Физиолечение при заикании

Причины логоневроза

Приступы заикания учащаются после перенесенных инфекционных заболеваний, переутомления.

Заикание может протекать в острой форме или проявляться эпизодически. Его появлению часто предшествуют различные невротические расстройства (страхи, тики, ночной энурез, нарушения сна и др.). В дальнейшем оно может подвергаться обратному развитию или фиксироваться в виде невротического состояния с синдромом заикания, в состав которого входят различные астенические, фобические (фобия – боязнь), депрессивные расстройства и вегетативные проявления. В начальном периоде заболевания возникают тонические судороги в дыхательной и вокальной мускулатуре, позже судороги появляются в артикуляционной (ответственной за воспроизведение звуков) мускулатуре. В дальнейшем выявляются различные сопутствующие речи движения мышц лица, шеи, рук.

По истечению 1-2 лет дети начинают замечать свой дефект речи и стесняются его. Они отказываются принимать участие в выступлениях, стараются не говорить в присутствии посторонних. У старших детей может развиваться страх речи (логофобия), что затрудняет обучение в школе и усвоение школьной программы.

Виды заикания

  1. Невротическое (собственно логоневроз).
  2. Неврозоподобное (развивается у лиц с органическими чертами психики, сочетается с тиками, энурезом, рассеянной неврологической симптоматикой; реакция личности на дефект речи отсутствует; выявляются изменения на электроэнцефалограмме).
  3. Органическое (возникает на фоне органической патологии головного мозга и представляет собой гиперкинез с насильственными сокращениями мышц, ответственных за формирование речи, часто сочетается с нарушением дыхания).
  4. Лечение логоневроза

    Лечение ребенка с заиканием должно быть ранним и комплексным. Оно осуществляется в амбулаторных условиях, логопедических полустационарах. В тяжелых резистентных случаях проводится терапия в специализированных логопедических отделениях психиатрических клиник. На первом этапе выясняется причина заикания, которую нужно обязательно устранить.

    Лечебные мероприятия

    Если заикание связано с психической травмой, то в начале лечения рекомендуется соблюдать режим молчания на 7-10 дней с последующим постепенным включением речевой деятельности ребенка. В семье тоже должен присутствовать особый речевой режим. При этом речевая нагрузка ограничивается, речь всех членов семьи должна быть плавной, медленной, спокойной. Нельзя привлекать внимание ребенка к недостатку речи или высказывать замечания по этому поводу. Рекомендуется оберегать ребенка от психических перегрузок, переутомления. В тяжелых или затяжных случаях заикания применяется индивидуальная или групповая психотерапия, аутогенная тренировка. Все виды психотерапии проводятся с целью улучшения эмоционального состояния ребенка, преодоления страхов, формирования правильного отношения к проблеме и возможности ее решения.

    1. Лечебная физкультура.
    2. Медикаментозное лечение:
    3. седативные препараты (на основе валерианы, пустырника, мелиссы и др.);
    4. Физиотерапевтическое лечение

      Заключение

      Логопед Светлана Томилина рассказывает о заикании:

      physiatrics.ru

      Логоневроз у детей: поможет ли физиотерапия?

      Логоневроз (невротическое заикание) – двигательное невротическое расстройство, которое характеризуется нарушением плавности, темпа и ритма речи. Это связано с судорожными сокращениями мышечных волокон, участвующих в речевом акте. Данная патология является весьма распространенной в детском возрасте. Кратковременное заикание наблюдается у 4 % детей. Иногда (в 1 % случаев) заболевание имеет стойкий характер. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Критический период приходится на возраст 4-5 лет, когда происходит интенсивное формирование мышления. Риск возникновения заикания также повышается в период становления речи (2-3 года).

      Клинические проявления

      Логоневроз может иметь различную выраженность – от резко выраженных речевых дефектов, затрудняющих общение, до плавной незатруднительной речи. Заикание усиливается при волнении, эмоциональном напряжении. В привычной для ребенка, домашней обстановке, при общении с близкими и друзьями оно становится практически незаметным.

      В подростковом возрасте еще больше обостряется реакция на речевой дефект. На основе этого у ослабленных детей с определенными особенностями характера возникает невротическое формирование личности, в структуру которого входит заикание, пониженное настроение, патологическое изменение характера.

      Течение заболевания имеет волнообразный характер с периодами обострения симптомов. У многих пациентов оно затяжное, но в большинстве случаев в период половозрелости заикание сглаживается или исчезает. Это связано с созреванием нервной системы и речедвигательных центров. Определенную роль играют компенсаторные механизмы. Однако у 10 % больных симптомы болезни сохраняются в течение всей жизни.

      Диагностика

      Диагноз «логоневроз» базируется на клинической картине, истории заболевания. Специалист осматривает и обследует ребенка. Для исключения органической патологии нервной системы при необходимости назначаются электроэнцефалография, компьютерная томография, МРТ и др. Врач проводит дифференциальную диагностику логоневроза с другими видами заикания, так как от этого зависит тактика ведения больных.

