Формирование навыков общения у детей с синдромом дауна

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

Наталья Святненко
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

В основе развития речи

лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.

– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.

Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?

• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.

• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.

• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.

• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.

• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.

Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.

В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.

На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.

(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)

У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.

К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:

• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)

• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.

• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.

При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:

• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих

• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.

• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.

• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.

• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.

• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.

• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.

• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.

Все психические процессы у ребёнка:

— развиваются с прямым участием речи.

Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:

— понимание обращенной речи

Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:

он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:

• повторение за малышом произносимых им звуков

• работа над пониманием речи

• формирование правильных навыков приёма пищи,

— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.

Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.

Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:

— специально организованные логопедические занятия;

— использование речи на всех видах занятий и в быту.

Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:

— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;

— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;

— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);

— развитие импрессивной речи (понимания);

— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий

— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;

— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;

— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;

— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;

— развитие выразительности речи (модуляции голоса);

— формирование активного словаря;

— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;

— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;

— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;

— формирование глагольного словаря;

— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить

— потрогать, увидеть, услышать;

— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);

— формирование грамматического строя речи;

— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;

— развитие умения правильно отвечать на вопросы;

согласовывать слова в словосочетаниях;

маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету

— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.

Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

• степени сложности дефекта

• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.

Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:

• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.

• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.

• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.

Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками Полноценная жизнь каждого человека невозможна без контактов с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих.

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста Тема «Имя доброе моё и твоё» Задачи: — актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность; -создать.

Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду Пребывание ребёнка в детском.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр» Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей 2–3 лет В раннем детстве происходит тесное общение с заботливыми родителями, любящими и всюду опекающими бабушками и дедушками. Любой взрослый человек.

www.maam.ru

Поэтапное формирование навыков общения и речи у ребенка раннего возраста с синдромом Дауна. Четвертый этап. Лепетные слова

Поэтапное формирование навыков общения и речи у ребенка раннего возраста с синдромом Дауна. Четвертый этап. Лепетные слова. Лепетные слова представляют собой особый пласт русского языка – так называемый нянюшкин словарь, или язык нянь. Часть таких слов, например дядя, мама, папа, баба, вошли в нашу «взрослую» речь, а другие, например бах, бай-бай, ам-ам, ав-ав, мы используем, только общаясь с детьми.

Лепетные слова представляют собой особый пласт русского языка – так называемый нянюшкин словарь, или язык нянь. Часть таких слов, например дядя, мама, папа, баба, вошли в нашу «взрослую» речь, а другие, например бах, бай-бай, ам-ам, ав-ав, мы используем, только общаясь с детьми.

Характеристика этапа

Малыш уже умеет передвигаться по квартире, используя доступные для него способы перемещения. Он с увлечением исследует окружающее его пространство и всё, что в нем находится. Он любит бывать там, где находятся взрослые: приползает на кухню, в ванную, залезает во все щели, стараясь рассмотреть и потрогать «взрослые игрушки»: кастрюли и мусорное ведро – на кухне, сумки и обувь – в прихожей, мыло и кнопочки на стиральной машине – в ванной.

Чтобы привлечь внимание взрослых или добиться желаемого, малыш использует жесты, движения и звуки. Например, может дать взрослому книгу, если хочет читать, или протянуть руку к желаемому предмету, который не может достать сам. Он использует жест «дай», сопровождая его словом, а спустя некоторое время сможет попросить уже без жеста. Свою деятель- ность ребенок сопровождает активным лепетом, подолгу произнося цепочки слогов с губными и переднеязычными звуками. Постепенно некоторые из звукосочетаний становятся устойчивыми, и мама, и ребенок начинают вкладывать в них постоянный смысл, обозначая знакомые и значимые для ребенка предметы и события, например бах/бух, ав-ав, бобо и т. д. Малыш всё чаще произносит их в повседневной или игровой, эмоционально на- сыщенной ситуации, и если мама подхватывает эти первые слова, то они закрепляются в речи ребенка.

