Физиологический аспект стресса

Стресс: физиологические и психологические аспекты

Стресс – состояние, возникающие в ответ на экстремальное воздействие и представляющее собой совокупность неспецифических физиологических и психологических реакций (адаптация, какая-бы она не была).

Селье. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная слабость, повышенные артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Одно из последних определений стресса таково: «неспецифическая реакция организма на любое требование извне»

Виды стресса.

Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Однако позднее было доказано, что в ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и индивидуальные особенности организма. В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физиологический (первосигнальный) и психологический (второсигнальный).

Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психологический стресс).

Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.

Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так, некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Пример с матерью.

studopedia.ru

Психологические аспекты стресса

В. А. Бодров, обобщая основные знания о стрессе, дает следующее определение: психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности).

Когнитивная теория стресса, разработанная Р. Лазарусом и его коллегами, основной акцент делает на психологической оценке угрозы и ее неблагоприятного воздействия. Угроза рассматривается как психологический фактор и отражает состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида.

По мнению Лазаруса, между воздействующим стрессором и ответной реакцией организма включаются промежуточные переменные, имеющие психологическую природу. Основное значение он придает фактору оценки угрозы, т.е. предвосхищению человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации.

Психические процессы, связанные с оценкой угрозы, происходят за счет анализа человеком определенной ситуации и отношением к ней. Они имеют сложный характер, состоящий не только из перцептивных функций, но также из процессов памяти, способности к абстрактному мышлению, элементов прошлого опыта, результатов обучения и т.д.

Особое внимание в своих исследованиях Лазарус отводит процессам оценки и преодоления (coping) стресса, являющихся, важными при взаимодействии человека с окружающей средой. По мнению Р. Лазаруса, психологический стресс отличается от всех других видов стресса наличием в структуре развития этого состояния опосредующей переменной — угрозы некоторого будущего столкновения человека с какой-то опасной для него ситуацией. Символы травмирующего будущего воздействия оцениваются совокупностью когнитивных процессов.

Стресс начинается тогда, когда человек почувствует, что ситуация (реальная или воображаемая) представляет собой для него определенную физическую или психическую опасность (первичная оценка) и когда он поймет, что не сможет эффективно отреагировать на эту ситуацию (вторичная оценка). Стресс может прекратиться, если человек изменит значимость события до уровня, когда оно уже не будет представлять для него опасности, а также если человек использует какой-либо метод преодоления (купирования) для устранения чувства опасности.

Р. Лазарус предложил различать три типа стрессовых оценок. Первый тип — травмирующая потеря, утрата кого-либо или чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть, длительная разлука, потеря работы, утрата здоровья и т.п.). Второй тип — оценка угрозы, когда ситуация требует от человека больших купирующих способностей, чем он имеет. Третий тип — оценка сложности задачи (проблемы), се ответственности и потенциальной рискованности ситуации.

Каждая стрессовая ситуация вызывает комплексную оценку, в которую входят процессы согласования и адаптации человека со стрессорами, которые продолжаются до тех пор, пока не наладится контроль за ними с помощью купирующих воздействий или пока стресс самопроизвольно не прекратит своего действия. По принципам обратной связи устанавливается взаимосвязь между купирующим воздействием и субъектом, который получает информацию об эффекте этих воздействий и о значимости самого события. Пока действует обратная связь, человек постоянно переоценивает ситуацию, по возможности регулируя купирующие стратегии и значимость события.

Автор информационной теории эмоций П. В. Симонов считает, что сила и полярность эмоций зависит от наличия или отсутствия информированности человека. «Эмоция возникает при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Замещая, компенсируя этот недостаток, она обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой системы».

Было замечено, что осуществление даже очень сложного, но знакомого стереотипа действий не сопровождается эмоциональным напряжением человека. Не появляется оно и при некотором изменении системы внешних сигналов, не влияющих на изменения в динамическом стереотипе. Но как только условные сигналы начинают требовать от организма изменения устоявшихся действий, начинают появляться признаки эмоций.

