Физическая реабилитация при аутизме

Способ реабилитации больных с синдромом аутизма

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии для лечения больных с синдромом аутизма. Способ позволяет повысить терапевтическую эффективность социальной реабилитации больных синдромом аутизма. Для этого приемы лечения выполняют в следующей последовательности: предварительно проводят сеанс психотерапии, на котором создают психологическую установку необходимости выхода из болезни, затем больной выполняет физические упражнения в состоянии эмоционального и физического напряжения, вводят пациента в состояние транса с помощью перегрузки и он продолжает выполнять физические упражнения, содержащие элементы, для выполнения которых необходимым является осязательно-двигательный контакт с партнером, после чего проводят общий массаж с одновременным вербальным внушением эмоционально положительных ощущений. 2 ил.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии при лечении больных с синдромом аутизма.

Аутизм — это психическое расстройство, характеризующееся погружением в мир личных переживаний, ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми.

Синдром аутизма наблюдается у больных с различными психическими заболеваниями, а также он может развиться и у соматических больных после перенесенных тяжелых заболеваний. Однако, даже успешное лечение основного заболевания у этих больных не решает проблему их реабилитации. Они не могут адаптироваться в обществе из-за нарушенных связей с реальностью, замкнутостью и доминированием внутренних переживаний. Эти больные не умеют жить среди здоровых людей, поскольку у них утрачена способность непосредственного восприятия людей, непринужденность общения с окружающим миром.

Лечение этих больных отличается сложностью и длительностью. Из известных способов коррекции синдрома аутизма можно отметить психофармакотерапию, направленную на купирование продуктивных симптомов болезни и активизацию больного. Более перспективными и успешно развивающимися в этом направлении являются способы психологической коррекции, а также методы психотерапии. Известен способ, в котором для коррекции синдрома аутизма используют комплекс физических упражнений, выполняемых сначала индивидуально, затем в физическом двигательном контакте с другим или другими пациентами или с врачом (тренером). Упражнения сочетают с высокой эмоциональной нагрузкой. Автор называет свой метод «психофизической реабилитацией». Этот способ является наиболее близким к предлагаемому решению.

Однако, как отмечают все авторы, лечение этих больных сложно и количество удовлетворительно реабилитированных пациентов не превышает 30-42%.

Таким образом проблема социальной адаптации больных с синдромом аутизма остается актуальной и требует совершенствования.

Для решения поставленной задачи, т.е. реабилитации больных с синдромом аутизма, были использованы приемы, сочетающие в определенной последовательности психотерапию, физические упражнения, эмоциональную нагрузку и массаж, что позволяет восстановить утраченные связи с реальностью и окружающим миром и тем самым повысить терапевтическую эффективность социальной адаптации этих больных.

Способ осуществляют следующим образом.

Перед началом лечения предварительно проводят сеанс рациональной психотерапии, в котором, используя приемы прямого и косвенного внушения, приведения аналогий и сравнений, повышают мотивацию пациента к выздоровлению, укрепляют его веру в возможность стать полноценным членом общества, а также необходимость для этого преодолеть трудности на пути к выздоровлению.

Затем приступают к выполнению физических упражнений. Комплекс упражнений включает простые элементы, выполнение которых доступно каждому. Они направлены на развитие различных групп мышц. При этом акцент делают на мышцы шеи, плечевого пояса, кистей и пальцев рук. В процессе занятия добиваются четкости выполнения всех движений.

Необходимым так же является высокий темп выполнения упражнений, их выполняют без перерыва, лишь меняют группы задействованных мышц. Используя реакцию слежения в структуре зрительно-моторного комплекса, отрабатывают координацию движений.

В процессе выполнения упражнений продолжают психотерапевтическое воздействие, при котором подчеркивают успех в выполнении удавшихся упражнений и добиваются положительных эмоций.