Такая речь получила название «автономной», она понятна только двум участникам диалога – маме и ребенку. Первые слова многозначны, и только в ситуации становится ясно, о чем идет речь. Так словом «ксс» ребенок может обозначать не только кошку, но и всё пушистое (шубу, ковер, мамины волосы), а также других животных, например маленькую собачку или белку. На этом этапе объем активного словаря ребенка увеличивается медленно, ребенок овладевает очень небольшим количеством слов, особенно по сравнению с развитием понимания речи.

У мамы с ребенком возникает и развивается совместная предметная деятельность, которая помогает ребенку усвоить способы действия с теми или иными предметами: малыш засовывает ложку в рот, правильно держит чашечку, расческу прикладывает к голове, а телефон к уху, мячик бросает и т. д.

Ситуативно-деловое общение, возникающее в совместной предметной деятельности, требует от ребенка более сложных форм общения – речевых, предполагающих как понимание речи окружающих, так и развитие речи самого ребенка.

Умение передвигаться самостоятельно дает ему ощущение физической не- зависимости, а вместе с физическим отделением происходит и эмоциональное отделение ребенка от взрослого. В это время в поведении ребенка может наблюдаться негативизм, капризы, откат в использовании ранее сложившихся навыков. Понимание того, что это необходимый этап взросления ребенка, закономерный переход от МЫ к Я, то есть ощущение ребенком себя как отдельной самостоятельной личности, помогает родителям успешно пройти через этот возрастной кризис.

Занимаемся с ребенком. На что нужно обратить внимание

Время ухода – это время взаимодействия и общения

Повседневная жизнь предоставляет огромное количество возможностей для того, чтобы малыш мог установить связь не только между предметами и словами, но и между действиями и их словесным обозначением.

Называйте всё, что привлекло внимание ребенка, комментируйте свои и его действия, делайте паузы, давая ему возможность откликнуться.

Вслушивайтесь и всматривайтесь в поведение малыша, старайтесь понять, что он пытается сообщить вам, и реагируйте на его обращение. Например, если ребенок потянулся к бутылочке с чаем, то недостаточно просто назвать предмет. В данном случае это, скорее всего, просьба дать попить, и потому, прокомментировав просьбу ребенка, нужно протянуть ему бутылочку.

Сделайте свое поведение предсказуемым. Продолжайте использовать предметы в качестве символов предстоящих событий, например, если вы обычно выходите гулять с лопаткой, то она может стать дополнением к ва- шим словам: «Идем гулять!». Это поможет ребенку понять, какое событие его ожидает, а чуть позже он сможет использовать этот предмет как способ сообщить вам, чего он хочет. Он сможет принести вам лопатку, чтобы объ- яснить, что, по его мнению, пора собираться на прогулку.

Организация кормления. Напомним о том, что снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности сказываются и на движениях органов артикуляции. Основным методом, позволяющим стимулировать работу мышц лица и рта, является организация правильного кормления.

Используйте бытовые ситуации для знакомства малыша с новыми словами. Мы уже упоминали, что купание и/или одевание как нельзя лучше подходят для знакомства с частями тела, если ласковые прикосновения взрослого будут сопровождаться комментарием: «Вот ножки, а вот ручки» и т. д. Позже эти комментарии будут чередоваться с просьбами «Дай ножку» или «Потри губкой животик». Одевая ребенка, играйте в прятки. Вот его рука скрылась в рукаве, и вы воскликните «Нет ручки! Где ручка?», а затем обрадованно прокомментируете ее появление: «Вот она, ручка!».

Двигательные упражнения, при условии, что все движения соотносятся со словесным обозначением, могут стать одной из ситуаций, позволяющих формировать понимание речи.

Прогулка с малышом может превратиться в неистощимый источник со- бытий, интересных для обсуждения: проехал трактор, дети качаются на качелях, кошка спит на солнышке, голуби клюют крошки – всё это интересно малышу. Рассказывайте ему обо всём, что он видит, используя сочетание взрослых и детских слов, а также жестов. Например, если вы захватите из дома семечки или хлеб, чтобы покормить голубей, можно понаблюдать, как они ходят, помочь ребенку бросить им крошки и сказать «Гули клюют», сопроводив свои слова жестом. Попросите малыша показать, как клюют голуби, и возможно он попытается повторить это движение.

