Двигательная сфера детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра у детей

Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают.

Рассмотрим клинический пример:

Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Причины вызывающие РАС.

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

— гипотеза о генетической предрасположенности

— гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).

— гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Особенности психического развития детей с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.

Диагностика расстройств аутистического спектра

Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.

Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:

— нарушение социальной адаптации

— нарушения в коммуникативной сфере

В основные диагностические этапы входит:

— осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом

— наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства

— беседа с родителями

— заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»

Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: — Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) — характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)

Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:

Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.

Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)

Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.

Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт

— Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.

— Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.

— Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.

— Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.

Коррекция больных с РАС

Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС:

1) Психологическая коррекция — самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.

Первая программа основывается на следующих принципах:

— Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;

— повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;

— создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.

Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.

2) Нейропсихологическая коррекция — данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.

3) Работа с семьей и окружением ребёнка — в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).

4) Психосоциальная терапия — собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС.

5) Логопедическая коррекция — учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.

6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.

В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.

Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)

deti-clinica.ru

Статья по физкультуре по теме:
Исследование двигательной сферу учащихся с аутизмом.

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ С АУТИЗМОМ

Ключевые слова: учащиеся с аутизмом, двигательная сфера, методы исследования, типологические группы.

Введение. Проблема изучения особенностей двигательной сферы учащихся с аутизмом на сегодняшний день является значимой и актуальной. Известно, что сниженный психофизический тонус детей с аутизмом оказывает негативное влияние на их физическое развитие и двигательные способности. Изучение состояния двигательной сферы учащихся с аутизмом не вызывает сомнений.

Целью исследования было изучение физического развития и двигательных способностей учащихся младших классов с аутизмом.

Методика исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ ЦПМССДиП департамента образования г. Москвы. Полученные результаты сравнивались со средними показателями учащихся массовой школы (по данным А.А. Дмитриева, 2004).

Для оценки физического развития и двигательной сферы использовались следующие методы исследования:

  1. Измерение параметров физического развития – длины, массы тела, жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), окружности грудной клетки (ОГК) общепринятыми методами.
  2. Измерение силы правой и левой кистей рук с помощью кистевого динамометра ДК – 25. Регистрация становой силы с помощью станового динамометра ДС – 200.
  3. Определение силовой выносливости мышц рук по количеству сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки.
  4. Определение уровня развития быстроты по максимальной частоте шагов в беге на месте за 5 с. Испытуемый выполняет бег на месте находясь между двух стоек, высота подъёма колен ограничивается шнуром.
  5. Определение уровня развития скоростно-силовых качеств по показателям прыжков в длину с места и метанию набивного мяча массой в 1 кг. обеими руками сидя из-за головы. Каждый испытуемый выполняет по 3 попытки в каждом тесте, лучший результат фиксируется в протоколе.
  6. Определение функции статического равновесия по времени удержания равновесия стоя на левой ноге. Отсчёт времени начинают после того, как испытуемый примет устойчивое положение. От испытуемого требуется удержать заданную позу с закрытыми глазами.
  7. Определение статической выносливости мышц спины по времени удержания ног параллельно полу, лёжа на скамейке лицом вниз. Тазобедренные суставы при этом находятся на краю скамейки.
  8. Все измерения проводились после соответствующей подготовки испытуемого, которая включала в себя 10-12 минутную разминку, проводимую в среднем темпе.

    Результаты исследования и их обсуждение.

    По результатам исследования учащиеся распределялись на типологические группы (по методике А.А. Дмитриева, 2004):

    • 1-й типологической группе соответствуют показатели выше среднего на 1 сигму; 1,5 сигмы; 2 сигмы (что соответствует 8,9,10 баллам);
    • 2-й типологической группе соответствуют показатели ниже среднего на 0,5 сигмы; средняя величина; показатели выше среднего на 0,5 сигмы (что соответствует 5,6,7 баллам);
    • 3-й типологической группе соответствуют показатели ниже среднего на 1 сигму; 1,5 сигмы; 2 сигмы (что соответствует 2,3,4 баллам);
    • 4-й типологической группе соответствую показатели меньше 2 сигм (1 балл); а так же не выполненные тестовые задания (0 балла).

