Фазы заикания

Фазы заикания

Сопоставление клинических, психологических, психолингвистических и физиологических данных исследования заикающихся позволяет глубже представить себе патогенетические механизмы этого сложного речевого расстройства. Эволюционное заикание или заикание развития возникает обычно в том возрасте, когда у ребенка интенсивно формируется фразовая или монологическая речь. При различных клинических формах начало заикания связано с разными причинами.

Первой причиной и условием появления невротической формы заикания служат патогенные эмоциональные факторы внешней среды. Острая или хроническая психическая травма, переживаемая ребенком, находится в непосредственной связи с появлением “речевых” судорог. Это свидетельствует о первенствующем значении гиперактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заикания.

Заметим в то же время, что едва ли найдется человек, который в детстве не пережил бы состояния испуга или же не бывал в ситуации психологических напряженных семейных отношений. Практически каждый ребенок в своем опыте имеет психический стресс, т.е. эмоциогенные структуры его мозга испытывают периоды сильного возбуждения. Однако в практике известно, что гиперактивация эмоциогенных структур далеко не всегда заканчивается последующим развитием у ребенка патологических реакций и, тем более, заикания. Нередко психический стресс у детей дошкольного возраста вызывает лишь невротические реакции общего характера (нарушение сна, снижение аппетита, раздражительность, плаксивость и т.п.).

Сам феномен судорожных запинок не является строго специфичным только для людей, страдающих заиканием. Нередко и в норме наблюдаются единичные речевые запинки судорожного характера в моменты высокого эмоционального напряжения.

При нормальном созревании мозга уже в детском возрасте в центральной нервной системе развиваются регулирующие тормозные процессы, достаточно сильные для того, чтобы подавить излишнее возбуждение эмоциогенных структур мозга, блокировать распространение этого возбуждения и не дать сформироваться очагу застойной патологической активности в этих отделах центральной нервной системы.

Состояние нервной системы ребенка, у которого впоследствии может развиться невротическая форма заикания, характеризуется особой эмоциональной реактивностью. Таким детям присуща повышенная впечатлительность, робость, тревожность, нарушения сна, аппетита, эмоциональная ранимость и т.п. Это свидетельствует о врожденных или рано приобретенных отклонениях от нормы в состоянии нервной системы, особом состоянии эмоциогенных структур мозга, что связано, главным образом, с низким уровнем адаптивных возможностей организма. В силу этих характеристик центральной нервной системы у таких детей под влиянием психического стресса может формироваться очаг застойной патологической активности в эмоциогенных структурах мозга.

Речевое нарушение, начавшись после психической травмы, соответствует психомоторному уровню патологического реагирования, свойственному детям младшего возраста. Для появления заикания необходимы дополнительные условия. Такими условиями являются: “предрасположенность” (уязвимость) специфических речевых структур к появлению патологических реакций.

Такая “предрасположенность” связана главным образом с врожденными особенностями речевых структур мозга. (То, что в заикании играют большую роль генетические факторы, известно достаточно давно.) Характер развития речи до появления речевой патологии у детей с невротической формой заикания указывает на то, что речевая функция у них может быть особо ранимой: речь таких детей развивается рано, уже к 1,5-2-м годам лавинообразно накапливается значительный словарный запас, появляются сложные речевые конструкции. В то же время артикуляторные механизмы, обеспечивающие базовый уровень экспрессивной речи, а следовательно, и внутреннюю согласованность всех подсистем речедвигательного анализатора, остаются функционально незрелыми.

Резкое опережение развития речи на лексико-грамматическом уровне и несоответствие этому уровню артикуляторного (моторного) обеспечения указывают на дизонтогенез речевых механизмов у детей с невротической формой заикания.

Заикание у таких детей появляется в гиперсензитивные фазы речевого развития, главным образом, в период интенсивного формирования фразовой речи, так как именно период наиболее интенсивного развития любой функциональной системы организма является особо уязвимым при воздействии патогенных факторов.

Нарушение речедвигательного акта, раз возникнув, имеет тенденцию к фиксации патологических взаимосвязей. Важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций (судорожных речевых запинок), помимо очага повышенного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга, является поток пропреоцептивных импульсаций с речевых мышц, вовлеченных в аномальную деятельность (обратная афферентация в функциональной системе речедвигательного акта).