П. В. Симонов приходит к выводу, что при определенном уже сложившемся стереотипе человек располагает полной информацией о том, как и что надо делать, в то время как при его разрушении и создании нового возникают дефицит информации, необходимость се поиска для организации новой деятельности по удовлетворению своих потребностей. Эмоции появляются в том случае, если удовлетворения потребности не происходит и выполняемые действия не приводят к достижению нужной цели.

П. В. Симонов рассматривает схему динамики эмоций в диапазоне от спокойного и комфортного до состояния глубокой депрессии. Это дает возможность проследить эмоциональное изменение в зависимости от нарастания потребностей и информационного дефицита, а также его связь с работой симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы.

При отсутствии информационного дефицита и удовлетворении всех потребностей человек испытывает комфортное, спокойное состояние и невозмутимость. В этот момент симпатическая и парасимпатическая системы находятся «в норме». Такое расслабление связано с процессом первичного (превентивного) торможения в нервной системе.

С увеличением напряженности, связанной с появлением потребностей и незначительным количеством дефицита информации, начинает меняться и общее состояние человека. Первоначально, когда напряжение еще незначительно, возникают эмоции радости, удовольствия, появляется уверенность в своих силах. Человек испытывает нарастающее возбуждение и, соответственно, происходят изменения в симпатической системе — повышение активности, а в парасимпатической — ее снижение.

При еще большем увеличении напряженности и, наконец, достижении ее максимального значения возникает максимальное возбуждение, при котором также максимального значения достигают показатели в работе симпатической системы и минимального — в парасимпатической. В это время человек испытывает такие эмоции, как активный страх, ярость, отвращение. При таком возбуждении превентивное торможение сводится к нулю и начинает появляться запредельное торможение, которое возрастает по мере перехода человека к следующей стадии.

Последний промежуток схемы заканчивается состоянием, при котором наблюдается максимальный недостаток потребностей или максимальный дефицит информации. Происходит увеличение запредельного торможения, сопровождающееся снижением работы симпатической нервной системы до минимального значения и максимального значения в работе парасимпатических отделов. Человек испытывает состояния шока, горя, депрессии, оцепенения, исступления, прострации (соответствует «стадии истощения» по Г. Селье).

studme.org

Психология эмоциональных явлений. — Стресс. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса.

Стресс. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Понятие стресса ввел Г. Селье. Понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма – общего адаптационного синдрома – в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Селье выделил и проанализировал стадии стресса в зависимости от длительности воздействия: стадия тревоги – стадия сопротивления – стадия истощения.

В зависимости от стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Примером физиологического стресса может служить ситуация, когда вы опустили руку в ледяную воду.

Необходимо учитывать, что стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

libsib.ru

Neuroscience and stuff


В современной комфортной жизни нам редко угрожает опасность, мы сыты и защищены от большинства проблем, с которыми привыкли бороться наши предки. Наш разум и наши тела все еще не приспособились к такому повороту событий, и потому часто наибольший вред мы наносим себе сами, реагируя на события слишком сильно, давая им неверную оценку и впадая в эмоции, которые требуют немедленных действий по законам, определившим наше поведение задолго до становления современной цивилизации.

Сердечно-сосудистые заболевания – причина смертности номер один в мире, и это не имеет никакого биологического смысла – тело человека слишком сильно реагирует на то, что оно распознало как опасность, и вместо сражения или побега падает замертво, поскольку комок собственных слипшихся клеток мешает току крови. Опасность прошла мимо, а мертвое тело уже не поднимется и не скажет «фух, показалось!».

В данном случае, организм не справился с вызовом и не успел совладать с ним. Однако в течение жизни мы справляемся с огромным количеством ситуаций разной степени неприятности и неожиданности. Как же это происходит?

