Егэ и подросток стресс

Готовимся к ЕГЭ

Единые государственные экзамены (ЕГЭ) – серьезное испытание не только для школьников, но и для родителей. Подготовка к ЕГЭ начинается задолго до окончания учебы. И дети, и родители в этот период очень волнуются, а с приближением даты экзаменов напряжение возрастает. Особенно сильный стресс испытывают школьники, ведь результаты ЕГЭ во многом определят их дальнейшую судьбу. Как помочь детям преодолеть стресс и успешно сдать ЕГЭ? Что могут сделать родители, чтобы их ребенок смог хорошо подготовиться к экзаменам и в нужный момент мобилизовать все свои знания? На эти вопросы отвечает наш эксперт.

– Юлия Юрьевна, накануне ЕГЭ волнуются не только сами школьники, но и их родители. Что могут сделать взрослые, чтобы помочь детям хорошо подготовиться и успешно сдать все экзамены?

– Прежде всего, взрослые должны помнить, что для детей ЕГЭ – это не только проверка знаний, но и большой стресс, поэтому в этот период дети особенно нуждаются в родительской поддержке. В преддверии экзаменов постарайтесь создать дома доброжелательную атмосферу и начните уделять детям как можно больше внимания. Это не означает, что нужно контролировать каждый шаг школьника и заставлять его учиться с утра до вечера, наоборот: постарайтесь полностью убрать давление со стороны взрослых и общайтесь с ребенком в спокойных и дружеских тонах. Понимание со стороны родителей поможет обес­печить продуктивную подготовку к экзаменам и станет первым шагом к их успешной сдаче.
В период подготовки и сдачи экзаменов необходимо настроить ребенка на положительный результат, максимально разгрузить его, освободив от домашних обязанностей, ограничить ему время общения с друзьями и убедить школьника в том, что в данный момент экзамены для него – самое главное. В это время детям особенно важно соблюдать режим дня и чередовать время учебы и отдыха. Но помните, что во время интенсивной учебы детям особенно нужен свежий воздух, поэтому гулять на улице они должны ежедневно. Правильное питание и полноценный сон также помогут лучше усваивать учебные материалы.

– Какой режим дня будет наилучшим для школьников во время подготовки к экзаменам?

– Сон школьника должен быть не менее 9 часов, при этом отбой в 22.00 (или не позднее 22.30). Очень важен режим питания. Лучший рацион во время интенсивной подготовки к ЕГЭ – это здоровая еда. Питание должно быть витаминизированным, полноценным и 5-разовым: завтрак, обед, полдник, ужин и один перекус – например, между завтраком и обедом. В ежедневный рацион обязательно должны входить овощи и фрукты. Перед сном ребенку можно дать стакан теплого молока или чашку успокаивающего травяного чая – с мятой, ромашкой, мелиссой, лимоном или медом. Хорошо помогает снять стресс теплая ванна с пеной – ее особенно любят девочки.

– Не секрет, что многие дети испытывают трудности с учебой или отстают по некоторым предметам. Нужно ли нанимать репетиторов, если ребенок не справляется сам, или все-таки лучше заставить его выучить все самостоятельно, без посторонней помощи?

– Если вы знаете или чувствуете, что какие-то предметы ребенок «не тянет», то ему обязательно нужно помочь, и чем раньше вы предложите ему такую помощь, тем меньше стресса он будет испытывать и тем лучше будет результат экзаменов. Во время подготовки к ЕГЭ родители должны уделить серьезное внимание сотрудничеству с ребенком. Вызовите своего школьника на доверительный разговор и выясните, какие у него трудности и в чем именно ему нужна помощь. Оптимальное решение в данной ситуации – нанять репетитора. Если родители не могут помочь ребенку в изучении трудных для него предметов, а услуги профессионального репетитора окажутся слишком обременительными для семейного бюджета, можно обратиться за помощью к школьным учителям – как правило, их услуги стоят дешевле.

– Юлия Юрьевна, по каким признакам родители могут определить, что их ребенок в преддверии ЕГЭ испытывает стресс?

