Формирование речи аутизма

Формирование речи аутизма

Нуриева Л.Г.
Развитие речи у аутичных детей

Педагоги-дефектологи в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих (мутичных) детей может быть нормальный слух или тяжелая степень тугоухости, их органы речи могут быть органически сильно повреждены или не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень их развития иногда бывает очень высоким, а порой — значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, ему может быть поставлен диагноз ранний детский аутизм (РДА).

В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. И., Серебрякова, 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберг К., Питере Т., 1998). Очевидна связь речевых нарушений с патологией определенных мозговых структур. Так, одной из причин полного отсутствия речи у ребенка может быть поражение нижнетеменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997). При такой локализации очаговой симптоматики нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата, обусловленная нарушением не собственно пространственного фактора, а несформированной обратной афферентацией. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки, воспринимаемые как речевые).

Определить нарушение произвольной деятельности артикуляционного аппарата у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить артикуляторную апраксию при аутизме у малыша 3—4 лет могут и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам. Внешне ребенок выделяется своей погруженностью в оральные аутостимуляции: он все облизывает, запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жестоко кусает близких людей, не делая различий между ними и неодушевленными предметами. У него нарушены и другие виды произвольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом все-таки появляются первые слова, то они никак не связаны с ближайшим окружением (например, «лампочка», «черепаха»), даже звучащее слово «мама» не является реакцией на приближение матери к малышу.

До 2-2,5 лет может происходить постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся окружающими в сильном аффекте (зачастую это бранные слова), или в речи малыша мелькают строчки из стихов и песен. Однако все эти слова или короткие фразы не направлены на общение ребенка с близкими людьми, а при переходе к активному периоду овладения речью он начинает терять и этот небольшой словарный запас. В результате, к трем годам у малыша остаются только ограниченные непроизвольные вокализации (2—3 звука), крики, исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки» слов. Одновременно могут отмечаться значительные расстройства аффективной и моторной сфер: появляются страхи, тревога, нарушается формирование сложных двигательных операций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется мимика, ребенок не стремится к контакту, но и не отвергает его, идет на руки ко всем, не выражая при этом никаких эмоций.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

В этой книге представлены методические разработки, которые могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская Н. Е., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг М. М., 2000) (суть данного метода состоит в том, что кто-то из родителей (обычно мать) крепко прижимает к себе ребенка, ласково с ним при этом разговаривая. Вначале ребенок сопротивляется, порой даже проявляет агрессию, но потом успокаивается и, чувствуя особую близость взрослого, внутренне «раскрывается»).

www.autism.ru

Вопрос-ответ. Как поддержать развитие речи у ребенка с аутизмом?

Пять принципов, которые помогут родителям самостоятельно развивать речь своего ребенка

Возможно, вы узнаете себя в одном из этих родителей. Вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка развития речи. Он находится в шестимесячном листе ожидания на обследование специалистом, но вы хотите помочь ему уже сейчас. Или у вашего ребенка уже диагностирована задержка развития речи, но вы не хотите ограничиваться занятиями со специалистом и ищете возможность помочь ему дома. Вот несколько стратегий, применимых в домашних условиях, которые помогут развить речь вашего ребенка: подхватывайте инициативу ребенка, соблюдайте очередность, действуйте соответственно уровню вашего ребенка, дожидайтесь его ответа, будьте внимательны к любым попыткам коммуникации.

Подхватывайте инициативу ребенка

Родителям не терпится поделиться с ребенком всеми своими идеями для игр. Но у него нет ваших опыта и навыков, и поэтому он может иметь совершенно другое представление о том, как надо играть. Предоставьте инициативу ребенку и следуйте его примеру. Если он ставит кубик на горку, повторите за ним. Так вы покажете ему, что понимаете его игру и уважаете его инициативу. Показывая ребенку, как нужно играть, вы лишаете его шанса проявить фантазию.

Позвольте вашему ребенку начать «разговор» в игре. Если он ставит свою плюшевую собачку на стул и говорит «на», ответьте: «на стуле» или «собака на», или – поставьте на стул другое животное и тоже скажите «на».
Не задавайте слишком много вопросов во время игры. Ограничьтесь двусложными комментариями. Если ваш ребенок говорит одиночными репликами, отвечайте ему двумя словами. Добавляя по одному слову к уже сказанному им, вы поможете ему научиться использовать в речи более сложные конструкции. Если он ставит собачку на горку и говорит «на», добавьте: «собака на» или «на горке». Таким образом вы помогаете моделировать фразы, соответствующие контексту. Ребенку будет труднее общаться с вами, если ваша речь будет перегружена.

Соблюдайте очередность

Придерживайтесь очередности в игре. Сначала вы кладете кубик в ведёрко, затем ребенок кладет кубик в туда же. Соблюдайте одинаковую продолжительность «ходов». Ждите, чтобы дать ребенку время ответить. Многие действия для него новы, и ему может потребоваться десять дополнительных секунд, чтобы их осмыслить. Если ваш ребенок не понимает, что от него требуется, направьте его с помощью приема «рука в руке». Положите вашу руку на руку ребенка и совершите нужное движение вместе.