Исследование пространства. Помогайте ребенку самому добраться до интересующего его объекта

Исследовательская деятельность играет важную роль в развитии ребенка, формирует у него целенаправленные действия: ребенок видит интересный предмет, он хочет его взять и предпринимает ряд движений и действий, чтобы достичь своей цели. Он всё чаще не только зовет маму, но и старается добраться до нее. Более позднее формирование основных двигательных навыков у ребенка с синдромом Дауна может уже вторично задерживать развитие исследовательской деятельности, мешать формированию активной позиции ребенка, его социализации.

Как вы можете помочь своему малышу? Основное время бодрствования малыш должен проводить на полу, а не в кроватке или манеже, которые ограничивают его возможности, в частности его естественное стремление исследовать окружающее и общаться с другими людьми.

Привлекайте его внимание интересными предметами и игрушками, побуждайте его передвигаться по комнате любым доступным для него способом. Одновременно с этим учите ребенка принимать и использовать позу на четвереньках. Для двигательного развития любого ребенка поза на четвереньках является центральной в формировании ряда навыков. Ребенок не только передвигается в этой позе, из нее он может сесть или встать у опоры. Сниженный мышечный тонус и гиперэластичные связки мешают вашему малышу принимать, сохранять и использовать позу на четвереньках. Чтобы помочь ему, вы можете использовать следующую игру: взрослый лежит на полу или на диване, а ребенок стоит на коленках рядом, его руки, грудь и животик лежат на взрослом, который обнимает его за ножки, не давая им «расползтись». Взрослый покачивается из стороны в сторону, а ребенок, соответственно, вперед-назад.

Когда малыш научится сам удерживать ноги в правильном положении, мож- но переходить к четверенькам, помогая ребенку удержаться в этой позе.

Учите ребенка сохранять позу сидя. Используйте комплекс упражне- ний, направленный на сохранение равновесия и умение переносить вес тела. Помещайте ребенка в позу сидя, сначала с опорой на руки, а затем, привлекая ребенка игрушкой, вы сможете добиться того, что малыш посте- пенно научиться сохранять позу без дополнительной опоры. Это даст ему возможность освободить руки, что крайне важно для развития предметной деятельности.

Приведенные выше упражнения входят в программу занятий двигательного развития, основанного на принципах гимнастики активного типа (Подробно с рекомендациями по формированию навыков крупной моторики можно ознакомиться в практическом руководстве Е. В. Поле, П. Л. Жияновой и Т. Н. Нечаевой. «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна»)

Развивайте моторное (двигательное) планирование. Привлекайте внимание ребенка интересным предметом и помогайте добраться до него, меняя позы и используя любые доступные средства передвижения. Например, вы можете положить малыша на пол в центре комнаты, а сами с привлекательным для ребенка предметом расположиться на диване. Чтобы добраться до цели, ребе- нок должен совершить цепочку последовательных действий: перевернуться на живот, добраться до дивана, встать у опоры и, о радость! – получить желаемый объект. Помогайте малышу, если у него будут затруднения, по- ложительно комментируйте его действия, хвалите не только за результат, но и за приложенные усилия.

Общаемся в игре

Предметно-игровая деятельность. Мы уже упоминали, что ребенок на- чинает в своей деятельности отражать специфику предметов. Если раньше он всеми предметами действовал одинаково, то теперь прикладывает чашку ко рту, телефон к уху, а, найдя свой носок, пытается пристроить его к ноге. Такая игра дает вам уникальную возможность познакомить ребенка с на- званиями предметов и действий, научить его выполнять ваши простые просьбы, например «бросай», «дай», «покатай». Не менее важно и то, что веселая и эмоциональная атмосфера игры, многократные повторения по- могают создать необходимые условия для произнесения ребенком своих первых слов.

Если ваш малыш уже умеет сидеть, но еще чувствует себя недостаточно уверенно в этой позе, то желательно страховать его своей ногой, заведя ее за спину ребенка. Это позволит вам, не препятствуя свободным движениям ребенка, освободить свои и его руки для совместной игры с предметами.

