Факторы стресса в деятельности уис

Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса : на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы Распопин, Евгений Владимирович

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Распопин, Евгений Владимирович. Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса : на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.01 / Распопин Евгений Владимирович; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Екатеринбург, 2013.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-19/84

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема психологической устойчивости к стрессу является одной из наиболее активно изучаемых, что вызвано все более усложняющимися условиями существования человека в современном мире. Нарастание социальной напряженности и конфликты, информационные перегрузки, экономические потрясения – лишь немногие тому примеры.

Особое значение тема психологической устойчивости приобретает в сфере труда, где устойчивость к стрессу является одним из неотъемлемых требований к личности работника в самых различных сферах профессиональной деятельности (С.Б. Малых и Д.А. Кутузова, 2004, Н.В. Гафарова, 2012). Стрессоры профессиональной сферы деятельности человека предъявляют высокие требования к его адаптационным ресурсам. Нехватка этих ресурсов ведет к ухудшению результатов деятельности, нарушениям социальной адаптации, развитию стресс-зависимых заболеваний.

Наиболее остро это проявляется в экстремальных условиях деятельности человека, в числе которых особое место занимает профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) (М.Г. Дебольский, 2006, А.Н. Баламут, 2010, Ю.А. Кренева, 2008).

Важное значение в эффективном функционировании системы «субъект–субъект», в которую включены сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеет специфический социальный, культурный, социально-психологический, эмоциональный фон, определяющий эффективность профессиональной деятельности. Сотрудник пенитенциарной системы в своей работе непрерывно испытывает перегрузки. Психическая напряженность, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к нейрофизиологической организации работников и качествам их психики. Постоянные стрессы на службе, которые имеют неизбежные последствия для других областей жизни, способствует накоплению у сотрудников УИС нерешенных проблем, что приводит к выгоранию, профессиональным деформациям, дезадаптации, формированию специфических профессиональных и семейных отношений, особых жизненных сценариев. Все это оказывает влияние на психическое здоровье, профессиональную эффективность работников пенитенциарной системы и обусловливает необходимость дальнейшего изучения проблемы их психологической устойчивости к стресс-факторам профессиональной деятельности.

Следует отметить, что воздействие обычных условий, т.е. связанных с выполнением повседневных функциональных обязанностей в сложной и напряженной служебной деятельности у сотрудников УИС, а также внутриличностные ресурсы, обусловливающие их психологическую устойчивость к стрессу, также остаются недостаточно изученными. Недостаточная теоретическая разработанность изучаемой проблемы и ее практическая значимость определили актуальность диссертационного исследования на тему: «Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы)».

Степень научной разработанности проблемы. Проблема психологического стресса и стрессоустойчивости личности исследовалась в области изучения социальной стабильности, нарушения которой несут в себе угрозу возникновения стрессогенных ситуаций (А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина, 2011), в области изучения межличностных отношений в плане проявлений толерантности – интолерантности личности (Л.В. Кавун, 2012), в области изучения юридически значимых состояний (Л.В. Алексеева, 1996), в области изучения переживания неудачи в личностно значимых сферах деятельности (Н.А. Батурин, 1999), в области изучения последствий техногенных аварий и катастроф (Н.А. Абдуллин, 2005), в области изучения поведения личности в экстремальных условиях (В.И. Лебедев, 1989). Большое количество исследований посвящено изучению факторов стрессоустойчивости представителей различных профессиональных и иных групп и сообществ: стрессоустойчивости педагогов (А.А. Реан, 1997), студентов (О.В. Лозгачева, 2004), спортсменов (Б.А. Вяткин, 2004), представителей медицинских профессий (Н.В.Гафарова, 2012).