– У подростков часто наблюдается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость или резкие перепады настроения, а из-за стресса в период подготовки к ЕГЭ такие состоя­ния учащаются. Если покладистый прежде подросток стал нервным и раздражительным, если он часто грубит или хамит взрослым, прячет дневник, проявляет агрессию, это означает, что он испытывает сильный стресс. Некоторые дети под воздействием стресса становятся более замкнутыми и стараются меньше контактировать с родителями, при этом продолжают общаться с друзьями. Под воздействием стресса у детей также могут наблюдаться протестные поведенческие реакции: «Я не маленький!», «Я без вас знаю, что делать!», «Что вы меня все время учите!» Если вы начали замечать у ребенка признаки стресса, постарайтесь как можно быстрее наладить с ним контакт и помочь ему преодолеть этот сложный период.

– Как же наладить такой контакт?

– Просто поговорите с ним. Но начинать такой разговор нужно обязательно после еды, разговаривать в спокойных и дружеских тонах и ни в коем случае не упрекать, не ругать ребенка и не угрожать ему. Вызвать подростка на доверительный разговор будет легче тому родителю, с кем ребенок находится в более близких отношениях: у девочек это чаще всего мама, у мальчиков – папа, но может быть и наоборот. Спросите своего школьника, что его тревожит, почему он так переживает и чем конкретно вы, родители, можете ему помочь. Обязательно скажите свое­му ребенку, что вы его очень любите и очень за него переживаете. Начиная такой разговор, будьте готовы к тому, что подросток останется «закрытым» и отделается от вас общими фразами типа «у меня все нормально», «отстань», «ничего не надо, я сам». В этом случае не надо на него давить – оставьте его в покое, а спустя некоторое время снова вернитесь к этому разговору и снова скажите ему: «Я вижу, что тебя что-то тревожит, и очень хочу тебе помочь. Расскажи мне, что тебя беспокоит, и тогда мы вместе сможем решить эту проблему».

Если родители не смогут наладить контакт с ребенком и он останется замкнутым, то можно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Для начала к психологу можно пойти без ребенка, это избавит подростка от лишних переживаний или душевных травм. Особенно важно своевременно обратиться за консультацией к психологу, если в преддверии ЕГЭ у ребенка началась депрессия или проявились суицидальные мысли – в этом случае помощь специалиста поможет в будущем избежать многих проблем.

– Юлия Юрьевна, о чем еще должны знать родители, чтобы помочь ребенку справиться со стрессом в преддверии ЕГЭ?

– Нельзя забывать, что во время подготовки к ЕГЭ у детей бывают еще и другие проблемы, которые могут казаться им жизненно важными – возможно, даже важнее, чем экзамены. Наиболее часто волнует подростков первая любовь. Романтические отношения могут казаться им самым главным, самым прекрасным и самым необ­ходимым в данный момент. В этом случае главная задача родителей – убедить ребенка в том, что сейчас для него самое главное – хорошо сдать ЕГЭ, и на время экзаменов все остальное должно остаться на втором плане. При этом ни в коем случае нельзя запрещать подростку общаться с его избранницей (или избранником). Объясните ему, что вы понимаете и уважаете его чувства, но в данный момент в приоритете все-таки подготовка к ЕГЭ. Постарайтесь поговорить об этом с обоими влюбленными одновременно, а также с родителями второй стороны.

Таким образом, чтобы помочь школьникам преодолеть стресс в период подготовки к ЕГЭ, родители должны проявлять к ним понимание и любовь, обеспечить им здоровое и полноценное питание, организовать правильный режим дня с разумным чередованием учебы и отдыха и достаточным количеством сна и настроить ребенка так, чтобы в этот сложный для него период все его внимание было максимально направлено на учебу. И тогда все будет хорошо!

szmedia.ru

Подготовка к ЕГЭ: как уменьшить стресс? Остановитесь и пишите список

Как превратить растерянность в мотивацию: советы перед экзаменами

Очень часто при подготовке к ЕГЭ выясняется, что главная проблема выпускников — не недостаток знаний по русскому языку или математике, а неумение противостоять стрессу, избавляться от растерянности и паники. К сожалению, ни репетиторы, ни курсы обычно не тренируют психологическую устойчивость школьников. Однако кое-что можно сделать самостоятельно.

Как реагируют люди, когда долго подвергаются стрессу, давлению, от которого не могут избавиться? Одни становятся чрезвычайно напряженными, и если ничего не предпринимать, появляется чувство бессилия, апатия, депрессия. Другие злятся, ругаются, у них подскакивает пульс, они испытывают беспокойство. Такие люди отыгрываются на окружающих и находят оправдания, которые не имеют ничего общего с истинными причинами проблем.