Таким образом, патогенетические механизмы, способствующие появлению невротической формы заикания, сложны и не сводятся к пережитой ребенком психической травме.

Сам факт появления судорожных речевых запинок у детей свидетельствует о возникновении патологической функциональной системы речи.

У части детей, перенесших психический стресс с последующим появлением судорожных речевых запинок, защитные (компенсаторные) механизмы центральной нервной системы бывают достаточно сильны и развиты.

Патологически усиленное возбуждение эмоциогенных структур мозга таких детей и формирующаяся патологическая система речи подавляется тормозящими влияниями центральной нервной системы. В этих случаях заикание наблюдается как эпизод, или имеется спонтанное регредиентное течение заикания. В других случаях своевременные адекватные коррекционные воздействия способствуют нормализации речи.

У части детей имеется низкий уровень компенсаторных возможностей мозга. В этих случаях быстро формируется патологическая функциональная система речи. Новая патологическая функциональная система начинает подавлять нормальную функциональную речевую систему, которая до этого развивалась у ребенка так, казалось бы, успешно.

Генератор патологически усиленного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга и формирующаяся патологическая система речи нарушают нормальные адаптивные формы перестройки нервной системы. Это ведет к развитию патологического процесса и дальнейшей дезинтеграции деятельности мозга в целом, что проявляется в хронификации заикания.

Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное поведение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями и т.п.) ухудшают состояние центральной нервной системы, способствует “закреплению” патологической функциональной системы речи.

При невротической форме заикания генератор патологического возбуждения в эмоциогенных структурах мозга начинает объединять различные структуры центральной нервной системы (стадия образования патологической детерминанты), в том числе и речевые, в сложную патологическую функциональную систему и определять характер ее деятельности.

В первое время формирования патологической речевой функциональной системы при невротической форме заикания судорожные запинки могут быть относительно редкими, так как патологическая детерминанта на ранних стадиях развития нервного расстройства повышает свою активность только при действии специфических раздражителей, какими являются повторный испуг и ситуации, вызывающие состояние эмоционального напряжения.

Формирование у заикающихся детей новой патологической системы речи на фоне уже развившейся функциональной системы речи создает особые условия взаимовлияния и функционирования каждой из них.

Так, нормальная функциональная речевая система не останавливается в своем развитии: продолжают формироваться звукопроизношение и фонематическое восприятие, обогащается словарь, уточняются и усложняются грамматические категории, речевое общение у заикающихся детей дошкольного возраста практически мало отличается по интенсивности от нормы. В то же время наличие заикания отрицательно влияет на формирование монологической речи в старшем дошкольном возрасте. Дети с невротической формой заикания хуже используют в устной монологической речи имеющийся в их распоряжении лексический и грамматический материал, начинает искаженно развиваться планирование монологической речи, с возрастом эта тенденция становится ярко выраженной.

Электрофизиологические исследования речевых мышц, дыхания и других показателей функциональной системы речи указывают на то, что речедвигательная активность мышц и координаторные взаимоотношения между речевым дыханием и артикуляцией при невротическом заикании у дошкольников имеют принципиальное сходство с нормой. Это свидетельствует о наличии у заикающихся детей этой клинической группы нормальной программы действия в функциональной системе речи.

В то же время эти показатели более неустойчивы, чем в норме, легко нарушаются при усложнении речевой задачи. Все эти явления можно трактовать как отрицательное влияние патологической речевой системы на нормальную речевую систему.

Патологическая речевая система с конечным результатом — заиканием — также испытывает тормозящее влияние со стороны нормальной функциональной речевой системы: в периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшения в силу этого активности патологической детерминанты (активности эмоциогенных структур мозга) речь заикающихся становится плавной.

Сосуществование двух речевых систем — патологической и нормальной — при невротической форме заикания отчетливо прослеживается даже при тяжелой степени этой речевой патологии. На фоне речи, искаженной речевыми судорогами и патологическим выбором лексических средств, наблюдаются короткие периоды плавной речи в любом возрасте и при любой длительности течения заикания.