    Этот вид лечения начинается после стабилизации состояния и устранения невротических расстройств. При проведении логопедических занятий с ребенком логопед не должен акцентировать внимание на речевых дефектах, так как это может усилить речевое расстройство. Каждому больному подбирается комплекс специальных упражнений, которые делают речь плавной и помогают устранить заикания.

  5. Физиотерапия (рассмотрим ниже).
    • транквилизаторы (седуксен, элениум).

    Лечение физическими факторами дополняет основное, помогает стабилизировать работу нервной системы, успокаивает ребенка и улучшает его психоэмоциональное состояние.

    С седативной целью назначаются:

    Для нормализации работы артикуляционных мышц проводятся:

    Логоневроз – это достаточно серьезная проблема в жизни ребенка, которая при длительном существовании приводит к психическим расстройствам. Родители должны понимать, что ждать, когда заикание «пройдет само собой», не стоит, так как справиться самостоятельно с этой проблемой очень сложно, а иногда и невозможно. При этом у больного может быть более тяжелая патология нервной системы. Вот поэтому при первых проявлениях заболевания необходимо обратиться к врачу, который поможет выяснить и устранить причину заикания, назначит правильное лечение.

    Телеканал «Беларусь 1», программа «Детский доктор», выпуск на тему «Заикание у детей»:

    СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

    RU (11) 2147447 (13) C1

    (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Статус: по данным на 27.09.2007 — прекратил действие

    (14) Дата публикации: 2000.04.20
    (21) Регистрационный номер заявки: 98120181/14
    (22) Дата подачи заявки: 1998.11.03
    (24) Дата начала отсчета срока действия патента: 1998.11.03
    (45) Опубликовано: 2000.04.20
    (56) Аналоги изобретения: Методические рекомендации по комплексному лечению заикания. — М., 1980.
    (71) Имя заявителя: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; Сараев Сергей Яковлевич
    (72) Имя изобретателя: Сараев С.Я.; Степанова Г.М.; Григорьева И.Ф.; Соловьева Т.А.
    (73) Имя патентообладателя: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи
    (98) Адрес для переписки: 198013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, 9, НИИ ЛОР, Черепановой В.П.

    (54) СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

    Изобретение относится к медицине, физиотерапии. Проводят логопедические занятия, психотерапию, медикаментозную терапию. Осуществляют воздействие на пациента путем проведения транскраниальной микрополяризации. Сила тока 0,8-1,5 мА. Время воздействия 25-30 мин. Способ увеличивает сроки ремиссии.

    Изобретение относится к медицине, точнее к неврологии, и может найти применение при лечении нарушений речи различной этиологии.

    Заикание — нарушение речи судорожного характера, широко распространенное во всех странах мира среди детей и взрослых. На протяжении многовековой истории изучения и лечения заикания представители различных школ и направлений высказывают различные мнения об этиологии и патогенезе данного нарушения речи. В качестве этиологических факторов большинством авторов признаются наследственно-конституциональный и экзогенноорганический. Оба этиологических фактора обуславливают только предрасположенность к заиканию. Нередко основой предрасположенности к заиканию является совокупность двух указанных факторов. Непосредственной причиной заикания является дисгармоническое развитие речевой системы на определенных этапах онтогенеза, соматогенные или психогенные факторы. Исходя из концепции, трактующей заикание как преходящее функциональное нарушение ЦНС, многие авторы рассматривают эту форму нарушения речи в качестве варианта невроза — логоневроз.

    Если этиология заикания в настоящее время известна, то патогенез (конкретные церебральные механизмы речевых судорог) в настоящее время еще не изучен. В частности, не выяснено: морфофункциональная недостаточность каких именно церебральных структур находится в основе нарушения речи судорожного характера. Несомненным является то, что заикание не ограничивается речедвигательными нарушениями, но, как правило, развивается на фоне уже имеющихся эмоционально-вегетативных дисфункций и часто приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Исходя из этого большинство компетентных специалистов высказывается в пользу комплексного подхода, учитывающего особенности личности и характер сопутствующих невротических и резидуально-органических синдромов.

    Наиболее широко распространенным видом коррекции речи при заикании в условиях амбулаторной помощи остается традиционный логопедический метод, представляющий собой совокупность речевых упражнений, ориентированных на перевоспитание нарушений речи [1]. Логопедические занятия включает в себя упражнения, направленные на ритмизацию речи, замедление темпа речи, нормализацию речевого дыхания, релаксацию артикуляционной мускулатуры, выработку выразительных речевых интонаций.

    На начальных этапах логопедической коррекции для уменьшения речевых судорог отрабатывают стереотип ритмизированной речи, одновременно проводят нормализацию речевого дыхания. После выработки ритмизированной речи проводят упражнения на релаксацию патологически напряженных мышц. Затем, по мере усвоения больными приемов произвольной и автоматизированной релаксации речевой мускулатуры, производят постепенный переход к свободной речи. В этот период совершенствуют навыки выразительной интонации. Занятия проводят индивидуально и в группе, как правило, 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа, общей продолжительностью 2-8 месяцев.

    Основным недостатком этого способа является отсутствие психотерапевтической помощи больным, что служит причиной частых рецидивов заикания [1].