Общие знаменатели для обеих групп: растерянность, стресс, ощущение собственной несостоятельности, угрызения совести. Тяжелые, терзающие чувства. Они появляются, когда человек теряет контроль.

Чаще всего люди не знают, откуда берутся эти неприятные ощущения. Они подкрадываются незаметно и становятся столь всепоглощающими, что мы испытываем недомогание и иногда даже заболеваем.

Каждый раз, когда у меня появляются подобные чувства, я думаю: «Растерянность = мотивация». Любой человек, находясь в стрессе, испытывает спад активности, но в моем случае я решаю, что это состояние не будет длиться долго. Я должен выбраться из него как можно быстрее. Бессмысленно оставаться в этом болоте.

Я проделывал это уже столько раз, что мои действия стали привычкой. Я останавливаюсь и спрашиваю себя: почему у меня такое паршивое настроение? Потому что я не вижу полной картины, потому что потерял контроль над происходящим? Чаще всего ответ — «да».

Что дальше? Я останавливаюсь! Я физически прекращаю делать то, что делал. Перестаю читать, писать электронное письмо и так далее. Я не намерен продолжать двигаться тем же путем.

Остановиться, чтобы услышать разум, а не чувства

Я знаю: бесполезно продолжать то, что я делаю, нужно взять перерыв. Обратить внимание на трудности здесь и сейчас означает понести потери, но выгоды, которые вы получите в долгосрочной перспективе, всё компенсируют. Проиллюстрирую свою концепцию двумя примерами.

Во время продолжительной прогулки вы чувствуете, что на пятке образуется мозоль. Заниматься назревающей мозолью неприятно и неудобно, но всегда имеет смысл сделать это немедленно.

Да, вам придется перестать двигаться вперед, почувствовать дискомфорт, снимая и снова надевая рюкзак, найти где присесть, пошарить в сумке, потом повозиться с пластырем. Это так утомительно — снимать свои громоздкие ботинки и несвежие носки. Хочется отложить дело на потом. Но в долгосрочной перспективе вам предстоит насладиться прогулкой, лишенной боли, — и вы сможете идти быстрее.

Те же чувства и мысли посещают вас, когда после всей суеты походного дня вы наконец устраиваетесь в спальнике, согреваетесь, успокаиваетесь и уже готовы закрыть глаза, как появляются позывы в туалет — едва заметные, но настойчивые. Я хочу в туалет. Или не хочу? А если потерпеть? Вдруг пройдет? Что если попробовать все-таки уснуть, а в туалет сходить утром?

Чувства говорят вам: оставайся в спальнике, не расстегивай его, не одевайся, не напрягайся — тяжелое уставшее тело не желает оголять зад. Здравый смысл твердит: вылезай сейчас же, покончи с этим делом и спи спокойно. Уснуть все равно не получится. Чем быстрее начнешь шевелиться, тем раньше сможешь вытянуться в спальнике и отдохнуть.

Чувства нередко контролируют наши действия, хотя мы не всегда это замечаем. Если ничего не предпринимать здесь и сейчас, будет мозоль, волдырь, а потом и большая рана. В конце концов она начнет причинять столько боли, что придется двигаться значительно медленнее, а при наихудшем раскладе и вовсе остановиться.

Вне всяких сомнений самое лучшее — сразу вылезти из спального мешка. Разумная часть нашего сознания с этим согласна, но чтобы внимать голосу разума, требуется определенный опыт.

Вы растеряны, не хватает времени. Пишите список!

Допустим, вы признали, что утратили контроль. Допустим, вас постоянно мучают угрызения совести из-за незавершенных дел. Что стоит предпринять в первую очередь? Военные говорят: нужно остановиться. Садитесь и оценивайте ситуацию. Упорядочьте информацию, чтобы понять, с чем вам предстоит иметь дело.

Отсутствие общей картины — одна из самых частых причин стресса, а избыток стресса нам ни к чему. Вам кажется, что дел невпроворот? Успокоившись и посмотрев на происходящее со стороны, вы поймете: достичь поставленных задач легче, чем вам казалось. Обзор задач — даже без активных действий — хороший опыт с положительным эффектом.