После разминки пациенту предлагают выполнять какое либо упражнение (отжимание, подтягивание и т.д.) с максимальным физическим усилием на фоне эмоционального напряжения. Для этого врач (тренер), используя требовательный тон голоса, возможно на собственном примере, просит или приказывает т. е. добивается от пациента преодоления казалось бы невозможного физического усилия. Это позволяет ввести пациента в состояние транса (физиошок), а как известно в этом состоянии появляется возможность изменить сложившийся стереотип поведения. Поэтому, сразу после достижения состояния транса, больной должен выполнять физические упражнения, которые предусматривают физический (телесный) контакт с другим пациентом (пациентами) или врачом (тренером). Эти упражнения могут включать сгибание и разгибание рук партнера в локтях, опираясь на кисти всем телом; сгибание и разгибание прямых рук партнера; игра в «ладушки» — быстрые и четкие хлопки ладонями о ладони партнера, или любые игровые ситуации с использованием осязательно-физического контакта пациента.

После этого проводят общий массаж, при котором осязательно-двигательный контакт продолжают и сочетают его с вербальным внушением, которое направлено на создание положительных эмоций. Для этого можно подчеркивать его успехи в выполнении упражнений, красоту и совершенство отдельных частей его тела и т.д.

Затем целесообразно принять контрастный душ или любые другие водные процедуры.

Курс лечения включает 25-30 занятий (сеансов).

С помощью предложенного способа проведено лечение 2-х групп больных в возрасте от 12 до 56 лет с синдромом аутизма.

1-ая группа включала 12 больных шизофренией в стадии ремиссии.

2-ая группа состояла из 10 больных, которые перенесли различные соматические заболевания.

Все больные были исследованы в динамике в процессе проводимого лечения.

Для исследования были использованы психологические тесты с оценкой уровня тревожности.

При поступлении все пациенты были замкнутыми. Они неспособны были непосредственно воспринимать людей. Так, стоило двум больным случайно коснуться друг друга руками, как они немедленно отстранялись и делали это с таким негодующим видом, как будто дотронулись до чего-то неприятного.

На первом сеансе психотерапии с привлечением личного примера и других аналогий были вскрыты аффектные проблемы пациентов, а также показан путь к благополучному выходу из создавшейся ситуации.

Все последующие сеансы психотерапии включали вербальное внушение, подкрепляющее мотивацию к выходу из болезни.

Физические упражнения, которые должны были выполнять пациенты в процессе курса лечения, менялись и усложнялись. Комплекс упражнений включал воздействие на различные группы мышц с акцентом на мышцы шеи, плечевого пояса, кисти и пальцы рук. Так пальцы рук целесообразно использовать для отработки зрительно-двигательных ассоциаций, которые являются необходимым навыком для выполнения координированных движений. При проведении разминки был использован жесткий эмоциональный ток, т.е. голос, которым отдавалась команда, не позволял пациенту уходить в себя. Это является важным психотерапевтическим приемом, с помощью которого врач (тренер) снимает с больного ответственность за свои поступки, т.е. использует прием, позволяющий преодолеть чрезвычайно развитую у этих больных рефлексию.

Для создания физической и эмоциональной перегрузки были использованы упражнения на отжимание или подтягивание, поскольку именно эти упражнения позволяют легко определить границу физических возможностей пациента и с помощью эмоциональных убеждений заставить его преодолеть этот барьер и тем самым ввести больного в состояние транса (физиошока).

Особенно осторожно с перегрузками нужно подходить к пациентам второй группы. Для этого индивидуально для каждого рассчитывается возможный уровень физической нагрузки. Наиболее простым способом оценки функционального состояния пациента во время занятий является показатель частоты сердечных сокращений.

В состоянии транса (физиошока), когда снимается привычный для этих больных стереотип поведения, пациентов достаточно легко было соединить в пары и добиться осязательно-двигательного контакта. Если что-либо не получалось врач (тренер) выполнял движения с каждым из партнеров отдельно, а потом снова сводил их вместе.

В процессе проводимого лечения больные как бы заново начинали знакомиться друг с другом. На первых этапах очень медленно они шли навстречу друг другу, а к концу курса лечения они проявляли симпатии, дружеские отношения и даже ждали групповых упражнений.