Действуйте соответственно уровню вашего ребенка

Старайтесь говорить на понятном ребенку языке и находитесь с ним на одном уровне телесно. Ваша речь может состоять из звуков, одно- и двусложных последовательностей. Если ваш ребенок находится на этапе односложных предложений, используйте для ответа фразы из двух слов. Копируйте его действия и звуки. Играя, находитесь физически на одном уровне с вашим ребенком. Сядьте на пол или на диван рядом с ним. Когда вы находитесь на одном уровне с ребенком, легче поддерживать контакт глазами, видеть, что делает ребенок, а ребенку – видеть вас.

Дожидайтесь ответа ребенка

Слишком часто родители спешат заполнить паузы в речи ребенка. Чтобы избежать такого искушения, возьмите за правило подождать десять секунд, прежде чем подсказывать. Они могут показаться вам вечностью, но ребенку часто необходимы эти несколько секунд, чтобы сформулировать ответ. Отвечать за ребенка, говорить с ним в командном тоне – это инстинктивные родительские реакции. Но если мы хотим научить его общению, мы должны дать ему возможность сформулировать свои мысли.

Будьте внимательны к любым попыткам коммуникации

Когда родители обращаются к ребенку и не получают незамедлительного ответа, их естественная реакция – ответить на вопрос самим. На первый взгляд, это упрощает жизнь, но, на самом деле, это – прямое вредительство. Если мы не ожидаем ответа, то наш ребенок обычно «оправдывает» наши ожидания как не способный к общению. Если же мы будем слушать внимательно, воспринимать жесты, вокализации и слова как осмысленное общение, ребенок почувствует себя уверенно и поймет, что старается не зря. Обращайте внимание на любые попытки ребенка выразить себя. Это поможет лучше понять его и сделает вас более восприимчивым родителем. Единственный способ узнать, что хочет сказать ваш ребенок, – это выслушать, что он говорит. Мы не можем сделать этого, если сами говорим без умолку.

Развитие речи ребенка в домашних условиях – нетрудная задача, которая не требует ни специального образования, ни хитроумного оборудования. Большую часть времени ребенок проводит с родителями и с удовольствием будет копировать своего любимого учителя – вас.

outfund.ru

Вопрос-ответ. Как помочь невербальному ребенку говорить?

Семь советов родителям детей с аутизмом по развитию у них речи

Не так давно исследователи опубликовали обнадеживающие данные о том, что даже после возраста четырех лет у многих невербальных детей с аутизмом развивается речь.

Семьи, педагоги и многие другие по понятным причинам хотят знать, как именно можно поддержать развитие речи у невербальных детей или подростков с аутизмом. Хорошие новости в том, что исследования подтверждают эффективность ряда стратегий для развития речи. Однако прежде чем мы поделимся некоторыми советами, необходимо напомнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка или подростка, может никак не действовать на другого.

Кроме того, важно понять, что хотя каждый человек с аутизмом может научиться коммуникации, но не всегда это происходит с помощью устной речи. Невербальные люди с аутизмом также могут вносить свой вклад в общество и могут жить полноценной жизнью благодаря визуальным методам коммуникации и вспомогательным технологиям.

Ниже приводятся семь стратегий для развития речи у невербальных детей и подростков с аутизмом.

1. Поощряйте игру и социальное взаимодействие. Дети учатся, когда играют, и это включает изучение родного языка. Интерактивная игра предоставляет приятные возможности для общения с ребенком. Пробуйте различные простые игры, которые могут понравиться ребенку. Важно выбирать игры, которые включают социальное взаимодействие. Примеры таких игр включают совместные песни, считалочки и «потешки», шуточную борьбу. Во время игры расположитесь рядом с ребенком, постарайтесь быть на уровне его глаз, чтобы ребенку было проще видеть и слышать вас.

2. Имитируйте своего ребенка. Подражайте звукам и игровому поведению своего ребенка, и это поощрит у него новые вокализации и общение. Это также поощряет вашего ребенка, в свою очередь, подражать вам и действовать с вами по очереди. Убедитесь, что вы имитируете то, как играет ваш ребенок, при условии, что это положительное поведение. Например, если ребенок катает машинку, то вы тоже катаете машинку. Если его машинка врезается, то и вы врезаетесь своей машинкой. Но не надо имитировать выбрасывание машинки!

3. Сосредоточьтесь на невербальной коммуникации. Жесты и контакт глазами могут стать основной для развития устной речи. Поощряйте вашего ребенка, моделируя и положительно реагируя на такое поведение. Преувеличивайте свои собственные жесты. Максимально используйте свой язык тела и тон голоса во время общения с ребенком. Например, протягивайте руку и указывайте, если говорите «смотри», кивайте головой, если говорите «да». Используйте простые жесты, которые ребенок сможет с легкостью имитировать. Например, это могут быть хлопки в ладоши, протягивание рук, разведение рук в стороны. Реагируйте на все жесты ребенка. Если он смотрит или указывает на игрушку, то дайте ему ее, или начните играть в игрушку сами. Аналогичным образом, указывайте на игрушку сами, прежде чем взять ее в руки.

