Духовно-нравственное воспитание детей с умственной отсталостью

Статья на тему:
Коррекционные возможности нравственного воспитания

доклад на семинаре по дефектологии

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ РМ « Инсарская специальная ( коррекционная )

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

на семинаре по дефектологии

Тема: «Коррекционные возможности нравственного воспитания детей с ОВЗ»

Подготовила: Степаненко С.А .

Воспитание человека- это воспитание целостной личности, а главным стержнем, определяющим целостность, является нравственность.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.

Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.

Основные задачи нравственного воспитания в школе VIII вида.

Первая задача — формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.

Процесс решения второй задачи — формирования нравственных убеждений предусматривает, прежде всего, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках.

Третья основная задача нравственного воспитания — формирование нравственных чувств , которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям – важнейшая задача нравственного воспитания.

Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у умственно отсталых детей. Это проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом.

И четвёртая важная задача нравственного воспитания — это формирование навыков и привычек общественного поведения
Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление “может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов, довольно велико, они могут служить основой возникновения других «неправильных» привычек” (С.Я. Рубинштейн).

Своеобразие нравственного воспитания в образовательных учреждениях VIII вида определяется особенностями аномального развития умственно отсталого ребенка, а именно:
1) особенностями познавательной деятельности;
2) особенностями эмоционально-волевой сферы;
3) особенностями формирования характера.

Первая особенность – это нарушение познавательной деятельности, которая затрудняет общение ребенка с окружающим миром. В результате этого умственно отсталый ребёнок при поступлении в специальную школу имеет недостаточный нравственный опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений.

Умственно отсталый ребенок не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Он не может сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка или проступка, не может дать правильную оценку моральным побуждениям. Все это нередко приводит к нарушению норм поведения, к нравственным проступкам.

Однако в процессе обучения и воспитания в связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей умственно отсталый ребенок и нравственно развивается. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения.

Вторая особенность аномального развития наших детей – это особенность эмоционально-волевой сферы.

Разные категории детей имеют свои особенности эмоционально-волевой сферы и требуют к себе разного подхода.
Чем более выражена умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, тем в большей степени эмоциональные переживания отличаются неустойчивостью, поверхностностью, кратковременностью и случайностью.

В воспитательной работе с такими детьми следует учитывать, что у части из них наблюдается психопатоподобное поведение, проявляющееся в выраженной аффективности, расторможенности влечений, что вызвано не только действием средовых факторов, но и биологическими причинами. Кроме того, у детей-олигофренов резко снижена самокритичность, не развиты элементарные человеческие эмоции и чувства – страха, обиды, смущения.
Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда за внешними поступками (и плохими, и хорошими) окружающие не видят мотивов поведения ребенка.
Иногда умственно отсталый ребенок поступает внешне правильно, но в основе его поведения лежит только мотив подчинения. И наоборот, неправильный поступок совершается не всегда из плохих побуждений, когда в основе этих поступков может лежать непонимание ситуации и отношений, несдержанность, что является следствием повышенной возбудимости нервной системы.
Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный, производительный и творческо-созидательный труд.

И третья группа особенностей аномального развития – это особенности, связанные с отклонениями в характере.

В школе формирование характера обучающегося требует создания максимально благоприятных для этого условий.

Связь школы с жизнью, организация разнообразных видов деятельности очень важны для формирования характера умственно отсталого ребенка. В этих условиях ребенок получает богатые впечатления об общественной деятельности, активно участвует в решении задач, стоящих перед коллективом, и у него формируется характер человека, живущего интересами общества.

При изменении внешних условий, отношений организма со средой образующаяся система временных связей, с одной стороны, постоянно усложняется, а с другой – преобразуется, корригируется новыми жизненно важными действиями. Такая относительно подвижная система временных связей называется, по определению И.П. Павлова, динамическим стереотипом.

