Е ф рау заикание

Е ф рау заикание

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1 ) сопряженная речь,

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, “чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию”. Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

3авершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

www.intstudy.ru

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками (стр. 1 из 8)

Глава 1. Теоретические аспекты заикания

1.1 Сущность заикания

1.2 Формы заикания

1.3 Течение заикания

1.4 Причины и механизмы заикания

Выводы к 1 главе

Глава 2. Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

2.1 Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми

2.2 Методика Н.А. Чевелевой

2.3 Методика В.М. Шкловского

2.4 Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау

2.5 Методика С.А. Мироновой

2.6 Методика Г.А. Волковой

Выводы ко 2 главе

Проблему заикания можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Заикание — один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и ещё в конце xix в. наш отечественный психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания.

Логопедическая работа с дошкольниками с заиканием представлена в методических рекомендациях Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay («Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками». — М., 1959), С.А. Мироновой («Обучение и воспитание заикающихся дошкольных учреждений». — М., 1983), Г.А. Волковой («Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». — М., 1983).

В основу системы преодоления заикания, предложенной С.А. Мироновой, положена деятельность ребенка, организуемая по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Цель данной курсовой работы — изучить методику логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания.

Глава 1. Теоретические аспекты заикания

1.1 Сущность заикания

Заикание — мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив[1] .

Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребенку нередко даже в большей степени, чем специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта со своим воспитанником и его семьей.

Заикание — функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах (Приложение 1).

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И. II. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962). В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н.И. Жинкин, С.С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

mirznanii.com

МЕТОДИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Существует несколько методик логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Первая методика принадлежит Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которые предлагают строить логопедические занятия с детьми на усложнении речевых упражнений (это зависит от степени речевой самостоятельности детей)

Н.А. Власова различает 7 видов речи, применяющиеся на занятиях с детьми: сопряженная речь; отраженная речь; ответы на вопросы по картинке, которая знакома ребенку; самостоятельное описание этих же картинок; пересказ небольшого по объему рассказа; рассказ по незнакомой картинке, т.е. спонтанная речь; обычная нормальная речь. Работа происходит в три этапа. На первом этапе проводятся упражнения по сопряженной и отраженной речи, дети учат стихи и фразы. На втором этапе дети тренируются в ответах на вопросы по картинкам, самостоятельно составляют рассказы по картинкам и пересказывают содержание сказки или рассказа, прочитанных логопедом.

На завершающем этапе дети закрепляют приобретенные навыки в плавной речи, во время игр и общения с окружающими людьми.

Методика коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А. Чевелевой. Речевые упражнения последовательно переходят от наглядных форм речи к контекстным высказываниям. Эта система включает в себя пять этапов.

1. Пропедевтический — дети учатся слышать четкую речь, ее нормальный ритм и временно ограничивают свою речевую деятельность.

2. Сопровождающая речь. Дети совершают какие-либо действия и сопровождают их речью.

3. Завершающая речь. Дети описывают выполненную работу. Постепенно уменьшается опора на зрительный образ и происходит переход к контекстной речи.

4. Предваряющая речь. На этом этапе дети рассказывают о том, что они собираются делать. Дети учатся планировать свою работу, разговаривать без наглядной опоры. При этом более сложной становится фразовая речь, дети учатся логически мыслить, последовательно и грамотно излагать свои мысли.

5. Закрепление навыков своей речи. Дети самостоятельно рассказывают о всем процессе выполнения своих поделок, умеют отвечать на вопросы о своей работе.

Эта методика применяется в специальных детских садах для занятий с заикающимися детьми.

Методика В.И. Селиверстова предназначена в основном для медицинских учреждений и предусматривает использование разных приемов логопедической работы. В работе выделяются 3 периода: подготовительный, тренировочный и закрепительный. Речевые упражнения усложняются в зависимости от того, насколько самостоятельна речь ребенка и в зависимости от сложности речевых ситуаций.

В методиках И.Г. Выгодской, Е.И. Пеллингер игры и игровая деятельность дошкольников используются для проведения расслабляющих упражнений в зависимости от этапов логопедической работы. Проводятся режимы молчания, воспитывается правильное речевое дыхание, дети учатся общаться короткими фразами, организовываются инсценировки.

В последние годы все более популярной становится методика лечения дошкольников, автором которой является Л. З Андронова-Арутюнян. Методика основана на синхронизации пальцев ведущей руки. Методику адаптировала на дошкольников Ракитина Анна Эдуардовна.

www.logopedmaster.ru

Методика преодоления темпо – ритмических нарушений

Методика В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в медицинских учреждениях.

Многие работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

Для опытно-экспериментальной работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с детьми, даны рекомендации родителям после каждого занятия.