У подростков с невротической формой заикания (11-12 лет) развивается логофобия, т.е. вторичная невротическая патологическая реакция. Они снижают количество и качество общения. Наличие речевого дефекта становится для заикающихся психотравмирующим обстоятельством. Это свидетельствует о дальнейшем утяжелении патологического процесса и появлении вторичных психологических детерминант, которые начинают определять характер общей клинической картины заикания.

pedlib.ru

Фазы развития заикания

Многие авторы считают, что нет общей последовательности в наступлении определенной фазы и ее проявлений, поскольку сам процесс становления и формирования речи весьма индивидуален. Изменения в речи происходят достаточно медленно и последовательно, имеют свои закономерности и индивидуальные временные особенности.

Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. Постепенно появляются слова-уловки, «эмболы», синонимы, уклонения от ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбора и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судорог приводят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслительного процесса, организуя внутренний порочный круг, усиливающий заикание. Более детально этот процесс рассматривается при описании фаз заикания (О. Bloodstein, 1965).

1-я Фаза развития заикания

Эта фаза заикания характеризуется:

1) эпизодичность заикания; периоды плавной речи сокращаются и наступают все реже, сама выраженность заикания флюктуирует по тяжести. В поздних периодах первой фазы заикание становится более постоянным и выраженным;

2) запинки чаще возникают на начальных словах предложения. В начале первой фазы большинство заикающихся испытывают затруднения исключительно при произнесении первого слова в предложении;

3) запинки возникают в основном при произнесении кратких частей речи, особенно предлогов, союзов и т.д.;

4) заикание усиливается под воздействием так называемого «коммуникативного давления», то есть самые большие затруднения ребенок испытывает, когда он возбужден, торопится и пытается о чем-либо рассказать;

5) ребенок обычно не реагирует на свое заикание и говорит во всех ситуациях свободно, без смущения. Заикание может спровоцировать кратковременная эмоциональная реакция. Но беспокойства, тревожности, страха речи нет. Нет переживания своего дефекта речи и неудач в общении.

2-я фаза развития заикания

Для этой фазы характерны следующие особенности:

1) нарушение речи становится хроническими, иногда тяжесть заикания меняется, судорожность речи может на короткое время исчезать;

2) заикание проявляется при быстрой речи или в состоянии эмоционального возбуждения, чаще всего происходит на многосложных словах, значительно реже запинки встречаются на местоимениях и односложных словах. Они могут оставаться на первых словах предложения, но это уже не обязательные и вероятные места запинок.

3) речевой дефект осознается, дети считают себя заикающимися, но еще говорят свободно в любых ситуациях.

В этой фазе могут наблюдаться затруднения в контактах, сопутствующие движения. Расширяется объем сложных для общения ситуаций. Заикающиеся отмечают, что они заикаются примерно одинаково и дома, и в общественных местах, и с друзьями. Речь не зависит от ситуации. Некоторые считают, что в особенно важных для них ситуациях могут «контролировать» свою речь, замедлять темп речи и тем самым уменьшить количество запинок. И, наоборот, речь ухудшается в момент расслабления, при общении с друзьями.

3-я фаза развития заикания

Эта фаза характеризуется следующими особенностями:

1) определенные ситуации становятся трудными для общения, и это чётко осознается заикающимися;

Разработка краткого конспекта предметных знаний по теме программы
По теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» разрабатывается краткий конспект предметных знаний. Краткий конспект по теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» Вопросы темы: Приемы и способы документального контроля. Приемы фактического контроля. 1 Приемы и способы документ .

Практика работы Министерства образования и науки Челябинской области по управлению системой общего образования
По данным Министерства образования и науки в Челябинской области функционирует 940 общеобразовательных учреждений (в том числе негосударственные учреждения и учреждения, имеющие подчинение другим ведомствам). Из них государственных и муниципальных 912 общеобразовательных учреждений: 886 дневных и 2 .

