, в %)

Содержание блока «Образ ребенка» Родители детей с атипичным аутизмом Родители детей с умственной отсталостью

Матери Отцы Матери Отцы

здоровье 5,9 % 3,0 % 10,0 % 8,1 %

внешность 5,1 % 3,0 % 5,1 % 2,9 %

личностные качества 15,1 % 12,8% 15,1 % 9,9 %

эмоциональные особенности 10,0% 10,2% 14,9 % 15,1 %

коммуникативные особенности 15,1% 15,1 % 10,0 % 14,0%

интеллектуальное развитие 10% 10,2% 8,0 % 4,9 %

саморегуляция 5,9 % 9,8 % 11,0 % 20,0 %

интересы 8,0 % 17,0 % 8, 0 % 10,1 %

возраст 4,9 % 3, 0 % 5,1% 6,0 %

перспективы 15,1 % 7,9 % 11,0 % 7,0 %

анамнестические данные 4,9 % 7,9% 2,0 % 2,1 %

2) контент-единиц 100% 100% 100 % 100 %

Анализ частоты встречаемости контент-единиц показал, что для матерей детей с атипичным аутизмом субъективно значимыми параметрами образа ребенка являются его личностные и коммуникативные особенности, а также перспективы развития. Характеризуя детей, матери часто отмечают их доброту, сообразительность, а также отгороженность и отсутствие интереса к общению со сверстниками. Они чаще, чем другие группы родителей, склонны отказываться от сравнения своего ребенка со сверстниками, отмечая его уникальность и необычные способности («фотографическая память», «интуиция», «чувствительность к эмоциям других людей»). Проблемный характер материнского отношения выражается в ожидании «выздоровления» и восприятии имеющихся проблем как временных. Идеальный образ ребенка в будущем соотносится ими с такими понятиями, как «полноценный член общества», «достойный человек», «полноценная личность». Матери болезненно воспринимают социальную стигматизацию и инвалидизацию ребенка и отмечают у себя страх,

что ребенок останется один после смерти родителей и попадет в психоневрологический интернат.

Для отцов детей с атипичным аутизмом образ ребенка складывается также из ряда параметров, наиболее выраженными из которых являются интересы, коммуникативные особенности и личностные качества. Однообразные характеристики, употребляемые отцами при описании ребенка, отражают особенности отцовской позиции, которые проявляются в недостатке информированности об индивидуальных особенностях и опыта взаимодействия с ним. Отцы, как и матери, отмечают у ребенка неразвитость навыков общения, а при сравнении со сверстниками — его позитивные черты. Особенностью отцовской позиции проявляюется в том, что при описании интересов ребенка они перечисляют более узкий круг предпочтений, чем матери, и фиксируют внимание на негативных особенностях (зависимость от стереотипов, погружение в повторяющиеся занятия).

Матерей и отцов детей с атипичным аутизмом объединяет недостаточное осознание степени интеллектуального недоразвития ребенка. Причиной трудностей его обучения родители считают проблемы речевого развития («все понимает, но не говорит»), мотивационные и волевые особенности («может, но не хочет», «ему неинтересно»). Успехи умственного развития матери и отцы связывают со «взрослыми» интересами ребенка («компьютер», «буквы», «цифры»), При этом родители, недооценивают то, что многие действия выполняются им механически (перелистывание журналов и рассматривание надписей, компьютерные игры с четким алгоритмом действий).

В отличие от образа ребенка с атипичным аутизмом, образ ребенка с умственной отсталостью является более редуцированным в количественных и содержательных оценках родителей. У матерей умственно отсталых детей доминирующими параметрами при описании являются личностные и эмоциональные характеристики. Матери этой группы, так же как и матери детей с атипичным аутизмом, отмечают его доброту, а также эмоциональную отзывчивость.

Для отцов детей с умственной отсталостью значимыми параметрами в образе ребенка являются особенности аффективной, коммуникативной сфер и навыков саморегуляции. Как и матери, они делают акцент на эмоциональности ребенка. Также они отмечают общительность, интерес к сверстникам и видам совместной деятельности, и, одновременно, недостаток волевых качеств (импульсивность, неумение доводить начатое до конца и т.д.).

