Факторы психологического стресса

Содержание:

4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса

4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса носит динамический характер и больше зависит от внешних обстоятельств. В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными (рис. 23).

Рис. 23. Причины стресса.

Похожие главы из других книг

Психологические причины возникновения зависти

Психологические причины возникновения зависти Тяжелее всего для завистника то, что ему никто не завидует. Роже Мартен дю Гар Существует две версии возникновения зависти – врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть – это некая генетическая программа,

Глава III. Причины возникновения информационного стресса

Глава III. Причины возникновения информационного стресса Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития информационного стресса важным фактором является

3.1. Причины профессионального (психологического) стресса

3.1. Причины профессионального (психологического) стресса Информационный стресс в операторской деятельности по своей природе, является разновидностью профессионального (рабочего) стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего,

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса Психологические тесты (бланковые и проективные) В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний –

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный

Глава 4 Причины возникновения психологического стресса

Глава 4 Причины возникновения психологического

4.2. Объективные причины возникновения психологического стресса

4.2. Объективные причины возникновения психологического стресса Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы:1) условия его жизни и работы;2) люди, с которыми он взаимодействует; Рис. 27. Объективные причины стрессов.3) социальные

Глава 4. Причины возникновения стрессов

Глава 4. Причины возникновения стрессов Упражнение 4.1. Работа с негативными установками.1. Установка «конца света» – идея о том, что ситуация слишком ужасна и граничит с катастрофой.Слова-маркеры: это ужасно, мрак, катастрофа, я этого не переживу зарезал без ножа, конец, я

12. Конфликты и причины их возникновения

12. Конфликты и причины их возникновения Задача занятия : проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения [4] .Упражнение-разминка «Встреча на узком мостике»Описание упражнения. Двое участников становятся на линии, проведенной на полу,

Другие причины возникновения страха

Другие причины возникновения страха Далеко не у всех людей страх перед аудиторией будет возникать по тем же причинам, что и у Джоан. Но дискомфорт будет всегда, результатом какого-то внутреннего процесса. Некоторым людям кажется, что они вообще потеряли дар речи, других

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Причины конфликтов – важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный

3. Причины возникновения шопомании

3. Причины возникновения шопомании

2.1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация

2.1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития информационного стресса важным

Причины возникновения Современного ума-эго

Причины возникновения Современного ума-эго Пора назвать причины возникновения ума-эго и показать этапы его развития. Они открываются, если отойти от привычного видения устройства мира. Оно создавалось последние пять веков, и сейчас ум опутан привнесёнными в него

Причины возникновения болезней

Причины возникновения болезней • страхи, негативные убеждения;• чувство вины – испытывая боль, спросите себя: я чувствую себя виноватой… в чем? Я себя обвиняю… в чем? Я боюсь, что меня обвинят… в чем?• стресс – мы чувствуем себя разрывающимися на части (проблема

Основные причины возникновения моббинга

Основные причины возникновения моббинга Личностные причины. Основных «внутренних стимулов» к моббингу не так много: страх, зависть, закомплексованность.Страх – это одна из наиболее сильных эмоций. В коллективе появляется настороженное отношение, переходящие в

psy.wikireading.ru

Причины и факторы возникновения стресса

О стрессах сегодня говорят многие, а большое количество людей считают их причиной всех своих неудач, в том числе и проблемы с собственным здоровьем. Появлению стрессового напряжения способствуют различные неудачи и неприятности. Стоит заметить, что релаксация, добрые поступки, эфирные масла, физические занятия помогают минимизировать причины возникновения стресса.

Под воздействием стрессового состояния человек ощущает себя усталым, раздражительным, беспокойным и находится в постоянном напряжении. Ему не хочется спать или же, наоборот, он постоянно пребывает в полусонном состоянии. Может отсутствовать аппетит или, наоборот, постоянно хочется есть, что приводит к резкой потере веса или его набору. Но постоянно пребывать в стрессовом состоянии невозможно. После возбуждения начинают затормаживать все функции, что приводит к апатии и депрессии.

Существует пять разновидностей стрессового напряжения:

  • Эмоциональный стресс. Обычно такой стресс возникает, когда нам угрожают критические, опасные ситуации, и они вызывает слишком сильные эмоции. Также могут возникать вследствие неожиданных и радостных событий.
  • Психологический стресс. Основными причинами проявления такого состояния выступают неудовлетворительные и неблагоприятные отношения с обществом, и являются результатом психологического состояния.
  • Физиологический стресс. Является следствием плохого питания, больших физических нагрузок или недосыпания.
  • Управленческий стресс. Возникает тогда, когда существует большая ответственность за то решение, которое вы только собираетесь принять или уже сделали свой выбор.
  • Информационный стресс. Основной причиной такого состояния является отсутствие информации или слишком большое ее количество, что крайне затрудняет возможность принятия решения.
  • Факторы, провоцирующие стрессовое напряжение

    Причины стрессового напряжения предопределяют ситуации, провоцирующие стресс. Подобные ситуации называют стресс-факторами. Невозможность контролировать себя является результатом накопления значительного количества факторов стресса, а одновременное воздействие таких факторов способствует возникновению психологического напряжения, от которого тяжело избавиться. Факторы стрессового состояния, отрицательные или положительные, провоцируют стресс в той мере, в которой вы этот фактор воспринимаете.