Были сформированы две группы по 10 детей. В обеих группах наблюдались дети с одинаковыми симптомами и нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась с экспериментальной группой детей. Контрольная группа прнимала участие на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

При вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи.

Значит, выбранная методика В.И.Селиверстова, по которой проводилась экспериментальная коррекционная работа, эффективна.

Итак, мы выявили и обосновали особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Среди особенностей можно назвать своевременно проведенную предупредительную и коррекционную работу, построенную на всестороннем учете факторов. Стало быть, поставленная цель, а именно: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, в ходе экспериментальной деятельности, достигнута.

Определимся, достигнута ли гипотеза.

В работе определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. К ним относятся:

— первичное обследование заикающихся детей (по методике Г.А.Волковой);

— анализ результатов первичного обследования и планирование дальнейшей работы, формирование двух групп детей с одинаковыми симптомами и нарушениями речи;

— коррекционная работа со второй группой детей по методике С.И.Селиверстова;

— контрольный анализ обследования обеих групп детей (по методике Г.А.Волковой), сравнение результатов.

Также обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Для этого была изучена и реализована на практике методика В.И.Селиверстова, которая удовлетворяла условиям опытно-экспериментального исследования в нашей работе.

Преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников протекало успешно, следовательно: положения гипотезы были подтверждены.

В работе решены поставленные задачи:

1)теоретически обоснованы психолого-педагогические особенности заикающихся дошкольников, темпо-ритмические нарушения у заикающихся дошкольников. К ним относятся теснейшая взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося (особенно с эмоционально-волевой сферой), с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Это определяет необходимость осуществления психолого-педагогического подхода в изучении и коррекции заикания.

2)подобраны диагностические методики для выявления особенностей темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников Г.А.Власовой, которая учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.

3)рассмотрены комплексные методики по преодолению заикания. К ним относятся методики Н.А.Власовой и Е.Ф. Рау, Н.А.Чевелевой, В.И.Селиверстова, И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской, В.В.Цвынтарного. Подобрана методика коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся дошкольников В.И.Селиверстова.

4) Сделан сравнительный анализ по состоянию преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, сформированных в две группы, с одной из которых проводилась коррекционная работа по методике В.И.Селиверстова. Анализ показал успешные результаты в группе, с которой проводился курс логопедических занятий и отсутствие результатов преодоления заикания в группе, с которой курс занятий не проводился.

Особенности внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети в .

Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не я .

Этапы формирования лексических навыков
Соблюдение названных выше принципов является необходимым условием на каждом из этапов работы над лексическим материалом. К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками); первичное закрепление (тр .

www.rawpedagogy.ru

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Введение

  • Глава 1. Теоретические аспекты заикания
  • 1.1 Сущность заикания
  • 1.2 Формы заикания
  • 1.3 Течение заикания
  • 1.4 Причины и механизмы заикания
  • Выводы к 1 главе
  • Глава 2. Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками
  • 2.1 Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми
  • 2.2 Методика Н.А. Чевелевой
  • 2.3 Методика В.М. Шкловского
  • 2.4 Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау
  • 2.5 Методика С.А. Мироновой
  • 2.6 Методика Г.А. Волковой
  • Выводы ко 2 главе
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Проблему заикания можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Но, по мнению большинства учёных, заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом.

Перед логопедом поставлены программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов последовательно усложняемой работы.

В методике Г.А. Волковой представлена система комплексной работы с заикающимися детьми, которая состоит из разделов: методика игровой деятельности, логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

Н.А. Власова и Е.Ф. Pay предлагают работать над речью ребенка, переходя от простых ее форм к сложным: от сопряженной речи, через отраженную и вопросно-ответную речь, к описанию знакомых картинок, пересказу прослушанного текста, к спонтанной и эмоциональной речи.

Выбор методики преодоления заикания у дошкольников зависит от типа учреждения, в котором пребывают дети (логопедическая группа детского сада или условия стационара). Однако все авторы указывают, что преодоление заикания у дошкольников возможно лишь при комплексном воздействии, одной из составляющих которого является логопедическая ритмика.

Тема моей курсовой работы «Методика логопедической работы с заикающимися дошкольниками». Данная тема очень актуальна, поскольку нарушения речи многообразны, и многообразны также методы их коррекции.

Основными задачами, я считаю — это рассмотрение основных этапов, направлений, изучение методик логопедической работы по коррекции симптомов заикания у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические аспекты заикания

Заикание — мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив Я.М. Горелик. Стихологический метод преодоления заикания..

На рубеже XVII-XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т.д.

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития (В.Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности. Заикание возникает в раннем возрасте на фоне задержанного физиологического косноязычия при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Б. Мезони). Так, Р.М. Боскис называет заикание заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы». Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

www.2vg.ru