Дошкольное образование для детей с умственной отсталостью

Содержание:

Дошкольное образование для детей с умственной отсталостью

  • Как нас найти:
  • Образование

    Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с лицензией № 1290 на право осуществления образовательной деятельности Серия 48Л01 № 0001442 от 15 июня 2016 года.

    Уровень образования – дошкольное

    Форма обучения — очная.

    Срок освоения образовательных программ:

  • Основная адаптированная образовательная программа для детей с РПР — 3 года.
  • Основная адаптированная образовательная программа для детей с УО (легкой степени) — 3 года.
  • Основная адаптированная образовательная программа для детей с УО (умеренной степени) — 3 года.
  • Основная адаптированная образовательная программа для детей со сложным дефектом — 3 года.

В ДОУ № 18 принимаются дети в возрасте от 3 до 8 лет

В ДОУ функционируют 11 коррекционных дошкольных групп из них:

  • 3 группы для детей с расстройством психологического развития
  • 4 группы для детей с умственной отсталостью (лёгкой степени)
  • 2 группы для детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой степени)
  • 2 группы для детей со сложным дефектом
  • Число воспитанников на 01.09.2017 – 125 детей.

    На базе ДОУ открыт консультационный пункт по оказанию медико-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих ДОУ.

    Язык, на котором ведется обучение: русский

    Документы:

    Информация Об Учебном плане ДОУ № 18

    Учебный план ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно организованной образовательной деятельности.

    Непосредственно организованная образовательная деятельность в ДОУ планируется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 -13, что дает возможность использовать модульный подход к воспитательно-образовательному процессу. Учебный план построен на принципах дифференциации и вариативности.

    mdou18lip.ru

    Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта умственно отсталых

    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ

    ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

    Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических

    поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития

    психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия,

    произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

    Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной

    сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей

    формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

    У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии:

    дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей,

    мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных

    автоматизмов. v Понятие «умственная отсталость» включает в себя

    такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».

    Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма

    психического недоразвития, возникающая вследствие раз­личных причин:

    патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio —

    искажение, ломка), природовой па­тологии, органического поражения центральной

    нервной систе­мы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах

    При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий

    характер. Действия вре­доносного фактора в большой мере уже остановилось, и

    ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономернос­тям

    формирования психики, но имеет свои особенности, обус­ловленные типом

    нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин

    «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином).

    Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление

    познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению

    памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е.

    наблюдается медлен­ное прогрессирование болезненного процесса.

    В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических

    заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях

    мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и

    В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени

    1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

    2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;

    3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

    По современной международной классификации (МКБ-10) на основе

    психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре

    формы: легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49),

    тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).

    Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется

    тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре

    клинической картины выде­ляют неосложненные и осложненные формы олигофрении.

    Ослож­ненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразви­тия мозга с

    его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом

    нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также

    более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых

    фун­кций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных пред­ставлений,

    счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с

    церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.

    В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологичес­ких (указывающих

    причину) факторов умственной отсталости (по Г.Е.Сухаревой, 1956).

    Первая группа — неполноценность генеративных клеток роди­телей,

    наследственные заболевания родителей, патология эмбрио­генеза.

    Вторая группа — патология внутриутробного развития (воздей­ствия

    инфекций, интоксикаций, травм).

    Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения центральной

    Для установления правильного диагноза необходимо учитывать соотношение трех

    групп симптомов: дизонтогенетических синдро­мов (связанных с дисфункцией

    созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС)

    той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции, и синдро­мов,

    отражающих вторичные защитные механизмы организма.

    Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталос­ти: клинический

    (наличие органического поражения головного моз­га); психологический (стойкое

    нарушение познавательной деятель­ности); педагогический (низкая обучаемость).

    При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными

    факторами оказываются слабая любознатель­ность (ориентировка) и замедленная

    обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

    Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие ум­ственно отсталого

    ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития

    статики и локомоций, причем ча­сто задержка бывает весьма существенной,

    захватывающей не толь­ко весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается

    отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая

    патологическая инертность (что не исключает крикливос­ти, беспокойства и т.