Понятие, сущность, характеристика методов и приёмов, используемых в обучении иностранным языкам
В начале 60-х годов прошлого века были предприняты попытки определить в методике обучения иностранным языкам метод как совокупность приемов обучения. Так возникли методы ознакомления с языковым материалом, методы тренировки и тому подобное. В связи с этим возникла двойственность в понимании данного .

www.rankpedagogy.ru

Семейный сайт

Даже самые дорогие вещи не способны так преобразить образ, как какая-либо деталь: будь то цветок в волосах, пояс, ремень, брошка, заколка или необычной формы манжет на блузке. Детали образа — это отражение нашего внутреннего мира, его восприятие нами. Они ставят последнюю точку в нашем гардеробе, тем самым подчеркивая, отношение к моде.

Овсянка – продукт широко известный не только в кулинарии, но и в домашней косметологии. Состав и питательные качества крупы делают ее одной из главных составляющих оздоровительных диет и процедур по уходу за кожей.

Мы создали подборку самых дорогих СПА и косметических процедур мира, по сравнению с которыми привычки царицы Клеопатры, вроде ванны из молока ослиц или сна в золотой маске, выглядят как услуги салона красоты, расположенного в спальном районе небольшого областного центра.

Каковы же главные постулаты питания йогов, и от каких продуктов и блюд стоит отказаться при занятиях йогой? Экспериментируйте с рационом, выбирайте еду, которая бодрит ваш дух, проясняет разум и будет максимально сбалансированной.

И вот, наконец, на весах заветная цифра! Радость от факта достижения цели может испортить одна новая деталь вашего нового облика – обвисшая кожа. Что же делать, чтобы вернуть коже упругость, и как предотвратить ее провисание?

Заикание: фазы проявления, причины, последствия. Лечение заикания у детей

Заикание является нарушением речи, при котором слова произносятся с искажением, например, неоднократно повторяются одни и те же слоги. Этот недуг появляется вследствие непроизвольных спазмов языка, губ, гортани. Заикание может возникнуть у любого человека независимо от возраста, здоровья. Тем не менее, чаще всего жертвами речевых отклонений становятся дети 2-6 лет. Мальчики подвержены этому в несколько раз больше, чем девочки. Период активного вырабатывания разговорных навыков не для всех протекает легко и спокойно. Ребенок, который начинает заикаться, так или иначе, испытывает неловкость при общении, ведет себя зажато, скованно. Еще бы, ведь на самом деле очень трудно выразить свою мысль, когда спотыкаешься на каждом слове. Да и понять такого ребенка крайне сложно.

Фазы проявления заикания

Заикание у детей может прогрессировать. Исходя из этого, выделяют 4 основные фазы, которые характеризуют степень тяжести речевого нарушения.

  • Заикание происходит эпизодически. Ребенка легко понять, говорит четко. Лишь изредка он заикается, но в состоянии контролировать это. Ему достаточно успокоиться, глубоко подышать, и речь восстанавливается. Эта фаза характерна при легких испугах, страхе перед общением.
  • Хроническое заикание. Выражается в постоянном нарушении речи, которое ребенок не может контролировать и корректировать. Чувствуется небольшое напряжение во время разговора.
  • Окружающие с трудом могут понять речь заикающегося. А ему трудно выражать свои мысли, психологически некомфортно разговаривать. Спотыкание в словах может усиливаться при беспокойстве, тревоге.
  • Для четвертой фазы характерен страх перед заиканием. Ребенок боится говорить, быть не понятым, испытывает колоссальное напряжение во время общения, устает. Окружающие не понимают часть сказанного, начинают переспрашивать, ставя перед заикающимся сложную задачу и новый психологический барьер.
  • Возможные причины

    Оснований для заикания может быть очень много. Чтобы было легче выяснить причины для каждого отельного случая, их делят на три группы: физиологические, психологические, социальные. Расскажем, какие предрасполагающие факторы входят в каждую из них.

    Физиологические причины заикания говорят о наличии проблем со здоровьем, которые есть сейчас или имели место быть во время внутриутробного развития, рождения. Среди них:

  • гипоксия, кислородное голодание;
  • родовые травмы;
  • сотрясение мозга;
  • задержка развития речи;
  • нервное истощение, нарушение центральных аппаратов речи в результате таких заболеваний, как тиф, коклюш, рахит, корь и т.д.
  • Заикание при этом может начаться очень рано, сопутствовать на протяжении всей жизни. Его лечение затруднительно, потому что проблема связана с нарушением в коре головного мозга.