    Существует две группы факторов провоцирующих стресс:

    • смерть или болезнь близкого члена семьи;
    • развод или свадьба;
    • смена вида деятельности;
    • потеря всех сбережений;
    • увольнение.
    • условия работы не соответствующие заявленным требованиям;
    • лимит времени для выполнения определенного задания или работы;
    • внедрение новшеств;
    • высокие требования именно к вам;
    • абсолютно неинтересная и очень скучная работа;
    • увеличение объема работ.

    Ваши собственные проблемы часто заставляют вас испытывать стресс, поскольку они постоянно по жизни расставляют множество запретов, ограничений и ожиданий, заставляют делать одно и не позволяют совершать другое, формируя негативные эмоции и состояния. Постоянно идя на поводу у проблемы, можно с легкостью дойти до стресса, поскольку она заставляет беспокоиться, нервничать, и напрягаться.

    Причины вызывающие стрессовое состояние и его виды

    Бессмысленно перечислять все возможные причины стрессового состояния, потому что они все разные, а, значит, каждый из вас имеет свое мышление и модели поведения в той или иной жизненной ситуации. Именно из-за этого ситуаций психологического напряжения и стресса очень много.

    Многие из нас отождествляют факторы стрессового состояния с не очень приятными событиями, которые часто случаются в жизни. Но к этим факторам важно относить и позитивные моменты, такие как повышение оплаты, за проделанную работу, получение разного рода наград, брак, ведь они тоже вызывают причины возникновения стресса.

    Причины перенапряжения могут быть внешними и внутренними. Внешние причины – это различные изменения в жизни, которые пребывают под вашим личным контролем. Внутренние – находятся в вашем разуме и в большинстве случаев являются надуманными или плодом воображения.

    • материальные проблемы;
    • резкие перемены в вашей жизни;
    • работа;
    • высокая загруженность делами;
    • личная жизнь.
    • пессимизм;
    • перфекционизм:
    • нереализованные ожидания;
    • отсутствие упорства, усердия и настойчивости;
    • негативный диалог с собой.
    • Основные стрессоры

      Психологи выделяют восемь наиболее распространенных причин стрессового возбуждения:

      1. Личные связи. Взаимоотношения с друзьями, родными, коллегами на работе или даже совершенно незнакомыми людьми нередко порождают стресс, поскольку всегда сопровождается эмоциональными состояниями.
      2. Финансы. Многие психологи считают, что финансовые отношения являются главной и основной причиной возникновения стрессового напряжения.
      3. Возможность самовыражения. Многие стараются самовыражаться, но это сделать получается не всем.
      4. Семья. Для любого человека напряженные и натянутые отношения с кем-либо из родственников могут стать одной из главных причин психологического напряжения, а в дальнейшем приведут к стрессу.
      5. Собственные проблемы. Человек все время хочет контролировать свою жизнь, а некоторые пытаются иметь контроль и над чужой. Когда подобный контроль ослабевает, вы подвергаетесь стрессам, поскольку человек хочет все контролировать.
      6. Безопасность и здоровье. Такие проблемы часто воспринимаются нами очень болезненно, поскольку реально несут вашей жизни угрозу.
      7. Работа. Она, как и финансы напрямую связана с источниками стресса. У одних занятость является абсолютным приоритетом.
      8. Смерть. Для каждого человека огромным стрессом является смерть любимого питомца, не говоря уже об утрате близкого и родного человека, что часто приводит к расстройствам психологического характера. Источником такого состояния также может являться само ожидание смерти.
      9. Причиной психологического перенапряжения может быть все что угодно. Депрессиям и стрессам подвержены как мужчины, так и женщины. У каждого есть свои характерные особенности. Если вы замечаете у себя или у кого-то признаки стресса, то стоит для начала выяснить причины такого состояния. Поскольку устранить последствия стрессового перенапряжения намного сложнее, нежели просто убрать его причины.

        Два вида стрессового напряжения

        Стресс имеет психически-эмоциональную или физическую природу. Психоэмоциональное стрессовое состояние свойственно как животным, так и людям. Часто возникает вследствие перемены окружающей среды и имеется высокая степень неясности и психологического напряжения. Они, в свою очередь, вызывают напряжение, что и является психологическим эмоциональным стрессом.

        Иногда стрессовое перенапряжение вызываются определенными физическими явлениями или внешними раздражителями, такими как различные изменения погоды или даже инфекция, попавшая в организм. В любом из этих случаев реакция организма одинакова. Организму нужно уметь приспосабливаться и адаптироваться к новым условиям. Адаптация протекает за счет слаженной работы надпочечников гипофиза и головного мозга.