4. Оставьте ребенку «пространство» для речи. У вас может возникнуть естественное желание, заполнить речью паузу, когда он ничего не отвечает. Однако очень важно оставлять ребенку множество возможностей для коммуникации, даже если ребенок не говорит. Когда вы задаете вопрос или считаете, что ребенок что-то хочет, сделайте паузу на несколько секунд, выжидающе глядя на ребенка. Обращайте внимание на любые звуки или движения, тут же реагируйте на них. Ваши быстрые реакции помогут ребенку почувствовать, какая сила заключена в коммуникации.

5. Упростите свой язык. Это поможет ребенку понимать, что вы говорите. Ему также станет проще имитировать вашу речь. Если ребенок невербален, попробуйте преимущественно говорить отдельными словами. (Например, если ребенок играет с мячиком, скажите «мяч» или «кати»). Если ребенок может говорить отельные слова, переходите на следующий уровень. Говорите короткими фразами, например «кати мяч» или «бросай мяч». Продолжайте следовать правилу «на одно слово больше»: говорите на одно слово больше, чем использует в своей речи ребенок.

6. Следуйте за интересами своего ребенка. Вместо того, чтобы отвлекать внимание ребенка, сопровождайте словами то, что ему интересно. Используя правило «на одно слово больше», описывайте то, что делает ребенок. Если он играет с ящиком для сортировки по форме, то вы можете говорить слово «внутрь», каждый раз, когда он засовывает кубик в отверстие нужной формы. Вы можете сказать «кубик», когда он берет кубик в руку, или «кубик упал», когда он бросает кубик и начинает заново. Говоря о том, что увлекает вашего ребенка, вы расширяете его словарный запас.

7. Подумайте о визуальных методах коммуникации и вспомогательных устройствах. Вспомогательные технологии и визуальная поддержка — это не просто замена устной речи. Они могут привести к ее развитию. Примеры таких методов — различные устройства-коммуникаторы и приложения для планшетов, в которых ребенок прикасается к изображениям, чтобы прозвучали слова или фразы. Самые простые визуальные методы — это картинки или группы картинок, которыми ребенок пользуется, чтобы выразить свои просьбы или мысли.

Поведенческий терапевт может выбрать для вас и другие стратегии по поощрению развития речи. Расскажите специалисту про ваши успехи и трудности. Тесное сотрудничество с командой специалистов ребенка поможет вам обеспечить ему необходимую поддержку, чтобы найти свой уникальный «голос».

Самые распространенные ошибки при работе над развитием речи у ребенка с аутизмом

Работа над развитием навыков речи у детей с аутизмом является частью реабилитационного процесса, и все окружающие ребенка — родители, педагоги, тераписты АВА, учителя, воспитатели вкладывают огромные ресурсы именно в эту сферу. Однако, при работе над навыками речи чрезвычайно важно учитывать, что усилия, вложенные в применение тех или иных методик для развития речи, могут не привести к желаемому результату, вследствие неправильных или несвоевременных действий.

Пренебрежение навыками просьбы (Манд-реакциями)
В процессе занятий многие педагоги и родители предпочитают работать над словесной имитацией. Чтобы ребенок повторял звуки, слоги и слова. И долгие часы занятий вкладываются в то, чтобы ребенок повторял «аааа», «оооо», «ииии», «мама». Чаще всего, интенсивная работа над звукоподражанием быстро приводит аутичного ребенка к фрустрации, и он начинает избегать таких упражнений, плакать, кусаться, или демонстрировать другое нежелательное поведение. В данном случае, взрослые часто ошибочно воспринимают навык словесной имитации, как первичный: «Если научится повторять, значит, заговорит». Но на практике это не так. Если навык повторения слогов и слов не развивается одновременно с навыком коммуникации, то даже, когда ребенок научился повторять «аааа», «оооо», «ииии», «мама», это не приводит к тому, что он начинает разговаривать, делиться впечатлениями, или отвечать на вопросы.

Следовательно, для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим — подходить к взрослому, требовать его внимания, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова) что ему необходимо, и получить желаемое. И именно в обучение этому навыку необходимо вкладывать усилия, т.к. благодаря навыку проявления инициативы и коммуникации ребенок захочет общаться и взаимодействовать с окружающими.

Дополнительная причина, по которой педагоги и родители избегают работы над этим навыком — это сложности с воссозданием ситуаций, в которых необходимо обучать обращаться с просьбой. Нам, взрослым, намного удобнее сидеть за столом, и раскладывать карточки, или требовать от ребенка «Повторяй «ааа»!», и намного менее удобно улавливать спонтанную мотивацию ребенка, и учить его просить «хочу бегать!» или «почу смотреть в окно». Или еще хуже — научить ребенка просить «перерыв» или отказаться от выполнения упражнения. «Как же, он тогда заниматься не будет!»