Очень важным приемом лечения является общий массаж, во время проведения которого продолжается осязательно-двигательный контакт, а одновременно проводимый сеанс психотерапии значительно усиливает эффект лечения.

При проведении массажа целесообразно делать акцент на совершенстве его физических данных и внушение на получение положительных эмоций, приобретаемых от общения с партнером.

При исследовании динамики психологического статуса пациентов с использованием шкалы тревожности можно выделить три этапа, которые проходит больной в процессе лечения. Этапы отражены на графине (фиг.1).

Изменение уровня тревожности в процессе первых 6-8 занятий (кривая от А до Б) идет очень медленно. В это время больные часто приходят в отчаяние и приходится прикладывать много сил и терпения, чтобы довести больного до точки Б. В исследуемой группе этот путь преодолели 78% больных. После этого процесс лечения резко качественно улучшается настолько, что уже отпадает необходимость тратить много времени на то, чтобы хвалить больного, подчеркивать его победы, т.е. начиная с 6-8 занятия больной уже сам отмечает значительные улучшения своей психической сферы. Достигнув точки В, это как правило через 25-30 занятий, больной выходит на «платформу», т.е. оптимальный уровень тревожности, характерный для здорового человека.

На фиг.2 показано, что лечение проходит через взлеты и кризисы, но каждый последующий кризис проходит на более высоком уровне, что демонстрирует поступательную динамику проводимого лечения.

П р и м е р. Больная Т. 26 лет. Диагноз — шизофрения с синдромом аутизма в стадии ремиссии.

Аккуратный, исполнительный человек. На разминке выполняла упражнения с большим усердием и отдачей. Однако выполнять упражнения с партнером отказалась, мотивируя это тем, что не хочет «чтобы ее били по лицу и ей приходилось бить по лицу партнера». Она воспринимала игру в «ладушки», как призыв к агрессии. При этом она была по настоящему разгневана, лицо покрывал лихорадочный румянец, руки сжимались в кулаки, тело было напряжено.

С помощью приемов перегрузки удалось изменить ее поведение и научить работать в паре с другой больной.

Постепенно от занятия к занятию она становилась мягче, спокойно распрашивала о своих успехах. По словам ее матери из нее «словно выходил злой дух, который заставил ее быть истеричной, злой, грубой».

Таким образом, включение в комплекс приемов лечения физических упражнений способствует развитию кинестетического, тактильного и мышечного восприятия пациента, а сочетание их с приемами рациональной психотерапии позволяет успешно преодолеть психологический барьер отчуждения, изменить стереотип поведения, актуализировать личность больного, что является необходимым для его социальной адаптации.

1. СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ АУТИЗМА, включающий последовательную активацию всех групп мышц с помощью выполнения индивидуальных и групповых физических упражнений, отличающийся тем, что предварительно методом рациональной психотерапии создают психологическую установку на необходимость выхода из состояния болезни, физические упражнения выполняют на фоне эмоционального и физического напряжения, акцент делают на нагрузку мышц шеи, плечевого пояса, кистей и пальцев рук, затем с помощью физической и эмоциональной перегрузки вводят пациента в состояние транса, физическую нагрузку продолжают, а в упражнения включают элементы, для выполнения которых необходимым является осязательно-двигательный контакт с другим человеком, после этого контакт продолжают, воздействуя на тактильно-мышечное восприятие с помощью приемов общего массажа и сочетают его с вербальным внушением эмоционально положительных ощущений.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что физические упражнения подбирают таким образом, чтобы двигательный акт сопровождался акустическим эффектом.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что эмоциональное и физическое напряжение создают жесткими, строгими командами, повышенной требовательностью к четкости выполнения всех команд, упражнения выполняют без перерыва, меняют лишь группы задействованных мышц.

