Факторы стресса в профессиональной деятельности

Адаптационный синдром, связанный с профессиональной деятельностью, в медицине расценивается как невроз, если исходить из определения стресса. То есть психическое расстройство, вызванное условиями труда – это невроз – психосоматическое нарушение, описанное в 1913 году психиатром из Германии Ясперсом.

Классификация стресса

  • Расстройства отражают сложившуюся психогенно-травматическую ситуацию, не выходят за ее рамки;
  • Проблемы исчезают сразу после устранения причины.
  • Иногда фактор, повлиявший на здоровье, устранить невозможно. Это случается того, когда профессиональный стресс развивается в полноценное психическое заболевание.

    Человек становится восприимчивым к травме, когда происходит нарушение баланса между его способностями и возможностями. Другими словами – когда работник переоценивает свои силы.

    Понятие о профессиональном стрессе

    Нервное перенапряжение во время выполнения трудовых обязанностей проявляется вспышками эмоций, спровоцированных экстремальными ситуациями. Постепенно этот порог снижается и тогда человека, находящегося в постоянном напряжении, не составляет особого труда вывести из себя. Иногда доходит до того, что эмоциональный всплеск возникает даже от резкого громкого звука или включившегося яркого света.

  • Коммуникативный является разновидностью эмоционального. Развивается на фоне проблем в отношении с коллективом, клиентами.
  • Шкала профессионального стресса

    Адаптационный синдром во многом зависит от личности человека, но, как правило, всегда имеет три стадии развития:

  • Запуск. Уровень напряжения доходит до предела. Можно сказать, что достигается точка невозврата. Для некоторых нужно несколько дней, другим – месяцы, а некоторые достигают критического состояния всего за пару минут;
  • Состояние аффекта. Человек не может себя контролировать. При этом он совершает действия, противоположные привычным, к примеру, у общительных происходит потеря активности, они становятся замкнутыми и мрачными, в спокойные – агрессивными;
  • Даже один-единственный нервный срыв сказывается на здоровье. На уровне высшей нервной системы укореняется патологический стереотип. В итоге профессиональный стресс становится обыденностью.

    Причины профессионального стресса

    Существует несколько групп факторов, которые способствуют развитию неврозов, связанных с работой. К примеру, трудовые, заключающиеся чаще всего в перегрузках, реже в недогрузках. При повышенной нагрузке работник находится в состоянии тревоги, а при пониженной чувствует себя недооцененным или неполноценным.

    Личностные, когда человек не может нормально распределить время на семью, работу, отдых.

    Общие закономерности профессиональных стрессов

    Спустя какое-то время нервный срыв может повториться. У каждого человека это время определяется индивидуально, это касается и поведения при стрессе, реакции на него.

    У одних профессиональные стрессы происходят чуть ли не каждый день, но с незначительными проявлениями, например, человек ведет себя не слишком агрессивно, не разрушает отношения с окружающими.

    Стрессовый сценарий запускается автоматически при незначительном нарушении условий профессиональной деятельности или ее ритма. Механизм начинает активно развиваться против воли самого человека.

    Профилактика профессионального стресса

    Как руководитель коллектива, так и сами сотрудники должны создать соответствующую атмосферу. Профилактика стресса со стороны руководителя включает в себя целый комплекс мероприятий.

    Каждый человек, независимо от карьерного положения, должен понять, что работа является всего лишь частью жизни. Не нервничайте понапрасну и будьте здоровы!

    mjusli.ru

    Профессиональный стресс: причины развития и методы устранения

    Виды любых профессиональных стрессов имеют признаки триады Ясперса:

  • Причина – психическая травма;

Специалисты сферы психологии различают следующие виды профессиональных неврозов:

  • Информационный. Развивается на фоне сложных задач, справиться с которыми невозможно в установленное время, из-за слишком большой ответственности за принятие решений. Напряженность усиливается при часто изменяющихся требованиях руководства. Часто такое случается на заключительном этапе работы, когда возникают факторы, требующие ее переделки;
  • Эмоциональный. В основном возникает из-за длительных напряженных отношений в коллективе, с руководством. Важную роль играет угроза увольнения из-за несоответствия поставленным требованиям;
  • Упадок сил. После спада нервного напряжения человек возвращается к стандартным эмоциям. Он может чувствовать раскаяние и вину, если совершил опрометчивые поступки.
  • Страдает не только нервная система, но и внутренние органы. Периферические органы начинают испытывать кислородное голодание из-за централизации кровообращения. Обостряется язвенная болезнь, снижается потенция, возникает варикоз.