Следует помнить, что если ребенок не умеет просить, функция этого навыка обязательно перейдет на проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или само-агрессии. И «аааа», «оооо», «ииии», «мама» здесь ему не помогут.
Отсюда, каждая программа по развитию речи должна включать работу над развитием навыка просьбы, и работа над Манд-реакциями должна вестись интенсивно и на постоянной основе.

Неправильная процедура переноса контроля и неправильное использование подсказок.
Для того, чтобы ребенок мог проговаривать слово, не только повторяя за взрослым, но и используя это слово для просьбы, или наименуя этим словом предмет, или отвечать на вопрос об этом речевом понятии, требуется правильно использовать процедуру переноса контроля. На практике часто происходит, что ребенок может повторять слоги «со», «ба», «ка», но не может произнести это слово, когда видит карточку с изображением собаки, или ответить на вопрос «Кто лает?». И тогда, когда от ребенка требуют наименовать карточку, ребенок ждет словесной подсказки, либо начинает угадывать, и произносить разные слова подряд, либо повторяет вопрос/эхолалит, либо демонстрирует нежелательное поведение и избегает требований.
Для того, чтобы помочь ребенку произносить слово в разных функциональных ситуациях, требуется проанализировать, какой вид подсказки будет наиболее эффективным в данном случае, и каким способом ее убрать. Часто визуальная подсказка (карточка, на которой написано слово) бывает более эффективным видом подсказки, а метод «Временная задержка подсказки» (Time delay) более эффективным, чем метод «От наибольшей до наименьшей» (Most-to Least). Также очень важно своевременное предоставление подсказки — сразу после основного стимула. Например, если показывать ребенку собаку, и одновременно с этим давать подсказку «Собака», ребенок повторит слово «собака», но данная реакция по-прежнему будет контролироваться подсказкой, а не основным стимулом — изображением собаки. Отсюда, сначала нужно показать основной стимул — изображение собаки, и только потом давать подсказку.

Отсутствие поведенческого момента
В виду того, что появление экспрессивной речи у ребенка является целью занятий, педагоги часто начинают занятие именно с этого — показывают ребенку карточки, и требуют их называть, или требуют повторять слова и слоги, или сразу же отвечать на вопросы. Но для аутичного ребенка, у которого затруднения именно в этой сфере, часто бывает сложно включиться, и он либо ничего не произносит — замолкает, отгораживается, либо демонстрирует нежелательное поведение и плачет. Для того, чтобы ребенок включился и сотрудничал в процессе этих упражнений, желательно начинать занятие с других, более легких и мотивационных зданий. А если ребенок в процессе упражнения на наименование или звукоподражание вдруг прекращает реагировать, или избегает требований, можно быстро сменить направление работы — вместо наименования карточек тренировать различение карточек, вместо словесной имитации переключиться на моторную имитацию. В данных упражнениях педагог может использовать физические подсказки, помочь ребенку включиться, и как только ребенок начинает самостоятельно выполнять нужные действия, переключиться снова на экспрессивные задания. Также очень полезно в процессе занятий использовать «Смешанные блоки», и быстро перемежать разные упражнения (делать, своего рода «Микс» из разных упражнений). Тогда ребенок меньше утомляется, лучше сосредоточен, и быстрее достигает желаемых результатов.

Отсутствие поощрений приближенной реакции.
Многие педагоги не знакомы с методом постепенного формирования реакций (Shaping). Требуя от ребенка идеальной реакции, которую ребенок не может выполнить, а иногда и не используя подсказок, для того чтобы помочь, они доводят ребенка до фрустрации, и обучение заканчивается истерикой. Метод формирования реакции заключается в том, чтобы постепенно привести ребенка к выполнению желаемой реакции, усиливая приближенные формы реакции. Например, если на начальном этапе ребенок не может произнести слово «Пить», а говорит только «Ть», то все равно получает сок, который он просил. На следующем этапе, когда учитель дал подсказку «Пить», и ребенок сказал «Ить», то сразу же предоставляется сок. Теперь, если ребенок скажет «Ть», то сок не получит, а если улучшит реакцию, и скажет «Ить», то получит сок. Таким образом, более отдаленная форма реакции «Ть» угаснет, а приближенная форма реакции «Ить» закрепится. А уже на следующем этапе, таким же образом, сформируется и полная реакция «Пить», вместо «Ить».

Работа на речевыми навыками схожа с работой ювелира. Каждый речевой компонент — просьба, наименование, повторение, ответ на вопрос, понимание сложных двухкомпонентных инструкций, должен формироваться последовательно. Работа над некоторыми навыками не должна опережать формирование других навыков. Например, работа над ответами не вопросы не должна начинаться до того, как у ребенка закрепится некоторый запас наименований, а работа над наименованиями не должна начинаться, если у ребенка не сформирован навык просьбы и нет словесной имитации. А если у ребенка нет начальных навыков моторной имитации, начинать работу над словесной имитацией нецелесообразно, и это приведет к фрустрации. И если не формировать и не тренировать навык обращения с просьбой, то ребенок не научится спонтанно использовать речь и общаться. Необходимо проводить обучение речевым навыкам на основе оценки (VB-MAPP) и выстраивать обучающий процесс последовательно и эффективно.

autism-aba.blogspot.com

StopAutism

Развитие речи

НАЧАЛО РЕЧИ У АУТИСТА. КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ. КАК ПРОДВИНУТЬСЯ В РЕЧИ У РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ В НАЧАЛЕ. ПЕРВЫЕ ШАГИ В РЕЧИ.