    п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует,

    как правило, «комплекс ожив­ления». В дальнейшем у них не возникает интереса

    ни к игруш­кам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушка­ми,

    находящимися в руках взрослого. Не происходит своевремен­ного перехода к

    общению на основе совместных действий взрос­лого и ребенка с предметами, не

    возникает новой формы обще­ния — жестового общения. Дети на первом году жизни

    не диффе­ренцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с

    предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия,

    тесно связанного в этот период с хватанием. Произ­водя это действие, ребенок

    познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и

    предметом, свойства пред­метов — величину, массу, форму. С отсутствием

    хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная

    Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых

    детей чрезвычайно задерживается. Эта задерж­ка не является первичным

    нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что

    отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.

    В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении

    неспецифическими манипуляциями, которые прояв­ляются, например, в том, что

    ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с

    ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

    Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере у

    умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному миру

    остается весьма низким, кратковре­менным. Ориентировка типа «Что это?» у

    детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного воздействия

    дети 3—4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни

    социальными формами поведения.

    Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказыва­ются при

    спонтанном развитии на очень низком уровне.

    Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном воз­расте умственно

    отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в

    психическом развитии: раз­витие предметных действий и развитие общения с

    другими людь­ми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со сво­ими

    сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную

    деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального

    опыта детей и на развитии высших пси­хических функций — мышления, произвольной

    памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

    Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и

    нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении

    предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и

    познавательных процессов — в зна­чительной мере носят вторичный характер. При

    своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем

    на­чале коррекционно-педагогического воздействия многие отклоне­ния развития

    у детей могут быть скорригированы и даже предуп­реждены.

    2. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

    ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

    Практическая реализация специального дошкольного воспита­ния связана с

    семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности

    Вариативность предполагает организацию различных форм по­мощи родителям,

    воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных

    условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны

    получать в большей сте­пени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего

    Модель семейно-общественного воспитания может рассматри­ваться как наиболее

    прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая

    семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как

    уни­верситеты для родителей, материнские школы, курсы для моло­дых матерей и

    т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и

    компенсирующего типа, а также при психо­лого-медико-педагогических

    Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и роди­телям основывается на

    принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с

    нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной

    коррекционной програм­ме развития.

    Принцип системности воспитания ребенка требует учета слож­ного характера

    психического развития в онтогенезе, на что впер­вые было указано Л. С.

    Выготским. Принцип системности в кор­рекционной работе обеспечивает

    направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом

    развитии ре­бенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах

    ди­агностического обследования, итогом которого становится пред­ставление

    системы причинно-следственных связей, иерархии от­ношений между симптомами и

    их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны

    стать как струк­тура нарушения (система причинно-следственных связей,

    обус­ловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной

    ситуации развития ребенка.

    Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями

    works.doklad.ru

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью, посещающих ГКП Л.Б. Баряева

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Назаровская основная общеобразовательная школа

    Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

    Абатская средняя общеобразовательная школа № 1

    «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

    На заседании КМО методистом Заведующий ФМАОУ Абатская

    Руководитель КМО «___»________2016 г. ______

    _______________ Приказ от

    «____»_________2016г. «___»____________2016 г.

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью, посещающих ГКП

    1.2. Цели и задачи реализации Программы

    1.3. Принципы и подходы к реализации Программы

    1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенности развития детей с умственной отсталостью легкой степени

    1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы дошкольного образования

    2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

    2.2. Реализация образовательной деятельности по образовательным областям

    2.3. Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы

    2.4. Проектирование образовательного процесса

    2.5. Особенности организации образовательного пространства в общеразвивающих группах для детей с легкой степенью умственного развития

    2.6.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды

    2.7. Особенности планирования при организации образовательного процесса детей с легкой степенью умственной отсталости

    2.8. Основные направления и формы работы с семьей

    Раздел III. Содержание коррекционной программы

    3.1. Социальное развитие

    3.2. Познавательное развитие

    3.3. Сенсорное воспитание

    3.4. Формирование мышления

    3.5. Формирование элементарных количественных представлений

    3.6. Ознакомление с окружающим миром

    3.7. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

    3.8. Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму

    3.9. Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования

    4.1.Материально-техническое обеспечение Программы

    4.2. Кадровое обеспечение Программы

    4.3. Финансово-экономические условия, в том числе условия оплаты труда педагогов

    4.4. Взаимодействие с социальными институтами детства

    4.5. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

    4.6. Организация режима пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении

    Содержание российского образования — это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением.

    Современное российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ.