При любом внешнем воздействии, которое меняет или может изменить постоянство внутренней среды организма, возникает неспецифическая реакция организма, которая называется словом «стресс». В определении, которое можно найти в большинстве книг и статей на эту тему, есть два подводных камня, о которых нужно помнить.

«Неспецифичность» реакции означает, что она не зависит от типа раздражителя, от того, какое применялось воздействие. Холод, резкий звук, необходимость переезда, напоминание об утрате – все это вызывает одну и ту же стрессовую реакцию, поэтому она называется неспецифической. Много ли шансов у такой реакции быть адекватной раздражителю? Да, когда вы человек, живущий в дикой природе, и ваши естественные враги – это хищники и соседнее племя. Нет, если вы живете в городе, общаетесь с людьми, подчиняетесь культурным обычаям вашей местности и не хотите навлечь на себя неприятности неадекватным поведением.

Перейдем к более сложной для объяснения теме. Наша психика всегда старается работать на опережение. Наилучшие шансы выжить были у тех из наших предков, которые могли заметить опасность еще до того, как она станет неизбежной. Это послужило толчком для развития мозга, однако это и играет с нами злую шутку, заставляя испытывать страх или гнев в тех ситуациях, когда для этих чувств нет никаких причин.

Итак, стресс может быть вызван любым раздражителем достаточной интенсивности и не всегда адекватен ситуации. Но допустим, он наступил, точка невозврата пройдена, и стимул уже распознан мозгом как потенциальная опасность. Что происходит с организмом?

Во-первых, активация симпатической нервной системы вызывает множественные изменения, цель которых – подготовить организм к наилучшей реакции в ответ на немедленную опасность. Высвобождение норадреналина вызывает сужение сосудов внутренних органов, что балансируется адреналином, стимулирующим кровоснабжение скелетной мускулатуры, легких, сердца и мозга, а также повышающим ЧСС. В итоге человек получает возможность более эффективно расходовать ресурсы для бега или физической атаки.

Во-вторых, в кровь поступает кортиколиберин, в свою очередь вызывающий выделение кортикотропина (АКТГ, адренокортикотропный гормон). Этот гормон усиливает доставку холестерина в митохондрии, что обеспечивает быстрый эффект высвобождения глюкокортикостероидов (ГКС), главным образом, кортизола. Кроме того, он обеспечивает долговременный эффект увеличения производства КГС, который сохраняется на протяжении нескольких часов.

Основная функция кортизола заключается в повышении уровня глюкозы в крови, подавлении иммунной системы и повышении катаболизма белков, одновременно с анаболизмом жиров. Иными словами, этот гормон способствует тому, чтобы мышцы получали как можно больше гликогена и глюкозы, и цена этого – снижение анаболических и воспалительных процессов, а также активности иммунной системы.

В долговременной перспективе для нас наименее желательно снижение иммунитета, которое является следствием повышения уровня кортизола, поскольку он вызывает апоптоз и торможение созревания лимфоцитов. При относительно невысоком уровне кортизола его действие может даже быть иммуностимулирующим, однако при возрастании концентрации уровень зрелых лимфоцитов в крови падает, а доля незрелых иммунных клеток возрастает. Тормозится фагоцитарная активность и продукция антител. Кроме того, воспалительные процессы ослабевают, поскольку снижается проницаемость стенок сосудов и мембран тучных клеток, снижается чувствительность тканей к гистамину и серотонину. Эти свойства кортизола используют для снятия симптомов аллергии.

В третьих, гематоэнцефалический барьер при стрессе пропускает гораздо больше гормоноподобных веществ в мозг, что стимулирует активность нейронов и позволяет принимать необходимые решения быстрее. Однако, при затяжном стрессе гиперактивность нейронов может вызывать травматические изменения в психике индивида. Пластичность нервной ткани существенно снижается, если стимуляция одной из сенсорных модальностей была излишне интенсивной, особенно на фоне незначительных сигналов от других рецепторов. Дендриты и дендритные шипики становятся короче и даже могут исчезать, что сокращает способность нервных клеток участвовать в долговременном хранении и обработке информации.