    Существует группа должностных факторов. К примеру, человек регулярно испытывает неопределенности из-за непонятных требований к исполнению работы. Тогда стресс в профессиональной деятельности вызван невозможностью предугадать, как будут оценены результаты его труда.

    Карьерные факторы – боязнь увольнения, а также задержка карьерного роста.

    Однако кроме психологических существуют физические причины. В их число входит плохая неустроенность рабочего места, постоянный шум, вибрации, контакты с вредными веществами и т. п.

    Другие достигают стрессового состояния несколько раз в год, но их реакции выражены намного сильнее и влекут за собой более серьезные последствия: они теряют самоконтроль в общении; неожиданно начинают кричать на коллег, подчиненных; необдуманно подают заявление об уходе; разрывают документы и т. п.

    В параметры стрессового сценария входит не только частота невроза, но и форма поведения, общение человека. Важная роль отводится стрессовой агрессии: она направлена на самого себя или на окружающих. Одни люди винят только себя, стремятся анализировать свои действия. Другие обвиняют окружающих (коллег, клиентов, руководство) и не смотрят на себя со стороны.

    Работник становится конфликтным, раздражается от любой мелочи. Он начинает воспринимать коллег и коммуникативную ситуацию искаженно, придает значение деталям, на которые не обращал внимания в спокойном состоянии.

    Если брать во внимание признаки неврозов по Ясперсу, включая профессиональные, лечение личности необходимо в обязательном порядке. Когда нарушения исчезают после устранения причины, значит, от таковой нужно избавиться. Но регулярное увольнение не решает проблему.

    Сперва нужно правильно оценить способности своих подчиненных, учесть их потребности и склонности. Затем составить четкий план действий с конкретными полномочиями для каждого сотрудника. Возможно, руководитель должен изменить свой стиль общения, к примеру, диктаторские и наставнические манеры не всегда уместны. Конечно же, стимул материальной заинтересованности никогда не будет лишним.

    В свою очередь, каждый сотрудник должен знать и применять правила саморегуляции. К примеру, ставить перед собой краткосрочные задачи, которые обеспечивают мотивацию на долгое время и могут повысить самооценку.

    Немаловажным фактором является обеспечение оптимального режима труда и отдыха. Человек должен отказаться от любого вида конкуренции, которая требует отдачи сил. Хорошо, если есть возможность переключиться с одного вида деятельности на другой в пределах своей занятости.

    Стресс в профессиональной деятельности

    Содержание:

    Изучение профессионального стресса является центральной темой множества научных исследований. В них были сделаны попытки проанализировать источники, признаки и, последствия стресса в профессиональной деятельности, а также эффективность профилактических мероприятий, призванных ослабить воздействие стрессоров на человека. К сожалению, на данный момент, у нас еще нет общепринятого определения и общепринятой концепции стресса. Например, не все требования, предъявляемые работой к человеку, нежелательны. Если бы они были таковыми, люди предпочитали бы состояние бездействия, что, как нам известно, не соответствует действительности. Люди стремятся к деятельности, включая ту деятельность, при которой используются способности, которые они ценят. Однако некоторые виды деятельности или ситуации оказывают нежелательное воздействие, например вызывают эмоциональное напряжение, такие физические симптомы, как расстройства сна и снижение продуктивности. Селье (Selye) проводит различие между «хорошим стрессом» и «плохим стрессом», называя их соответственно «эустрессом» и «дистрессом». В данной статье мы сосредоточимся главным образом на дистрессе и попытаемся понять его негативное влияние на человека.

    Психические нарушения на работе входят в США в десятку наиболее распространенных профессиональных заболеваний и травм (National Institute for Occupational Safety and Health). Илген (Ilgen) утверждает: «Здоровье работников — это одна из наиболее важных проблем нашего времени». Признание психосоциального риска работы послужило стимулом для исследования медицинского, психологического и поведенческого стресса. Пеллетайр (Pelletier) отмечает, что стресс и психосоциальные факторы играют значительно более важную роль в развитии хронических, а не острых и инфекционных заболеваний. Как следствие, и работники и организации начинают осознавать негативные эффекты профессионального стресса. Широкомасштабное национальное исследование Северо-Западной национальной страховой компании (Northwestern National Life Insurance Company) показало, что 46% американских работников считают, что их работа носит стрессовый характер, а около 27% сообщили, что работа — главный источник стресса в их жизни. Почти 72% опрошенных испытывали частые физические и психические проблемы, связанные со стрессом.

