Егэ стресс и как его избежать

ЕГЭ без дрожи в коленках: как избежать стресса?

С дрожью в голосе и с трясущимися коленками — именно так многие выпускники сдают ЕГЭ. Как избежать стресса на экзаменах, в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал психолог Марат Латыпов.

— Когда вы в свое время сдавали экзамены, сильно переживали?

М.Л: Конечно, были стрессовые состояния. Представлялась неимоверная значимость данных событий. Только со временем понимаешь, что это не настолько важно, как рисуется и вкладывается в мозги подростков.

— Волноваться на экзаменах — это естественно.

М.Л: Это естественное состояние, в чем-то оно защитное. Но когда волнение чрезмерное, оно вредит, поскольку может перерасти в панику, блокировать определенные функции, отвечающие за память.

— Одних экзаменационный стресс мобилизует, а у других вызывает паническое состояние

М.Л: Когда стресс двигает тебя вперед и ты стремишься навстречу процессу, он полезен. А если стресс тебя прячет и ты пытаешься убежать, скрыться в защитной оболочке, — то нет.

— Сейчас, когда выпускники сдают ЕГЭ, появляется много публикаций с советами на тему, как избежать экзаменационного стресса. Один из них — максимально ограничить общение с людьми, склонными к паническим настроениям. И неважно кто это, учителя, собственные родители или школьные товарищи. Неужели эмоции настолько заразны?

М.Л: Эмоции заразны. Когда попадаешь в единую волну переживаний и тревоги, начинаешь вслед динамике толпы испытывать панические настроения. В реальной жизни этого трудно избежать. В любом случае выпускнику приходится контактировать и с родителями, и со сверстниками. Происходит общее нагнетание обстановки. На мой взгляд, самый главный совет здесь задаться родителям вопросом: что для меня важнее — экзамен или ребенок.

Продолжение интервью смотрите в видеоверсии.

mir24.tv

Как избежать паники и стресса перед ЕГЭ?

В этой статье обсудим проблему панических атак перед важнейшими экзаменами, от которых зависит дальнейшее будущее человека. И поговорим не столько о выпускниках средних школ и гимназий, столько о вполне взрослых людях, уже получивших средне-специальное образование в колледжах и отработавших несколько лет. Среди них тоже многие стремятся попасть на студенческую скамью престижных вузов и перед сдачей ЕГЭ очень волнуются, уж простите за банальное сравнение – как школьники.

Обычное волнение и паническая атака, в чем разница?

Казалось бы, зачем волноваться перед экзаменом практически состоявшимся профессионалам, имеющим специальность и работу? Ну, не сдадут и будут работать себе дальше. Но так могут рассуждать только люди без амбиций. Если у выпускника колледжа или техникума, закончил он его месяц, год или три года тому назад, возникает желание получить высшее образование по другой специальности, параллельно возникает и волнение: а смогу ли? А не слишком ли жесткими окажутся для меня требования нынешнего ЕГЭ? А не поздно ли я решил поступать в вуз? А не подзабыл ли я школьную программу?

Совершенно не испытывать волнения перед ЕГЭ невозможно. От него имеют некоторый иммунитет разве что выпускники средне-специальных учебных заведений, решивших продолжить обучение по той же специальности, но и они совсем уж без экзаменов не остаются – сдают академическую разницу.

Повод для волнения возникает у каждого из абитуриентов. Но легкое предэкзаменационное переживание – обычное состояние, чего нельзя сказать о панических атаках.

Разница между волнением и паникой очень существенна. Первый случай (легкое беспокойство) психологи считают нормальным явлением среди экзаменующихся. Оно связано с необычностью момента, ощущением ответственности за свою дальнейшую судьбу и характеризуется несколько учащенным сердцебиением, легкой дрожью в голосе, чуть повышенным потоотделением.

С таким состоянием возможно справиться самостоятельно, если дать себе установку не волноваться или, в крайнем случае, выпить успокоительного.

Паника – это следствие продолжительного сильного волнения или боязни экзамена, довольно опасное для здоровья. При панических атаках человек испытывает физическое и эмоциональное истощение, ему часто не хватает воздуха, возникает одышка, результатом которой может стать кислородное голодание и невозможность четкости мышления. То есть, ни о каком экзамене в подобном состоянии и речи быть не может.