При изучении проблемы стрессоустойчивости активное внимание уделяется рассмотрению внутриличностных ресурсов, обеспечивающих устойчивость к стрессу (Е.В. Змановская, В.Ю., Рыбников, 2011). Здесь можно отметить изучение свойств и качеств личности, коррелирующих с высокой устойчивостью к стрессу (В.А. Бодров, 2000, Б.А. Вяткин, 2004, В.В. Гуленко, 1995, Е.С. Жариков, 1990, Е.П. Кузнецова, 2009, О.В. Лозгачева, 2004, А.А. Реан, 1997, М.Р. Шагиев, 2009, S. Kobasa, 1982 и др.), анализ особенностей межличностного поведения стрессоустойчивой личности (О.В. Лозгачева, 2004, О.В. Рыбина, 2005), изучение копинг-стратегий и индивидуальных стилей реагирования на стресс (Л.И. Анцыферова, 2004, А.А. Либин, 1999 и др.). Эти исследования ставят своей целью спрогнозировать, как поведет себя личность в стрессовой ситуации.

В пенитенциарной системе проведены исследования стресс-факторов профессиональной деятельности сотрудников УИС (А.Н. Баламут, 2010, Л.Н. Елошвили, 2001, Е.А. Стрелкова, 2007, Н.В. Шестерня, 2010). Выделены этапы изменений личности под их воздействием – профессиональная девиация, профессиональная деформация и профессиональная деградация (М.Г. Дебольский, А.В. Ильин, А.В. Рогов, 2006). Однако психологическая устойчивость к стрессу и его источникам у сотрудников УИС изучена не достаточно.

Целью исследования является изучение внутриличностных ресурсов психологической устойчивости к внешним и внутренним источникам стресса (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы).

Объект исследования: психологическая устойчивость к источникам стресса.

Предмет исследования: внутриличностные ресурсы психологической устойчивости к внешним и внутренним источникам стресса.

Гипотезы исследования:

1. Психологическая устойчивость к источникам стресса обеспечивается внутриличностными ресурсами, представленными индивидуально-психологическими особенностями личности, стилем межличностных отношений и ведущими копинг-стратегиями поведения в стрессе.

2. Сотрудники УИС с разной степенью психологической устойчивости к стрессу отличаются по параметру локализации источников стресса. У сотрудников с большей сопротивляемостью стрессу источники стресса носят преимущественно внешний характер, у сотрудников со сниженной устойчивостью к стрессу – внутренний характер.

3. Индивидуально-психологическими ресурсами устойчивости к источникам стресса сотрудников УИС выступают высокий уровень развития воли, интернальный локус контроля, эмоциональная устойчивость, низкая тревожность, социальная смелость.

4. Для сотрудников УИС с высокой устойчивостью к источникам стресса характерны стили межличностных отношений, ориентированные на сотрудничество; для сотрудников с низкой стрессоустойчивостью характерны властно-лидирующие и агрессивно-доминирующие тенденции.

5. Психологическая устойчивость сотрудников УИС к источникам стресса обусловлена поведенческими и проблемно-ориентированными копинг-стратегиями, ориентированными на самоконтроль поведения и решение проблемы; избегающие стратегии и стратегии, ориентированные на поиск социальной поддержки, малоэффективны.

Исходя из цели, гипотез, особенностей объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести научно-теоретический анализ основных подходов к исследованию психологической устойчивости к стрессу и построить модель психологической устойчивости к источникам стресса.

2. Разработать и апробировать методику психологической диагностики устойчивости к внешним и внутренним источникам стресса.

3. Исследовать индивидуальные различия устойчивости к различным источникам стресса у сотрудников УИС.

4. Изучить внутриличностные ресурсы психологической устойчивости сотрудников УИС к источникам стресса.

5. Разработать и апробировать технологию формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу.

Теоретико-методологические основы исследования.

Общеметодологическими основами исследования выступили принципы детерминизма, системности, развития и единства сознания и деятельности, сформулированные в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Теоретическими основами исследования выступили: подходы к изучению стресса и его источников, согласно которым причиной стресса выступает не само по себе воздействие как таковое, а отношение личности к этому воздействию и его оценка как негативного и угрожающего (В.А. Бодров, Ф.Ю. Василюк, С. Фолкман, Р. Лазарус, А. Эллис и др.); подходы к изучению стрессоустойчивости личности, исследующие особенности личности и поведения, обеспечивающие высокую устойчивость и сопротивляемость стрессу (Л.И. Анцфыферова, В.А. Бодров, А.В. Либин, О.В. Лозгачева, и др.); принципы и подходы к разработке психодиагностических методик (Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова).