Игры-имитации. Маленький ребенок многому учится, наблюдая за дей- ствиями взрослых, и малыш с синдромом Дауна не является исключением. Более того, хорошие имитационные возможности отмечаются многими авторами как одна из сильных сторон развития ребенка. В то же время не- которое ограничение двигательной активности ребенка, более медленный темп восприятия и воспроизведения могут усложнить для него повторение действий взрослого. В этом случае вы можете использовать специально организованные игры-имитации, предполагающие чередование действий ребенка и взрослого. Например: взрослый постучал в барабан или позвонил в колокольчик, а затем протянул игрушку ребенку, чтобы тот повторил эти же действия. Еще один пример – поочередное нажимание кнопки музыкального центра. В вашем игровом арсенале наверняка найдется множество подхо- дящих игр такого типа. Помните, что такое соблюдение очередности в игре не только формирует сотрудничество ребенка со взрослым, но и готовит малыша к речевому диалогу.

Начало сюжетной игры. Игры с куклой, мишкой или другими игрушками становятся началом игры, знакомой вам под названием «дочки – матери». Ребенок учится кормить куклу, укладывать ее спать, катать на машине, со- провождая свои действия лепетными словами.

Стимуляция общения

Ваш малыш нуждается в общении с вами, но, возможно, в его репертуаре еще нет понятных вам слов, и потому будьте внимательны к любой ини- циативе ребенка, старайтесь увидеть и понять, что пытается сообщить ваш малыш. Вот, например, он дергает вас за одежду – как вы отреагируете на его поведение? Отмахнетесь и продолжите дела по хозяйству или присядете и, оказавшись на одном уровне с малышом, поговорите с ним.

Возможно, ребенок устал и хочет на руки, а может быть, он хочет поиграть с вами в машинку. Присмотревшись к его поведению, вы сможете понять и прокомментировать его сигналы: «… (имя ребенка) хочет к маме на ручки? Ап! Мама взяла … (имя ребенка)». Или «Поиграем в машинку? Би-би? Поехала машинка – дррр!».

Малыш всё чаще будет просить вас назвать то, что интересует его в данный момент. Он может принести вам книгу или мяч, показать на холодильник или коляску, сопроводив свой показ звуками, произносимыми с вопросительной интонацией. Если вы будете внимательны и обратите внимание на просьбу ребенка, то ваш ответ позволит диалогу состояться. А это особенно важно, ведь инициатором выступал ваш малыш. Поддержка собственной инициа- тивы важна любому ребенку, а малышу с синдром Дауна особенно – это помогает ему избежать снижения инициативы в общении, упоминаемого рядом авторов.

В том случае, когда инициатором диалога являетесь вы, используйте знакомые и интересные для ребенка ситуации. Например, вы знаете, что ваш малыш интересуется телефоном и любит «разговаривать» с бабушкой. Кроме того, вы знаете, что он умеет говорить слово «баба». Сочетание этих факторов позволяет вам, когда раздастся телефонный звонок, спросить: «Кто нам звонит?», и, может быть, малыш ответит вам: «Баба». Если же ответа не последует, то после небольшой паузы ответьте сами. Возможно, на первых порах это будет «воображаемый диалог», поскольку вы сами будете и за- давать вопрос, и отвечать на него. Но если вы будете делать необходимые паузы и позитивно принимать любой отклик ребенка, диалог постепенно станет реальным.

Развитие понимания речи

Что такое понимание речи? Самый простой ответ будет таким: это умение соотнести слово с тем, что оно обозначает. Все мы хорошо помним, как учили в школе второй язык. Нам объясняли смысл слова на изучаемом языке c помощью другого, знакомого нам слова на родном языке.