Паника – это первый враг вашего успешного поступления в вуз, поэтому бороться с ней необходимо. Для этого специалисты разработали несколько эффективных способов, с которыми мы вас и ознакомим.

Следует отметить, что приступы паники перед ответственным экзаменом свойственны не только подросткам, но и взрослым людям. Но не в возрасте дело, а в способности быстро справляться с волной страха. Если вы думаете, что успешные бизнесмены чувствуют себя спокойно и уверенно во время переговоров о подписании миллионных контрактов, то, скорее всего, ошибаетесь. Они просто выглядят уверенно, они умеют преодолевать собственное волнение – иначе не добились бы успеха.

Один из самых простых и, как бы это ни парадоксально звучало, самых сложных способов справиться с паникой – самовнушение. Его простота заключается в возможности любого человека в любой момент приказать себе не бояться. А сложность – в неравном противостоянии внутреннего приказа и влияния внешних факторов. Абитуриент хоть сто раз может повторить установку: «Я спокоен», но сразу же отменить ее, оценив сложность экзаменационного задания, общую обстановку в аудитории, настроение экзаменатора.

Чтобы самовнушение сработало, необходимо обладать высоким уровнем стрессоустойчивости, целенаправленности и, безусловно, прочным фундаментом знаний по предмету. Если вы отлично знаете материал, то никакая задача, никакой сложный вопрос вас не сможет сбить с толку и посеять панику – вы со всем справитесь.

Погружение в обстановку

Очень эффективный способ борьбы с паникой – воссоздать экзаменационную обстановку дома и действовать во временных рамках и условиях настоящего экзамена: успеть решить задания, уложившись в отведенное на них время, без подсказок и без подглядывания. Все по-честному, как будто в аудитории, в присутствии нескольких экзаменаторов. Такая методика отлично тренирует психику, поскольку абитуриент на подсознательном уровне привыкает к режиму «экзамен» и во время сдачи ЕГЭ он уже включится автоматически, вытесняя все возможные опасения и переживания.

При нарастании внутренней тревоги и опасении, что она может помешать сдать экзамен даже при условии отличного знания материала, необходимо за какое-то время до события уделять несколько минут в день продуктивным мечтам. Представьте себе, что экзамен уже сдан, вы отлично справились с заданиями и уверены в высоком балле. Прочувствуйте этот момент, проживите его, порадуйтесь своему успеху, испытайте гордость здесь и сейчас. Ну, как? Хорошо себя чувствуете? А куда девалось паническое состояние? Уже и думать о нем забыли? Вот и отлично – это тот результат, который вам нужен.

Практикуйте этот метод за 7-14 дней перед экзаменом, с каждым занятием паника будет проявляться все слабее, пока ни исчезнет совсем.

Чтобы унять чрезмерное волнение, попытайтесь дышать глубоко и размеренно. Так вы максимально наполните легкие воздухом и обеспечите приток кислорода во все ткани и клетки организма. В результате простых упражнений вы сможете:

  • нормализовать артериальное давление;
  • стимулировать работу мозга;
  • снять напряжение мышц;
  • снять нервное напряжение.
  • Займитесь дыхательной гимнастикой дома с утра и при необходимости продолжите уже в аудитории. Упражнения не отнимут у вас много драгоценного экзаменационного времени. Для максимального эффекта, вдыхая, давайте себе установку: «Я абсолютно спокоен».

    Победить стресс болью

    Если чувствуете, что паника нарастает, и все способы справиться с ней не дают результата, попробуйте «обмануть» свой мозг, искусственно переключив его импульсы на решение других задач. Например, довольно ощутимо ущипните себя, создайте болевой очаг – и мозговая деятельность моментально переключит свое внимание на боль, а у вас появится несколько секунд, чтобы совладать с волнением.

    Консультация у психолога

    Если ни один из вышеперечисленных способов не оказался действенным, придется пообщаться с психологом – специалист за несколько сеансов вытянет наружу все ваши переживания и научит быстро справляться с приступами паники. Этот метод, может, и эффективнее остальных, но и он же и самый дорогостоящий.

    Что еще поможет не паниковать

    Следующая подборка способов напрямую связана с подготовительно-учебным процессом. Панике меньше всего подвержены уверенные в своих знаниях, настроенные на успех, не измотанные ночными «уроками», люди.