Недавно и я получил важный опыт. Надо сказать, что до последнего времени я был довольно небрежен в плане тайм-менеджмента, и вот однажды вечером меня, как говорится, накрыло. Я разговаривал по телефону с клиентом и в конце беседы пообещал ему, что в течение пары дней отправлю ему письмо со своими соображениями, чтобы тот мог подготовиться к дальнейшей работе. Я включил компьютер и собрался зафиксировать эту задачу в календаре, но вдруг вспомнил, что забыл позвонить другу и поздравить его с днем рождения. Наконец календарь появился на экране, но я думал о том, как медленно работает интернет и что мне стоит перейти на тариф со скоростью повыше или вовсе сменить провайдера. Заглянув в календарь, я, к своему ужасу, обнаружил, что ближайшие два дня в моем графике забиты под завязку, а значит, намеченную работу придется оставить на вечер — хотя я обещал себе, что на этой неделе подобного не произойдет.

Затем я услышал голос супруги: «Дорогой, если ты не занят, поможешь отнести ящик из подвала в гостиную? Сама я не справлюсь».

«Конечно», — ответил я. И в эту секунду я испытал то самое чувство. Я бурно выругался про себя и ощутил дыхание стресса. Одного взгляда на календарь хватило, чтобы понять: на несколько ближайших дней я запланировал массу задач. Когда мне ими заниматься?

Если вам кажется, что времени мало, если вы напряжены и растеряны, остановитесь! В таких обстоятельствах ни к чему думать о том, что предстоит вам в ближайшие дни, — лучше думайте, как замечательно вы будете себя чувствовать, когда покончите с делами. Представляйте результаты.

Будьте храбрее, упрямее, соберитесь с силами и действуйте. Возьмите контроль в свои руки: достаньте листок бумаги, включите мобильный телефон или компьютер — запишите все, что должны, что хотите и что можете сделать.

Прямо сейчас! Большие дела и мизерные. В ближайшем будущем и в отдаленном. Все они без исключения должны оказаться на бумаге.

Мой список включал, к примеру, такие пункты:

Разобраться с интернет-провайдером.

Позвонить N. N. и поздравить с днем рождения.

У N. N. есть бизнес-идея, которую он хочет со мной обсудить. Совместный обед?

Макс (мой шестилетний сын) потерял библиотечную книгу. Подумать, где она может быть.

Чтобы составить этот список из 26 пунктов, мне потребовалось всего несколько минут. Почти магическим образом этот процесс помог мне расслабиться. Закончив, я открыл календарь и распределил задачи по дням. После этого я выбросил список.

Это пример того, что можно сделать, когда чувствуешь себя перегруженным. Попробуйте время от времени прибегать к этому способу. Главная цель в том, чтобы в повседневной жизни вы постоянно чувствовали, что контролируете происходящее и что вам на все хватает времени.

www.7ya.ru

Синдром ожидания ЕГЭ: почему школьники сходят с ума из-за экзаменов?

На прошлой неделе прохожие на улице Перерве на юго-западе Москвы обнаружили труп подростка. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов установили, что 18-летний молодой человек покончил с собой. По информации СМИ, одиннадцатиклассник плохо учился в школе и не готовился к предстоящим единым государственным экзаменам.

Это уже не первый подобный трагический случай. Многие специалисты уверены, что чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые учащиеся испытывают на протяжении всего периода подготовки к экзамену и во время его проведения, приводят к эмоциональному срыву, c которым подростки не всегда в состоянии справиться. Подростковый психолог Инна Драчёва называет его синдромом ожидания ЕГЭ. Он, по словам специалиста, может поразить абсолютно каждого школьника. Причем в последнее время количество страдающих нервным расстройством увеличивается с пугающей скоростью.

А ведь раньше таких проблем с нервами у подростков точно не было. Психолог уверяет: причин здесь множество. Одна из них: детей пугают экзаменами с 4-го класса. И те на подсознательном уровне готовят себя к тому, что в будущем им придется несладко. Другая – в том, что во время ЕГЭ ребенок, по сути, остается один на один с листком бумаги. А раньше экзамены принимали устно и у детей была возможность беседовать с экзаменатором. Присутствие человека рядом так или иначе успокаивало.

Вот что рекомендуют делать психологи, чтобы ваш ребенок не стал жертвой синдрома ожидания ЕГЭ. Запомните правило трех восьмерок: 8 часов в день нужно уделять сну (самый здоровый – с 23 часов). Вторая восьмерка – это работа и учеба. Сюда включите и все занятия с репетиторами. И не смейте их перекидывать на третью восьмерку – эти часы нужно выделять ребенку на личную жизнь.