Как же происходит знакомство с первым языком у ребенка? Очевидно, что, наблюдая за происходящим и слыша комментарии взрослых, ребенок соотносит звучащее слово с тем смыслом, который в него вкладывают, причем в целом ряде случаев взрослые с удивлением обнаруживают, чторебенок уже понимает некоторые слова, хотя никто не учил его этому специально. Например, часто бывает, что малыш сам усваивает такие слова, как «свет», «телевизор», «кошка». Если подумать над тем, почему именно эти слова ребенок первыми соотнес с содержанием, то становится ясно, что свет и телевизор включали сразу после того, как говорили об этом, да и кошка, равно как ее поведение, обсуждалась как раз в момент ее появления. Хочется привести еще один забавный пример понимания слова «пульт» одной маленькой девочкой. Этот пульт в семье так часто искали, так эмоционально выясняли, куда же он делся, а потом с такой искренней радостью находили, что девочка не только самостоятельно научилась понимать слово «пульт», но и произносить это слово стала одним из первых.

Эти примеры как нельзя лучше подтверждают основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соответствие слова и того, что оно обозначает, должно быть максимально очевидным для ребенка.

Для успешной реализации этого условия необходимо, чтобы речь взрослого была лаконична, ключевое слово интонационно выделялось, повторялось несколько раз и всегда соотносилось с содержанием.

Слова – названия

1. Знакомство со словами-названиями с опорой на реальные предметы. Для этой цели как нельзя лучше подходит игра в прятки. Примером тому может служить следующий ход игры. Выбирается игрушка или другой предмет, вызывающий интерес у ребенка, Взрослый берет игрушку в руки, называет и «обыгрывает» ее, всем своим видом демонстрируя, как ему само- му нравится эта игрушка и как ему интересно играть с ней. Предположим, был выбран любимый ребенком плюшевый мишка. Взрослый называет его, показывает, как мишка топает, сопровождая свои действия комментарием:

«Смотри: какой мишка», «Мишка топает: топ-топ». Далее игра развивается по следующему сценарию. Взрослый на глазах у ребенка прячет игрушку, комментируя: «Нет мишки, мишка спрятался». Затем спрашивает малыша:

«Где мишка?», а потом предлагает: «Ищи мишку!». Ребенок находит мишку сам или с помощью взрослого. «Вот мишка! – радостно говорит взрослый. – … (имя ребенка) нашел мишку!».

В этой простой и увлекательной для ребенка игре взрослый не менее семи раз повторил слово «мишка», причем это слово всегда соотносилось с появлением и исчезновением игрушки, что делало для малыша очевидным, о чем или о ком идет речь. Добавим, что игра в прятки органична для раннего возраста, поскольку именно в это время формируется очень важное пони- мание ребенком того, что исчезнувший предмет продолжает существовать (свойство постоянства объекта).

Далее вы предлагаете по слову найти одну из двух знакомых игрушек.

В поле зрения ребенка две игрушки, например мишка и собачка. Вы можете спросить малыша: «Где мишка?» или попросить его: «Возьми мишку». Если ребенок потянулся к собачке, то не нужно многословно объяснять ему, что он ошибся. Выведите мишку на передний план и снова повторите свою просьбу.

В сюжетной игре, вы можете, протягивая ложку, предложить ребенку покормить мишку, в то время как перед ребенком будут находиться всё те же мишка и собачка.

2. Знакомство со словами-названиями с опорой на предметные картинки. После того как вы убедились, что ребенок по слову может показать, дать или принести определенный предмет, вы можете познакомить его с изображением этого предмета. Приведем пример.

Перед тем как показать ребенку картинку, на которой, например, изо- бражен зайчик, поиграйте с реальной игрушкой. Пусть зайчик попрыгает, вы можете угостить его морковкой, малыш может обнять его, покормить, уложить спать. Комментируя происходящее, используйте слово «зайка», то слово, которое уже умеет говорить ребенок, например «прыг-прыг», а также жест.

Поиграв с игрушкой, отложите ее в сторону и достаньте картинку с изо- бражением зайчика. Назовите картинку, попросите малыша показать зайку, спросите: «Кто это?» и помогите ребенку ответить доступным ему способом. Можно, например, показать жест «ушки» или попрыгать как зайчик.

Следующий уровень – это различение предметных картинок, то есть выбор одной из двух картинок по вашей просьбе.