    Обычно, работающим абитуриентам сложнее всего найти время для подготовки к экзамену. И здесь уже нужно четко определить для себя: либо вы поступаете в вуз и прилагаете для этого все усилия, либо вы не находите возможности для качественной подготовки к ЕГЭ и остаетесь в своем нынешнем положении при своей нынешней работе. Если первый вариант предпочтительнее, то постарайтесь:

  • регулярно уделять подготовке к экзаменам несколько часов в день;
  • не зубрить, а вникать в суть материала, стараться запоминать темы при помощи личных ассоциаций;
  • не повторять и не доучивать темы в день экзамена или накануне ночью – так только «каша» в голове образуется;
  • перед экзаменом выспаться, как следует – переутомление угнетает память и мышление.
  • Уверены, что эти незатейливые советы помогут вам держать предэкзаменационное волнение на определенном уровне и не позволить панике слишком уж атаковать – не только во время экзамена, но и при любой другой жизненной ситуации.

    www.ecvdo.ru

    Избежать стресса во время ЕГЭ поможет вера в свои силы

    ВЛАДИВОСТОК, 24 мая — РИА Новости. Родители выпускников школ, сдающих Единый государственный экзамен (ЕГЭ), должны максимально оградить своих детей от давления и негативных ожиданий, тогда как школьникам для успешной сдачи ЕГЭ необходимо расслабиться и поверить в свои силы, сообщила РИА Новости психотерапевт, кандидат психологических наук Рита Гимаева.

    В этом году основной период сдачи ЕГЭ пройдет с 27 мая по 19 июня. Дополнительные дни — с 8 по 15 июля. Школы Владивостока в этом году выпустят около 2,5 тысячи учеников. Многолетняя статистика свидетельствует, что во время прохождения ЕГЭ среди школьников учащаются случаи суицидов и приступов депрессии.

    «В такие стрессовые периоды, как подготовка к ЕГЭ и его сдача, школьникам, как и их родителям, нужно максимально успокоиться. Важно помнить о том, что, по крайней мере, какая-то часть знаний, которые давались на протяжении учебы в школе, у них осталась. Часто эти знания находятся в разрозненном и бессистемном виде, и чтобы ими воспользоваться, нужно сохранять моральное равновесие», — сказал Гимаева.

    Она отметила, что лучшего усвоения знаний также полезно использовать метод повторения, когда школьник при любом удобном случае просматривает материалы к экзамену. А накануне ЕГЭ нужно хорошо отдохнуть и выспаться.

    «Перед экзаменом полезно закрыть глаза и представить, что ты уже сдал его, и тебя поздравляют родные и друзья. Это позволит испытать облегчение, настроиться на работу и улучшить настроение. Такой метод работает на подсознательном уровне и действительно помогает в стрессовых ситуациях», — рассказала психолог.

    По ее словам, в момент написания экзамена важно работать с дыханием, «углубить» его. Метод «дыхание животом» помогает успокоиться и снять нервное напряжение. Для этого нужно расслабить всю верхнюю часть тела, чтобы сердцебиение и кровоснабжение нормализовались. Если организм будет расслаблен, знания сами придут, сказала Гимаева.

    Она подчеркнула, что родителям также важно быть спокойными и не нервничать. Нужно понимать, что только в уравновешенном состоянии они смогут помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ и поддержать его. Будучи уверенным в силах своего чада, проще убедить его в том, что он справится с заданием.

    «Учителя в школе также должны поддерживать детей перед экзаменом. Сегодня же многие из них практикуют давление на школьников и даже запугивают их. Конечно, часто учителя руководствуются благими целями и думают, что такие методы заставят учеников лучше готовиться. На некоторых это действует, но для большинства — это только помеха», — заявила Гимаева.

    По ее словам, в подростковом периоде дети зачастую очень ранимы и склонны к переживаниям. Давление учителей способно усугубить ситуацию и заставить их нервничать в такой важный день. Вместо этого, преподавателям нужно самим успокоиться и понять, что все, что они могли дать школьникам, они уже дали. В данном случае задача учителя — поддержать и подбодрить ребенка.

    Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

    © 2018 МИА «Россия сегодня»

    Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

    Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

    Главный редактор: Анисимов А.С.

    Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

    Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

    Настоящий ресурс содержит материалы 18+

    Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

    Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

    На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

    • не соответствует тематике страницы;
    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
    • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
    • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
    • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

    Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    Как избежать стресса на ЕГЭ?