Речь сложный, важный и очень трудный процесс для большинства детей с аутизмом. Из 50 детей чья история мне подробно известны трудностей с речью и ее использованием не было только у нескольких детей. Эти дети всегда говорили, их речь началась вовремя и были трудности только с темами на которых дети циклились и в отработке диалога. Чаще же всего дети с аутизмом вообще не овладевают речью сами, речь не приходит вовремя и учится трудно, требуется спецпомощь по всем фронтам.

Речь — это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего ребенка как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание к речи, книгам, буквам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам или карточкам(Пегс), что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до семи лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.
В этой статье написано как НАЧАТЬ ребенку говорить, что поможет в начале, что способствует речи, как может помочь мама и что собственно можно предпринять чтобы научить говорить ребенка с аутизмом. Ведь проблемы аутиста не только в речи и подходят далеко не все методики и классические методы! Мы с сыном прошли и проходим этот путь и делимся опытом!

У Максима классический аутизм (на инвалидности с 3 лет) и он прошел через все сложности речи. Двигался в понимании речи, произношении и освоении каждого этапа речи МУЧИТЕЛЬНО, сложно и долго. Учит и учил речь как иностранную, преимущественно китайскую. Но зато теперь у нас есть ОПЫТ которым мы можем поделиться с другими.

К полутора годам мой ребенок не заговорил, мало лепетал, визжал. К двум годам мы утратили понимание речи полностью, остались вокализации и мычания. Не было ни мотивации учиться, ни желания общаться, никогда не было указательного жеста. Как и у многих были истерики, проблемы с поведением, с настроением, ЖКТ , еда не переваривались,трудности с обучением, взаимодействием и имитацией…С двух лет мы знали диагноз и вели упорную борьбу по всем фронтам, сенсорные нарушения, общение, обучение через АБА, учились сначала имитировать, контактировать, вызывали КАЖДЫЙ звук, закрепляли, использовали, ставили новые…(наша история)

Речь появилась в одно прекрасное и долгожданное утро, как только пришло понимание что каждая картинка и предмет имеет свое НАЗВАНИЕ. И тут же пошел интерес к словам и сознательный указательный жест, КРУГ КВАДРАТ ОВАЛ тыкал и называл ребенок. Максиму было 3,5 года.Он заговорил и зачитал одновременно. Пользуясь текстом как подсказкой и опорой! (видео как Максим начал говорит, другие видео тут)

Но все трудности и проблемы были впереди. Знание предметов и названий это был только этап. Но еще не речь. Не предложения, ни диалог. Это был этап ЭХА и расширения словарного запаса. Впереди было много работы. Которая предстоит скорее всего и Вам. Каждым этапом в развитии речи ребенка с атизмом мы делимся на страницах блога и в Уроках для аутиста.

Для начала речи необходимо:

— необходимо понять, что мешает ребенку слушать и говорить, не мешает ли что то физическое? Если у вашего ребенка нарушено восприятие каких либо органов чувств, есть слабая и сверхчувствительность восприятия, он нездоров, вял, апатичен или наоборот бегает от стенки к стенке , плохо спит, нарушено ЖКТ и ферментация…необходимо сначала решить эти первостепенные проблемы. Здесь вам помогут знания из области сенсорной интеграции и питания, витаминная поддержка ребенка. Ведь когда ребенок здоров, он РАЗВИВАЕТСЯ!
— понимает ли ребенок речь? НЕ понимание речи и фонематические проблемы слуха очень частые при аутизме: ребенок слышит всегда разные звуки, не те звуки, булькание, шипение, не понимает что говорят, понимает только один голос, не понимает речь на разных частотах… И долго, очень долго не понимает что каждое слово имеет свое НАЗВАНИЕ. Собственно поэтому нет указательного жеста и к речи ребенок не особо прислушивается. В качестве эксперимента попросите мужа рассказать вам что то о двигателе автомобиля, а сами в это время нырните под воду и попытайте ПОНЯТЬ о чем вам вещают и перескажите услышанное. Усложните себе задачу, вы знаете русский, пусть говорит на английском. Наши дети часто затрудняются именно в УСЛЫШАНИИ и ее ОСМЫСЛЕНИИ. Данная способность приобретается ближе к пяти годам и ранее если дополнительно заниматься этими зонами мозга.(Томатис, Терапии звуком, МП)
если ребенок здоров, улыбается,понимает все больше, уже готов учиться, ЧТО ОН ЛЮБИТ? Его пристрастия, его особенности, его проблемы. Учитывая + и — ПОНИМАЯ ребенка можно пойти через его интересы. Мотивировать занятия тем что на данный момент нужнее, вкуснее и привлекательнее для Вашего ребенка.
— налажен ли ваш контакт? Очень важный пункт. Готов ли ребенок учиться у вас. Выстроили ли вы новые отношения. Ведь раньше вы так часто отступали, где то злились, а ребенок привык что можно поорать и мама отстанет. Новому человеку легче. Но мама точно может сделать больше! Поэтому холдинг вам в помощь и настойчивость. Увеличивайте полезное время постепенно, но регулярно. Используйте быстрый темп, новые игрушки, эмоциональные развлечения и игры для своего ребенка. За столом(АБА) и в жизни(МБА). И он обязательно полюбит проводить время с ВАМИ. (не забывайте п.1 с ним развитие будет более спонтанным)