Способность гиппокампа инициировать, модулировать или подавлять стрессовую реакцию за счет обращения к релевантным воспоминаниям тоже снижается, а при длительном воздействии стресса эта область получает серьезные повреждения, что приводит к эффекту снежного кома: неспособность выбрать адекватную реакцию на события с каждым разом только усиливается.

Нейропептид-Y, в случае его выделения в достаточной концентрации, снижает болевые ощущения, способствует более быстрому и благоприятному восстановлению после ПТСР, а также улучшает аппетит. Дофамин, выделяющийся при стрессорном воздействии, тоже улучшает переносимость боли, а кроме того, уменьшает выраженность активации симпатической нервной системы и выделение кортиколиберина и АКТГ. Кроме того, он способствует избавлению от депрессивных расстройств и синдрома выученной беспомощности, вызванных стрессом от социальных взаимодействий.

Динамика развития стрессовой реакции, как правило, имеет четкие фазы:

  • мобилизация ресурсов, стадия тревоги
  • компенсация, стадия резистентности
  • стадия истощения
  • Итак, стресс способствует быстрому выбору и применению физической реакции на опасность (так называемый «fight-or-flight» response). При этом наиболее затратные энергетически функции подавляются. Отложенная опасность, такая как инфекции, опухоли, снижение когнитивных способностей – ничто по сравнению с вероятностью быть убитым здесь и сейчас. Но в условиях современного мира большее число людей умирает от медленно действующих факторов! От слишком сильной активации симпатической НС на фоне слабых сосудов, от раковых и инфекционных заболеваний. В таких условиях, врагом становится сам стресс.

    В целом, интенсивность стрессовой реакции людей не одинакова. Различается как степень отклика организма (пульс, артериальное давление), так и длительность возможной компенсации стрессорных воздействий, а также скорость восстановления. От чего зависят параметры реакции на стресс?

    Во-первых, от генетических факторов. Основным из них является количество в крови определенных цитокинов – а именно, интерлейкина-6, медиатора острого воспаления. Эксперименты показали, что склонность к развитию депрессивно-подобных изменений поведения после социального поражения имели животные, в крови которых содержалось больше интерлейкина-6. (Депрессивно-подобными состояниями у грызунов считается ангедония, выражающаяся в том, что животное перестает предпочитать более сладкую воду менее сладкой, а также падение стремления к безопасным социальным взаимодействиям.) При любом способе снижения количества интерлейкина вслед за ним снижалась и склонность мышей к развитию депрессии после стрессовых ситуаций.

    В этом случае особенно заметно, что реакция на стресс определяется характеристиками нашей иммунной системы, не имеющей никакого отношения к мозгу – который, казалось бы, должен отвечать за регуляцию поведения и реакции на стресс. Однако, похоже, все наоборот – выбор поведения происходит вследствие воздействия на нервную систему веществ, производимых за ее пределами, а их количество определяется экспрессией определенных генов в костном мозге.

    Давно известное соотношение тестостерона и кортизола, которое связывают с социальным статусом и доминированием, также влияет на стрессоустойчивость. Исследования, проведенные с английскими чиновниками, предполагали, что более высокий статус в иерархии (которому соответствует и повышенный уровень тестостерона) приводит к повышению частоты инфарктов, поскольку руководители несут большую ответственность. Эта гипотеза не подтвердилась; более того, когда в организации начались сокращения, гораздо больше рядовых служащих пострадали от подобных заболеваний, тогда как среди руководителей эта ситуация почти не вызывала повышения частоты сердечных приступов.

    Дальнейшие эксперименты, проводимые уже на приматах, показали: вместе с повышением тестостерона у особей, получивших повышение социального статуса, падает постоянный уровень кортизола, что приводит к меньшему истощению ресурсов организма даже при переживании стрессовых ситуаций.