Работа строилась в соответствии с принципами феноменологически-описательного (Н.Д. Левитов), системно-уровневевого (А.О. Прохоров) и деятельностного (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн) подходов к исследованию психических явлений, теории отношений (В.Н. Мясищев) и трансформации личности в экстремальных условиях (М.Ш. Магомед-Эминов), интегративного подхода к исследованию посттравматического стрессового расстройства (Н.В. Тарабрина), теоретико-методическими основами исследования поведения личности в экстремальных условиях жизнедеятельности (О.Г. Ковалев, И.О. Котенев, Л.А. Корыстылева, А.И. Папкин, В.М. Поздняков, В.Н. Смирнов, Д.В. Сочивко, А.М. Столяренко, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков).

Методы исследования. На этапе теоретического обоснования проблемы применялись методы теоретического и сравнительного анализа, обобщения и систематизации. В соответствии с целью и задачами эмпирического исследования использовались методы измерения, формирующего эксперимента, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных: контент-анализ, корреляционный анализ, сравнительный анализ, методы математической статистики.

При статистической обработке данных использовались: обобщенная формула Спирмена – Брауна, коэффициент дискриминативности Фергюсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента для связных и несвязных выборок. Математико-статистические процедуры выполнялись с использованием статистических приложений Excel и Psychometric Expert.

Методики исследования. На этапе эмпирической части исследования использовались: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко), методика изучения воли (В.П. Прядеин), уровня субъективного контроля опросник (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), шкала проявления тревожности (Дж. Тейлор), шкала C (эмоциональная устойчивость – неустойчивость) опросника 16PF формы A, шкала H (социальная смелость – робость) опросника 16PF формы A (Р. Кеттелл), методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), методика изучения копинг-стратегий поведения в стрессе (Р. Лазарус), шкала психосоциального стресса Л. Ридера, шкала удовлетворенности условиями жизни и шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), а также специально разработанная в рамках исследования шкала устойчивости к источникам стресса (Е.В. Распопин).

Этапы исследования:

На первом этапе (2003 – 2011 гг.) проводился анализ основных теоретических подходов к изучению стрессоустойчивости личности, причин и источников психологического стресса; формулировка темы, цели, задач, гипотез исследования; подбор методик для проведения психодиагностического исследования; разработка, проверка основных психометрических характеристик методики, предназначенной для изучения индивидуальных различий устойчивости к источникам стресса.

На втором этапе (2011 – 2012 гг.) осуществлялись сбор, обработка и интерпретация эмпирических данных.

На третьем этапе (2012 – 2013 гг.) осуществлялись подведение и обобщение итогов эмпирического исследования. Проводилась систематизация результатов исследования, их теоретическая интерпретация. Разрабатывалась и апробировалась программа формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу.

Эмпирическая база исследования.

Выборку исследования составили сотрудники учреждений исполнения наказаний ГУФСИН России по Свердловской области в количестве 290 человек. На этапе разработки методики, предназначенной для изучения устойчивости к источникам стресса, в общей сложности приняли участие 250 испытуемых.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась тщательным описанием и теоретическим анализом изучаемых конструктов, соблюдением строгой последовательности организации эмпирического исследования, следованием основным психометрическим требованиям к разработке инструмента исследования, использованием надежного и валидного психодиагностического инструментария и адекватных целям исследования математико-статистических процедур, содержательным анализом выявленных фактов и взаимосвязей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые выдвинуто и обосновано предположение о том, что психологическую устойчивость к стрессу необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных – внешних и внутренних, – источников стресса, к каждому из которых устойчивость личности может быть различной.

2. Впервые разработана и апробирована новая авторская психодиагностическая методика, «шкала устойчивости к источникам стресса» (ШУИС), позволяющая исследовать устойчивость личности к влиянию различных – внутренних и внешних – источников стресса.