У родителей умственно отсталых детей отмечается согласованность позиций в представлениях об интеллектуальных особенностях ребенка — матери и отцы признают недостаток когнитивных функций (нарушение процессов понимания, истощаемость внимания) и узость интересов.

Данные об образе ребенка, полученные с помощью методики «Родительское сочинение», были дополнены результатами методики PARI о восприятии родителями семейной ситуации (Таблица 2).

Таблица 2 — Представления о семейной ситуации как когнитивный компонент родительского отношения у родителей детей с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью

Параметры когнитивного компонента родительского отношения Родители детей с атипичным аутизмом Родители детей с умственной отсталостью Сравниваемые группы (V, значение критерия Ц-Манна-Уитни)

Матери Отцы Матери Отцы й 1| Матери 1 Матери 2 Матери 2 Отцы 2 Отцы 1 Отцы 2

М О М СТ М СТ М СТ

Зависимость женщины от семьи 14,0 4,1 12,4 3,5 12,4 3,6 12,0 4,2 1023*

Семейные конфликты 16,9 4,1 14,3 3,5 12,8 3,6 13,1 4,2 288** 532**

Сверхавторитет родителей 12,9 4,1 15,3 3,5 17,0 3,6 17,1 4,2 481** 215**

Безучастность мужа 13,5 4,1 12,0 3,5 12,4 3,6 9,7 4,2 348* 572** 242*

Условные обозначения: М — среднее; а — стандартное отклонение; матери (отцы) 1 -матери (отцы) детей с атипичным аутизмом, матери (отцы) 2 — матери (отцы) детей с умственной отсталостью; * р<0,05; **р<0,01 -0,001.

Как следует из результатов, представленных в таблице 2, матери детей с атипичным аутизмом в большей степени, чем отцы, склонны отмечать наличие внутрисемейных конфликтов (р<0,01). Различия между ними проявляется также в признании матерями недостаточной включенности супруга в жизнь семьи (Р<0,05).

В семьях умственно отсталых детей, как и в семьях детей с атипичным аутизмом, матери отличаются от отцов в сфере представлений о взаимном участии супругов в жизни семьи и отмечают безучастность мужа (р<0,01). Матери и отцы умственно отсталых детей, в отличие от родителей детей с атипичным аутизмом, признают свою авторитарную позицию в семье (р<0,01; р<0,05).

Таким образом, анализ когнитивного компонента родительского отношения показал различия представлений о ребенке и семейной ситуации у матерей и отцов детей с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью. Родители детей с атипичным аутизмом недостаточно реалистично воспринимают имеющиеся у ребенка проблемы, склонны завышать уровень его способностей. От-

Матери детей с обоими типами нарушений психического развития имеют сходные тенденции в эмоциональном отношении к ребенку, проявляющиеся в его эмоциональном принятии. Согласованность родительского отношения в сфере эмоционального принятия отмечается также у матерей и отцов умственно отсталых детей (различия между ними статистически недостоверны).

Поведенческий компонент родительского отношения к детям с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью также имеет отличия у разных групп родителей (Таблица 3).

Таблица 3 — Поведенческий компонент родительского отношения у родителей детей с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью

Параметры поведенческого компонента родительского отношения Родители детей с атипичным аутизмом Родители детей с умственной отсталостью Сравниваемые пары (и, значение критерия V-Манна- Уитни)

Матери Отцы Матери Отцы Матери 1 Отцы 1 Матери 1 Матери 2 Матери 2 Отцы 2 Отцы 1 Отцы 2