4. Способ по пп.1 — 3, отличающийся тем, что курс лечения включает 25 — 30 ежедневных занятий.

www.findpatent.ru

Физическая реабилитация (под редакцией проф. С. Н. Попова)

ДЦП — заболевание, связанное с поражением формирую­щегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Заболеваемость ДЦП имеет тенденцию к увеличению и составляет 1,88 случая на 1000 детей. Этиология данного заболевания многообразна — на сегодняшний день известно свыше 400 вредных факторов. Особенно неблагоприятными считаются: гипоксия, вирусные, соматические заболевания в первой трети беременности, стре­мительные роды, стимуляция родовой деятельности, высокая масса новорожденного, возраст мамы старше 35 лет (особенно при первой беременности), инфекции или травмы в ранний постнатальный период.

ДЦП изучается с 1853 г. (хирург-ортопед Литтл). За это время предложено несколько классификаций данного заболе­вания.

В нашей стране наиболее широко используется класси­фикация К. А. Семеновой (1978).

В соответствии с данной клас­сификацией выделяют 5 клинических форм детского цереб­рального паралича: двойная геииплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая, атонически-астатическая форма.

Для всех форм характерны двигательные нарушения реф­лекторного характера. Движения возможны, но они не управ­ляются ребенком: присутствуют компенсаторные движения и порочный двигательный стереотип, нарушена координация, повышен тонус мышц.

Детский церебральный паралич не прогрессирует. По мере роста и развития ребенка могут отмечаться уменьшения кли­нических симптомов болезни.

С.А. Бортфельд, Е.С. Ульрих в течении всех форм ДЦП различают 4 периода восстановления двигательной сферы и социальной ориентации больного ребенка.

1. Острый период длительностью 7—14 дней. Отмечается прогрессирующее течение заболевания, выраженные двигатель­ные расстройства, в ряде случаев — наличие периодических су­дорожных приступов.

2—3. Восстановительный период (ранний — до 2 месяцев, поздний — до 1—2 лет) характеризуется выраженным ранним тоническим рефлексом, который сохраняется дольше нормальных сроков, сдерживая своевременное появление установочных рефлексов и развитие движений. Страдают или отсутствуют врожденные рефлексы.

4. Период остаточных явлений начинается с двухлетнего возраста и продолжается в детстве и юношестве, а при тяже­лых формах — пожизненно. Качество восстановительных ме­роприятий в этом периоде во многом зависит от предшествую­щего систематического лечения. Отсутствие раннего лечения вызывает формирование порочных поз и движений, затрудняя нормализацию двигательной сферы ребенка.

Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикамен­тозное, физиотерапевтическое, ортопедическое, логопедичес­кое лечение, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе.

Особое значение в физической реабилитации таких детей имеет лечебная физическая культура и массаж. В настоящее время разработано много методов моторного пере­обучения детей с данным заболеванием (методы Бобат, Кэбот, Фелис, Темпи—Фэй, Семеновой и др.). Массаж является неза­менимым средством восстановительного лечения детей с ДЦП. Релаксирующий массаж снижает мышечный тонус, противо­действует развитию контрактур. Нормализация мышечного тонуса является обязательным фоном для занятий ЛФК. Для стимуляции развития движений применяется как общий, так и точечный массаж по тормозному методу.

Трудотерапия необходима ребенку для развития основных приемов самообслуживания, приобретения определенных тру­довых навыков, необходимых для социализации личности.

Для получения положительного реабилитационного эффек­та у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная ра­бота.

Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

— Снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сги­бателей, укрепление ослабленных мышц;

— улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;

— улучшение координации движений и равновесия;

— стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

— расширение общей двигательной активности ребенка, тре­нировка возрастных двигательных навыков;

— обучение совместно с воспитателями и родителями са­мообслуживанию, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

— упражнения на расслабление, ритмичное пассивное по­тряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

— пассивно-активные и активные упражнения из облегчен­ных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;

— упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; уп­ражнения для головы в и.п. сидя, стоя;

— принятие правильной осанки у опоры со зрительным кон­тролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

— упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки (вначале на мини-батуте), метания;
упражнения в движении с частой сменой исходного положения;

— игровые упражнения: «как я одеваюсь», «как я причесы­ваюсь» и т. д.

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки—туловище, руки— туловище—ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствую­щих деформаций ОДА (контрактуры, укорочение конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.