    В психологических работах, посвященных стрессу, иногда можно увидеть уверения в позитивной роли стресса: в частности, активацию эндогенной опиоидной системы, которая связана с мотивацией к действиям, часто считают позитивным его следствием, а в некоторых работах даже называют стресс адаптогенным.

    Однако в работах других ученых, использующих более системный подход в понимании стресса, показано, что эндогенная опиоидная система «играет значительную роль в минимизации витальных и психических функций при стрессе и при шоке, вызывая угашение реакций, связанных с повреждением или угрозой повреждения. При стрессе активация ЭОС обеспечивает повышение сенсорных (в первую очередь, болевых) порогов и ограничивает активацию симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-адреналовой систем, что усиливает защитные ресурсы стресс-реакции».

    Говоря простым языком, эндогенно-опиоидная система немного ограничивает активацию парасимпатических воздействий, а также выделение гормонов гипоталамуса и гипофиза. Однако этого еще недостаточно для того, чтобы считать весь результат позитивным – ее задача лишь немного скомпенсировать стрессовую реакцию. При этом, каждый раз, когда ситуация не разрешается до наступления стадии истощения, организму наносится вред. Больше всего при этом страдают структуры мозга, ответственные за координацию гормональной активности и за оценку ситуации.

    Адаптация, вызванная стрессом – скорее психологический феномен, который следует уже после реакции стресса: если ситуация разрешилась успешно, в следующий раз стрессовая реакция на нее может быть менее значительной. Это не означает, что травматического воздействия не было; но это может означать, что зона комфорта для психики немного расширена, и в следующей ситуации реакция стресса будет, возможно, слабее.

    При позитивном исходе, после пережитых волнений, эндогенная опиоидная система вознаграждает нас доброй дозой дофамина, который мотивирует на поиск решений и в целом здоровое поведение. Последствия стресса, благодаря ей, исчезают быстрее. Спасибо природе за малые радости.

    Получается, затяжной или часто переживаемый стресс может серьезно подорвать иммунитет, привести к депрессии, нарушив обмен серотонина и дофамина, вызвать когнитивные нарушения или даже спровоцировать сердечный приступ (а также хроническую ишемию или инсульт), если компенсирующие механизмы станут недостаточно сильны.

    Интенсивность влияния стресса на организм зависит от следующих факторов:

    1. Пережитый опыт – чем больше было стрессовых воздействий, тем хуже прогноз;
    2. Социальный статус – позволяет существенно снижать вредные последствия стресса;
    3. Генетика – влияет на интенсивность и последствия стрессовых реакций;
    4. Общий уровень тревожности и способности правильной оценки ситуаций – целый набор факторов, зависящий и от генетики, и от особенностей развития. Многие курсы «саморазвития» предлагают своим адептам работать именно над этим фактором, хотя он очень плохо поддается влиянию сознательного контроля.

    Из всего вышесказанного следует очень простой вывод: надо беречь себя от ситуаций, вызывающих стресс. И расширять количество ситуаций, которые стресса не вызывают.

    neurochimerism.wordpress.com

    Физиологические аспекты стресса и его последствия. Возникновение

    Стресс — это состояние организма человека, возникающее при действии чрезвычайных и патологических раздражителей и приводящее к напряженной деятельности неспецифических адаптационных механизмов организма. Термин «стресс» ввел в медицину в 1936 г. Г. Селье, который определил стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований.

    Компенсаторные возможности организма человека, позволяющие ему приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, большие. Условиями, необходимыми для становления полноценной адаптации, являются: оптимальное состояние механизмов адаптации (здоровье человека), интенсивность и продолжительность воздействия раздражителей внешней и внутренней среды организма и время, необходимое для становления процесса адаптации.