    Распределение учащихся с аутизмом 8-10 лет (n=16) по типологическим группам

    Экскурсия грудной клетки (см)

    Сила правой кисти (Н)

    Сила левой кисти (Н)

    Становая сила (Н)

    Количество сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа

    Количество шагов в беге на месте за 5 с

    Прыжок в длину с места (см)

    Бросок набивного мяча весом 1 кг. (см)

    Статическое равновесие на левой ноге (с)

    Статическая выносливость мышц спины (с)

    Выводы. Анализируя показатели физического развития и двигательной сферы учащихся с аутизмом установлено:

  9. По антропометрическим показателям большинство учащихся с аутизмом относятся к 1-й и 2-й типологическим группам. По длине тела 44% испытуемых соответствуют возрастной норме, а 56% превышают её. При этом 88% учащихся с аутизмом превышают возрастную норму по показателям массы тела. Более глубокое изучение росто-весовых показателей с помощью центильных таблиц (М.В.Чичко, 1990) показало, что все испытуемые имеют дисгармоничное развитие, 69% страдают избытком массы тела I и II степени.
  10. Изучение функциональных показателей дыхательной системы показало низкий уровень её развития и соответствие большинства испытуемых 4-й типологической группе (75% испытуемых имеют низкие показатели жизненной ёмкости лёгких; 81,5% испытуемых низкие показатели экскурсии грудной клетки). В процессе обследования учащиеся затруднялись сделать вдох и выдох не только в трубку спирометра, но и во время измерения окружности грудной клетки на вдохе и выдохе.
  11. Изучение силовых показателей показало очень низкий их уровень: 100% испытуемых относятся к 4 типологической группе по силе правой кисти и «Сгибанию-разгибанию рук в упоре лёжа» (данный тест вообще оказался не доступным для учащихся); 94% по силе левой кисти; 88% по становой силе (7 испытуемых вообще не смогли выполнить данное задание).
  12. Быстрота движений страдает у 11 испытуемых (69%) — они относятся к 4-й типологической группе, 6 человек вообще не смогли выполнить «бег на месте».
  13. Скоростно-силовые качества в прыжке в длину резко снижены у 15 испытуемых, что составляет 94%; в броске набивного мяча испытуемые распределились на три группы – 12,5% соответствуют 2-й группе, 25% третьей и большинство (62,5%) – 4-й типологической группе. Вместе с тем, больший процент правильно выполненного задания отмечается в тесте «Бросок набивного мяча» по сравнению с «Прыжком в длину», т.к. он проще в координационном плане, не требует от детей принятия сложной позы и удержания равновесия как при прыжке в длину.
  14. Статическое равновесие страдает у 75% испытуемых, при этом 5 человек смогли удержать стойку на одной ноге только с открытыми глазами.
  15. Статическая выносливость грубо нарушена у 62,5% испытуемых, при этом 10 человек совсем не смогли выполнить задание «Удержание ног параллельно полу, лёжа на скамейке лицом вниз». Вместе с тем, наибольших процент (31,5% испытуемых) именно в этом тесте относится ко второй типологической группе, соответствующей средним величинам возрастной нормы.

Таким образом, исследование физического развития и двигательной сферы учащихся с аутизмом показало низких уровень их развития по сравнению со здоровой возрастной популяцией. Большинство испытуемых по показателям двигательных способностей относятся к 4-й типологической группе, у них отмечаются низкие силовые, скоростно-силовые и координационные способности. Требуется дальнейшее исследование проблемы психофизической сферы учащихся с аутизмом, в частности изучение влияния степени аутизации испытуемых на проявление их двигательных и психомоторных способностей.

  • Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 224 с.
  • Плаксунова Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом. Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития», №2, 2008. С. 50-62.
  • Плаксунова Э.В. Исследование психомоторики детей с аутизмом. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. — №4. – С. 78-79.
  • Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития – 2009. – №4. – С. 67-72.
  • nsportal.ru

    Коррекция двигательной сферы у детей с аутизмом средствами адаптивной физической культуры. .

    В настоящее время признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. С другой стороны, аутичного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем.

    Просмотр содержимого документа
    «Коррекция двигательной сферы у детей с аутизмом средствами адаптивной физической культуры. .»

    Нескородева Людмила Владимировна, учитель физической культуры.

    Государственное казенное общеобразовательное

    учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

    школа-интернат пгт. Ильского

    Коррекция двигательной сферы у детей с аутизмом средствами адаптивной физической культуры.

    В настоящее время признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская.

    С другой стороны, аутичного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем.

    Известно, что развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения.

    Всем детям с расстройствами аутистического спектра, при значительной неоднородности этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс­ленного взаимодействия с окружающим миром

    Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.
    Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

    У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.

    Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений.
    Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей.
    Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лимитирует двигательную деятельность.

    Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности.
    Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.

    Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:

    развитие имитационных способностей (умения подражать);

    стимулирование к выполнению инструкций;

    формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);

    воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

    Исследование особенностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра на уроках адаптивной физической культуры проводилось на базе подразделения ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» Москвы.

    Для обучения детей с аутизмом движениям и с целью коррекции имеющихся у них нарушений двигательной сферы используется программа «Моторная азбука».
    Эта программа основывается на закономерностях формирования уровней построения движений, описанных Н.А. Бернштейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С.В. Маланова (2001) и на методах двигательной коррекции нарушений развития Е.В. Максимовой (2008).

    В программу входят следующие классы действий:

    действия, требующие ориентировки в пространстве тела;

    действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;

    точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

    На занятиях по этой программе, помимо отработки указанных классов действий, важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: умения осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.
    Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.

    Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я- концепции у аутичных детей.
    Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу»).
    Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я» (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1991).

    Методика обучения

    Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.
    При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

    Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

    медленно и четко выполнять движения, комментируя их;.

    описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;

    проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;

    начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);

    одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;

    сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;

    помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

    Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

    Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

    Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

    начинать обучение с коротких перемещений по прямой;

    постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по круту, дуге, зигзагообразно и др.;

    облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;

    формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;

    показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;

    сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;

    формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;

    не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;

    собственного тела, дозировать нагрузку;

    двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;

    поощрять даже малейшие успехи.

    Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

    Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью,
    во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

    Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

    сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;

    выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;

    использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения упражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;

    давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;

    создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит»;

    исправлять неправильные движения ребенка;

    радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

    В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

    предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);

    соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;

    соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;

    соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;

    соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);

    обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);

    соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассив- но-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

    Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.

    Для успешного проведения занятий рекомендуется использовать перечисленные ниже приемы.

    1. Необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен усвоить последовательность совершаемых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида.

    2. Каждое упражнение обыгрывается и привязывается, по возможности, к интересам и пристрастиям ребенка.

    3. Используется такой понятный прием, как правильно выбранное положительное подкрепление: «честно заработанное» яблоко или печенье, баллы или очки, «победа» над воображаемым соперником (роль которого может сыграть игрушка) и, наконец, просто эмоциональное поощрение со стороны педагога или мамы. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребенка поощрение.

    Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
    Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.
    Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с расстройствами аутистического спектра рекомендуются занятия адаптивным спортом.

    Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.

    Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.

    Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. — М.: Московский психолого-социальный инс­титут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 160 с.

    Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

    Плаксунова Э.В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-5.

    Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психо­моторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра// Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.

    Э.В. Плаксунова, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва (обучение и воспитание 3.2011).

    multiurok.ru