    Известен способ коррекции речи при заикании [2], заключающийся в проведении курса лечебных сеансов ритмизированной речи с частотой, определяемой на основе анализа ЭЭГ конкретного больного. Предварительно в ЭЭГ выделяют зоны ризидуальных поражений речевых и связанных с ними структур, определяют основную или краткую ей частоту связи между пораженными и сохранными структурами и принимают ее за рабочую. На ее основе формируют звуковые и световые импульсы, которыми воздействуют на больного во время проведения сеанса логопедической коррекции. Лечение подкрепляется психоформакологическими средствами (дыхательный аналептик — этимизол) до и во время лечения и суггесивной психотерапией. Такие лечебные сеансы проводят в виде групповых и индивидуальных занятий не реже 3 раз по 2-4 часа каждый общей длительность 20-25 сеансов. Такой способ лечения позволяет получить положительный лечебный эффект в 90% случаев. Недостатками этого метода являются необходимость длительного (после завершения курса лечения) общения исключительно при помощи ритмизированной речи, которая крайне неестественна и часто вызывает нежелательную реакцию со стороны окружающих. Самостоятельный переход больного на обычную форму речи нередко может приводить к рецидиву заикания [2].

    Наиболее близким к предлагаемому является способ лечения заикания по методическим рекомендациям, утвержденным МЗ СССР в 1980 году [3]. Этот способ взят нами в качестве прототипа. Он состоит из 4 этапов лечения, общей продолжительностью 2 месяца.

    Первый, подготовительный, этап ставит целью адаптацию больных к условиям стационара и проведение клинического и лабораторного обследования для определения нозологической формы психопатологических нарушений, в соответствии с которой формируются группы.

    Во время второго этапа — активной терапии — начинают комплексное лечение заикания путем логокоррекции, психотерапии, фармакотерапии и физиотерапии.

    Фармакотерапию осуществляют дифференцированно, в соответствии с определенной на I этапе нозологической формой сопутствующих заиканию расстройств, назначая при этом седативные препараты, и/или дегидратационные средства, и/или нейролептики, и/или антидепрессанты и всем больным витамины группы B.

    Физиотерапия включает одну из обычных физиотерапевтических процедур.

    Психотерапия состоит из индивидуальных (4 раза в неделю по 1-1,5 часа) и групповых (2 раза в неделю по 2 часа) занятий, направленных на формирование у больного чувства уверенности в способности говорить правильно. Предпочтительным на этом этапе является использование рациональной психотерапии (разъяснение патогенеза заикания и механизмов логокоррекции в доступной форме), аутогенной тренировки (обучение больного управлению психоэмоциональными состояниями), прямого и косвенного внушения.

    Логокоррекция состоит в проведении постепенно усложняющихся тренировок речи в виде 20 индивидуальных и 20 групповых занятий продолжительностью 1,5 часа.

    На третьем этапе — активных тренировок — под руководством психотерапевтов и логопедов проводятся речевые тренировки за пределами стационара. Логопедические занятия в это время посвящены совершенствованию и закреплению навыков свободной диалогической речи в реальной ситуации — разговоры по телефону, с прохожим на улице, в магазине, на почте и т.д.

    Четвертый этап содержит наиболее сложную речевую нагрузку — индивидуальные и коллективные выступления перед аудиторией. Психотерапия построена на совершенствовании навыков аутогенной тренировки. Логопедические занятия посвящены разучиванию сложных текстов, стихов и песен. Речевая нагрузка при этом не превышает возможности больного.

    Этот способ обеспечивает формирование свободной речи и реабилитации больных в течение 2 месяцев. Недостатком этого способа лечения заикания является неустойчивость полученных лечебно-коррекционных результатов [1, 2]. При повторных обследованиях через 1,5-2 года не более чем в 54% случаев наблюдается удерживание ремиссии (30% случаев) или незначительное ухудшение состояния речи (24% больных). В 26% случаев отмечается значительное ухудшение речи, требующее повторного лечения, и не менее чем у 20% больных, получивших комплексное лечение, отмечается полный рецидив либо дальнейшее усугубление заикания. При этом у 10% всех заикающихся рецидив наблюдается уже через 2-4 месяца после завершения курса комплексного лечения [2, 4].

    Технический результат настоящего изобретения состоит в снижении числа рецидивов за счет дополнительного проведения транскраниальной микрополяризации (ТКМП).

    Этот результат достигается тем, что логопедические занятия, психотерапию и фармакотерапию дополняют транскраниальной микрополяризацией (ТКМП) силой тока 0,8-1,5 мА посредством 4 электродов, которые накладывают — один катод на правую область лба, соответствующую проекции орбитальной коры лобной доли, другой — на лобно-височную область правого полушария, соответствующую проекции нижней 1/3 прецентральной извилины, а аноды — один на область правого сосцевидного отростка, другой на область лба, соответствующую проекции коры левой лобной доли, причем такие микрополяризации проводят сеансами по 25-30 минут каждый, через 1-2 дня в течение 25-30 дней.

