Фазы стресса в психологии

Психология стресса

Открытие трехфазной природы общего адаптационного синдрома дало понять, что способность организма к приспособлению, его адаптационная энергия не беспредельны. Стадия истощения, которая является признаком любого стресса, может быть обратимой лишь после кратковременных, непродолжительных нагрузок на организм. Полное же истощение адаптационной энергии необратимо и неизбежно приводит к гибели организма.

Исследованиями Г. Селье также было доказано следующее:

  • одна и та же реакция может приводить к различным поражениям;
  • качественно различные раздражители равной стрессовой силы не обязательно вызывают одинаковый синдром у разных людей;
  • один и тот же раздражитель также может привести к различным поражениям у разных людей.
  • В результате проведенных исследований Г. Селье и его коллегами было доказано, что качественно различные раздражители отличаются только своим специфическим действием. Их неспецифический стрессорный эффект может быть одинаков, если на него не накладывается и не видоизменяет его какое-либо специфическое свойство раздражителя. То обстоятельство, что один и тот же стрессор может вызывать неодинаковые реакции, поражения у разных людей, ученый связывает с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. Это «обусловливание» может быть как внутренним (генетическая предрасположенность, пол, возраст и т.д.), так и внешним (прием соответствующих лекарственных препаратов, диета и т.д.). Под влиянием этих факторов, по мнению Г. Селье, нормальная, хорошо переносимая степень стресса может быть болезненной и привести к «болезням адаптации», избирательно поражающим предрасположенную область тела. Это обусловлено тем, что в ситуации стресса в организме, как в обыкновенной цепи, рвется наиболее слабое звено, несмотря на то, что все звенья находятся под одинаковой нагрузкой.

    Как отмечает В.А. Бодров, в теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. По мнению ученого, основное содержание теории Г. Селье может быть отражено в обобщенном варианте в четырех положениях:

  • Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.
  • Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стресс, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.
  • Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня устойчивости (резистентности) организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.
  • Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса. Их истощение может привести к заболеванию и смерти.
  • Чем обусловлена разработка концепций стресса?
  • Кому принадлежит первая целостная концепция стресса?
  • Каковы основные положения концепции стресса Г. Селье?
  • В чем заключается механизм «ответа» организма на стресс?
  • Почему стресс рассматривают как комплексный ответ организма на воздействие среды?
  • Дайте характеристику фазам общего адаптационного синдрома.
  • Что такое «фактор обусловливания» стрессовой реакции?
  • Раскройте обобщенные позиции теории Г. Селье, сформулированные В.А. Бодровым.
  • Современные теории и модели стресса

    Дальнейшая разработка теорий и моделей стресса. Дальнейшее развитие учения о стрессе, начатое Г. Селье, сопровождалось оформлением достаточно большого количества новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические и психологические позиции авторов.

    В.А. Бодров основными теориями и моделями стресса раскрывающими различные взгляды и установки ученых на сущность состояния стресса, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления и т.д., называет следующие.

    Генетически-конституциональная теория . Сущность данной теории сводится к положению о том, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу.

    Модель предрасположенности к стрессу . Основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Согласно данной концепции допускается взаимовлияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий на развитие реакции напряжения и как следствие его, – стресса.

    Психодинамическая модель . Базируется на положениях З. Фрейда, который в своей теории описывает два типа зарождения и проявления тревоги (беспокойства):

    а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности;

    б) травматическая тревога, развивающаяся под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги, по мнению З. Фрейда, является сдерживание агрессивных инстинктов. Для описания данного состояния ученый ввел термин «психопатия повседневной жизни».

    Междисциплинарная модель стресса . Согласно данной теории стресс возникает под воздействием стимулов, которые вызывают тревогу и приводят к комплексу физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к новым возможностям регулирования своего поведения.

    Системная модель стресса . Отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т.д.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.