Что думают известные люди России и Карелии?

Георгий Амусин, председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области:

– До сих пор эта процедура не имеет необходимого психологического обеспечения. Потому что получить справку о щадящем виде сдачи – это не значит быть свободным от всего того напряжения, которое ситуация с ЕГЭ дает детям, родителям и, конечно, специалистам. Нервничают все: ученики, учителя, родители. И в таком состоянии они находятся даже не несколько дней, а несколько месяцев. Если молодой человек, подросток принял решение уйти из жизни, и в фабуле этого решения звучит тема ЕГЭ, для меня как врача это повод действительно разобраться, а все ли сделано для того, чтобы экзамен был пережит достаточно корректно. Ситуация с ЕГЭ ведь начинает напрягать уже с самого начала учебного года. Детям все время твердят: «Вас ждет ЕГЭ. У вас будет ЕГЭ. Нужно готовиться к ЕГЭ». А это напряжение как раз следовало бы убрать, чтобы ученики воспринимали саму экзаменационную тему как нечто интересное и необходимое. Есть категория детей, так сказать, суперответственных. Они-то как раз и бывают супертревожными. И, наверное, выражаясь медицинским языком, нужно выделять их в особую группу риска и работать с ними индивидуально, снимая эту тревожность. Дети должны чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей и педагогов, не надо им задавать высоких планок, надо подготовить к их преодолению.

Светлана Петрухина, психолог Центра кризисных состояний детей и подростков:

– Нужно воспитывать ребенка более стрессоустойчивым. Причиной суицида может послужить все, что является для ребенка важным. Думаю, что винить одного человека в том, что ребенок таким образом отреагировал, не надо. Если учитель пошел на такой шаг, то у него должны быть основания. В любом случае здесь ответственность и родителей, и учителей. Но эмоциональное состояние ученика должны отслеживать в первую очередь родители, а потом уже педагоги. Было бы замечательно, если бы психологическое состояние детей отслеживали и школьные психологи. Особенно в выпускных классах.

Михаил Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях:

– Несдача школьником единого госэкзамена может спровоцировать суицид, поэтому необходимо менять отношение к ЕГЭ на государственном уровне. Я занимаюсь экстремальными ситуациями и не согласен, что связи между самоубийствами подростков и ЕГЭ нет. Ажиотаж вокруг ЕГЭ слишком большой. Это похоже на массовый психоз, истерию. Учителя боятся, семья боится, все страхи семьи и школы отражаются на эмоциональном состоянии ребенка. Но вместо того чтобы ребенка поддержать, и школа, и семья, как правило, загоняют его в угол. А если еще впереди маячит армия, о которой мы пишем нелестные слова, то провал на экзамене – это провал поступления в вуз, это провал дальнейшего получения образования, это завтра надо собирать вещи и идти в военкомат. Многомерность таких факторов влияет на то, что провоцирующим фактором самоубийства и является госэкзамен.

Марина Чибисова, доцент факультета социальной психологии МГППУ:

– Для успешной сдачи ЕГЭ школьнику важно настроиться на успех и чаще напоминать себе, что сдать экзамен всем по силам. Нужно продумать собственную стратегию подготовки к экзамену и обсудить ее с родителями, классным руководителем, школьным психологом, учителем-предметником. Я советую выпускникам освоить простейшие техники расслабления. Это могут быть мышечные или дыхательные упражнения, которые позволяют быстро снять напряжение. При этом не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. О того, что человек занимается 24 часа в сутки, результативность его работы не увеличивается. Правильное питание, здоровый сон, прогулки, отдых – все это очень важно.

Также нужно избегать кардинальных перемен в прическе и гардеробе. Лучше прийти на экзамен в привычной одежде, с привычной стрижкой и привычными вещами, потому что в ситуации стресса новый момент может очень сильно повысить тревогу.

Ирина Умняшова, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России:

– Больше всего единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников. Часто в семье выпускников формируется отношения к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что, безусловно, повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам.

Родителям следует оказывать всяческую поддержку ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов. Она заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор – продолжить образование в различных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии.

Основные функции родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ – сохранить здоровье ребенка, снизить стресс, обеспечить дома комфортные условия и оказать поддержку в выборе профессии с учетом результатов экзаменов.

gubdaily.ru

Не сдашь ЕГЭ – пойдешь в дворники: в чем опасность педагогики риска

Не торопись, родитель! Не все подростки способны справиться со стрессом несдачи ЕГЭ, даже если у них равнодушно-нахальный вид. За ним может стоять нервный срыв и очень неадекватные реакции…

По статистике, каждый год количество подростков, кончающих жизнь самоубийством из-за экзаменов, достигает 20-30 человек в каждом регионе России.