Предлагайте по слову выбрать одну из двух знакомых картинок, например с мишкой и зайчиком. Если вы выяснили, что ребенок справляется с вы- бором из двух картинок, предложите ему сделать выбор из трех знакомых картинок.

Предлагайте разные картинки, на которых изображен зайчик.

Помогите ребенку соотнести игрушку и ее изображение. «Это зайчик и это зайчик», – можете прокомментировать вы, поместив их рядом или положив игрушку на картинку.

Все эти задания предшествуют игре в лото, когда ребенок будет соотносить игрушку с картинкой (лото «предмет и изображение»), а также подбирать парные картинки.

Слова-действия

1. Знакомство со словами-действиями на основе реальных действий. Старайтесь как можно чаще использовать в речи глаголы, сопровождая свои слова непосредственным действием и/или жестом: «упал», «вставай», «бросай», «покорми», «обними» и т. д.

Не забывайте использовать и лепетные слова. Например, вы можете предложить малышу бросить мячик, сопроводив свои слова словом «бах» и жестом – имитацией этого действия.

Простая сюжетная игра, организованная вами, создаст множество ситуа- ций, когда можно снова и снова повторять слова-действия. Если, например, непослушный мишка всё время залезает на кубик и падает, то такая игровая ситуация дает возможность много раз повторить «упал – бах», «плачет – а-а-а», «пожалей – обними» или «пожалей – погладь», сопровождая слова соответствующими жестами.

Предлагайте ребенку для различения два знакомых слова-действия. В этом случае вы просите ребенка причесать мишку, предлагая одновременно ложку и расческу.

2. Простые сюжетные картинки. После того как вы убедитесь, что ребенок понимает смысл слова-действия, познакомьте его с картинкой, на которой это действие изображено. Предположим, вы выбрали картинку

«мишка едет на машине». Организуйте аналогичную игру. Комментируйте ваши совместные действия словами (мишка едет), звукоподражанием «дррр» и жестом «руль». Попросите ребенка показать мишку, машину, спросите его, что делает мишка. Помогите ему ответить доступным способом.

Уберите игрушки и покажите картинку, прокомментируйте ее так же, как вы комментировали реальные действия.

Попросите малыша показать на картинке мишку, машину и, спросив, что мишка делает, помогите ему ответить.

Впоследствии используйте картинки с аналогичным сюжетом, но другими действующими лицами: зайкой, собачкой, кошечкой (зайка едет, собачка едет, киса едет).

Предлагайте на выбор картинки, на которых мишка выполняет разные действия: спит, кушает, едет на машине.

Используйте на занятиях лаконичные предметные и сюжетные кар- тинки без лишних деталей. Мы рекомендуем вам воспользоваться се- рией книг «Погремушка», разработанной Институтом коррекционной педагогики. Помимо картинок эти книги содержат рекомендации по их использованию.

Формирование активной речи

Для речевого развития всех детей раннего возраста характерен более мед- ленный темп накопления активного словаря в сравнении с количеством слов, которые понимает ребенок. У детей с синдромом Дауна, по мнению исследо- вателей и практиков, эта разница значительно больше. С целью сокращения такого разрыва в международной практике принято использование несловесных/ невербальных средств общения, наиболее естественными из которых являются жесты. Более подробно об этом вы можете прочитать в приложении 9.

Мы уже писали об использовании взрослым жестов и лепетных слов при знакомстве ребенка со словом. Это помогает малышу не только понять вашу речь, но и дает доступные речевые образцы. Мы вряд ли можем рас- считывать, что ребенок повторит за вами слово «собака», но он вполне может использовать жест, произнеся при этом «ав-ав» или «а-а».