У ребенка с умственной отсталостью образование и изменение динамического стереотипа затруднено, так как временные нервные связи малоподвижны. Этим объясняются трудности, связанные с преодолением стереотипного поведения умственно отсталого ребенка, которое часто неадекватно обстановке. Он не способен без помощи преодолеть отрицательное влияние среды, а часто вместо этого приспосабливается к нему. Поэтому формированию характера обучающегося нашей школы надо уделить большое внимание, используя школьное обучение, средства эстетического воспитания, работу ребенка в школьных общественных организациях и т.д.

Таким образом, при нравственном воспитании умственно отсталого ребенка встречаются трудности, объяснимые качественным своеобразием его личности. В какой-то мере эти трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка.

Принципами нравственного воспитания в отечественной педагогике являются :

  • целеустремленность,
  • связь воспитания с жизнью,
  • воспитание в коллективе
  • уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему,

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей,
  • единство и целостность воспитательного процесса.
    Все эти принципы положены и в основу воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками, которые реализуются через методы нравственного воспитания школьников .
  • В отечественной педагогике выделяется три группы методов нравственного воспитания, так как в его процессе формируется нравственное сознание учащихся и общественное поведение, обогащается их опыт отношений в коллективе:

    — методы формирования нравственного сознания : объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

    — методы формирования нравственного поведения : упражнения, приучение, требование, воспитывающие ситуации;

    — методы стимулирования : поощрение, соревнование, одобрение, награждение, порицание.

    Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.

    Методы, формирующие поведение ребенка, направлены на ориентацию деятельности детей, на формирование привычек нравственного поведения.

    Методы стимулирования направлены на позитивную мотивацию детей.

    Сущность всех методов заключается в том, чтобы выработать не только умения и навыки, но прежде всего – потребности вести себя соответствующим образом (Г.И. Щукина).

    Умственная отсталость, нарушая адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, в значительной степени изменяет поведение человека.

    Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной нарушения поведения у умственно отсталых детей.

    Снижение способности к конкретизации обобщений приводит к наблюдаемым у умственно отсталых детей расхождениям между словом и делом. Незрелость эмоций, их личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей являются фактором, значительно затрудняющим воспитание наших детей.

    Умственно отсталые дети характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему.
    Нарушение самокритичности у обучающихся коррекционной школы отрицательно отражаются на возможностях приобщения их к самовоспитанию.

    Умственно отсталые школьники затрудняются в самостоятельном осознании тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.
    Умственно отсталые дети крайне затрудняются в оценке собственного поведения и деятельности, однако потребность в такой самооценке, как и все другие дети, они испытывают. Объективные оценочные суждения по поводу деятельности и поведения учащихся формирует педагог, постепенно приучая ребят к оценке поведения товарищей и самооценке.

    Для правильного выбора средств педагогического воздействия и построения системы воспитания умственно отсталых школьников в ажно учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности каждого ребёнка. С учетом этих данных намечаются как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода к ребёнку. Добиться хороших результатов в нравственном воспитании можно лишь тогда, когда оно связно с другими сторонами воспитания.

    Нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки.
    К наиболее распространённым с редства нравственного воспитания школьников относятся:

    • художественные средства;
    • природа;
    • собственная деятельность детей;
    • общение;
    • окружающая обстановка.
    • Группа художественных средств включает в себя -художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

      Следующим важным средством нравственного воспитания школьников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

      Так же важным средством нравственного воспитания школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельность как таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

      Особое место в группе средств нравственного воспитания отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

      И ещё одним важным средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, т.е. окружающая обстановка. атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

      Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

      Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития и этапа развития нравственных качеств (т.е. когда только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

      Нравственное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе:

      — уважения личности ребенка;

      — учета особенностей его индивидуального развития;

      — отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

      nsportal.ru

      Духовно-нравственное воспитание детей с умственной отсталостью

      Статья посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения . Выделяются и описываются вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты. Особое внимание уделено сложности процесса духовно-нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Автор приходит к выводу, что в современном обществе существует потребность в разработке эффективной программы формирования нравственно-ориентированной личности для детей с проблемами в развитии, основанной на национальных традициях русского народа.