Побуждение вербализаций 17,9 4,1 17,6 3,6 13,4 3,6 12,0 4,1 462** 64**

Развитие активности ребенка 17,3 4,1 12,3 3,4 13,0 3,5 12,7 4,2 74** 390**

Уравнительные отношения 17,3 4,0 12,5 3,5 13,1 3,6 11,4 4,3 97** 345** 686**

Раздражительность 11,1 4,0 14,1 3,5 14,7 3,7 17,0 4,3 301** 694** 619** 196**

Излишняя строгость 10,6 4,0 13,3 3,4 12,4 3,7 14,1 4,3 306* 861** 672**

Уклонение от контакта 10,5 3,9 14,7 3,4 10,2 3,8 12,0 4,4 264** 751* 203**

Отношения зависимости 15,4 3,8 10,0 3,0 11,6 3,8 9,8 4,5 642** 681**

Подавление воли 13,5 3,8 11,0 2,9 14,5 3,9 17,1 4,4 258** 563** 55**

Опасение обидеть 16,9 3,9 13,1 2,8 11,7 4,0 11,2 4,4 185** 355** 239*

Исключение внесемейных влияний 12,8 3,8 13,6 2,8 10,1 4,1 11,5 4,5 848** 225**

Подавление агрессивности 13,6 3,6 10,6 2,5 17,1 3,4 17,3 4,4 574** 59**

Ускорение развития ребенка 13,3 3,9 11,0 2,5 13,9 3,1 12,0 3,9 836** 264*

Условные обозначения: М — среднее; а — стандартное отклонение; матери (отцы) 1 -матери (отцы) детей с атипичным аутизмом; матери (отцы)2 — матери (отцы) детей с умственной отсталостью; *р<0,05; **р<0,01 - 0,001.

Из таблицы 3 видно, что матери детей с атипичным аутизмом, в большей степени, чем отцы, ориентированы на общение с ребенком, установление партнерских отношений, развитие его активности (р<0,01). У матерей этих детей, в отличие от отцов, выражено опасение обидеть ребенка (р<0,01), они не склонны к проявлению авторитарности (р<0,01), строгости и раздражительности (р<0,05).

У матерей и отцов детей с умственной отсталостью проявляются сходные тенденции с родителями детей с атипичным аутизмом, заключающиеся в большей склонности матерей устанавливать эмоциональные отношения с ребенком (р<0,05) и отцов — применять к нему жесткие воспитательные приемы (р<0,01).

Поведенческий компонент родительского отношения оценивался также в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка по таким параметрам, как: распределение ролей в паре «ребенок-родитель», руководство деятельностью ребенка, предъявление инструкции и оценивание действий ребенка, конфликты в паре «ребенок-родитель» и выход из них.

В процессе изучения поведенческого компонента было выявлено, что родители детей с атипичным аутизмом в меньшей степени склонны к авторитарной позиции во время общения с ребенком, чем родители умственно отсталых детей. Матери детей с атипичным аутизмом больше ориентированы на взаимодействие, чем отцы, при этом они стремятся учитывать индивидуальные особенности и желания ребенка, избегать конфликтных ситуаций.

В параграфе 3.2. «Изучение факторов родительского отношения» представлены результаты исследования взаимосвязи родительского отношения к детям, страдающим атипичным аутизмом, с личностными особенностями родителей и сочетанным характером нарушений у ребенка.

На рисунке 1 представлены результаты исследования личностных особенностей родителей детей с атипичным аутизмом и умственной отсталостью.

Рисунок 1 — Личностные особенности родителей детей с атипичным аутизмом и умственной отсталостью

В результате исследования личностных особенностей родителей было выявлено, что матери и отцы детей с атипичным аутизмом и умственной отсталостью различаются по ряду параметров.

Матерям детей с атипичным аутизмом свойственны такие черты, как тревожность, чувствительность, ориентация на общественные нормы и правила, высокий уровень вербальной культуры и эрудиции, а отцам — эмоциональная устойчивость, недостаточный уровень развития мотивационных качеств, тенденция следовать своим желаниям, а не групповым нормам.

Матерей умственно отсталых детей отличает высокая самооценка, общительность, ориентация на внешнюю реальность и успешность в решении практических задач, а отцов — эмоциональная напряженность и раздражительность.

Были установлены взаимосвязи параметров родительского отношения к детям с атипичным аутизмом и личностных особенностей родителей, соче-танности нарушений психического развития ребенка (Рисунок 2, Рисунок 3).