    Успешная сдача ЕГЭ зависит от двух условий. Первое – свободное владение материалом. Второе – умение контролировать себя во время испытания.

    Накануне ЕГЭ

    День перед экзаменом – время отдыха, время психологической и эмоциональной настройки. Особенно непродуктивно заниматься лихорадочной зубрежкой последние часы дня. Предэкзаменационный вечер целесообразнее посвятить любым отвлекающим и успокаивающим делам, например, выйти на прогулку. Психологи советуют посмотреть комедию. Смех снимает стресс, улучшает работоспособность, и, главное, активизирует умственные способности и сообразительность.

    Следует пораньше лечь спать. Не рекомендуется перед сном пить кофе, чай, колу, есть шоколад и принимать снотворное или успокоительные средства. Результат может оказаться плачевным: вялость и заторможенность во время экзамена.


    Кадр из фильма «Гарри Поттер и кубок огня»

    В день экзамена

    Успокойся!

    В этом поможет простое дыхательное упражнение: закрой глаза и дыши медленно, глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. При этом не забывай про себя думать: «Я спокоен и уверен в себе!», «Я всё помню!».

    Поставь цель!

    Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они твои личные.

    Сосредоточься!

    Забудь об окружающих. Для тебя существуют только задания экзаменационной работы и время, отведенное на выполнение теста.


    Кадр из фильма «Невероятный Халк»

    Распредели своё время!

    Запланируй «два круга» для решения заданий и время для проверки. Две трети всего времени отведи легким заданиям. Далее сосредоточься на более сложных заданиях.

    Торопись не спеша!

    Задания необходимо читать внимательно и до конца. Неправильно понятое задание – очень частая причина неправильных ответов. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как оформить ответ в бланке, перечитай вопрос и убедись – правильно ли ты понял задание, что поможет избежать обидных ошибок.


    Кадр из мультфильма «Зверополис»

    Начни с легкого!

    Пробегись глазами по всем заданиям экзаменационной работы. Выбери наиболее легкие и начинай отвечать на них. Таким образом, ты освободишься от нервозности и быстрее вникнешь в более трудные вопросы.

    Пропускай!

    Специалисты рекомендуют пропускать трудные или непонятные задания. К ним можно вернуться позже.

    Думай только о текущем задании!

    Создатели контрольных измерительных материалов стараются охватить весь объем школьной программы. Поэтому вопросы в тестах не связаны друг с другом. Принцип решения одной задачи не поможет в ответе на другой.


    Кадр из фильма «Матрица»

    Исключай!

    Форма проведения ЕГЭ даёт определённые преимущества. Среди заданий первой части есть вопросы на выбор правильных ответов из предложенных вариантов и задания на сопоставление. Следует помнить, что некоторые задания быстрее решить методом исключения.

    Угадывай!

    Бывают вопросы, в ответах на которые абитуриент не до конца уверен. Отвечай интуитивно! При этом выбирай ответ, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

    Не бойся ошибок!

    Известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Задания решают разные выпускники, в том числе, учащиеся профильных классов. На практике трудно набрать максимальное количество баллов. Главное, набрать баллы выше минимального порога.

    moeobrazovanie.ru

    Егэ стресс и как его избежать

    Пользуетесь ли вы только Интернетом для переписки?

    Да, только Интернетом, потому что за конвертами или открытками еще надо сходить и купить, а Интернет всегда под рукой

    Мне нравится писать письма от руки и подписывать открытки

    У меня с Интернетом проблемы, поэтому легче написать и отправить бумажное письмо

    Всего проголосовало: 24

    Текущий номер

    Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы

    номер 26, от 26 июня 2018

    Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

    «Идея, что нечто заменит учителя, — это фэнтези, а не научная фантастика. Любой робот заменяет только рутинные действия. А интеллектуальные, творческие действия все равно остаются человеку. Проблема сегодняшней школы в том, что у учителя не хватает времени, чтобы проделать все необходимые рутинные действия», — из эксклюзивного интервью ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

    На просторах интернета Лев Айзерман случайно наткнулся на переписку выпускников после ЕГЭ. Вопросы ребята задают встревоженные и растерянные: «А так сойдет?», «А вот это можно?», «Эту формулировку примут?». А о смыслах отрывка, над которым пришлось размышлять, они, как считает наш постоянный автор, забудут уже совсем скоро.