— научить ребенка имитировать, речь тоже имитация просто более сложная. Сначала крупные движения тела, руками, имитация с предметами, потом имитация языком и звуки. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Вознаграждайте любимой вкусностью такие мини-уроки и задания.

-струя воздуха! Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, трубу. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д. ПОДРОБНЕЕ О ДЫХАНИИ
-понимание что каждый предмет как-то НАЗЫВАЕТСЯ. Упростите свою речь и в момент когда ребенок смотрит называйте предметы, одинаково и просто, показывайте карточки и презентации по методике Доман. Как можно чаще. Короткими сессиями в течении всего дня. Даем хороший указательный жест сами и формируем жест у ребенка ,сначала показывая его рукой, потом помогая указать.

— если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, языком, можно записаться на мануальный или логопедический массаж. Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. И крупную. Дети развиваются через игру.

— необходим интерес к речи, речь учится через ИСПОЛЬЗОВАНИЕ! Прислушайтесь к звукам вашего ребенка. Выпишите ВСЕ что ребенок может произнести и используйте это. Скомбинируйте звуки в слоги. Или придумайте на каждый звук слог СМЫСЛ. Может сказать КА — это будет просьба печенки. Может сказать ИИИИ — пусть просит таким образом играть в планшет. Ничего не давайте бесплатно. Пусть игра скажи — повтори — попроси станет частью вашей жизни (АБА, МБА)

-Если уже понимает, но еще затрудняется, используете ли вы ПОДСКАЗКИ? Говорите ли коротко, привлекаете ли сначала внимание к объекту или картинке. Используете ли САМЫЕ простые книги когда обучаете, не перегруженные деталями, лучше просто карточки с подписанным названием. Все предметы которые называем подносим к ребенку ближе или указываем на него, лучше рукой ребенка. Хорошо бы и карточки повесить. Например одеваемся в коридоре ШАПКА говорите вы, показываете на стене картинку, потом показываете на предмет одежды. Потом даете ребенку и говорите контрольно — ШАПКА.
— Всю другую речь фоном УБИРАЕМ! Правило + 1 слово. Если ребенок не говорит. Вы говорите ОДНОСЛОЖНО. Если говорит уже одно слово. Вы говорите два. И т.д.
-Презентации и мультики должны быть не про все на свете, а категориями, четкие, понятные, желательно по методике Доман. Где и текст и картинка, а главное категории: животные, обувь, овощи, транспорт. Именно так правильно. Так как смотря презентации или карточки про породы собак например ребенок САМ вычленит что собаки бывают и маленькие и большие, у всех 4 ноги, такое строение, такая голова…

-Расширяем количество звуков,слогов, вызываем и закрепляем новые. Поддерживаем интерес к музыке, речи, подражанию. Попыткам что то произнести, вокализировать. Когда получается новый звук или слог закрепляем его. Записываем, отрабатываем за вкусности. Комбинируем, наращиваем словарный запас из легких, важных для ребенка слогов-слов. Говорим одинаково, коротко, четко. В момент когда ребенок смотрит и видит, формируем указательный жест и сами активно им пользуемся!
— Берегите свои силы. Не занимайтесь через силу, поищите новые материалы или идеи если застопорились и заскучали. Отложите то что не идет. Ставьте не более ТРЕХ заданий-задач на самое ближайшее время. Руки вверх. Звук ААА. Принеси предмет\ты + творчестсво, моторика, сенсорика, как поощрение и игра. Добавляйте новое, повторяйте старое. Пишите себе списки того что уже умеете и планируете. И радуйтесь мелочам!

ВАЖНО.
Как бы трудно не давалась речь, ВИНОВАТ аутизм, а не ребенок! Считайте что ребенок МОЛОДЕЦ в любой случае. И возвращайтесь в пункт 1, потом 2 … Ищем новые подходы к обучению особого ребенка, используя его сильные стороны и работаем над слабыми. ХВАЛИМ ребенка и себя. Все дается труднее и Вам и ребенку. Убираем чувство вины и ставим реальные цели на несколько шагов вперед!

Что может помочь в развитии речи:

Глобальное чтении— это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь.