    Занимаясь длительное время практической деятельностью по диагностике и коррекции различных нарушений речи, а также на основании изучения особенностей кортикальной активности по данным компьютерных методов анализа фоновой ЭЭГ у больных с различными нозологическими формами нарушения речи (алалии, дисграфии, дизартрии, дисграфии) мы обнаружили, что у больных заиканием отмечаются специфические изменения рельефа функциональной активности коры мозга. На основании корреляционно-когерентного анализа фоновой ЭЭГ у больных заиканием нами было выявлено патологическое повышение активности лобно-височной коры левого полушария (область нижней 1/3 прецентральной извилины — зона Брока). Отмеченное у них патологическое повышение активности лобно-височной коры левого полушария, согласно нашим наблюдениям, сопровождалось снижением функционального тонуса лобно-височной коры правого полушария и лобных областей коры обоих полушарий. Сопоставление данных ЭЭГ с клиническими проявлениями судорожных нарушений речи позволило выявить прямую зависимость между уровнем левосторонней межполушарной асимметрии активности лобно-височных отделов коры и выраженностью речевых судорог. Степень функциональной недостаточности лобных отделов коры левого полушария соотносилась с выраженностью вторичных невротических нарушений — тревожностью, эмоциональной неуравновешенностью и страхом речи. Гипоактивность лобной коры правого полушария, как правило, была сопряжена с нарушением темпа речи, речевой интонации (выразительности речи), повышенной двигательной возбудимостью. Основываясь на этих наблюдениях, мы предположили, что нормализация рельефа активности коры мозга посредством активации функционально ослабленных структур мозга у больных заиканием может облегчить реализацию собственных компенсаторных механизмов мозга и, таким образом, способствовать редукции заикания и вторичных невротических расстройств.

    Для восстановления функции инактивированных отделов коры мы выбрали транскраниальную микрополяризацию. Метод транскраниальной микрополяризации в настоящее время используется в клинике для лечения и реабилитации детей, страдающих олигофренией, задержками психического развития и детским церебральным параличем. Этот метод при указанной патологии позволяет осуществлять коррекцию поведения, эмоциональных нарушений, внимания, памяти, двигательных расстройств [5] . В основе психокоррекционного эффекта данного метода лежит устойчивая локальная активация поляризуемых структур коры, функция которых ранее была нарушена вследствие влияния перинатальных экзогенно-органических факторов. В литературе отсутствуют указания на наличие у данного метода противопоказаний и побочных эффектов.

    Мы попробовали применить транскраниальные микрополяризации (ТКМП) у детей, страдающих заиканием в составе комплексной терапии, а именно в комбинации с психотерапией, логопедическими занятиями и фармакотерапией.

    Оказалось, что проведение ТКМП положительно влияет на редукцию речевых судорог, понижает тревожность и страхи, что благоприятно сказывается на результатах лечения.

    Поляризация правой лобной области, соответствующей проекции орбитальной коры правого полушария, как нами показано, стабилизирует эмоциональный фон, снижает состояние тревоги и страха и тем самым приводит к ослаблению речевых судорог, зависящих от эмоциональной насыщенности речи.

    Поляризация правого лобно-височного отдела, соответствующего проекции нижней 1/3 прецентральной извилины вызывает реципрокное торможение контрлатеральных структур — зоны Брока, характеризующейся повышенной активностью у больных заиканием. Это предотвращает возникновение речевых судорог, нормализует темп речи, повышает ее выразительность.

    Поляризация левой лобной области, соответствующей проекции конвекситальной поверхности префронтальной коры, как нами отмечено, облегчает артикуляцию, повышает речевую активность, уменьшает страх речи, обеспечивая тем самым быстрое формирование свободной слитной речи. Кроме того, поляризация этой области, согласно данным ЭЭГ, обеспечивает повышение порога судорожной готовности при наличии органического поражения мозга.

    Проведение ТКМП силой тока 0,8-1,5 мА, как нами показано при лечении больных, обеспечивает мягкую активацию поляризуемых нами отделов коры мозга, не вызывая побочных реакций. Сила тока менее 0,8 мА не обеспечивала в наших исследованиях устойчивости активации, сила же тока выше 1,5 мА вызывает раздражение кожных покровов при наложении электродов.

    Для выполнения микрополяризации целесообразно использование серебряных электродов округлой формы диаметром 2,0-2,2 мм. Как показали наши исследования, наложение электродов для обеспечения предлагаемой нами схемы полязации следующее. Катоды: один — на правую половину передней области лба, соответствующей проекции орбитальной коры, другой — на правый лобно-височный отдел, соответствующий нижней 1/3 прецентральной извилины. Аноды: один (индиферентный электрод) — на область правого сосцевидного отростка, другой — на область лба, соответствующую проекции конвекситальной поверхности лобной коры.

    Режимы выполнения ТКМП найдены нами опытным путем. Длительность ТКМП составляет 25-30 минут за 1 сеанс с интервалом между ними 1-2 дня. Оптимальная продолжительность курса лечения, как нами показано, составляет 25-30 дней. Большая продолжительность может приводить к состоянию перевозбуждения.