Условные обозначения: *р<0,05; **р<0,01

Рисунок 2 — Взаимосвязи материнского отношения к детям с атипичным аутизмом с личностными особенностями матерей и сложностью нарушенного развития ребенка

Из рисунка 2 видно, что содержание материнского отношения к детям с атипичным аутизмом определяется взаимосвязью таких параметров как побуждение ребенка к речевым высказываниям, боязнь его обидеть и установление зависимых отношений. Материнское отношение связано с таким личностными особенностями как ориентация на мнение окружающих людей и тревожность, а также спецификой атипичного аутизма — сочетанностью нарушений отдельных сфер психики ребенка.

Рисунок 3 — Взаимосвязи отцовского отношения к детям с атипичным аутизмом с личностными особенностями отцов и сложностью нарушенного развития ребенка

Из рисунка 3 видно, что содержание отцовского отношения к детям с атипичным аутизмом определяется взаимосвязью таких параметров как уклонение от контакта и ограждение ребенка от внесемейных влияний. Отцовское отношение связано с таким личностными особенностями как эмоциональная устойчивость и снижение потребности следовать групповым нормам и правилам, а также сочетанностью психических нарушений ребенка.

В главе 3 «Обсуждение результатов исследования» полученные данные обобщаются и сопоставляются с литературными источниками.

Выделены общие и специфические особенности семей, воспитывающих детей с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью. Сходными особенностями являются: трудности детско-родительского и супружеского взаимодействия, недостаточная роль отца в вопросах воспитания ребенка, высокий риск возникновения у родителей (особенно у матерей) эмоциональных расстройств. Показано, что эмоциональное отчуждение отцов не зависит от специфики нарушений у ребенка и связано с переживанием самого его факта.

Родительское отношение к детям с атипичным аутизмом характеризуется сложной структурой, основанной на противоречиях материнского и отцовского

отношения, а также отсутствием единства внутри материнской и отцовской позиций.

Родительское отношение к детям с умственной отсталостью отличается более согласованной позицией матерей и отцов. Часто они придерживаются авторитарного стиля взаимодействия с ребенком, при этом отцы склонны проявлять большую доминантность, чем матери. Эти положения согласуются с мнением Д.Н. Исаева о том, что психологические особенности детей с интеллектуальным недоразвитием, несмотря на наличие вариаций, предполагают более ясные, чем в случае атипичного аутизма, стратегии родительского поведения и семейного воспитания.

В заключении подводятся общие итоги работы и приведены направления психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с атипичным аутизмом.

1. Существуют общие и специфические особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью. Родительское отношение к детям с атипичным аутизмом и к детям с умственной отсталостью определяется взаимодействием внутренних и внешних факторов: личностными особенностями матерей и отцов, спецификой нарушенного развития у ребенка. Обшей особенностью материнского и отцовского отношения к детям с атипичным аутизмом и умственной отсталостью является вовлеченность матерей в эмоциональные отношения с ребенком и отстраненность отцов.

2. Своеобразие родительского отношения к детям с атипичным аутизмом характеризуется противоречиями между отдельными структурными компонентами на уровне эмоций, представлений о ребенке и стиля взаимодействия с ним у матерей и отцов, а также внутри материнской и отцовской позиций.

3. Согласованность родительского отношения к детям с атипичным аутизмом у матерей и отцов проявляется в показателях когнитивного компонента — нереалистичном представлении о ребенке и стремлении завысить уровень его способностей.

4. Различия родительского отношения к детям с атипичным аутизмом проявляются преимущественно в эмоциональном и поведенческом компонентах. Материнское отношение сочетает в себе эмоциональное принятие и одновременно отвержение ребенка, повышенную фиксацию на нем, проявляющуюся в симбиотических отношениях, и стремление избегать конфликтов в процессе общения. Отцовское отношение к детям с атипичным аутизмом чаще основывается на эмоциональном отвержении ребенка и стремлении дистанцироваться от процесса семейного воспитания.

