Формы детского аутизма

Менеджмент

Другие формы общих расстройств развития (атипичный аутизм,

аутистическиподобные расстройства, парааутистические расстройства)

Атипичный аутизм (атипичный детский психоз, умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами) (F84.1)

Аутизм после приступов шизофрении. Этот вид аутизма в отечественной детской психиатрии обычно называют детским аутизмом процессуального генеза (имеется в виду эндогенный болезненный процесс). В МКБ-10 этот вид расстройств называется атипичным детским психозом, который входит в группу атипичного аутизма. Этот психоз начинается не с первого года жизни, а у детей 3—5-летнего возраста после периода нормального психического развития. Изменения в состоянии и развитии у этих детей обычно возникают аутохтонно и нарастают постепенно. Состояние вначале характеризуется неврозоподобными, аффективными нарушениями, к которым затем присоединяются кататонические, кататоно-гебефренные расстройства и другие позитивные симптомы, свойственные детской шизофрении. По выходе из психоза в клинической картине обнаруживаются остановка в умственном развитии, изменения моторики (появление моторных стереотипии), нарушения речи, расстройство самосознания, симптомы протодиакризиса, эмоциональное оскудение и выраженный аутизм.

Таким образом, после перенесения приступов шизофренического психоза формируется особое дефицитарное состояние, сходное с синдромом Каннера. Следует отметить, что в этих случаях наблюдается не весь комплекс расстройств, свойственных синдрому Каннера. Рассматриваемый вариант аутизма отличается от последнего наличием также резидуальных кататонических, аффективных, а иногда неврозоподобных симптомов и периодическим их усилением.

К этой группе аутистических расстройств относятся атипичные формы детского аутизма — случаи их возникновения при определенных формах клинической патологии, когда поражение мозга является одним из основных проявлений заболевания — различных органических мозговых процессов, вызванных хромосомными болезнями (болезнь Дауна, ФКУ, синдром Х-ломкой хромосомы и др.) и тяжелых обменных нарушений в организме. Для аутизма в таких случаях характерно его развитие на фоне выраженной в той или иной степени умственной отсталости.

Аутистический синдром при умственной отсталости проявляется в меньшей степени, представлен не всем комплексом свойственных ему признаков, т.е. является неполным и стертым. В этих случаях больше всего нарушена способность к общению с окружающими, но и эта особенность выражена значительно меньше по сравнению с ранним детским аутизмом Каннера. Отсутствуют также атетозоподобные стереотипные моторные феномены, менее изменена и эмоциональность, больные сохраняют привязанность к матери. Иногда аутистические проявления усиливаются или, наоборот, смягчаются, становясь почти незаметными, в динамике основного заболевания. По мере прогрессирования основного заболевания, а иногда и просто в связи со взрослением больных они, как правило, исчезают.

В клинической картине в этих случаях наряду с умственной отсталостью большое место занимают признаки соматического дизэмбриогенеза, характерные для того или иного основного заболевания.

Среди парааутистических расстройств наибольшее практическое значение имеет психогенный (депривационный) аутизм, который впервые был описан L. Nissen в 1975г. у детей 3—4 лет, лишенных матерей и воспитывающихся в детском доме.

Психогенный аутизм проявляется нарушениями общения и недостаточностью коммуникативных функций, задержкой развития речи и моторных навыков. Будучи предоставленными самим себе, такие дети молча занимаются однообразной игрой или проводят время в бездействии, лежа на полу. Иногда у них можно выявить застывание в одной позе и эхолалию. Периодически у них может возникать моторное беспокойство в виде бега, прыжков или длительного однообразного раскачивания, верчения кистей рук, сосание пальцев, одежды. В общении со взрослыми они крайне неактивны и подчас безучастны; не реагируют на обращения к ним, показ игрушек, даже самых красочных и ярких. У них отсутствует ориентировочная реакция на новые предметы и людей: в этой ситуации не возникает ни оживления, ни любопытства, ни страха; не возникает радости при виде сладостей, а также при виде щенка или котенка, что так типично для здоровых детей. Аутичность детей может достигать степени псевдослепоты и псевдоглухоты. Только повторная тактильная, звуковая, зрительная стимуляция позволяет выявить у них ориентировочную реакцию в виде слежения глазами. При этом при отсутствии реакции на раздражители обычной громкости и силы они могут реагировать на императивный приказ, высказанный повышенным тоном. Многие дети равнодушны к смене привычного стереотипа.