    Сущность способа заключается в следующем. В первые 3 дня больным проводят клиническое и лабораторное обследование с целью диагностики нозологической формы нервнопсихического расстройства, сопутствующего заиканию. За время обследования больной адаптируется к условиям клиники.

    Лечение включает логопедические занятия, психотерапию, фармакотерапию и транскраниальные микрополяризации.

    Логокоррекционные занятия проводят в первую половину дня после проведения сеанса психотерапии, обеспечивающей психоэмоциональное состояние, оптимальное для логопедических занятий. Схема проведения логокоррекционных занятий следующая. На протяжении всего курса проводят индивидуальные занятия (6 раз в неделю по 1,5 часа) и групповые занятия (такой же кратности и продолжительности). Логокоррекционная работа подразделяется на 4 этапа.

    На 1 этапе, подготовительном, продолжительностью 5-7 дней проводится логопедическое обследование больных, выявляются индивидуальные особенности речевых расстройств. Для угашения патологических речевых стереотипов вводится режим сниженной речевой активности, проводятся пантомимические упражнения, способствующие двигательной и эмоциональной раскованности. Продолжительность этого этапа 5-7 дней.

    На 2 этапе (5-7 дней) — формирование техники нормативной речи. В этот период проводят релаксацию упражнения для речевой мускулатуры, формируют ритмизированную речь, работу над речевым дыханием, мягкостью голосоподачи и слитностью голосоведения, четкость артикуляции гласных звуков.

    3 этап (5-7 дней) — активных речевых тренировок. На этом этапе проводят формирование навыков организованной слитной флуентной речи на постепенно усложняющемся речевом материале. На групповых занятиях проводят сюжетно-ролевые игры, разыгрывают инсценировки. На индивидуальных занятиях используют проговаривание под метроном.

    4 этап (5-7) — завершающий. На этом этапе закрепляются полученные ранее навыки, но основной его целью является снижение чувствительности к стрессовым ситуациям и меняющимся условиям речевой коммуникации. Основное внимание уделяется спонтанной эмоциональной речи, импровизации, функциональным тренировкам.

    Психотерапия проводится по этапам, по продолжительности соответствующим этапам логокоррекционной работы. На всем протяжении курса проводят индивидуальные занятия (4 раза в неделю по 1,5 часа) и групповые занятия (2 раза в неделю по 2 часа).

    На 1 этапе проводят мероприятия по адаптации к условиям клиники. Осуществляют психодиагностику личности, выявляют особенности сопутствующих психоневрологических расстройств. Формируют психотерапевтические группы нозологическим формам. На индивидуальных занятиях проводят динамическую психотерапию и начинают рациональную терапию, ориентированную на уменьшение страха речи. На групповых занятиях обучают доречевой коммуникации при помощи мимики и жестов.

    2 этап. На индивидуальных занятиях с целью дальнейшего уменьшения страха речи расширяют диапазон приемов рациональной терапии. На групповых занятиях проводят обучению аутотренингу, ориентированному на произвольное управление эмоциональными состояниями и регуляции глобального мышечного тонуса, проводят упражнения на расслабление по контрасту с напряжением.

    3 этап посвящен занятиям на автоматизацию сокращенных приемов эмоциональной и мышечной релаксации. Совместно с логопедом проводят речевые тренировки за пределами стационара, в реальной ситуации (магазинах, метро, почте и т.д.).

    На 4 этапе проводят подготовку к индивидуальным и коллективным выступлениям перед многочисленной аудиторией. Индивидуальные и групповые занятия посвящены выработке способности перенесения навыков аутотренинга в ситуации, требующие повышенной речевой нагрузки.

    Фармакотерапию проводят фенибутом [6] и корнем валерианы в таблетированной форме. Фенибут дают совместно с валерианой 2 раза в день, утром и вечером. Больным в возрасте до 10 лет назначают 0,125 г фенибута и 1 таблетку валерианы на прием. В 10 лет и старше — 0,25 фенибута и 2 таблетки валерианы на 1 прием. Транквилизаторы и нейролептики не применяют.

    Традиционную физиотерапию не назначают.

    ТКМП проводят во второй половине дня, что дает возможность повысить результативность логокоррекционных занятий.

    Высокая эффективность комплексного лечения заикания с применением ТКМП нами подтверждается примерами.