В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилита­ции включены массаж, прикладные виды физических упраж­нений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теп­лолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходь­ба в лонгетах, ортопедических ботинках, космическом костю­ме «Адели»).

Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает. Двухлетний ребенок должен использовать различные формы двигательной актив­ности в объеме 2 ч 30 мин в день, а в возрасте 3—7 лет — 6 ч, при этом объем недельной нагрузки составляет соответственно 19 и 43 ч.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в условиях детского сада в период остаточных явлений. Дети 4—7 лет с сохранен­ным интеллектом посещают детские дошкольные учреждения с логопедическими группами, так как двигательные дефекты сочетаются с нарушением речи (дизартрия, аламия и т. д.). По­сещая детский сад, ребенок с ДЦП получает необходимое об­щение со сверстниками, расширяется его естественная потреб­ность в движении, возрастают речевые контакты со взрослыми и детьми, прививая маленькому человеку опыт социального взаимодействия, повышая уровень самооценки.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в детском саду включает: занятия лечебной гимнастикой, массаж, упражне­ния в воде, занятия физической культурой, игры. Лечебная гимнастика проводится в течение всего года, исключение со­ставляют вынужденные перерывы, вызванные сезонными за­болеваниями ОРВИ. Занятия с методистом ЛФК проводятся через день, в остальные дни недели ребенок занимается с ро­дителями. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в любое время дня. Достаточно эффективны занятия после дневного сна, на фоне относительного снижения мышечного тонуса, хоро­шего настроения. Преимущественные исходные положения: стоя на четвереньках, лежа на спине, животе, боку, в ходьбе. Каждое упражнение повторяется не меньше 8—12 раз. Темп — медленный и средний, общая длительность занятия 30—45 мин. На занятиях лечебной гимнастикой используется весь ар­сенал предметов, особенно распространенного в последнее время крупного оборудования: мячи, физиоролы, следы, дорожки разной жесткости и т. д. Массаж проводит медсестра ежеднев­но или через день курсами по 15—20 процедур с перерывами в 1 месяц. Занятия физической культурой и плавание использу­ются по 2 раза в неделю, круглогодично. В воде ребенок вы­полняет специальные упражнения.

Воспитатель осуществляет контроль за правильной осан­кой в режиме дня, тренирует мелкую моторику ребенка, ис­пользуя метод Монтессори.

Игры. Наиболее подходящими являются спартианские игры, в которых ребенок раскрывает свои двигательные, интеллекту­альные и художественные возможности вместе со здоровыми сверстниками. В более старшем, школьном возрасте детям ре­комендуют занятия доступными видами спорта с учетом сте­пени дефекта.

alsariya-baby.ru

Физическая реабилитация при аутизме

Физкультура является одним из самых недооцененных и при этом экономически выгодных методов реабилитации людей с аутизмом. Исследования показывают, что физические упражнения могут снизить степень самостимулирующего поведения, улучшить навыки планирования и саморегуляции, поддержать социальные навыки и повысить уровень развития речи – и все это на фоне общего оздоровления и эмоциональной гармонизации за счет физической активности.

Тренер Дэйв снова приезжает в Россию из США, чтобы поделиться с российской аудиторией упражнениями и протоколами, которые и родители, и специалисты смогут делать дома или в классе. Показывая, как научно-обоснованные методики обучения (визуальная опора, видеомоделирование, вспомогательные технологии) могут быть использованы в физкультурных занятиях, тренер Дэйв делает программы упражнений доступными для максимально широкого применения у детей с аутизмом, чтобы привести их к успеху.

Тренер Дэйв, его ресурсы и протоколы, преобразуют жизнь аутичных людей, жизнь родителей и жизнь профессионалов по всему миру. Участники должны быть готовы к движению, взаимодействию с напарниками и работе с оборудованием, и иметь настрой на то, чтобы немедленно включить упражнения в жизнь их ребенка или ученика.