    Модель стресса

    Поскольку стресс связан с множеством факторов, исследователи предлагают концептуальные модели стресса, призванные интегрировать все разнообразные исследовательские данные по этому вопросу. Было разработано множество подобных моделей. Наибольшее распространение получила модель стресса в организациях, которую разработали Кан и Байозир (Kahn & Byosiere). В модели, представленной на рисунке, стресс в организации концептуализируется с точки зрения семи основных категорий. Следует также отметить, что эти категории взаимосвязаны. Это отражает одно из главных открытий, сделанных при изучении стресса, а именно: существуют сложные связи между предпосылками стресса, индивидуальными различиями в способе реагирования на него и его последствиями. Выдвинута гипотеза о том, что эти категории объединяются в причинную последовательность. Каждая из семи категорий, представленных в модели, будет рассмотрена наряду с результатами исследований, касающихся профилактики стресса.

    Организационные предпосылки стресса.

    Исследования, посвященные организационным предпосылкам стресса, обычно направлены на изучение того, каким образом глобальные, абстрактные факторы вызывают стресс. Бреннер и Муни (Brenner & Mooney), например, исследовали связь между экономическими условиями (такими, как экономический рост, нестабильность и уровень безработицы) и социальными индикаторами здоровья (такими, как заболеваемость и смертность). Были исследованы переменные того, что называют «запаздывающей взаимосвязью» (lagged relationship); это значит, что изменение экономических условий вызывает изменение в состоянии здоровья лишь через несколько лет. Авторы анализируют связь между экономическими изменениями и смертностью в девяти странах: Австралии, Канаде, Великобритании, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Швеции и США. Безработица и банкротство оказались прогностичными факторами в отношении смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (при контролировании таких переменных, как употребление алкоголя) в восьми из девяти государств с временным запаздыванием в 1-4 года.

    Теоретическая модель для изучения стресса в организациях. Источник «Stress in Organizations», R. L Kahn & P. B. Byosiere, 1992, Handbook of Industrial/Organizational Psychology. 2nd ed., Vol. 2 (p. 592), edited by M. D. Dunnette & L M. Hough, Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Pres

    Кивимаки с соавторами (Kivimaki et al) приводят данные о жизни работников в Финляндии в период, когда уровень национальной безработицы достиг 18%. Потеря контроля над своей жизнью (вызванная экономическими причинами) усугубила психосоциальные «болезни», что привело к повышению уровня абсентеизма.

    Гобб и Касл (Gobb & Kasl) провели лонгитюдное исследование на закрывающихся американских заводах с целью изучения связи между надвигающейся потерей работы и здоровьем. Работники заводов, которые не закрылись, сравнивались с работниками заводов, которые должны были закрыться. За двухлетний период было собрано пять массивов данных, объединяющих последовательность событий от слухов до реальной потери работы и (в большинстве случаев) нового трудоустройства. Были получены психологические показатели здоровья наряду с самоотчетами. Результаты свидетельствовали о том, что угроза потери работы вызывает определенные психологические изменение задолго до ее реальной потери, а после нового трудоустройства физические показатели возвращаются к норме. У большинства людей вынужденная потеря работы стала событием, прямо или косвенно вызвавшим стресс.

    Стрессоры в организационной жизни.

    Данные исследований демонстрируют связь между плохим здоровьем (в частности, заболеваниями сердца) и работой, характеризующейся монотонностью и постоянной бдительностью. Работа в разные смены также вызывает стресс, о чем мы поговорим в одном из следующих разделов этой главы. Плохое здоровье может быть связано с работой в офисах, где используются кондиционеры; это феномен называют «синдромом нездоровых зданий». Хедж, Эриксон и Рубин (Hedge, Eric- kson & Rubin) отмечают, что этот синдром включает в себя следующие симптомы: сенсорное раздражение; раздражение кожи; такие нейротоксические эффекты, как головная боль, тошнота и сонливость; гиперактивные реакции, например слезотечение, насморк, астмаподобные симптомы. Исследования показывают, что синдром нездоровых зданий обусловлен не только загрязнителями внутри помещений, но и электромагнитными полями от мониторов, которые притягивают к себе вызывающую раздражение пыль. Этот синдром может быть связан с респираторными заболеваниями из-за рециркулирующего воздуха. Все больше исследований (например, Soine; Stenberg & Wall) указывают на то, что женщины более подвержены синдрому нездоровых зданий, чем мужчины. В других исследованиях (Hoffman) анализируется профессиональный стресс, связанный с ВИЧ-инфицированными людьми, их коллегами и работниками, оказывающими помощь больным (например, медперсонал и консультанты).