    Интегративная модель стресса. Центральное место данной модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения и понимание которой определяется как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него повышения или ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы, трудности с ее решением сопровождается напряжением функций организма. Если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает и развивается стресс. Представители данной концепции полагают, что способности человека в решении возникающих перед ними проблем зависят от ряда факторов:

      1. ресурсов человека – его общих возможностей, направленных на решение различных проблем;
      2. личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы;
      3. происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения;
      4. наличия адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему;
      5. типа выбранного реагирования – защитного или агрессивного.
      6. Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

        Большой интерес представляет когнитивная теория стресса. Связана с именем Р. Лазурса. Основу данной теории составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности в преодолении стресса. Угроза при этом рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов.

        Р. Лазурс высказывает предположение о том, что адаптация к среде осуществляется эмоциями человека. В его теории когнитивные процессы обусловливают как качества, так и интенсивность эмоциональных реакций. При этом большое значение имеет когнитивная оценка, детерминируемая взаимодействием личностных факторов индивида с теми стимулами среды, с которыми он сталкивается.

        Когнитивная теория стресса основывается на положениях о ведущей роли в развитии стресса:

        — психического отражения процессов и явлений окружающей действительности и их субъективной оценки;

        — познавательных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности и неопределенности событий;

        — индивидуальных различий реализации этих процессов и в оценке субъективной опасности, вредности стимулов, степени их угрозы.

        Когнитивная теория стресса отражает представление о том, что, во-первых, взаимодействие человека и среды в определенных адаптационных условиях постоянно подвергается изменению. Во-вторых, для того, чтобы взаимосвязь между этими переменными была стрессовой, должна быть заинтересованность, высокая мотивация в достижении результатов. В-третьих, стресс возникает тогда, когда человек оценил, что внешние и внутренние требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы.

        Р. Лазурс полагает, что, поскольку человек, как правило, старается изменить то, что является для него нежелательным или недосягаемым, то стресс необходимо рассматривать как динамический процесс, а не как статическое состояние. Психическое состояние постоянно меняется в зависимости от разных условий среды.
        Современные методологические подходы к изучению психологического стресса. Необходимо отметить, что в любой науке периодически происходит изменение представлений о природе тех или иных явлений, событий, процессов. Меняется взгляд и на природу, сущностные особенности и значение стресса.

        Как полагает В.А. Бодров, существенное значение для изучения природы стресса, механизмов его регуляции и преодоления имеют положения ряда психологических теорий и концепций, которые могут быть рассмотрены как методологическая основа для понимания сущности развития состояния стресса у человека, а также особенностей поведения человека в стрессовой ситуации.

        Одним из наиболее значительных достижений отечественной психологии является создание концепции системного подхода, наиболее полно представленной в работах Б.Ф. Ломова. Данная концепция определяет законы взаимосвязи и взаимообусловленности отражательных, регулятивных, коммуникативных функций психики, физиологических и прочих функций и структур организма, а также явлений, процессов и объектов внешнего мира. Концепция системного подхода определяет иерархию взаимосвязей этих функций в процессе формирования и развития субъект-объектных отношений, в том числе и отношений, порождающих состояние стресса.

        Реализация системного подхода обусловливает необходимость изучения психологического стресса, стрессоустойчивости и других состояний и поведения человека при воздействии стресс-факторов в плане проявления человеком своих системных свойств, которые образуются в связи и в результате включения человека в жизнедеятельность и которые оцениваются в процессе выполнения человеком функций организации, контроля, планирования, корректировки, достижения процесса саморегуляции устойчивости к стрессу.

        Еще одной методологической концепцией, положенной в основу изучения психологического стресса, является деятельностный подход в изучении функциональных состояний. Данный подход основывается на положениях теории деятельности А.Н. Леонтьева и концепции регулирующей роли психического отражения, разработанной Б.Ф. Ломовым. Деятельностный подход определяет необходимость установления и учета причинно-следственных отношений на разных уровнях любой деятельности, что дает возможность проникнуть в сущность явлений, определяющих, например, особенности формирования и проявления стресса и регуляции его преодоления. Закономерности психического отражения предметного мира, соотношение образных конструктов в процессе деятельности, адекватность психических и физиологических ресурсов требованиям деятельности, изменение содержания, средств и условий деятельности, а следовательно, и требований, предъявляемых человеку, возможность мобилизации функциональных ресурсов в экстремальных ситуациях определяют, по мнению В.А. Бодрова, особенности функциональной устойчивости человека в связи с конкретным характером его активности.