        Во время стрессового напряжения активизируются все механизмы приспособления вашего организма, повышая устойчивость психологического восприятия, работоспособность, активируются все реакции, и вы ощущаете прилив жизненных сил. Все это способствует адаптации к новым ситуациям, что благоприятно сказывается на выживании.

        Организм имеет возможность сам устранять причины стресса, если его механизмы приспособления достаточно сильны. Но если такие механизмы ослаблены, то возбудители будут действовать на протяжении длительного времени. При постоянных и длительных стрессах происходит истощение и угнетение иммунной системы. Все системы организма реагируют на стрессовое перенапряжение в разной степени. В большинстве случаев стресс является основной причиной различных нарушений психологического характера, эндокринной системы и таких заболеваний, как язва желудка, гипертония, атеросклероз и инфаркт миокарда.

        Чтобы спастись в минуты опасности человек способен на многое, чего ранее даже и не думал делать. Все ресурсы вашего организма направляются на борьбу и преодоление всех препятствий.

        Доказано, что организму незначительные стрессы не только не вредны, а даже полезны. Поскольку они стимулируют вас находить выход из сложившихся затруднительных ситуаций. Развитие силы воли и самовоспитание не позволит перейти стрессу в более серьезную стадию – депрессию, и способствует поддержанию психологического равновесия.

        В качестве итога

        Каждый человек отличается своими психофизиологическими характеристиками. Некоторые люди с легкостью могут адаптироваться к стрессу и длительное время выдерживать огромные нагрузки. Других людей небольшая нагрузка попросту способна выбить из колеи, а бывают и такие, которые в стрессовых условиях работают с полной отдачей. Так что склонность к саморазвитию поможет справиться со стрессовым напряжением.

        ostresse.ru

        Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса

        Факторы, оказывающие влияние на развитие психоло­гического стресса, столь многочисленны и неоднозначны, что их исчерпывающее рассмотрение едва ли возможно в рамках данного учебного пособия. Остановимся на неко­торых ключевых моментах, а именно: на характеристиках стрессового события, интерпретации события человеком, влиянии прошлого опыта, осведомленности (информиро­ванности), индивидуальных и личностных особенностей человека на восприятие ситуации и способ реагирования.

        Характеристики стрессового события. Стрессовые события могут различаться по следующим признакам:

        а) частоте возникновения – события могут быть одиночными, возникать периодически (например, «авралы» на производстве), накладываться друг на друга («несчастья преследуют одно за другим»);

        б) длительности воздействия – кратковременное, продолжительное, хроническое (постоянное). Кратковременные стрессоры – это, как правило, повседневные неприятности, в результате воздействия которых актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. К продолжительным стрессорам можно отнести критические жизненные события, требующие значительного времени для адаптации, вызывающие в структуре личности человека серьезные изменения и сопровождающиеся не только кратковременными эмоциями, но и стойкими эмоциональными реакциями (перемена места жительства, особенно вынужденная, хроническая болезнь, конфликтная обстановка в трудовом коллективе). Хронические стрессоры – постоянно или очень длительное время действующие ситуации, например: бедность, проблемы в семейных взаимоотношениях, перегрузки на работе и т.п. Долговременное воздействие стрессора приводит к состоянию хронического стресса, которое будет рассмотрено нами подробно в разделе, посвященном хроническому стрессу и профессиональному здоровью;

        в) интенсивности воздействия – чем больше физиологические и психические изменения в результате воздействия стрессора отличаются от оптимальных параметров, тем интенсивнее стрессовое воздействие события на чело­века. Например, такие события, как смерть близкого или возникновение угрозы собственной жизни, по интенсив­ности воздействия, как правило, значительно превосходят события, связанные с неприятностями в профессиональ­ной сфере или утратой имущества;

        г) знаку эмоциональной окрашенности – стрессовые события, как можно видеть по вышеприведенной шкале тяжести стрессового воздействия, могут быть не только негативными, неприятными событиями жизни, вызыва­ющими резко отрицательные эмоции, но и позитивными, требующими адаптации к неким произошедшим измене­ниям, вызывающими сильные положительные эмоции. Например, такие события, как новоселье, вступление в брак или рождение ребенка, воспринимаясь как позитив­ные, желательные, тем не менее, могут оказывать сильное стрессовое воздействие на человека.

        Интерпретация человеком стрессового события. Как уже было отмечено, ситуация становится для человека источником стресса только в том случае, если субъектив­но оценивается им как стрессовая.

        Например, расторжение брака может восприниматься од­ним человеком как трагедия, крушение всей его жизни, рас­ставание с любимым человеком, потеря опоры и стабильности, вызывать такие чувства, как беспомощность и страх одиноче­ства. Для другого человека развод – это освобождение от тяго­тивших его обязательств, возможность начать «новую» жизнь.

        Как видите, одно и то же событие потенциально может являться стрессором, но вызывает сильную стрессовую реакцию в нашем примере лишь у первого человека, кото­рый воспринял ситуацию как негативную, угрожающую нормальному течению его жизни. Для второго человека ситуация имела незначительное стрессовое воздействие, причем скорее позитивное.