    Ожидание как стрессор

    Было установлено, что виды профессиональной деятельности, предполагающие постоянную бдительность, вызывают значительный стресс. Исследования, проведенные на пожарных, свидетельствуют: одним из основных источников стресса является не реагирование на вызовы, а ожидание самих вызовов. Напряжение и тревога, связанные с ожиданием возможности использовать свои навыки, нередко вызывают значительно больший стресс, чем реагирование на опасные ситуации. Пожарное отделение крупного города может получать несколько вызовов в день, обычно на неопасные или малоопасные ситуации, и иногда — на большие пожары или на места возгорания опасных материалов. Именно постоянные выезды по поводу относительно «незначительных» инцидентов нарушают утомительное ожидание и снижают уровень трудового стресса.

    Пожарные отделения, расположенные в крупных аэропортах (коммерческих и военных) сталкиваются с несколько иной ситуацией, чем их городские коллеги. Пожарные, работающие в аэропортах, могут ждать несколько недель, пока их не вызовут на какое-то происшествие, однако, когда что-то все-таки происходит, инцидент неизменно оказывается более серьезным и опасным, чем снятие кошки с дерева. В некоторых военных самолетах находятся боеприпасы, которые могут взорваться при пожаре или при аварийной посадке. Потенциальные человеческие жертвы в авариях на коммерческих линиях могут быть очень высокими. В периоды, когда им не нужно реагировать на потенциально опасные ситуации, пожарные переживают стресс их ожидания. Пользуясь метафорой древнегреческого поэта Гомера, можно сказать, что пожарные, работающие в аэропортах, — это люди, живущие «между Сциллой и Харибдой», двумя равно опасными альтернативами, ни одной из которых нельзя избежать, не столкнувшись с другой и, возможно, не став ее жертвой.

    Ролевой конфликт

    Однако большинство организационных стрессоров связано с ролевыми особенностями профессиональной деятельности. Ролевой конфликт — это различия в восприятии относительно содержания какой-либо роли в организации или относительной важности ее элементов. Возможно различие между человеком, исполняющим определенную роль, и другими членами группы, имеющими в отношении его иные ролевые ожидания. Ролевой конфликт вызывает у главного действующего лица негативные эмоции, напряжение и нередко физические симптомы. Конфликт может быть между требованиями разных ролей, которые исполняет один и тот же человек. Подобные конфликты чаще всего происходят среди военных, полицейских, преподавателей, у которых распределение времени между работой и семьей затруднительно или неопределенно. Ролевая перегруженность — это один из вариантов ролевого конфликта, при котором конфликт воспринимается как необходимость пожертвовать количеством, сроками или качеством. В качестве примера можно привести руководителя, который говорит работнику: «Этот отчет должен быть закончен к завтрашнему дню, и я хочу, чтобы он был сделан качественно». Здесь присутствует конфликт между заданным сроком и требованием высококачественной работы. Результаты множества исследований указывают на то, что перегруженные работники считают предъявляемые к ним требования чрезмерными и реагируют на них негативно.

    Шауброк, Лэм и Кси (Schaubroeck Lam, & Xie) провели кросс-культурное исследование банковских кассиров, которым были предоставлены более широкие возможности самостоятельного контроля своей работы. Авторы обнаружили, что повышение уровня контроля (т. е. получение кассирами большей административной ответственности) может вызывать значительное беспокойство, если работник не уверен, что он сможет эффективно использовать предоставленные полномочия. Это наблюдалось как в США, так и в азиатских культурах.

    Оценивание: перцептивные и когнитивные процессы.