        Методологическое значение для изучения проблем психологического стресса имеет и положение о личностном подходе, реализующее представления об особенностях проявления внутренних факторов активности и их роли в регуляции свойств и состояний человека.

        Личностный подход определяет необходимость ориентации на оценку психических и физиологических ресурсов и функциональных резервов человека при изучении закономерностей развития стресса, формирования устойчивости и противодействия ему.

        Методологическую основу изучения проблемы стресса составляет и динамический подход, разрабатываемый Л.И. Анциферовой. Данный подход ориентирован на исследование особенностей развития и проявления стресса на разных этапах жизненного и профессионального пути человека, на исследование закономерностей постоянного «движения» личности в «пространстве» своих качеств и характеристик, своего возраста, меняющихся социальных нормативов и т.д. Данный подход имеет своей целью изучение качественных изменений личности, прогрессивных или регрессивных тенденций развития, причин трансформации личности. Также, по мнению автора, динамический подход предусматривает активную роль самой личности в процессе своего развития посредством установления «места» тех или иных событий в своей жизни, в определении их субъективной значимости, закреплении в своем индивидуальном опыте тех или иных форм поведения и т.д. Перечисленные факторы позволяют и помогают понять индивидуальные различия в характере реакции психики и организма на различные стрессовые факторы, а также обеспечивают избирательность в выборе стратегий преодоления стресса.

        Существенное значение для развития исследований в области психологии стресса и его преодоления имеют положения субъектно-деятельностного подхода, основанного на идеях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и развитого в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Е.А. Климова и др. Согласно данному подходу человек, в результате включения в процесс различных видов целенаправленной и осознаваемой деятельности, активности (игра, учебная деятельность, деятельность общения) приобретает специфические свойства и качества самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля и т.д.

        Важнейшими положениями субъектно-деятельностного подхода являются:

      7. неразрывная связь и взаимовлияние человека и деятельности, в которую он включен;
      8. творческий и самостоятельный характер деятельности;
      9. понимание деятельности как целенаправленной, сознательной, практически преобразующей активности человека по отношению к внешнему миру и самому себе;
      10. развитие субъекта в деятельности и изменение самой деятельности.

Таким образом, согласно субъектно-деятельностному подходу человек, его психика формируются и проявляются в деятельности, всегда социальной, творческой, самостоятельной, преобразующей.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные современные теории, концепции и модели стресса.
  2. Раскройте сущностные особенности современных теорий и моделей стресса.
  3. В чем отличительные особенности когнитивной теории стресса.
  4. Охарактеризуйте современные методологические подходы к изучению психологического стресса.
  5. Подходы к классификации стресса

    Еще в исследованиях Г. Селье, основоположника концепции стресса, были выделены два основных его вида:

    • физиологический стресс (заболевание организма);
    • психологический стресс (стимулируется отношениями между людьми, социальным положением в обществе, удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей и т.д.
    • Рассматривая сущностные особенности физиологического стресса, ученый отмечает, что всякое заболевание вызывает определенную степень стресса, поскольку предъявляет организму определенные требования к адаптации. Вместе с тем, Г. Селье указывает на то, что любой стресс, в свою очередь, участвует в развитии любого заболевания. При этом действие стресса как бы наслаивается на специфические проявления болезни и меняет ее «картину» в худшую или лучшую сторону.

      Это может показаться весьма странным, но, как показывают многочисленные клинические исследования, действие стресса, при определенных обстоятельствах, может быть и положительным.

      Психологический стресс, по мнению ученого, в основном обусловлен эмоциональными перегрузками, которые сопровождают жизнедеятельность современного человека.

      Необходимо отметить, что данный подход к классификации стресса сохраняется и в настоящее время.