В качестве примера приведем комментарий к действиям во время игры с машинкой: взрослый на глазах ребенка увлеченно играет с машинкой, комментируя свои действия: «Это машина, би-би. Машина едет, д-р-р-р!» – произнося эти слова, взрослый воспроизводит жест «руль». Несложно заметить, что в нашем примере используется полное слово, жест и два варианта «детских слов». Поощряйте любые попытки ребенка воспроизвести жест вслед за вами и особенно хвалите его за сопровождение этого жеста любым звуком. Как и в предыдущем случае, похвалив малыша за попытку, обязательно повторите предложенное вами звукоподражание или лепетное слово еще раз. Например, вы говорите: «Мишка упал – бах!», сопровождая свои слова жестом, а ребенок, пытаясь повторить то, что увидел, говорит некий гласный звук. Обязательно улыбкой, кивком головы подтвердите, что усилия ребенка вами приняты и оценены, а затем снова скажите «Мишка бах!», сопроводив это слово соответствующим жестом.

Многим детям бывает проще произнести так называемые неречевые звуки, например показать, как они нюхают цветок. Если вашему малышу удалось сымитировать эти звуки (в данном случае это вдох носом и ротовой выдох, сопровождающийся протяжным «а____»), то они могут использоваться ребенком как существительное «цветок», глагол «нюхать», выражение «как вкусно пахнет» и, даже, «какой красивый».

Если ребенок произнес сочетание слогов, напоминающее слово, постарай- тесь сразу отреагировать на него. Если, например, в ответ на произнесение «мамама» – последует положительная реакция мамы, это сочетание слогов постепенно приобретет для ребенка определенный смысл и станет словом «мама».

Расширяем активный словарь ребенка

Чтобы помочь малышу расширить объем активного словаря, нам необхо- димо хорошо ориентироваться в его речевых возможностях. И с этой целью мы рекомендуем вам систему списков, позволяющих создать условия для накопления активного словаря.

Список 1 представляет собой слова ребенка, которые он уже научился говорить – его активный словарь. В этот список вносятся все лексические единицы (слова, звукоподражания, возгласы), выступающие в роли слов. Так, например, протяжное «а-а-а», обозначающее «спать», считается словом и вносится в данный список.

Если ребенок использует лексему, вкладывая в нее разный смысл, то в список такая лексема вносится несколько раз с отдельными указаниями значения, которое придает ей ребенок.

Например, малыш может говорить «ка-ка», имея в виду следующее:

1) качели, качаться – кач-кач,

2) дождик – кап-кап,

3) ворона – кар-кар.

В данном случае, составляя список, мы внесем в него три записи, поскольку «ка-ка» обозначает три различных слова.

Поощряйте использование ребенком этих слов. Не критикуйте и не ис- правляйте речь ребенка, как бы он ни ответил вам, не просите его повторить за вами то или иное слово, даже если вы знаете, что малыш умеет говорить его. Напоминаем, что первые слова дети говорят спонтанно и на высоте эмоционального подъема. Просьбы повторить слово или ответить на вопрос, не имеющий для ребенка значимости, не побуждают ребенка к говорению, а порой даже мешают ему. Так, например, вопрос «Кто это?», относящийся к человеку, который постоянно находится в комнате вместе с ребенком, будет гораздо менее эффективен, чем восторженно-удивленный возглас по поводу члена семьи или домашнего питомца, неожиданно появившегося в поле зрения малыша.

Список 2 – это список, который получил условное название «лепетухи». В этом списке фиксируются все речевые сигналы, не несущие лексической нагрузки, такие, например, как «вавава», «татата» и т. д.

Список 3 составлен на основе анализа двух первых списков и отражает артикуляционные возможности ребенка. В него входят предполагаемые лексические единицы, которые могут служить в качестве слов; назовем это список «ресурсный».

Использование списка 1. Предположим, что ребенок умеет произносить

«ба», имея в виду «бах» в значении «упал», и это зафиксировано в первом списке. Тогда вы можете предложить ребенку другую игру, в которой он, ударяя в барабан, будет говорить «ба-ба-ба», то есть использовать уже имеющиеся речевые возможности в другой ситуации и в другом значении. В этом случае вы вносите в третий, «ресурсный» список «ба-ба-ба», что будет означать «барабан» и «играть на барабане».

Использование списка 2. Если ребенок использует в лепете слог «ля», то вы можете предложить ему следующие смысловые варианты:

младенец в коляске – «ляля»,

музыка, танцуем, просьба включить музыку – «ля-ля-ля».