    Кроме этого, к физиологическим причинам относится наследственность. По генетике передается не само заикание, а, например, слабость речевого аппарата. При этом нарушение речи может долго не беспокоить человека, настигнув его в зрелом возрасте.

    Психологические причины указывают на отклонения в эмоциональном состоянии ребенка, имеющие неврологическую составляющую.

  • сильный кратковременный, единичный испуг;
  • детские страхи, фобии;
  • переходный возраст;
  • жестокие методы воспитания в семье;
  • недостаточное эмоциональное развитие.
  • Заикание может начаться внезапно с любой из четырех фаз. Прогрессирование вероятно при повторных испугах, сильных переживаниях, часто повторяющихся панических страхах, стрессах.

    К социальным причинам заикания относят:

  • скороговорение;
  • параллельное изучение нескольких языков;
  • большая речевая нагрузка, не соответствующая возрасту;
  • подражание;
  • быстрая, непонятная, спутанная речь родителей.
  • Нарушение устной речи, вызванное социальными факторами, может наблюдаться у совершенно здоровых детей, которые не имеют психологических, неврологических, эмоциональных отклонений. Заикание может прогрессировать или оставаться на одном уровне. Проходит само по себе в возрасте 16-20 лет.

    Последствия заикания

    Ничто не проходит бесследно. Нарушение речевого развития ребенка несет за собой неприятные психологические последствия, подавляющие личность, мешающие нормальной жизни. Если они укоренятся, то избавиться от проблем будет очень сложно. Ребенка, который длительное время заикается, можно узнать не только по речи, но и по характеру, психологическому портрету. Часто он замкнут, необщителен или имеет свой круг друзей, но боится новых знакомств, сложно адаптируется к коллективу. В учебе может преуспевать в тех предметах, которые требуют минимум устной составляющей.

    Насколько серьезны окажутся последствия заикания во многом зависит от родителей и отношения к ребенку окружающих. Взрослые должны внушать уверенность, говорить о том, что проблема решаема, и, собственно, помогать восстановить нормальную плавную речь. Относиться к заикающемуся ребенку нужно с пониманием, терпением и уважением. Но даже в этом случае последствия неизбежны, хотя и будут минимальными. Заикание может вызвать:

    • неврологические расстройства;
    • затяжные депрессии;
    • нежелание, страх общения и новых знакомств;
    • зажатость, закомплексованность;
    • сужение выбора профессии;
    • сложность создания семьи по причине замкнутости, необщительности человека.
    • Лечение заикания

      Известно множество способов вернуть нормальную речь, избавиться от запинаний в словах. Но, к сожалению, ни один из них не дает 100% гарантии успеха. Хотя, расстраиваться рано. По статистике у 70% всех заикающихся, плавная речь восстанавливается. Важно как можно раньше обратиться за помощью к логопеду, психологу, неврологу, которые выявят причины и помогут решить проблему. Расскажем об основных методах лечения.

      1. Логопедические занятия, которые на начальном этапе проводит специалист, направлены на установление правильного темпа речи, ритма и тембра голоса, а также снятия психологического барьера, напряжения. Материал подбирается соответственно возрасту ребенка. Это очень важно, так как не вызывает затруднений и не кажется скучным.
      2. Дыхательные упражнения помогают ребенку успокоиться, снять страх перед общением, напряжение, тревогу. Для выполнения этого способа релаксации делается следующее. Ребенка просят сделать уверенный, короткий вздох, затем плавно выдохнуть через нос. Такие упражнения нужно выполнять в течение 10-30 минут, в зависимости от возраста заикающегося. Частота выполнения в день – 2-4 раза.
      3. Компьютерные программы-тренажеры включают в себя целый ряд способов устранения дефектов речи. Удобны в использовании, не требуют постоянных затрат, эффект от занятий остается такой же как при работе со специалистом.
      4. Медикаментозное лечение заикания показано при конкретных неврологических нарушениях. Врач может назначить препараты, которые нейтрализуют блокирующие действия на нервные центры, способствуя их нормальному функционированию.
      5. Каждый отдельный метод малоэффективен, поэтому для достижения результата используют комплексный подход. Дополнительно могут применять точечный массаж, гипноз, аутотренинг, ЛФК.