ЧЕМУ ВЫ НАУЧИТЕСЬ:
В ходе семинара слушатели получат возможность:
Познакомиться с базовым комплексом тренировок для людей с РАС.
Научиться внедрять различные способы визуальных подкреплений в окружающую среду в ходе спортивных занятий.
Обсудить и оценить результаты исследований влияния физических упражнений на детей с аутизмом.
Использовать Визуальное расписание упражнений и другие визуальные поддержки в ходе индивидуальных и групповых занятий.
Создавать собственные наборы упражнений, которые необходимо внедрять в ежедневное расписание, в рабочий график подопечного и/или использовать физические упражнения как вид сенсорной разгрузки.
Узнать, что в работе с аутистом Ваша роль как тренера заключается также в том, чтобы привести подопечного к физически активному образу жизни.
Обучиться работе с тейповой лентой (тейпирование служит для развития моторной координации и, как следствие, речевого развития).
Создавать групповой четырехступенчатый протокол.
Формировать индивидуальное расписание занятий спортом на магнитно-маркерной доске.
Проводить разминку для группы численностью до 25 человек.
Пользоваться специальными приспособлениями (спортивным валиком (foam roller) и фитболом), упражнения на которых позволяют справиться со стрессом и успокоить нервную систему.
Узнать, какие три новых выгоды можно извлечь для речевого развития ребенка-аутиста, если добавить в его ежедневное расписание физические упражнения.
Придумывать занятия, помогающие развивать экспрессивную речь на групповых занятиях.
Преподавать физическую культуру таким образом, чтобы развивать активный словарь аутиста и способность воспринимать инструкции.

ВЕДУЩИЙ МАСТЕР-КЛАССА — ДЭВИД ГЕСЛАК, США
Тренер Дэйв — выпускник Университета в штате Айова, получивший диплом в области «Стратегии укрепления здоровья» (Health Promotion). Он является сертифицированным специалистом по оздоровительному фитнесу, получившим диплом Американского колледжа спортивной медицины (American College of Sports Medicine), а также тренером по укрепляющим и поддерживающим упражнениям, сертифицированным Национальной Ассоциацией (National Strength and Conditioning Association). Он работал инструктором по фитнесу в школе Giant Steps, работающей с детьми-аутистами, а в прошлом сотрудничал с организацией Autism Society в штате Иллинойс

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕР-КЛАССА – 4 часа
Мастер-класс обеспечивается переводом на русский язык
Стоимость участия 5000 рублей
Дата и время: 1 мая 2016 года. Начало в 10.00 ч
Адрес проведения: Москва, Украинский бульвар, 9 (м. Киевская)

Регистрация по адресу: ССЫЛКА

Запись, вопросы и подробности: peсs-edu@mail.ru ( строго рекомендуется! ), peсs-edu@yandex.ru

Регистрация на конференцию «Аутизм. Вызовы и решения»: ССЫЛКА

autism-conf.ucoz.ru

Статья. «Особенности физического развития детей с аутизмом»

Анна Кондратьева
Статья. «Особенности физического развития детей с аутизмом»

Проблема аутизма становиться все более актуальной для современной психопатологии, специальной педагогики. Количество детей, страдающих аутизмом, с каждым годом увеличивается.

На данный момент признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. Развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения.

Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями координации и мелкой моторики рук.

Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном участии ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.

Физкультурно-оздоровительные занятия с ребенком аутистом направлены:

— на укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств;

— коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики;

— стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности;

— создание предпосылок и стимуляцию интеллектуального и речевого развития;

— педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество.

В процессе работы с детьми — аутистами используются: физические упражнения, игры, оздоровительное плавание, а также средства физической реабилитации и разные виды анималотерапии.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учеб. пособие. М., 1997.

Аутичный ребенок. Пути помощи, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд.: Теревинф,2005. — 219 с.

Подборка литературы об Аутизме СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аутичный ребенок проблемы в быту: Методические рекомендации [Текст] / Науч. ред. М. Ю. Веденина. — М. : Владос, 1998.

Презентация «ранний детский аутизм» Презентация по теме «ранний детский аутизм». Предназначена специалистам, воспитателям, родителям. Была представлена на конкурсе «Воспитатель.

www.maam.ru