        Таким образом, между стрессором и нашей реакцией на него всегда есть промежуточное звено – субъективная оценка ситуации, называемая также в ряде исследований когнитивной интерпретацией происходящего.

        Прошлый опыт человека. На восприятие события как стрессового в значительной степени влияет личный опыт человека. Для каждого существуют закрепившиеся в результате прошлого опыта установки о том, какие си­туации являются наиболее опасными и стрессовыми. У каждого из нас есть «точки уязвимости», воздействие на которые вызывает максимально выраженную стрессовую реакцию. Напротив, какие-то стрессоры воспринимают­ся человеком как менее опасные, так как он сталкивался с ними в прошлом, и у него выработались программы эф­фективного реагирования на данные ситуации. В таком случае, стрессовое воздействие будет для человека менее разрушительным, так как он готов с ним справиться. Та­кие стереотипы поведения не возникают сами по себе, а приобретаются человеком на протяжении всей его жиз­ни, начиная с самого раннего детства. Иногда у человека в результате прошлого опыта вырабатываются стереотип­ные реакции, носящие недостаточно адаптивный харак­тер, что может привести при воздействии аналогичных стрессоров к нарастанию напряжения и развитию хрони­ческого стресса.

        Примером может служить особенность, которую часто на­зывают «синдромом отличника». Человек, обладающий этой чертой, стремится все сделать наилучшим образом, «сдать на пять», крайне болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, переживает любую неудачу как личную трагедию. По­лучается, что человек живет в постоянном состоянии стрес­са, во-первых, из-за того, что все ресурсы используются на отличное выполнение задачи (ведь ему сложно принять по­мощь других – он не может признаться, что в чем-то неком­петентен). Во-вторых, такой «отличник» живет в постоянном страхе получить негативную оценку. Такой стереотип поведе­ния человек, как правило, получает в детстве, когда родители требуют только отличных оценок в школе, только первых мест в спортивных соревнованиях и не учат ребенка справляться с неуспехом. Часто такая стратегия поведения является недо­статочно адаптивной.

        Осведомленность (информированность) о ситуации. Часто событие становится стрессовым для конкретного человека, если оно субъективно оценивается им как угро­жающее, непредсказуемое по своим последствиям. Осо­бенно усиливается степень стрессового воздействия в тех случаях, когда событие является неожиданным, внезап­ным. Отсутствие полной и достоверной информации о ситуации многократно увеличивает беспокойство и на­пряжение по поводу происходящего. Повышение инфор­мированности о ситуации и способах совладания с ней снижает ее субъективное стрессовое значение для чело­века. Наличие у человека знаний, умений и навыков, по­зволяющих ему справиться с ситуацией, способствует интерпретации потенциально стрессового события как нейтрального, либо имеющего незначительное стрессовое воздействие.

        Так, например, освещение в средствах массовой информа­ции слухов о возможном предстоящем дефиците на тот или иной товар может вызвать стресс и заставить людей скупать совершенно не нужные им товары в огромных количествах (этим приемом иногда пользуются недобросовестные продав­цы). В то время как при условии адекватного информацион­ного обеспечения (с однозначным и достоверным описанием причин, возможностей и сроков исправления ситуации) вре­менные трудности с поставкой необходимых товаров обходят­ся без массовых волнений.

        Итак, наличие стрессора еще не обусловливает разви­тие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрес­сорам может быть связана как с вышеперечисленными факторами, так и с индивидуальными и личностными ка­чествами человека, которые в значительной мере оказы­вают влияние, как на возникновение стрессовой реакции, так и на характер ее протекания.

        Прежде чем перейти к рассмотрению влияния личност­ных особенностей на состояние стресса, остановимся на видах (уровнях) реакций человека на стресс.

        studfiles.net

        Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса 2 страница

        • Локус контроля. Локус контроля определяет, на­сколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку и влиять на ее изменение. По­зиции людей по этому вопросу располагаются между дву­мя крайними точками: внешним (экстернальным) и внутренним (интернальным) локусом контроля. Экстер-налы воспринимают большинство происходящих собы­тий как результат случайности или действия внешних сил, неподвластных человеку. Интернат, наоборот, считает, что только некоторые события находятся вне сферы челове­ческого влияния. Даже катастрофические события, с их точки зрения, могут быть предотвращены хорошо проду­манными действиями человека. Интерналы располагают более эффективными когнитивными копинг-механизма-ми. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, позволяющей им влиять на значимые для них события. Интерналы имеют также выраженную тенденцию разрабатывать конкрет­ные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, они могут развивать умение владеть собой на­столько, что это позволяет им более успешно справлять­ся со стрессовыми ситуациями.

        • Психологическая выносливость (устойчивость)*. К психологической выносливости специалисты относят целый ряд факторов, среди которых уже отмеченные ранее локус контроля и самооценка, а также уровень критичнос­ти, оптимизм, наличие внутренних конфликтов, убеждения и моральные ценности, влияющие на придание личност­ного смысла стрессовой ситуации.