Принято считать, что при психогенном аутизме прежде всего страдает эмоциональная сфера, а задержка развития когнитивных функций, лежащая в основе формирования социальной активности и поведения, является вторичной.

Поведение детей в целом в этих случаях напоминает таковое при синдроме Каннера, но в отличие от последнего дети с психогенным аутизмом при активной стимуляции способны к обучению и подражанию (например, игровых действий). У них не обнаруживается негативизма и парадоксальности реакций.

Аутистические расстройства ведут к вторичной задержке умственного развития.

По мере взросления ребенка-сироты парааутистический синдром претерпевает частичное обратное развитие. С запозданием формируется речь, расширяются способности к общению, реже возникают депрессивные состояния. Но вместе с тем все более отчетливо выступают особенности личности, эмоциональная незрелость, в ряде случаев затруднения в установлении межличностных связей (как со взрослыми, так и со сверстниками), недостаточная способность к сопереживанию и сниженная мотивация к труду (иногда с рентными установками). Вместе с проявлениями задержки умственного развития пограничного уровня это формирует своеобразный дефицитарный тип личности.

Другие формы депривационного аутизма. Элементы аутистических расстройств могут отражаться на особенностях поведения и личности больных, лишенных полноценного общения с окружающим миром в случаях зрительной, слуховой (при слепоте, глухоте, глухонемоте) и иной депривации (например, при невозможности передвигаться при ДЦП). Но такие формы аутистических расстройств отличает не только сохранность эмоциональной сферы, но и ее повышенная чувствительность к внешним воздействиям, раздражительность и аффективная лабильность. Полностью отсутствуют моторные проявления аутизма и стереотипии в поведении. Временная задержка психического развития и речи (за исключением случаев глухонемоты) корригируется педагогическими воздействиями в специально созданных условиях, и такие дети могут достигать высокого уровня интеллектуального развития, хотя в некоторых случаях они и будучи взрослыми остаются менее общительными или общительными в ограниченном круге близких людей.

lartdoll.net

Формы детского аутизма

Ремшмидт X.
Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение

3. Синдром Asperger (аутистическое расстройство личности)

3.1. Характерные симптомы

Это расстройство, как правило, диагностируют позднее, тем ранний детский аутизм (синдром Kanner). Впервые его описал Hans Asperger в 1944 г. независимо от Leo Kanner. Если следовать определению (Asperger назвал его аутистической психопатией), этот синдром нужно относить к расстройствам личности. Однако в современных классификациях психических заболеваний (МКБ-10 и DSM-4) его, как и ранний детский аутизм, причисляют к «общим расстройствам развития».

Симптомы, характерные для синдрома Asperger, перечислены в табл. 6 как диагностические критерии МКБ-10 и DSM-4. Из таблицы следует, что обе классификации во многом сходны. Ведущими признаками синдрома Asperger, согласно обеим классификациям, являются перечисленные ниже симптомы.

  • Качественные нарушения социального взаимодействия. Они предполагают, что больные дети и подростки имеют отклонения в невербальном поведении (жесты, мимика, манеры, зрительный контакт) и не в состоянии устанавливать непринужденные контакты со своими сверстниками или людьми более старшего возраста. Такие дети не способны к эмоциональному сопереживанию и не могут разделить радость, раздражение и гнев окружающих.
  • Необычные, специфические интересы и стереотипные формы поведения. Под этим понимают, например, мономанический интерес к весьма специфическим областям знаний, чаще всего не являющимся объектом всеобщего интереса, например, к температурам плавления металла, динозаврам, церковным башням, сортам пива или стиральных машин. При этом необычны не только интересы, но и степень увлеченности пациентов. Они постоянно вовлекают лиц из своего ближайшего окружения в разговоры на волнующие их темы, так как не могут говорить ни о чем другом.

    Таблица 6. Критерии диагностики синдрома Аспергера по МКБ-10 и DSM-4 (в сокращенном виде)

    В отличие от раннего детского аутизма при синдроме Asperger отсутствуют задержка речевого развития, а также нарушения когнитивного развития. Обычно лети с синдромом Asperger начинают учиться относительно рано и учатся хорошо, иногда для них характерны довольно необычные речевые обороты, а их интеллект соответствует возрастной норме. Во всяком случае средний уровень их интеллектуального развития явно выше, чем у детей и подростков с синдромом Kanner.