    Ежегодно в финансовой сфере появляются все новые возможности, а значит, нынешнему поколению школьников предстоит столкнуться с серьезными испытаниями. Да, в новых технологиях они разбираются лучше своих отцов и дедов, но зачастую у них отсутствует критический поход к различным финансовым инструментам и схемам заработка. Эту и многие другие проблемы обсуждали на конференции «Внедрение программ финансовой грамотности в образовательную практику в детских центрах».

    Наши приложения

    Стрессы на ЕГЭ и ГИА. Как их избежать?

    Стоит ли экзамен – ТАКОЙ экзамен – желанного поступления в институт, последует ли за ним прекрасное будущее?

    Кто-нибудь из российских медиков за годы проведения ЕГЭ и ГИА всерьез изучал величину и последствия стресса, который испытывают школьники во время экзаменов? Я, по крайней мере, об этом не слышала. Как верхушка айсберга всплывают на поверхность известия о самоубийствах детей во многих российских регионах после или до ЕГЭ по математике, русскому языку. В прошлом году СМИ массово публиковали такие новости. В этом году все молчат – объясняют это тем, что не нужно давать подросткам пример для подражания. Но дети не из подражания убивают себя. Неудача на экзамене для самых неуравновешенных равносильна смерти. Кого-то этот провал лишает поступления в вуз или колледж. Кто-то боится рассказать о случившемся родителям. Есть ведь немало неблагополучных семей и жестоких отцов и матерей… Я не думаю, что в этом году нет подростковых самоубийств из-за ЕГЭ и ГИА. Просто о них не говорят.

    «Пожалуйста, дайте нам возможность сдавать ЕГЭ и ГИА в родной школе. Мы боимся, мы в чужой школе пишем хуже, чем могли бы!» Об этом просят все дети, во всех интервью, во всех регионах, не первый год просят – разве не так, коллеги-журналисты?! И мы добросовестно передаем их крик души в своих репортажах, статьях… Только эту слезную детскую просьбу никто не слышит. А ведь можно было бы переделать регламент, подумать, устроить расписание экзаменов таким образом, чтобы хотя бы в этом пункте сделать стрессовую ситуацию для детей чуть меньше. Ребята еще просят не только в родной школе сдавать страшный экзамен – они хотят сдавать его со своими, родными учителями. А почему нет? Или это значит, что государство априори не доверяет педагогам?

    ЕГЭ и ГИА – почему их проведение столь бесчеловечно строго? В «ЕГЭ-копилке» той же школьной учительницы, которая рассказала мне о временном параличе ученицы, есть немало других поразительных случаев. Из паспорта мальчика-медалиста на ЕГЭ по русскому языку выпала крошечная бумажка. Всё знал этот вундеркинд. Решительно всё на свете, но никак не мог запомнить стили речи. Три строчки с перечислением стилей речи записал ребенок на бумажке и вложил в паспорт. Других шпаргалок при нем не было. Но дама из Департамента образования, присутствовавшая при столь ужасном происшествии, устроила такой скандал, что мальчик, обычно спокойный и адекватный, впал в истерику. Неужели 11 лет отличной учебы в школе не подтверждают того, что он обладает высоким уровнем знаний по русскому языку? И разве может кто-то из нормальных, умных взрослых утверждать, что человек — а не робот — знает о русском языке, математике, английском — ВСЁ? У каждого найдется тот или иной пробел. Этим мы и отличаемся от машин. Школа 11 лет оценивает ученика и его способности. Почему же мы не верим школьным учителям, а верим компьютеру, проверяющему тесты ЕГЭ?

    Только подумайте, какой стресс должен испытывать ребенок, зная, что он идет на испытание, от которого зависит вся его судьба, и что самая малая помарка, случайная ошибка перечеркнет все его учебные заслуги в прошлом! Вот еще один случай из «ЕГЭ-копилки» той же моей знакомой учительницы. После ЕГЭ к учительнице подошла возмущенная представительница университета, которая была в составе комиссии. «Он что у вас, больше всех знает?» — вопросила возмущенная вузовская преподавательница. «Кто?» — не сразу поняла учительница. — «Этот ваш медалист. Я ему так и сказала: «Ты что, больше всех знаешь?» Он что у вас, слишком умный? Говорит, что вопрос в тесте составлен некорректно!»