      Вместе с тем, как отмечает В.А. Бодров, существуют и другие подходы к классификации стресса. Их появление обусловлено современными взглядами ученых на сущность и механизмы стрессовой реакции. По мнению ученых, возникновение стресса определяется воздействием на индивида различных экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией жизнедеятельности человека. Важнейшими факторами являются состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сфер субъекта, которые будут объективно обусловливать уровень значимости для субъекта внешних воздействий, наличие готовности и возможности преодоления этих воздействий (в том случае, если они имеют негативную окрашенность), способность выбора рациональной стратегии поведения и пр. В том случае если внешняя ситуация (экстремальная ситуация) воспринимается индивидом как предъявление требований, угрожающих превысить его способности и ресурсы, возникает стресс.

      Исходя из того, что экстремальные ситуации принято подразделять на кратковременные (когда актуализируются те программы реагирования, которые всегда у человека «наготове») и длительные (требующие адаптационной перестройки функциональных систем человека), стресс также может быть кратковременным и длительным. Как отмечает В.А. Бодров, кратковременный стресс предполагает бурное расходование «поверхностных» мобилизационных резервов. Если этого недостаточно для выхода из стрессовой ситуации, начинают «подключаться» более глубокие резервные возможности. Длительный стресс характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием, в первую очередь, глубинных адаптационных резервов организма.

      В работах известного психолога В.Д. Небылицына отмечается, что все факторы, стимулирующие возникновение стресса у человека, можно разделить на внутренние и внешние. При этом внешние факторы ученый рассматривает как первичные источники напряжения и перенапряжения. Внутренние (личные) факторы, по его мнению, определяют влияние первых и обусловливают особенности психологического отражения и оценки внешней ситуации. Также необходимо отметить, что внутренние факторы (внутренние, потенциальные ресурсы) человека – это то, что помогает человеку преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурсов способствует повышению уязвимости человека к разным связанным со стрессом расстройствам (таким, как тревога, страх, отчаяние, депрессия). К области воздействия внутренних стрессогенных факторов относят внутриличностный стресс, который появляется у человека в результате нереализованных ожиданий, потребностей, амбиций и т.д., когда человек ощущает рассогласование своих потребностей и возможностей, когда он не находится в мире с самим собой. В данном случае негативные ощущения и переживания могут распространяться не только на отношение к себе, но и к окружающей действительности, а также распространяться на межличностные отношения. В результате может возникать межличностный стресс.

      Вместе с тем, необходимо отметить, что область межличностного стресса всегда взаимодействует с определенными областями жизни. В процессе своей жизнедеятельности каждому человеку приходится решать вопросы, проблемы, связанные с различными областями социальной действительности. При этом большое значение имеет оценка нас и нашей деятельности со стороны окружающих нас людей. В том случае, если эта оценка негативна, не соответствует нашим ожиданиям, и возникает межличностный стресс, трансформирующийся в сфере взаимоотношений между людьми.

      Также принято выделять личностный стресс, который имеет непосредственное отношение к тому, что человек делает, что с ним происходит, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителей, служащего и т.д. Личностный стресс может проявляться в нарушениях здоровья, раннем старении, депрессивных состояниях и т.д.

      Семейный стресс включает в себя все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней (работа по дому, конфликты между поколениями, болезнь или смерть близкого родственника и т.д.).

      Рабочий стресс, как правило, связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатами своей деятельности, ролевой неопределенностью и конфликтами. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливость оценок со стороны сослуживцев, нарушения организации труда являются источником данного вида стресса.

      Широко распространенным является в настоящее время экологический стресс. Он обусловливается экстремальными условиями окружающей среды, постоянным ожиданием непредвиденных последствий воздействия внешней среды (загрязнение воздуха, воды, суровые погодные условия, повышенный уровень шума и т.д.).

      Еще одним видом стресса ученые называют финансовый стресс.