      В настоящее время много говорят о социальных и моральных вызовах Российскому образованию. Это и морально-нравственная дезинтеграция общества, низкий уровень социального доверия, нарушение преемственности поколений, рост национализма, снижение ценности труда, усиление миграционных процессов, снижение физического, социального и психологического здоровья населения.

      Система образования, являясь одним из важнейших социальных институтов, обладает огромными ресурсами. Более того, определенная часть ресурсов в те или иные исторические периоды практически вовсе не используется, хотя потребность в их осмыслении и применении в воспитательном процессе огромна. Такими ресурсами, являются национальные традиции, несущие в себе огромный заряд нравственных ценностей, формирующие чувство патриотизма, обеспечивающие преемственность в жизнедеятельности поколений.

      Анализ педагогических и психологических научных литературных источников позволяет сделать вывод, что проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения была и остается актуальной.

      На государственном уровне за последнее десятилетие также делается ряд шагов для повышения качества образования. Так, в своем выступлении на 2-ом Гражданском форуме «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке», который состоялся 22 января 2008 г., Д.А. Медведев обратил внимание на то, что для решения социальных, экономических, правовых противоречий, которые имеют место в Сегодняшней России, необходимо учитывать традиции, нравственные и ценностные ориентиры россиян, т.к. «без этого не может жить ни одно уважающее себя государство, тем более такая страна, как Россия с ее исторически обусловленной ролью и с той ответственностью, которую наша страна несет перед мировым сообществом. А главное – с той ответственностью перед сегодняшними и будущими поколениями российских граждан, поколениями, которые придут им на смену». Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.) отмечают необходимость усиления функции воспитания в работе образовательных учреждений. Цель специального образования определена в «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» как «введение в культуру» ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи специальных методов, приемов, средств обучения и расширением образовательного пространства [1].

      Применяя данные положения к рассматриваемой нами проблеме, можно сказать, что целью воспитания подрастающего поколения должно быть формирование базовой культуры личности как основы дальнейшего развития. Формирование культуры воспитанника должно осуществляться в процессе включения подрастающего поколения в активный созидательный круг на благо своей Родины; формирование бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и национальным традициям; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; изучения обычаев и культуры своего народа и разных этносов.

      Сложность процесса духовно-нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в рамках специализированного учреждения может быть вызвана, тем, что результат не так ощутим, как в общеобразовательной школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении учреждением воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальном учреждении будет иным, более элементарным, чем в общеобразовательной школе.

      В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию. У детей с умственной отсталостью отмечены ограничения в возможностях выражения переживаний и отношений социально-приемлемым способом; затруднения в понимании эмоционального состояния других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых детей, с учетом их индивидуальных особенностей.

      У умственно-отсталых детей с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и прочие. Так как формирование высших чувств, предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере развития ребенка будут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

      Проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанной. В современном обществе существует потребность в разработке эффективной программы формирования нравственно-ориентированной личности для детей с проблемами в развитии, основанной на национальных традициях русского народа.

      В 2012- 2013 г.г. автором настоящей статьи была разработана и защищена, в рамках магистерской диссертации «Программа по проблеме духовно-нравственного развития и воспитания учащихся».

      Целью программы было создание в рамках образовательного учреждения социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные отечественные культурные ценности.

      Главная задача программы состояла в выявлении факторов, воздействующих на процесс духовно-нравственного развития, а так же разработке и внедрении в образовательный процесс методов и технологий, обеспечивающих реализацию поставленных задач.

      На сегодняшний день данная программа модифицируется для включения в деятельность по созданию социально-педагогической среды, ориентированной на детей с интеллектуальными нарушениями в КГБУ СО «Красноярский детский дом-интернат №4 для умственно отсталых детей». Апробация данной программы планируется с 2014 года. При получении положительных результатов возможно внедрение программы в учреждения и использование ее в практической деятельность специалистов.