А количество запросов в Яндекс и Гугл «как покончить с собой» достигает нескольких тысяч.

Психологи говорят об «эпидемии суицидов» — дети, не выдерживая кошмарного давления, уходят из жизни, оставляя записки «не хочу сдавать ЕГЭ, не хочу жить» или «провалил ЕГЭ, не хочу жить». В один из самых сложных периодов своей жизни подростки оказываются предоставлены сами себе и решают больной вопрос по-юношески радикально.

Стоит ли заваленный экзамен человеческой жизни? Как не допустить несчастья и успокоить подростка, провалившегося на экзамене: мнение психолога, суицидолога Михаила Хасьминского, главного эксперта антисуицидального портала pobedish.ru.

Срыв – следствие неверной мотивации

— Конечно, настоящую психологическую подготовку к ЕГЭ нужно начинать заранее — формированием правильной ценностной иерархии, в которой ЕГЭ как раз не является самым главным делом в жизни. А не сейчас, когда дамоклов меч ЕГЭ, нависая над учениками, доводит их к моменту экзамена или объявления его результатов, практически до истерики.

И вместо того, чтобы быть поддержкой ребенку тогда, когда ему трудно, родители и сами впадают в нестабильное состояние.

Теряя реальное восприятие, уже не только ребенок, но и они сами связывают с ЕГЭ все надежды и вообще все будущее. Они начинают убеждать ребенка, что самое главное – это сдать ЕГЭ или поступить в вуз. И настраивают, порой вольно, порой невольно: если не сдашь — катастрофа.

Учителя в школе, которых пинают с самого верха, поддакивают и накручивают учеников: ЕГЭ, ЕГЭ, самое важное – ЕГЭ. Для них, действительно, результаты экзаменов невероятно важны, и в погоне за хорошими оценками они ломают психику подросткам.

В результате вокруг экзаменов начинается самый натуральный сумасшедший дом.

Мы каждый год видим эпидемии подростковых попыток суицида. И это – знак того, что наши педагоги и наши родители не умеют воспитывать и мотивировать детей.

Есть иерархия ценностей, смысл жизни. И если кто-то во внеэкзаменационное время скажет, что сдать ЕГЭ – это главный смысл жизни, то такого человека сочтут, мягко говоря, недалеким.

Мир гораздо шире, возможностей в нем неизмеримо больше. Но в дни экзаменов про это почему-то забывается. И весь мир сводится к «сдал – не сдал».

Но экзамен можно пересдать, а ребенка после попытки суицида можно и не вернуть.

Амбиции родителей повышают риск срыва

Да, заваленный экзамен – это серьезная неприятность. Если этому причина лень, невнимательность, отсутствие мотивации, неумение учиться, все это надо проанализировать вместе с подростком и сделать выводы на будущее. Но чаще всего сильно, неадекватно переживают как раз не ленивые, а те, кто старался, но по какой-то причине получил не лучший бал.

Родителям необходимо в любом случае уяснить: то, что подросток не сдал с первого раза ЕГЭ – не катастрофа. И задать себе вопрос: «из-за чего я так переживаю? Из-за того, что не знаю, как сказать на работе, что мой ребенок провалил ЕГЭ, опозорил семью? Стыдно перед родственниками? Мои планы, что сын или дочь не станет дипломатом-юристом-программистом – рушатся?»

О ком вы думаете, о себе или о ребенке? Какими бы ни были ваши амбиции и надежды, если вы видите, что ваш ребенок переживает, — проявите эмпатию, сострадание и отнеситесь к ребенку с пониманием. Подумайте не только о себе, о своих личных ожиданиях и притязаниях.

Ведь, как ни парадоксально это звучит, но во многих случаях несданный ЕГЭ – это кошмар не столько для ученика, сколько для его родителей. Поэтому и боятся дети идти домой, поэтому и кончают с собой, что им страшно разочаровать маму и папу, которые уже выстроили планы, исходя из своих амбиций.