      Таким образом, согласно подходу, основанному на идеях В.Д. Небылицына, выделяются следующие вида стресса:

    • внутриличностный стресс;
    • межличностный стресс;
    • личностный стресс;
    • семейный стресс;
    • рабочий стресс;
    • экологический стресс;
    • финансовый стресс.
    • Таким образом, мы видим, что результатом ряда исследований в области изучения стресса стала его классификация. Вместе с тем, как полагает В.А. Бодров, до настоящего времени единого подхода выделено не было и ученые пользуются всеми возможными вариантами классификаций.
      Вопросы для самоконтроля

      1. Кем впервые были выделены виды стрессовой реакции?
      2. В чем сущность физиологического и психологического стресса?
      3. Раскройте современные подходы к классификации стресса.
      4. В чем разница между внутриличностным, личностным и межличностным стрессом?

      Нейрофизиологические основы возникновения стрессовой реакции

      Нервная система и стрессовая реакция. Как отмечают в своем исследовании Дж. Эверли и Р. Розенфельд, психологическое и телесное очень тесно между собой взаимосвязано, переплетено. В связи с этим следует отметить, что психологических проявлений не может существовать без последующих соматических и, наоборот, соматические изменения влекут за собой изменения психологические.

      Стрессовая реакция, как и многие другие реакции организма человека, представляет собой концентрацию взаимоотношений психики и тела и, следовательно, для того, чтобы понять сущность стрессовой реакции, необходимо обладать достаточно обширным диапазоном информированности не только в области психологии, но и физиологии. При этом знание физиологических особенностей функционирования органов и систем организма человека многими учеными выделяется как наиболее значимое. И это не случайно.

      Для того чтобы понять стрессовую реакцию, необходимо изучить ее основы, которые непосредственно связаны с анатомией и физиологией нервной системы человека.

      Строение нервной системы человека. Основной анатомической единицей нервной системы является нейрон. Функция нейрона заключается в проведении сенсорных, моторных или управляющих сигналов. Нейрон состоит из трех основных функциональных элементов:

      • дендритов, которые принимают приходящие к нейрону сигналы,
      • клеточного тела (сомы нейрона),
      • аксона, который отводит импульсы-сигналы от клеточного тела и передает сигнал на другой дендрит или соответствующий орган.
      • Однако прежде чем эта передача сигнала произойдет, импульс должен пройти через область, называемую синапсом. В процессе передачи импульса большое значение имеют различные медиаторы, которые являются не чем иным, как химическими веществами, высвобождаемыми в нервных окончаниях аксона. Эти вещества – нейротрансмиттеры – преодолевают синаптическую щель и обеспечивают импульсу возможность продолжать «свой путь».

        В стрессовой ситуации такими медиаторами выступают такие вещества, как норадреналин и ацетилхолин.

        Акт передачи импульса по нейрону основан на сложных процессах электрической проводимости. Электрическая активность проявляется при движении ионов через мембрану аксона.

        Итак, как было сказано выше, именно нейроны образуют нервную систему человека. При этом нервную систему принято делить на ряд «подсистем». Согласно анатомической точке зрения (еще есть функциональный подход), существует две основные нервные системы: центральная нервная система (ЦНС) и периферическая нервная система.

        zodorov.ru

        Стадии развития стресса и борьба с ним

        Каждый человек испытывал на себе влияние какой-либо стадии стресса, ведь к такому состоянию может привести как печальное, так и радостное событие.

        Что такое стресс?

        Существует множество точек зрения о том, что такое психологический стресс. Это понятие было впервые введено в XX веке известным врачом Гансом Селье. Он установил, что большинство людей одинаково реагируют на один и тот же раздражитель. Именно он открыл воздействие на организм адреналина как причину развития стресса.

        Согласно Селье, стресс — это совокупность приспособительных и защитных реакций человеческого организма на положительное или отрицательное воздействие. Факторы, вызывающие это состояние, получили название стрессоров.

        Таким образом, психологический стресс — адаптационная реакция организма, необходимая человеку для того, чтобы справиться со сложной ситуацией. Эта реакция позволяет мобилизовать все возможности организма, поэтому люди, находящиеся в стрессовом состоянии, могут совершать невероятные поступки.