3. Показано, что индивидуальные различия устойчивости к различным источникам стресса у сотрудников УИС проявляются в волевой сфере, локусе контроля, эмоциональной устойчивости, социально-психологической компетентности, копинг-стратегиях.

4. Построена модель психологической устойчивости личности к стрессу. На основании предложенной модели выявлены внутриличностные ресурсы устойчивости к стрессу и его источникам у сотрудников УИС. Доказано, что устойчивость к стрессу у сотрудников УИС обеспечивается интернальным локусом контроля, эмоциональной устойчивостью, социальной смелостью, низкой тревожностью, развитыми волевыми качествами, агрессивным и властно-лидирующим стилем межличностного взаимодействия, проблемно-ориентированными копинг-стратегиями.

5. Доказано, что психологическая устойчивость к источникам стресса положительно коррелирует с удовлетворенностью основных жизненных потребностей и не зависит от пола и возраста личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Обобщены и систематизированы научные представления о стрессоустойчивости как о свойстве личности, обеспечивающим сопротивляемость негативному влиянию различных источников стресса. Систематизированы данные об индивидуально-психологических характеристиках стрессоустойчивой личности, об уровнях развития и формах реализации стрессоустойчивости.

2. Доказано предположение о том, что психологическую устойчивость к стрессу необходимо исследовать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых личность имеет индивидуальную степень устойчивости или, напротив, подверженности их негативному влиянию.

3. Изучены взаимосвязи и закономерности, показывающие, что индивидуальные различия устойчивости к стрессу и его источникам обусловлены внутриличностными ресурсами личности.

4. Построена модель психологической устойчивости сотрудников УИС к источникам стресса и на ее основе разработана технология формирования психологической устойчивости.

Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психологической устойчивости к различным источникам стресса. Разработана технология формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу. Результаты исследования могут быть рекомендованы для включения в программы учебных курсов для студентов психологических специальностей по дисциплинам «Психология индивидуальных различий» и «Психология стресса». Также результаты могут быть использованы для исследования устойчивости к стрессу в деятельности сотрудников производственных предприятий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическую устойчивость к стрессу необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость конкретной личности может быть выше или ниже.

2. У стрессоустойчивых сотрудников УИС источники стресса носят преимущественно внешний характер, у сотрудников со сниженной устойчивостью к стрессу – внутренний характер.

3. Психологическая устойчивость сотрудников УИС к источникам стресса обусловлена такими ресурсами, как высокий уровень развития воли, интернальный локус контроля, эмоциональная устойчивость, низкая и умеренная тревожность, социальная смелость, агрессивные и властно-лидирующие стратегии межличностного взаимодействия, а также копинг-стратегии, ориентированные на самоконтроль поведения и решение проблемы.

4. Психологическая устойчивость к стрессу и его источникам у сотрудников УИС коррелирует с удовлетворенностью основных жизненных потребностей, связана со служебным статусом и не зависит от пола и возраста.

5. Разработанная модель психологической устойчивости к источникам стресса служит основанием для технологии формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Работа соответствует пункту 29 «Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт» и пункта 31 «Проблема индивидуальных различий и типология личности» паспорта специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии». Соответствие подтверждается содержанием цели, объекта и предмета исследования.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на межрегиональной научно-практической конференции в рамках «Весенней психологической сессии» (Екатеринбург, УрГПУ, 2003 г.), на межрегиональной научной конференции молодых ученых «Культура и общество: актуальные проблемы теории и практики» (Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2011 г.), на международных научно-практических конференциях Гуманитарного университета (Екатеринбург, 2011, 2012, 2013 г.г.), в рамках учебно-практической конференции на базе ГУФСИН по Свердловской области (Екатеринбург, межрегиональная психологическая лаборатория ГУФСИН по Свердловской области, 2011 г.). По результатам исследования опубликовано 16 работ, в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Разработанная методика изучения устойчивости к источникам стресса внедрена в практическую деятельность психологов ГУФСИН России по Свердловской области (акт о внедрении опыта № 68/ТО/31-12 от 11.10.2013).