Но в таких амбициях и притязаниях нет места любви, есть только требования, стереотипы, некая нарисованная картинка, в которую пытаются втиснуть ребенка. А когда он не втискивается – ломают не рамки картинки, а ребенка. А он – не поле вымещения родительских амбиций, а живой человек со своими переживаниями, возможностями, субъективным видением и страданиями.

Нужно, в конце концов, включить любовь и дать подростку почувствовать, что его любят, невзирая ни на что, ни на какие временные провалы.

Не сдал: что делать родителям

Ни в коем случае не надо шпынять, пенять, позорить, говорить, что все, жизнь кончена, ему осталось только в дворники пойти.

Не нужно причитать, что перед тетей Машей стыдно, и наказывать. И не нужно усаживать немедленно за учебники.

Надо спокойно поговорить. Настроить на пересдачу, спросить, чего не хватает, чтобы успешно сдать экзамен. Все можно пересдать. Да, бывают в жизни и неудачи, надо принять это как данность и научиться с ней справляться. Жизнь впереди длинная, в ней будет еще очень много всего, а дома тебя любят, невзирая ни на что.

Можно предложить ребенку сменить обстановку, отправиться в лес, уехать на дачу – дать возможность физически поработать, разгрузиться.

Такая смена деятельности поможет освободиться от стресса. Можно предложить: вот тебе пара дней – отдохни, как сам хочешь, переведи дыхание.

Главное — всеми силами надо ослабить нервное напряжение, дать понять, что жизнь не кончилась, последний поезд не ушел.

Сместить центр внимания, объяснить, что ЕГЭ – не самое-пресамое главное в жизни.

Конечно, у всех детей разная психика, универсального рецепта быть не может, кому-то нужно посидеть дома одному, в тишине, другому – уехать куда-то, третьему – поговорить по душам с родителями, четвертому – встретиться и развеяться с друзьями. Зная характер ребенка, нужно дать ему возможность выбрать лучший для него вариант.

От чего надо воздержаться, так это от всякого рода реакций, непривычных для подростка. Если, допустим, в вашей семье не приняты особенные нежности, то не надо бурно обнимать-целовать ребенка, сообщившего о своей неудаче. Это может только убедить его в мысли, что все совсем плохо, раз его бросились расцеловывать при плохих известиях.

Не надо ходить вокруг на цыпочках, разговаривать, словно с больным, вообще всячески подчеркивать его особенное плохое состояние.

Не нужно никакой чрезмерности, самое лучшее – это сохранять спокойное и доброжелательное расположение духа, не напускное, а искреннее, чтобы, глядя на родителей, и подросток пришел в себя.

Научитесь переживать проигрыш

Но ответственность за жизни подростков лежит не только на родителях, но и на сформированной системе образования, которой важна не уникальная душа ученика, и даже не его творческая индивидуальная личность, и даже не образованность и интеллект, а правильность ответов на стандартные вопросы.

Эта технологичная, палочная, стереотипная, вредная для образования, но прекрасная для контроля чиновниками система индуцирует с Министерства образования на директоров школ, учителей, учеников с родителями. В конце концов, именно они во многом виноваты, что дети воспринимают экзамены не как естественный этап обучения, а как важнейшую цель в жизни.

Поэтому доля ответственности в поддержке учеников лежит и на школе. Если учителя или одноклассники видят, что ребенок, провалившийся на экзамене, впал в отчаяние, находится в аффективном состоянии, то его нельзя оставлять одного. Обязательно надо утешить, сказать: ты не волнуйся, ты пересдашь. Можно проводить до дома, не бросать, не отпускать одного.

Пусть он выговорится, пусть возмутится, пусть выразит свои чувства – это тоже полезно для сброса напряжения.

Но самое главное и для родителей, и для учителей, для более старших друзей, знакомых, — постараться донести, хотя бы и на примере ЕГЭ, что любая проблема в жизни – это не повод отчаиваться, а возможность взять ответственность за свое будущее, собраться, стать лучше, преодолеть трудности и выйти победителем! Важно воспользоваться этой конкретной неудачей для формирования правильного отношения к проигрышу, которых никому не избежать.

Ведь недаром в спорте учат не только выигрывать, но и проигрывать. Это крайне ценный навык.

Жизнь так устроена: сегодня ты выиграл, завтра проиграл. Это абсолютно всех касается.

И такое грамотное, во многом выстраданное умение справляться со своим проигрышем поможет пережить как несданный ЕГЭ, так и еще очень многие экзамены в жизни.

www.miloserdie.ru