    Пример 1. Больной А. , 11 лет, поступил в клинику ЛОР НИИ 27.04.98 с диагнозом заикание тяжелой степени. Из анамнеза: Беременность у матери протекала без осложнений. Роды срочные. Психомоторное и физическое развитие без отклонений. Тетя и двоюродный брат по материнской линии страдают заиканием. Заикание началось в 3 года, период интенсивного развития речи. Началу заикания предшествовала очередная ссора между родителями, сопровождавшаяся бурным скандалом, которая, предпочтительно, послужила в качестве провоцирующего психогенного фактора. Нарушение речи носило волнообразный характер, как правило, усиливалось в осенний период, под влиянием психогенных факторов. Летом отмечалось незначительное улучшение. Неоднократное лечение у логопедов и неврологов значительного успеха не имело. Быстро наступали рецидивы. Заикание постепенно прогрессировало, вероятно, под влиянием формирующихся вторичных невротических расстройств. В течение первых 3 дней пребывания в институте было проведено клиническое, логопедическое и психологическое обследование, в результате которого было выявлено, что у больного заикание тяжелой степени тоно-клонического типа невротической формы, крайне затрудняющее речевую коммуникацию. Определяются генерализация речевых конвульсий на голосовую мускулатуру, выраженные сопутствующие движения, нарушения речевого дыхания, понижение спонтанной речевой активности. На основании клинико-психологического обследования выявлены черты сенситивности, импрессивности, чувство самонедостаточности, неуверенности в себе на фоне выраженной эмоционально-вегетативной лабильности. Констатировано наличие логофобии, представленной в качестве вторичной невротической реакции на тяжелое заикание. Микроочаговой (резидуально-органической) симптоматики не определяется.

    Данные ЭЭГ: Десинхронный тип кривой. Во всех областях коры регистрируется уплощенная полиморфная активность преимущественно тета-диапазона. Альфа-ритм слабо выражен. Регионарные различия сглажены. По данным когерентного анализа в фоновой ЭЭГ отмечается ирритативная дисфункция моторной коры левого полушария и понижение функциональной активности контрлатеральных структур — сенсомоторной коры правого полушария.

    Данные РЭГ: Нарушение кровообращения по дистоническому типу центрального генеза.

    Клинический диагноз: Заикание тоно-клонического типа тяжелой степени. Вторичная невротическая реакция.

    Назначено комплексное лечение, включающее логокоррекционные занятия, формакотерапию, психотерапию и транскраниальную микрополяризацию, которое начал получать с 4 дня пребывания в клинике.

    Логокоррекционные занятия по выше указанной схеме: 2 занятия по 40 мин, в первой половине дня 6 раз в неделю.

    Фармакотерапия: фенибут 0,25 2 раза после еды утром и вечером, экстракт валерианы 1 табл. 2 раза утром и вечером, в течение всего курса.

    Психотерапия: сеансы индивидуальной психотерапии по 1,5 часа 4 раза в неделю и групповую терапию по 1,5 часа 2 раза в неделю.

    Транскраниальная микрополяризация (ТКМП): 7 сеансов по 25 мин, с интервалом 1-2 дня. Время проведения — вторая половина дня. Области наложения электродов были следующие. Катод 1 накладывался на правую половину области лба, соответствующую зоне проекции орбитальной коры правого полушария, катод 2 — на правую лобно-височную область, соответствующую контралательной области коры зоны Брока, анод 1 — на область правого сосцевидного отростка, анод 2 — на левую лобную область, соответствующую конвекситальной поверхности лобной коры левого полушария.

    В течение первой недели пребывания в клинике с больным было проведено 4 сеанса индивидуальной психотерапии и 2 сеанса групповой игровой психотерапии в первой половине дня, которые были ориентированы на уменьшение страха речи и выработку навыков саморегуляции состояний мышечной релаксации, элементы рациональной психотерапии с учетом психологических особенностей больного. Логокоррекционные занятия были направлены на коррекцию голосового дыхания и выработку мягкой голосоподачи. Фармакотерапия (фенибут и валериана) проводилась по той же схеме.

    Первый сеанс ТКМП был проведен во вторую половину дня, силой тока, устанавливаемой по появлению ощущения «мурашек» и составило 0,8 мА. Процедуру больной перенес хорошо. Каких-либо неприятных чувств и ощущений не возникало. Сон был спокойный. В течение первой недели были проведены еще 2 сеанса ТКМП с интервалом 1 день при отсутствии побочных эффектов.

    На 5 день после начала курса комплексного лечения стала ослабевать логофобия, улучшилось настроение, повысилась спонтанная речевая активность. Мальчик стал более общительным со сверстниками.

    На второй неделе пребывания в клинике логокоррекционные занятия были посвящены отработке навыков речевой релаксации и формированию флуентной речи. При этом продолжались занятия по нормализации речевого дыхания и правильной голосоподаче. На занятиях психотерапии, индивидуальной и групповой, продолжали формирование навыков эмоциональной и мышечной релаксации, а также проводили рациональную терапию с целью восстановления чувства уверенности в себе и ликвидацию страха речи.

    Сеансы ТКМП продолжили при том же режиме, постепенно повышая силу поляризующего тока до 1,0 мА. Побочных эффектов после проведения процедур не отмечали. Наблюдалась редукция невротических симптомов и улучшение параметров речи. На 10 день страх речи исчез полностью. Тогда же была констатирована нормализация эмоционально-вегетативной реактивности, значительное уменьшение сенситивности, импрессивности. У мальчика появилась бодрость, уверенность в своих силах, ослабло чувство самонедостаточности.

    На третьей неделе пребывания в клинике логопедические занятия были ориентированы на формирование правильных речевых интонаций и совершенствование флуентной артикуляции в диалогической и монологической речи. На занятиях с психотерапевтом отрабатывали сокращение варианты эмоциональной и мышечной релаксации, проводились функциональные тренировки, ориентированные на диалогическую речь в реальных ситуациях. На 18 день пребывания в институте больной получил 7-й сеанс ТКМП.