    Школьная учительница, защищая своего ученика, настояла на расследовании. Оказалось, действительно в КИМах один из вопросов был некорректным, на него нельзя было дать однозначный ответ. Сколько же унижения пришлось пройти пареньку, заметившему ошибку, и его смелой учительнице, чтобы отстоять свою правоту. А если бы они не оказались столь настойчивыми? Если бы баллов, которых этот и другие выпускники недобрали в результате ошибки, не хватило им для воплощения мечты, поступления в выбранный вуз?

    Нельзя вручать человеческую жизнь компьютеру. Человеческий фактор нужно учитывать на экзамене. В этом я убеждена. Расскажу два случая из собственного экзаменационного прошлого.

    Случай первый произошел в школе, в советские еще времена. Мне хотели поставить «четыре» за выпускное сочинение. Мое подростковое самолюбие взвилось до небес – это как же так? Через пару дней я еду на Всероссийский слет авторов лучших школьных сочинений представлять всю Новгородскую область – и мне ставят «четверку» именно за сочинение и первый раз в жизни? Слова «апелляция» тогда не было. Просто моя школьная учительница, со мной солидарная, отправилась в роно выяснить, в чем дело, и посмотреть злополучное сочинение. Оказалось, что ошибок в нем не было. Просто комиссии не понравились мои многочисленные тире. Авторские знаки, поставленные для эмоциональности. Ну не знала я, что авторский стиль на экзамене — это отклонение от нормы. «У вас тире, а у другой медалистки в другой школе — всё двоеточия, — со вздохом сказала методист из роно, — тоже авторские знаки, понимаешь… А нам что с вами, такими нестандартными, делать. »

    Мне все-таки поставили тогда «пять». А если бы это был ЕГЭ и работу проверял компьютер? Тройку бы я схлопотала со своей индивидуальностью, даже если бы это было лучшее школьное сочинение в мире…

    Второй случай произошел со мной в пединституте. Преподаватель по высшей математике, человек педантичный и замкнутый, проводил у нас экзамен. На нашем факультете начальных классов и английского языка учились 105 человек, все – девушки. К девичьим способностям в области высшей математики наш педагог относился весьма скептически. Кроме того, мы все были для него на одно лицо, так как на лекциях он на нас не смотрел, а на практических занятиях быстро и коряво писал формулы на доске, повернувшись к нам тылом и не заботясь о том, успеваем ли переписывать сии загадочные знаки в тетрадки. Словом, на экзамене по его предмету в первых двух группах четверки получили всего три человека, о пятерках же и помину не было. Следующей, третьей группой, на экзамене была моя. Я со всеми зашла в аудиторию. Взяла билет. Но, сев на стульчик рядом с нашим грозным преподавателем, чтобы отвечать, обнаружила, что все знания из моей головы улетучились. Со мной случилась ситуация, которую в народе называют «ум зашел за разум». Я… начала бодро доказывать… не ту теорему, которую требовалось.

    «Два», — бесстрастно сказал через пять минут мой преподаватель. Мой разум, воскресший от внезапного шока, такой резолюции воспротивился. Я понимала, что этот человек меня абсолютно не знает, и то, что я иду на красный диплом и учусь только на пятерки, сейчас известно только мне. «Я знаю математику на пять!» — громко и для самой себя неожиданно заявила я.

    В аудитории возникла абсолютная тишина. У девочек даже шпаргалки попадали на пол. Преподаватель этого не заметил. Его каменное лицо впервые обратилось прямо на меня. «Что?» — удивленно спросил он. Я повторила свою фразу.

    «Хорошо, — снова бесстрастно сказал преподаватель. — Приходите завтра пересдать с другой группой».

    На следующий день я пришла и без подготовки сразу ответила на билет. «Да, я вижу, что вы знаете на пять. Что это с вами вчера приключилось?» — вот и все, что он сказал мне.

    «Ну светит мне в этом семестре за математику тройка, — рассуждала я. –Два за один экзамен и пять за второй. Если сложить…»

    Я заглянула в зачетку. Там, выведенная твердой рукой, стояла пятерка. Наш математик был не компьютер. Он был логичный, холодный, беспристрастный и справедливый человек.

    www.ug.ru