        Каждый человек обладает своей индивидуальной спо­собностью справляться со стрессовой ситуацией. У каж­дого есть свой «пороговый уровень» стресса. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий. Чем важнее для человека чувство безопасности, стабильности и предска­зуемости, тем болезненнее он будет переносить стрессовое событие. Отмечено также, что люди оптимистичные, жиз­нерадостные психологически более выносливы. Большое

        значение имеет личностное понимание человеком смысла происходящего стрессового события. Известный психиатр В. Франки убедительно показал в своих работах (в частно­сти, в книге «Человек в поисках смысла»), что человек мо­жет вынести все, что угодно, если видит в этом смысл.

        • Самооценка. Самооценка — это оценка своих воз­можностей. Если люди оценивают себя и, соответственно, свои возможности достаточно высоко, то вероятно, что они будут воспринимать стрессовые ситуации как преодолимые, а следовательно, менее тяжелые в плане эмоционального реагирования. Таким образом, при возникновении стрес­са люди с адекватно высокой самооценкой справляются с ним лучше, чем люди с низкой самооценкой, что дает им дополнительную информацию о своих возможностях и, в свою очередь, способствует дальнейшему укреплению их самооценки.

        Сталкиваясь с трудными ситуациями, человек повсед­невно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Психологический стресс — это поня­тие, используемое для обозначения широкого круга эмо­циональных состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздей­ствия (стрессоры).

        На развитие психологического стресса оказывают влия­ние многочисленные факторы, среди которых можно отме­тить характеристики стрессового события, интерпретацию события человеком, влияние прошлого опыта человека, осведомленность (информированность) о ситуации, инди­видуальные и личностные особенности человека. В свою очередь, стресс оказывает воздействие на психические процессы человека, в частности на высшие психические функции.

        Человек реагирует на стрессовое воздействие на физи­ологическом, эмоциональном и поведенческом уровне. От вида реагирования, в частности от выбора стратегии пре­одоления, в значительной степени зависит, какими будут последствия каждого конкретного стресса.

        Вопросы и задания к главе 4:

        1. Что такое психологический стресс?

        2. Приведите примеры психических стрессоров.

        3. Назовите виды (уровни) реакций на стресс.

        4. Какие эмоции возникают у человека в стрессовой ситуации?

        5. Есть ли однозначная зависимость между типом стресса и конкретными эмоциями?

        6. Назовите факторы, оказывающие влияние на разви­тие психологического стресса.

        7. Какие индивидуальные и личностные особенности человека влияют на развитие психологического стресса?

        Глава 5. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

        Вопросы, рассматриваемые в главе:

        Позитивное влияние стресса на человека. Негативное влияние стресса. Влияние стресса на организм человека.

        Анализ материала, приведенного в предыдущих главах этой книги, подводит нас к выводу о том, что стресс — это сложное явление, про которое трудно сказать сразу, полез­но оно для человека или вредно.

        С одной стороны, без того, что мы называем стрессо­вой реакцией, человек бы не мог выживать — просто по­тому, что не смог бы реагировать нате изменения, которые окружающий мир преподносит ему ежедневно. Без стрес­са люди не смогли бы поймать мамонта, догнать уходящий автобус, спрятаться от опасности. В этом контексте можно говорить о стрессе как о бесценном подарке природы, польза и даже жизненная необходимость которого очевидна.

        С другой стороны, стресс может являться и часто явля­ется причиной психологических проблем и проблем со здоровьем. В этой главе нам предстоит разобраться в том, когда стресс бывает полезен, а когда вреден для человека.

        Позитивное влияние стресса на человека

        Помимо очевидной природной «полезности» стресса можно говорить о том, что человек, переживая стресс, мо­жет получить еще косвенные (не предусмотренные при­родой) выгоды:

        • Повышение уровня стрессоустойчивости. Существу­ет выражение «После этого мне ничего не страшно» — то есть, побывав в какой-то напряженной (а теперь мы уже скажем — стрессовой) ситуации, человек приобретает на­вык справляться с другими ситуациями, с которыми он сталкивается или столкнется в будущем.

        С этим связана и еще одна польза стресса:

        • Развитие личностных качеств, или личностный рост. Приобретая опыт совладания с трудными жизненными ситуациями, человек может не только повысить свою ус­тойчивость к стрессу, но и открыть в себе качества, о кото­рых ни он, ни окружающие просто не подозревали.

        Группа старшеклассников пошла в поход в лес. Ребята ве­село проводили время до тех пор, пока одна из девушек не почувствовала себя плохо. Сначала никто не придал этому особого значения, девушке дали таблетку от боли в животе и стали убеждать ее, что сейчас все пройдет. Однако время шло, а девушке не становилось легче, наоборот состояние ее ухуд­шалось. В этот момент все растерялись, но потом один из ре­бят — тихий и скромный отличник — расспросил о симптомах и предположил, что это может быть приступ аппендицита, а второй взял на себя ответственность и организовал своих дру­зей делать носилки, искать транспорт и т.д. — то есть взял на себя руководство ситуацией. Оба парня в этой стрессовой си­туации наверняка узнали про себя много нового.