    По сравнению с больными синдромом Kanner у детей и подростков с аутизмом Asperger реже наблюдаются выраженные нарушения контактов; нередко уровень интеллектуального развития у них хороший или выше среднего. Отклонения выявляются позднее, чем у детей с синдромом Kanner, прежде всего в ситуациях, когда предъявляются особые требования к их способности интегрироваться в социум, т.е. при посещении детского сада и позднее — школы. Степень выраженности расстройства может значительно варьировать.

    Наблюдается раннее речевое развитие, дети часто начинают говорить раньше, чем ходить, у них достаточно сложная речь с богатым словарным запасом и в ряде случаев — оригинальным словообразованием. Коммуникативная сторона речи имеет иные особенности, чем у детей с синдромом Kanner. Они говорят тогда, когда хотят, не обращая внимания на слушателей (спонтанная речь) и нередко ведут беседу сами с собой. У них отсутствуют такие характерные для раннего детского аутизма речевые особенности, как зхолалия, неправильное употребление личных местоимений, а также задержка речевого развития. Для таких детей типичны своеобразные отклонения интонационного оформления речи. Им свойственны оригинальные идеи, они обладают хорошим логическим и абстрактным мышлением. Далекие от практической деятельности, узко специфические, особые интересы больных аутизмом всегда воспринимаются социальным окружением как необычные. Иногда они сосредоточивают внимание на определенных научных областях теоретического плана, где знания не могут быть применены; преобладает чисто теоретическое накопление знаний. Несмотря на хороший интеллект, они часто плохо успевают в школе, так как, подобно детям с ранним детским аутизмом, имеют выраженные нарушения внимания, возникающие не за счет внешних, а за счет внутренних отвлекающих факторов, т.е. поглощенности самими собой.

    Бросается в глаза также неуклюжесть в движениях больных аутизмом. Нередко у них наблюдается так называемая диспраксия, характеризующаяся тем, что планируемое действие может быть осуществлено лишь не полностью, в виде конкретного акта. Дети с синдромом Asperger плохо ориентируются в людях или в социальных ситуациях и бывают бесцеремонны в реализации своих желаний. Они часто радуются, видя раздражение окружающих, и не соблюдают дистанции, а также не понимают юмора. Их эмоциональная сфера качественно отличается от таковой окружающих: они дисгармоничны по характеру, в них часто сосуществуют поразительные противоречия. Правда, такие дети бывают способны и на глубокие переживания. Из-за отклонений в поведении они легко становятся посмешищем в школе, на что реагируют весьма неадекватно, иногда чрезмерно агрессивными действиями. Из-за такого поведения их иногда удаляют из школы. Дети с синдромом Asperger явно стремятся к социальным контактам, но не знают, как их установить.

    www.autism.ru

    Проявления крайне разнообразны. Они включают следующие нарушения.

    1. Нарушение общения

    Основным признаком заболевания считается аутизм — невозможность устанавливать отношения с окружающими людьми, болезненная боязнь контакта с ними, отгороженность от внешнего мира. Это проявляется с самого рождения отсутствием адекватной эмоциональной реакции на мать, тревогой при общении со всем новым, игнорированием общения со сверстниками, стремлением к территориальному уединению, одинаковым отношением к одушевленным и неодушевленным предметам, гиперчувствительностью к физическому воздействию, прикосновению и т. д.

    Отношения с матерью. На первом году жизни достаточно специфичным является отсутствие характерной «позы готовности» (встречного движения) при взятии ребенка на руки. В целом характерны 3 формы отношений с матерью: а) симбиотическая (при уходе матери возникает тревога); б) аутистическая (не реагирует на присутствие и уход матери, предпочитает оставаться в одиночестве; в) негативистическая (ребенок пытается прогнать мать, отталкивает рукой). Эти формы могут сменять одна другую.

    Отношения с детьми. В отношениях с детьми достаточно отчетливо наблюдаются: а) попытки избежать общения (тянет мать за руку и говорит «уходим, уходим»); б) полная индифферентность (играет в песке, не обращая внимание на детей); в) появление страха в присутствии детей; г) избирательность общения с детьми;

    д) агрессивные действия в адрес детей, в том числе и к собственным братьям, сестрам.