        Причины стресса

        Изучению механизма развития стресса было посвящено множество трактатов по психологии. Ученые сошлись во мнении, что существуют физиологические и психологические причины этого состояния. К первым относятся травмы, а также вредные условия окружающей среды. Чаще всего встречаются такие факторы, как:

      • перепады температур;
      • нехватка еды или воды;
      • возникновение опасности для жизни или здоровья.
      • В современном мире преобладают психологические механизмы стресса, выраженные в информационной или эмоциональной форме. Общим для них является то, что человек находится под длительным влиянием раздражителей и не может от них избавиться. К этой группе факторов относятся рабочие конфликты, перенапряжение, слишком бурная или монотонная трудовая деятельность, а также повышенная ответственность.

        С развитием мировой промышленности актуальным стал такой фактор, как экологический психологический стресс. Ему способствуют не только загрязненная атмосфера, вода и еда. Доказано, что люди, которые проживают в многоэтажках, ежедневно пользуются общественным транспортом и электроприборами, постоянно находятся под стрессовым состоянием.

        Стадии стресса

        Существует три стадии стресса:

        Первая стадия является реакцией организма на адреналин и другие гормоны, которые выделяются для защиты от опасной ситуации. На протяжении этой фазы иммунитет организма значительно снижается. Влияние гормонов затрагивает и пищеварительную систему, поэтому происходит нарушение аппетита и обменных процессов в ЖКТ. Любой человек может самостоятельно избавиться от напряженного состояния в первой стадии. В таком случае нарушения в организме очень быстро исчезают, и он возвращается в свой привычный режим работы. Если стрессовая ситуация затягивается либо человек не может на нее реагировать, психологический стресс начинает истощать резервы организма. Особенно сильные факторы воздействия могут привести даже к смерти.

        Следующая стадия стресса наступает в том случае, если возможностей организма достаточно для устранения стрессового фактора. Все органы и системы функционируют нормально, но происходит переход психологических и физиологических процессов на более высокий уровень. На этой стадии развития стресса человек может чувствовать себя спокойно, но при продолжении действия стрессового фактора состояние переходит в следующую фазу.

        На последней стадии развития стресса происходят процессы, аналогичные первой. Разница лишь в том, что все резервы организма заканчиваются, и он начинает буквально “кричать” о помощи. Появляются соматические и психологические патологии, которые со временем могут перетекать в тяжелые, иногда смертельные, болезни. Если человек находится на 3 этапе стрессового состояния, ему необходима помощь со стороны. (Если вы находитесь в стрессовом состоянии и не в состоянии взять себя в руки — не бойтесь обратиться за помощью!)

        Способы борьбы со стрессовым состоянием

        Все проводимые мероприятия должны преследовать 2 цели:

        1. Повышение стрессоустойчивости организма.
        2. Приобретение опыта в борьбе с конкретными стрессогенными условиями.
        3. Прежде всего, нужно определить, на какой стадии стресса находится человек. Так, с первым этапом можно справиться самостоятельно, а уже второй требует посторонней помощи. Терапия должна включать в себя лечебные мероприятия, психологическую поддержку и корректировку образа жизни.

          Если стресс был вызван биологическими факторами, человеку необходима медицинская помощь. В некоторых случаях такое состояние проходит само при отсутствии гормональных нарушений.

          Если же стрессовое состояние обусловлено экологическим или психологическим раздражителем, применяется комплексное лечение. Оно включает в себя:

        4. корректировку образа жизни. Нельзя недооценивать этот фактор, так как он является определяющим для избавления от стресса. Необходимо ложиться спать до 11 часов вечера, исключить из рациона вредные продукты, избавиться от лишнего веса и уменьшить потребление алкогольных напитков, больше времени проводить на природе;
        5. увеличение физической нагрузки. Интенсивные упражнения расходуют адреналин, уменьшая проявления стрессового состояния. Кроме того, при долговременных нагрузках выделяется эндорфин — гормон счастья;
        6. психологическое лечение: йога, аутотренинги, изменение отношения к стрессовым ситуациям и т. д.;
        7. Применение медикаментов необходимо в том случае, когда к психологическому расстройству добавляется соматическая болезнь.

          Конкретные препараты и дозировку назначает лечащий врач.



          nevroz.club