    К числу механизмов, осуществляющих адаптацию организма, относятся изменения деятельности сердца, дыхательного аппарата, обмена веществ и иммунной системы. В становлении адаптационных механизмов огромная роль принадлежит нервной системе и эндокринным органам (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.).

    Стрессовые реакции могут возникать под влиянием самых разнообразных раздражителей (травмы, ожоги, болезни и др.), а также при эмоциональном воздействии — эмоциональный стресс. Состояние стресса у большей части населения провоцируют или вызывают многочисленные неблагоприятные экологические факторы. Неоптимальными для сохранения здоровья являются условия жизни и привычки, сформировавшиеся в больших группах людей. Экологически опасным становится все увеличивающийся поток информации, получаемой индивидом по своей воле или помимо ее.

    Нередко возникают ситуации информационного стресса. Навязываемая по утрам населению радиопрограммами поп-музыка нарушает естественный ритм вхождения в рабочее состояние организма, особенно у людей среднего и пожилого возраста. Высокоскоростной, эмоциональный ритм современной жизни, особенно в городах, создает нагрузку для функционирования основных центров нервной системы. Различные раздражители придают стрессу свои особенности, обусловленные возникновением специфических реакций на качественно различные воздействия.

    Научно-технический прогресс создает все новые стрессовые ситуации: высокие темпы жизни, информационные перегрузки, перенапряжение при нервной ответственной работе, умственные перегрузки, утомление от монотонной однообразной работы. Научно-технический прогресс в высокоразвитых странах привел к возрастанию удельного веса интеллектуального труда. Изменился характер труда рабочих в результате широкого внедрения механизации и автоматизации производственных процессов. Рабочие все в большей степени обслуживают машины и механизмы, занимаясь не физическим, а интеллектуальным трудом. Возросший поток информации захлестнул не только ученых.

    С момента изобретения книгопечатания до 1945 г., т.е. за 500 лет, в мире было опубликовано около 30 миллионов разных книг, такое же количество книг опубликовано за последующие 25 лет. Усложнился и увеличился объем учебных программ школ и вузов, возросла учебная нагрузка. Резко возросло количество времени, которое посвящено просмотру телевизионных программ и кинофильмов. Многие из них, особенно с сюжетами ужасов, насилия и убийств, вызывают сильнейшие, отрицательные эмоциональные реакции, сопровождающиеся резким увеличением содержания в крови адреналина (сердцебиение, повышение артериального давления).

    Возникновение и характер стресса во многом определяются реактивностью самого организма, которая, в свою очередь, зависит от функционального состояния физиологических систем, наследственных свойств организма, ранее перенесенных заболеваний, от возраста и других факторов.

    Современная жизнь полна внешних стрессовых раздражителей, которых невозможно избежать. Город порождает шум и загрязнение воздуха наряду с высокими скоростями, столпотворением, преступностью и грубостью. Для того чтобы любой стрессовый раздражитель, например шум, вредно воздействовал, ему необязательно быть громким. Стрессовый эффект наступает при любом повторяющемся неконтролируемом шуме.

    Эмоциональный стресс

    Эмоциональный стресс (волнение, возбуждение, напряжение) — это субъективное состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком (удовольствие или неудовольствие, радость, страх, гнев и т.д.) конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных и биологических потребностей.

    Ответственные реакции организма на эмоции зависят от поведенческих реакций, психологических особенностей и воспитания человека. Сложность данной проблемы состоит в том, что в отличие от дикаря цивилизованный человек обязан сдерживать свои эмоции, т.е. оставаться выдержанным, спокойным. Такой человек стремится погасить возникший в организме пожар, т.е. сдержать соматические проявления, двигательные ответы и речевые реакции. И тут-то проявляется конфликт: усилием воли человек подавляет двигательные реакции. В результате вегетативная буря обрушивается на сердце и сосуды. Чем меньше тренированность организма к предельным нагрузкам, в том числе психогенно-эмоциональным, тем в большей степени возрастает состояние максимальной мобилизации сердечно-сосудистой системы. Важно подчеркнуть, что индивидуальные особенности человека, его адаптационные возможности противостоять стрессовым ситуациям весьма различны. Так, в частности, выделяют психологический и поведенческий типы ответных реакций организма.