5. Специфика личностных особенностей родителей детей с атипичным аутизмом по сравнению с родителями умственно отсталых детей, проявляется у матерей в эмоциональной чувствительности, тревожности, ориентации на оцен-

ки окружающих, высоком уровне вербальной культуры и эрудиции, а у отцов -в недостаточном уровне развития мотивационно-волевых качеств, импульсивности, снижении потребности следовать групповым требованиям. Общей особенностью матерей и отцов детей с атипичным аутизмом является доминирование у них защитного механизма интеллектуализации.

6. Родительское отношение к детям с умственной отсталостью, в отличие от родительского отношения к детям с атипичным аутизмом, более согласовано по параметрам эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов: оно основывается на единой системе представлений о ребенке, доминирующем эмоциональном принятии со стороны матерей и отцов, авторитарном стиле общения.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Высотина, Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития// Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2011. Выи. 2. — С. 122-127.

2. Высотина, Т. Н. Особенности материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью)// Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2012. Вып. 2. — С. 88-93.

3. Иванов, Е. С., Высотина, Т. Н. Кодирование и декодирование эмоций по лицевой экспрессии// Материалы международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2008». — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. — С. 283-285.

4. Высотина, Т. Н. Пиктограмма эмоций у детей со сложным дефектом// Материалы международной научно-практической конференции «Психология XXI века». — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. — С. 298 — 300.

5. Высотина, Т. Н. Родительское отношение в семьях детей со сложным нарушением развития// Материалы международной научно-практической конференции «Психология XXI века». — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010 — С. 105106.

6. Высотина, Т. Н. Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью// Материалы международной научно-практической конференции «Психология XXI века». — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. — С. 150151.

7. Высотина, Т. Н. Психологический климат в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями развития// Материалы международной научной конференции «Ананьевские чтения — 2011». — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. — С. 129-130.

8. Высотина, Т. Н. Изучение отношения родителей к нарушению психического и эмоционального развития ребенка// Материалы научно-практической конференции с международным участием «Инновации в коррек-

ции нарушений речи у детей и подростков». — СПб.: ЦДК Л.Б. Баряевой, 2011-С. 68-71.

9. Высотина, Т. Н. Организация психологической помощи родителям аутичных детей//Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийский Сочи». — Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2010. — С. 196- 199.

10. Высотина, Т. Н. Проблемы семей с ребенком-инвалидом в глазах общественности// Материалы региональной научно-практической конференции «Молодежь в эпоху перемен». — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. — С. 117120.

11. Высотина, Т. Н. Особенности идентификации эмоций у детей с нарушением общения и интеллекта// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Развитие специального образования в современной России»: в 3 ч. Ч. II. — СПб.: НОУ ИСПиП, 2009. — С. 54 — 58.

12. Высотина, Т. Н. Особенности материнского отношения к ребенку с синдромом аутизма// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Развитие специального образования в современной России»: в 3 ч. Часть II. — СПб.: НОУ ИСПиП, 2010 — С. 125-128.

13. Высотина, Т. Н. Механизмы психологической защиты родителей, имеющих детей со сложными нарушениями психического развития// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Развитие специального образования в современной России»: в 3 ч. ЧII. — СПб.: НОУ ИСПиП, 2011.- С. 27-29.

14. Высотина, Т. Н. Кодирование и декодирование эмоций по лицевой экспрессии аутичными и гиперактивными детьми с нарушением интеллекта// Сборник статей по материалам лучших дипломных работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2009 года. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. — С.72-79.

Подписано в печать 17.04.2013г. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 3064.

Отпечатано в ООО «Издательство ‘»ЛЕМА»» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Высотина, Татьяна Николаевна, Санкт-Петербург

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

Высотина Татьяна Николаевна

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С АТИПИЧНЫМ АУТИЗМОМ

19.00.10 — «Коррекционная психология»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Иванов Евгений Сергеевич