      Важно помнить, что воспитывать на национальных традициях бессмысленно от случая к случаю. Необходимо органично встроить их в систему социально-педагогической и воспитательной работы учреждения, соотнося воспитательные возможности национальных традиций с требованиями нашего времени.

      1. http://www.edu.ru/db/portal/spe/ Архив государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ высшего профессионального образования

      2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

      3. Рубинштейн С . Я . Психология умственно отсталого школьника : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.

      www.isp.conference.kspu.ru

      ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

      Проблема духовно-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью уже довольно давно стоит перед специальным образованием. Дети данной категории в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, воспитателей, родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами или воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости, часто поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

      Опыт показывает, что духовно-нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог коррекционной школы может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

      Организация работы по духовно-нравственному воспитанию школьников состоит в соединении обучения и воспитания в процессе, результатом которого является социальный опыт.

      Процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется через передачу воспитанникам знаний о правилах и принципах поведения; использовании специальных педагогических приёмов, учитывающих типичные и индивидуальные особенности умственно отсталых детей; положительный пример взрослого – педагога, родителя.

      Духовно-нравственное воспитание является гармоничным развитием личности школьника и осуществляется путём привития ему основополагающих принципов нравственности на основе этических, патриотических, культурно-исторических традиций России.

      В связи с этим, ставим перед собой следующие задачи:

      Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

      Воспитание уважения к нравственным нормам;

      Создание условий для восприятия целостной картины мира;

      Организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

      Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

      Создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания;

      Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

      Укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

      Перед педагогами стоит важнейшая задача по воспитанию у умственно отсталых школьников нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого ребёнка в практическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

      При организации работы по духовно-нравственному воспитанию выделяем следующие направления:

      Ценностно-ориентировочная деятельность. У детей формируются основные ценности и понятия. С воспитанниками проводятся игры, беседы на тему: «Символы России», «Если с другом вышел в путь», «Моя семья» и др. Большое внимание уделяется формированию таких ценностей, как Родина, семья, дружба, взаимопомощь и т.п.;

      Трудовая и общественно-полезная деятельность. Осуществляется через дежурство по школе, классу, столовой. Проводятся беседы на тему: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я дежурный в классе!», «Человек и труд» и т.д.

      Художественно-эстетическая деятельность. Включает в себя организацию и проведение календарных праздников: «День знаний», «Новогодний праздник», «День матери», посещение выставок, музеев. Предполагает участие детей в системе дополнительного образования по данному направлению.

      Спортивно-оздоровительная деятельность. Основой этого направления является привитие санитарно-гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика табакокурения и наркомании. Большинство мероприятий организуются в игровой форме: «День здоровья», «Весёлые старты» и др. Проходят беседы: «О болезнях грязных рук», «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле — здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!», «О профилактике вредных привычек» и т.д. Широко используется практическая деятельность. Детям предлагается самостоятельно составить режим дня, провести утреннюю гимнастику в классе и многое другое.

      Коллективная деятельность. Обучение детей нравственным нормам продолжается в совместном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки, и что немаловажно, приносит детям радость.

      Экологическая деятельность. Предполагает формирование основ экологической культуры, воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины, обучение экономичному использованию природных ресурсов. Данная деятельность осуществляется в форме экскурсий, изготовлении кормушек для птиц, проведении экологических субботников и т.д.

      Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя, воспитателя и родителей. Поэтому всем родителям предоставляется возможность посещения внеклассных мероприятий, где они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им оценить взаимоотношения своего ребёнка с взрослыми и сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру, а также, совместно с педагогом определить дальнейшие пути развития. Кроме того, образовательное учреждение регулярно проводит лектории для родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания с приглашением социального педагога, психолога, представителей центра реабилитации и коррекции и других специалистов.

      В заключении хочется отметить, что работа по духовно – нравственному развитию школьников во внеурочной деятельности должна проводиться системно, и задача педагога в каждом направлении воспитания найти нравственный аспект.

      infourok.ru