    На четвертой неделе психотерапевтические занятия были ориентированы на закрепление навыков свободной речи, правильной голосоподачи, нормального речевого дыхания, интонаций в условиях реальной, эмоционально насыщенной ситуации.

    Явления заикания заметно уменьшились в конце первой недели курса лечения и далее постепенно ослабевали. Наиболее отчетливое уменьшение степени заикания было констатировано на 12-14 день: понизились интенсивность, распространенность, частота возникновения и продолжительность речевых конвульсий. К концу месячного пребывания в клинике, на 27-30 день у больного наблюдались лишь отдельные речевые запинки при высказываниях эмоционально значимого содержания. При этом вторичные невротические проявления (логофобия) отсутствовали.

    По данным ЭЭГ отмечается положительная динамика — понижение возбудимости сенсомоторных областей коры левого полушария и повышение активности сенсомоторной коры правого полушария.

    Данные РЭГ: улучшение показателей мозгового кровообращения — явление дистонии сосудов менее выражено.

    В связи со значительным улучшением состояния больного курс лечения был завершен.

    Был выписан на 27.05.97. Для контроля за состоянием больного после выписки родителям предложено поддерживать телефонную связь и через 1 год придти на контрольный осмотр.

    С родителями больного поддерживалась телефонная связь: 1 раз в месяц проводилось интервирование родителей с целью оценки логопедического и психологического статуса больного.

    Через 1 год осуществлена контрольная явка пациента в клинику. При осмотре констатирована устойчивость достигнутого лечебного результата: по-прежнему отмечаются лишь нечастые речевые запинки на высоте эмоциональной реакции. Больной продемонстрировал устойчивость ранее сформированных автоматизированных навыков произвольной регуляции речевой деятельности и контроля эмоциональных реакций. Данные ЭЭГ и РЭГ: диагностические параметры кортикальной активности и мозгового кровообращения соответствуют значениям, полученным при выписке из клиники.

    Родителям предложено обраться в клинику в случае рецидива заикания. В течение 0,5 года обращения не последовало. Ремиссия составляет в настоящее время 1,5 года.

    Пример 2. Больной Иван Р., 8 лет, поступил в клинику 26.05.96 с диагнозом: Заикание средней степени выраженности. Из анамнеза: Беременность у матери протекала с тяжелым токсикозом 2 половины беременности, мать находилась на сохранении, у ребенка асфиксия в родах. Наблюдался невропатологом по поводу перинатальной энцефалопатии, получал курсы соответствующего лечения. В роду заикания не выявлено. Мальчик начал заикаться с 3 лет без видимой внешней причины, на фоне начала развития фразовой речи. С рождения был эмоционально возбудимым, отмечалась повышенная двигательная активность. Психомоторное и физическое развитие в соответствии с возрастом. Заикание проявлялось волнообразно: обострения были, как правило, весной и на фоне соматической ослабленности (простудные заболевания).

    При клиническом, логопедическом и психологическом обследовании выявлено следующее. Наличие заикания клонотонического типа (более выражен клонический компонент речевой судороги) средней степени тяжести, сопутствующие движения, нарушение речевого дыхания, ускорение темпа речи, нарушение произношения — невнятность вследствие вялой артикуляции. Заикание усиливается в состоянии возбуждения, в том числе при наличии положительно-эмоционального фона. Из поведенческих особенностей: повышенная двигательная активность, непоседливость, неустойчивость внимания, эмоциональная и вегетативная лабильность, преимущественно эйфорический эмоциональный фон. Речевой дефект игнорируется. Логофобии нет. Общий уровень интеллекта соответствует возрасту. При неврологическом обследовании выявляется микроочаговая симптоматика.

    Данные ЭЭГ: умеренно выраженная диффузная дизритмия по органическому типу, признаки понижения порога судорожной готовности — в правых затылочно-теменных отделах регистрируются спонтанно возникающие пароксизмальные комплексы острая волна — медленная волна.

    Данные РЭГ: нарушение мозгового кровообращения вследствие затруднения венозного оттока в вертебробазилярной системе.

    Клинический диагноз: Заикание клоно-тонического типа средней тяжести. Неврозоподобная форма. Минимальная мозговая дисфункция.

    С 4 дня пребывания в клинике получал комплексное лечение, включающее логокоррекционные занятия, фармакотерапию, психотерапию и транскраниальную микрополяризацию.

    Логокоррекционные занятия по схеме, изложенной в примере 1.

    Фармакотерапия: фенибут 0,125 2 раза в день, утром и вечером, экстракт валерианы 1 табл. 2 раза в день в течение курса.

    Психотерапия по схеме, изложенной в примере 1.

    Транскраниальная микрополяризация проводилась по схеме, изложенной в примере 1. Сила поляризующего тока в течение курса составила 0,8-1,0 мА. Процедуры ТКМП переносили хорошо. Побочных эффектов не было.