Структура и объем диссертации. Структура работы отражает общую логику исследования и представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями. Содержит 16 таблиц, 3 рисунка. Основной текст изложен на 158 страницах. Список литературы включает в себя 221 источник, в том числе 25 источников на иностранном языке.

www.dslib.net

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ «ФАКТОРАМ РИСКА»

Повышенная динамичность современного мира, выраженная в быстром темпе жизни, в нарастающем информационном потоке, в эмоциональной перегрузке, зачастую ставит человека в ситуацию принятия решения и выполнения деятельности в особенно сложных условиях. Как следствие – возникновение состояния психического напряжения, определяемое Г. Селье как стресс.

Понятие «стресс» уходит своими корнями в 60-е годы 20 века, когда стресс рассматривался, как адаптация организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее гомеостаз (постоянство внутренней среды) и состояние нервной системы (Г. Селье) [9]; как готовность к быстрому и эффективному ответу организма на воздействие внешних раздражителей (Голдстоун – «концепция постоянной продукции адаптационной энергии»), как эволюционно-оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов (К. Шпенглер) [12] и т.д. В след за Р.С. Немовым, под стрессом мы понимаем «состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации» [7, с. 372].

Таким образом, стресс, дезорганизуя деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. При этом подчеркнем, что длительные и частые стрессы оказывают, как правило, отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека [Там же].

Становится очевидной необходимость противодействия такому «фактору риска». Одним из таких противодействий выступает стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость в психологической науке понятие не новое. Так, А.А. Баранов, С.В. Субботин, Н.В. Суворова и др. рассматривают ее как комплексную индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, обеспечивающую биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы, ведущую к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности [2]. Б.Х. Варданян, С.В. Субботин подчеркивают двойственную природу стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешность-неуспешность) и характеристики, обеспечивающие гомеостаз личности как системы. В связи с этим, среди показателей стрессоустойчивости авторы выделяют деятельностный и личностный. [1]. О.В. Лозгачева под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [6]. А.П. Катунин рассматривает это понятие как некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [3]. Ли Канг Хи рассматривает стрессоустойчивость как «психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), то есть, находясь в состоянии психофизического равновесия» [5]. В.А. Бодров считает, что стрессоустойчивость есть «интегративное свойство человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.п.) и внутренней (личной) среды и деятельности. Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности» [2, с. 352].

Отметим также, что стрессоустойчивость рассматривается в рамках разных синонимомичных понятий, таких как «устойчивость личности» (Л.И. Божович, Б. Басаров), «нравственная устойчивость» (В.Э. Чудновский), «психическая устойчивость» (В.М. Генковска; М.Ф. Секач; А.А. Коренев), «психологическая устойчивость» (С.А. Козлов, В.В. Аршинова, С.А. Шувалова), «стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев), «устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин, Л.А. Кандыбович), «нервно-психическая устойчивость» (A.M. Столяренко, П.П. Дорогов), «помехоустойчивость» (Н.П. Казаченко, А.Ф. Ануфриев), «эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, В.Г. Пичугин, Е.М. Семенова), «морально-психологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко), «эмоционально-волевая устойчивость» (В.Ф. Власов, И.И. Рудской), «профессионально-психологическая устойчивость» (Е.В. Василенко) [10].

Анализ интерпретаций каждого их перечисленных определений, показал, что, несмотря на их специфичность, все они предполагают наличие сформированной у личности способности поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях и сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

Однако было бы не совсем верно ограничить функциональное значение стрессоустойчивости только лишь поддержкой определенных состояний. Рассматривая ее в рамках психологической устойчивости, представляющей собой функцию двух переменных — окружающей среды и внутренней структуры системы [10], границы этого понятия расширяются до функции сохраняемости и активного характера процесса и результата психической адаптации.

С позиции нашего исследования, стрессоустойчивость есть многогранное понятие, представляющее собой интеграцию личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс, без нарушения его физического и психического здоровья.