Можно купить методику целиком «Чтение с пеленок»-«Умница», мы покупали комплекты для чтения с рук, на авито. Можно печатать новые слова и картинки самим. А так же в любом книжном есть множество карточек на разные категории и нужды. Методика Доман активно представлена в играх для планшетов, на ютубе. Особенно рекомендую мультфильмы про обезьянку читалку. Это целая серия мультфильмов и уроков по обучению чтению, через которую и заговорил мой ребенок. (ТУТ наш опыт и коллекция материалов и презентаций для занятий).
Данная методика идет через интересы наших детей, использует их сильные стороны, ЛОГИКУ и поэтому так эффективна. Дети намного легче учатся через визуальные образы, НО мультики надо убирать вообще, только подобранные, ВЫБРАННЫЕ и нужные полезные мультфильмы и презентации! Как поощрение и обучение. Лучше утром пока мозг свежий и не позже чем за час до сна.

Снимайте САМИ учебные видео, ведь можно один раз записать как вы читаете стихи или показываете карточки, снимайте губы и карточку как можно ближе, усилено артикулируйте. Я записывала и аудио и видео учебные ролики, то чему хотела научить, как рисую, как рассказываю потешку, как читаю Репку…Часто дети не хотят смотреть на нас, но любят мультики и отлично учатся (видеомоделирование)

ПОМНИТЕ. Кроме фундамента(слух, здоровье, кишечник) У ребенка с аутизмом основная проблема в МОТИВАЦИИ! Он не мотивирован на общение, не стремиться УГОДИТЬ, поэтому он не учится имитировать, не стремиться услышать и повторить! Поэтому работаем над этим прежде чем вызывать речь. Строим СТЕНЫ: взаимодействует=слышит=пытается выполнить=понимает. И тогда речь обязательно придет. Используйте любую мотивацию для обучения вашего ребенка! Ведь именно ее не хватает ребенку чтобы начать учиться! Преодолев барьер НЕ ХОЧУ учиться, ребенок будет двигаться в разы быстрее!

Сейчас Максиму 5,5 лет. Он говорит 2-3 слова подряд. Обращается с просьбами. Отвечает на простые вопросы. Говорит НЕТ. Комментирует действия и предметы и комбинирует слова САМ. Все чаще общается речью и строит хоть пока и не правильные но фразы и словосочетания! Он печатает на компьютере, он умеет читать, он учится по-другому, он осваивает речь ИНАЧЕ и мне приходится придумывать и подстраиваться, изучать новое!
Мне пришлось прослушать, прочитать, разыскать и освоить по развитию речи множество материалов и методик. И превратить все это в практический и обучающий материал для работы с моим сыном. Максиму учит речь ПО-ДРУГОМУ, он учит как компьютер, осваивает речь через образы, категориями, используя ЛОГИКУ и раскладывает по полочкам и по папочкам!
Каждый новый этап в речи дается моему сыну немного легче и проще чем предыдущий! Но требуются и свои методики и хитрости и дополнительная мотивация и подсказки. Важно не застрять в речи на нескольких словах, только на существительных, постоянно двигаться ВПЕРЕД! И учитывать и сложности и особенности Вашего конкретного ребенка в речи. Убирать причины. Чтобы ребенок пользовался речью и ГОВОРИЛ.

«Услышать твой голос», узнать что хочет ребенок, услышать ответ, а потом и осознанный вопрос. РАЗВГОВАРИВАТЬ со своим ребенком, слышать не только голос но и МЫСЛИ. Это высшая цель и высшее СЧАСТЬЕ!

Желаю чтобы Ваш ребенок не просто говорил, но и делал это ОСОЗНАННО!

Подробнее о развитии речи написано в УРОКАХ ДЛЯ АУТИСТА:

Наш самый первый опыт в речи описан в книге «Как я снова начала улыбаться», книга выложена в помощь всем мамам Главе 15 «Речь или как добиться первых успехов»

Дописано в 7 лет…Про речь часто спрашивают и вот наш ответ по всем годам и становлении речи…

В 3,5 года первые слова через методику Доман — чтение. Без визуальной подсказки и опоры заговорить не мог как мы не старались. Первые звуки ставила отдельно. Не знал как складывать язык губы…Есть опыт на блоге в Уроках http://stopautism.ru/уроки-для-аутиста/

До пяти лет так и были называния предметов и слов. Долго не могли перейти на словосочетания и вообще, уйти с называния предметов. Долго не понимал глаголов, прилагательных, то есть учил все что можно посмотреть потрогать и показать…. Диалога не было никакого! Кроме за ученого Что висит на потолке-люстра. На вопросы о себе-путался. В пять наконец-то освоили ДА и НЕТ.
Со временем диалог стал поживее! Многое стал усваивать и про себя, мальчик или девочка, люблю, не люблю, семья и так далее..