        • Еще одна польза стресса может состоять в том, что позволяет реализовать потребность в напряжении сил. Так, например, представители экстремальных видов спорта, по сути, специально вызывают стресс, удовлетворяя свои по­требности в острых ощущениях.

        Негативное влияние стресса

        Негативное влияние стресса — тема часто обсуждаемая. О вреде стресса пишут газеты и журналы, мы слышим об этом по радио, видим по телевидению, обсуждаем с дру­зьями и знакомыми. Но когда встает вопрос о том, в чем же состоит этот вред, мы затрудняемся ответить. Попро­буем разобраться, чем же стресс вреден.

        Среди негативных последствий стресса обычно выде­ляют следующие:

        • Ухудшение выполнения задачи. Часто стресс отрица­тельно сказывается на эффективности выполнения какой-либо деятельности. Так, согласно теории Роя Баумейстера (Эмоциональный стресс, 1970), внимание к выполняемой деятельности нарушается двумя способами. Во-первых, высокая степень напряжения может отвлекать внимание от выполняемых действий, а во-вторых, если деятель­ность хорошо знакома и выполняется почти автоматичес­ки, приводить к излишней концентрации внимания на отдельных операциях, что также может ухудшить ее вы­полнение.

        • Нарушение когнитивных (мыслительных) функций.

        Различные исследования показали, что стресс приводит к нарушению когнитивных процессов (там же), в частности: усиливает тенденцию к поспешному принятию решения, без рассмотрения всех возможных вариантов; способству­ет хаотичному, плохо организованному перебору различ­ных возможностей. У некоторых людей высокий уровень эмоционального и физиологического возбуждения приво­дит к ухудшению гибкости мышления, концентрации и запоминания. Разберемся, как это происходит.

        К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, па­мять, мышление и др.

        В первую очередь стресс действует на особенности ощу­щений и восприятия, а также на процесс внимания. Для того чтобы понять характер этого воздействия, вспомним фазы реакции на стресс (по Г. Селье):

        1) Фаза тревоги — это первичный ответ организма на действие стрессоров.

        3) Фаза истощения — резкое снижение сопротивляемо­сти организма, истощение ресурсов.

        Первой фазе соответствует психологическая реакция шока, которая может сопровождаться острыми реакция­ми на стресс. В этом состоянии осуществление всех выс­ших психических функций предельно затруднено. Может возникнуть существенное сужение зоны внимания, изме­нение восприятия, притупление ощущений вплоть до их полного отсутствия. Заметно снижаются мыслительные способности.

        Во второй фазе происходит мобилизация всех психичес­ких ресурсов. Ощущения и восприятие, внимание, память, мышление приобретают характер, узконаправленный на преодоление возникшей стрессовой ситуации, на адапта­цию к новым условиям, то есть происходит обострение указанных процессов в отношении стрессовой ситуации с одновременным притуплением их в отношении остальных событий действительности.

        В третьей фазе происходит истощение ресурсов, влеку­щее за собой общее снижение психической активности.

        Осуществление всех высших психических функций на этом этапе снова затрудняется, особенно страдают процессы внимания и мышления. Воспоминания приобретают из­бирательный характер: какие-то моменты стрессового со­бытия могут быть вытеснены из памяти, а какие-то, напротив, вспоминаться особенно ярко.

        В дальнейшем, если ситуация нормализуется, происхо­дит постепенное восстановление как физиологического, так и психического состояния человека. В некоторых слу­чаях сила стрессового воздействия либо особенности его переживания человеком таковы, что восстановление до-стрессового состояния не происходит, возникают негатив­ные последствия стресса. Случаи, когда стресс становится опасным, мы подробно рассмотрим в следующих главах этого учебного пособия.

        Кроме того, сильный стресс может приводить человека в состояние ошеломления и смятения, то есть к шоку. В таком состоянии люди чувствуют себя эмоционально оцепеневшими, они вяло и безразлично реагируют на ок­ружающие события. Их поведение становится ригидным, автоматическим, стереотипным.

        • Истощение. Истощение может быть физическим, психическим и эмоциональным. Физическое истощение характеризуется хронической усталостью, слабостью, упадком сил. Психическое истощение проявляется в рез­ко отрицательных оценках себя, своей деятельности и жиз­ни в целом. Эмоциональное истощение приводит к чувству безнадежности, беспомощности и загнанности. Истоще­ние обычно возникает в результате воздействия стрессора чрезмерной интенсивности либо в результате хроническо­го стресса.

        Отсроченные реакции, посттравматическое стрессовое расстройство. Последствия стресса не обязательно прояв­ляются сразу. Между стрессовой ситуацией и результата­ми ее воздействия может пройти некоторое время. Пост­травматический стресс — это нарушения поведения, связанные со стрессовой ситуацией, которые проявляют­ся, когда стресс уже прошел. Отсроченные последствия стрессов будут рассмотрены в последующих главах.