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С АТИПИЧНЫМ АУТИЗМОМ. Л 2

1Л. Современные подходы к изучению семьи и детско-родительских отношений. 12

1.2. Родительское отношение как предмет психологического исследования. 17

1.3. Клинико-психологические особенности детей с атипичным аутизмом. 25

1.4. Родительское отношение к детям с атипичным аутизмом. 32

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 49

2.1. Эмпирическая база исследования. 49

2.2. Методы и экспериментально-психологические методики исследования. 55

2.3. Методы математической обработки данных. 58

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 59

3.1. Изучение структурных компонентов родительского отношения. 59

3.2. Изучение факторов родительского отношения. 93

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 102

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АТИПИЧНЫМ АУТИЗМОМ. 115

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 121

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 142

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 143

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 144

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 148

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 149

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 153

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 155

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 156

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. 157

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. 158

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. 161

Актуальность. На современном этапе семья рассматривается как целостное образование, структурные элементы которого взаимосвязаны (Боуэн М., 2008; Варга А .Я., 2001; Маттеят Ф., 2000; Оудсхен Д.Н., 1993; Черников А.В., 1997; Эйдемиллер Э.Г. с соавт., 2007) [25, 28, 122, 142, 197, 206]. Рождение ребенка с отклонениями в психическом развитии меняет привычный жизненный уклад семьи, вызывает изменения в детско-родительских, супружеских отношениях, во взаимодействии семьи с окружающим социумом. В связи с задачами воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья особенно важным становится понимание семьи как «развивающего пространства» [120, с. 201]. Влияние родительской подсистемы на детскую реализуется посредством родительского отношения. От эмоционального принятия, адекватной оценки ребенка и согласованного стиля воспитания со стороны матерей и отцов зависит не только динамика его психического развития, но и психологический климат в семье (Вассерман Л.И. с соавт., 2004; Винокурова Е.Л., 2006; Трошева Е.В., 2007; Красильникова Е.Д., 2009; Хоментаускас Г.Т., 1989; Шипицына Л.М., 2002) [30, 35, 47, 49, 94, 95, 193, 201].

В последнее время в России в 1,5 раза увеличились показатели распространенности психических расстройств у детей (Волошин В.М. с соавт., 2002) [38]. Многие авторы отмечают изменения в структуре психического развития детей с разными типами дизонтогенеза (Басилова Т.А., 2005; Жигорева М.В., 2006; Иванов Е.С., 2007; Каган В.Е., 2003; Чулков В.Н., 2001) [11, 58, 66, 74, 198]. Объектом интереса разных специалистов (психиатров, психологов, педагогов) стали дети с сочетанными нарушениями психического развития, среди которых особой категорией являются дети, страдающие аутизмом с умственной отсталостью. Распространенность аутизма и расстройств аутистического спектра составляет около 20 случаев на 10 000 детского населения (Баши-на В.М., Симашкова Н.В., 2001; Мэш Э., Вольф Д., 2007; Никольская О.С. с соавт., 2005) [14, 131, 139]. По данным разных авторов, от 80 до 95 % детей с

аутизмом имеют умственную отсталость разной степени (Гилберт К., 2005; Иванов Е.С., 2004, 2005; Питере Т., 2003; Феррари П., 2006) [43, 65, 69, 150, 187]. В соответствии с современными представлениями, аутизм рассматривается как группа синдромов разного происхождения, характеризующихся качественными нарушениями социального взаимодействия и общения, стереотипным поведением. Среди нарушений аутистического спектра выделяется синдром Каннера (ранний детский аутизм — РДА), атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и др. Клинико-психологическая картина при атипичном аутизме, предполагающем, в отличие от РДА, наличие у ребенка интеллектуального недоразвития, не сводится к сумме нарушений при аутизме и умственной отсталости, а представляет собой качественно иное образование. Неоднозначность состояния ребенка может быть связана как с отсутствием одного из компонентов «триады нарушений» при аутизме (нарушение социального взаимодействия, нарушение общения, стереотипность поведения) (Wing L., 1976, 1985) [248, 249], так и с более поздним их проявлением в онтогенезе (после 3 лет). Дети с атипичным аутизмом особенно нуждаются в заботливом отношении, постоянной помощи и поддержке со стороны близкого окружения. Сложное сочетание искажения эмоциональной сферы, снижения потребности в общении и дефицита когнитивных навыков, а также такие особенности как загадочный внешний вид («лицо принца») (Мамайчук, И.И. 2007; Никольская О.С. с соавт., 2005; Gillberg С., 1992) [119, 139, 227], нарушение процессов эмоциональной идентификации (Baron-Cohen S-, Leslie A.M., Frith U., 1985) [215], гиперселективность восприятия (де Клерк X., 2001) [53] создают значительные трудности в процессе диагностической, коррекцинно-развивающей работы и детско-родительского взаимодействия. Матери и отцы, являясь основными посредниками в общении таких детей с окружающим миром, часто воспринимают их как «инопланетян». Дефицит доступной для понимания родителей информации об аутизме и сложных вариантах психического развития сочетается с тиражированием в средствах массовой информации представления об одаренности всех аутичных детей, сравнением их с детьми-Индиго