  • Пашкина Светлана Ивановна
  • 1100
  • 10.08.2017
  • Номер материала: ДБ-627714

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    infourok.ru

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с легкой умственной отсталостью

    Содержание

    Цели и задачи программы.

    Принципы и подходы к реализации программы.

    Характеристики особенности развития детей с умственной отсталостью легкой степени.

    Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования .

    Реализация образовательной деятельности по образовательным областям.

    Особенности организации образовательного пространства для детей с легкой степенью умственного развития.

    Основные направления и формы работы с семей

    Содержание коррекционной работы .

    Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

    Введение

    Основным документом, определяющим содержание и организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является основная образовательная Программа.

    Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.

    Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Для составления адаптированной образовательной программы использовалась специальная программа: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.

    Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 6- 7 лет, имеющими умственную отсталость легкой формы. Программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

    Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

    Программа направлена на: создание условий развития ребенка с умственной отсталостью, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Пояснительная записка.

    Адаптированная образовательная программа создана для детей с легкой умственной отсталостью, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:

    — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

    — Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13)

    В программе отражаются концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью; примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС специальной программы: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.

    Методическими рекомендациями по проведению образовательных учреждениях, разработанные НИИ дефектологии и Институтом коррекционной педагогики РАО.

    Оособенностями индивидуального развития детей и потребностями родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

    Цели и задачи Программы

    Цели программы — создание оптимальных условий для образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических дефектов, адекватному включению их в окружающую социальную среду.

    Для реализации цели поставлены и решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

    В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях определения эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка и постановки дальнейших задач по коррекции.

    Организация работы специалистов в коррекционном блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

    Образовательные задачи направлены на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Все перечисленные задачи решаются участниками образовательного процесса.

    Принципы и подходы к реализации Программы

    Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом:

    — соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    — сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);

    — обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

    — основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    — предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    — обеспечивает реализацию принципа целостности, комплексности педагогических процессов, который выражается в непрерывности образовательного процесса и предполагает тесное взаимодействие всех сотрудников ДОУ.

    предполагает реализацию принципа концентричного обучения, который заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    — обеспечивает взаимосвязи теории с практикой, позволяющей формировать у детей умение применять свои знания в повседневной жизни;

    соответствует принципу индивидуально – личностной ориентации воспитания, который предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

    • строится на основе принципа активного обучения, когда в образовательном процессе используются активные формы и методы обучения, способствующие развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
    • Для успешной деятельности по реализации адаптированной образовательной программы, для достижения максимальной эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми учитываются:

      — особенности психофизического развития и возможности детей;

      — структура отклоняющегося развития и степень умственной отсталости;

      — знания о здоровье воспитанников и микросоциальных условиях;

      — возраст ребенка, в котором он поступил в детский сад и предполагаемой длительности пребывания в данном учреждении;

      -синхронизирование процессов обучения, коррекции и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей;

      — осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;

      — взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

      — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

      Принципы построения коррекционной работы:

      системный подход в реализации задач;

      единство обследования и коррекции развития ребенка;

      развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития;

      целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья;

      интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;

      принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

      принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности специального образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

      Характеристики особенности развития детей с умственной отсталостью легкой степени

      Основными участниками образовательных отношений являются:

      родители (законные представители) воспитанников.

      Возрастные и индивидуальные особенности и специфические образовательные потребности детей с умственной отсталостью воспитывающихся в образовательном учреждении

      Дети с нарушением познавательной деятельности – это дети у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

      Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

      Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г. Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

      Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

      Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

      Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

      Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

      Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.

      Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

      Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

      По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

      Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

      Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

      Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

      Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с легкой умственной отсталостью проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

      Исходя из вышеизложенного приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения по реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования является осуществление деятельности по созданию оптимальных условий полноценной коррекции и компенсации имеющихся нарушений у детей в интеллектуальной, речевой и личностной сфере.

      Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования

      В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения детей с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

      Предметные результаты освоения Программы включают освоенные воспитанниками знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

      — Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

      — Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

      — Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

      — Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; понимает речь взрослых; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

      — Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

      — Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

      — Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

      — С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

      — Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

      — У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

      Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

      Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с умственной отсталостью в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

      Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

      При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

      Реализация образовательной деятельности по образовательным областям

      Содержание психолого-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью легкой степени дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

      Образовательные области

      ds-zhuravlik.nubex.ru