Все эти три лексические единицы вы также вносите в третий, «ресурсный»

список и начинаете активно использовать их в речи.

Вы можете многократно использовать эти слова в быту и игре: «Кукла Ляля кушает, ам-ам» и затем можете повторить: «Ляля ам-ам».

Когда малыш начнет сам использовать эти слова, вы можете перенести их в список 1 (активный словарь) и составить новый ресурсный список, который ляжет в основу ваших последующих игр и занятий.

Востребованность речи – одно из основных условий ее развития

Многие родители детей с синдромом Дауна отмечают, что появившееся у ребенка слово быстро исчезает из его словаря. Почему это может про- исходить? Одной из основных причин этого является невостребованность данного слова в общении и речи. Не будем забывать, что основная функция речи, особенно первых лет жизни, – коммуникативная и потому требова- ние взрослых повторить слово не отвечает ее основной цели – общению. Многократные и скучные просьбы сказать «мама» совсем не одно и то же, что веселая игра в прятки, когда в ответ на зов ребенка мама появляется в поле его зрения, берет на руки и целует.

Помогите ребенку понять, что он может выражать свои желания жестом, звуком или словом, покажите, что это поможет ему достичь желаемой цели. Научите его на практике различать смысл слов «да», «нет», «дай» и указатель- ного жеста. Создавайте ситуации, когда он сможет использовать эти сигналы. Для этого вы можете предлагать на выбор два предмета, ориентируясь на вкусы и интересы вашего малыша. Например, вы знаете, что ребенок из всех предметов выделяет мобильный телефон. В этом случае, предлагая ему этот желанный для него предмет наряду с менее значимым, например расческой, вы можете задавать вопросы: «Хочешь телефон?», «Хочешь расческу?», «Что ты хочешь?», «Что тебе дать? Попроси!». Предлагайте малышу образцы от- ветов в виде жестов, движений, слов. Хвалите за любой ответ и выполняйте просьбу, высказанную любым приемлемым способом.

Это поможет вам лучше понимать вашего малыша и избавит от множества поведенческих сложностей, когда ребенок, не имеющий возможности вы- разить свое согласие/несогласие или просьбу, вынужден добиваться своего криком или плачем.

Создавайте эмоционально окрашенные ситуации, вызывающие у ребенка желание, потребность и возможность произнести те слова, которые он умеет говорить. Предлагайте малышу выбор из двух предметов или ситуаций, задавайте не только закрытые, но и открытые вопросы. Закрытый вопрос предполагает ответы «да» или «нет». Например: «Ты хочешь яблоко?», ответ

«Да» или «Нет». Открытый вопрос: «Что ты хочешь яблоко или сыр?» дает возможность ребенку ответить, например, «яба», что означает «яблоко», или «сы», что, соответственно, означает «сыр». Позже можно уже задавать открытый вопрос без подсказки, например: «Что тебе дать покушать?». Естественно, что использование открытых вопросов, как правило, возможно только в том случае, когда необходимые для ответа слова уже есть в активном словаре ребенка.

В то же время для детей с синдромом Дауна, у которых понимание речи намного опережает активную речь, вполне допустим прием, когда открытые вопросы задаются ребенку при отсутствии у него в словаре необходимых слов. В этом случае необходимо предусмотреть другие возможности для ответа. Например, в примере про яблоко и сыр, важно дать ребенку возможность в ответ на вопрос взять или показать желаемый продукт.

Дополнительные способы стимуляции речевой активности

Продолжайте делать массаж мышц лица и рта.

Используйте упражнения, направленные на выработку общего и речевого дыхания.

Данный этап – это время расширения репертуара первых пальчиковых игр, также стимулирующих речевую активность.

Основные достижения данного этапа

Ваш ребенок научился понимать простые просьбы и инструкции, он умеет выразить свои желания с помощью лепетных слов и жестов, у него появилась и развивается предметно-игровая деятельность – всё это говорит о том, что данный этап развития успешно завершился.

downsideup.org