    На первом году жизни отмечается задержка развития предречевых вокализаций — гуления, лепета, псевдослов, отсутствие интонационной выразительности и специфического сигнального значения крика-плача и других вокализаций. В раннем возрасте отмечается запаздывание сроков появления первых слов и фраз, длительное сохранение эхолалических речевых форм. Нарушения формирования экспрессивной речи проявляются отсутствием ответов на заданные вопросы. Дети не используют по отношению к себе формы и местоимения в первом лице (например, выражая желание получить игрушку, говорит «дать»). Характерны эхолалии (на вопрос «пойдем гулять?» ребенок отвечает: «гулять»). Дети могут достаточно правильно воспроизводить мелодии известных песен. Отмечаются элементы скандирования, фразы носят отрывочный характер, нередко фразы рифмуются, эпизодически произносятся слова, не имеющие значения в данной ситуации, например, при беседе с врачом ребенок произносит «катаракта», «экскаватор» [41]. Высказывания не передают эмоционального тона переживаний, отмечается нарушение интонации, иногда ударение ставится на последних слогах, слоги произносятся с напевом. Нарушается порядок слов. Относительно специфической является автономная речь, разговоры с собой или полный мутизм. Вместе с тем встречаются сложные речевые формы, использование вводных слов, таких как «как говорят», «видите ли». В частности, ребенок 5 лет поправил врача: «Надо говорить не скучно, а скушно». Общая закономерность выражается в нарушении коммуникативной функции речи. Первые признаки потребности в речевом общении появляются лишь к 6-8 годам.

    pedlib.ru

    Autism.com.ua

    Профессионально об аутизме

    Главное меню

    Авторизация

    Синдром раннего детского аутизма

    Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

    Внешние проявления РДА.

    Аутизм. Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении глазного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
    Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.
    Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи. Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».
    Раннее проявление вышеперечисленных расстройств (до 2,5 лет).

    Причины и механизмы возникновения РДА.

    В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет единого представления о патогенетических механизмах РДА. Самыми распространенными причинами считают генетическую предрасположенность, следствия вакцинации детей, экологический фактор, различные стрессы и травмы в пре- и постнатальный период.

    Классификация РДА по степени тяжести.

    Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

    1. полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности – голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
    2. активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети, относящиеся к 1-ой группе.
    3. захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
    4. чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.

    При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.

    autism.com.ua

    Медики: даже самые сложные формы детского аутизма поддаются корректировке

    Главное, вовремя распознать проблему. Чем раньше начать занятия с ребенком – тем будет благоприятнее прогноз.

    Такие дети в будущем могут найти работу, даже создать семью. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала заведующая Центром раннего вмешательства Центрального района Минска Анастасия Макарова.

    Хотя аутизм в принципе неизлечим, большинство его проявлений поддаются корректировке посредством развивающих занятий, – отметила Анастасия Макарова. – Важно вовремя распознать проблему. Если у родителей есть сомнения в здоровье ребенка, стоит записаться на прием к педиатру – он пообщается с малышом, проведет тесты, анкетирование. Возможно, отправит его на консультацию к неврологу или в районный Центр раннего вмешательства. Если врачи найдут явные нарушения, направят к детскому психиатру. Часто у малышей под аутизм маскируются задержка речевого или психического развития.

    Сегодня в учреждениях образования Минска обучаются 370 деток с аутизмом. В том числе 147 – дошкольного и 223 – школьного возраста. 127 из них посещают интегрированные классы.

    Если правильно работать с такими детьми, можно кардинально изменить качество их жизни, – говорит главный специалист общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Александра Довнар. Социально адаптировать и даже интегрировать в общество сверстников. Ежегодно увеличивается количество деток с аутизмом, которые обучаются в минских школах, ходят в садики. По сравнению с прошлым годом их стало больше почти на 100 человек. На базе центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минска созданы банки данных детей с аутистическими нарушениями. Ресурсные центры оказания помощи детям с аутистическими нарушениями работают на базе Минского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в Специальном детском саду № 235 и в средней школе № 5.

    Справочно

    Детей с аутизмом с каждым годом становится все больше. По данным международной организации Autism Speaks, каждый 45-й ребенок в мире имеет те или иные расстройства аутистического спектра – это почти 2 % от всех детей.

    minsknews.by