        www.list7i.ru

        Медицина 2.0

        Заикание время не лечит

        Речь — самая молодая в онто- и филогенетическом отношении функция, поэтому она наиболее подвержена различным как неблагоприятным, так и положительным, развивающим воздействиям. Неблагоприятные стрессовые ситуации и различные заболевания нервной системы тем быстрее нарушают речевую функцию, чем младше по возрасту пациент, чем выраженнее его соматическая ослабленность, душевная ранимость, впечатлительность и т. д. Наиболее частое повреждение речи проявляется у детей в виде заикания.

        Заикание — это нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь). У 70 — 90 процентов пациентов оно начинается в 2 — 4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи. Частота встречаемости этих расстройств у населения РФ от 1,5 до 2,5 процента, у юношей в 3 — 4 раза чаще, чем у девушек. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции в результате невротического срыва. В истории болезни у этих пациентов может иметь место наследственная предрасположенность (заикание и склонность к невротическому реагированию на ситуации у родителей, косноязычие, быстрая речь взахлеб); недостаточность нервных механизмов, участвующих в регуляции речевой деятельности вследствие органических поражений ЦНС (травматических и др.), психических заболеваний, расстройств, свойственных личностной патологии (психопатии). Существует также механизм подражательных автоматизмов, когда при становлении речи ребенок общается с заикающимися детьми или взрослыми и автоматически копирует их речь. Опять же более подверженным копированию будет ребенок с предрасположенностью к заиканию.

        В заикании некоторые авторы выделили четыре последовательные фазы. Фаза 1 появляется в дошкольном периоде. Вначале расстройство отмечается эпизодически в течение нескольких недель или месяцев между длительными периодами нормальной речи. После этого периода наблюдается значительный процент выздоровления. Во время этой фазы дети заикаются чаще будучи взволнованными или огорченными, когда им хочется сказать много или в ситуации коммуникативного давления. Фаза 2 обычно возникает в начальной школе. Расстройство является хроническим, с очень небольшими периодами нормальной речи, если они вообще бывают. Такие дети осознают свой недостаток. В этой фазе заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Фаза 3 обычно наступает после 8 лет и длится до подросткового возраста. Чаще всего во время этой фазы заикание возникает и усиливается при определенных ситуациях: вызов к доске, беседа с незнакомыми, при покупках в магазине, разговоре по телефону. Фаза 4 обычно бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Характерно выраженное ожидание заикания со страхом, боязнью слов, звуков и ситуаций. Типичным является подмена слов и многословие. Заикающиеся избегают ситуаций, требующих речи, и обнаруживают другие признаки страха и смущения. Данный вид заикания и называется логоневроз, так как имеет изначально невротическую природу. Логоневроз и заикание не синонимы, как вы поняли, это порой разные патологические процессы. Заикание может не являться логоневрозом, но логоневроз проявляется всегда заиканием и невротической окраской речи и личности.

        Логоневроз (греч. logos — слово, речь; лат. neurosis — невроз) — расстройство речи в виде заикания. По современным представлениям (МКБ-10, 1994) имеется в виду речь, которая характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, что разрывает ее ритмическое течение. Тяжесть расстройств при этом такова, что заметно нарушает плавность речи. Иногда отмечаются сопутствующие движения лица и/или других частей тела, что совпадает по времени с повторениями, пролонгациями или остановками в течении речи. В прошлом году в городе Челябинске удельный вес такой патологии, как заикание среди детей и подростков, составил около 2 процентов от всей неврологической патологии. Это не только широко распространенное нарушение речи, но и многопричинное заболевание со сложным симптомокомплексом и низкой, к сожалению, эффективностью лечения, зависящей от фазы процесса. Весь период речевого развития ребенка с 1 года до 6 лет считается сенситивным, т. е. особо чувствительным как к восприятию речи, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Также с 1,5 до 3 лет у ребенка наступает один из критических периодов развития нервной системы, когда нервные клетки «запоминают» и обучаются всему, что их окружает. То есть ту среду, которую мы с вами создаем ребенку в данный период времени, он и отразит в последующем, и не только в речи и ее нарушениях или талантах, но и в характере, реакциях на окружающих и себя самого. При особой ранимости формирующихся функциональных связей в нервной системе в данный период сверхсильное раздражение (по словам академика И.П. Павлова) влечет за собой торможение в речевых корковых зонах, что вызывает срыв двигательного автоматизма в речи, которое проявляется заиканием.