Особо остро вопрос о формировании стрессоустойчивости как черте личности стоит при подготовке специалистов к работе в уголовно-исполнительной системе. Это связано с особенностями профессиональной деятельности будущих специалистов, находящихся в постоянном стрессе, испытывающих депривацию от экстремальных условий своей деятельности. А именно от:

а) работы с особым контингентом — осужденных (лица с психическими аномалиями — психопаты, олигофрены, эпилептики, наркоманы, алкоголики, токсикоманы и т.д.);

б) изоляции условий профессиональной деятельности (ограниченность территории жизнедеятельности колонией или поселком проживания заключенных);

в) низкой престижности профессии и т.д. [11].

С целью избежания потери сотрудниками уголовно-исполнительной системы смысла службы; способности самостоятельно мыслить, принимать решения, нешаблонно действовать; способности к самооценке; проявлению безинициативности, как следствий воздействия на личность вышеназванных факторов, необходимо, на наш взгляд, организовать образовательный процесс в ВУЗе таким образом, чтобы он способствовал формированию у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы стрессоустойчивости. Именно она позволит предотвратить огрубления чувств, развития черствости, конфликтности, раздражительности, нарастания неуравновешенности, снижения ориентировочной активности познавательных функций» и т.д. [11].

Однако, стрессоустойчивость – понятие очень щирокое, имеющее, на наш взгляд, определенные особенности, зависящие от специфики профессиональной деятельности, выполняемой личностью. В связи с этим мы выделяем особенности содержания этого понятия применительно к сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Так как профессиональная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы осуществляется в экстремальных условиях, считаем, что стрессоустойчивость у такого специалиста должна выступать как черта личности и органично входить в ее компонентную структуру.

Наше исследование, проводимое в рамках регулятивного подхода, актуализировало такие компоненты стрессоустойчивости, как: уровень нервно-психической устойчивости, уровень тревожности, тип локуса контроля, самооценка.

Анализ современных теорий личности (гуманистической теории (А. Маслоу, К. Роджерс), психоаналитической теории личности (З.Фрейд), «теория черт» (Г. Оллпорт) и др.), показывает, что «личность, как социально-психологический феномен, сама по себе, представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование». [7, с.307]. «Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер». [Там же]. Нервно-психическая устойчивость позволяет обеспечить внутреннее благополучие человека и установить нормальные взаимоотношения с окружающими людьми. Применительно к уголовно-исполнительной системе сформированность у ее сотрудника нервно-психической устойчивости, на наш взгляд, позволит ему проявлять навыки саморегуляции как в повседневной деятельности при работе с различным контингентом осужденных, так и в период возникновения чрезвычайных ситуаций, а также эффективно выполнять профессиональную деятельность в разные ее периоды.

Низкий уровень тревожности также, как и нервно-психическая устойчивость, позволяет сотруднику уголовно-исполнительной системы проявлять в работе саморегулятивные навыки.

Наконец, тип локуса контроля в сочетании с адекватной самооценкой позволят соответствующим образом оценить собственное поведение и поведение окружающих, выявить причину отклонений и принять соответствующие корректирующие действия.

Анализ психологической литературы, раскрывающей проблему стрессоустойчивости, показал ее взаимосвязь с эмоциональной устойчивостью личности. Это определяет методологическую основу формирования стрессоустойчивости — регулятивный подход (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Н.Н. Ланге, Б.Ф. Ломов, Дж. Миллер, И.П. Павлов и др.). Именно он позволяет выстроить процесс формирования с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта в соответствии с планом выполняемой им деятельности [4].

Кроме того, при построении процесса формирования стрессоустойчивости, необходимо учитывать факторы, влияющие на нее: «врожденные особенности организма и ранний детский опыт; родительские сценарии; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего)» [8].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что стрессоустойчивость как качество личности, позволяет личности перейти на новый уровень активности, сохранив и увеличив эффективность деятельности. [8] в экстремальных условиях.

euroasia-science.ru