    Процесс оценивания объясняет, почему разные люди неодинаково реагируют на объективно сходные стрессоры. Кроме того, стрессоры, с которыми человек сталкивается в организации, — как правило, элементы более сложных ситуаций. Для того чтобы справляться с ними, необходимо проанализировать все плюсы и минусы, а затем выбрать линию поведения. Исследователи изучили стадии восприятия и оценки ситуаций в процессе оценивания стресса. Лазарус и Фолкман (Lazarus & Folkman) выделяют процессы первичной и вторичной оценки во временной последовательности. Первичная оценка заключается в изначальном определении того, что стимул (человек, событие, ситуация) в своем влиянии на благополучие человека является позитивным (благоприятным), негативным (стрессовым) или нейтральным (нерелевантным). Вторичная оценка — это суждения о том, что можно сделать для минимизации вреда и максимизации выгоды. Процесс оценивания может быть цикличным, когда человек учитывает прежнюю стратегию преодоления стресса или какую-то новую информацию.

    Важность процесса оценивания как предиктора последствий стресса иллюстрирует обследование пациентов, переживших операцию по поводу рака молочной железы (Vinocur, Threatt, Vinocur-Caplan, & Satariano). Ни объективная стадия заболевания, ни масштабы хирургического вмешательства не определяли оценку пациентами уровня угрозы, однако сама оценка была важным предиктором возникновения в дальнейшем чувства тревоги и депрессии. В других исследованиях также было продемонстрировано, что оценка играет не менее важную роль в прогнозировании последствий профессионального стресса.

    Реакция на стресс.

    Исследователи выделяют три основные категории реакций на стресс: физиологические, психологические и поведенческие реакции. Физиологические реакции включают сердечно-сосудистые симптомы, например повышенное кровяное давление и повышенный уровень холестерина в крови; такие биохимические показатели, как уровень катехоламинов и уровень белка в моче (оба этих показателя связаны с причиной заболеваний и расстройств); а также нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, например язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Было обнаружено, что в условиях ролевого конфликта, неопределенности в отношении профессиональных перспектив, а также общего стресса на работе повышается частота сердечных сокращений. Уровень катехоламинов изменяется очень быстро и реагирует на разнообразные стимулы. Непредсказуемость на работе, потеря контроля над темпом и методами деятельности, отвлекающий шум — все это связано с повышенным уровнем катехоламинов. Так, у авиадиспетчеров отмечается тесная связь между средним уровнем кортизола (за день) и такими переменными, как загруженность работой и темп работы. В исследованиях, посвященных нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта, были получены менее однозначные результаты по сравнению с результатами исследований двух других видов физиологического реагирования.

    Психологические реакции на стресс в профессиональной деятельности обычно включают эмоциональные переменные, причем наиболее типичная из них — неудовлетворенность работой. Было обнаружено, что стресс может вызывать и более эмоционально насыщенное состояние, например гнев, фрустрацию, враждебность, раздражение. К более пассивным, но не менее негативным реакциям можно отнести скуку, «выгорание», усталость, подавленное настроение. Психологические эффекты стресса на работе снижают уверенность в себе и уровень самооценки. Кете де Врис (Kets de Vries) полагает, что стресс, обусловленный трудовой деятельностью, может вызывать состояние, при котором человек практически не испытывает удовольствия, эмоционально безучастен. Автор называет таких людей «организационными лунатиками».

    Поведенческие реакции на профессиональный стресс изучаются не так интенсивно, как психологические. Однако предметом исследования стали пять основных категорий поведенческих реакций: 1) профессиональная роль (успешность выполнения работы, несчастные случаи и аварийные ситуации, употребление наркотиков на работе), 2) антисоциальное поведение на работе (воровство, вредительство), 3) уход с работы (абсентеизм, смена работы), 4) деградация других жизненных ролей (жестокость по отношению к супруге и ребенку) и 5) самоповреждающее поведение (употребление алкоголя и наркотиков). Некоторые темы исследуются недостаточно глубоко (употребление алкоголя и наркотиков), а некоторые проблемы недооцениваются по причинам социального неприятия или избегания наказания. Домпьер и Лавье (Dompierre & Lovoie) рассуждают о методологических и этических трудностях проведения исследований, затрагивающих вопросы профессионального стресса и семейного насилия. Тем не менее результаты исследований свидетельствуют о том, что профессиональные стрессоры отражаются на поведении человека, что проявляется и на работе, и вне работы, причем это приводит к значительным убыткам организации.

    5psy.ru