    Эмоции возникают за счет первичной активации специализированных структур мозга. Возбуждение одних структур вызывает положительные эмоции, которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательных эмоций, которые организм стремится устранить или ослабить.

    Биологическое значение эмоций определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменения окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей.

    Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта (обучения), способствуя выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения. Эмоции служат средством повышения надежности и расширения приспособительных возможностей организма, а также одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Эмоции человека в основном социально обусловлены. Они, так же как и поступки человека, обусловливаются нормами морали и права. Высшие формы эмоций возникают на основе социальных (нравственных) и духовных (эстетических, интеллектуальных) потребностей.

    Эмоциональные возбуждения строятся на основе специфических нейрохимических механизмов (нейромедиаторов). Периферические компоненты эмоций подразделяют на произвольно управляемые (движение, деятельность мышечной мускулатуры, речевая функция, дыхание) и неуправляемые (деятельность сердца, гладких мышц сосудов, бронхов, кишечника и эндокринных желез).

    Из всех стрессов следует особо выделить те, которые вызывают отрицательные эмоции. «Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимает страх, печаль, малодушие, уныние, тоска, зависть», — писал еще в XVIII в. Х.Ф. Гуфеланд. Действительно, печаль, страх, тоска угнетают психическую деятельность, мышечную активность, тормозят любые ответные реакции организма. Гнев же, ярость, ненависть, наоборот, повышают энергообеспечение, стимулируют деятельность рецепторов мышц, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

    К числу положительных эмоций относятся радость, надежда и др., которые приносят здоровье, силу, работоспособность. «Веселые люди всегда выздоравливают» (Амбруаз Паре). Как отметил Н.И. Пирогов, раны у солдат-победителей заживают быстрее, чем у побежденных. Положительная эмоция пропорциональна величине снятого состояния напряжения. Положительные, эмоции особенно важны для функционирования сердечно-сосудистой системы.

    Адреналин, наводняющий организм человека во время стресса, вызывает целый каскад реакций: повышается кровяное давление, напрягаются мускулы, дыхание становится поверхностным и быстрым, мозг находится на вершине бдительности, а чувства обострены до предела. Рассказывают, что Юлий Цезарь выбирал себе тех воинов, которые краснели, а не бледнели при внезапном стрессе. Оказывается, что при реакции страха в организме человека увеличивается выделение адреналина, который вызывает сужение сосудов и бледность, а при реакции гнева выделяется норадреналин, вызывающий расширение сосудов, и человек краснеет.

    Широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, предательством, обманом, разочарованием. В подобном положении конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможностью ее осуществить в создавшихся условиях. Однако большинство людей, поставленных в безвыходные ситуации, не погибают, а приобретает ту или иную степень устойчивости к этим стрессорным ситуациям.

    При воздействии различных экстремальных факторов (физических, психических) в организме возникают нейроэндокринно-гуморальные изменения, направленные па преодоление действий этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Выраженность адаптационного синдрома зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем организма и характера поведения человека.

    Повседневный жизненный опыт, а также данные экспериментов на животных, наблюдения над больными свидетельствуют о том, что возникновение эмоции нередко предшествует нашим действиям, что именно эмоции оказываются поводом к действиям. Эмоциональное возбуждение может возникнуть до того, как человек успеет составить программу действий, и даже до того, как он сможет хотя бы сознательно оценить ситуацию. Эмоция зачастую представляет собой первую импульсивную реакцию на внезапно возникшую чрезвычайную обстановку. Лишь потом уже следует анализ и оценка обстановки и необходимые обдуманные действия.

    Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

    medbe.ru