В шесть уже шаблоны-предложения, готовые фразы появились но и из мультиков тоже, так что был целый фонтан речи от которой уставали все….
В 7 лет сейчас вполне терпимо говорит и все меньше лишнего. Понять, договориться, спросить и ответить минимально можем практически ВСЁ.
Но учит Максим буквально. То есть если аист приносит детей выучили. То что ребеночек в роддоме, у мамы в животике надо учить отдельно и как бы вообще все учить. Ты был в животике. Папа был в животике. Бабушка это мама…..
То есть все что Максим не знает он просто еще не понял! Не квалифицировал в голове не сложил в ПАПОЧКИ.
Он мыслит сейчас категориями. И поэтому ему нравятся вопросы летает ли крокодил, зебра квадратная? Поварешкой едят и так далее. То есть он знает слова, категории, бывает так или не бывает, хочет или не хочет, нравится не нравится, подходит что то или не подходит. Если ошибиться в счете, месяце, дне недели, сказать не правильно что то — заметит и засмеется.
Трудно давались он она они, а соответственно окончания слов. Я — как Я недавно только поставили и окончания Я купил, я поел, я поиграл, я читаю и так далее еще бывает путает.

Предложения в основном использует шаблонные: можно попить? можно в окошко посмотреть? Задает вопросы где мама, папа, любимая книжка или машинка. Куда пойдем, комментирует дни недели и планы если знает. Часто повторяет особо впечатлившие фразы. То есть даже сказанные однажды или услышанные. То есть как бы зацикливается.
— А у нас сестры нету например хит последнего месяца)))
В целом в речи очень двигается начиная с пяти лет. Очень помогают и помогли в слышании речи и правильно понимать, и в целом в мотивации, и желании говорить терапии звуком http://stopautism.ru/терапия-звуком/. На Тенториуме с трех лет и НАВСЕГДА, так как это самовосстановление, помощь иммунитету, жкт и желание ребенка учиться и радоваться жизни…http://stopautism.ru/коррекция-выбор-терапии-наш-опыт/тенториум/

Занятия как таковые за все года были каплей в мооооореееее. И вернувшись назад я бы поменяла многое в сторону не занятий, а терапий изнутри, работы над ПРИЧИНАМИ, а не симптомами еще больше.
Из окружающей среды, садика, логопедов Максим взял 5% за все года максимум, польза в социализации и правильном примере конечно очевидна…
То что помогло учиться кроме терапии изнутри в речи:
— методика Доман и чтение
— мультики обучающие
— презентации по Доману
— наглядные пособия и книги в системе(где понятен логика и принцип, задания повторяются)
— примеры из жизни взять охапку обуви и распределять ЧЬЯ, постоянные наши ШАБЛОНЫ, сказанные одинаково и вовремя.
— рождение и взросление БРАТИКА. — беспроводные наушники и записанная там речь, стихи, загадки, песни, правила речи, шаблоны про себя(наш хит в обучении видимо многократное повторение одинаково и наглядно или на слух дает лучшие плоды)
— умение(сначала по упрощенной клавиатуре) и огромный интерес печатать на компьютере, искать слова, смотреть про себя видео и как бы заново учиться(смотрит многие свои ролики на Ютубе и бесплатно повторяет и занимается — самое любимое занятие последнее время)
— сейчас книги, методички, карточки, энциклопедии. Опять же через чтение и любовь к буквам, словам. А так же то что сын видит себя на экране с этими книгам, тетрадкам, за этими играми….

Ну и правильные шаблоны: то есть я говорю от лица Максима «мне не нравится, я хочу, потому что я…». Одинаково — то есть ставлю шаблоны правильной речи. Особенно хорошо учится Максим у младшего ребенка. Его просьбам, словам, фразам и речи! Больше всего берет через ЧТЕНИЕ и через наглядность. Чтение вообще сыграло важную роль в становление речи. Так как именно на писаный текст и под писаные картинки явления, презентации обучающие и видео были основой нашего обучения! Текст который написан он не меняется, всегда одинаков и понятен. Чтение невероятное подспорье для всех детей которых я знаю. Сейчас Максим все свободное время читает тетради, книжки, карточки, энциклопедии, подписи, картинки, в интернете, а значит учится самостоятельно.
Печатает на компьютере слова в Яндекс картинках и смотрит как они выглядят, понимает новые схожести и различия….Осваиваем новые понятия, более сложные, учимся….


Лучше всего речь и продвижение в речи и проблемы которые остались видно в видео, на нашем канале Ютуб множество видео за все года! https://youtu.be/QuAEsAx0HPA
Или на блоге http://stopautism.ru/видео/

Я думаю в речи у нас все будет ХОРОШО! Мы научимся и окончаниям и предлогам и суффиксам и склонениям через русский язык, чтение, презентации и видео, удачные пособия и книги. Через методику Жохова и собственные уроки по битам которые я готовлю Максиму, наушники, ютуб, видео, садик, школу… Через пример, шаблон, наглядность…

С Максимом уже можно разговаривать! Чуть хуже идут вопросительные слова их много и от них зависит ответ. С ними работаем отдельно и их надо как бы сыну тоже понять и квалифицировать…Рассказываем стихи, учимся петь

Главное Максим СЛЫШИТ, ПОНИМАЕТ,не молчит, не игнорирует вопросы, пытается подумать, ответить, спрашивает сам и комментирует, шутит…

ИНТЕРЕСУЕТСЯ речью и миром вокруг — это самое важное! Как я и мечтала, Максим ГОВОРИТ и говорит все лучше, четче и понятнее и правильнее!

stopautism.ru