        Срыв адаптационных механизмов, формирующих речь и ее нарушение, может зависеть от предрасполагающих факторов. Значение имеет определенный возраст ребенка (с 1 до 6 лет), состояние нервной системы (перинатальная патология нервной системы, травмы, инфекционные заболевания), индивидуальные особенности речевого онтогенеза (поздняя речь, нарушение речевого дыхания, сложность построения фраз), особенности формирования функций асимметрии мозга (ребенка- левшу переучивают в правшу или наоборот), наличие психической травматизации (острые и хронические стрессы), генетический фактор.

        Например, у заикающихся мужчин сыновья в 12 процентах, а дочери в 9 процентах случаев могут иметь речевые нарушения, заикание, у заикающихся женщин сыновья склонны к заиканию в 36 процентах, дочери в 17 процентах случаев.

        У родителей детей с заиканием в 89 процентах случаев обнаруживаются нарушения темпа речи, внятности, орального праксиса (сложной моторики движений речевой мускулатуры), скрытое левшество.

        Помимо наследственных предрасполагающих факторов, конечно же, необходимо брать во внимание те условия жизни и воспитания ребенка, в которых он развивается. Создание благоприятной атмосферы формирования речи может превалировать над наследственностью. Во всех случаях при проявлении логоневроза имеет значение непосредственная причина, вызвавшая патологию. Психическая травма срабатывает только при значимом отношении к ней личности, и в патологический процесс вовлекается орган-мишень, то есть при заикании речевая мускулатура, корковые центры речи, лимбическая система мозга (так называемая эмоциональная кора).

        Назову некоторые отличительные особенности логоневроза:

        Для невротической формы заикания — логоневроза характерно появление заикания в возрасте 2 — 6 лет, наличие развернутой фразовой речи до появления заикания, преимущественное психогенное начало речевой патологии (конкретная травмирующая ситуация), большая зависимость степени заикания от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения, возможность плавной речи при определенных условиях (пение, комфортная обстановка).

        Для заикания, связанного с нарушением становления темпа речи и созревания нервной системы вследствие поражения последней (травма, энцефалопатия, инфекция и т. д.) характерны свои отличия. Раньше такое заикание врачи называли неврозоподобным, имеющее структурные повреждения нервной системы, например, в перинатальном периоде. Отличается данная форма заикания тем, что судорожные запинки появляются в возрасте 3 — 4 лет, появление судорожных запинок совпадает с фазой появления фразовой речи, начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией, привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь (тренировка созревания речи), физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.

        На практике довольно часто клиническая картина заикания смешанная, т. е. реактивное психогенное начало заикания может наблюдаться и у детей с органической патологией мозга. В таких случаях при задержке психомоторного и речевого развития, несовершенстве звукопроизношения бывает достаточно незначительных психических воздействий, чтобы нарушилась координация речедвигательного акта и появилось бы заикание.

        Мною названы лишь основные проявления и причины такой сложной патологии, как заикание. В связи с этим лечение заикания — это сложный многогранный процесс. Он требует внимания разных специалистов, работающих согласованно на пациента. Это в первую очередь врач-невролог, психотерапевт, логопед, дефектолог, педиатр. В зависимости от первопри- чины заикания, фазы патологического процесса, наследственных механизмов и назначается лечение. При появлении первых признаков нарушения формирования речи, запинок, заикания, страха произношения я рекомендую родителям не тянуть с обращением к специалисту, так как время в данном случае не лечит, а лишь усугубляет болезнь.

        www.med2.ru