        Влияние стресса на организм человека

        Природа устроила организм человека целесообразно, с огромным запасом прочности, приспособив его для дол­гой и здоровой жизни. Но, к сожалению, она не могла предвидеть грядущий рост цивилизации и культуры, ото­рвавших человеческое существование от природных кор­ней, превративших для современного человека многие эмоции из средства выживания в дикой природе в инстру­мент саморазрушения. Интересные сравнения приводит в своей книге «Защита от стресса» М.Е. Сандомирский, ука­зывая на то, что такие эмоции, как, например, гнев или страх, биологически оправданы, полезны. Они подготав­ливают организм, чтобы «выжать» все возможное из мышц, вступая в схватку или спасаясь бегством. Этот рас­смотренный нами ранее механизм унаследован от далеких предков и работает одинаково и у животных, и у человека. Но если неандертальцу, одетому в звериные шкуры и воо­руженному каменным топором, этот механизм помогал одолеть в бою врага или убежать от свирепого хищника, то нашему современнику, в костюме и при галстуке, воору­женному лишь телефонной трубкой и ручкой, он создает одни проблемы, ибо вступает в противоречие с правилами жизни современного общества. Ведь в большинстве слу­чаев проявлять физическую агрессию против собеседни­ка, вызвавшего негативную эмоцию, увы, нельзя. Да и быстрые ноги не помогут в решении сегодняшних про­блем. Но при этом, сидя за столом в офисе, столкнувшись с неприятной, эмоционально значимой информацией, че­ловек внутренне напрягается: и давление повышается, и пульс зашкаливает, чтобы обеспечить мышцы энергией. Мышцы напрягаются, готовясь к действию, а действия не происходит. Физиологические же сдвиги в виде неизрас­ходованной, невостребованной подготовки к несовершив-шемуся действию, остаются.

        Если бы стресс ограничивался только дискомфортны­ми ощущениями (увеличением мышечного напряжения, потоотделения, одышкой и состоянием беспокойства), даже это негативно сказывалось бы на человеке. К сожа­лению, хронические стрессы приводят к развитию серьез­ных заболеваний.

        Сердечно-сосудистая система. Как уже отмечалось, стресс обусловливает повышение артериального давления. Влияние стресса на сердечно-сосудистую систему очевид­но. Кроме того, стресс воздействует и непосредственно на сердце. Увеличивается, благодаря влиянию симпатичес­кого отдела автономной нервной системы и вышеуказан­ных гормонов, число его сокращений и сердечный выброс. При стрессе в организме повышается уровень холестери­на, сыворотки крови и других жирных кислот. Холестерин, находящийся в крови, накапливается на стенках кровенос­ных сосудов, нарушая ток крови в различных участках тела. При нарушении кровотока в сердце высок риск развития ишемической болезни сердца или смерти от инфаркта миокарда, вызванного недостаточным снабжением серд­ца кислородом.

        Жена Билла умерла год назад. Он долго и тяжело пережи­вал ее смерть, считая, что это несправедливо, ведь она была

        таким добрым человеком! Постепенно им овладело чувство беспомощности. Одиночество стало частью жизни, а слезы — спутниками его вечеров. Билл скончался спустя год после смерти своей жены. Официальная причина смерти — сердеч­ный приступ, но друзья Билла считают, что он умер от разби­того сердца (из кн. Д. Гринберга).

        Иммунная система. Самый важный компонент иммун­ной системы — лейкоциты (белые кровяные клетки). Лейкоциты делятся на 3 группы: фагоциты и два вида лим­фоцитов (Т-клетки и В-клетки). Все эти группы клеток выполняют одну задачу: они идентифицируют и разруша­ют вещества, инородные организму. Здоровью человека угрожает любой фактор, понижающий количество лейко­цитов. Стресс относится именно к таким факторам.

        В своем исследовании Роберт Орнстейн и Дэвид Собел сум­мировали данные о связи эмоционального компонента и снижении эффективности иммунной системы. У людей, пере­живших тяжелую утрату, функция иммунной системы сниже­на; у крыс, подвергнутых стрессу, развивается большее количество опухолей, чем у крыс контрольной группы; кадеты Вест-Пойнта, у которых развивался мононуклеоз, происходи­ли главным образом из семей, отцы в которых были «вундер­киндами»; рецидивы орального простого герпеса связаны со стрессом и эмоциональной реакцией человека на болезнь.

        По данным Артура Стоуна, у студентов-стоматологов, на­ходившихся в плохом настроении, был обнаружен более низ­кий уровень антител. У женщин, переживших развод, уровень клеток-киллеров на 40% ниже нормы (это клетки, борющие­ся с вирусами и опухолями).