    Отчетливое улучшение речи отмечалось на 7 день после начала курса комплексного лечения: уменьшились выраженность речевых судорог, их частота появления и продолжительность. На 27-30 день от начала курса заикание практически прекратилось. Нормализовался темп речи, значительно улучшилась артикуляция. Наблюдалось отчетливое улучшение показателей эмоционально-волевой сферы. Мальчик стал в целом более эмоционально зрелым, критичным. Внимание стало более устойчивым, высказывания — более последовательными, информационно насыщенными. Стабилизировался эмоционально-вегетативный фон. Уменьшилась двигательная гиперактивность.

    По данным ЭЭГ 24.06.96 отмечена положительная динамика — редуцировались пароксизмальные комплексы, частота их появления отчетливо уменьшилась, активность сенсомоторной моторной коры левого полушария значительно понизилась, активность контрлатеральных структур коры повысилась.

    Повторная РЭГ от 24.06.96: уменьшение явлений венозного застоя.

    Выписан 25.06.96. Для осуществления контроля устойчивости достигнутых клинических результатов 1 раз в месяц с родителями проводилось интервирование по телефону по поводу логопедического и психологического статуса.

    23.09.97 была осуществлена контрольная явка в клинику. Констатировано отсутствие рецидива заикания. Отмечаются редкие запинки. Со стороны эмоционально-волевой сферы негативной динамики также не определяется: основные параметры поведения соответствуют возрастной норме. Родителям предложено обратиться в клинику в случае рецидива заикания или возникновения поведенческих нарушений. Через 1 год мальчик был приглашен в клинику на контрольное обследование. При обследовании психологический и речевой статус без изменений. Ухудшения нет. Данные ЭЭГ и РЭГ в день обследования без перемен. Рекомендовано обратиться в клинику в случае возобновления заикания или возникновения поведенческих нарушений. В течение 1 года обращения не последовало. В настоящее время — 2,5 года без рецидива.

    Этот способ разработан в клинике нарушений голоса и речи СПб НИИ ЛОР и прошел апробацию у 100 заикающихся в возрасте 6-16 лет с положительным результатом.

    Данные катамнеза: за 1,5-2,5 года наблюдения рецидивы отсутствовали у 86 человек, частичное возобновление заикания — у 14 человек.

    Предлагаемый способ по сравнению с известными имеет следующие преимущества.

    1. Способ обеспечивает достаточно стойкую ремиссию — до 2,5 лет без рецидивов, у 86 человек из 100.

    2. Наблюдается положительное воздействие на сопутствующую неврологическую симптоматику.

    3. Происходит повышение порога судорожной готовности при наличии органического поражения мозга.

    1. Власова Н.А., Беккер К.П. / Монография/, М., 1983.

    2. Лохов М.И. /Монография/, СПб, 1994.

    3. Методические рекомендации Минздрав СССР по комплексному лечению заикания, М., 1980.

    4. Киселева М.Г. /Монография/, М., 1967.

    5. Пинчук Д.Ю. /Авторефер. докт. диссерт./, М., 1997.

    6. Машковский М.Д. /Справочник/, М., 1992.

    Способ коррекции речи при заикании, включающий логопедические занятия, психотерапию, фармакотерапию и физиотерапию, отличающийся тем, что в качестве физиотерапии используют транскраниальные микрополяризации силой тока 0,8 — 1,5 мА посредством четырех электродов, которые накладывают один катод — на правую область лба, соответствующую проекции орбитальной коры лобной доли, другой — на лобно-височную область правого полушария, соответствующую проекции 1/3 прецентральной извилины, а аноды — один на область правого сосцевидного отростка, другой — на область лба, соответствующую проекции конвекситальной коры левой лобной доли, причем такие микрополяризации проводят сеансами по 25 — 30 мин каждый через 1 — 2 дня в течение 25 — 30 дней.

    ПРОЧИТАТЬ НУЖНО ВСЕМ !
    Судьба пионерских изобретений и научных разработок, которым нет и не будет аналогов на планете еще лет сорок, разве что у инопланетян

    Независимый научно технический портал

    Подборка патентов изобретений и технологий относящихся к медицине, а именно:

    Все от зачатия и до рождения ребенка. Акушерство, гинекология, сексология и сексопатология

    Гастроэнтерология, гепатология и панкреатология

    Дерматология и дерматовенерология

    Иммунология. Способы диагностики и лечения (ВИЧ) и приобретенного иммунодефицита (СПИД)

    Кардиология и кардиохирургия

    Фармацевтика. Лекарственные и косметические средства и композиции

    Наркология. Средства выявления и профилактики различного вида зависимостей

    Неврология, невропатология и неонатология

    Онкология и радиология

    Вирусология, паразитология и инфектология

    Педиатрия и неонатология

    Пульмонология и фтизиатрия

    Способы диагностики функционального состояния организма человека

    Травматология, артрология и ортопедия

    Терапия. Мануальная терапия. Физиотерапия. Рефлексотерапия. Биотерапия и фитотерапия

    Урология, нефрология и андрология

    Косметология. Санитария и гигиена
    www.ntpo.com