(Кэррол Jl., Toy- бер Д., 2011) [102]. Стрессовые переживания родителей усиливаются из-за того, что необычное поведение ребенка привлекает внимание и вызывает осуждение окружающих. Кроме того, индивидуально-психологические особенности детей с атипичным аутизмом часто затрудняют их адаптацию и обучение в коррекционных учреждениях VIII вида. В этом случае для родителей становится актуальным вопрос о надомном обучении, что препятствует социализации детей, а также ограничивает возможности матерей и отцов в сфере профессиональной и личностной самореализации. Вопрос о реализации программы обучения для детей, страдающих аутизмом, находится лишь на этапе разработки (Никольская О.С., 2010) [138].

Высокая актуальность изучения родительского отношения к детям с атипичным аутизмом связана с необходимостью обеспечения семьям оптимального жизненного пространства для эмоционально-личностного развития и успешной социальной адаптации их членов. Однако, несмотря на дефицит знаний, эта тема недостаточно освещена в современной литературе. Работы отечественных и зарубежных авторов, преимущественно на примере матерей, рассматривает особенности родительского отношения к детям с интеллектуальными, сенсорными, двигательными нарушениями. Количество работ, посвященных материнскому и отцовскому отношению к детям с умственной отсталостью (Исаев Д.Н., 2003, 2012; Мастюкова Е.М.; Московкина А.Г., 2003; Московкина А.Г. с соавт., 2000; Шипицына Л.М., Сорокин В.М., 2008; Baxter С., 1986) [71, 72, 121, 129, 202, 216], существенно превосходит число исследований этой темы на примере семей аутичных детей (Мамайчук И.И., 2007; Печникова Л.С., 1997, 1998; Bristol М.М., 1984; Harris S., 1994; Schopler E., Me-sibov G., 1984) [119, 147, 148, 220, 230, 245]. Тематика отцовского отношения к детям с нарушениями представлена преимущественно в зарубежных исследованиях (Lamb М.Е., Meyer D.J, 1991; Marsh D.T., 1992) [236, 240]. Отечественные авторы чаще рассматривают влияние отцов на развитие детей с нормальным психическим развитием (Евсеенкова Ю.В., 2003; Калина О.Г., 2008; Калина О.Г., Холмогорова А.Б., 2006; Посохова С.Т. с соавт., 2008) [56, 76, 77, 152].

2. Изучение структурных компонентов родительского отношения к детям с атипичным аутизмоми с умственной отсталостью без аутизма.

3. Исследование специфики материнского и отцовского отношения к детям с атипичным аутизмом и к детям с умственной отсталостью без аутизма.

5. Разработка и апробация психодиагностического комплекса для выявления родительского отношения к детям с атипичным аутизмом.

1. Родительское отношение к детям с атипичным аутизмом отличается особой структурой и характеризуется рассогласованностью между эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами. Родительское отношение к детям с умственной отсталостью менее противоречиво, чем к детям с атипичным аутизмом, и основывается на авторитарном стиле взаимодействия с ребенком.

Научная новизна результатов исследования в том, что впервые проведено изучение родительского отношения к детям с атипичным аутизмом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов; выделены общие и специфические особенности семей, воспитывающих детей с атипичным аутизмом и с умственной отсталостью; проведен сравнительный анализ мате-

ринского и отцовского отношения к детям с атипичным аутизмом; рассмотрены психологические факторы родительского отношения.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в расширении представлений о психологических особенностях семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, содержании и структуре родительского отношения к детям с атипичным аутизмом, личностных особенностях матерей и отцов. Полученные результаты используются в ходе психологического сопровождения семей. Разработанный психодиагностический комплекс показал свою информативность в процессе обследования матерей и отцов, воспитывающих детей с атипичным аутизмом. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах и в ходе психолого-педагогической практики.