        Доктор Кандейс Перт, нейрофизиолог, глава отдела био­химии мозга в национальном институте психического здо­ровья, изучал химические вещества, передающие сигналы от нервных клеток к мозгу и от мозга к частям тела. Он об­наружил, что сотни таких передатчиков (нейропептидов) производятся непосредственно мозгом. А некоторые из этих веществ в небольших количествах продуцируются макрофагами (лейкоцитами, которые уничтожают вирусы и бактерии). Так как релаксация и некоторые формы ви­зуализации способствуют выработке нейропептидов (на­пример, бета-эндорфинов), можно целенаправленно стимулировать их выработку, укрепляя, таким образом, иммунную систему. Ожидаемый результат — уменьшение болезней.

        При лечении рака учитывается влияние сознания на тело, поскольку современные исследователи склонны под­черкивать роль стресса в развитии рака. Больных раком учат представлять себе, как Т-лимфоциты атакуют рако­вые клетки. Применение навыков визуализации и других методов релаксации основано на резонном предположе­нии, что если под действием стресса число лимфоцитов уменьшается, то при релаксации их число увеличивается. В результате иммунная система может в какой-то степени контролировать раковые клетки. Однако следует признать, что такой способ лечения рака не является общепризнан­ным и применяется только экспериментально.

        Пищеварительная система. В результате стресса умень­шается секреция слюны во рту. Именно поэтому, когда мы волнуемся, то ощущаем, что во рту у нас все пересохло. Из-за того, что в результате стресса могут начаться неконтро­лируемые сокращения мышц пищевода, возможны трудности с глотанием.

        Во время хронического стресса выделение норадрена­лина вызывает спазм капилляров желудка, что препятству­ет выделению слизи и разрушает защитный слизистый барьер на стенках желудка. Без этой преграды соляная кис­лота (содержание которой во время стресса возрастает) разъедает ткань и может достигать кровеносных сосудов, что приводит к образованию кровоточащей язвы.

        Из-за того, что в результате стресса меняется ритм со­кращений толстой и тонкой кишок, может возникать диа­рея (если перистальтика станет слишком быстрой) или запор (если перистальтика замедлится).

        Современная медицина все нарушения в области желч­ных и поджелудочных протоков, панкреатит, любые про­блемы с желудком связывает со стрессом.

        Мускулатура. Под воздействием стресса мышцы на­прягаются. Некоторые люди выглядят так, будто посто­янно готовы защищаться или проявлять агрессию, они постоянно «на взводе». Такое мышечное напряжение на­зывается «зажимом». В самом деле, как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, «измотанным», уставшим как «выжатый лимон». Не слу­чайно существуют народные выражения для описания эмоциональных состояний: «как гору с плеч», «взвалить ношу», «одеть хомут на шею». Это тяжесть не только в пе­реносном смысле, но и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреа-гированными эмоциями.

        Многие из нас не осознают напряжение в мышцах. Но мы излишне крепко сжимаем ручку при письме, сидим на самом краю кресла при просмотре фильма, попав в пробку, сжимаем руль крепче, чем это необходимо, а еще мы сжимаем зубы, когда злимся. А когда мы сталкиваемся с новым стрессором, не избавившись от имеющегося мышечного напряжения, наши мышцы напрягаются еще сильнее.

        Перечисленные примеры относятся к скелетным мыш­цам. Стресс отражается и на функционировании гладких мышц (см. ранее механизм увеличения артериального дав­ления, расстройства перистальтики). Так, мигренозные головные боли — это результат сокращения и расширения сонных артерий на одной стороне головы. Фаза сокраще­ния (продром) часто сопровождается повышенной свето­вой и шумовой чувствительностью, раздражительностью, румянцем или бледностью кожи. Когда артерии расширя­ются, определенные химические вещества возбуждают прилежащие нервные окончания, вызывая боль. Головные боли, вызванные мышечным напряжением в результате стресса, могут охватывать лоб, челюсти и даже шею.

        Как и в случае головных болей, вызванных напряжени­ем мышц, хронический стресс вызывает спазмы мышц и боль в спине.

        Кожа. В стрессовой ситуации усиливается потоотделе­ние, а температура кожной поверхности снижается. Так как норадреналин вызывает сокращение стенок кровенос­ных сосудов, находящихся на поверхности кожи рук и ног, то во время стресса пальцы рук и ног мерзнут больше, чем обычно. Кроме этого из-за сужения сосудов кожа блед­неет. Таким образом, кожа нервных, тревожных, подвер­женных частым стрессам людей холодная, слегка влажная и бледная.

        Половая система. Длительное выделение глюкокорти­коидов приводит к существенному снижению продукции тестостерона, что снижает половое влечение и ведет к им­потенции. Стресс считают одной из причин нарушения менструального цикла у женщин, следствием чего явля­ется нарушение репродуктивной функции.

        Теперь, когда у вас есть представление о том, как организм реагирует на стресс, вы можете изучить свою собственную реакцию. Отметьте в таблице, как часто у вас

        проявляется определенный физический синдром, а потом подсчитайте общую сумму набранных за ответы баллов.

        studopedia.ru