Методология и методы исследования:

• системный подход к изучению семьи (Боуэн М., 2008; Варга А .Я., 1986;);

• исследования в области детско-родительских отношений (Караба-нова O.A., 2004; Спиваковская A.C., 2000; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999);

• подход, рассматривающий семью как фактор социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Левченко И.Ю., Ткаче-

r^r, О О OflflQ. ТТТт ГТТТ1ТТТ ттто ТТЛ/Г onnov Da и .и. , ¿*KJ\JKJ , 1 I iKiiiKii^nma j x.ivx. , J ?

• подход к изучению личности ребенка с отклонениями в психическом развитии (Выготский Л.С., 1991, 2003);

• клинико-психологические описания детей с аутизмом (Иванов Е.С., 2004; Лебединская К.С., Никольская О.С., 1991; Мамайчук И.И., 2007) и с умственной отсталостью (Лебединский В.В., 2008; Певзнер М.С., Лубовский В.И., 1963; Сухарева Г.Е., 1965; Шипицына Л.М., 2002).

1. Родительское отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложноорганизованное явление, объединяющее когнитивный, эмоциональный поведенческий компоненты, проявления которых обусловлены сочетанием специфики нарушений психического развития ребенка и личностных особенностей его родителей.

2. Общей особенностью материнского отношения к детям с атипичным аутизмом и умственной отсталостью является ориентация на эмоционально-личностное взаимодействие с ребенком, отцовского — неприятие отклонения психического развития у ребенка и стремление избегать общения с ним.

3. Материнское и отцовское отношение к детям с атипичным аутизмом характеризуется рассогласованностью между когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами: различиями в сфере представлений о ребенке, эмоций и способов взаимодействия с ним. Общей особенностью материнского и отцовского отношения к детям с атипичным аутизмом является недостаток критики к состоянию ребенка со стремлением завысить уровень его способностей.

5. Факторами родительского отношения к детям с атипичным аутизмом являются сочетанность психических нарушений у ребенка, при которой затруднительно выделить ведущий компонент, и личностные особенности родителей, имеющие различия у матерей и отцов. В структуре личности матерей детей с атипичным аутизмом доминируют такие черты как эмоциональная чув-

ствительность, тревожность, ориентация на оценки окружающих людей, а отцов — недостаточный уровень развития мотивационно-волевых качеств, снижение потребности следовать групповым требованиям. Общей особенностью матерей и отцов детей с атипичным аутизмом является доминирование у них защитного механизма интеллектуализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на кафедре специальной психологии СПбГУ и в ходе выступлений на 10 конференциях: 5 международных («Психология XXI века», СПбГУ, 2010, 2011; «Ананьевские чтения», СПбГУ, 2011; «Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков», СПб АППО, 2011; «Я в мир удивительный этот пришел», СПб АППО, 2013), 1 Всероссийской («Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность», СГУТиКД, 2010), 1 региональной («Молодежь в эпоху перемен», ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2010) и 3 межвузовских («Развитие специального образования в России», ИСПиП им. Р. Валлен-берга, 2009, 2010, 2011).

Полученные данные используются в ходе практической работы с семьями, воспитывающими детей с атипичным аутизмом, в ГБОУ начальной школе -детском саду № 687 «Центр реабилитации ребенка» (г. Санкт-Петербург).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, рекомендаций по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с атипичным аутизмом, 11 приложений. Основной

материал изложен на 120 страницах, содержит 23 рисунка, 6 таблиц. Список литературы включает 249 наименований, в том числе 64 публикации зарубежных авторов (из них 39 на иностранном языке).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С АТИПИЧНЫМ АУТИЗМОМ

1.1. Современные подходы к изучению семьи и детско-родительских от�

nauka-pedagogika.com